Рыночные связи предпринимательских структур Северо-Запада России

Бовкун В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (72), Декабрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Промышленную политику, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения следует определять как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на претворение в жизнь главных принципов: обеспечение благополучия граждан и целостности государства.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, промышленная политика, Северо-Западный федеральный округ, рыночные связи



Промышленную политику, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения следует определять как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом стратегия всей региональной экономической политики центра должна быть направлена на претворение в жизнь главных принципов: обеспечение благополучия граждан и целостности государства.

На сегодняшний день положение отдельных регионов можно охарактеризовать как неустойчивое. Это приводит к тому, что вопросы транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики служат основной причиной борьбы регионов как между собой, так и с центром. В ближайшее время следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы регионов.

Известно, что особое место в современной региональной политике занимает разделение регионов на «доноров» (не столько богатых, сколько потенциально мощных), «нулевых» (среднеразвитых) и «реципиентов» (слаборазвитых). Причем нынешняя система формирования федерального бюджета фактически способствует такому разделению субъектов Российской Федерации. На наш взгляд, для экономических условий России неприемлемы унифицированные подходы и единые рекомендации для всех регионов. Поэтому при анализе региональной политики проблемные регионы целесообразно классифицировать следующим образом:

‑ экологически неблагоприятные регионы;

‑ регионы с высокой степенью концентрации производства и населения;

‑ индустриально слабо развитые;

‑ сельскохозяйственные депрессивные;

‑ промышленные депрессивные;

‑ резервные;

‑ рекреационные;

‑ районы нового хозяйственного освоения.

Указанные регионы обязаны стать объектами государственного регулирования. При этом должен быть определен и официально закреплен их статус, отработан механизм разрешения региональных проблем различного типа.

Поскольку кредитно-денежная и бюджетная политика является одним из главных инструментов регионального регулирования в России, необходимо осуществить преобразование в сфере кредитной политики, направленное на государственную поддержку регионов путем стимулирования инвестиций. При этом региональная инвестиционная политика все больше становится политикой самих регионов, а не только федерального центра. Однако на современном этапе региональные бюджеты обладают слабой инвестиционной ориентацией.

Таким образом, очевидна необходимость кардинального пересмотра региональной инвестиционной политики и отношений к управлению субфедеральной, муниципальной собственностью, расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на программы социально-экономического развития. Отсутствие жесткой позиции в решении вопросов, касающихся учета этой собственности и эффективного ее использования, делают преодоление кризисных явлений в рамках того или иного региона России практически невозможным.

В условиях, когда возможности поддержки производства за счет средств государственного и регионального бюджета крайне ограничены, а физический и моральный износ оборудования большинства предприятий достигает критической отметки, возникает потребность в рациональном взаимодействии банковского и промышленного капиталов. Одним из наиболее эффективных инструментов организации такого взаимодействия является создание финансово-промышленных групп (ФПГ).

Финансово-промышленные группы структурно объединяют организации и предприятия, интеграция которых предоставляет возможность «замкнуть» их финансовые потоки, превратить избыточные и свободные средства в эффективные инвестиции, быстро развернуть внешнеторговые операции и гарантировать возврат «заимствованной» у них валютной выручки. В свою очередь, развитие ФПГ становится возможным благодаря развертыванию банковской системы, появлению сети мощных коммерческих банков [1].

Основными факторами, ориентирующими финансовые структуры на интеграцию с промышленностью, являются:

‑ усиление финансовой мощи ведущих коммерческих банков, способствующее смещению акцентов в их деятельности в область среднесрочных и долгосрочных операций;

‑ интеграция деятельности банковских структур (образование банковских холдингов), обеспечивающая дополнительные возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их вложения;

‑ усиление влияния отраслевых органов управления и мощных промышленных структур на процесс создания банков, осуществляющих обслуживание конкретных групп производственных предприятий и организаций;

‑ государственная поддержка формируемых финансово-промышленных групп;

‑ стремление банков к сотрудничеству с надежными и рентабельными товаропроизводителями.

В результате инвестирования средств в развитие предприятий банки ожидают получить соответствующую прибыль, поэтому они предпочитают вкладывать средства в группы предприятий, имеющих налаженные производственно-технологические, организационно-экономические и финансовые связи (финансово-промышленные группы и холдинги). Причем банк может входить в их состав.

Основными предпосылками для принятия решений об участии банка в ФПГ являются:

1) возможность инвариантной государственной поддержки, которая в настоящее время актуальна из-за общего курса государственной политики, направленной на ограничение сверхприбылей, связанных с сугубо финансовой и торгово-посреднической деятельностью, а также наличия ряда ограничений на деятельность банков на рынке ценных бумаг;

2) постепенное истощение потенциала чисто финансовых и торгово-посреднических операций на фоне увеличения возможностей получать прибыль от производства, что подталкивает крупные финансовые структуры к диверсификации своей деятельности;

3) крупные размеры материальных основных и оборотных фондов, контролируемые участниками финансово-промышленных групп, которые являются существенными гарантиями для финансирования крупных инвестиционных проектов;

4) более высокая финансовая, технологическая, организационная устойчивость финансово-промышленных групп по сравнению с отдельными предприятиями, что гарантирует более высокую вероятность окупаемости инвестиций в расчетные сроки;

5) реализация прав собственника головной компанией финансово-промышленной группы, что позволяет банковским структурам осуществлять контроль и управление всей системой;

6) возможность получить в качестве клиентов участников группы с крупным финансовым оборотом;

7) перспективы для развития проектного финансирования.

Основными условиями активного участия банков в процессе формирования ФПГ являются:

1) непосредственное участие специалистов банка в разработке концепции и подготовке проектов нормативных актов по формированию финансово-промышленных групп;

2) активное взаимодействие представителей банка и центральной компании, формируемой ФПГ с руководителями предприятий, включаемых в ее состав;

3) организация в рамках финансово-промышленной группы полного цикла расширенного воспроизводства и наличие оптимальной производственной структуры;

4) закрепление за банком функций финансово-расчетного центра ФПГ;

5) формирование на базе банка центрального депозитария, обслуживающего выпуск и размещение акций группы;

6) непосредственное участие специалистов банка в разработке проектов инвестиционных программ;

7) непосредственное участие специалистов банка в проектировании и внедрении системы управления финансово-промышленной группы.

При этом на участие банков в деятельности ФПГ накладываются следующие ограничения:

1) при формировании финансово-промышленных групп в добровольном порядке не допускается, чтобы входящие в группу кредитно-финансовое учреждение или инвестиционный институт владели более чем 10% акций любого предприятия — участника ФПГ, а также вкладывали в акции предприятий этой группы более 10% своих активов;

2) банки не могут выступать покупателями долей участия (паев, акций) приватизируемых предприятий, иметь в собственности более 10% акций какого-либо акционерного общества или в составе своих активов более 5% акций акционерных обществ;

3) банки не могут входить в финансово-промышленную группу посредством собственных акций в том случае, если ФПГ создается в добровольном порядке через учреждение ОАО (так как это является нарушением запрета на перекрестное акционирование);

4) в ФПГ не могут участвовать холдинги, в структуре капитала которых материальные активы составляют менее 50%.

Согласно Положению о финансово-промышленных группах и порядке их создания коммерческие банки могут участвовать в создании ФПГ путем учреждения участниками группы открытого акционерного общества в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Данное акционерное общество может быть учреждено самим коммерческим банком, одним или несколькими партнерами или всеми участниками будущей ФПГ [2, с. 31–49].

Коммерческий банк может внести взнос в уставный фонд данного акционерного общества следующими активами:

‑ финансовыми средствами (включая ценные бумаги);

‑ акциями предприятий — участников ФПГ;

‑ материальными активами;

‑ интеллектуальными активами.

На сегодняшний день наиболее распространенной является ситуация, когда участие банка в учреждении акционерного общества осуществляется путем взноса своей доли в уставный фонд в виде финансовых средств. При этом необходимо отметить, что вхождение банка в ФПГ часто обусловлено тем фактом, что группа получает реальные рычаги управления предприятиями. Такие рычаги не могут существовать без отношений собственности на имущество предприятий-участников ФПГ.

В условиях жесткого контроля над созданием ФПГ и с учетом запрета на перекрестное акционирование приемлемым путем решения проблемы может стать приобретение акций предприятий, входящих в группу, на вторичном рынке. В связи с этим логичным представляется следующий порядок участия банка в ФПГ.

Коммерческий банк самостоятельно, либо (что предпочтительней!) совместно с небольшим числом экономически эффективных компаний-представителей разных сфер деятельности, учреждает открытое акционерное общество с целью получения в дальнейшем данным обществом статуса ФПГ. Уставный капитал при этом должен быть сформирован из максимального количества акций тех предприятий, чье участие предполагается в группе, и высоколиквидных финансовых ресурсов. В этом случае после регистрации появляется реальная возможность получить контроль над потенциальными участниками посредством скупки их акций. Такой механизм позволяет обойти существующие ограничения на контроль промышленности банками.


Источники:

1. Реформы глазами американских и российских ученых / Под общей ред. О. Т. Богомолова. ‑ М.: Российский академический журнал: Фонд «За экономическую грамотность», 2001.
2. Грицюк Т.С. Макроэкономическое фискальное регулирование отношений центра и регионов // Финансы и кредит, 2003, № 1.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:02:34