Исследование инвестиционно-инновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа
Москвина О.С.1, Неспанова И.В.1, Труханова А.С.1
1 Вологодский государственный университет, Россия, Вологда
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 3 (Март 2022)
Цитировать:
Москвина О.С., Неспанова И.В., Труханова А.С. Исследование инвестиционно-инновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 3. – С. 1101-1116. – doi: 10.18334/ce.16.3.114430.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218615
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Серьезным препятствием, затрудняющим устойчивое территориальное развитие, выступает проблема низкой инвестиционной и инновационной активности в российских регионах. В решении данной проблемы важная роль отводится исследованию инвестиционно-инновационного потенциала, эффективное использование которого позволяет мобилизовать инвестиционные ресурсы и направить их на формирование инновационно активной экономики регионов. В статье рассмотрены подходы к оценке инновационного и инвестиционного потенциалов, проведена апробация методического подхода к оценке инвестиционно-инновационного потенциала на основе интегрального и матричного подходов, представлена интерпретация полученных результатов на материалах регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Материалы исследования могут быть использованы региональными органами власти при формировании инвестиционной и инновационной политики, разработке стратегических и тактических документов, определяющих пространственное развитие территорий Северо-Западного федерального округа. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть интересны для обсуждения в научной дискуссии, использования в научной и учебной деятельности.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, инновационный процесс, инвестиционно-инновационный потенциал, диспропорции инвестиционно-инновационного развития, сценарии развития инвестиционно-инновационных процессов
JEL-классификация: R12, R13, E22
Введение.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование инновационно активной экономики невозможно без активизации инвестиционной деятельности в российских регионах. Повышение территориальной конкурентоспособности в значительной степени обусловлено возможностями активизации инвестиционных и инновационных процессов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и оказывают существенное влияние на сбалансированное и развитие страны в целом и ее отдельных регионов [1]. Исследование инвестиционно-инновационного потенциала регионов РФ выступает объективной основой для формирования стратегических решений по обеспечению устойчивого социально-экономического развития территорий. Значительная часть российских регионов, находясь в кризисной ситуации и сталкиваясь с ресурсными ограничениями (трудовыми, финансовыми, научными и т.д.), не имеют возможности инвестировать в инновационный сектор экономики. В сложившейся ситуации важная роль отводится формированию адекватной современным условиям инвестиционной и инновационной политики, базирующейся на поддержке стимулирующих и преодолении ограничивающих факторов территориального развития.
Целью настоящей статьи является проведение сравнительного анализа и группировки регионов Северо-Западного федерального округа по уровню инвестиционного и инновационного потенциалов, выявление основных диспропорций и определение перспектив развития инвестиционно-инновационных процессов в Северо-Западном федеральном округе.
Обоснование методологии оценки инвестиционно-инновационного потенциала регионов.
Способность региона реализовать возможности, определяемые наличием инвестиционных ресурсов, в целях достижения максимального положительного результата инновационной деятельности территории представляет собой инвестиционно-инновационный потенциал региона [2]. Обоснование методологии оценки инвестиционно-инновационного потенциала в экономической литературе в настоящий момент является предметом научной дискуссии. Это связано с различными подходами к выбору показателей для оценки инвестиционного и инновационного потенциалов, а также обоснованием методов обобщения результатов анализа с целью принятия управленческих решений в сфере инвестиционно-инновационного развития территорий. Изучение методологических подходов к оценке инвестиционно-инновационного потенциала позволило сформулировать ряд положений:
1. Методология оценки инвестиционно-инновационного потенциала должна базироваться на поэтапном анализе инвестиционного и инновационного потенциалов территории [2].
2. Анализ инвестиционного потенциала должен содержать в себе базовые показатели, отражающие инвестиционные возможности для социально-экономического развития региона [3-8].
3. Анализ инновационного потенциала должен включать в себя базовые показатели, характеризующие ресурсные возможности для активизации инновационной деятельности в регионе [9-14].
4. Выбор базовых показателей для оценки инвестиционного и инновационного потенциалов должен осуществляться с учетом особенностей региональной статистики. [15].
5. Среди наиболее распространенных методов для агрегирования результатов оценки инвестиционно-инновационного потенциала авторами рассматриваются интегральный и матричный подходы, которые позволяют не только агрегировать базовые показатели, но также сопоставить результаты анализа инвестиционного и инновационного потенциала в территориальном разрезе. [16-19].
С учетом выделенных положений для оценки инвестиционно-инновационного потенциала регионов СЗФО была выбрана методика, базирующаяся на сочетании матричного и интегрального подхода, которая включает в себя три этапа [2]. На первом этапе формируется исходная информация в разрезе частных потенциалов. На втором этапе анализируется уровень инвестиционного и инновационного потенциалов регионов в соответствии с информационной базой исследования. На третьем этапе проводится группировка регионов на основе трех уровней инвестиционного и инновационного потенциалов: высокий, средний и низкий уровень. Далее формируется матрица, в которой каждый регион занимает определенную позицию, отражающую уровни инвестиционно-инновационного потенциала (таблица 1).
Таблица 1
Группировка регионов по уровню инвестиционно-инновационного потенциала
Группа регионов
|
Соотношение уровней «инвестиционный потенциал»/
«инновационный потенциал»
|
Характеристика группы
|
Группа «Регионы- Лидеры»
|
Высокий/Высокий
|
Регионы имеют инвестиционные ресурсы, достаточные
для активизации инновационной деятельности и формирования
инновационно-активной экономики.
|
Высокий/Средний
| ||
Средний/Высокий
| ||
Группа «Устойчивые регионы»
|
Средний/Средний |
Для этих регионов характерен среднероссийский
уровень инвестиционной и инновационной активности.
|
Группа «Проблемные регионы»
|
Высокий/Низкий
|
Регионы, имеющие низкие показатели развития либо
инвестиционного, либо инновационного потенциала.
|
Средний/Низкий
| ||
Низкий/Высокий
| ||
Низкий/Средний
| ||
Группа «Кризисные регионы»
|
Низкий/Низкий |
Регионы с ограниченными возможностями для активизации инвестиционных
и инновационных процессов.
|
Источник: составлено авторами на основе [2]
|
Для выделенных групп регионов характерны общие тенденции развития, что позволяет выявить главные направления территориальных стратегий инвестиционно-инновационного развития. На основе представленной методики была проведена оценка инвестиционно-инновационного потенциала регионов СЗФО.
Исследование инвестиционного и инновационного потенциалов регионов Северо-Западного федерального округа.
Информационная база для оценки инвестиционного и инновационного потенциалов регионов основывается на официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Период наблюдения 2015-2020 гг.
В таблице 2 представлены результаты анализа инвестиционного потенциала регионов федерального округа в разрезе его частных потенциалов.
Таблица 2
Оценка инвестиционного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа в разрезе частных потенциалов за 2015-2020 гг.
Название
потенциала и его характеристика
|
Показатели,
применяемые для оценки потенциала
|
Результаты анализа
в разрезе регионов СЗФО
|
Трудовой потенциал: отражает
потенциальные возможности территории в привлечении
высококвалифицированных трудовых ресурсов для активизации
инвестиционной деятельности в регионе.
|
-
доля численности работников, занятых в регионе, в общей численности работников, занятых в стране, в%
- уровень участия в рабочей силе населения в возрасте 15-72 лет, в %; доля занятого населения с высшим и средним профессиональным образованием, в %; |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Производственный
потенциал: отражает потенциальные возможности хозяйственной деятельности
предпринимательских структур и населения территории для реализации
инвестиционной деятельности в регионе.
|
-
объем промышленной продукции
на душу населения, тыс.руб.
- объем продукции сельского хозяйства на душу населения; тыс.руб. объем строительных работ на душу населения; тыс.руб. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург и Ленинградская область,
остальные регионы - низкий уровень.
|
Материально-технический
потенциал: отражает потенциальные возможности материально-технической
базы организаций региона для реализации инвестиционных проектов и
активизации инвестиционной деятельности.
|
-
доля основных фондов
организаций региона к общей стоимости основных фондов в тране, в %
- фондообеспеченность организаций региона, тыс.руб. /чел. коэффициент износа основных фондовв организациях региона, в %; |
2015
год: средний уровень
-
г.Санкт-Петербург, Вологодская область,
Калининградская область, Новгородская область, Республика Карелия; низкий
уровень – остальные регионы СЗФО.
2020 год: все регионы СЗФО относятся к среднему уровню потенциала. |
Финансовый потенциал: отражает
максимально возможный объём собственных и привлеченных финансовых ресурсов
для включения территории в инвестиционный и инновационный процессы.
|
-
сумма сальдированного финансового
результата на душу населения, тыс.руб.
- доходы консолидированного бюджета региона на душу населения, тыс.руб. среднедушевые доходы населения региона, тыс. руб. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Инвестиционный потенциал:
отражает способность территории реализовать возможности, содержащиеся в ее
инвестиционных ресурсах, в целях достижения положительного максимального
результата (эффекта).
|
Iинвест.
= , где
Iинвест. - инвестиционный потенциал региона; kj – весовой коэффициент j –го частного потенциала; При формировании Iинвест. весовые коэффициенты для каждого показателя приравнивались к 1. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Источник: составлено авторами
|
Как видно из данных таблицы, в территориальном разрезе инвестиционного потенциала не наблюдается значительных изменений. Лидирующее положение по всем позициям занимает - г.Санкт-Петербург. Позитивная динамика отмечается при характеристике материально-технического потенциала территорий. Негативным является то, что большинство регионов СЗФО обладают лишь низким уровнем частных потенциалов. Что касается обобщающей оценки инвестиционного потенциала, то за период с 2015 по 2020 гг. средний уровень был характерен лишь для г.Санкт-Петербург, остальные территории СЗФО имеют низкие инвестиционные возможности среди российских регионов.
В таблице 3 представлены результаты анализа инновационного потенциала регионов федерального округа в разрезе его частных потенциалов.
Таблица 3
Оценка инновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа в разрезе частных потенциалов за 2015-2020 гг.
Название
потенциала и его характеристика
|
Показатели,
применяемые для оценки потенциала
|
Результаты анализа
в разрезе регионов СЗФО
|
Образовательный
потенциал: отражает
потенциальные возможности по привлечению специалистов высокой квалификации
для активизации инновационной деятельности.
|
– численность персонала, занятого научными
исследованиями и разработками на 10 тыс. человек населения;
– численность исследователей с учеными степенями на 10 тыс. человек населения; – численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры на 10 тыс. человек населения. |
2015
год: средний уровень
-
г.Санкт-Петербург, низкий уровень –остальные регионы СЗФО.
2020 год: высокий уровень - г.Санкт-Петербург, остальные регионы СЗФО относятся к низкому уровню потенциала. |
Финансовый
потенциал: отражает
уровень затрат и инвестиционных ресурсов для активизации инновационных
процессов в регионе.
|
– внутренние затраты на научные
исследования и разработки к ВРП, в %;
– затраты на информационные и коммуникационные технологии к ВРП, в %; – затраты на технологические инновации, в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. |
2015
год: средний уровень
-
г.Санкт-Петербург и Вологодская область; низкий уровень – остальные регионы
СЗФО.
2020 год: высокий уровень - г.Санкт-Петербург, средний уровень – Вологодская область, Мурманская область, Новгородская область; остальные регионы СЗФО относятся к низкому уровню потенциала. |
Научно -технический потенциал: отражает потенциальные возможности территории в
создании инновационных продуктов, выполнении работ и оказании услуг.
|
– доля объема инновационных товаров,
работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, в
%;
– инновационная активность организаций, в %; – разработанные передовые производственные технологии на 10 тыс. человек населения. |
2015
год: высокий уровень
-
г.Санкт-Петербург, средний уровень – Архангельская область, Вологодская
область, Мурманская область, Республика Карелия; низкий уровень -
остальные регионы СЗФО.
2020 год: высокий уровень - г.Санкт-Петербург; остальные регионы СЗФО относятся к среднему уровню потенциала. |
Информационно-коммуникационный
потенциал: отражает результаты развития и внедрения
информационно-коммуникационных технологий в регионе.
|
– использование информационных и
коммуникационных технологий в организациях, в %;
– удельный вес организаций, использовавших специальные программные средства, в общем числе обследованных организаций (наука, проектирование, обучение), в %; – удельный вес домохозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет, в %. |
За 2015-2020 гг. ситуация
не изменилась: средний уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы
- низкий уровень.
|
Инновационный потенциал: отражает
способность региона самостоятельно создавать, тиражировать и использовать
инновации.
|
Iиннов.
= , где
Iиннов. - инвестиционный потенциал региона; kj – весовой коэффициент j –го частного потенциала; При формировании Iинвест. весовые коэффициенты для каждого показателя приравнивались к 1. |
За 2015-2020 гг. ситуация не
изменилась: высокий уровень – г. Санкт-Петербург, остальные регионы -
низкий уровень потенциала.
|
Источник: составлено авторами
|
Данные таблицы свидетельствуют о росте инновационных возможностей регионов СЗФО. В 2019 году позиции лидера и высокий уровень частных потенциалов характерен для г. Санкт-Петербург (за исключением информационно-коммуникационного потенциала). Значительно улучшились позиции регионов СЗФО по показателям научно-технического и финансового потенциала. Однако несмотря на позитивные тенденции, в анализируемом периоде уровень инновационного потенциала регионов СЗФО по-прежнему остается на низком уровне, исключением является г Санкт-Петербург, занимающий лидирующие позиции среди российских регионов и обладающий высоким инновационным потенциалом.
Обобщающая оценка инвестиционно-инновационного потенциала регионов Северо-Западного федерального округа.
Группировка регионов СЗФО по уровню инвестиционно-инновационного потенциала за 2015-2020 гг. представлена в таблице 4.
Таблица 4
Группировка регионов Северо-Западного федерального округа по уровню инвестиционно-инновационного потенциала за 2015-2020 гг.
Уровень инновационного
потенциала
|
Уровень инвестиционного
потенциала
| |||
Высокий
|
Высокий
|
Средний
|
Низкий
| |
— (группа 1) |
г. Санкт-Петербург
(группа 4) |
—
(группа 7) | ||
Средний
|
—
(группа 2) |
—
(группа 5) |
—
(группа 8) | |
Низкий
|
—
(группа 3) |
—
(группа 6) |
Архангельская область;
Вологодская область; Калининградская область; Ленинградская область;
Мурманская область; Новгородская область; Псковская область; Республика
Карелия; Республика Коми;
(группа 9) | |
Источник: составлено
авторами
|
Анализ представленных данных показал, что за анализируемый период не произошло изменений в группировке регионов Северо-Западного федерального округа. Лидером является г.Санкт-Петербург (средний инвестиционный потенциал/высокий инновационный потенциал). Эффективное использование инвестиционных ресурсов и высокая активность инновационных процессов позволяет рассматривать г. Санкт-Петербург как полюс роста в национальной экономике, который определяет вектор инвестиционно-инновационного развития российских регионов. Остальные территории СЗФО обладают низким инвестиционным и инновационным потенциалом и относятся к «группе кризисных» с недоиспользованными возможностями для активизации инвестиционных и инновационных процессов. Данные территории имеют возможности для развития отраслей специализации, диверсификации структуры экономики, решения проблем социально-экономического развитияВ перспективе многие из выделенных территорий могут перейти в соседние группы, повысив уровень инновационного и инвестиционного потенциала. Однако позитивная динамика проявится только в том случае, если будет преодолено влияние негативных диспропорций, сформировавшихся в инвестиционном и инновационном секторе регионов СЗФО (таблица 5).
Таблица 5
Негативные диспропорции развития инвестиционных и инновационных процессов в регионах Северо-Западного федерального округа
Диспропорция
|
Характеристика
диспропорции
|
Диспропорции в
источниках финансирования.
|
Обусловлены низкой долей привлеченных
средств в развитие экономики регионов СЗФО за счет банковских кредитов,
частных российских и иностранных инвесторов, сбережений населения и уровня
бюджетных средств.
|
Отраслевые диспропорции.
|
Обусловлены недофинансированием обрабатывающих отраслей
экономики, наукоемких производств и инновационно-активных предприятий
регионов СЗФО, способных изменить экономическую структуру территорий
федерального округа.
|
Территориальные
диспропорции.
|
Обусловлены неравномерностью развития инвестиционных
и инновационных процессов в регионах СЗФО, концентрацией привлекаемых
инвестиций и реализуемых инноваций в крупных промышленных центрах регионов.
При этом в большинстве муниципальных районов уровень инвестирования и
инновационной активности крайне низкий.
|
Регулярные колебания
экономической активности.
|
Обусловлены сокращением временного промежутка между
кризисами, Выражаются в неспособности накопления ресурсов для реализации
инвестиционных и инновационных проектов, возрастании уровня рисков осуществления
инвестиционно-инновационной деятельности в регионах СЗФО.
|
Источник: составлено авторами
|
Преодоление негативной непропорциональности и создание эффективной инвестиционной и инновационной политики в рамках Стратегий социально-экономического развития регионов СЗФО позволит активизировать инвестиционную и инновационную деятельность, а также повысить эффективность использования потенциалов территорий федерального округа [20].
Заключение.
Полученные результаты исследования позволяют выделить основные тенденции инвестиционно-инновационного развития регионов СЗФО за 2015-2020 гг.:
1. Анализ инвестиционного потенциала показал, что его территориальная структура практически не изменилась: в группу со средним уровнем потенциала входит только г.Санкт-Петербург, остальные регионы СЗФО имеют низкие инвестиционные возможности среди российских регионов.
2. Анализ инновационного потенциала выявил рост инновационных возможностей регионов СЗФО. Позиции лидера и высокий уровень частных потенциалов характерен для г. Санкт-Петербург. Несмотря на улучшение позиций регионов СЗФО в разрезе частных потенциалов, уровень их инновационного потенциала по-прежнему остается на низком уровне.
3. Группировка регионов СЗФО по уровню инвестиционно-инновационного потенциала свидетельствует о неравномерности развития инвестиционных и инновационных процессов. К группе «Регионы-лидеры» относится г.Санкт-Петербург - это полюс роста в национальной экономике, который определяет вектор инвестиционно-инновационного развития российских регионов. Остальные территории федерального округа обладают низким инвестиционным и инновационным потенциалом и относятся к «группе кризисных» с недоиспользованными возможностями для активизации инвестиционных и инновационных процессов.
Перспективы регионов Северо-Западного федерального округа зависят от выбора сценария инвестиционного- инновационного развития. Пессимистический сценарий основан на сохранении негативных диспропорций, в результате его реализации продолжат обостряться проблемы, связанные с формированием адекватной современным требованиям инновационно-активной экономики. Оптимистический сценарий связан с активизацией инвестиционных процессов и расширением на этой основе инновационной деятельности, что создаст предпосылки для формирования конкурентоспособной экономики в регионах СЗФО. Реализация данного сценария потребует формирования адекватной современным условиям инвестиционной и инновационной политики, базирующейся на поддержке стимулирующих и преодолении ограничивающих диспропорций территориального развития.
Источники:
2. Губанова Е.С., Москвина О.С. Методологические аспекты оценки инвестиционно-инновационного потенциала региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 2. – c. 41–55.
3. Голайдо И.М. Инвестиционный потенциал региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 17. – c. 59-68.
4. Губанова Е.С., Москвина О.С. Методические основы оценки инвестиционного потенциала муниципальных образований // Проблемы развития территории. – 2020. – № 1(105). – c. 37–51.
5. Лахметкина Н.И. Инвестиционный потенциал – фундаментальное понятие инвестиционного процесса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2014. – № 4. – c. 17-20.
6. Наумов И.В., Трынов А.В., Сафонов А.О. Сценарное моделирование воспроизводства инвестиционного потенциала институциональных секторов в регионах Сибирского федерального округа // Финансы: теория и практика. – 2020. – № 24(6). – c. 19-37.
7. Резепин А.С., Михайлов М.А. Актуальные проблемы оценки инвестиционного потенциала региона // Вестник Удмуртского университета. – 2020. – № 30(3). – c. 354-361.
8. Трынов А. В. Теоретические аспекты анализа инвестиционного потенциала региона в разрезе о институциональных секторов // Журнал экономической теории. – 2020. – № 1. – c. 238-244.
9. Ершова И.Г., Гусельникова Л.Н. Оценка инновационного потенциала региона в условиях цифровой экономики // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 32(6). – c. 175-180.
10. Иванов С.Л., Устинова К.А. Инновационный потенциал региона как фактор развития предпринимательства // Проблемы развития территории. – 2021. – № 5. – c. 146–165.
11. Нигматуллин Ш.И. Оценка инновационного потенциала и инновационного развития в регионе // Экономика и управление. – 2021. – № 3(159). – c. 62–66.
12. Сотникова А.А. Методологические аспекты определения инновационного потенциала региона // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2021. – № 3. – c. 64–71.
13. Bramanti St. Tarantola Regional Innovation Index Regional champions within national Innovation Systems. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. – 170 p.
14. Roszko-Wójtowicz E., Białek J. Evaluation of the EU countries’ innovative potential – multivariate approach // Statistics in Transition New Series. – 2017. – № 18. – p. 167–180.
15. Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А., Манин, А.В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, значение, импакт-факторы и способы оптимизации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономик и права. – 2014. – № 2. – c. 127-131.
16. Девятилова А.И. Оценка инновационно-инвестиционного потенциала региона // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 42(1). – c. 116-123.
17. Кирюшкина А.Н., Курилова А.А. К вопросу об инновационном и инвестиционном развитии субъектов Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 1(34). – c. 173-176.
18. Павликова О.В. Методика оценки устойчивого развития инновационно-инвестиционного потенциала региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2016. – № 1. – c. 300-311.
19. Цапо И.П., Савельева И.П. Методика оценки инвестиционного потенциала и инновационной привлекательности субъектов РФ // Региональная экономика. – 2014. – № 8. – c. 25-30.
20. Гайнанов Д.А., Гатауллин Р.Ф., Атаева А.Г. Методологический подход и инструментарий обеспечения сбалансированного пространственного развития региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 2. – c. 75–91.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:30:17