Реализация концепции открытых инноваций в регионах на базе платформенного подхода
Яшин С.Н.1, Яшина Н.И.1, Захарова Ю.В.1, Оранова М.В.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)
Цитировать:
Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В., Оранова М.В. Реализация концепции открытых инноваций в регионах на базе платформенного подхода // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 2803-2810. – doi: 10.18334/ce.14.11.111139.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494259
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается концепция открытых инноваций и особенности ее реализации посредством создания и развития платформ открытых инноваций в регионах РФ. Авторы ищут ответ на вопрос, насколько перспективно использование платформ как механизма для реализации концепции открытых инноваций в регионах РФ. Предлагаются рекомендации органам власти для создания платформ открытых инноваций и компаний платформенного управления.
Ключевые слова: открытые инновации, региональная инновационная система, открытая инновационная платформа, инновационный кластер
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00932.
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Концепция открытых инноваций является современной и востребованной теорией, позволяющей эффективно реализовывать инновационный потенциал организаций. Это становится возможным сделать, кооперируясь и обмениваясь интеллектуальной собственностью и новыми идеями. Совместное решение новых проблем создает синергетический эффект и позволяет быть востребованными гораздо большему числу идей и результатов интеллектуальной собственности.
Внедрение концепции открытых инноваций в региональные инновационные системы является актуальным и перспективным направлением деятельности, решение данной задачи позволяет существенно повышать конкурентоспособность территории. В связи с этим возникает вопрос, какие инструменты для реализации этой задачи использовать.
Мы предлагаем рассмотреть перспективу развития открытых инноваций в регионах на платформенной основе.
Понятие «платформы» как экономическая категория в работах ученых-экономистов возникает в 90-е годы XX века. Изначально это понятие относилось к интернет-сервисам, но позже оно было расширено. Понятие платформенной бизнес-модели используется в работах ученых Ж.-Ч. Роше, Ж. Тироля. Развитие открытых инноваций на платформенной основе анализируется в работах Э. МакАфи, Э. Бриньолфсон.
Основы концепции открытых инноваций
Открытые инновации подразумевают использование целевых потоков знаний для ускорения внутренних инновационных процессов, а также расширения рынков для внешнего использования инноваций. Эта концепция предполагает, что компании могут и должны использовать как внешние идеи, так и внутренние разработки, если они хотят улучшить свои технологии [1] (Luksha, Natalenko, Pilnov, Yanovskiy, 2017).
Среди зарубежных ученых, изучающих концепцию открытых инноваций, следует выделить работы Г. Чесбро [2, 10] (Chesbro, 2008; Chesbro, 2007), Э. фон Хиппеля [3] (Von Hippel, 2005), Р. Киршбаума [4] (Kirschbaum, 2005), Д. Тиса [5] (Teece, 1986), В. дер Меера [6] (Van der Meer, 2007). В частности, изучаются вопросы распространения потоков знаний в среде открытых инноваций, модели управления открытыми инновациями, даются оценки применения данной концепции и изучаются существующие хозяйственные практики.
В России концепция открытых инноваций рассматривается не так подробно, как в зарубежной литературе. Можно выделить ряд исследователей, занимающихся данным вопросом: А.Б. Линдер и Н.В. Курятникова [7] (Kuryatnikov, Linder, 2015), А.И. Каширин и Н.А. Волобуев [8] (Kashirin, Volobuev, 2016), О.А. Андрюшкевич и И.М. Денисова [9] (Andryushkevich, Denisova, 2016).
Платформенный подход к внедрению концепции открытых инноваций
Ученые М. Раунио, Н. Нордлинг, М. Каутонен, П. Рессенен предлагают определение инновационных платформ как «новых форматов взаимодействия, стимулирующих культуру открытых инноваций, коммуникации и партнерства» [11] (Raunio, Nordling, Kautonen, Rasanen, 2018).
Платформенный подход принципиально отличается от кластерного подхода акцентом на организации горизонтальных связей и на объединении знаний разной природы. При этом платформенный и кластерные подходы не противоречат друг другу, а наоборот, взаимоподдерживают и взаимодополняют друг друга [12] (Zakharova, Kuptsov, 2015).
Если сравнивать концепции региональной инновационной системы и региональной открытой инновационной платформы, то стоит отметить, что региональная инновационная система создается преимущественно по инициативе органов власти, в то время как открытая инновационная платформа представляет частные интересы участников инновационного процесса и развивается «снизу вверх».
В связи с этим важнейшей задачей в сфере инновационной экономики является интеграция стратегий региональных органов власти и бизнеса для реализации концепции открытых инноваций в регионах РФ.
Рассмотрим мотивы инновационной активности на региональном уровне, влияющие на применение концепции открытых инноваций (рис. 1).
Рисунок 1. Мотивы инновационной активности на региональном уровне, влияющие на применение концепции открытых инноваций
Источник: составлено авторами.
Таким образом, внедрение концепции открытых инноваций приводит к существенным выигрышам как для бизнеса, так и для органов власти.
В качестве инструмента для реализации бизнес-модели открытых инноваций авторы предлагают использовать платформы открытых инноваций (открытые платформы) в регионах РФ.
Во многих регионах РФ органами власти делается акцент на значимости открытых инноваций, что отражается в принимаемых программах и стратегиях развития территории. В частности, в Нижегородской области в Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии ставится задача «обеспечения открытости территориальной инновационной системы и экономики, а также интеграции территориальных инновационных компаний в мировые процессы создания и использования нововведений» [13].
Можно привести ряд успешных примеров внедрения открытых инноваций на платформенной основе в регионах – лидерах инновационного развития. В частности, функционируют Платформа взаимодействия промышленных предприятий Пермского края, Акселерационная программа Республики Мордовия, IT-платформа Самарской области. Данные инструменты позволяют не только развивать открытые инновации, но и поддерживаются современным трендом цифровизации экономики.
Инфраструктура платформы открытых инноваций в регионе
Важнейшее значение для обеспечения инновационного развития играет инновационная инфраструктура региона. Инновационная инфраструктура региона во многом определяет способность территории трансформировать свои конкурентные преимущества в результаты инновационной деятельности [14].
Формирование новой инфраструктуры для платформы открытых инноваций в регионе может предусматривать создание следующих объектов:
· Научно-технологическая долина (научный парк) – территория с высокой концентрацией исследователей и инновационных компаний, создается при участии университетов.
· Кампус-арена – элемент системы развития дополнительного образования, где создается среда, ориентированная на взаимодействие студентов и бизнеса.
· Академия/университет открытых технологий – образовательные проекты (возможно создание на базе существующих университетов), в рамках которых происходит популяризация концепции открытых инноваций и коммуникационное взаимодействие участников в процессе обучения.
· Центр экспертизы – организации, осуществляющие оценку и отбор инновационных продуктов.
Ключевую роль в инфраструктуре играет компания платформенного управления, которая организует пространство открытых инноваций.
Результаты исследования
Роль открытых платформ в реализации совместных инновационных проектов является ключевой для развития территории. При этом создание данных платформ требует как участия академического сообщества, так и поддержки региональных властей.
В целом на современном этапе регионы РФ показывают разную степень готовности к реализации принципа открытости в инновационном развитии, но в то же время можно выявить ряд регионов, реализующих качественную инновационную политику и развивающихся в рамках концепции открытых инноваций на платформенной основе.
Для реализации платформ открытых инноваций в регионах необходимо:
1) законодательно закрепить понятие «платформа открытых инноваций» и определить механизм создания и функции компаний платформенного управления;
2) органам региональной власти инициировать создание компании платформенного управления, которая будет управлять инновационными проектами участников платформы в регионе и оказывать инновационные услуги с помощью цифровых платформенных инструментов;
3) предоставить налоговые льготы компаниям платформенного управления и участникам платформы;
4) инициировать участие университетов – ведущих вузов региона, обеспечить выход на международную сеть академических контактов и сотрудничество бизнес-партнеров с вузами в рамках платформы открытых инноваций;
5) органам власти обеспечить организационную поддержку и возможность популяризации деятельности открытой платформы в бизнес-среде.
Платформы открытых инноваций предполагают, что в инновационном процессе участвуют не только крупнейшие технологические компании региона, но и средний и малый бизнес, для которого создается качественно новое инновационное пространство. Платформенный подход создает массив знаний, которыми могут пользоваться участники инновационного процесса, при этом используются современные цифровые технологии и делается особый акцент на управленческих аспектах.
Источники:
2. Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. – М.: Поколение, 2008. – 352 с.
3. Von Hippel, E.A. Democratizing Innovation, MIT Press, Cambridge, MA. - 2005.
4. Kirschbaum, R. Open innovation in practice // Research Technology Management. – 2005. - №48 (4). - pp. 24–28.
5. Teece, D.J. Profiting from technological innovation: Implications for integration, collaboration, licensing and public policy // Research Policy. 1986. - №15 (6). - pp. 285–305.
6. Van der Meer, H. Open innovation the Dutch treat: Challenges in thinking in business models, Creativity and Innovation Management. – 2007. - №16 (2). - pp. 192–202.
7. Курятников А.Б., Линдер Н.В. Особенности построения корпоративных инновационных систем холдингов. Управление инновационными процессами холдинга // Стратегии бизнеса. - 2015. - №8 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-postroeniya-korporativnyh-innovatsionnyh-sistem-holdingov-upravlenie-innovatsionnymi-protsessami-holdinga (дата обращения: 15.09.2020).
8. Каширин А.И., Волобуев Н.А. Центр открытых инноваций госкорпорации «Ростех» - новый инструмент по внедрению механизмов открытых инноваций // Инновации. - 2016. - №2 (208). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentr-otkrytyh-innovatsiy-goskorporatsii-rosteh-novyy-instrument-po-vnedreniyu-mehanizmov-otkrytyh-innovatsiy (дата обращения: 10.08.2020).
9. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Возможны ли открытые инновации в России. // Экономическая наука современной России. – 2016. - №3. - С. 65-83.
10. Чесбро Г. Открытые инновации – М.: Поколение, 2007. – 336 с.
11. Raunio M., Nordling N., Kautonen M., Rasanen P. Open Innovation Platforms as a Knowledge Triangle Policy Tool – Evidence from Finland. // Foresight and STI Governance. – 2018. - vol. 12. №2. - pp. 62–76.
12. Захарова Ю.В., Купцов А.В. Инновационный кластер как необходимое условие эффективного развития промышленного региона (на примере Нижегородской области) // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 51-53.
13. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 2 февраля 2018 года № 97-р «Об утверждении Стратегии развития Нижегородского индустриального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии и о внесении изменения в распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2016 года № 2169-р»
14. Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В. Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов РФ // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 801-812.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:22:35