Формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие и устойчивый экономический рост креативных (творческих) индустрий Санкт-Петербурга в рамках создания единого культурного пространства Северо-Запада

Евменов А.Д.1, Еникеева Л.А.1, Сорвина Т.А.1
1 Институт проблем региональной экономики РАН, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383744

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость формирования инфраструктуры для устойчивого развития креативных (творческих) индустрий. Представлен перечень и характеристики объектов инфраструктуры, формирование которой будет способствовать усилению роли креативных (творческих) индустрий Санкт-Петербурга. Предлагается разработка системы мер, направленных на развитие всего сегмента креативных индустрий за счет финансовой, правовой, экспертной поддержки новых программ и проектов, позволяющих использовать возможности и потенциал Санкт-Петербурга как центра создания единого культурного пространства Северо-Запада

Ключевые слова: креативные (творческие) индустрии, инфраструктура, культурное пространство, устойчивый рост, цифровые технологии

Финансирование:
Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН по теме: \"Стратегическое управление развитием социального сектора экономики регионов России в условиях научно-технологической модернизации и перехода к устойчивому развитию\" № Г.Р.АААА-А21-121011190093-2

JEL-классификация: H54, L86, O14



Введение

Вопросы формирования инфраструктуры, обеспечивающей развитие креативных (творческих) индустрий, становятся особенно востребованными в связи с активным развитием цифровых технологий, от цифрового участия до внедрения искусственного интеллекта, которые могут быть распространены на более широкие творческие отрасли [1].

Ряд ученых, таких как Н. В Грицких, О.Н. Кононова., Н. С. Рыбак, Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. и др. подтверждают проникновение цифровых технологий во все сферы деятельности и отмечают хорошие перспективы для развития креативных индустрий [2;3;4].

Э. Р Байкова в статье «Опыт развития креативных индустрий за рубежом» также говорит о целесообразности развития креативных индустрий в России, которые «постепенно становятся драйверами экономического развития в мире» [5, c.11].

Особые условия, созданные пандемией COVID-19, также послужили ускорителем трендов развития креативной индустрии во всем мире (рисунок 1, рисунок 2) и дали толчок развитию, например, таких онлайн-решений, как электронная коммерция, электронные развлечения, когда миллионы людей, находящиеся на карантине, могли делиться культурными впечатлениями и путешествиями лишь из своих домовладений [6;7].

Представленная динамика изменений объемов мирового экспорта товаров креативных (творческих) индустрий (рисунок 1) и динамика изменений объемов мирового импорта товаров креативных (творческих) индустрий (рисунок 2) дают наглядное представление как после кратковременного снижения в 2020 году объемы восстановились, и к 2024 году ожидается серьезное превышение уровня 2019 года. Но такой рост наблюдается не во всех секторах креативных (творческих) индустрий. Впереди дизайн и новые медиа (структура и наполнение данных сегментов определена методикой UNCTAD, которая ведет статистику по креативной экономике с 2002 года [6]

В результате, креативные индустрии могут стать инкубаторами новых идей, а новые творческие возможности, предлагаемые искусственным интеллектом, создают серьезную конкуренцию сценаристам, дизайнерам, архитекторам, художникам [1]. А в сочетании с использованием современных цифровых технологий могут вытеснить ряд традиционных профессий.

Например, когда «показ бренда одежды Hanifa на подиуме в Нью-Йорке был отменен из-за пандемии COVID-19, дизайнер Anifa Mvuemba превратила каждый предмет одежды в 3D-изображение и прикрепила их к телам движущихся аватаров и в мае 2020 года провела виртуальный показ мод» [1, c. 26]. К тому же, современные цифровые подделки в рекламных роликах уже мало различимы с живыми исполнителями [1].

Рисунок 1. Динамика и структура мирового экспорта товаров сегмента креативных (творческих) индустрий (2015-2021 гг.)

Источник: составлено авторами по данным [7]

Рисунок 2. Динамика и структура мирового импорта товаров сегмента креативных (творческих) индустрий (2015-2021 гг.)

Источник: составлено авторами по данным [7]

Таким образом, цифровые технологии 4.0 не только открывают новые возможности, сокращают барьер физических расстояний, но и сокращают время поиска новых развивающихся рынков, особенно для малых и средних компаний, имеющих доступ к соответствующим цифровым технологиям.

Необходимая инфраструктура для развития креативных (творческих) индустрий

Согласно Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года [8], необходимо развитие в едином комплексе как традиционной территориальной инфраструктуры, так и других ее составляющих: информационной, правовой, финансовой, экспортной, знаниевой (знания, навыки, компетенции) инфраструктур и важнейщей составляющей ̶ специализированной (профессиональной) инфраструктуры (рисунок 3).

Авторами статьи формулируется необходимость разработки системы мер развития такой инфраструктуры в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), обеспечивающей развитие креативных (творческих) индустрий [9].

Рисунок 3. Инфраструктура, необходимая для устойчивого развития креативных (творческих) индустрий

Источник: составлено авторами [8;9]

Развитие креативных (творческих) индустрий Санкт-Петербурга

О необходимости развития креативных индустрий, как одного из основных факторов развития Санкт-Петербурга говорится в Законе от 19 декабря 2018 г. № 771–164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года», и обеспечивающего переход Санкт-Петербурга к инновационному развитию (приоритет «Инновационный город»), наряду с увеличением инвестиций в человеческий капитал, цифровой трансформацией экономики, повышением уровня информатизации общества, эффективности фундаментальных и прикладных научных исследований, стимулированием производства высокотехнологичных видов продукции и услуг [10].

Санкт-Петербург занимает первое место по СЗФО и второе место по РФ (12,6% и 12,4% соответственно). Данные о доле организаций в субъектах СЗФО, относящихся к креативным индустриям, и их вклад в ВРП по итогам 2020 года приведены на рисунке 4.

География и выгодное расположение также имеет значение для внутренних аспектов креативной экономики. Так по данным [12], степень развитости креативных индустрий в Санкт-Петербурге достаточно высокая, при этом существует и проект Концепции создания креативного кластера в Санкт-Петербурге [13].

Развитие Санкт-Петербурга не только как промышленного центра, но еще и как «Креативного города» в рамках создания единого культурного пространства Северо-Западного региона может стать хорошим примером преимуществ объединения всех действующих лиц и заинтересованных сторон в одном месте за счет широкого внедрения цифровых коммуникационных и производственных платформ, которые не только открывают новые возможности и сокращают барьер физических расстояний, но и сокращают время, задавая такой ритм инновациям, что даже исследователям и политикам трудно успевать за быстрыми изменениями в бизнес-моделях.

Рисунок 4 – Распределение организаций, относящихся к креативным индустриям в субъектах СЗФО и их вклад в ВРП, % (2020 г.)

Источник: составлено авторами по данным [11]

Развитие Креативной индустрии 4.0 требует от компаний все более быстрой адаптации к новым условиям, уже только для того, чтобы остаться на рынке.

На рисунке 5 представлены организации, площадки и проекты Санкт-Петербурга, формирующие инфраструктуру для развития креативных (творческих) индустрий, распределенные по видам поддержки. Очевидно, что недостаточно компаний, оказывающих финансовую, правовую, экспертную поддержки, но потенциал не исчерпан.

Рисунок 5. Организации, площадки и проекты Санкт-Петербурга, формирующие инфраструктуру креативных (творческих) индустрий

Источник: составлено авторами по материалам [9;14]

Так, «РосБизнесКонсалтинг» 30 июня 2023 года, наконец, опубликовал информацию о том, что город превратит тюрьму «Кресты» в центре Санкт-Петербурга в арт-пространство [15], а «в бывших промышленных зданиях, расположенных вокруг «Крестов» на Арсенальной набережной, планируется «квартал креативных индустрий», который должен сохранить историко-культурное значение объекта и развивать выставочные и концертные пространства. В перспективе - создание культурно-спортивного кластера на Петровском острове, организация общественного пространства с выставочной и концертной зоной появится в Оранжереях Таврического сада к 2025 году [14].

Создание единого культурного пространства Северо-Запада

Положено начало созданию единого культурного пространства Северо-Запада, которое предусматривает разработку мастер-плана образования туристского макрорегиона Северо-Запада [16]. Регионы Северо-Запада, ориентируясь на Санкт-Петербург и поддержку государства, смогут активнее развиваться и вырасти по всем показателям сегмента креативных индустрий, а не только по туристической деятельности [16].

К тому же, на саммите глав государств СНГ, состоявшегося 14 октября 2022 года было принято решение объявить Санкт‑Петербург в 2023 году культурной столицей Содружества Независимых Государств [17].

В результате, Санкт-Петербург получил уникальные возможности развития не только для туризма, а для всей креативной индустрии 4.0. получить статус «Креативный город».

Что касается проектирования общественных пространств и реализации потенциала креативных продуктов, основанных на знаниях, городу не стоит ограничиваться индустрией цифрового творчества искусства и ремесел, следует дальше развивать традиционные виды искусства и ремесел, сохраняя при этом оригинальность своих культурных ресурсов, так как коммерциализация креативных продуктов и услуг стала проще и дешевле, что позволит компаниям выйти на новые нишевые рынки, а без доступа к сети Интернет было бы практически невозможно начать бизнес по их продаже.

Например, традиционные ремесла регионов Северо-Запада могут получить второе дыхание с использованием передовых цифровых технологий креативной индустрии 4.0, как для производства, так и для продажи своей продукции. Поскольку ручная работа является отличительной чертой традиционного ремесленного производства Северо-Запада.

А заброшенные красные кирпичные постройки XIX века в Санкт-Петербурге, такие как здания бывшего завода «Красный треугольник», представляющие историческую ценность (памятник промышленной архитектуры), вполне могли бы стать хорошим дополнением территориальной и специализированной инфраструктуры Санкт-Петербурга к существующим (рисунок 5), служить арт-пространством Северо-Запада «Красный треугольник», а после реконструкций зданий и благоустройства прилегающих территорий стать многофункциональным Центром креативных индустрий Северо-Запада в аналогии с ВДНХ в Москве. И таких зданий в центре Санкт-Петербурге предостаточно.

Необходима более активная информационная поддержка в онлайн- и офлайн-средах для вовлечения жителей регионов Северо-Запада в действительно единое культурное пространство. Тем самым решится вопрос об их занятости на местах проживания и одновременного участия в мероприятиях предлагаемого Центра креативных индустрий Северо-Запада.

Крайне мало организаций, оказывающих консультационные услуги и юридическую поддержку и проведение экспертиз в онлайн- и офлайн-средах (Институт исследования стрит-арта, Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центр развития и поддержки предпринимательства, Институт исследования стрит-арта, Коммуникационное агентство «SETTERS»), финансовую поддержку в онлайн- и офлайн-средах (Арт-резиденция «ARTSLINK BACK APARTMENT»).

Необходимы: передача и обмен знаниями, опытом, компетенциями в рамках единого культурного пространства Северо-Запада в сегменте креативных индустрий.

Не хватает и специализированной инфраструктуры в регионах Северо-Запада (необходимы филиалы и выездные площадки киностудии «Ленфильм», открытой киностудии «Лендок», галерей цифрового искусства, центров живописи и современного искусства и т.п.).

Заключение

Необходима разработка системы мер, направленной на развитие всего сегмента креативных индустрий за счет государственной поддержки финансовой, правовой, экспертной новых программ и проектов, позволяющих использовать возможности и потенциал Санкт-Петербурга как центра создания единого культурного пространства Северо-Запада и получение статуса «Креативный город».

Развитие Санкт-Петербурга как центра креативных (творческих) индустрий Северо-Запада возможно только при формировании качественной и надежной инфраструктуры.

Для этого необходимо обеспечить:

– дальнейшее развитие инфраструктуры за счет компаний, оказывающих финансовую, правовую, экспертную поддержки в рамках единого культурного пространства Северо-Запада;

̶ финансовую поддержку новых программ и проектов, позволяющих использовать возможности расширения территориальной инфраструктуры Санкт-Петербурга и творческий потенциал жителей Санкт-Петербурга и регионов Северо-Запада для создания единого культурного пространства;

- обозначение национальных, региональных и международных правовых рамов экспорта и импорта товаров и услуг сегмента креативных (творческих) индустрий для поддержки малых и средних предприятий Северо-Запада;

̶ организовать правовую поддержку по защите ноу-хау и творческого потенциала отдельных ремесленников и малого бизнеса для регионов Северо-Запада;

– рост организаций, относящихся к креативным индустриям в субъектах СЗФО для увеличения вклада креативных (творческих) индустрий в валовой региональный продукт Северо-Запада.


Источники:

1. Creative Industry 4.0: Towards a new globalized Creative Economy. United nations conference on trade and development. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctncd2021d3_en.pdf (дата обращения: 29.06.2023).
2. Грицких Н.В, Кононова О.Н., Рыбак Н.С. Развитие креативных индустрий в условиях цифровизации // Социология. – 2022. – № 6.
3. Байкова Э.Р. Опыт развития креативных индустрий за рубежом // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2022. – № 1(163). – c. 11-17. – doi: 10.34773/EU.2022.1.2.
4. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Подходы к исследованию креативных индустрий для управления в цифровой экономике // Russian journal of economics and law. – 2023. – № 1. – c. 63-89. – doi: 10.21202/2782-2923.2023.1.63-89.
5. Шкарина В.С. Особенности развития креативных индустрий в современной экономической политике // Государственное управление. Электронный вестник. – 2022. – № 94. – c. 133-144. – doi: 10.24412/2070-1381-2022-94-133-144.
6. Перспективы креативной экономики в 2022 году. Оон. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ditctsce2022d1_overview_ru.pdf (дата обращения: 29.06.2023).
7. Creative economy. UNCTADstat. [Электронный ресурс]. URL: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (дата обращения: 29.06.2023).
8. Евменов А.Д., Еникеева Л.А., Сорвина Т.А. Пространственное развитие инфраструктуры творческих (креативных) индустрий регионов РФ // Журнал правовых и экономических исследований. – 2022. – № 4. – c. 217-228. – doi: 10.26163/GIEF.2022.35.72.035.
9. Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года N 2613-р («О Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/608746222 (дата обращения: 14.04.2023).
10. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7800201812250015 (дата обращения: 02.07.2023).
11. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. Крауд-платформа «100 городских лидеров». [Электронный ресурс]. URL: https://100gorodov.ru/creativeindustries (дата обращения: 10.06.2023).
12. Степень развитости креативных индустрий в Санкт-Петербурге. It-world.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.it-world.ru/news-company/releases/177164.html (дата обращения: 29.06.2023).
13. Проект Концепции создания креативного кластера в Санкт-Петербурге. Gov.spb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2012/12/26/concept.pdf (дата обращения: 29.06.2023).
14. Каталог инфраструктурных организаций и проектов в сфере креативных индустрий России. Карта креативных индустрий России. [Электронный ресурс]. URL: https://map.creative-russia.ru (дата обращения: 25.07.2023).
15. Беглов рассказал, во что город превратит тюрьму «Кресты». РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://advis.ru/php/view_news_ajax.php?id=6AC0E71A-647B-6443-8BB9-0AE174DC56AF (дата обращения: 02.07.2023).
16. Петербург объединится с регионами Северо-Запада для развития туризма. Spbcult.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://spbcult.ru/projects/sankt-peterburg-kulturnaya-stolitsa-sng/ (дата обращения: 29.06.2023).
17. Санкт‑Петербург объявлен культурной столицей Содружества независимых государств в 2023 году. Gov.spb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/247650/ (дата обращения: 29.06.2023).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:07