Требования к интеллектуально-креативным ресурсам специалистов, ответственных за принятие управленческих решений
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (78), Июнь 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Для преобразования силы интеллекта (интеллектуального капитала) специалистов в интеллектуальные ресурсы (актив) финансового предприятия используется механизм управления корпоративно-созидательным потенциалом (корпоративной творческой энергией) организации. Структурно она включает в себя элементы психофизиологического, организационного и других видов корпоративного воздействия на специалистов - носителей знаний, навыков и умений, которые в результате определенных управленческих воздействий, должны перейти к генерированию (экономически направленному проявлению) интеллектуально-творческой энергии.
Ключевые слова: творческая энергия, управление знаниями, интеллектуально-креативные ресурсы, знания, интеллектуальные активы, банк, финансово-кредитная сфера
Для преобразования силы интеллекта (интеллектуального капитала) специалистов в интеллектуальные ресурсы (актив) финансового предприятия используется механизм управления корпоративно-созидательным потенциалом (корпоративной творческой энергией) организации. Структурно она включает в себя элементы психофизиологического, организационного и других видов корпоративного воздействия на специалистов ‑ носителей знаний, навыков и умений, которые в результате определенных управленческих воздействий, должны перейти к генерированию (экономически направленному проявлению) интеллектуально-творческой энергии.
Прежде чем начинать процесс управления интеллектуально-креативными ресурсами организации необходимо четко знать характеристики управляемых субъектов, в роли которых выступают работники, участвующие в реализации того или иного бизнес-проекта, например, по разработке и внедрению новых кредитно-финансовых процессов в банковской структуре или актуарных расчетов в страховой компании. То есть перед топ-менеджментом финансовых организаций стоит задача преобразовать биологически обусловленный интеллектуальный потенциал сотрудника во вполне осязаемую творческую энергию, которая воплотится в требуемые, экономически значимые изменения той или иной финансовой услуги.
В настоящее время, по мнению ряда авторов (Э. Брукинг и др.) эта задача решается с помощью структурного капитала, или инфраструктурных активов организации, определяемых уровнем интеллектуально-креативных способностей ее менеджмента – своеобразной кристаллической решетки, обеспечивающей единство работающих в ней людей и процессов. Но эффективность функционирования принятой организационно-управленческой структуры определяется только по рыночным результатам деятельности организации, которые могут быть как более, так и менее эффективными. Поэтому чрезвычайно важным вопросом становится контроль над процессом управления структурным капиталом организации. Этого можно достичь только с помощью оценки способностей к созидательным действиям (проявлению творческой энергии) всех специалистов современного предприятия.
Как показано в работе [1], творческая энергия специалиста оценивается через коэффициент его творческой энергии kt, определяемый как отношение предложенных им приращений, или изменений (∆N) в продукте их труда, реализованных за определенное, причем конкурентоспособное, время t. На базе этого допущения разрабатываются и синтезируются, так называемые, тест-задачи, отражающие (и контролирующие!) необходимые затраты творческой энергии на выполнение тестируемой работы, позволяющие оценить творческую энергию каждого работающего или принимаемого вновь специалиста. Как справедливо отмечают авторы работы [2]: «В новой экономике нет ограничений скорости. Скорость – это все. Необходимость обновления – это то, что применимо к каждому подразделению компании, это касается всех и каждого, это касается любой сферы деятельности, это происходит в режиме нон-стоп».
«В Новой экономике творческие идеи и новые технологии – ключ к росту, созданию новых рабочих мест и более высокому уровню жизни. Это экономика, при которой риск, неуверенность и постоянные изменения являются скорее правилом, чем исключением.
Другая черта Новой экономики – динамизм и конкуренция. Современная экономика порождает новые, быстрорастущие частные компании. Ее инновационная способность зависит от количества компаний с темпами роста не менее 20% в год в течение 4-х лет подряд, которые дают львиную долю чистого прироста новых рабочих мест» [3].
Новая экономика характеризуется кооперацией конкурентов. Инновации и ценности все более производятся совместно (в результате кооперации и взаимодействия) производителей-конкурентов.
Социальный капитал (совместная работа, общие нормы ведения бизнеса и доверие) столь же важен, как капитал физический, т.е. материальный (заводы, оборудование и технологии) и человеческий капитал, т.е. неосязаемый (интеллект, умения, знания).
Новая экономика – не экономика массового производства стандартизованных товаров или услуг. Она строится на основе гибких технологий, позволяющих производить огромное разнообразие экономических продуктов, удовлетворяющие самые разнородные потребности клиентов, в том числе в финансовой сфере.
Более «гибкие» предпринимательские структуры в финансовом секторе экономики лучше приспособлены к выходу на новые рынки. Кроме того, жесткая конкуренция заставляет их постоянно предлагать новые услуги и захватывать новые сектора финансового рынка.
Обладая данными об уровне интеллектуально-креативной энергии, отражающей экономическую отдачу всех занятых в реализации бизнес-процесса специалистов, можно дать ожидаемую комплексную экономическую оценку его выполнения, зависящую от и интенсивности творческого проявления интеллектуального потенциала исполнителей. Аналогично может быть экономически аттестован и структурный капитал организации, и инновационная деятельность, и все другие виды работ, так как они выполняются людьми, образующими интеллектуально-креативные системы организации, а каждый вид деятельности приносит свой вклад в процесс формирования стоимости финансовой организации.
Основные ресурсы любой предпринимательской структуры, которые согласно общепринятому мнению объединяют в себе человеческие ресурсы, капитал, технологию и информацию [4], являются и всегда останутся базовыми для нынешних и будущих предприятий и фирм. Однако сегодня все большее смещение акцента и «весового» значения происходит не просто в сторону человеческих, а именно интеллектуально-креативных ресурсов организации, от которых зависит, в том числе, и реализация формулы, когда рыночный успех фирмы определяют «талант и время».
При этом все группы ресурсов «мертвы» без соприкосновения с интеллектуально-креативными центрами организации. Причем только креативная составляющая интеллектуальных ресурсов способна обеспечивать достижения экономических целей организации [5]. Другими словами, очевиден факт: от уровня и степени развитости интеллектуальных ресурсов, используемых организацией, которые в этом случае правильнее было бы перевести в более высокую категорию и называть «интеллектуально-креативными», зависят экономические показатели использования всех остальных видов ресурсов
Интеллектуальные ресурсы, как и любой другой вид запасов, необходимых организации для реализации ее деятельности, имеют свой механизм формирования. Поэтому возникает вопрос: «Каким образом можно управлять интеллектуальными ресурсами современных организаций?».
Понятно, что к настоящему моменту имеются результаты многочисленных и достаточно глубоких и разносторонних исследований в области формирования и управления материальными, финансовыми, трудовыми, технологическими и информационными ресурсами, в то время как интеллектуальные ресурсы стали предметом интенсивного изучения только в последние три или чуть больше десятилетия. Однако в большинстве своем эти исследования проводились психологами, социологами, физиологами и другими специалистами, напрямую не связанными с решением чисто экономических задач.
Понятно, что результаты их работы чрезвычайно важны, но они относятся лишь к исследованию факторов, оказывающих влияние на экономические показатели. Основным же, центральным параметром, определяющим экономическую суть использования интеллектуальных ресурсов организации, является креативная способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Причем все проекты строятся на принципе реализации, полученной в результате маркетинговых исследований заданной или предлагаемой новизны (ΔN) в минимально возможное, точнее в конкурентооправданное время (t).
Отсюда становится понятным утверждение, что в обществе, которое действует в режиме реального времени, способность работать на опережение конкурента исключительно важна. Необходимо постоянное совершенствование как революционного, так и эволюционного характера [6]. Или как сказал глава Northen Telecom Давид Вайс: «В будущем будет только два вида компаний – быстрые и мертвые» [7].
Ответить на этот вызов времени способны не просто интеллектуально развитые финансовые организации, а те, кто способен интеллектуальный капитал специалистов, являющийся их внутренней личной собственностью, преобразовывать в социально значимые экономические и социальные результаты деятельности организаций, которые проявляются только через новизну услуги (ΔN), имеющую рыночную востребованность, в данное конкурентоспособное время (t).
[1] Мельников О.Н. Экономика и управление предпринимательской деятельностью как функция затрат творческой энергии субъектов рынка. – М.: МЕЛАП, 2000. – 170 с. 40.
[2] Нордстрем К.А., Ридерстралле Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. / Пер. с англ. – С.Пб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. – 280 с. – С. 22
[3] там же (С. 21)
[4] Тейлор К. Интеллектуальный капитал / Computerworld, № 13/2001.
[5] Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004. – 400 с. – С. 63.
[6] Intellectual capital. The New Wealth of Organizations by Thomas A. Stewart. New York. Doubleday. 1997. (Т. Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер. / Пер. с англ. В.А. Ноздриной. – Мн.: Парадокс, 1998. – 352 с.
[7] Донован Х. Как работать с интеллектуалами // Америка, август, 1991г., стр. 27
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:30