Возможности эффективной репатриации капиталов на основе финансовой амнистии
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 5/2005). Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках программы репатриации российского капитала, могут стать реальностью при условии легализации ввозимого и/или заявляемого к легализации капитала через вложение в такие проекты всей (или части) легализуемой суммы. При этом достигнутые договоренности должны оговариваться определенным сроком, запрещающим изъятие из российской экономики легализуемых средств в течение установленного периода времени, но с правом перевода их из одного проекта в другой при условии предоставления «налоговых каникул». Очевидно, возможна и единовременная уплата денежной компенсации в установленном процентном соотношении к амнистируемой сумме.
Ключевые слова: экономика России, инвестиционные проекты, репатриация
Окончание. Начало в № 5/2005
Инвестиционные проекты, реализуемые в рамках программы репатриации российского капитала, могут стать реальностью при условии легализации ввозимого и/или заявляемого к легализации капитала через вложение в такие проекты всей (или части) легализуемой суммы. При этом достигнутые договоренности должны оговариваться определенным сроком, запрещающим изъятие из российской экономики легализуемых средств в течение установленного периода времени, но с правом перевода их из одного проекта в другой при условии предоставления «налоговых каникул». Очевидно, возможна и единовременная уплата денежной компенсации в установленном процентном соотношении к амнистируемой сумме.
На наш взгляд, одного принятия акта об амнистии будет недостаточно для формирования комплекса правовых условий возвращения российского капитала в отечественную экономику. Успешная реализация программы по репатриации вывезенного из России капитала возможна в случае одновременного принятия нескольких правовых актов: Закона об экономической амнистии; Закона о внесении изменений и дополнений в УК РФ; Закона о внесении изменений в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»; Закона «Об условиях репатриации российского капитала».
Первые два акта защитят собственников капитала от возможного уголовного преследования, при наличии которого даже самые выгодные условия инвестирования не смогут привлечь незаконно полученный капитал в страну. При этом обязательно принятие и акта об амнистии с внесением соответствующих дополнений и изменений в статью 174 и статью 1741 УК РФ, поскольку освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших перечисленные экономические преступления до принятия акта об амнистии, не переводит средства, полученные от этой незаконной деятельности, в ранг легально полученных средств. Все доходы, полученные от незаконного предпринимательства, фиктивного банкротства и т.д., остаются преступными доходами или доходами от преступной деятельности. Акт амнистии лишь освобождает лиц, получивших такие доходы, от ответственности за эту незаконную деятельность. То есть собственник незаконно полученных средств не подлежит уголовному преследованию за эти деяния. Но амнистия не распространяется на легализацию этих доходов.
Поскольку статус этих средств не изменился, то любые действия с использованием таких средств будут подпадать под объективную сторону отдельного состава преступления - легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. И освобожденный от уголовной ответственности за незаконное предпринимательство собственник капитала, полученного в результате противоправной коммерческой деятельности, вкладывая эти деньги в российскую экономику, будет нести уголовную ответственность в соответствии со ст. 174 и ст. 1741 УК РФ. Поэтому необходимо изменить формулировку объективной стороны состава преступления, предусматривающего ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем.
Легализацией должно признаваться исключительно совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и общественной безопасности, признаваемых международными преступлениями.
Внесение изменений в закон о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, необходимо для устранения противоречий между измененными статьями УК РФ и статьями названного закона, которые возникнут в связи с изменением формулировок объективной стороны в статьях 174 и 1741 УК РФ. А также для того, чтобы российский закон больше соответствовал международным актам, в частности Конвенции Совета Европы «Об отмывании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 г. (Страсбургская конвенция) и рекомендациям FATF. Кроме того, если, проводя экономическую амнистию, не внести соответствующие изменения в существующий перечень преступлений, операции с доходами от которых являются по российскому законодательству легализацией денежных средств (иного имущества), полученных преступным путем, Россия признает себя государством, официально отмывающим преступные доходы.
Четвертый акт гарантирует государству, что «прощение былых грехов» возможно только на определенных условиях «искупления» вины. Эти условия устанавливает государство, обеспечивающее «прощение», и если они не устраивают собственника незаконного капитала, то «прощения» ему не будет. Более того, наличие определенных условий, которые необходимо выполнить для амнистии и легализации незаконно полученного капитала, как бы морально оправдывает государство, прощающее преступников: оно не просто их прощает, а с условием возмещения вреда, причиненного совершенным преступлением. Это возмещение может выражаться в осуществлении крупных долгосрочных инвестиций в российскую экономику или в виде крупного единовременного штрафа, в погашении задолженности по налогам и пр.
По нашему мнению, законодательно должны быть определены и закреплены следующие аспекты:
‑ основные понятия, т.е. репатриация капитала, легализация капитала, участники программы по репатриации российского капитала и др.;
‑ лица, имеющие право на участие в программе по репатриации российского капитала;
‑ источники происхождения капитала (составы преступлений), дающие право владельцу на легализацию этого капитала;
‑ сроки действия программы по репатриации российского капитала, т.е. во-первых, сроки, в течение которых принимаются «заявки» на участие в программе со стороны лиц, имеющих соответствующее право, а, во-вторых, сроки действия закона, по истечении которых программа закрывается, а капитал, принимавший в ней участие, считается легализованным;
‑ дифференцированные условия легализации ввозимого и/или заявленного к легализации капитала: обязанность уплатить налоги и/или определенный штраф; обязанность вложить легализуемые средства в долговые инструменты государства, зарубежные представительства российских банков или в предложенные инвестиционные проекты на определенный срок (до 5 лет). Размер налога или штрафа, на наш взгляд, должен быть сопоставим с действующей ставкой подоходного налога;
‑ механизм вложения легализуемых средств в инвестиционные проекты с соблюдением условий конфиденциальности и возвратности, например, через систему зарубежных представительств российских банков;
‑ создание специальной правительственной комиссии, отвечающей за комплексную реализацию программы по репатриации российского капитала;
‑ определение наиболее приоритетных отраслей российского производства для вложения легализуемого капитала в рамках программы по репатриации;
‑ гарантии возврата вложенных средств по окончании оговоренного срока. Заметим, что упомянутые выше четыре правовые меры (законы) должны быть осуществлены (приняты) одновременно и применяться комплексно, поскольку они являются частями единой программы репатриации капитала с целью эффективного использования его в российской экономике.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:20