Тренинг-консалтинг центр – новый этап интеллектуализации нашего общества

Брынцев А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (77), Май 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Брынцев А.Н. Тренинг-консалтинг центр – новый этап интеллектуализации нашего общества // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 5. – С. 31-35.

Аннотация:
Современный рынок отличается стремительным ростом потребностей в материальных экономических продуктах, которые, бизнес пытается удовлетворить через активизацию использования научной и технической мысли. Рыночная экономика, как известно, с целью обеспечения прибыли ориентирует производство и сферу услуг на удовлетворение растущих интересов потребителя.

Ключевые слова: консалтинг, консультационные услуги, интеллектуализация труда



Современный рынок отличается стремительным ростом потребностей в материальных экономических продуктах, которые, бизнес пытается удовлетворить через активизацию использования научной и технической мысли. Рыночная экономика, как известно, с целью обеспечения прибыли ориентирует производство и сферу услуг на удовлетворение растущих интересов потребителя.

Государство прямо не вмешивается в процесс производства и обращения, но определяет важнейшие правила рыночного хозяйства для всех видов деятельности и особые правила ‑ для наиболее важных отраслей производственной и непроизводственной сфер. И всё же общество испытывает не только разочарование в результатах собственной деятельности, но и тревогу за будущее, которое как никогда туманно.

Наука и общество не могут дальше развиваться в соответствии с собственной логикой, экономика требует новых подходов к практике хозяйствования, что ставит перед экономической наукой ряд серьезных проблем. Достаточно указать на тот факт, что, по данным Федеральной службы по статистике РФ, в России в первом квартале 2005 года прирост ВВП составил 5,2% по сравнению с первым кварталом 2004-го. Годом раньше статистика отметила прирост ВВП на 7,6%. Замедление весьма ощутимое. Сохранение таких темпов не может не беспокоить правительство страны. Сами по себе приведенные цифры не говорят о катастрофе. Для этого есть другие показатели.

Во-первых, в промышленности происходит не только замедление роста, но и абсолютное падение объемов производства (если считать итоги каждого месяца по сравнению с предыдущим месяцем). За семь лет роста после августа 1998 года было четыре «паузы», нынешняя ‑ пятая.

Во-вторых, спад промышленного производства в последние месяцы оказался необычайно «широким» ‑ в мае он затронул 11 отраслей промышленности из 15.

В-третьих, в нефтедобыче, являющейся крупнейшей отраслью современной российской экономики, пять месяцев наблюдалась стагнация, а последние два месяца 2005 г. ‑ абсолютный спад, чего не случалось ни разу за весь период экономического роста после 1998 года.

В-четвертых, происходит абсолютное снижение производства в обрабатывающих отраслях промышленности, причем особенно сильное в машиностроении. В этой отрасли в мае 2005 года произведено продукции на 8,7% меньше, чем в июле 2004 года, когда были отмечены пиковые объемы. С августа 1998 года не было абсолютного сокращения производства обрабатывающих отраслей (по итогам, взятым поквартально), да еще и с годовым интервалом. Теперь такое падение произошло.

В первом квартале 2005 года эти отрасли дали продукции на 0,4% меньше, чем годом ранее. Для сравнения: в первом квартале 2004 года обрабатывающие отрасли произвели продукции на 9,6% больше, чем за год до того. Если из прироста этого года вычтем прирост прошлого года (из -0,4 вычитаем 9,6), то получаем потерю в темпах на 10 процентных пунктов. Это коренной перелом в динамике.

А ведь экономический рост России непосредственно связан с подъемом промышленности. При этом необходимо не только преодолеть структурную деградацию и спад в промышленности. Важно, чтобы развитие промышленности происходило на основе улучшения управления, эффективного использования научно-технического потенциала, обеспечивающего внедрение ресурсосберегающих, наукоемких и высоких технологий постиндустриального типа.

Именно вопросы управления призваны решать консалтинговые компании: от повышения профессионального уровня работников компании до привлечения инвестиций и оценки рисков бизнеса.

Не последнюю роль в экономике региона и, в известной мере, в национальном масштабе могут сыграть тренинг-консалтинг центры (ТКЦ). Они могут быть разными с точки зрения секторов экономики, видов оказываемых услуг, ориентации на потребителя, широты коммерческих предложений, экономической эффективности. Поэтому тренинг-консалтинг центры, в зависимости от их целевой направленности, могут быть условно разделены на два основных типа:

1. Открытые тренинг-консалтинг центры, предназначенные для развития институтов гражданского общества, а также ориентированные на активизацию предпринимательской деятельности. Это так называемые «некоммерческие центры». Они знакомят с новыми технологиями и обучают их применению, выступают инициаторами изменений в культуре производства, налаживают контакты с аналогичными предприятиями в нашей стране и за рубежом и т.д.

2. Бизнес-тренинг-консалтинг центры. Автор данной статьи назвал их коммерческими центрами, которые создаются как бизнес-единицы, способные набрать достаточное количество клиентов, создать большую информационную базу, заработать высокую прибыль. На рис. 1 показана классификация ТКЦ (разделение центров условно). В реальной экономической ситуации возможны комбинации или создание новых форм. Данные организации начинают развиваться в европейских странах, находят реальную финансовую поддержку на уровне правительств и министерств.

Тренинг-консалтинг центры

Рис. 1. Классификация ТКЦ по их целевой направленности

Совсем недавно, а именно осенью 2005 года, автору этой статьи посчастливилось принять участие в проекте, который осуществляла на территории Калининградской области голландская организация PUM. Данный проект не носил массового характера, поэтому появилась редкая возможность подробно ознакомиться с системой и провести полевые исследования на практике.

Идеальные условия в этом плане складывались еще и потому, что удалось предварительно ознакомиться с базовым терминологическим аппаратом, лежащим в основе теоретических и практических методик данной организации. Письменные материалы были любезно предоставлены одним из экспертов PUM, доктором социологии Яном Вестерлейком (Jan Westerlaak), при помощи которого и была организована эта поездка. В ней, помимо автора статьи, принимал участие и наш соотечественник, психолог В.Н. Коктиков.

Нужно отметить, что отбором и анализом проектов, доведением их до логического завершения занимается представитель PUM в Калининградской области кандидат технических наук Э.С. Глясман, выпускник АНХ при Правительстве РФ.

Что же такое PUM? Эта организация была создана голландскими властями и работодателями в 1978 году. В списках PUM около 4000 специалистов, которые ежегодно реализуют примерно 2000 проектов в Центральной и Восточной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке.

Путём предоставления бесплатных консультаций на местах PUM стремится помочь предприятиям и организациям укрепить свои позиции и одновременно внести вклад в развитие социально ориентированной рыночной экономики в странах, в которые направляются эксперты PUM, а также обеспечить сохранение или рост уровня занятости, стимулировать применение экологически чистых производственных технологий и совершенствовать международное сотрудничество.

Эксперты PUM не оказывают финансовую поддержку, но они предоставляют свои профессиональные знания и опыт фирмам, которым это необходимо. Причём это делается напрямую, на основе конкретных проектов, что является мощным стимулом для успешного предпринимательства.

PUM проводит курсы и семинары. Или же сотрудники предприятий, которым предоставляются консультации, приглашаются в Нидерланды для обучения на курсах. PUM финансируется голландскими властями, Европейским союзом, организацией работодателей VNO–NCW, ООН. Ежегодно PUM реализует в России более 200 проектов. Большая их часть относится к сельскому хозяйству, туризму и гостиничному бизнесу. В июне 2005 года PUM получила награду RUS Prix за вклад в развитие голландско-российских отношений.

Вместе с тем, проблема формирования и дальнейшего развития бизнес-тренинг-консалтинг центров в России носит открытый характер и предусматривает разработку многовариантных и многокритериальных подходов при решении конкретных задач. Автор, не претендуя на истину в последней инстанции, будет благодарен любым формам конструктивного сотрудничества по рассмотренным в статье вопросам.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:01:29