Производственные связи предприятий Москвы со странами СНГ
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Для города Москвы как для субъекта Российской Федерации внешние связи имеют важнейшее значение. Особую роль в этих связях играют страны СНГ, так как на одиннадцать государств Содружества приходится почти 25% всего внешнего товарооборота Москвы. Доля Москвы в торговле России со странами СНГ составляет около 30%. То есть Москва, где проживает 7,2% российского населения и которая получает 20% российского ВРП, формирует почти одну треть российского товарооборота с Содружеством.
Ключевые слова: Москва, страны СНГ, товарооборот, торговые связи
Для города Москвы как для субъекта Российской Федерации внешние связи имеют важнейшее значение. Особую роль в этих связях играют страны СНГ, так как на одиннадцать государств Содружества приходится почти 25% всего внешнего товарооборота Москвы. Доля Москвы в торговле России со странами СНГ составляет около 30%. То есть Москва, где проживает 7,2% российского населения и которая получает 20% российского ВРП, формирует почти одну треть российского товарооборота с Содружеством.
Во внешнеэкономических связях Москвы со странами СНГ главную роль играют производственные связи московских предприятий с потребителями и поставщиками из бывших республик Союза ССР. Производственно-кооперационные связи хозяйствующих субъектов Москвы с партнерами из стран СНГ осуществляются в рамках:
‑ межправительственных соглашений о производственной кооперации;
‑ отраслевых соглашений между соответствующими министерствами и ведомствами стран Содружества;
‑ прямых договоров (контрактов), заключенных между предприятиями города и предприятиями государств Содружества;
‑ реализации программ Союзного государства Белоруссии и России.
Правовую основу регулирования взаимоотношений между предприятиями государств СНГ в рамках производственной кооперации составляют Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ от 23 декабря 1993 года (г. Ашхабад) и соответствующий Протокол от 15 апреля 1994 года.
Соглашение и Протокол предусматривают создание благоприятных условий для поддержания и взаимовыгодного развития производственной кооперации и прямых связей между предприятиями государств-участников СНГ путем отмены:
- ввозных и вывозных таможенных пошлин, налогов и акцизов при пропуске товаров через их границы;
- налогов и акцизов при расчетах между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ.
Соглашение ратифицировали 9 государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Узбекистан и Украина.
В развитие положений Ашхабадского соглашения в рамках СНГ был принят ряд других межгосударственных договоренностей.
Правительствами государств-участников СНГ были приняты соответствующие постановления и другие нормативные акты, в которых определены меры по обеспечению выполнения Соглашения.
Унифицированные нормативные акты о порядке поставок и таможенного оформления товаров по производственной кооперации приняты Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной.
В соответствии с Соглашением от 23 декабря 1993 года и Протоколом о его реализации от 15 апреля 1994 года государствами-участниками Содружества была проведена работа по заключению двусторонних договоров по поставкам отдельных видов материально-технических ресурсов в рамках производственной кооперации. Указанные документы принимались как на правительственном, так и межведомственном уровне.
В целях сохранения и совершенствования взаимосвязанного промышленного потенциала, поддерживая курс на интеграцию со странами СНГ, в духе «Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств», подписанного 23 декабря 1993 г. в г. Ашхабаде, Российской Федерацией заключены двусторонние межправительственные соглашения о производственной кооперации с Украиной (24 апреля 1998 г.), Молдавией (30 октября 1998 г.), Белоруссией (29 марта 1999 г.), Республикой Таджикистан (16 апреля 1999 г.), Республикой Армения (7 декабря 1999 г.), Азербайджанской Республикой (25 января 2002 г.), Грузией и Киргизией.
Эффективность производственно-кооперационных связей в рамках реализации межправительственных соглашений особенно наглядно доказана на примере российско-украинских отношений. Кроме Соглашения о производственной кооперации (1998 г.), на межправительственном уровне был подписан ряд соглашений между отраслевыми министерствами и ведомствами двух стран. В первую очередь, следует отметить российско-украинские межправительственные соглашения о кооперации в области оборонной промышленности, авиастроения, автомобилестроения, кораблестроения и судоремонта, ракетно-космической и ракетной техники, производства машин и оборудования для угольной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, создания и производства химических волокон.
Однако протоколы о поставках товаров по производственной кооперации как неотъемлемой части соглашений были подписаны только между правительством России и правительствами Молдавии и Украины.
Подписание межправительственных протоколов по производственной кооперации ежегодно совершается в рамках встреч на высшем уровне, что свидетельствует о всесторонней поддержке кооперационного сотрудничества в промышленности. Следует также подчеркнуть, что вопросы сотрудничества в области производственной кооперации неоднократно рассматривались в ходе мероприятий, проводимых обеими палатами Федерального собрания Российской Федерации, включая проведение межпарламентских заседаний.
Так, в соответствии с двусторонними договоренностями хозяйствующим субъектам, участвующим в поставках продукции по производственной кооперации, предоставляются налоговые льготы. Льготное налогообложение при поставках продукции по производственной кооперации, по сути, является не освобождением от уплаты НДС при ввозе сырья и комплектующих изделий, а отсрочкой платежа на длительность производственного цикла, компенсируемой при реализации конечной продукции, и служит одной из форм государственной поддержки отечественных производителей.
Снижение налогового бремени на производителя в виде льгот по уплате НДС при поставках сырья и комплектующих изделий в рамках производственной кооперации способствует повышению конкурентоспособности продукции, делает ее рыночно привлекательной для ограниченных в финансовых ресурсах покупателей.
Следует особо подчеркнуть, что количество украинских и российских предприятий, участвующих во взаимных поставках товаров по производственной кооперации в рамках реализации Соглашения о производственной кооперации от 1998 года, ежегодно существенно возрастает. В 2004 г. общий объем товарооборота только по основному перечню по производственной кооперации России с Украиной составил более 66 млрд. рублей. Во взаимных поставках продукции в 2004 году приняли участие более 300 хозяйствующих субъектов России и Украины, в том числе из города Москвы 40 предприятий.
Особенно активно производственно-кооперационные связи предприятий Москвы с предприятиями Украины осуществляются по линии металлургического комплекса, электротехнической промышленности, тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения, химической промышленности, производства гражданской продукции на предприятиях военно-промышленного комплекса.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:44:31