Методические аспекты управления развитием социального потенциала промышленных предприятий

Скляр Е.Н., Зверкович И.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10), Октябрь 2007

Цитировать:
Скляр Е.Н., Зверкович И.О. Методические аспекты управления развитием социального потенциала промышленных предприятий // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 74-81.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549612
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях обострения конкурентной борьбы, повышения экономических и производственных рисков обязательным условием достижения требуемой эффективности управления промышленным предприятием является формирование высокого уровня ответственности и профессионализма персонала, его готовности и способности решать самые сложные задачи в условиях глобализации. Это вынуждает руководство промышленных предприятий предпринимать меры по повышению эффективности управления на основе изменения приоритетов в социальной и кадровой политике, создавая новые модели и типы управления.

Ключевые слова: управление персоналом, промышленные предприятия, конкуренция, социальная политика, социальная ответственность бизнеса, кадровая политика, социальный потенциал



В условиях обострения конкурентной борьбы, повышения экономических и производственных рисков обязательным условием достижения требуемой эффективности управления промышленным предприятием является формирование высокого уровня ответственности и профессионализма персонала, его готовности и способности решать самые сложные задачи в условиях глобализации. Это вынуждает руководство промышленных предприятий предпринимать меры по повышению эффективности управления на основе изменения приоритетов в социальной и кадровой политике, создавая новые модели и типы управления.

Социальный потенциал промышленных предприятий имеет многоуровневую структуру и в зависимости от объекта исследования может рассматриваться применительно к личности (работнику), трудовому коллективу, предприятию, городу, региону, стране.

Как показано на рис. 1, социальный потенциал промышленного предприятия состоит из двух взаимосвязанных компонент: административной (условия формирования и развития социального потенциала) и личностной (интеллектуального, адаптационного, нравственного, физического, психического и др. потенциалов работника).

Социальный потенциал предприятия нельзя рассматривать как простую совокупность ресурсов и возможностей их применения. Это комбинация ресурсов, обладающая дополнительными преимуществами, обусловленными эффектом синергизма. Поэтому наращивание социального потенциала лежит в их глубоком структурно-компонентном взаимном дополнении, а также в возможности более полного использования каждого из компонентов для повышения эффективности управления.

Анализируя существующие научные подходы к определению содержания концепции «социальный потенциал предприятия», несложно установить ее взаимосвязь с корпоративной социальной ответственностью предприятия, которая имеет два вектора развития: внутриориентированный и внешнеориентированный.

В самом общем виде к внутренней социальной ответственности предприятия относятся:

‑ работа по созданию условий безопасности труда персонала;

‑ обеспечение стабильности заработной платы;

‑ программы дополнительного медицинского и социального страхования персонала;

‑ развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации;

‑ оказание помощи работникам предприятия в критических ситуациях и поддержка ветеранов, вышедших на пенсию и т.п. программы.

Рис.1. Взаимосвязь концепций «социальный потенциал предприятия» и «социальная ответственность»

Отметим, что к внутренней сфере ответственности относятся вопросы как социально-экономического положения работающего на предприятии персонала, так и проблемы членов их семей и социальное обеспечение бывших работников. Можно сказать, что в рамках концепции социальной ответственности бизнес вновь начинает принимать на себя патерналистские функции в отношении своих работников, отход от которых наблюдался в первые годы перестройки.

К внешней социальной ответственности бизнеса отнесены такие направления деятельности как:

- спонсорство и корпоративная благотворительность, рассчитанная на внешних реципиентов;

- содействие охране окружающей среды через использование экологически ориентированных технологий; взаимодействие с местным сообществом и местной властью по развитию территории;

- готовность участвовать в предотвращении кризисных ситуациях территории; ответственность перед потребителями товаров и услуг посредством выпуска качественной продукции, соответствующей стандартам, применяемым в отрасли.

Внешняя сфера ответственности проявляется на двух уровнях: на уровне местного сообщества, на территории которого расположено предприятие, и на уровне общества. Содержательно круг вопросов, которые решаются на названных двух уровнях можно разделить по линии вклада в реализацию целевой и ресурсной составляющих социального развития.

Несложно заметить, что внутренняя компонента социальной ответственности бизнеса совпадает с административной компонентой социального потенциала, что обусловлено общей целью – обеспечение благоприятных условий труда на предприятии.

Уровень развития социального потенциала промышленного предприятия выражается интегральным показателем, характеризующим деятельность субъекта управления по созданию условий и системы взаимодействий, способствующих реализации персоналом своих знаний, умений и навыков, физических и психических сил, раскрытию богатства своих способностей на данном предприятии, трансформации этих способностей в реальный фактор эффективности производственной деятельности в соответствии с поставленными целями.

Для оценки переменных, определяющих уровень развития социального потенциала, автор предлагает использовать метод экспертных оценок. Основными причинами выбора данного метода стали сложность объекта исследования, неоднородность связей между составляющими элементами системы, как социальной сферы, так и сферы производственной, трудности в количественной характеристике основных показателей развития социального потенциала.

Установлено, что состав экспертной группы должен быть сформирован по принципу профессиональной деятельности экспертов, которая должна быть тесно связана с машиностроением, социальной сферой промышленности и деятельностью органов государственной власти в этом направлении.

Состав экспертов можно условно разделить на три группы представителей:

‑ бизнеса (специалисты и руководители машиностроительных предприятий);

‑ органов исполнительной и законодательной власти;

‑ ответственные за социальное развитие и развитие промышленности, а также общественности (представители научных учреждений, общественных организаций и др.).

Уровень развития социального потенциала предприятия предлагается исследовать при помощи регрессионной модели с использованием метода наименьших квадратов.

С помощью полученной модели можно прогнозировать уровень развития социального потенциала предприятия. Как показали результаты исследования, наибольший уровень развития социального потенциала наблюдался в апреле 2006 г. у ЗАО «Термотрон-завод» (1,42 балла), самый низкий – ОАО «Брянский Арсенал (0,82 балла). При этом в мае 2007 г. наблюдалась тенденция снижения уровня развития социального потенциала, что, по мнению экспертов, связано с уменьшением уровня социальной защищенности персонала.

Для определения уровня использования социального потенциала была проведена оценка скрытых социальных резервов роста эффективности управления машиностроительными предприятиями с использованием методов экспертных оценок, балльных оценок и теории классификации.

Под социальными резервами будем понимать не реализующиеся в данное время, но имеющиеся в наличии социальные возможности персонала предприятия (способности, квалификация, компетентность, корпоративная культура и т.д.) для повышения его активности и эффективности управленческой деятельности.

Выявленные социальные резервы можно классифицировать по пяти направлениям. Чем выше оценка, поставленная экспертом, тем больше скрытых социальных резервов имеется на предприятии, тем больше оснований для принятия решения о необходимости повышения уровня развития и использования социального потенциала.

В табл. 1 представлены усредненные оценки социальных резервов машиностроительных предприятий г. Брянска (1- ЗАО «Термотрон-Завод», 2- ЗАО «УК «БМЗ», 3 – ОАО «Брянский Арсенал»).

Таблица 1

Оценка социальных резервов повышения эффективности управления машиностроительными предприятиями г. Брянска

Социальные резервы
Результат реализации
Средняя оценка по предприятиям, баллы
Макс. средняя оценка, баллы
1
2
3
1. Улучшение системы стимулирования персонала
Рост производительности труда
9,3

21

17,5
25
Увеличение числа инновационных разработок Привлечение на предприятие квалифицированных кадров Сохранение на предприятии квалифицированных рабочих кадров Повышение лояльности персонала к организации
2. Повышение социальной защищенности работников
Создание имиджа социально-ответственного предприятия
9,4

11,5

10,2
15
Создание положительного имиджа предприятия- работодателя Повышение психофизиологического потенциала персонала, что приведет к снижению потерь рабочего времени из-за болезни и т.д.
3. Улучшение использования трудовых ресурсов
Снижение текучести персонала
11

23,2

16
25
Совершенствование структуры персонала Более полное использование квалификации персонала Повышение профессионально-квалифика-ционного и интеллектуального потенциалов персонала Повышение уровня трудовой дисциплины
4. Повышение уровня корпоративной культуры
Улучшение информационного обмена внутри предприятия
7,3

14,6

13,4
20
Улучшение социально-трудовых отношений между администрацией и персоналом Улучшение социально-психологического климата в коллективе Улучшение социально-бытовых условий труда
5. Совершенствование политики в области охраны труда и промышленной безопасности
Снижение уровня травматизма и несчастных случаев на производстве, проф. заболеваний
14,3

18

16,5
20
Улучшение условий труда Снижение потерь рабочего времени из-за болезни в следствие вредных условий труда Повышение уровня экологической безопасности
Итого
51,3
88,3
73,6
105
Среднее значение
81

В процессе исследования выяснено, что практически на всех исследуемых машиностроительных предприятиях г. Брянска существуют социальные резервы повышения эффективности управления.


Источники:

1 Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика // Аналитический вестник, 2005. – № 26. – 75 с.
2 Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / под ред. С.Е. Литовченко, М.И. Корсакова. – М.: Ассоциация менеджеров, 2003. – 100 с.
3 Социальная ответственность малого предпринимательства / Е. Н. Борисенко.– М.: КЛИСТАР, 2002. – 93с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:52:30