Формирование транспортных производственно-образовательных кластеров как фактор устойчивого развития транспортной отрасли и экономики региона

Дробот Е.В.1,2, Макаров И.Н.3,4,5, Сотников Н.Б.6, Сотников И.Б.7, Кокорева А.А.3
1 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
2 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
5 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
6 Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации
7 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899414

Аннотация:
В статье представлены результаты авторского исследования особенностей формирования транспортных производственно-образовательных кластеров, которые могут выступать в качестве фактора устойчивого развития транспортной отрасли и экономики региона в целом. Представлены авторские трактовки понятий «кластер» и «кластерная политика». Авторы статьи рассматривают взаимосвязь «производственно-образовательный комплекс – устойчивое развитие транспортной отрасли – устойчивое развитие экономики региона». Доказывается положение о том, что формирование взаимодействия «регион – вуз – основные работодатели» в рамках создания системы оптимально пространственно-распределенных кластеров по примеру промышленно-образовательных кластеров в значительной степени будет способствовать снижению остроты кадровой проблемы в транспортной отрасли.

Ключевые слова: кластер, кластеризация, кластерная политика, производственно-образовательный кластер, региональная экономика, транспортная отрасль, устойчивое развитие

JEL-классификация: I23, I25, L91, R11, R12, R13, R58



ВВЕДЕНИЕ

Сегодня кластерная политика является одним из наиболее обсуждаемых решений проблемы устойчивого территориального развития. Однако в научном сообществе до сих пор нет четкого определения кластеров, как нет и единого мнения о влиянии кластерной политики на устойчивое территориальное развитие и рост конкурентоспособности.

Отсутствие единого определения кластера привело к появлению множества определений кластерной политики и различных подходов к ее разработке. В большинстве случаев она включает в себя различные виды скоординированной политики регионального развития. Однако необходимо к региональному аспекту дополнительно рассматривать отраслевые аспекты.

Следует отметить, что по поисковому запросу «кластер» на портале ELIBRARY.ru на 10 сентября 2023 г. можно обнаружить 37718 публикаций из 44962453 (т.е. 0,08%). В данной подборке 14710 публикаций, т.е. 39%, посвящены образовательным кластерам и проектам. Таким образом, очевиден интерес научного сообщества к проблематике развития образовательных кластеров, в т.ч. в контексте их связи с производством.

Итак, исследованию особенностей развития кластеров в экономике посвящено достаточно много научных исследований. Наибольший интерес в контексте нашего исследования, на наш взгляд, представляют следующие научные публикации. Прежде всего, это научные исследования Майкла Портера, посвященные кластерам и их влиянию на конкурентоспособность стран, регионов и отраслей [26; 34, c. 77–90]. Еще один зарубежный исследователь, Дж. Кортрайт, также достаточно подробно пишет о влиянии кластеров на конкурентоспособность и уровень социально-экономического развития регионов [32]. Среди работ российских экономистов также присутствует достаточно много интересных научных исследований. Андреева Т.А. анализирует особенности совершенствования организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях [2, c. 553–566]. Булетова Н.Е., Губин А.М. исследуют суть кластерного подхода к моделированию межрегиональных интеграционных процессов в условиях цифровизации [4, c. 521–534]. Грошев А.Р. с соавторами в своих исследованиях рассматривают кластерные инициативы, а также системные противоречия в управлении процессами кластеризации в региональной экономике [7, c. 2965–2978; 8, c. 91–106]. Исайченкова В.В. предлагает подход к формированию эффективных промышленно-производственных кластеров [15, c. 1879–1890]. Кошелева Т.Н. пишет о роли транспортного сектора в развитии регионального кластера [16, c. 359–372; 17, c. 141–154]. О концепции устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров пишет Краковская И.Н.: основные положения [19, c. 343–364]. На вопрос о том, как кластеры влияют на социально-экономическое развитие региона размещения, пытается ответить Мухамадеев А.Ф. [23, c. 2637–2650]. Крицкий Д.В. разрабатывает подход к системной оценке эффективности территориального кластера [20]. И, наконец, Уткин А.И. предлагает инновационную систему сбалансированных показателей для управления социально-экономическим развитием регионального кластера [30, c. 1731–1746].

Что касается производственно-образовательных кластеров, то проблемы их развития также достаточно часто рассматриваются в современных научных статьях. Факторы, определяющие условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России, рассмотрены Владимировой О.Н. и Славиковским А.О. [5, c. 1595–1612]. Рахова М.В. рассматривает формы эффективного взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса [27]. Носырева А.Н. предлагает учитывать интересы стейкхолдеров при формировании стратегических направлений развития образовательных организаций профессионального образования [24, c. 857–870].

Кроме того, в структуре любого кластера чрезвычайно важное значение имеет состояние транспортной отрасли, которая является основным элементом развития инфраструктуры любого региона. Проблематике функционирования транспортных систем и комплексов уделяется достаточное внимание российскими экономистами [1, 3, 9, 10, 12, 13, 17, 21, 22, 28, 29], однако в контексте взаимосвязи «производственно-образовательный комплекс – устойчивое развитие транспортной отрасли – устойчивое развитие экономики региона» исследований не так много. Можно отметить следующие научные статьи, в которых затрагивается проблематика производственно-образовательных кластеров в контексте подготовки кадров для транспортной отрасли. Гаранин М.А., Збарский А.М. предлагают модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций [6]. Звягин А.А., Артемьев А.А. дают оценку производственно-образовательный кластер на базе ТвГТУ [14, c. 43–62]. Кошелева Т.Н. и Отверченко Л.Ф. исследуют особенности образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере [18, c. 1253–268].

На наш взгляд, интерес представляет исследование особенностей формирования транспортных производственно-образовательных кластеров, которые могут выступать в качестве фактора устойчивого развития транспортной отрасли и экономики региона в целом.

Что, собственно, и послужило целью настоящего исследования.

И снова о кластерах

Использовав приложение Google Trends, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира, мы проанализировали популярность термина «кластер» (рис. 1, 2).

100
75
50
25


11 сентября 2022 г. 8 января 2023 г. 7 мая 2023 г. 3 сентября 2023 г.

Примечание: Данные представлены за 12 месяцев. Выбранный регион – Россия. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю в таблице для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.

Рисунок 1. Динамика популярности термина «кластер» с 11.09.2022 г. по 03.09.2023 г. в России

Источник: составлено авторами на основе Google Trends.

Примечание: Данные, представленные на карте и диаграмме, показывают, где чаще всего выполнялся поиск по запросу «кластер». Запросам присваиваются баллы от 0 до 100, где 100 баллов означают местоположение с наибольшей долей популярности запроса, 50 баллов – местоположение, уровень популярности запроса в котором вдвое ниже, чем в первом. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе. Чем больше баллов, тем выше доля соответствующих запросов от всех запросов, а не их абсолютное количество.

Рисунок 2. Популярность термина «кластер» на 10.09.2023 г. в субъектах (субрегионам) Российской Федерации: топ-25

Источник: составлено авторами на основе Google Trends.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что интерес к термину «кластер» не опускался в мире ниже 33 баллов (данные на 1-7 января 2023 г.). Пик популярности термина «кластер» в России за 12 месяцев пришелся на 15–21 января 2023 г. (100 баллов). В основном поиск по запросу «кластер» осуществлялся из таких субъектов Российской Федерации, как Республика Алтай (100 баллов), Ханты-Мансийский автономный округ (80 баллов) и Тюменская область (73 балла). В 23 субъектах Российской Федерации популярность термина «кластера» составила 50 баллов и выше.

Как трактуется понятие «кластер» в современных научных публикациях? Здесь нам хотелось бы привести несколько определений. Как уже отмечалось выше, основным теоретиком в области проблем кластеризации является Портер М., который определяет кластер как группу «географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [26, c. 207]. Розенфельд С. дает такое определение: «Кластер – это группа фирм, связанных экономических субъектов и учреждений, которые расположены недалеко друг от друга и извлекают производственные преимущества из своей взаимной близости и связей» [35, c. 1]. Андреева Т.А. пишет о том, что кластер является мультиагентной системой по существу [2, c. 553–566]. И еще одно определение, предложенное Грошевым А.Р. и Пелиховым Н.В.: «Кластеры – это системные образования с достаточно сильными внутренними взаимосвязями» [7, c. 94].

На наш взгляд, кластер – это система взаимосвязанных производств материальной сферы и человеческого капитала, за счет сопряженности которых формируется кластерный синергетический эффект.

Что такое «кластерная политика»?

При формировании кластерной политики как основы выхода отрасли на траекторию устойчивого развития необходимо определиться не только с пониманием сущности кластера, но и понять основы кластерной политики с учетом специфики развития транспортной отрасли.

Портер М. определяет кластерную политику как государственную политику, нацеленную на развитие кластеров и рост национальной конкурентоспособности, а также на развитие всех существующих хозяйственных агломераций до уровня кластеров, что способствует эффективному использованию потенциала региона [26; 34, с. 77–90].

Розенфельд С. пишет о том, что кластерная политика выступает в качестве одной из основ современного экономического развития и является необходимым институтом менее развитых регионов [35].

Погодина Е.А., Катаев Е.Н., исследуя кластерную политику, выделяют следующие ее основные параметры. Во-первых, это политика государства, которая подразумевает создание программных документов и соответствующих нормативно-правовых актов, реализация которых осуществляются органами государственной власти, независимо от уровня, будь то федеральный, региональный или местный уровень. Во-вторых, это комплекс мероприятий и мер, которые предполагают реализацию в целях кластерного развития. В-третьих, кластерная политика является смешанной формой, то есть объединяет другие виды политики, такие как промышленная, региональная, инновационная и пр. В-четвертых, она нацелена на создание благоприятной среды для развития и функционирования кластеров. В-пятых, она нацелена на рост конкурентоспособности как самого кластера и его участников, так и сектора или территории (региона). В-шестых, кластерная политика нацелена на развитие инноваций. В-седьмых, она направлена на развитие малого и среднего бизнеса. В-восьмых, кластерная политика нацелена и на экономическое развитие территории [25, с. 60-61].

Эти же авторы приводят следующее обещающее определение: «Кластерная политика – это политика государства, включающая комплекс мер и мероприятий, нацеленных на развитие кластеров, рост конкурентоспособности кластеров и территории, инновационное развитие, развитие кооперационных связей и экономическое развитие территории в целом [25, с. 61-62].

Кластерная политика, по нашему мнению, – это политика формирования системы пространственно распределенных кластеров, способствующих переходу инфраструктурных отраслей (в частности, транспортного комплекса и системы образования) на траекторию устойчивого развития.

Кластерная политика с учетом специфики развития транспортной отрасли должна включать координацию действий всех стейкхолдеров, заинтересованных в развитии территории, с подготовкой профильных специалистов для транспортной отрасли, что возможно также, на наш взгляд, посредством организации целевого набора и целевого обучения в вузах.

Роль транспортной инфраструктуры и транспортные образовательно-производственные кластеры

Основной положительный эффект, вызываемый развитием транспортной структуры, проявляется в стимулировании торговли и инвестиционного потока благодаря следующим факторам: увеличению доступности ресурсов, снижению стоимости производства, увеличению объемов производства и эффективности использования производственных мощностей, снижению транспортных расходов и увеличению мобильности капитала и миграции населения. В результате менее развитые регионы получают технологическое развитие благодаря обмену и передаче инноваций и технологий, что приводит к технологическому выравниванию и росту производства, более эффективному использованию рабочей силы, увеличению занятости и в конечном итоге к увеличению ВВП на душу населения. Повышение эффективности труда в высококвалифицированных отраслях приводит к росту количества людей с высшим образованием и к морально-этическим изменениям в социальных отношениях в обществе.

Развитие транспорта и торговли существенно повлияло на экономическое развитие общества, приводя к увеличению объемов производства, расширению рынков сбыта, улучшению доступности ресурсов и снижению стоимости производства. Это в свою очередь стимулирует рост экономики, увеличивает уровень занятости, способствует появлению новых рабочих мест и повышению уровня жизни населения.

С развитием транспортной структуры и торгового сектора происходит обмен инновациями, технологиями, что ведет к технологическому развитию регионов и технологическому выравниванию, что улучшает эффективность использования рабочей силы и способствует росту производства. Кроме того, повышение уровня занятости в высококвалифицированной деятельности способствует росту количества лиц с высшим образованием в стране и приводит к морально-этическим переходам в построении социальных отношений в обществе.

Таким образом, развитие транспорта и торговли играет важную роль в экономическом и социальном развитии общества, создавая условия для роста производства, повышения уровня жизни населения и улучшения социальных отношений.

Если рассматривать философию развития отношений между транспортом и человеческим трудом, то можно увидеть следующую двустороннюю связь: начальная организация транспорта была определена географическими особенностями территорий и ограничивала грузоперевозки по весу и направлению, что в свою очередь вело к перемещению грузов с более высоких мест в более низкие. С развитием морского транспорта начали перевозить грузы по морям, что способствовало развитию торговли на уровне моря. Однако дорогостоящие товары с небольшим весом доставлялись только в низко расположенные районы, а сырье – нет. Строительство железных дорог кардинально изменило ситуацию: сырьевые товары стали доступны для поставок в регионы, расположенные на значительной высоте над уровнем моря, что расширило возможности и направления поставок. Это означает, что развитие транспортной инфраструктуры способствовало развитию сектора сырьевых товаров в разных направлениях.

Развитие авиационной промышленности позволило быстро и удобно перевозить дорогостоящие товары небольшого веса. Это привело к тому, что скорость стала ключевым фактором в развитии транспортной инфраструктуры, и сейчас товары всех видов доставляются в любое место со скоростью 400 км/ч и выше. Воздушный транспорт ограничен в перевозке тяжелых грузов, таких как сырье. Однако железнодорожный транспорт быстро достиг высоких скоростей, изменяя технологии движения поездов. Теперь железные дороги обеспечивают доставку сырья в любом направлении, где есть железнодорожные пути.

Таким образом, развитие железных дорог позволило доставлять товары любого веса в любое место со скоростью. Это стало ключевым фактором в развитии населенных пунктов, стран и цивилизаций в целом. Параллельно с этим происходили изменения в социальных параметрах общества. Изначальная грамотность перестала быть достаточной, и рабочие вынуждены были посвятить больше времени обучению. В настоящее время часть рабочего времени отводится на обучение, а иногда и все рабочее время, особенно в области медицины, инженерного искусства и компьютерных технологий. Это привело к изменению распределения рабочего времени и смене акцента с ручного труда на образование и знания.

С ростом производства и переработки сырья, связанной с развитием железнодорожной инфраструктуры и использованием более эффективных технологий, происходят изменения в системе трудовых отношений, направленных на уменьшение физической нагрузки и использование инженерных решений в управлении. Общество становится способным выполнять работы, которые ранее были невозможны из-за ограниченности ресурсов, что приводит к изменениям в общественных отношениях, экономической организации и культурно-бытовом образе жизни. Это, в свою очередь, стимулирует развитие научных и инженерных технологий и способствует новому векторному распределению товаров и сырья в экономике.

Основной причиной, понуждающей задуматься о формировании подобного типа кластерных систем, является проявившаяся в последние годы острая потребность в трудовом ресурсе.

Конечно, нельзя не учесть тенденцию роботизации транспортной отрасли, однако замена труда овеществленным капиталом, который фактически представляют собой производственные роботы и автономные транспортные средства, не решает проблем кадрового обеспечения транспортной отрасли.

Здесь проблема состоит из следующих аспектов:

- качество подготовки сотрудников транспортной отрасли

- мотивация студентов к обучению и дальнейшему трудоустройству в транспортной отрасли

- наличие программ подготовки специалистов транспортной отрасли в перефирийных регионах страны.

Формирование взаимодействия «регион – вуз – основные работодатели» в рамках создания системы оптимально пространственно-распределенных кластеров по примеру промышленно-образовательных кластеров, несомненно, в значительной степени будет способствовать снижению остроты кадровой проблемы в транспортной отрасли.

Поэтому необходимо осуществлять подготовку специалистов транспортной отрасли, с учетом кадровых потребностей региона, а при подготовке специалистов основные образовательные программы вузов необходимо своевременно корректировать на основе запросов основных работодателей.

Заключение

Экономическая система зависит от развития транспортной инфраструктуры, а транспортные системы, в свою очередь, являются важным фактором в товарообороте и экономическом развитии страны. Исторически, развитие транспортной системы ограничивало или определяло возможности товарного обмена. В связи с этим, необходимо уделять особое внимание созданию кластерных структур в регионах. Эффективное функционирование транспортных производственно-образовательных кластеров может способствовать устойчивому развитию транспортной отрасли и экономики региона в целом. И, как отмечалось выше, необходимо, чтобы в кластерной политике учитывалась специфика развития транспортной. Кроме того, действия всех стейкхолдеров, заинтересованных в развитии территории, необходимо координировать с подготовкой профильных специалистов для транспортной отрасли, что можно реализовать посредством целевого набора и целевого обучения в вузах.


Источники:

1. Аблязов Т.Х., Марусин А.В. Государственно-частное партнерство как механизм развития транспортной инфраструктуры в условиях формирования цифровой экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1271-1280. – doi: 10.18334/eo.9.2.40593.
2. Андреева Т.А. Совершенствование организационных механизмов реализации мультиагентных проектов в кластерных образованиях // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 553-566. – doi: 10.18334/lim.9.2.114207.
3. Боброва В.В., Бережная Л.Ю. Механизм влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие приграничного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2381-2398. – doi: 10.18334/epp.11.10.113740.
4. Булетова Н.Е., Губин А.М. Моделирование межрегиональных интеграционных процессов: кластерный подход в условиях цифровизации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 521-534. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117060.
5. Владимирова О.Н., Славиковский А.О. Факторы, определяющие условия концептуального подхода к формированию научно-образовательного комплекса России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1595-1612. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113853.
6. Гаранин М.А., Збарский А.М. Модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118359.
7. Грошев А.Р., Пелихов Н.В. Кластерные инициативы: системные особенности становления, развития и управления // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 2. – c. 91-106. – doi: 10.18334/lim.6.2.40876.
8. Грошев А.Р., Пелихов Н.В., Пермяков П.Ю. Системные противоречия в управлении процессами кластеризации в региональной экономике // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2965-2978. – doi: 10.18334/eo.9.4.41269.
9. Дробот Е.В., Кривых Н.Н., Макаров И.Н., Стрельникова Т.Д. Инновационный потенциал развития городских транспортных систем: новые потребности в реальности повторяющихся эпидемий // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 657-680. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
10. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Колесников В.В., Жидков Н.С. Формирование новой системы транспортно-логистической инфраструктуры как необходимой составляющей роста экономики России и стран Азии // Экономика Центральной Азии. – 2023. – № 1. – c. 37-48. – doi: 10.18334/asia.7.1.117423.
11. Дюриг В., Ротганга М. Кластерные организации и кластерная политика в Германии: структура и опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://ced.by/ru/publication/booksshownews/klastery-v-germanii (дата обращения: 17.08.2021).
12. Збарский А.М., Гаранин М.А. Формирование ландшафта сети отраслевых транспортных комплексов // Экономика труда. – 2023. – № 7. – c. 1079-1100. – doi: 10.18334/et.10.7.118655.
13. Збарский А.М., Горбунов Д.В., Иващева К.А. Модель инновационной транспортной экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2385-2398. – doi: 10.18334/epp.13.7.118347.
14. Звягин А.А., Артемьев А.А. Тверской производственно-образовательный кластер на базе ТвГТУ как локомотив инновационной экономики региона // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 1. – c. 43-62. – doi: 10.18334/evp.2.1.111853.
15. Исайченкова В.В. Формирование эффективных промышленно-производственных кластеров в условиях цифровизации // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1879-1890. – doi: 10.18334/eo.9.3.40934.
16. Кошелева Т.Н. Направления формирования механизма сервисного обслуживания в транспортной сфере в рамках регионального кластера // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 359-372. – doi: 10.18334/epp.12.1.113252.
17. Кошелева Т.Н. Управление формированием модели устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания с учетом особенностей цифровой инфраструктуры // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 141-154. – doi: 10.18334/epp.13.1.117054.
18. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1253-1268. – doi: 10.18334/et.10.8.118717.
19. Краковская И.Н. Концепция обеспечения устойчивой конкурентоспособности промышленных кластеров России: основные положения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 343-364. – doi: 10.18334/epp.13.2.116984.
20. Крицкий Д.В. Системная оценка эффективности территориального кластера (на примере сырьевого кластера Кузбасса). / дисс.,.. канд. экон. наук., 2022. – 146 c.
21. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Евсин М.Ю., Селищев О.Н. Развитие транспортной и информационной инфраструктуры неурбанизированных территорий и городских агломераций: роль организационно-управленческих инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2299-2314. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116689.
22. Митрюкова К.А. Влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие регионов: практическая значимость и научные разногласия // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2399-2412. – doi: 10.18334/epp.13.7.118352.
23. Мухамадеев А.Ф. Методические подходы к идентификации кластеров и оценке их влияния на социально-экономическое развитие региона размещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2637-2650. – doi: 10.18334/epp.10.11.111197.
24. Носырева А.Н. Разработка организационного механизма учета интересов стейкхолдеров в формировании стратегических направлений развития образовательных организаций профессионального образования // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 857-870. – doi: 10.18334/lim.10.3.118413.
25. Погодина Е. А., Катаев Е. Н. Теоретические подходы к сущности понятий «экономический кластер» и «кластерная политика» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 37(274). – c. 54-66.
26. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Издат. дом «Вильямс», 2001. – 495 c.
27. Рахова М.В. Формирование профессиональных компетенций при подготовке маркетологов: формы эффективного взаимодействия образовательных организаций и представителей бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – doi: 10.18334/epp.13.9.118925.
28. Тиньков С.А. Асимметрия развития и «узкие места» транспортной системы Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 3. – c. 1003-1016. – doi: 10.18334/epp.12.3.114316.
29. Тиньков С.А. Учет транспортных аспектов в методиках оценки качества жизни // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 4. – c. 1023-1040. – doi: 10.18334/epp.13.4.117483.
30. Уткин А.И. Инновационная система сбалансированных показателей в управлении цифровой трансформацией социально-экономического развития регионального кластера // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1731-1746. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116306.
31. Ягольницер М.А. Диагностика условий формирования инновационных кластеров в регионах России: математико-статистический подход // Экономическое возрождение России. – 2014. – № 2(40). – c. 93-104.
32. Cortright J. Making sense of clusters: regional competitiveness and economic development. / A Discussion Paper. - the Brookings Institution Metropolitan Policy Program, 2006.
33. Kimberly Zeuli, Kathleen O’Shea, Austin Nijhuis Building Strong Clusters for Strong Urban Economies: Insights for City Leaders from Four Case Studies in the U.S. - ICIC, JP Morgan Chase & Co, 2017.
34. Porter M. E. Clusters and the New Economics of Competition // Harvard Business Review. – 1998. – № 76(6). – p. 77-90.
35. Rosenfeld S. A Governor's Guide to Cluster-based Economic Development. , 2002.

Страница обновлена: 04.08.2025 в 23:45:41

 

 

Transport production and education clusters as a factor of sustainable development of the transport industry and regional economy

Drobot E.V., Makarov I.N., Sotnikov N.B., Sotnikov I.B., Kokoreva A.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 10 (October 2023)

Citation:

Abstract:
The article presents the results of the authors’ study of the peculiarities of production and educational clusters, which can act as a factor of sustainable development of the transport industry and the economy of the region as a whole. The authors’ interpretations of the concepts of cluster and cluster policy are presented. The authors of the article consider the relationship “industrial and educational complex – sustainable development of the transport industry – sustainable development of the regional economy”. It is proved that the interaction “region – university – main employers” within the framework of creating a system of optimally spatially distributed clusters, following the example of industrial and educational clusters, will significantly contribute to reducing the severity of the personnel problem in the transport industry.

Keywords: cluster, clustering, cluster policy, industrial and educational cluster, regional economy, transport industry, sustainable development

JEL-classification: I23, I25, L91, R11, R12, R13, R58