Регулирование инновационных отношений в экономической системе

Посталюк М.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (79), Июль 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Посталюк М.П. Регулирование инновационных отношений в экономической системе // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 7. – С. 9-14.

Аннотация:
Общество всегда нуждалось и нуждается в регулировании экономических и социальных процессов, а также в воспроизводстве условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной стадии своего развития, оно требует особого внимания к процессам регулирования инновационных экономических отношений.

Ключевые слова: инновации, социальная роль инноваций, инновационные отношения, социальные инновации, влияние инноваций на общество



Общество всегда нуждалось и нуждается в регулировании экономических и социальных процессов, а также в воспроизводстве условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной стадии своего развития, оно требует особого внимания к процессам регулирования инновационных экономических отношений.

Инновация является элементом системы производственных отношений, который призван конституировать управление в инновационной экономике. В современных экономических системах отношения между людьми во многом определяются величиной инновационного потенциала, которым они обладают. От этого зависит, кто владеет экономической, а через нее и политической властью. Методологически с точки зрения соотношения категорий «регулирования» и «инноваций» необходимо исходить из того, что важнейшими формами реализации нововведений являются инновационное саморегулирование и регулирование.

Одной из кардинальных задач системного подхода к анализу инновационных явлений и процессов является поиск ответа на вопрос о факторах системности, о тех механизмах, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем, их функционирования и развития. Социальные системы относятся к классу саморегулируемых, т.е. тех, которым присущи механизмы и факторы управления, и факторы регулирования. Они обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие.

Вместе со становлением общества в нем сложились и действуют различные механизмы управляющего и регулирующего воздействия на общественную систему. Среди них: стихийный, сознательный, смешанный, коммуникативно-синергетический механизмы.

В случае действия стихийного механизма упорядочивающее, управляющее и регулирующее воздействие на систему отражается в усредненном результате столкновения, переплетения и перекрещивания различных, нередко противоречащих друг другу сил, и огромного количества случайных единичных актов. Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция. Оно автоматично по своей природе. Таков, например, рынок – главный регулятор товарного производства.

Именно рыночная стихия, случайная комбинация многочисленных актов купли и продажи на рынке, за которыми как тенденция выступают экономические законы (закон стоимости, закон спроса и предложения и другие), управляют производством, регулируют общественное распределение труда, устанавливают в хозяйстве определенные пропорции, которые вновь нарушаются и вновь устанавливаются. Сохранение качественной специфики рыночной системы, определенного порядка, координации ее различных сфер, их воспроизведение посредством действия стихийных рыночных сил – такова основа механизма функционирования данной экономической системы.

Сознательные факторы управления и регулирования инновационных экономических отношений являются необходимой формой укрепления того или иного общества, его сохранения и совершенствования. Сознательное управление и регулирование призвано противостоять стихийным факторам управления и регулирования.

С одной стороны, экономическая система как открытая система имеет вещественный и энергетический обмен с внешней средой; не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей. Однако, с другой стороны, как срез культурного слоя конкретной цивилизации экономическая система ориентирована, прежде всего, на воспроизводство данного типа цивилизации. С этих позиций она предстает замкнутой системой.

Возможности использования модели, которая разработает в одной экономической системы, в других системах ограничены, так как это может разрушить этнические связи и целостность цивилизации. Роль естественного ограничителя выполняют нравственные устои, господствующие ценности и традиции, поддерживающие стабильность данного общества и оберегающие его от утраты способности к самовоспроизводству (самодостаточности).

Развитие общественного производства, открытость экономических систем для постоянного обмена с внешней средой способствуют обогащению оригинала новым материалом, что вызывает потребность во внутрисистемных изменениях. Результатом их может стать обновленная модель экономики, в том числе и модель инновационных экономических отношений, которые обеспечивают единство и целостность экономической системы и которые проявляются в ее развитии как некая закономерность.

Под саморегулированием (как процессом и всеобщей формой развития) понимается самостоятельное реагирование объекта регулирования на внешнее инновационные воздействия (возмущения), нарушающие его нормальное функционирование. Саморегулирование достигается с помощью обратной связи и осуществляется в форме самонастройки и самоорганизации.

Программа регулирования объектом строится так, чтобы дать системе, управляющей им, возможность приспосабливаться (адаптироваться) как к реальным условиям, так и к случайным отклонениям от ожидаемых показателей. Доказано, что чем меньше регламентирована программа и структура объекта регулирования, тем выше способность его приспособления к реальным условиям.

На наш взгляд, под саморегулированием экономической системы понимается процесс поддержания ее целостности, преимущественно путем воздействия на волю субъектов экономической деятельности внутренней логики самоорганизации этой системы. По мере становления общественного производства в качестве большой системы органической целостности оно предстает в качестве саморегулирующейся системы.

Объективной основой механизма саморегулирования экономической системы являются экономические законы. Говоря о регулирующей функции экономических законов, важно подчеркнуть объективность их действия, относительную независимость существования выражаемых ими связей от общественного сознания и намерений отдельных участников общественного производства.

Рассмотрим условия саморегулирования инновационных экономических отношений. Системы, обладающие способностью к саморегулированию, обычно называют адаптирующимися системами, т.е. системами способными самостоятельно приспосабливаться к изменениям условий их функционирования. Способность к адаптации определяется наличием у экономической системы ряда свойств. К важнейшим из них можно отнести следующие свойства:

1) Самонастройки, т.е. самостоятельного изменения параметров функционирования системы. Простейшим примером для производственных систем может быть увеличение, уменьшение или изменение номенклатуры производимой продукции в соответствии с изменением спроса;

2) Самоорганизации, т.е. самостоятельного преобразования структуры системы (изменения количества составляющих систему элементов и связей между ними) при сохранении присущих данной системе качественных характеристик. Примером для экономических систем может служить возникновение новых отраслей, рожденных научно-техническим прогрессом, и соответствующая модернизация (в отдельных случаях ликвидация) «старых», образование различного рода производственно-экономических подсистем в связи с изменениями в разделении труда;

3) Самообучения, т.е. самостоятельного отыскания условий, при которых система удовлетворяет критериям качества своего функционирования. Так, если принять за критерий качества функционирования общественного производства оптимизацию удовлетворения совокупной общественной потребности, то способность удовлетворять этому критерию при различных количественных и качественных изменениях этой потребности без вмешательства специально созданных управляющих систем и будет означать способность к самообучению;

4) Инновационности, т.е. способность саморегулируемой экономической системы к генерации и использованию новшеств, развитие системы на основе инновационной деятельности. Инновационность экономической системы определяет динамику ее положения во внешней среде.

5) Контроля, способность системы организовать прямую и обратную связь. Прямая и обратная связь – это форма самоорганизации инновационных экономических отношений. Она противодействует выходу системы за пределы установленных ограничений, поддерживает состояние устойчивого равновесия системы, синтезирует внешние и внутренние возмущения, выводящие систему из состояния устойчивого равновесия, сводя их, в конечном счете, к отклонениям одной или нескольких управляемых величин и создает условия для саморегулирования.

Саморегулирование экономической системы невозможно без наличия прямой и обратной связи. Мы полагаем, что саморегулирование является функцией от сбалансированной комбинации отношений контроля в экономической системе, и предлагаем следующую формализованную модель процесса саморегулирования экономической системы

Возможности саморегулирования системы определяются тем, в какой степени ей присущи указанные свойства. Наличие же этих свойств зависит от того, насколько соблюдается ряд условий функционирования экономической системы.

Прежде всего, к таким условиям, определяющим возможности саморегулирования инновационных экономических отношений, относится способность ее элементов к самостоятельному определению траекторий своего движения, установлению связей с другими элементами как внутри, так и за пределами данной системы и изменению своей внутренней структуры. По сути, можно сказать, что системе в целом присущи свойства самонастройки, самоорганизации, самообучения, инновационности и контроля, т.е. саморегулирования, так как этими свойствами обладают ее элементы.

При этом следует отметить принципиальную закономерность функционирования целостных систем, согласно которой способность системы к саморегулированию находится в обратной зависимости от степени регламентации ее структуры и программы функционирования. То есть способность экономической системы к саморегулированию определяется также и тем, до какой степени ее элементы обладают самостоятельностью и самодостаточностью к сохранению свойств системы в целом.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:09