Пути повышения экономической эффективности деятельности больничных учреждений
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (71), Ноябрь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Бояджян В.А., Вязников В.Е. Пути повышения экономической эффективности деятельности больничных учреждений // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 11. – С. 78-83.
Аннотация:
Во всех индустриально развитых странах мира последние четыре десятилетия ХХ века характеризовались резким увеличением расходов на нужды здравоохранения и поиском решений для их снижения. Были реализованы различные мероприятия, приведшие в той или иной степени к желаемому результату. Однако везде, в том числе и в России, принимаемые макроэкономические, политические и управленческие решения преимущественно были направлены на «спасение бюджета»...
Ключевые слова: экономическая эффективность в здравоохранении
Во всех индустриально развитых странах мира последние четыре десятилетия ХХ века характеризовались резким увеличением расходов на нужды здравоохранения и поиском решений для их снижения. Были реализованы различные мероприятия, приведшие в той или иной степени к желаемому результату. Однако везде, в том числе и в России, принимаемые макроэкономические, политические и управленческие решения преимущественно были направлены на «спасение бюджета»...
Сокращение «коечного фонда», введение страховой медицины и платных медицинских услуг, установление так называемого «глобального бюджета» для финансирования больниц и т.п. (зачастую без достаточного учета других, как представляется, более перспективных и в ряде случаев менее болезненных для общества мер) сэкономили российскому бюджету значительные средства. К государственным мерам можно также отнести:
‑ решения, основанные на анализе прошлого опыта и на учете факторов, приведших к нынешним высоким затратам, на выявлении возможных способов воздействия на эти факторы;
‑ решения, учитывающие среднесрочные и отдаленные последствия принимаемых сегодня мер;
‑ поиск качественных критериев, позволяющих контролировать целесообразность использования выделенных ресурсов.
Бывший научный руководитель группы междисциплинарных исследований в области здравоохранения Университета в Монреале (Канада) Контандриопулос (1996 г.) выделяет четыре основных кризисных фактора, которые влияют на систему здравоохранения во всех развитых странах мира [1]:
1) финансовый кризис, связанный как с ростом государственного долга, так и с внутренними факторами, присущими системе оказания медицинской помощи;
2) кризис знаний, который заставляет пересмотреть само определение понятия здоровья и факторов, его обуславливающих;
3) кризис цен, возникший вследствие огромного выбора предлагаемых способов воздействия на организм человека и на состояние популяции;
4) кризис регулирования, приведший к попытке установления равновесия между количеством, качеством и стоимостью оказываемых медицинских услуг и равноправным их распределением.
От максимального предложения медицинских услуг происходит переход к системе обеспечения здоровья населения при наименьших затратах. В итоге образуются две противостоящие друг другу силы.
С одной стороны, экспансионистская сила, представленная профессионалами-медиками и борющаяся за широкое внедрение новых методик диагностики и лечения (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, трансплантации органов и т.п.).
С другой ‑ целый механизм контроля и нормирования, а проще говоря, сдерживания расходов, который представлен политическими деятелями и организациями-плательщиками. В результате встает вопрос: «Как гарантировать всеобщую доступность медицинских услуг, свободу выбора врача для больных и свободу действий для профессионалов, требуя от последних большей прозрачности при принятии клинических и административных решений?».
Все вышесказанное приводит к необходимости разработки инструментов, которые способствовали бы росту эффективности действий, предпринимаемых медицинскими работниками [2]:
‑ для оценки объема и качества деятельности медицинских учреждений и оптимального использования выделяемых ресурсов;
‑ для стимулирования профессиональной деятельности персонала;
‑ для осуществления сравнительного анализа деятельности лечебных учреждений.
В России, наряду с необходимостью увеличения государственного финансирования, важнейшей проблемой в сфере здравоохранения сегодня является то, что имеющиеся весьма скудные ресурсы расходуются с низкой медицинской и экономической эффективностью.
Показатели количества врачей и больничных коек на 10 тысяч граждан в России - одни из самых высоких в мире. Так, в 2000 г. их обслуживало 47 врачей и приходилось 115 больничных коек, в то время как в странах Западной Европы, соответственно, 39 врачей и 42 больничные койки [3]. По объему госпитализации наша страна находится примерно на одном уровне со странами с развитой экономикой – 220 против 190 госпитализированных больных на тысячу населения в 2000 г. При этом средняя продолжительность пребывания пациентов на больничной койке почти вдвое больше – 15,5 дней в России против 8,2 дней в странах Западной Европы.
Важнейшим фактором, препятствующим рациональному использованию «коечного фонда», является отсутствие:
а) дифференциации больничных учреждений по интенсивности и сложности предоставления медицинских услуг, а, следовательно, и стоимости требуемого лечения;
б) единой и обоснованной методики оценки сложности и расчета стоимости лечения больных для возмещения затрат, понесенных больничными учреждениями.
Широко используемые методы расчета по длительности пребывания пациента «на койке» (по «койко-дню») или по количеству оказываемых услуг («по акту») никак не способствуют целенаправленному отбору больных для стационарного лечения, интенсификации труда медицинских работников, повышению качества лечения и сокращению сроков госпитализации больных. В результате, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по качеству обеспечения населения медицинской помощью наша страна в 1997 г. занимала 130-ое место из 191-й страны мира [4].
В послании Федеральному Собранию от 18 апреля 2002 года Президент Российской Федерации В.В. Путин указал на неудовлетворительное состояние системы здравоохранения, в связи с чем была поставлена задача ее реформирования с целью повышения эффективности использования ресурсов и качества оказываемой медицинской помощи.
На наш взгляд, главные макроэкономические задачи реформирования отечественного здравоохранения заключаются сегодня:
‑ в увеличении финансирования отрасли до рекомендуемого ВОЗ минимального уровня, равного 6% ВВП;
‑ в реструктуризации больничных учреждений с учетом сложности и интенсивности требуемого лечебно-диагностического процесса, в сокращении на этой основе средней продолжительности лечения больных и, следовательно, количества больничных коек;
‑ в расширении и совершенствовании внебольничной медицинской помощи;
‑ в широком внедрении единой для всей страны системы оценки сложности и результатов, а также стоимости лечения каждого больного, определения степени интенсивности труда медицинских работников и уровня их материального стимулирования.
Указанные проблемы находятся в центре внимания ученых большинства индустриально развитых стран Запада и в значительной мере уже находят свое решение. Так, после окончания второй мировой войны в связи с возникшими финансовыми затруднениями в большинстве стран Северной Америки и Европы приступили к реструктуризации больничного сектора и развитию амбулаторной помощи с целью оптимизации использования финансовых, кадровых и материальных ресурсов. При этом исходили из того, что в зависимости от характера заболевания и требуемой интенсивности лечебно-диагностического процесса, от общего состояния больного и его социально-экономического положения необходимо создавать больницы острого, хронического и долгосрочного лечения с соответствующим дифференцированным финансовым, кадровым и материальным обеспечением.
Больницы острого лечения (краткосрочного пребывания) являются многопрофильными высокоспециализированными медицинскими учреждениями по трем основным направлениям – терапия, хирургия и акушерство-гинекология ‑ с наиболее дорогостоящими койками. Основная задача этих больниц – устранение острой патологии и возвращение пациента к его предшествующему функциональному состоянию. В них сосредоточены все современные и наиболее дорогостоящие диагностические и лечебные технологии и высококвалифицированные медицинские кадры.
Средний «койко-день» (средний срок пребывания больного в стационаре) не превышает 6-8 дней. Больницы (или отделения) долечивания предназначены для продолжения, а при необходимости и лечения больных, переведенных из стационаров острого врачевания после завершения острой стадии процесса или проведения операции.
В стационары хронического лечения поступают больные с затяжными заболеваниями, нуждающиеся в постоянном медицинском наблюдении и в проведении относительно несложных медицинских процедур или не имеющие возможности получения лечения в амбулаторных условиях.
К стационарам долгосрочного пребывания относятся туберкулезные санатории, психиатрические больницы для хроников, хосписы и дома инвалидов. Эти учреждения обеспечивают продолжительное лечение хронических больных, страдающих туберкулезом и психическими болезнями. Они также осуществляют уход за пожилыми людьми и инвалидами, за людьми, потерявшими способность к самостоятельной жизни по физическим или умственным причинам и требующими постоянного постороннего ухода. Эти люди по разным причинам, чаще всего социальным, не имеют возможностей для нормального пребывания в домашних условиях. Кроме того, в указанные учреждения могут поступать люди в терминальной стадии болезни [5]. Естественно, в стационарах долечивания, хронического лечения и тем более долгосрочного лечения степень обеспеченности медицинским персоналом и современными технологиями, а, следовательно, и стоимость пребывания больных существенно ниже, чем в стационарах острого лечения.
Следующим важным шагом стало внедрение в 1980-х годах в широкую медицинскую практику разработанной Р. Фиттером и его сотрудниками системы классификации больных по так называемым диагностически связанным группам – ДСГ (Diagnosis Related Groups) [6]. Данная классификация стала важным механизмом для оценки и стимулирования деятельности больничных учреждений, а также для расчета по единой методике стоимости лечения каждого выбывшего из стационара пациента. Система ДСГ классифицирует всех больных в ограниченное количество групп (от 460 до 639 в разных версиях системы), примерно однородных (когерентных) по клинической картине и по степени ресурсопотребления.
В результате статистического анализа большой базы данных, включающей подробные медицинские и затратные сведения о выбывших из различных стационаров США больных, каждой ДСГ был присвоен стоимостный коэффициент ‑ СК (Cost Weight – CW). Этот коэффициент выражает степень сложности лечебно-диагностического процесса и, следовательно, уровень потребляемых ресурсов и стоимости лечения для больных с данной ДСГ по отношению к среднему уровню сложности ведения стационарных больных в условиях больниц США.
Источники:
2. Gillet P. La production médicale. - Université de Liège. New Slide – Ayeneux, 1997.
3. Healy J., McKee M. Implementing hospital reform in central and Eastern Europe. //Health Policy, 2002, 61. – Р.1-19.
4. L’OMS évalue les systèmes de santé dans le monde. //Communiqué de presse, 2000. Сайт: www.who.int/whr/2000/press release.
5. Concept Paper for San Francisco’s Long-Term Care Integration. - San Francisco Department of Public Health. Сайт: www.dph.sf.ca.us/LHHReplace/Reports/LongtermConcept.
6. De Pouvourville G. Innovation as a major research issue in health economics. //Health Economics in Prevention and Care, 2001, 2. – Р. 139-141.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:59:36