О противоречии бюджетной и монетарной политики современной России как основной причине кризисов
Корищенко К.Н.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 20 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Глобальные рынки и финансовый инжиниринг *
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24294588
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
Статья посвящена эмпирическому исследованию вопроса о причинах периодических кризисов в российской экономике и является продолжением статьи автора «Влияние обменного курса рубля на динамику экономического роста». Для расчетов и графиков использовались данные Банка России по основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики за 2000-2015 годы. На основании макроэкономической статистики России за период 1995-2015 годов выделены основные факторы (реальный эффективный курс рубля, цена на нефть, капитальный счет платежного баланса, темп роста регулируемых цен), которые позволяют построить модель развития кризиса.
В качестве главных причин кризисов 1998, 2008 и 2014 годов предложена идея о наличии постоянного противоречия между денежно-кредитной и бюджетной политиками государства. Данное противоречие иллюстрируется на примерах каждого из этапов экономического развития России (1995-1999, 2000-2008, 2009-2014).
Предложена модель самоподдерживающегося кризиса и пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: экономический кризис, бюджет, платежный баланс, реальный эффективный курс, индекс регулируемых цен
1. Введение
Если попытаться найти один график, с помощью которого можно было бы проиллюстрировать экономическую политику России за последние 20 лет, то это наверняка будет динамика реального эффективного курса. В нем, как в капле воды, отразились все драматические изменения в экономике страны за этот период.
Рисунок 1. Реальный эффективный курс рубля (1992-2015)
Это:
1) период резкого укрепления рубля в условиях валютного коридора «рубль-доллар» и мягкой бюджетной политики (1995-1998), закончившийся кризисом 1998-1999 годов;
2) следующий период значительного укрепления рубля 2000‑2008 в условиях «расширяющегося валютного коридора с привязкой к корзине» и профицитного бюджета с накоплением резервных фондов, закончившийся кризисом 2008 года;
3) период «подстраивающихся» бюджетной и монетарной политик, без ярко выраженного укрепления рубля и c умеренным дефицитом, закончившийся кризисом 2014 года.
Но вне зависимости от периода в экономической политике наблюдалось противоречие между бюджетной и монетарной политикой, которое в конечном счете и приводило возникновению кризисной ситуации.
Анализу сущности данного противоречия и возможным вариантам его предотвращения в будущем и посвящена настоящая статья.
Основной целью развития любой экономики является ее устойчивый рост. Если мы сравним темпы роста России и США, то за последние 20 лет (1995-2014) темпы роста у России в среднем были даже выше, чем у США, но при этом волатильность динамики ВВП также была значительно выше.
Рисунок 2. Реальный ВВП России и США
Рисунок 3. Россия: ВВП и денежная масса (М2)
В соответствии с основным уравнением денежной теории рост объема выпуска при прочих равных связан с темпом роста денежного предложения. В качестве денег для России наибольшую объясняющую силу исторически имел агрегат М2.
На основании данной зависимости можно сделать вывод, что нестабильность роста ВВП России прежде всего связана с волатильностью динамики показателя М2.
При этом связь между ростом денежного предложения и инфляцией не имела такой ярко выраженной зависимости.
Однако прослеживается вполне очевидная зависимость между индексом реального эффективного курса рубля и динамикой изменения денежных агрегатов вне зависимости от типа агрегата – денежная база или денежная масса.
Рисунок 4. Россия: Инфляция и денежные агрегаты
Рисунок 5. Россия: Реальный эффективный курс рубля и денежные агрегаты
Вышеприведенные рассуждения фиксируют тот факт, что в российских условиях изменение объемов денежного предложения влияет на темпы роста ВВП и на реальный курс рубля значительно существенее, чем на уровень инфляции.
Для более детального анализа этих взаимосвязей рассмотрим все три этапа по отдельности.
2. Этап 1 (1995-1999)
В истории современной России первый целостный вариант реализации целенаправленной ДКП (1995–1998) был связан с введением валютного коридора при сохраняющихся ограничениях по текущему и капитальному счету. В этот период бюджетная политика была крайне слабой, дефицит бюджета достигал 20% от расходов и финансировался за счет выпуска ГКО-ОФЗ и других видов заимствования (например, налоговых освобождений). В той модели ДКП основным источником выпуска базовых денег являлись ЧВА, а ЧМР оставались практически неизменными, поскольку валютные резервы Банка России почти не росли.
Рисунок 6. Россия: структура денежной базы (1994-2002)
Рисунок 7. Россия: дефицит консолидированного бюджета (1995-2002)
Рисунок 8. Россия: Монетизация экономики (1994-2014)
Рисунок 9. Россия: темпы роста денежных агрегатов (ДБ, М2) – (1996-2014)
С точки зрения независимости ДКП, данный период можно определить как монетарное таргетирование, согласованное с МВФ. Он был связан с кредитами МВФ на поддержание, прежде всего, финансирования дефицита бюджета и платежного баланса и сопровождался утверждением «денежной программы», определяющей количественные параметры ДКП.
Т.о., можно утверждать, что в негативном смысле «соблюдались» все три ограничения «невозможной» триады:
- управляемый курс;
- ограничения на движения капитала;
- «квази-независимая» ДКП.
В результате, даже в условиях наличия валютных ограничений (которые, кстати, очень легко обходились по капитальным операциям), конфликт между управляемым курсом и полунезависимой ДКП, основанной на эмиссионном финансировании бюджета, привели к кризису 1998 года. Свою лепту внесло и присоединение России к 8-й статье устава МВФ, снявшее ограничение на движение средств по текущему счету.
Технически, противоречие хорошо видно на графике (рисунок 10), отражающем резкий рост рубля в реально-эффективном выражении за период 1993-1998 годов, вызванного высоким темпом инфляции (из бюджетной эмиссии), обгоняющем темп девальвации (из валютного коридора).
3. Этап 2,3 (2000-2008)
В ходе разрешения кризиса 1998-1999 годов были приняты решения, прежде всего направленные на формирование более устойчивой бюджетной политики – отказ от краткосрочных заимствований, более сбалансированный подход в отношении дефицита. Также существенная девальвация рубля, почти в 5 раз, позволила вернуть значительную часть конкурентоспособности российских экспортеров, потерянную из-за весьма быстрого реального укрепления рубля в предыдущие годы.
Период посткризисной адаптации завершился к 2002 году, начиная с которого началось внедрение модифицированного варианта политики укрепления рубля в реальном выражении, но уже в другом варианте. Инфляция стала умеренной и стабильно снижалась, но рубль начал укрепляться в номинальном выражении. Это хорошо видно на графике, отражающем структуру формирования денежной базы в этот период.
Рисунок 10. Структура денежной базы (1994-2014)
Рисунок 11. Динамика платежного баланса и ЗВР (1994-2014)
Рисунок 12. Денежный мультипликатор
Из графика хорошо видно, что основным источником создания денежного предложения в этот период являлись ЧМР, а ЧВА выполняли «стерилизующую» функцию.
Дополнительный эффект возникал и от растущего в этот период кредитного мультипликатора.
Рост цен на нефть и другие статьи экспорта России привели к улучшению состояния текущего счета и соответствующему росту резервов (2002-2005).
И наконец полное снятие валютных ограничений в России в июле 2006 года привело к резкому притоку капитала и резкому росту резервов в следующие 2 года, как, соответственно, и не мешало оттоку капитала в последующие годы.
Под воздействием сильного платежного баланса и «подстраивающейся» («корзина»+«коридор») валютной и денежно-кредитной политик происходило резкое укрепление рубля в реальном выражении.
После кризиса 2008 года текущий счет перестал расти и наметился тренд на отток капитала, что негативно повлияло на денежное предложение и вызвало нарастающее его замедление.
Как следствие, наметился тренд на снижение темпов роста ВВП. В 2014 году сочетание сразу нескольких существенных событий – либерализация курса рубля, падение цен на нефть, введение санкций и сжатие банковской системы – привело к возникновению кризисной ситуации.
Но главным фактором, определяющим политику этого периода, был бюджет.
И этому стоит посвятить отдельный раздел.
4. Бюджетная политика 2000-2014
Основные зависимости, которые сформировались в начале 2000-х и поддерживалась вплоть до последнего времени состояли в следующем:
А) Соблюдалось «правило экспортера» – цена на нефть, выраженная в рублях должна расти темпом, превышающим темп инфляции (плюс/минус) укрепление доллара. Это правило не дает стабилизироваться курсу, но улучшает доходную часть бюджета.
Б) Соблюдалось «правило госмонополии» – тарифы на товары и услуги, продаваемые естественными монополиями внутри страны, должны расти темпом, превышающим инфляцию. Это правило не дает снизиться инфляции и ухудшает расходную часть бюджета.
В) Соблюдалось «правило госрасходов» – расходы бюджета (основные потребители – социальные и военные расходы) должны расти темпом, превышающим инфляцию.
Г) Естественным бюджетным ограничением данного процесса являлся бюджетный дефицит. Наученные горьким опытом 1998 года, власти старались не наращивать его, а также сохранить накопленные внебюджетные фонды – РФ и ФНБ.
Е) Повышение доли государства в экономике и монополизация. На примере банковской системы можно видеть, как росла доля 5-ти крупнейших банков в активах банковской системы, а доля банков, за пределами 50-ти крупных, существенно снижалась. Также, в соответствии с отчетом МВФ за май 2014 года, доля государственного сектора российской экономики превысила 70% ВВП.
Рисунок 13. Динамика цены на нефть в рублях (1996-2014)
Рисунок 14. Структура российской банковской системы
по размеру активов (2001-2015)
Рисунок 15. Сравнительные темпы роста ключевых показателей (А, Б, В) – (2000-2014)
Рисунок 16. Дефицит консолидированного бюджета (1999-2015)
В результате проведения в течение 2000-2014 годов бюджетной политики, основанной на вышеприведенных правилах и монетарной политики, описанной в разделе 3, темпы роста показателей (А, Б, В) постепенно снижались и «уперлись» в темп роста инфляции, а возможно, и опустились ниже этого уровня. Это привело к кризису 2014 года, поскольку возможности для продолжения такой политики оказались исчерпаны.
5. Смена модели ДКП и ее последствия
На основании проведенного анализа можно утверждать, что основной необъявленной (post factum) целью ДКП за период 1995-2014 годы было укрепление рубля в реальном выражении. Основным инструментом в этот период являлось управление номинальным курсом рубля. При возникновении внешнего шока (1998, 2008, 2014) это приводило к резкому выравниванию накопленного дисбаланса за счет резкого обесценения рубля.
В 2014 году была предпринята попытка изменить политику, перейдя к инфляционному таргетированию.
Основа этого вида политики состоит в использования процентной ставки и, косвенно, темпов роста денежного предложения для достижения заданного уровня инфляции.
Что означает применение такого подхода в условиях сложившейся бюджетной политики и плавающего курса рубля, можно показать на основе простой модели инфляции (Пильник, 2015):
ΔCPI = a1*ΔM2+a2*ΔExR+a3*Δ RPI+a0
где
CPI – индекс потребительских цен;
M2 - денежная масса;
ExR – обменный курс рубля к доллару (корзине);
RPI – инфляционные ожидания (индекс регулируемых цен)
a1, a2, a3 > 0
В условиях, когда
ΔExR ≥ ΔCPI (правило экспортера),
ΔRPI ≥ ΔCPI (правило госмонополий)
единственным способом достижения снижения инфляции (ΔCPI) является снижение темпов роста денег (ΔM2) и повышение процентных ставок (%).
Тем самым создается порочный круг («модель самоподдерживающегося кризиса» ):
- Сохранение правил экспортера и госмонополий порождают девальвационное давление и всплеск регулируемых цен. Это провоцирует поддержание высокой инфляции.
- Для борьбы с инфляцией Банку России нужно сжимать денежное предложение и повышать процентную ставку.
- Это влечет падение ВВП и порождает давление на ЦБ в целях понизить ставку. Но при высокой девальвации попытка снизить ставку порождает отток капитала.
- Это, в свою очередь, порождает еще большее падение объема денег и толкает ставку вверх.
При сохранении существующей модели бюджетной политики и плавающего курса рубля применение такой политики ведет к падению темпов роста ВВП с угрозой перехода в стагнацию.
Какие можно предложить варианты решения проблемы:
1. Изменение «правила экспортеров» – экспортеры «делятся прибылью». Вне зависимости от цены на нефть в долларах ее цена в рублях должна расти ниже инфляции, по сути, ограничивая рентабельность экспортеров. Этого можно достичь введением соответствующего регулирования обменного курса.
2. Изменение «правила госмонополии» – монополии «делятся прибылью». Вводится индексирование всех тарифов по принципу «инфляция минус».
3. Расходы бюджета индексируются на уровне не выше инфляции.
4. Возврат к регулируемому курсу рубля к доллару. Курс регулируется на уровне инфляция ± дельта. Величина «дельта» определяется необходимостью сохранения кредитоспособности экспортеров при падении цен на нефть, а также необходимостью наполнения резервных фондов в условиях роста цен на нефть.
5. Изменение структуры экономики в пользу повышения доли частного сектора как основы диверсификации доходной части бюджета и снижения роли госмонополии.
Источники:
Пильник, Н.П. (2015). Оценка влияния монетарной политики на макропоказатели экономики России. Глобальные рынки и финансовый инжиниринг, 2(2), 129-142. doi: 10.18334/grfi.2.2.535
Доклады о денежно-кредитной политике на сайте Банка России; Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики(2000-2015 годы) в «Вестнике Банка России» (1999-2015 годы).
Страница обновлена: 24.11.2024 в 14:51:58