Интеллектуальный капитал в системе противоречий креативного сектора переходной экономики

Щербакова Л.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (72), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18245616

Аннотация:
Отражены особенности креативного сектора мировой переходной экономики, который рассматривается как своеобразный «мост» к новому информационному обществу. На примере интеллектуального капитала представлены противоречия креативных благ в новую эпоху.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, креативные блага, креативный сектор экономики, противоречия креативных благ



Мировая экономика находится сейчас на переходе к принципиально новой стадии развития. Транзитивность выражается в противоборстве между растущей социализацией общества и тормозящим влиянием рынка. В нашей работе мы выделяем такую категорию, как креативный сектор экономики, который должен играть важнейшую роль в формировании модели новой экономики. Мы считаем, что современное общество только вступило в стадию перехода к информационному обществу. Сформулируем свой подход к пониманию природы и места креативного сектора в переходных процессах мировой экономики.

Что такое креативный сектор экономики

По нашему мнению, это сектор производства таких благ, которые будут обеспечивать экономическое развитие в направлении новой экономики, нового общества. К ним можно отнести производство знаний, идей инновационного характера, информационных продуктов, здоровья, творческих результатов. Мысль о том, что необходимо выделять отрасли образования, здравоохранения как приоритетные, что им надо отводить роль ведущих факторов производства не является новой.

Можно по-прежнему рассматривать совокупность отраслей производства услуг, направленных на человека, как основу роста материальных благ, основу гонки потребительства и увеличения накоплений у имущих слоев населения. В таком случае не представляется возможным называть это креативным сектором экономики. Данный сектор получает свое предназначение в рамках движения к новому обществу, новой экономике, где будет существовать другая система ценностей, будет отведено другое место творческой деятельности человека.

Так, в одном из исследований по проблеме современного развития говорится о том, что экономическая политика, не придающая приоритетное значение таким сферам, как наука, образование, воспитание, здравоохранение, исторически бесперспективна. Инвестиции в эту сферу рассматривают как прямой вычет из имеющихся ресурсов. Нельзя ждать экономического эффекта от этих сфер в краткосрочном периоде, в этом заключается разница оценок результатов деятельности с точки зрения частного и общественного капиталов [2]. Развитие креативного сектора экономики в соответствии с тенденцией социализации общества возможно в рамках построения новой модели роста – дифференциального экономического роста.

Тенденция социализации

Тенденция социализации, на наш взгляд, означает вытеснение рыночных отношений из всех сфер человеческой жизнедеятельности, замена их общественными. Блага, производимые в рамках креативного сектора, по всем параметрам соответствуют общественным. Переходная экономика предполагает, что в переходных формах заложены основы будущего общества, обозначена направленность к нему.

Изменение действия экономических законов

По отношению к благам, производимым в рамках креативного сектора, меняется действие экономических законов, подчеркивая смысл выделения его в отдельную сферу. Мы акцентируем внимание на мультипликационном эффекте креативных благ, когда на каждой стадии их потребления производится добавочный эффект полезности. Считаем, что этот эффект может быть достигнут на всех уровнях – индивидуальном, коллективном, общественном. Идея о формировании закона неубывающей производительности новых факторов производства имеет место, ее основой может выступать вышеуказанный эффект.

Борьба старых и новых форм

Транзитивное состояние общества и экономики данного периода предполагает наличие борьбы старых и новых форм, то есть наличие рыночных форм в сферах деятельности креативного сектора будет оказывать тормозящее действие.

Что такое интеллектуальный капитал фирмы

Противоречивость креативных благ проявляется, например, в категории интеллектуального капитала. Это явление, в частности, полностью соответствует новой экономике, в которой творчество, способность производить идеи являются высшими по значимости благами. Данная категория достаточно широко исследовалась, в литературе представлены многие аспекты ее анализа. Возьмем одно из характерных определений интеллектуального капитала как совокупности знаний, умений человека, его способности к восприятию новой информации, обучению, способности к творчеству, используемых в процессе создания продукта [3].

В этой характеристике данной категории видна его связь с целевыми установками нового информационного общества. Интеллектуальный капитал рассматривают на уровне человека, фирмы, общества, при этом обращается внимание на то, что исследования данной категории на уровне макроэкономики редки, хотя потребность в них высока.

Интеллектуальный капитал организации делят на человеческий и структурный.

На микроуровне к первому относятся наиболее образованные работники, генераторы идей, обладатели уникальных способностей и знаний, менеджеры высшего звена. Второй представлен объективными факторами: нематериальные активы, а именно лицензии, патенты, ноу-хау, торговые марки, электронные сети и базы данных (понятие интеллектуального капитала неразрывно с ресурсом информации).

На макроуровне человеческий капитал представлен совокупностью работоспособного населения.

К носителям интеллектуального капитала относят наиболее образованную часть населения: носителей культурного, интеллектуального потенциала нации.

Интеллектуальный структурный капитал включает информационную структуру общества, систему научных и проектных учреждений, систему образования, государственную структуру управления.

Нематериальная ценность интеллектуального капитала

Интеллектуальный капитал как понятие комплексное влияет на весь воспроизводственный процесс.

Полезность интеллектуального капитала не ограничивается производством прибавочного продукта, она относится к области нематериальных ценностей, в частности собственной самореализации [4].

То есть по происхождению, по распространению, по структуре, по целевым установкам интеллектуальный капитал – явление новой экономики, соответствует тенденции социализации. В то же время само понятие «капитал» введено не случайно, оно связано с извлечением потока дохода на коммерческой основе, поэтому заключает в своей сути пределы, связанные с рынком. Даже при рассмотрении особенностей интеллектуального капитала обнаруживается двойственность этой категории.

Такие черты, как движение информации и знаний; отсутствие факта отчуждения информации от ее субъекта; непосредственная связь с процессом производства и потребления знаний говорят об общественной природе интеллектуального капитала.

Вместе с тем возмездный характер передачи информации; получение дохода в форме процента на основе движения интеллектуального капитала, неопределенность, риск в процессе получения дохода; уникальность и невоспроизводимость творческой индивидуальности в интеллектуальном капитале служит основой формирования монополии.

Кроме того, вышеуказанные данные говорят о том, что это принципиально новое явление работает на рыночную экономику. Развитие теории человеческого капитала привело к выделению других видов социального капитала: капитала здоровья, капитала образования, капитала культуры [1].

По нашему мнению, данные виды капитала еще в большей мере показывают нелогичность их целевых установок. Образование, культура, здоровье могут получить должное развитие только в качестве общественных благ, для общества и при его непосредственном участии. Явление капитала означает его стоимостную ориентацию на извлечение дохода для владельца капитала, невзирая на общественные интересы.

Вывод

Изначально в теории человеческого капитала формировалось его представление в качестве более производительного фактора роста национального богатства, а не как фактора создания нового общества. Однако в литературе подчеркивается, что с того момента, когда интеллект становится определяющим фактором развития, меняется формула развития, оно связывается, прежде всего, с развитием и совершенствованием самого человека [1]. При этом существование рыночных отношений порождает проблему интеллектуальной собственности, непосредственно связанную с обособлением доходов, получаемых от интеллектуальной деятельности.


Источники:

1. Измайлова М.А. Интеллектуальный капитал как фактор инновационной активности в системе профессионального образования [Текст] // Экономика образования, 2010, № 1.
2. Сорокин Д.Е. Россия перед вызовом: Политическая экономия ответа [Текст]. – М.: Наука, 2003.
3. Супрун В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XX1 веке [Текст]. – М.: КомКнига, 2006.
4. Назарова Л.А. Роль инновационной деятельности в развитии современного предприятия [Текст] // Креативная экономика, 2012, № 4.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:16:17