Влияние международных правовых актов на развитие национальной системы законодательства о товарных знаках
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (71), Ноябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В России ежегодно подаются миллионы, а регистрируются тысячи товарных знаков. Правовое регулирование отношений, обусловленных использованием товарных знаков, определяется нормами соответствующих законов Российской Федерации, актами делегированного законодательства, а также международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, т.е. система правового регулирования товарных знаков, как объектов промышленной собственности, определяется совокупностью международных актов и национальных законов, взаимосвязь которых закреплена конкретными международными соглашениями.
Ключевые слова: российское законодательство, нормативно-правовое регулирование, международные стандарты, товарные знаки, Парижская конвенция
В России ежегодно подаются миллионы, а регистрируются тысячи товарных знаков. Правовое регулирование отношений, обусловленных использованием товарных знаков, определяется нормами соответствующих законов Российской Федерации, актами делегированного законодательства, а также международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, т.е. система правового регулирования товарных знаков, как объектов промышленной собственности, определяется совокупностью международных актов и национальных законов, взаимосвязь которых закреплена конкретными международными соглашениями.
Национальная система законодательства России о товарных знаках в первую очередь базируется на Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в редакции 2002 года [1] (далее «Закон о товарных знаках»). Отдельные аспекты права на объекты промышленной собственности, некоторые частные вопросы их охраны и использования отражены в Гражданском кодексе РФ (ст. ст.132, 138) [2], Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ст. 10) [3], Основах гражданского законодательства 1991 г. (ст. 148) и др.
Содержащиеся в них положения дополняются подзаконными актами, принятыми Правительством Российской Федерации, Роспатентом, а также некоторыми другими органами государственного управления. Эти документы регламентируют вопросы составления, подачи и рассмотрения заявок, обжалования принятых по заявкам решений, уплаты патентных пошлин и т.д.
Судебно-арбитражная практика по спорам, связанным с использованием товарных знаков в Российской Федерации, до недавнего времени практически отсутствовала. Верховным Судом и Высшим Арбитражным судом РФ пока не принято необходимых руководящих постановлений по данному вопросу. В этой связи промышленники и предприниматели вынуждены руководствоваться рекомендациями специализированных совещаний, а также экспертными заключениями патентного ведомства России, которые, не являясь источниками права, в определенной мере дают общее представление о применении отдельных норм патентного права в реальной жизни.
Следует подчеркнуть, что новации, закрепленные Законом о товарных знаках, обеспечивают достаточно эффективную юридическую защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в правоотношениях по этой проблеме. Представляется весьма существенным тот факт, что российская национальная система правовой охраны товарных знаков сегодня довольно тесно увязывается с нормами международного законодательства на базе международных соглашений.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Этой же нормой закреплена приоритетность международного права.
Аналогичное положение содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 7), а применительно к вопросам урегулирования правоотношений по товарным знакам - в Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (ст. 48).
В настоящее время Российская Федерация является участницей многих международных соглашений, в той или иной степени регламентирующих отношения, связанные с правовой охраной и использованием средств индивидуализации. Значительная часть напрямую связана с обеспечением защиты товарных знаков.
К сожалению, Россия по тем или иным причинам пока не является участником некоторых важных международных соглашений, тем не менее, очевидно намерение привести российское законодательство в области средств индивидуализации в соответствие с их положениями.
Основополагающим международным, многосторонним соглашением в области охраны объектов промышленной собственности, в том числе средств индивидуализации, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности, действующая в рамках ВОИС. Конвенция подписана странами-участницами в 1883 году и с тех пор открыта для всех стран. Впоследствии в нее неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние положения внесены в 1979 году. Парижская конвенция содержит минимальное количество материальных норм, обязательных для государств-участников. Вместе с тем, за ними сохраняется право регулировать нормами национального законодательства требования к объектам индивидуализации, особенности проведения экспертиз, условия и порядок действия правовой охраны, меры защиты предоставленных прав и т. д.
По общему правилу (за некоторыми исключениями) присоединение к Конвенции означает для государства не только признание всех ее норм, но и получение установленных Конвенцией преимуществ.
Универсальность Конвенции по охране промышленной собственности состоит в том, что, давая государствам-участникам полную независимость в отношении внутреннего правового регулирования, она устанавливает основополагающие принципы и унифицированные положения, обязательные для соблюдения этими государствами.
В частности, в качестве примера можно привести принцип национального режима, в соответствии с которым гражданам каждой страны-участницы Парижского союза предоставляются все права и льготы в других странах Союза наравне с собственными гражданами; [4] положение о конвенционном приоритете, означающее, что заявка, поданная на регистрацию товарного знака в одной из стран - участниц Конвенции, сохраняет приоритет в течение шести месяцев в случае подачи в другой стране аналогичной заявки. [5]
Следуя положениям Парижской конвенции, российское законодательство конкретизирует отдельные из них с учетом национальных интересов. Так Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» ставит длительность обеспечения правовой охраны товарного знака в зависимость от его использования. Статья 22 Закона о товарных знаках в случае длительного не использования товарного знака в качестве «справедливого срока обеспечения правовой охраны» устанавливает трехлетний период, после которого любое лицо может подать заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака. В то же время Закон о товарных знаках предоставляет правообладателю возможность доказать несправедливость такого заявления, в частности, путем предоставления доказательств того, что он не использовал товарный знак по причинам, от него не зависящим.
Интересам правообладателей (имеются в виду и права на товарные знаки, и права на использование наименований мест происхождения товаров) отвечает положение Парижской конвенции, устанавливающее льготный (дополнительный) срок для уплаты пошлин за сохранение прав. Аналогичное положение зафиксировано и в российском Законе о товарных знаках. Статьи 16 и 36 предусматривают право уплаты пошлины за продление срока действия регистрации товарного знака или за продление срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара в течение дополнительного шестимесячного срока. При этом права обладателей товарного знака в льготный период полностью защищены.
На ряде положений Парижской конвенции (например, относящихся к порядку и условиям использования государственных гербов, официальных клейм контроля и эмблем международных организаций) основаны положения российского закона о товарных знаках, определяющие основания для отказа в регистрации товарных знаков.
Отдельная статья Парижской конвенции посвящена правовой охране общеизвестных товарных знаков. В соответствии с ее установлениями в стране, в которой существует регистрационная система предоставления правовой охраны, правовая охрана распространяется и на незарегистрированный товарный знак, если он признан общеизвестным товарным знаком в этой стране. Охрана предоставляется компетентным национальным органом знаку, который приобрел известность в результате длительного использования на товарах определенного производителя.
В целях защиты прав и законных интересов владельцев товарных знаков от недобросовестных действий со стороны их агентов (представителей), например, агентов, поставляющих товары владельца товарного знака на рынок какой-либо страны, Парижская конвенция устанавливает санкции в случае совершения таких недобросовестных действий. Статья 6 - septies предоставляет владельцу товарного знака право запрещать использование товарного знака агентом или представителем, если он (владелец) не давал согласия на такое использование.
При обновлении закона о товарных знаках в развитие содержания Парижской конвенции в него было включено положение, позволяющее подавать возражение против недобросовестно проведенной регистрации товарного знака. Статьей 28 Закона о товарных знаках предоставление правовой охраны товарного знака может быть оспорено и признано недействительным полностью в течение всего срока действия правовой охраны. Это возможно, если правовая охрана товарного знака была предоставлена на имя агента или представителя лица, которое является обладателем права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности, с нарушением требований, установленных данной Конвенцией.
Другим важным международным договором, относящимся к товарным знакам, является Мадридское соглашение о международной регистрации знаков. Оно действует в рамках Парижской конвенции и является открытым. В нем участвуют более 60 государств. Соглашение создает систему, при которой товарные знаки (изначально принадлежащие одному и тому же лицу) действуют одновременно во всех (или во многих) государствах - участниках.
Цель Мадридского соглашения состоит в том, чтобы упростить процедуру получения правовой охраны знаков заинтересованными лицами одной страны на территории других стран-участниц Соглашения путем международной регистрации этих знаков. При этом сведены к минимуму все формальные требования, которые должны быть соблюдены заявителем. По существу, он подает только одну заявку, при этом существенно снижаются финансовые затраты на регистрацию.
Ряд положений Мадридского соглашения нашли отражение в российском законе о товарных знаках. Так, Соглашение содержит положение, в соответствии с которым решение о признании международного знака недействительным не может быть вынесено компетентным органом любой страны - участницы без предоставления владельцу знака возможности защиты своих прав. В целях защиты прав заявителя международного и национального знака в Закон о товарных знаках включено положение, предусматривающее направление заявителю уведомления по результатам экспертизы о соответствии заявленного обозначения установленным требованиям и предложение представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов.
[1] Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания» // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1991. № 30. Ст. 864.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья (с изменениями от 20 февраля., 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января., 26 марта 2003 г.).
[3] Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.)
[4] Ориентируясь на это положение Парижской конвенции, ст. 47 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» установила, что иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными данным Законом, наравне с юридическими и физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.
[5] Статьей 9 Закона установлена возможность испрашивания конвенционного приоритета. Кроме того, предусмотрено, что «заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета, обязан указать на это при подаче заявки на товарный знак или в течение двух месяцев с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и приложить необходимые документы, подтверждающие правомерность такого требования, либо представить эти документы не позднее трех месяцев с даты поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности».
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:01