Поддержка малого предпринимательства как условие экономической безопасности

Папченко Д.С.1
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Папченко Д.С. Поддержка малого предпринимательства как условие экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2020. – Том 3. – № 2. – С. 233-240. – doi: 10.18334/ecsec.3.2.110274.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43085628

Аннотация:
Обеспечение социальной, экономической и политической стабильности нашего государства возможно в результате развития малого предпринимательства. Субъекты малого предпринимательства признаются в качестве важнейшего сегмента российской экономики. На сегодняшний момент именно субъекты малого предпринимательства являются наиболее уязвимыми хозяйствующими субъектами. В статье акцентируется внимание на основные меры поддержки малого предпринимательства со стороны государства. Предложены отдельные направления по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства

Ключевые слова: предприниматель, государственная поддержка, экономическая безопасность, формы защиты прав субъектов малого предпринимательства, льготы



Малое предпринимательство – это основа эффективного развития российской экономики. Безусловно, малое предпринимательство способствует развитию всех сфер жизнедеятельности общества и тем самым способствуют решению ряда социальных проблем [8, с. 206] (Ivanitskaya, Oborina, 2015). Развитие малого предпринимательства способствует не только формированию благоприятной среды для ведения бизнеса, получения населением дохода, но и получению налогов соответствующими бюджетами.

Поддержка малого предпринимательства рассматривается в качестве одного из важнейших направлений экономической политики, благодаря чему может обеспечиваться создание дополнительных рабочих мест и снижение уровня безработицы, увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, рост конкуренции, развитие инновационных процессов, наполнение рынка потребительских товаров и услуг более широким ассортиментом.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» указывает, что подразумевается под поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодатель указывает, что «под поддержкой малого и среднего предпринимательства необходимо понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемую в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемую в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, его дочерних обществ» [1].

На законодательном уровне есть ряд исключений. Законодатель предопределяет, что государственную поддержку могут получить не все субъекты малого предпринимательства. Статья 14-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» закрепляет перечень субъектов, государственная поддержка на которые не распространяется. Так, государственная поддержка не оказывается субъектам малого и среднего предпринимательства – кредитным, страховым организациям (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, компаниям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

В настоящее время на государственном уровне предпринимается достаточное количество мер поддержки малых предпринимателей со стороны государства [9, с. 103] (Kravchenko, Mandrik, 2014). Проанализируем наиболее распространенные меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В первую очередь особое распространение из всех мер государственной поддержки приобретает предоставление государственных и муниципальных гарантий за счет средств соответствующего бюджета. Появление такой меры поддержки обусловлено необходимостью защиты интересов малых предприятий, так как последние являются нестабильными в финансовой сфере. Появление таких гарантий способствует обеспечению малых предприятий равным доступом к кредитным ресурсам. Выделение таких денежных средств происходит в форме субвенций. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется с помощью предоставления субсидий, бюджетных инвестиций [12] (Okhtin, 2019). Наиболее перспективные малые предприятия получают государственные субсидии на условиях безвозвратности и выполнения соответствующих задач в установленный срок. Финансирование малых предприятий осуществляется также за счет кредитования. Еще одним способом финансирования выступает лизинг [7, с. 102] (Zamyatkin, Petrova, 2019). Такой вид кредитования зачастую используется в целях приобретения оборудования. Широкое распространение в России получил франчайзинг, то есть когда раскрученный бизнес продается за плату. Кроме того, не стоит забывать и о венчурном финансировании, которое может быть выражено в различных формах. Индивидуальные инвесторы и венчурные фонды признаются источниками финансирования деятельности малого предприятия [11, с. 226] (Mochalova, Ladygina, 2016).

Как показывает практика, в последнее время наблюдается сокращение программ поддержки малого предпринимательства [14] (Khabibulin, 2020). Финансирование государственных программ значительно сократилось. Получить субсидию на развитие бизнеса в 2018–2019 годах стало уже невозможно. Фактически малые предприятия в своей деятельности сталкиваются с материально-техническими и финансовыми проблемами. Правовое регулирование деятельности малых предприятий также недостаточное [4, с. 40] (Alieva, 2019).

Для субъектов малого предпринимательства установлены льготы в налогообложении, предоставлении отчетов, а также в ведении кассовых операций и бухгалтерского учета. Налоговый кодекс Российской Федерации в ст. 14 и 15 указывает, что для субъектов малого предпринимательства на региональном и местном уровне могут быть установлены льготы в налогообложении [3]. Например, такая льгота установлена Законом г. Москвы «О налоге на имущество организаций» [2]. Индивидуальные предприниматели и организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, вправе не устанавливать лимит остатка наличных средств в кассе. Устанавливается упрощенная процедура составления бухгалтерской отчетности.

Введение специальных налоговых режимов и льгот для малых предприятий имеет ряд положительных моментов. В частности:

- снижение налоговой нагрузки для отдельных видов экономической деятельности малых предприятий;

- рост инвестиционной активности микропредприятий и малых предприятий;

- минимизация уплаты налоговых платежей [5, с. 58] (Antonyan, 2018).

Вышеизложенное свидетельствует о том, что государственная поддержка – это целенаправленная деятельность государственных органов, которая включает не только экономические меры по развитию, но и отдельные способы защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства [13, с. 77].

Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса возможно при существовании соответствующей правовой основы. Такую основу могут составлять:

- отдельный государственный орган, который занимается вопросами поддержки малого бизнеса;

- бизнес-школы. Деятельность таких школ направлена на обучение простых граждан, которые изъявляют желание об открытии и развитии своего дела;

- учебно-деловые центры, которые оказывают всяческую поддержку в обучении и консультировании;

- агентства информационной поддержки (практика свидетельствует, что к таким относятся консалтинговые фирмы, предоставляющие широкий перечень услуг в сфере регистрации и даже обучения персонала);

- бизнес-инкубаторы, позволяют ускорить процесс развития малого предпринимательства;

- технопарки;

- информационно-технологические центры;

- маркетинговые центры;

- фонды поддержки.

В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Для малых предприятий отсутствуют предназначенные приборы, оборудование и машины.

Социальная защита предпринимательской деятельности признается актуальной и непростой проблемой малого предпринимательства России.

Большая часть исследователей придерживаются позиции о необходимости принятия ряда мер, которые будут исключать прекращение предпринимательской деятельности [6, с. 138] (Eremeeva, 2018). Среди таких мер целесообразно предусмотреть следующие:

- исключить возможность сокращения государственных программ для поддержки малого и среднего бизнеса;

- исключить увеличение косвенного налога;

- исключить обязанность для субъектов малого предпринимательства необходимости установления онлайн-касс [15, с. 335] (Kharin, 2018).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что развитие малого предпринимательства в России невозможно без эффективной поддержки со стороны государства. Развитие предпринимательства будет способствовать экономическому развитию нашей страны. Безусловно, достижение этого возможно только в результате создания соответствующих институтов для предпринимателей, которые бы позволили получать не только кредиты, налоговые льготы, субсидии, но и доступ к государственным закупкам [10, с. 30] (Lev, 2016). Целесообразно продолжать развивать и совершенствовать государственную поддержку предпринимателей.


Источники:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». - Собрание законодательства РФ. N 31, 2007. – 4006 c.
2. Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 (ред. от 20.11.2019) «О налоге на имущество организаций». - Ведомости Московской городской Думы. N 11, 2003. – 289 c.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019). - Собрание законодательства РФ. N 31, 1998. – 3824 c.
4. Алиева А.Х. Направления государственной поддержки малого предпринимательства // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2019. – c. 40.
5. Антонян Д.Ю. Государственная поддержка малого предпринимательства // Student research: сборник статей Международного научно-практического конкурса: в 2 ч. 2018. – c. 58.
6. Еремеева С.С. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности региона // Новая наука и формирование культуры знаний современного человека: Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2018. – c. 138.
7. Замяткин Д.А., Петрова Е.О. Государственный лизинг как перспективная форма поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Инновационная наука. – 2019. – № 6. – c. 102.
8. Иваницкая И.П., Оборина А.Е. Государственная поддержка развития малого предпринимательства // Концептуальные основы стратегического управления региональным развитием в условиях глобальных вызовов: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксарский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Чебоксары, 2015. – c. 205-211.
9. Кравченко Л.Н., Мандрик Е.С. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономического развития: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. 2014. – c. 103.
10. Лев М.Ю. Актуальные проблемы установления начальной цены контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как фактор экономической безопасности // Вестник Академии. – 2016. – № 2. – c. 28-35.
11. Мочалова Я.В., Ладыгина И.А. Основные направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «БелГУ». 2016. – c. 226.
12. Охтин И.В. Субъекты малого и среднего предпринимательства. - СПС Консультант Плюс, 2019.
13. К вопросу о государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства // Современное право. – 2019. – № 2. – c. 76-79. – doi: 10.25799/NI.2019.73.39.010 .
14. Хабибулин А.Г. Экономическая безопасность. Экономические расследования. / учебное пособие под ред. Проф. Хабибулина А.Г. - издание 2-е дополненное. МГУ, 2020.
15. Харин Е.П. О проблемах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России // Государство и право: Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции. 2018. – c. 335.

Страница обновлена: 23.10.2020 в 16:45:42