Социальные программы на предприятиях США
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (5), Май 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лебедева Л.Ф. Социальные программы на предприятиях США // Российское предпринимательство. – 2000. – Том 1. – № 5. – С. 16-20.
Аннотация:
Исследование сферы развития социальных программ на американских предприятиях показали, что они способствуют расширению традиционных для Америки мер социальной поддержки населения, повышению трудовой мотивации, укреплению физического и трудового потенциала ресурсов каждого человека. Широкое развитие в США получили, в частности, социальные программы, которые способствуют развитию новых форм и видов социальных услуг.
Ключевые слова: США, социальные программы, социальная поддержка населения
Исследование сферы развития социальных программ на американских предприятиях показали, что они способствуют расширению традиционных для Америки мер социальной поддержки населения, повышению трудовой мотивации, укреплению физического и трудового потенциала ресурсов каждого человека. Широкое развитие в США получили, в частности, социальные программы, которые способствуют развитию новых форм и видов социальных услуг. Охватывая не только работников, но и членов их семей, они облегчают давление нерешенных социальных проблем на государственный бюджет.
Еще в 1964 г. в ежегодном докладе Совета экономических консультантов констатировалась необходимость специальных мер по повышению конкурентоспособности трудоспособных бедняков на рынке труда. Теоретическим обоснованием таких мер стал отход от идеи социальной благотворительности, лежащей в основе вспомоществования в 30-х-50-х годах, к концепции вложений в “человеческий” капитал. Эти сдвиги породили поиск новых путей и средств обеспечения социальной безопасности.
Одним из направлений стало выдвижение концепции социальной ответственности частного бизнеса. Сторонники “неограниченного свободного предпринимательства” считали эту идею абсолютно ненужной и подрывающей устои “свободно рыночного” общества. Как писал один из главных выразителей “открытий и свободной конкуренции” М. Фридман, “не существует никакой иной социальной ответственности бизнеса, кроме одной - использовать свои ресурсы и возможности в целях увеличения прибылей” [1]. Но в 70-е годы под воздействием обострения экономических и социальных проблем сторонники проведения более гибкой социальной политики активизировались, обосновывая необходимость превращения социальной ответственности бизнеса из потенциальной возможности в реальность, чтобы деятельность бизнеса строилась с учетом интересов всего общества.
Идея разделения социальной ответственности с частным бизнесом была поддержана на проведенной в 1972 г. конференции “Промышленный мир будущего. Взгляд на бизнес в 1990 г.”, в которой приняли участие президент, члены правительства, представители бизнеса и исследовательских центров страны. В обращении к участникам конференции президент Р. Никсон призвал американский бизнес в большей мере способствовать решению общенациональных социальных и экономических проблем. В таблице 1 представлена динамика расходов на социальные программы, израсходованные в США в конце ХХ века.
Таблица 1
Динамика расходов на социальное обеспечение государства и частного сектора в США
Годы
|
Частные расходы, всего*
|
Государственные расходы
| ||
|
млрд. долл.
|
% от ВВП
|
млрд. долл.
|
% от ВВП
|
1980
|
255,9
|
9,4
|
493,0
|
18,6
|
1985
|
471,8
|
11,7
|
738,0
|
18,4
|
1990
|
728,0
|
13,1
|
1050,0
|
18,9
|
1991
|
768,2
|
13,4
|
1161,0
|
20,3
|
1992
|
839,6
|
13,3
|
1264,0
|
20,0
|
1993
|
877,6
|
13,4
|
1364,0
|
21,1
|
1994
|
925,0
|
13,3
|
1435,0
|
21,6
|
Источник: Statistical Abstract of the U.S. Wash., 1998, p. 377, 378.
*Включают расходы на пенсионные планы; пособия по временной нетрудоспособности, инвалидности, страхование жизни, а также на образование, медицинские услуги, социальную помощь. |
Прошедшие с тех пор годы показали, что социальная деятельность негосударственных субъектов, в том числе и на уровне предприятий, может быть обусловлена и их собственными экономическими интересами. Например, социальные программы рассматриваются многими американскими предпринимателями как элемент трудовой мотивации, способствующий более эффективному использованию трудовых ресурсов. Развитие социальной инфраструктуры компаниями негосударственных форм и видов собственности может осуществляться и в целях поддержания необходимого уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, снижения их текучести в неблагоприятных для жизнедеятельности районах.
Возможности расширения социальных функций негосударственных структур возрастают по мере укрепления их экономического положения и правового статуса. Для стимулирования их участия в поддержании социальной стабильности могут быть приняты как прямые законодательные меры, обязывающие предпринимателей выполнять определенные условия, связанные с трудовым процессом, (установление минимальной заработной платы, страхование производственного травматизма, страхование на случай безработицы и др.), так и косвенные, например, налоговые льготы предпринимателям, внедряющим социальные программы на своих предприятиях.
Участие частного бизнеса в развитии социального обеспечения, например, путем внедрения различных социальных программ на своих предприятиях характерно практически для всех стран с рыночной экономикой. Фонды социального обеспечения формируются на добровольной основе. Как правило, положения о социальных льготах и программах включаются в коллективные договоры.
Динамика численности наемных работников, охваченных социальными программами по месту работы, показывает резкий рост охвата трудящихся социальным страхованием: с 34,2 млн. человек в 1960 г. до 140,3 млн. человек в 1995 г. Если в 1929 г. сумма выплат из фондов социальных программ составляла всего 0,5% общей суммы начисленной заработной платы наемных работников, в 1951 г. ‑ 3,7%, в 1981 г. ‑ 9,1, то в 1996 г. ‑ 28% [2]. В сфере услуг эта доля составляет 26%, в отраслях обрабатывающей промышленности ‑ 33%. Однако в ряде крупнейших компаний, преимущественно в нефтяной, химической промышленности, в металлургии, она бывает еще выше. Для частично занятых значение выплат, естественно, ниже. Доля указанных выплат в общей сумме начисленной заработной платы в среднем не превышает 20%.
Конкретные перечни социальных льгот и пособий широко варьируются по предприятиям, отражая специфику производственного процесса, контингента занятых и т.п. Наиболее распространены программы, связанные с частным социальным страхованием (страхование жизни, на случай временной и постоянной нетрудоспособности, медицинское страхование, страхование, связанное с условиями труда); программы организации питания на производстве; программы здоровья; программы по уходу за детьми и престарелыми родственниками работников. Многие компании практикуют также поощрения, связанные с результатами работы предприятий: распределение части прибылей в виде премий, доплаты на счета работников в кассах взаимопомощи, премии в связи с юбилеями и другими событиями в жизни работников. Широкое распространение получили и такие виды социальных льгот, как оплата отдыха, учебы, спортивно-оздоровительных мероприятий, переезда на другое местожительства.
В середине 90-х годов частными социальными планами страхования жизни был охвачен 91% работников, медицинским страхованием - 82%, пенсионным - 48%. В значительно меньшей степени распространены программы предоставления оплаченных отпусков по уходу за ребенком (3%).
Среди основных мер, рекомендованных в результате проведенного Институтом проблем семьи и работы общенационального исследования изменений в рабочей силе (“American Workplace”, September 1996), - усиление внимания к предоставлению компаниями своим работникам различного рода льгот, способствующих оптимальному сочетанию трудовой и личной жизни. Исследование выявило, что работники 90-х годов отдают предпочтение таким видам льгот, как отпуск по уходу за членами семьи, а также возможность работать по гибкому трудовому графику, или на дому. Почти половина опрошенных склонна в большей степени использовать эти льготы в обмен на традиционные, связанные с различными видами страхования.
Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях. Необходимо иметь в виду, что средства, направляемые на эти цели, не подлежат обложению налогом на прибыль, а денежный эквивалент льгот и услуг составляет часть общего фонда заработной платы.
Источники:
2. Statistical Abstract of the U.S., Wash., 1997, p. 434.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:29