О механизмах внутрикорпоративного контроля на основе открытой финансовой отчетности
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (67), Июль 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Тонких А.С. О механизмах внутрикорпоративного контроля на основе открытой финансовой отчетности // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 7. – С. 22-27.
Аннотация:
Любой перекос в балансе интересов между бизнес-партнерами в ту или иную сторону грозит серьезными проблемами. В случае излишней зарегулированности деятельности менеджеров корпорация неизбежно теряет гибкость, что ослабляет конкурентные позиции предприятия в быстро меняющейся среде. В случае же перевеса баланса интересов в сторону менеджеров возникает неудовлетворенность акционеров, которые начинают принимать соответствующие меры от их увольнения до ликвидации предприятия, что невыгодно ни менеджерам, ни владельцам. Важно помнить, что упор при организации корпоративного контроля над соблюдением данного рода баланса делается на то, чтобы, прежде всего, соблюдались интересы крупных акционеров, поскольку, чем шире распределяются акции среди акционеров, тем больше возможностей у менеджеров принимать выгодные и для себя (и для компании) решения из-за естественной разобщенности владельцев.
Ключевые слова: финансовая отчетность, конкуренция, акционеры, активы, корпоративный контроль
Продолжение. Начало в № 6/2005
Любой перекос в балансе интересов между бизнес-партнерами в ту или иную сторону грозит серьезными проблемами. В случае излишней зарегулированности деятельности менеджеров корпорация неизбежно теряет гибкость, что ослабляет конкурентные позиции предприятия в быстро меняющейся среде. В случае же перевеса балансов интереса в сторону менеджеров возникает неудовлетворенность акционеров, которые начинают принимать соответствующие меры ‑ от их увольнения до ликвидации предприятия, что невыгодно ни менеджерам, ни владельцам. Важно помнить, что упор при организации корпоративного контроля над соблюдением данного рода баланса делается на то, чтобы, прежде всего, соблюдались интересы крупных акционеров, поскольку, чем шире распределяются акции среди акционеров, тем больше возможностей у менеджеров принимать выгодные и для себя (и для компании) решения из-за естественной разобщенности владельцев.
Первоначально противостояние «владелец – агент» рассматривалось как отношения между миноритарными акционерами и менеджментом корпорации. Ресурсы же крупных собственников позволяли им активно противостоять тем решениям управляющих, которые приводили к снижению отдачи инвестиций. Однако с развитием рынка частных и коллективных инвестиций все большее число владельцев вовлекаются в деятельность, связанную с корпоративным управлением. Бурное развитие рынка коллективных инвестиций привело к появлению таких крупных институциональных инвесторов, как негосударственные пенсионные, паевые инвестиционные, взаимные фонды, которые, с одной стороны, выражают интересы мелких владельцев, с другой, обладают ресурсами, позволяющими им отстаивать свои финансовые интересы.
Функции корпоративного контроля заключаются в том, чтобы:
1. Оценить отклонения действий менеджеров от интересов акционеров;
2. Диагностировать в зависимости от отклонений возможные ухудшения сложившейся ситуации, которые могут повлиять на баланс интересов;
3. Определить действия, способные устранить возникшие проблемы и, по возможности, восстановить этот баланс;
4. Пересмотреть, возможно, основные параметры баланса интересов.
Реализация этих функций обеспечивает результативность контроля владельцев корпорации за деятельностью наемного менеджмента и, как следствие, успешное функционирование фирмы.
При организации системы корпоративного контроля необходимо учесть, что:
1. Расходы, связанные с корпоративным контролем, не должны превышать его выгоды.
2. Корпоративный контроль должен обеспечивать: а) возможность исполнительным органам фирмы осуществлять текущую деятельность предприятия в интересах акционеров; б) соблюдение основных интересов как можно большего числа собственников корпорации.
3. Инструменты корпоративного контроля должны полно и достоверно характеризовать развитие компании в быстро меняющейся среде.
4. Корпоративный контроль осуществляется в условиях ограниченности информации о деятельности предприятия и, при этом, обеспечивает возможность принятия обоснованных решений как настоящими, так и потенциальными инвесторами.
Поясним последнее более подробно.
В работе [1] рассматриваются некоторые проблемы анализа деятельности корпоративных структур. В частности, отмечается, что используемые на практике подходы к оценке деятельности корпоративных образований основаны преимущественно на применении сводных оценок роста при ограниченном наборе показателей. Такие показатели, как правило, не охватывают всех аспектов деятельности корпораций и не в полной мере учитывают специфические особенности их формирования и функционирования.
Соглашаясь с подобной точкой зрения, необходимо отметить, что невозможно учесть все аспекты деятельности предприятия, имеющего корпоративную форму собственности. Связано это, прежде всего, с разделением функций владения и управления собственностью.
Собственник не принимает участия в оперативном управлении корпорацией, именно поэтому ему не доступна полная информация о деятельности предприятия. Подобная ситуация усугубляется в случае, если акции распылены между большим количеством акционеров и никто из них не может оказывать существенное влияние на деятельность корпорации. Финансовые отчеты, имеющиеся в распоряжении реальных и потенциальных акционеров и инвесторов, содержат в себе ограниченную информацию о результатах деятельности корпораций. Ограниченность информации, используемой в анализе их деятельности, является специфическим признаком корпоративного управления. Соответственно, для инструментария анализа деятельности фирм, особенно применяемого не действующими, а потенциальными инвесторами, должно быть достаточно открытой отчетности.
В основе соблюдения баланса интересов владельцев и менеджеров корпорации лежит установление интересов акционеров. В [2] отмечается, что мнения инвесторов по поводу корпоративного управления не всегда бывают достаточно определенными. Это затрудняет работу менеджеров в интересах собственников. Неясность критериев оценки добавляет остроту в отношениях «владелец – агент». Инструментарий и механизм контроля должны быть четко обозначены и ясны менеджерам предприятия. Внятность критериев оценки их деятельности позволяет им более эффективно управлять компанией в интересах собственников. Иногда конфликт интересов менеджеров и владельцев корпорации возникает именно вследствие отсутствия или нечеткого обозначения показателей для оценки деятельности управляющих. Ситуация усугубляется еще и тем, что разные акционеры могут иметь отличные друг от друга интересы.
В процессе корпоративного управления акционеры корпорации могут ставить перед менеджерами различные цели. Приоритет той или иной цели по-разному трактуется в рамках существующей теории фирмы. Наиболее распространено утверждение, что корпорация должна обеспечить максимальный доход ее владельцам. Существуют основные области максимизации – продажи, прибыль, темпы роста активов и богатство акционеров.
В основе максимизации прибыли лежит предположение классической экономической теории, что максимизация факторных доходов отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе и прибыли, ведет к максимизации всего общественного благосостояния, в частности, владельцев компании. Однако такая цель часто не способна удовлетворить большинство акционеров. Полученная высокая прибыль может быть полностью израсходована на текущие нужды предприятия. В результате этого фирма лишается возможности формировать финансовые ресурсы, достаточные для поддержания долгосрочного развития, что в будущем приведет к утрате достигнутых конкурентных преимуществ и к другим сопряженным проблемам. Более того, получение наивысшей прибыли возможно, как правило, в условиях высокого риска, при котором неизбежно ухудшение результатов функционирования предприятия вплоть до банкротства. Поэтому условие максимизации прибыли не может рассматриваться как единственная, хотя и важная цель функционирования предприятия.
Приверженцы максимизации объемов продаж приводят следующие доводы. Данный критерий отражает результаты деловой активности предприятия: чем выше продажи, тем существеннее усилия менеджеров по их достижению. Выручка от реализации показывает также, насколько востребована потребителями продукция предприятия, то есть характеризует конкурентоспособность предприятия, а значит и перспективы его деятельности.
Предполагается, что объем реализации отражает в себе, помимо названного, все положительные изменения, происходящие в компании, в том числе в сфере инноваций. Выбор критерия максимизации продаж обосновывается еще и тем, что он выражает интересы не только владельцев компании, но и ее менеджеров, которые отождествляют свое положение в обществе с размерами своего предприятия, а не с его доходностью.
Однако такая цель практически не увязана с экономией на издержках. Рост затрат по обеспечению дополнительных продаж продукции может обгонять рост доходов от ее реализации, что снижает прибыль и возможности формирования необходимых финансовых ресурсов. Поэтому по аналогии с прибылью, объем продаж выступает в качестве лишь одного из возможных критериев деятельности менеджеров и не может служить всеобъемлющим показателем, выражающим интересы большинства акционеров.
В составе модели максимизации темпов роста активов (в отличие от предыдущих моделей) присутствуют сведения о динамике деятельности предприятия. При этом в качестве показателя, который характеризует данное явление, как правило, рассматривается изменение во времени величины активов предприятия, то есть чем больше приросли активы по сравнению с предыдущим периодом, тем успешнее работает корпорация. Но увеличение стоимости фирмы не всегда сопровождается ростом ее эффективности. Так, приобретение дополнительного оборудования не всегда приводит к увеличению прибыли или выручки, и в этом контексте максимизация стоимости активов не может рассматриваться как главный приоритет акционеров компании. Тем не менее, достоинство данной модели, выраженное нацеленностью на стратегическую перспективу, на обеспечение развития предприятия, позволяет использовать ее в интересах акционеров.
Окончание следует
Источники:
2. Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1998 г.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:03:37