Формирование интеллектуально-креативных ресурсов банковских структур

Насибян С.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3), Март 2007

Цитировать:
Насибян С.С. Формирование интеллектуально-креативных ресурсов банковских структур // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 3. – С. 23-28.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959322

Аннотация:
Переход от индустриальной экономики к экономике знаний поставил перед менеджментом компаний новую и очень важную задачу управления не только физическими ресурсами, но и так называемыми неосязаемыми (нематериальными) ресурсами. Сегодня будущее за инновационно-активными, а не просто наиболее эффективными с точки зрения текущей прибыли компаниями. Ключевым ресурсом успешных организаций становится их интеллектуальный, а точнее (с позиций экономики) креативный капитал. Этот тезис подтверждается исследованиями как западных, так и отечественных ученых.

Ключевые слова: творческая энергия, банковский бизнес, интеллектуальный капитал, креативность, интеллектуально-креативные ресурсы, финансово-кредитная сфера, креативный капитал

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Переход от индустриальной экономики к экономике знаний поставил перед менеджментом компаний новую и очень важную задачу управления не только физическими ресурсами, но и так называемыми неосязаемыми (нематериальными) ресурсами. Сегодня будущее ‑ за инновационно активными, а не просто наиболее эффективными с точки зрения текущей прибыли компаниями. Ключевым ресурсом успешных организаций становится их интеллектуальный, а точнее (с позиций экономики) ‑ креативный капитал. Этот тезис подтверждается исследованиями как западных, так и отечественных ученых [1, 2].

Под воздействием быстро прогрессирующих тенденций способы, с помощью которых компании, чтобы повысить свою устойчивость на рынке, управляют развитием талантов своих сотрудников, претерпевают большие изменения. Известно, что стоимость бизнеса любой организации (и банковские структуры здесь не исключение) ‑ серьезный аргумент рыночной экономики. Это один из важнейших показателей эффективности деятельности современных предприятий и организаций. Можно иметь достаточные объемы разнообразных активов предприятия, обладать требуемыми, в том числе и интеллектуально-креативными ресурсами, но если не управлять процессом формирования стоимости бизнеса с учетом развития материальных и нематериальных активов, они могут оказаться неэффективными.

По мнению многих исследователей и практиков, финансовые активы являются решающими в обеспечении рыночной устойчивости современных банковских структур. Однако, их формирование зависит от уровня интеллектуально-креативных ресурсов, которыми обладают топ-менеджеры и все другие специалисты банка, которые обеспечивают условия, поддерживающие жизнеспособность и жизнестойкость финансовых организаций в условиях резкого сокращения времени реагирования на изменения рыночной конъюнктуры.

Несмотря на то, что процесс подготовки специалистов для банковской сферы в России сегодня достаточно развит и за последние годы потребности в квалифицированных специалистах среднего звена, владеющих банковскими инструментами на высоком уровне, удовлетворены практически в полном объеме, испытывается существенный недостаток в квалифицированных руководящих кадрах. Сегодня обостренно требуются специалисты высшего звена, которые способны решать управленческие задачи в условиях известной неопределенности с тем уровнем креативности, который необходим для успешной работы банков в современных непростых экономических условиях России.

Всем очевидно, что именно интеллектуальный, точнее интеллектуально-креативный капитал является основой, создающей стоимость любой компании [1]. Компетентность же ее топ-менеджмента определяется качеством стратегического управления «неосязаемыми» человеческими, или как устоялось в бухгалтерской практике – «нематериальными», активами, поскольку «материально» владеть способностями человека к созидательной деятельности организация не может. И банковская сфера здесь не исключение.

Отсюда следует, что повышение роли человеческого фактора как одного из ведущих экономических показателей в обеспечение эффективной инновационной деятельности требует значительных инвестиций в подготовку креативно настроенных, инновационных топ-менеджеров, обладающих стратегическим видением развития экономики и умеющих в сложившихся условиях успешно вести банковский бизнес.

В целях создания финансово-экономических условий роста инновационной активности в экономике распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 1764-р были утверждены «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий». Достижение поставленных перед российской экономикой целей должно осуществляться на основе интеграции усилий государства и хозяйственно-предпринимательского сектора, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовых и мотивационно-стимулирующих механизмов, привлечения российского и иностранного капитала в сферу науки и технологий. Однако бессмысленно и даже опасно поручать исполнение в указанном направлении сложных банковских операций работникам, не обладающим должной квалификацией, высокой творческой инициативой или, что еще хуже, недобросовестно, то есть с отрицательной творческой энергией, относящимся к своим обязанностям.

Очевидно, что уже в ближайшие годы Россия не сможет решать экономические проблемы за счет простого наращивания численности занятых в народном хозяйстве. Все большее значение будут приобретать качественные характеристики человеческого капитала ‑ уровень квалификации, опыта, умений, способность к получению новых, отвечающих современным требованиям знаний на протяжении всей трудовой жизни

Хотя Законы Российской Федерации сегодня предоставляют банкам возможность проведения широкого спектра операций, однако рынок банковских услуг не только на периферии, но даже и в центральных областях России развит недостаточно и зачастую существует лишь декларативно. Каковы же причины? С одной стороны, откровенно пока еще слабо развиты экономические отношения между хозяйствующими предпринимательскими структурами, не способствующие формированию у них потребности, а, следовательно, и заинтересованности в технологических новациях коммерческих банков, как уже предлагаемых, так и разрабатываемых на перспективу. С другой ‑ низкое качество банковского (особенно инновационного) менеджмента является следствием технической, а подчас и интеллектуально несостоятельности банка в целом.

Внедрение же инновационных технологий в банках, прежде всего, необходимо для завоевания ими конкурентных преимуществ, причем как на национальном, так и на международном уровнях. Побудительной причиной принятия решения об инвестировании денежных средств в разработку или покупку инновации может служить любая из задач, решаемая банком, но только в рамках его стратегического развития, которое должно определяться максимально креативно мыслящим топ-менеджментом банковской организации. Причем решение стратегических задач в одном направлении, как правило, неизбежно приводит к улучшению в другом. Нередко рационально выбранные стратегические решения приводят к синергетическому эффекту.

Однако, не все инновации в банковском секторе хороши и не всем банкам по силам их реализация. Нельзя отвергать, например, вероятность существования опасности, когда в погоне за клиентурой, они идут на затраты, не соответствующие возможностям банка и уровню предлагаемой инновации.

Для получения прибыли от той или иной инновации необходимо не только профессионально, но и творчески подходить к определению ценовой политики в сфере предоставляемых услуг. Существует множество вариантов формирования цены. Но при её определении в любом случае необходимо учитывать не только позиции конкурентов или затраты на реализацию проекта, но, возможно даже в большей степени, предвидеть опережающий рост разнообразия запросов потенциальных клиентов, а также возможности формирования имиджа банка. А этого можно добиться только в том случае, если банк обладает достаточным уровнем интеллектуально-креативных ресурсов топ-менеджеров, способных принимать стратегически верные управленческие решения.

Модернизация банковской системы, осуществляемая в России, потребовала разработки новых образовательных программ подготовки инновационных менеджеров для банковских организаций.

Современный менеджмент строится на принципах специализации, стандартизации, планирования, контроля, иерархии и вознаграждения. В период любой экономической трансформации общественной системы основной движущей силой развития становится инновационная деятельность, основанная на использовании креативного мышления, на формировании нового корпоративного вектора творческой энергии. Развитие интеллектуально-креативных ресурсов в инновационной деятельности при этом требует немалых инвестиционных вложений в подготовку высокопрофессиональных менеджеров, обладающих творческо-стратегическим видением развития бизнеса и готовых успешно вести его как в известных («стандартных»), новых (модифицированных), так и в нестандартных ситуациях.

Осознавая важность подготовки инновационных менеджеров, Банк России, коммерческие банки начали широкомасштабную переподготовку своих специалистов по программам профессиональной переподготовки факультета финансов и банковского дела Академии народного хозяйства при Правительстве РФ «МВА Банки», «Топ-менеджер банка», «Куратор коммерческого банка – банковский менеджер» и др.

Управление созидательным (креативным) потенциалом, направленным на эффективное взаимодействие специалистов банка при решении бизнес-задач, требует специальных программ подготовки лидеров, способных осознанно изменить современную организацию, привести к высоким экономическим результатам. Важной составляющей технологии подготовки лидеров составляют деловые игры, бизнес-тренинги, основанные на технике «провокации», моделировании сценариев проблемных ситуаций и групповом поиске не запрограммированных решений.

Значительную часть программ обучения составляют обсуждение прикладных проектов, разбор конкретных ситуационных задач, разработка курсовых проектов и их публичная презентация. Это дает возможность слушателям не только накопить необходимые знания, но и приобрести практические навыки их творческой реализации на практике.


Источники:

1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Машиностроение, 2004. – 400 с.
2. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: ИД «Классика XXI века», 2005.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:58:57