Реализация концепции открытых инноваций в регионах на базе платформенного подхода

Яшин С.Н.1, Яшина Н.И.1, Захарова Ю.В.1, Оранова М.В.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494259
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматривается концепция открытых инноваций и особенности ее реализации посредством создания и развития платформ открытых инноваций в регионах РФ. Авторы ищут ответ на вопрос, насколько перспективно использование платформ как механизма для реализации концепции открытых инноваций в регионах РФ. Предлагаются рекомендации органам власти для создания платформ открытых инноваций и компаний платформенного управления.

Ключевые слова: открытые инновации, региональная инновационная система, открытая инновационная платформа, инновационный кластер

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00932.

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Концепция открытых инноваций является современной и востребованной теорией, позволяющей эффективно реализовывать инновационный потенциал организаций. Это становится возможным сделать, кооперируясь и обмениваясь интеллектуальной собственностью и новыми идеями. Совместное решение новых проблем создает синергетический эффект и позволяет быть востребованными гораздо большему числу идей и результатов интеллектуальной собственности.

Внедрение концепции открытых инноваций в региональные инновационные системы является актуальным и перспективным направлением деятельности, решение данной задачи позволяет существенно повышать конкурентоспособность территории. В связи с этим возникает вопрос, какие инструменты для реализации этой задачи использовать.

Мы предлагаем рассмотреть перспективу развития открытых инноваций в регионах на платформенной основе.

Понятие «платформы» как экономическая категория в работах ученых-экономистов возникает в 90-е годы XX века. Изначально это понятие относилось к интернет-сервисам, но позже оно было расширено. Понятие платформенной бизнес-модели используется в работах ученых Ж.-Ч. Роше, Ж. Тироля. Развитие открытых инноваций на платформенной основе анализируется в работах Э. МакАфи, Э. Бриньолфсон.

Основы концепции открытых инноваций

Открытые инновации подразумевают использование целевых потоков знаний для ускорения внутренних инновационных процессов, а также расширения рынков для внешнего использования инноваций. Эта концепция предполагает, что компании могут и должны использовать как внешние идеи, так и внутренние разработки, если они хотят улучшить свои технологии [1] (Luksha, Natalenko, Pilnov, Yanovskiy, 2017).

Среди зарубежных ученых, изучающих концепцию открытых инноваций, следует выделить работы Г. Чесбро [2, 10] (Chesbro, 2008; Chesbro, 2007), Э. фон Хиппеля [3] (Von Hippel, 2005), Р. Киршбаума [4] (Kirschbaum, 2005), Д. Тиса [5] (Teece, 1986), В. дер Меера [6] (Van der Meer, 2007). В частности, изучаются вопросы распространения потоков знаний в среде открытых инноваций, модели управления открытыми инновациями, даются оценки применения данной концепции и изучаются существующие хозяйственные практики.

В России концепция открытых инноваций рассматривается не так подробно, как в зарубежной литературе. Можно выделить ряд исследователей, занимающихся данным вопросом: А.Б. Линдер и Н.В. Курятникова [7] (Kuryatnikov, Linder, 2015), А.И. Каширин и Н.А. Волобуев [8] (Kashirin, Volobuev, 2016), О.А. Андрюшкевич и И.М. Денисова [9] (Andryushkevich, Denisova, 2016).

Платформенный подход к внедрению концепции открытых инноваций

Ученые М. Раунио, Н. Нордлинг, М. Каутонен, П. Рессенен предлагают определение инновационных платформ как «новых форматов взаимодействия, стимулирующих культуру открытых инноваций, коммуникации и партнерства» [11] (Raunio, Nordling, Kautonen, Rasanen, 2018).

Платформенный подход принципиально отличается от кластерного подхода акцентом на организации горизонтальных связей и на объединении знаний разной природы. При этом платформенный и кластерные подходы не противоречат друг другу, а наоборот, взаимоподдерживают и взаимодополняют друг друга [12] (Zakharova, Kuptsov, 2015).

Если сравнивать концепции региональной инновационной системы и региональной открытой инновационной платформы, то стоит отметить, что региональная инновационная система создается преимущественно по инициативе органов власти, в то время как открытая инновационная платформа представляет частные интересы участников инновационного процесса и развивается «снизу вверх».

В связи с этим важнейшей задачей в сфере инновационной экономики является интеграция стратегий региональных органов власти и бизнеса для реализации концепции открытых инноваций в регионах РФ.

Рассмотрим мотивы инновационной активности на региональном уровне, влияющие на применение концепции открытых инноваций (рис. 1).

Стрелка вправо: для бизнеса

Рисунок 1. Мотивы инновационной активности на региональном уровне, влияющие на применение концепции открытых инноваций

Источник: составлено авторами.

Таким образом, внедрение концепции открытых инноваций приводит к существенным выигрышам как для бизнеса, так и для органов власти.

В качестве инструмента для реализации бизнес-модели открытых инноваций авторы предлагают использовать платформы открытых инноваций (открытые платформы) в регионах РФ.

Во многих регионах РФ органами власти делается акцент на значимости открытых инноваций, что отражается в принимаемых программах и стратегиях развития территории. В частности, в Нижегородской области в Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии ставится задача «обеспечения открытости территориальной инновационной системы и экономики, а также интеграции территориальных инновационных компаний в мировые процессы создания и использования нововведений» [13].

Можно привести ряд успешных примеров внедрения открытых инноваций на платформенной основе в регионах – лидерах инновационного развития. В частности, функционируют Платформа взаимодействия промышленных предприятий Пермского края, Акселерационная программа Республики Мордовия, IT-платформа Самарской области. Данные инструменты позволяют не только развивать открытые инновации, но и поддерживаются современным трендом цифровизации экономики.

Инфраструктура платформы открытых инноваций в регионе

Важнейшее значение для обеспечения инновационного развития играет инновационная инфраструктура региона. Инновационная инфраструктура региона во многом определяет способность территории трансформировать свои конкурентные преимущества в результаты инновационной деятельности [14].

Формирование новой инфраструктуры для платформы открытых инноваций в регионе может предусматривать создание следующих объектов:

· Научно-технологическая долина (научный парк) – территория с высокой концентрацией исследователей и инновационных компаний, создается при участии университетов.

· Кампус-арена – элемент системы развития дополнительного образования, где создается среда, ориентированная на взаимодействие студентов и бизнеса.

· Академия/университет открытых технологий – образовательные проекты (возможно создание на базе существующих университетов), в рамках которых происходит популяризация концепции открытых инноваций и коммуникационное взаимодействие участников в процессе обучения.

· Центр экспертизы – организации, осуществляющие оценку и отбор инновационных продуктов.

Ключевую роль в инфраструктуре играет компания платформенного управления, которая организует пространство открытых инноваций.

Результаты исследования

Роль открытых платформ в реализации совместных инновационных проектов является ключевой для развития территории. При этом создание данных платформ требует как участия академического сообщества, так и поддержки региональных властей.

В целом на современном этапе регионы РФ показывают разную степень готовности к реализации принципа открытости в инновационном развитии, но в то же время можно выявить ряд регионов, реализующих качественную инновационную политику и развивающихся в рамках концепции открытых инноваций на платформенной основе.

Для реализации платформ открытых инноваций в регионах необходимо:

1) законодательно закрепить понятие «платформа открытых инноваций» и определить механизм создания и функции компаний платформенного управления;

2) органам региональной власти инициировать создание компании платформенного управления, которая будет управлять инновационными проектами участников платформы в регионе и оказывать инновационные услуги с помощью цифровых платформенных инструментов;

3) предоставить налоговые льготы компаниям платформенного управления и участникам платформы;

4) инициировать участие университетов – ведущих вузов региона, обеспечить выход на международную сеть академических контактов и сотрудничество бизнес-партнеров с вузами в рамках платформы открытых инноваций;

5) органам власти обеспечить организационную поддержку и возможность популяризации деятельности открытой платформы в бизнес-среде.

Платформы открытых инноваций предполагают, что в инновационном процессе участвуют не только крупнейшие технологические компании региона, но и средний и малый бизнес, для которого создается качественно новое инновационное пространство. Платформенный подход создает массив знаний, которыми могут пользоваться участники инновационного процесса, при этом используются современные цифровые технологии и делается особый акцент на управленческих аспектах.


Источники:

1. Лукша О.П., Наталенко А.А., Пильнов Г.Б., Яновский А.Э. Акселераторы открытых инноваций на основе информационных платформ // Инновации. - 2017. - №12 (230). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akseleratory-otkrytyh-innovatsiy-na-osnove-informatsionnyh-platform (дата обращения: 16.09.2020).
2. Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. – М.: Поколение, 2008. – 352 с.
3. Von Hippel, E.A. Democratizing Innovation, MIT Press, Cambridge, MA. - 2005.
4. Kirschbaum, R. Open innovation in practice // Research Technology Management. – 2005. - №48 (4). - pp. 24–28.
5. Teece, D.J. Profiting from technological innovation: Implications for integration, collaboration, licensing and public policy // Research Policy. 1986. - №15 (6). - pp. 285–305.
6. Van der Meer, H. Open innovation the Dutch treat: Challenges in thinking in business models, Creativity and Innovation Management. – 2007. - №16 (2). - pp. 192–202.
7. Курятников А.Б., Линдер Н.В. Особенности построения корпоративных инновационных систем холдингов. Управление инновационными процессами холдинга // Стратегии бизнеса. - 2015. - №8 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroeniya-korporativnyh-innovatsionnyh-sistem-holdingov-upravlenie-innovatsionnymi-protsessami-holdinga (дата обращения: 15.09.2020).
8. Каширин А.И., Волобуев Н.А. Центр открытых инноваций госкорпорации «Ростех» - новый инструмент по внедрению механизмов открытых инноваций // Инновации. - 2016. - №2 (208). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentr-otkrytyh-innovatsiy-goskorporatsii-rosteh-novyy-instrument-po-vnedreniyu-mehanizmov-otkrytyh-innovatsiy (дата обращения: 10.08.2020).
9. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Возможны ли открытые инновации в России. // Экономическая наука современной России. – 2016. - №3. - С. 65-83.
10. Чесбро Г. Открытые инновации – М.: Поколение, 2007. – 336 с.
11. Raunio M., Nordling N., Kautonen M., Rasanen P. Open Innovation Platforms as a Knowledge Triangle Policy Tool – Evidence from Finland. // Foresight and STI Governance. – 2018. - vol. 12. №2. - pp. 62–76.
12. Захарова Ю.В., Купцов А.В. Инновационный кластер как необходимое условие эффективного развития промышленного региона (на примере Нижегородской области) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 51-53.
13. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 2 февраля 2018 года № 97-р «Об утверждении Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 2169-р»
14. Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В. Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов РФ // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 801-812.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:40