Факторы и перспективы развития гостиничного бизнеса г. Москвы в период распространения COVID-19

Горяинов К.С.1, Пасько О.В.1, Суворова И.Н.2
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва
2 Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 1 (Январь 2021)

Цитировать:
Горяинов К.С., Пасько О.В., Суворова И.Н. Факторы и перспективы развития гостиничного бизнеса г. Москвы в период распространения COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 1. – С. 133-144. – doi: 10.18334/epp.11.1.111492.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44741521

Аннотация:
Данная работа посвящена актуальной теме развития рынка гостиничных предприятий г. Москвы в условиях распространения вируса COVID-19. На основе статистики ведущих компаний (BCG, McKinsey, Roland Berger Strategy Consultants и др), авторы констатируют спад и стагнацию столичного рынка гостеприимства, анализируют факторы и условия, которые привели к текущей ситуации, а также формируют тенденции развития гостиничной отрасли. Большое значение уделяется изучению динамики основных гостиничных показателей и их прогнозных значений, рассматриваемых авторами по сегментам. Отдельная часть работы посвящается определению перспектив развития гостиничных предприятий г.Москвы и выхода из кризиса, обусловленного распространением коронавируса в мире и в России.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, развитие, спрос, COVID-19

JEL-классификация: L83, Z31, Z32



Введение

Вопросы о перспективах развития отдельных отраслей и глобальной экономики в целом в период распространения и борьбы с коронавирусной инфекцией становятся более сложными для прогнозов. Согласно базовому прогнозу Международного валютного фонда (МВФ) на октябрь 2020 г., мировой ВВП снизится на 4,4% по итогам 2020 г. после роста на 2,8% в 2019 г., что станет самым значительным падением со времени Великой депрессии [20]. Мировые фондовые рынки реагируют на ежедневные новости о приросте количества заболевших в разных частях земного шара, введенных ограничениях в странах и коррелируются с информацией о создании вакцины. C начала года российский индекс РТС снизился на 20,9%. Технологический сектор при –9,8% оказался самым успешным сектором российского рынка акций, за ним идут коммунальные услуги (–12,6%), телекоммуникации (–13,6%), сырье (–14,9%), потребительские услуги (–18,6%), финансы (–24,2%), промышленность (–30,6%) [6] (Rayner, 2020).

По мнениям врачей, в отношении нового вируса ни одно из предположений не оправдалось. Многие страны Европы вводят повторный карантин, сохраняется онлайн-формат взаимодействия участников социальных и бизнес-процессов, ограничены международные перемещения граждан и закрыты государственные границы.

Ограничения на функционирование объектов и правила социального дистанцирования оказали негативное влияние на бизнес-модели всего сектора недвижимости. Однако наибольшее воздействие пандемия COVID-19 оказала на гостиничный рынок и привела к его существенному спаду. По данным Дмитрия Шлопака, члена генсовета «Деловой России», возглавляющего Комитет по гостиничному бизнесу московского регионального отделения, около 20% малых гостиниц в России не открылись после снятия ограничений, из-за пандемии по итогу 2020 года существует риск закрытия 40% гостиничных предприятий, и самая тяжелая ситуация наблюдается в сегменте городских средств размещения традиционно обслуживающих бизнес-туристов [8] (Sergeev, 2020).

Актуальность темы подтверждается не только данными о существенном влиянии коронавируса на нестабильность гостиничного бизнеса, но и вкладом туристического сектора в экономику г. Москвы. Прибыль от туризма по итогам прошлого года достигла 147 миллиардов рублей, а доля доходов от туристского потребления составила порядка 5,3% всех доходов городского бюджета. Отметим, что в 2019-м Москва наряду с Лондоном, Парижем и Амстердамом вошла в двадцатку самых посещаемых городов Европы [4]. Кроме того, в 2020-м Москва поднялась с пятой на четвертую строчку рейтинга 100 лучших мегаполисов мира The World’s 100 Best Cities, который учитывает туристическую привлекательность, и в пятерку лучших городов для посещения в рейтинге Resonance World’s Best Cities 2020 [21].

Целью данной работы является обзор исследований ведущих консалтинговых агентств по проблемам развития гостиничного бизнеса, обусловленным распространением коронавирусной инфекции, определение направлений и перспектив развития гостиничных предприятий г. Москвы. Основой методологии работы послужили анализ и сравнение данных актуальных исследований ведущих международных консалтинговых агентств, прогнозов компании Interstate Hotels & Resorts, а также научных трудов ведущих исследователей влияния пандемии COVID на сферу туризма и гостеприимства и развитие мировой экономики: Дробот Е.В., Макарова И.Н., Назаренко В.С., Манасян, Логунцова И.В., С.М., Бровко С.Б., Солод Т.В. Среди наиболее актуальных проблем, выявленных авторами: определение сценариев развития мировой туристской индустрии в условиях глобальной нестабильности, специфических особенностей реагирования сферы туризма и гостеприимства на глобальные риски, факторов влияния пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики [12–15] (Loguntsova, 2020; Solod, 2020; Brovko, Solod, 2020; Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020).

Гипотеза исследования – ключевыми драйверами развития гостиничных предприятий г. Москвы во время распространения коронавирусной инфекции являются: организационная гибкость, новые гостиничные продукты с ориентацией на гибридные технологии и внутренний туризм, неукоснительное соблюдение мер санитарной безопасности.

Анализ показателей состояния и факторов развития гостиничного бизнеса г. Москвы

Для оценки ситуации на рынке гостиничных услуг г. Москвы и оценки влияния коронавируса на развитие гостиничного бизнеса проанализируем динамику основных гостиничных показателей: загрузки отелей, средней цены за номер и доходности.

Загрузка столичных отелей по итогам 9 месяцев 2020 года составила 36%, что на 42 п.п. (или на 54%) ниже аналогичного периода прошлого года. Чем выше ценовое позиционирование отелей, тем значительнее снизилась их загрузка – от 47% в среднем сегменте до 70% в люксе.

https://www.frontdesk.ru/sites/default/files/images/cbre1_1.jpg

Рисунок 1. Помесячная динамика гостиничного рынка Москвы, 2019–2020 гг.

Источник: [11].

Сравнительные данные по динамике среднего показателя загрузки отелей в период пика ограничений при распространении COVID-19 в других странах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика снижения среднего показателя загрузки отелей по странам за период март 2019 – март 2020 гг.

Страна
Италия
Греция
Австрия
Франция
Дания
Испания
Турция
Динамика изменения загрузки
-93%
-72%
-60%
-55%
-51%
-50%
-33%
Источник: [10] (Volik, 2020).

В среднем за 9 месяцев доходность на номер по каждому из сегментов сократилась на 58–68%. В первом квартале снижение доходности составило 15,5%, во втором – минус 87%. В третьем – минус 64%, что привело к снижению на 58% в целом за 3 квартала. Максимальное снижение на уровне 68% наблюдается в сегменте люкс.

В абсолютных показателях доходность на номер растет. Если в апреле доходность по рынку составляла 500 рублей, то в сентябре она увеличилась в 6 раз и достигла более 3,1 тыс. рублей. Показатель RevPAR за 9 месяцев составляет 2,5 тыс. рублей [11].

С июня отмена жестких ограничений, напрямую затрагивающих работу гостиничной сферы, позволила московским отелям за третий квартал постепенно вернуться к рыночному формату функционирования. С началом бизнес-сезона в сентябре показатель загрузки по рынку в целом приблизился к 50%. Однако средняя цена за номер осталась почти на 34% ниже, чем годом ранее, отражая все еще недостаточные объемы спроса на гостиничные услуги. Таковы выводы исследования консалтинговой компании Cushman & Wakefield за третий квартал 2020 года [5].

Отметим, что по данным исследований компании McKinsey, после начала пандемии более 75% туристов пришлось отменить свои поездки, многие туристы перенесли свои путешествия на перспективу более полугода. С началом пандемии все перемещения стали планироваться более тщательно – время, за которое бронируются туристские услуги, увеличилось в 1,5 раза. В сегменте деловых поездок и MICE также отмечено критическое снижение. По данным исследования компании Corteos, апрель и май 2020 года стали самым «тихим сезоном» за всю историю существования делового туризма. Ожидается, что рынок туризма останется в состоянии депрессии на протяжении нескольких лет.

По данным компании Roland Berger Strategy Consultants, инвесторы незамедлительно отреагировали на динамику спроса, состояние рынка и пессимистические прогнозы развития отрасли и приостановили инвестиции в развитие гостиничных предприятий. По результатам текущего года объем инвестируемых средств снизился на 80% по сравнению с данными за 2019 г. При этом в Москве в 2020 г. отмечен незначительный прирост номерного фонда международных брендовых гостиниц по сравнению с 2019 г. на 2,6% с 29,8 до 30,6 тысяч гостиничных номеров, это связано с завершением проектов. Однако запуск части новых объектов размещения перенесен с 2020 г. на 2021 г. и более поздние сроки.

Главные вопросы, которыми озадачены менеджеры гостиничного бизнеса:

- Какие сервисы позволяют гостям чувствовать себя в безопасности в период распространения COVID-19?

-Какие бесконтактные формы обслуживания доступны для внедрения?

-Какие туристские кластеры и объекты являются наиболее привлекательными для внутреннего туриста?

- Какие объекты недвижимости могут быть успешно реконструированы?

- Какие ценности имеет франшиза во время пандемии?

- Насколько важен исторический бренд отеля?

Ведущие гостиничные бренды оперативно отреагировали на требования рынка, создавая новые стандарты работы, альянсы и бизнес-концепции. Так, например, в рамках бренда Marriott International разработаны дополнительные стандарты чистоты и меры обеспечения безопасности, введено более 3200 бесконтактных услуг. Объединение IHG и Accor в крупнейшую в мире сеть отелей позволило существенно снизить операционные расходы. Актуализировался вопрос гибкого изменения статуса номерного фонда, так, например, компания Minto оперативно преобразовала один из своих отелей в апартаменты премиум-класса для долгосрочной и краткосрочной аренды. Наблюдается рост спроса на услуги компаний, перестраивающих отели в жилые комплексы или комплексы апартаментов. Общим трендом во всех сегментах гостиничного бизнеса стала оптимизация и существенное сокращение затрат. Руководством некоторых отелей принято решение о реконструкции и реновации объектов в период существенного снижения спроса на услуги – часть отелей закрыты.

Сovid-19 стал принципиально новым фактором, нивелирующим значение прежних трендов. Путешественники стали отдавать предпочтение мини-отелям, коттеджам, бунгало и другим средствам размещения, позволяющим рассредоточивать потоки людей и соблюдать относительную изоляцию гостей. В связи с распространением удаленного формата работы отмечен рост спроса на размещение в частных владениях на длительный срок. Посредники гостиничных предприятий реагируют на ситуацию, ведущие турагентства, Booking com, Expedia, Ostrovok и др., функционирующие онлайн (Online travel agency – OTA), становятся мультифункциональными и позволяют бронировать как гостиницы, так и индивидуальные средства размещения (апартаменты, виллы, коттеджи). Так, например, база Villas.сom в 2016 году полностью интегрировалась с платформой Booking.com и существенно расширила набор предложений лидера рынка oнлайн-бронирований, актуальный именно в период ограничений, вызванных вирусом. В то же время Airbnb заключает контракты не только с владельцами частных средств размещения, но и с отелями, но на более выгодных условиях (вознаграждение агента значительно ниже и составляет 3–5%) [7].

К факторам, существенно меняющим рынок, можно отнести смену привычек сотрудников, развитие виртуальной и дополненной реальности, изменение отношения к мобильности, изменение ожиданий от рабочей среды, продвижение омникальности [1] в бизнес-процессах. Исследования говорят об усилении роли цифровизации и миллениалов в ее развитии. Персонализация сервиса гостиничных предприятий достижима теперь не через личное общение гостей с сотрудниками, а через информационные технологии и цифровую систему коммуникаций, в т.ч. голосовые сервисы, цифровые вывески, чат-боты, работу с биометрическими данными для бесконтактных форм взаимодействия. Цифровизация рассматривается как одна из наиболее устойчивых долгосрочных тенденций. Развитие получат все сервисы отелей, подключаемые через мобильные приложения гостей, имплементация и интеграция Big Data. Отдельную роль выполняют новые гибридные продукты в сегменте MICE, сочетающие возможность организации мероприятий в двух форматах – онлайн и офлайн одновременно.

Примерно три четверти организаторов мероприятий планируют до конца года провести хотя бы одно гибридное мероприятие (сочетающее в себе офлайн- и онлайн-активности). Эксперты компании – организатора мероприятий Etc.venues определили такую тенденцию, опросив 800 участников одной из своих гибридных встреч [19].

Что касается перспектив, по прогнозам компании Ernst&Young, важными факторами считаются развитие и рост продаж по альтернативным средствам размещения, а также разнонаправленные тренды – снижение количества деловых и международных поездок, рост внутреннего туризма и развитие внутренних туристско-рекреационных комплексов России. В долгосрочной перспективе прогнозируется тренд гибридных отелей, мультибрендовых концепций, life-style и soft-брендов, обеспечивающих собственникам организационную гибкость. В проектировании средств размещения укрепляется тренд применения зеленых технологий, сокращение площади номеров с акцентом на общественных зонах и создании трансформируемых пространств для реализации новых форматов, включая коливинг, коворкинг, объединение форматов отдыха и работы.

Проблемы развития сферы туризма и гостеприимства в России официально признаны на государственном уровне. В перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, вошли все направления туризма и гостеприимства, а именно: деятельность по предоставлению мест для временного проживания туризма (ОКВЭД 55), деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма ОКВЭД 79), деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (ОКВЭД 56) [1].

В России государство обеспечивает финансовую поддержку отелей, выделяя субсидии, предоставляя льготные кредиты, микрозаймы, отсрочку по кредитам и мораторий на банкротство. По результатам деятельности за II квартал 2020 года по освобождению от уплаты ряда налогов, гостиничным предприятиям предоставлена отсрочка и снижение размера арендных платежей, приостановлена проверка бизнеса, продлены действия лицензий, свидетельств, в т.ч подтверждающих категорию объекта по системе классификации [2]. Учитывая роль в экономике страны, для сферы гостеприимства Москвы, пострадавшей в результате пандемии, был разработан ряд антикризисных мер. Представители гостиничного бизнеса получили возможность воспользоваться поддержкой города в виде арендных каникул. Это право реализовали свыше 120 организаций и индивидуальных предпринимателей. Освобождение от арендных платежей с 1 марта по 30 июня получили более 140 гостиниц, сэкономив, таким образом, порядка 130 миллионов рублей [4].

Наряду с мерами поддержки предприятий важное место занимают регламенты по обеспечению Covid-безопасности в гостиницах. Опрос компании Skyscanner показал, что даже те гости, которые приняли решение о поездке, озабочены данной проблемой: так, 46% из 2300 путешественников со всего мира предпочитают избегать общественных зон в отелях, включая лобби-бары, санузлы и спортзалы [9]. Строгое соблюдение санитарных норм и продвижение ответственной позиции отеля могут послужить источником новых конкурентных преимуществ. Для гостиничных предприятий были разработаны и опубликованы Методические рекомендации MP 3.1/2.1.0193-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения)».

По прогнозам вице-президента Interstate Hotels & Resorts по операционной деятельности в России и странах СНГ, Горяинова К.С., основные гостиничные показатели отелей г. Москвы вернутся к докризисным значениям только в 2024 году. В связи с продлением ограничительных мер ближайшие перспективы столичных отелей остаются неопределенными. Существенное оживление в ключевых для городских отелей сегментах business-travel и MICE ожидается не ранее 2022 года.

Положительная динамика загрузки отелей г. Москвы может быть достигнута предприятиями, которые активно вовлечены в создание и развитие внутреннего туристического продукта. Отметим, что по сведениями главы Ростуризма, З. Догузовой, Россия вошла в тройку лидеров по темпам восстановления оборотов внутреннего туризма среди стран G20 после Италии и Франции [17]. Что касается турпотока в г. Москву, с середины июня по август 2020 года столицу посетило почти на треть больше туристов из России, чем за лето 2019-го (более 1,8 миллиона человек). Отметим, что наряду с ростом турпотока в столице развились новые виды туризма в пределах города, например, stay­ca­tion. По дан­ным ВЦИ­ОМ, 44% россиян не выезжали из своего региона. Концепция stay­ca­tion, под­ра­зу­ме­ва­ющая под со­бой организацию отпуска в месте проживания, имеет особое значение в условиях ограничений по COVID как для гостей, так и для отелей. Гости получают возможность полноценного туристского и гостиничного обслуживания без выезда за пределы города, отели – новые рынки сбыта и точки роста. По данным портала Мос.ру, на фоне введенных ограничений в среднем люди стали тратить меньше, однако город за один только месяц лета получил прибыль в размере 34 миллиардов рублей [4].

Заключение

Обобщая данные проведенного исследования, можно отметить, что распространение пандемии коронавируса оказало существенное влияние на развитие гостиничного сектора г. Москвы, что отразилось на всех средних значениях основных гостиничных показателей. Анализ данных подтвердил актуальность определенных авторами в качестве главных факторов развития гостиничного бизнеса. Организационная гибкость гостиничных предприятий позволяет отелям перестраивать бизнес на альтернативные виды деятельности, активно внедрять новые услуги и продукты, основанные на гибридных технологиях. Особое значение в условиях ограничения международных поездок имеет вовлеченное участие отелей в развитии внутреннего туризма и ориентация гостиничных продуктов на внутренний турпоток.

[1] Омниканальность – интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения непрерывной коммуникации с клиентом


Источники:

Список источников:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"// Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73746630/ (дата обращения: 22.12.2020).
2. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 “О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73749374/ (дата обращения: 12.12.2020).
3. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74101709/ (дата обращения: 14.08.2020).
4. Туризм и COVID-19: как Москва поддерживает индустрию гостеприимства. Официальный сайт Мэра Москвы. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/83938073/ (дата обращения: 16.12.2020).
5. Не успев восстановиться даже наполовину, загрузка отелей Москвы снова падает. RATA-NEWS. Официальный сайт ассоциации туроператоров России.2020 [Электронный ресурс]. URL:https://ratanews.ru/news/news_26102020_6.stm/ (дата обращения: 14.11.2020).
6. Райнер М.П. Смертелен ли коронавирус для российского фондового рынка? Взгляд со стороны Официальный сайт Forbes. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/395875-smertelen-li-koronavirus-dlya-rossiyskogo-fondovogo-rynka-vzglyad-so (дата обращения: 14.12.2020).
7. IPO месяца: долгожданное размещение сервиса аренды жилья Airbnb Официальный сайт РБК.2020 : [Электронный ресурс]. URL: https://quote.rbc.ru/news/article/5fca7f839a79470e0df94456. (дата обращения 27.11.2020)
8. Сергеев М. Сектор гостеприимства сократится почти наполовину. Независимая газета.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2020-08-19/4_7941_hotels.html?print=Y (дата обращения 30.11.2020).
9. Новый гостиничный мир: как будет выглядеть проживание в отеле после коронавируса& Официальный сайт компании Skyscanner. 2020 [Электронный рсурс]. URL: https://www.skyscanner.ru/news/oteli-i-gostinitsy-posle-coronavirusa (дата обращения: 14.12.2020).
10. Волик А. Исследование: сектор гостеприимства и COVID-19 . [Электронный ресурс].2020 URL:https://tranio.ru/articles/issledovanie-sektor-gostepriimstva-i-covid-19/ (дата обращения 30.11.2020
11. За три квартала 2020 гостиничный рынок Москвы показал падение доходности на 58%. frontdesk.ru - Портал про гостиничный бизнес.2020 [Электронный ресурс]. URL:https://www.frontdesk.ru/news/za-tri-kvartala-2020-gostinichnyy-rynok-moskvy-pokazal-padenie-dohodnosti-na-58 (дата обращения 10.12.2020)
12. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-turizma-v-usloviyah-pandemii-koronavirusa-vyzovy-i-perspektivy (дата обращения: 23.12.2020)
13. Солод Т.В. Сценарии развития мировой туристской индустрии в условиях глобальной нестабильности // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – doi: 10.18334/eo.10.4.111324
14. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 4. – doi: 10.18334/eo.10.4.111142
15. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 8. – С. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790
16. Эльзенбах М. Гибридные мероприятия набирают популярность среди организаторов. Buying Business Travel Russia. Электронный журнал. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://buyingbusinesstravel.com.ru/news/mice/41730-gibridnye-meropriyatiya-nabirayut-populyarnost-sredi-organizatorov/ (дата обращения 20.12.2020)
17. Ростуризм: внутренний турпоток по итогам года составит 60% от прошлогоднего. // Интерфакс туризм. Электронный журнал. 2020. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/75639/ (дата обращения: 23.12.2020)
18. Глобальные тренды и тенденции российского рынка 2020. Jones Lang LaSalle (JLL) (исследование предоставлено компании Interstate Hotels & Resorts)
19. Обзор гостиничного рынка Москвы. 2020. Cushman & Wakefield (исследование предоставлено компании Interstate Hotels & Resorts)
20. Обзор финансовой стабильности II–III кварталы 2020 года Информационно-аналитический материал Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/31582/OFS_20-2.pdf (дата обращения 27.11.2020).
21. 2020 THE WORLD‘S 100 BEST CITIES. World’s Best Cities Report, Resonance Consultancy ranks the world’s best cities with populations of more than a million [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestcities.org/rankings/worlds-best-cities/ (дата обращения 28.11.2020).


Страница обновлена: 30.11.2021 в 03:10:17