Социальные программы на предприятиях США

Лебедева Л.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (5), Май 2000
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследование сферы развития социальных программ на американских предприятиях показали, что они способствуют расширению традиционных для Америки мер социальной поддержки населения, повышению трудовой мотивации, укреплению физического и трудового потенциала ресурсов каждого человека. Широкое развитие в США получили, в частности, социальные программы, которые способствуют развитию новых форм и видов социальных услуг.

Ключевые слова: США, социальные программы, социальная поддержка населения



Исследование сферы развития социальных программ на американских предприятиях показали, что они способствуют расширению традиционных для Америки мер социальной поддержки населения, повышению трудовой мотивации, укреплению физического и трудового потенциала ресурсов каждого человека. Широкое развитие в США получили, в частности, социальные программы, которые способствуют развитию новых форм и видов социальных услуг. Охватывая не только работников, но и членов их семей, они облегчают давление нерешенных социальных проблем на государственный бюджет.

Еще в 1964 г. в ежегодном докладе Совета экономических консультантов констатировалась необходимость специальных мер по повышению конкурентоспособности трудоспособных бедняков на рынке труда. Теоретическим обоснованием таких мер стал отход от идеи социальной благотворительности, лежащей в основе вспомоществования в 30-х-50-х годах, к концепции вложений в “человеческий” капитал. Эти сдвиги породили поиск новых путей и средств обеспечения социальной безопасности.

Одним из направлений стало выдвижение концепции социальной ответственности частного бизнеса. Сторонники “неограниченного свободного предпринимательства” считали эту идею абсолютно ненужной и подрывающей устои “свободно рыночного” общества. Как писал один из главных выразителей “открытий и свободной конкуренции” М. Фридман, “не существует никакой иной социальной ответственности бизнеса, кроме одной - использовать свои ресурсы и возможности в целях увеличения прибылей” [1]. Но в 70-е годы под воздействием обострения экономических и социальных проблем сторонники проведения более гибкой социальной политики активизировались, обосновывая необходимость превращения социальной ответственности бизнеса из потенциальной возможности в реальность, чтобы деятельность бизнеса строилась с учетом интересов всего общества.

Идея разделения социальной ответственности с частным бизнесом была поддержана на проведенной в 1972 г. конференции “Промышленный мир будущего. Взгляд на бизнес в 1990 г.”, в которой приняли участие президент, члены правительства, представители бизнеса и исследовательских центров страны. В обращении к участникам конференции президент Р. Никсон призвал американский бизнес в большей мере способствовать решению общенациональных социальных и экономических проблем. В таблице 1 представлена динамика расходов на социальные программы, израсходованные в США в конце ХХ века.

Таблица 1

Динамика расходов на социальное обеспечение государства и частного сектора в США

Годы
Частные расходы, всего*
Государственные расходы

млрд. долл.
% от ВВП
млрд. долл.
% от ВВП
1980
255,9
9,4
493,0
18,6
1985
471,8
11,7
738,0
18,4
1990
728,0
13,1
1050,0
18,9
1991
768,2
13,4
1161,0
20,3
1992
839,6
13,3
1264,0
20,0
1993
877,6
13,4
1364,0
21,1
1994
925,0
13,3
1435,0
21,6
Источник: Statistical Abstract of the U.S. Wash., 1998, p. 377, 378.
*Включают расходы на пенсионные планы; пособия по временной нетрудоспособности, инвалидности, страхование жизни, а также на образование, медицинские услуги, социальную помощь.

Прошедшие с тех пор годы показали, что социальная деятельность негосударственных субъектов, в том числе и на уровне предприятий, может быть обусловлена и их собственными экономическими интересами. Например, социальные программы рассматриваются многими американскими предпринимателями как элемент трудовой мотивации, способствующий более эффективному использованию трудовых ресурсов. Развитие социальной инфраструктуры компаниями негосударственных форм и видов собственности может осуществляться и в целях поддержания необходимого уровня обеспеченности трудовыми ресурсами, снижения их текучести в неблагоприятных для жизнедеятельности районах.

Возможности расширения социальных функций негосударственных структур возрастают по мере укрепления их экономического положения и правового статуса. Для стимулирования их участия в поддержании социальной стабильности могут быть приняты как прямые законодательные меры, обязывающие предпринимателей выполнять определенные условия, связанные с трудовым процессом, (установление минимальной заработной платы, страхование производственного травматизма, страхование на случай безработицы и др.), так и косвенные, например, налоговые льготы предпринимателям, внедряющим социальные программы на своих предприятиях.

Участие частного бизнеса в развитии социального обеспечения, например, путем внедрения различных социальных программ на своих предприятиях характерно практически для всех стран с рыночной экономикой. Фонды социального обеспечения формируются на добровольной основе. Как правило, положения о социальных льготах и программах включаются в коллективные договоры.

Динамика численности наемных работников, охваченных социальными программами по месту работы, показывает резкий рост охвата трудящихся социальным страхованием: с 34,2 млн. человек в 1960 г. до 140,3 млн. человек в 1995 г. Если в 1929 г. сумма выплат из фондов социальных программ составляла всего 0,5% общей суммы начисленной заработной платы наемных работников, в 1951 г. ‑ 3,7%, в 1981 г. ‑ 9,1, то в 1996 г. ‑ 28% [2]. В сфере услуг эта доля составляет 26%, в отраслях обрабатывающей промышленности ‑ 33%. Однако в ряде крупнейших компаний, преимущественно в нефтяной, химической промышленности, в металлургии, она бывает еще выше. Для частично занятых значение выплат, естественно, ниже. Доля указанных выплат в общей сумме начисленной заработной платы в среднем не превышает 20%.

Конкретные перечни социальных льгот и пособий широко варьируются по предприятиям, отражая специфику производственного процесса, контингента занятых и т.п. Наиболее распространены программы, связанные с частным социальным страхованием (страхование жизни, на случай временной и постоянной нетрудоспособности, медицинское страхование, страхование, связанное с условиями труда); программы организации питания на производстве; программы здоровья; программы по уходу за детьми и престарелыми родственниками работников. Многие компании практикуют также поощрения, связанные с результатами работы предприятий: распределение части прибылей в виде премий, доплаты на счета работников в кассах взаимопомощи, премии в связи с юбилеями и другими событиями в жизни работников. Широкое распространение получили и такие виды социальных льгот, как оплата отдыха, учебы, спортивно-оздоровительных мероприятий, переезда на другое местожительства.

В середине 90-х годов частными социальными планами страхования жизни был охвачен 91% работников, медицинским страхованием - 82%, пенсионным - 48%. В значительно меньшей степени распространены программы предоставления оплаченных отпусков по уходу за ребенком (3%).

Среди основных мер, рекомендованных в результате проведенного Институтом проблем семьи и работы общенационального исследования изменений в рабочей силе (“American Workplace”, September 1996), - усиление внимания к предоставлению компаниями своим работникам различного рода льгот, способствующих оптимальному сочетанию трудовой и личной жизни. Исследование выявило, что работники 90-х годов отдают предпочтение таким видам льгот, как отпуск по уходу за членами семьи, а также возможность работать по гибкому трудовому графику, или на дому. Почти половина опрошенных склонна в большей степени использовать эти льготы в обмен на традиционные, связанные с различными видами страхования.

Масштабы социальных программ и степень охвата ими трудящихся зависят в первую очередь от возможностей финансового, материально-технического, организационного обеспечения на предприятиях. Необходимо иметь в виду, что средства, направляемые на эти цели, не подлежат обложению налогом на прибыль, а денежный эквивалент льгот и услуг составляет часть общего фонда заработной платы.


Источники:

1. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago, 1962, p. 133.
2. Statistical Abstract of the U.S., Wash., 1997, p. 434.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:29