Предстоящие налоговые реформации: экономические, социальные, контрольные
Засько В.Н.1, Донцова О.И.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Засько В.Н., Донцова О.И. Предстоящие налоговые реформации: экономические, социальные, контрольные // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 1939-1950. – doi: 10.18334/epp.14.5.120955.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918254
Аннотация:
Статья посвящена анализу предстоящих налоговых реформ, обозначенных в контексте Послания Президента Российской Федерации в феврале 2024 года. Авторами систематизированы основные направления данных реформ и определены приоритетные векторы развития налоговой системы в части усиления реализации ее экономической, социальной и контрольной функций. Также выявлены основные проблемные факторы, с которыми придется столкнуться при реализации налоговых новаций как со стороны бизнеса (юридических лиц), так и со стороны индивидуальных предпринимателей и физических лиц. На основании проведенного анализа представлено авторское видение реализации конкретных инициатив налоговой реформации. Результаты проведенного исследования будут интересны для преподавателей, студентов и аспирантов финансовой сферы, а также, предпринимательскому сообществу.
Ключевые слова: налоги, налоговые реформы, прогрессивная шкала налогов, справедливое налогообложение, налоговая амнистия, налоговые вычеты
JEL-классификация: H21, H22, H71
Введение.
В рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул необходимость реформации фискальной системы по принципу справедливого распределения налогового бремени. В связи с этим требуется законодательное оформление концептуальных инициатив, озвученных Президентом, в части дифференциации и внедрения «более справедливого» налогообложения [14]. Несомненно, налоговая реформация будет способствовать экономическому развитию регионов и снижению общественного неравенства [13]. Однако на практике реализация данных инициатив в ходе законодательного оформления может быть осложнено как со стороны бизнеса, так и со стороны физических лиц.
Литературный обзор. Необходимо отметить, что тема налоговой реформации в данном контексте не является широко исследованной в силу относительной новизны тезисов, озвученных Президентом в рамках послания Федеральному собранию. Тем не менее, некоторые аспекты по данному вопросу раскрыты в работах отечественных исследователей. Так, теоретико-правовое обеспечение налоговых реформ на современном этапе исследовано в работе Н.Н. Бочаровой [6]. Современные проблемы подоходного налогообложения проанализированы в статье Л.А. Гафаровой [7], в то время как факторы, предопределяющие развитие налогообложения доходов физических лиц, выявлены в работе Е.В. Беликовой, Е.Ю. Чернявской и М.В. Чуб [5]. Тенденции развития системы налогообложения субъектов малого предпринимательства и влияние налогообложения на результаты деятельности хозяйствующего субъекта являются предметом исследования Ю.А. Клейменовой, Е.С.Тищенко, Е.Я. Костышиной [8,10]. И.Н. Макаров, В.В. Соловьева, О.Н. Левчегов и А.Д. Крылова особое внимание уделяют организационному и финансово-правовому аспекту работы налогового механизма интенсификации креативной деятельности в ГЧП-проектах и особых экономических зонах [9].
Актуальность темы исследования определена предстоящими налоговыми нововведениями, обусловленными Посланием Президента РФ в части модернизации налоговой системы в Российской Федерации, поскольку на сегодняшний день не выявлены проблемы, факторы и аспекты законодательного оформления подобных инициатив. В соответствии с этим, цель исследования состоит в систематизации факторов, подлежащих реформационным изменениям, выявлении проблемных зон и аспектов налоговой модернизации.
Научная новизна: оценены возможности реализации поставленных задач по модернизации налоговой системы, выявлены проблемные аспекты их практического внедрения, представлены предложения по формированию оптимальных механизмов исполнения принятых решений с учетом интересов всех субъектов налоговых отношений.
Методология: в ходе исследования были использованы методы системного анализа, аналитического сопоставления, статистических оценок.
Основная часть
Самой обсуждаемой темой в налоговой сфере за последний месяц, безусловно, является предстоящая реформация налоговой системы в соответствии с тезисами, озвученными Президентом в рамках послания Федеральному собранию. В части налоговых инициатив концептуально были сформулированы следующие положения:
1. Снижение налоговой нагрузки на семьи, в том числе за счет налоговых вычетов (например, увеличение вычетов на детей, новые вычеты по диспансеризации и сдаче норм ГТО).
2. Стимулирование бизнеса при вложении средств в собственное развитие, в реализацию инфраструктурных и социальных проектов.
3. Устранение пробелов в законодательном поле, которые используются компаниями для уклонения от уплаты налогов или снижения налогооблагаемой базы.
4. Разработка подходов к модернизации фискальной системы для более справедливого распределения налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.
5. Создание условий амнистии для бизнеса, добровольно отказывающегося от схем дробления.
6. Разработка системы «демпфера» - постепенного безболезненного увеличения платежей для компаний, которые переходят с упрощенной на общую систему налогообложения.
7. Отказ от моратория государственного контроля в пользу риск-ориентированного подхода планирования и проведения проверок.
На основании данных тезисов могут быть выделены три ключевых направления налоговой реформации (рисунок 1).
Рисунок 1. Условия и предпосылки развития цифровой интеграции в рамках единого цифрового пространства
Источник: составлено автором на основе [3]
Необходимо отметить, что наибольшее внимание уделено именно социальному и контрольному блокам.
В рамках экономического направления налоговой реформации возможно выделить два ключевых тезиса:
1) стимулирование инвестиционной активности в рамках инфраструктурных и социальных проектов;
2) внедрение переходных налоговых параметров для бизнеса, теряющего возможность применения специальных налоговых режимов при достижении максимальных критериев (выручка, численность сотрудников).
Инициатива в рамках первого тезиса является достаточно традиционной и предполагает возможное расширение уже имеющихся налоговых преференций (снижение налоговых ставок и расширение инвестиционных налоговых вычетов по налогу на прибыль, налоговые каникулы, понижение ставок по имущественным налогам и т.п.). В данном случае стоит отметить акцент направлений налоговых преференций: социальные и инфраструктурные проекты, что в полной мере увязывается с предложениями Президента по активному развитию инфраструктурных социальных проектов (например, строительство скоростных магистралей и строительство кампусов). В этой связи стоит учитывать потенциал не только прямых норм Налогового кодекса, но и потенциал налоговых преференций, применяемых в специальных налоговых зонах – ОЭЗ, ТОР, САР. Однако в это же время остро встает вопрос о возможном определении эффективности уже заложенных в налоговом законодательстве налоговых льгот и преференций с позиции сокращения или полного отказа в пользу именно социальных и инфраструктурных проектов. Также необходимо обратить внимание на поручение Президента проработать вопрос повышенного корпоративного налогообложения (налога на прибыль) для сверхдоходного бизнеса. Безусловно, это предложение имеет под собой в большей степени фискальное направление, но, с другой стороны, дает четкий сигнал бизнесу: во избежание дополнительной налоговой нагрузки инвестируйте в социальные и инфраструктурные проекты.
Касаемо инициативы, изложенной во втором тезисе, необходимо сделать акцент на следующем. С одной стороны, Налоговый кодекс предусматривает переходный момент и дает возможность бизнесу сохранить право на применение УСН при определенном превышении критерия выручки (в базовом варианте: при выручке в пределах от 150 до 200 млн в год, УСН сохранится, но ставка составит не 6-15%, а 8-20% в зависимости от выбранного режима расчета налоговой базы), также существует и внедрен в практику коэффициент дефлятор для показателя выручки. И в этой связи поручение Президента стоит понимать как либо расширение критериев переходного периода (равно как и возможное увеличение самого базового критерия выручки), либо как применение определенных специальных расчетов по НДС и налогу на прибыль (НДФЛ для ИП) в первые периоды потери права на применение специальных налоговых режимов.
Социальный блок в рамках налоговой реформации является наиболее востребованным по сравнению с другими, поскольку непосредственно касается граждан Российской Федерации. Уже фактически задекларировано удвоение налоговых вычетов на детей в совокупности с увеличением размера годового дохода, на который распространяется вычет с 350 до 450 тыс рублей (предоставление налогового вычета на детей прекращается при достижении этого критерия).
В рамках этого направления рассматриваются следующие инициативы:
1) снижение налоговой нагрузки на семьи, в том числе за счет налоговых вычетов;
2) Разработка подходов к модернизации фискальной системы для более справедливого распределения налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы.
В определенной степени остается не ясным будущий порядок предоставления налоговых вычетов по НДФЛ для лиц, сдавших нормы ГТО или проходящих диспансеризацию. Проблема в том, что по своей социальной сущности и направленности данные вычеты соотносятся именно с социальными вычетами, так как связаны с занятием спортом, здоровым образом жизни и медицинскими услугами. В то же время формат предоставления социальных налоговых вычетов базируется на фактически понесенных расходах на медицинские услуги и занятие спортом, а диспансеризация и сдача норм ГТО не предполагают под собой финансовых затрат, поскольку предоставляются в соответствии с государственными программами бесплатно. Можно предположить, что данные вычеты будут предоставляться по аналогии со стандартными налоговыми вычетами, то есть по факту наступления события и в установленных размерах. Например, физическое лицо может получить определенное количество раз в определенное количество лет определенную сумму налогового вычета при подтверждении факта диспансеризации или сдачи нормы ГТО. При этом в случае с нормами ГТО представляется целесообразным внедрение линейки размеров вычетов в зависимости от категории сданных нормативов (золотой, серебряный, бронзовый).
Наиболее дискуссионной является инициатива внедрения справедливого налогообложения высоких личных и корпоративных доходов. При этом остро данный вопрос обсуждается сразу в двух направлениях – как для юридических, так и физических лиц. Причем, если обсуждение реформации корпоративного налогообложения происходит менее публично, то идея развития прогрессивного налогообложения доходов физических лиц не сходит с информационных лент и зачастую в спекулятивной плоскости основывавется исключительно на эмоциональной платформе. Хотя, нужно признать, что налогообложение физических лиц всегда было дискуссионным вопросом в отношении целесообразности, полноты и объема налоговых выплат, поскольку финансовый результат от деятельности граждан попросту несопоставим с доходом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [6]. Этот аспект всегда был и будет предметом серьезных противоречий, которые оказывают негативное влияние на эффективность социально-экономических процессов [7].
Перспектива реформирования корпоративного налогообложения подразумевает два варианта:
1. Линейное повышение ставок налогообложения для отдельных видов экономической деятельности с высокой маржинальностью, либо для всех организаций, выступающих плательщиками налога на прибыль.
2. Внедрение в среднесрочную практику уже примененного разово механизма налогообложения сверхприбыли (дополнительное налогообложение показателя прибыли, превышающей предыдущие периоды).
Наиболее оптимальным является первый вариант в силу того, что второй приемлем как с фискальной, так и экономической точек зрения в формате разового применения с нисходящей эффективностью в перспективном применении. Что касается размеров увеличения налоговых ставок в таком случае, то речь вполне может идти о 3-10 процентных пунктах, в зависимости от вида экономической деятельности в случае принятия решения о диверсификации корректировки налоговой нагрузки по налогу на прибыль или в зависимости от отраслевой маржинальности. Либо же оно может составить общее повышение на уровне 5 процентных пунктов для всех видов деятельности (безусловно, за исключением особо значимых с социальной и оборонной точек зрения). При этом ряд экспертов высказывают мнение, что рост налоговой ставки должен идти именно по федеральной компоненте налогообложения прибыли.
Что касается прогрессивного налогообложения физических лиц, то в данном случае с момента оглашения Президентом послания Федеральному Собранию многие эксперты наряду с представителями депутатского корпуса высказали свои предположения будущей конструкции прогрессивного налогообложения НДФЛ. Помимо прочего, в частности, звучали и идеи внедрения прогрессивной шкалы по ставке 15% на сумму годового дохода от 1 до 5 млн рублей и далее прогрессией до дохода свыше 50 млн рублей в год с обложением по ставке 35%. Однако, рассматривая нижнюю границу доходности в размере 1 млн рублей, возникает определенный диссонанс с текущими показателями доходности граждан (таблица 1) и тезиса Президента о налогообложении именно высоких доходов.
таблица 1
Динамика официального показателя средней заработной платы в России
Размер заработной
платы в среднем по РФ (в рублях)
| ||||||||
период
|
за год
|
за кварталы
|
месяцы
| |||||
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
10
|
11
|
12
| |
2023
|
73709
|
66 778
|
73 534
|
70 639
|
83 684
|
73 830
|
73 383
|
103 815
|
2022
|
65 338
|
60 101
|
63 784
|
61 385
|
71 377
|
62 470
|
63 060
|
88468
|
2021
|
57 244
|
52 143
|
57 275
|
54 133
|
62 828
|
54 649
|
55 639
|
77 994
|
2020
|
51 344
|
48 390
|
50 784
|
49 021
|
56 044
|
49 539
|
49 274
|
69 278
|
Из данных Росстата следует, что среднемесячный уровень в прошлом году составил 73,7 тысяч рублей или 884,4 тыс. рублей в год. (для справки: при годовом доходе миллион рублей, среднемесячная заработная плата составляет 83,3 тысячи рублей). При сохранении динамики роста номинальных доходов (в среднем, на 12%), сумма годового дохода в размере миллиона рублей достигнет уже в 2025 году.
Таким образом, можно прийти к следующим выводам:
1) текущий уровень средней заработной платы очень недалек от миллионного показателя;
2) уровень средней заработной платы превысит уровень миллиона рублей в году уже через год, то есть буквально в следующем 2025 году.
А теперь вспомним, что именно со следующего (2025 года) и планируется внедрение в практику полноценной системы прогрессивного налогообложения. То есть апологеты нижнего порога годовой доходности в размере миллиона рублей предлагают повышенное налогообложение отнюдь не высоких доходов, а находящихся на среднем уровне, что в корне противоречит предложению Президента.
Далее стоит отметить тот факт, что Президент обозначил необходимость закладываемых в налоговую реформу параметров до 2030 года. Это значит, что уровень прогрессивного налогообложения вплоть до 2030 года должен быть достаточно значимее среднего уровня доходов. Отсюда мог бы следовать вывод, что таким минимальным порогом теоретически мог бы рассматриваться показатель годовой доходности на уровне 3 млн рублей в год. Но здесь возникает один нюанс: порог эмоционально воспринимаемого высокого дохода уже имеет фактическое закрепление в законодательной базе в размере 5 млн рублей при установленной налоговой ставке в 15%. Исходя из вышеизложенного, предполагается, что именно сценарий развития прогрессии и будет отталкиваться от уже закрепленных параметров и двигаться далее к доходности в 10 и далее млн рублей в год.
Кроме того, в этой связи необходимо учитывать специфику оценки доходов физических лиц. Личные доходы воспринимаются исключительно через призму итогового финансового результата в распоряжении в данный момент времени. В то время, как в целях налогообложения и оценки уровня заработной платы используется показатель номинальных доходов или, проще говоря, окладов, включающих в себя НДФЛ. И это деформирует представление об обсуждаемых параметрах порогов налогообложения. Более того, основные доходы традиционно формируются в конце года в силу премиальных выплат, что опять деформирует представление о реальных доходах, так как в течение всего года среднемесячная зарплата совсем не та, которую впоследствии Росстат демонстрирует как среднегодовой доход физических лиц.
Наконец, наименее обсуждаемый аспект налоговых тезисов Президента, но возможно из наиболее знаковых – контрольная составляющая налогового администрирования.
Тезисы, предложенные Президентом, в рамках данного блока:
1) Устранение пробелов в законодательном поле, которые используются компаниями для уклонения от уплаты налогов или снижения налогооблагаемой базы.
2) Создание условий амнистии для бизнеса, добровольно отказывающегося от схем дробления.
3) Отказ от моратория государственного контроля в пользу риск-ориентированного подхода планирования и проведения проверок.
Важно отметить полярность предложений, связанных вместе с тем в единую логическую цепь.
Разработка механизмов амнистии для бизнеса, добровольно отказывающегося от схем дробления – тема в равной степени и актуальная и имеющая большой потенциал в бизнес среде, но при этом она несет в себе безусловный рост налоговых рисков (в том числе в формате ужесточения наказаний) для бизнеса, в той или иной мере заподозренного в последующем в дроблении. Другими словами, схемы дробления бизнеса, позволяющие значительно минимизировать уровень налоговых платежей за счет использования возможностей избежания ограничений на право применения специальных налоговых режимов имеют колоссальное распространение, вследствие чего государство недополучает огромные объемы налоговых доходов. Причем речь может идти о сотнях миллиардов рублей в годовом исчислении, в случае стопроцентного отказа всех экономических субъектов от дробления.
Налоговый контроль охватывает очень незначительную часть бизнеса, участвующего в дроблении. И в этой связи, конечно, отказ от схематических структур без карательных последствий выгоден как государству (обеспечение роста текущих начислений), так и бизнесу (выход из тени без негативных последствий налоговой проверки).
Со стороны бизнеса, не испытавшего на себе реальных последствий налогового контроля, предложения об амнистии могут быть интерпретированы следующим образом:
- до сих пор не было применено никаких санкций, и дальше все будет хорошо;
- в случае отказа от дробления налоговая нагрузка станет неподъемной;
- законом не запрещено регистрировать несколько организаций с применением УСН, тогда о каком дроблении идет речь?
В первом случае необходимо системное информирование о таких делах как, например, налоговые проверки блогеров, системная работа контрольно-аналитического блока ФНС России по аналогии с работой, которую они достаточно эффективно выстроили по вычищению схем «бумажного НДС».
Во втором случае стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, важно, что Президент ровно это и озвучил – необходимо проработать плавный рост налоговой нагрузки при переходе со специальных режимов на общую систему налогообложения. А, во-вторых, это, конечно, необходимость расширения и повышения уровня консалтингового сопровождения бизнеса, способного обеспечить качественными расчетами налоговой нагрузки в моделировании бизнес-процессов. Как показывает опыт, зачастую переход с УСН на ОСНО не столь больно бьет по налоговой нагрузке, сколько формирует дискомфорт издержек на рост сопровождения процедур налогового учета и рост рисков, в том числе, по потенциальным претензиям по сомнительным контрагентам. Тут будут востребованы и развивающиеся налоговые сервисы как, например, «Прозрачный бизнес».
А вот третий случай самый тяжелый, так как свидетельствует о низком уровне правовой налоговой грамотности и не осознании принципов определения обоснованности получения налоговой выгоды.
В данном случае необходима консолидированная работа экспертного сообщества и налогового администратора. Причем в разъяснительно-принудительном формате: экспертная помощь в расчетах и моделировании при параллельной работе налоговых контролеров, указывающих на присутствие в бизнес-процессах схем дробления.
Но, как и любая подобного рода амнистия (налоговая, финансовая) будущая конструкция амнистии бизнеса, отказывающегося от схем дробления, должна и, вероятнее всего, будет содержать элементы повышенной репрессии к лицам, не отказавшимся от схем. И вероятнее всего, это будет реализовано через применение повышенных штрафных санкций. Причем в лучшем случае в уже действующем формате – в двукратном размере.
И тут стоит обратить внимание на поручение Президента в отношении устранения пробелов в законодательном поле, которые используются компаниями для уклонения от уплаты налогов или снижения налогооблагаемой базы. И, безусловно, в этой связи стоит ждать активизации налогового контроля, особенно в векторе выявления и пресечения именно системных «лазеек», как это, например, было в прошлом году со схемами «черных» кассовых аппаратов и блогеров. Но в свете тематики дробления представляется, что эта схема окажется первоочередной задачей контроля налоговых органов. Вместе с тем значительная доля налогового контроля сосредоточится в ближайшее время в секторе доходов граждан. Во-первых, в целях сформировать на старте прогрессивного налогообложения механизмы оперативного выявления схем в этом направлении, а, во-вторых, поскольку по сей день скрытые доходы граждан остаются существенной проблемой в формировании налоговых доходов, в том числе и в секторе фиктивной самозанятости. И в этой связи, стоит обратить внимание на уже сделанные шаги со стороны Федеральной налоговой службы России, в частности, например, на соглашение об обмене информацией с Федеральной службой по труду и занятости, что может свидетельствовать о потенциальном вовлечении возможностей данной структуры в систему налогового контроля. А это, в свою очередь, серьезный сигнал для компаний, не исполняющих полноценных обязательств по уплате страховых взносов и удержанию НДФЛ.
И, наконец, отказ от моратория на проведение проверок и переход к риск-ориентированному подходу – это прямое побуждение к действию как налоговых контролеров, так и налогоплательщиков. На практике возможна реализация инструментов, мер и механизмов для поддержания данной инициативы, необходимо лишь научиться грамотно и рационально использовать их представителями контролирующих органов, физических лиц и бизнесом [9].
Заключение
Ввиду вышеизложенного можно с уверенностью говорить о том, что предстоящие налоговые реформации подразумевают под собой глубокие перемены. Это определяет необходимость глубокого анализа направления предстоящих реформаций в рамках выделенных направлений – экономического, социального и контрольного блока, что позволит достичь максимально возможной эффективности как со стороны государственной инициативности, так и исполнительности бизнеса и физических лиц. Авторское видение реализации конкретных инициатив, предложенных Президентом в рамках Послания Федеральному собранию, в перспективе позволит проанализировать итоги законодательного оформления данных концептуальных основ и создать базис для их практической реализации.
Источники:
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федеральный закон: [принят Государственной Думой 19 июля 2000 года № 117-ФЗ]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 25.03.2024).
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 «Послание Президента Федеральному Собранию». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/.
4. Справочная информация: «Среднемесячная заработная плата в целом по Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326052/?ysclid=luaot2azmt860961474 (дата обращения: 26.03.2024).
5. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Чуб М.В. Факторы, предопределяющие развитие налогообложения доходов физических лиц // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4797-4810. – doi: 10.18334/epp.13.11.119789.
6. Бочарова Н.Н. Налоговая реформа в России на современном этапе: теоретико-правовой аспект // Право и практика. – 2022. – № 3. – c. 69-76. – doi: 10.24412/2411-2275-2022-3-69-76.
7. Гафарова Л.А. Современные проблемы подоходного налогообложения в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4783-4796. – doi: 10.18334/epp.13.11.119331.
8. Клейменова Ю.А., Тищенко Е.С., Костышина Е.Я. Тенденции развития системы налогообложения субъектов малого предпринимательства сельскохозяйственной отрасли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 165-174. – doi: 10.18334/epp.12.1.114102.
9. Макаров И.Н., Соловьева В.В., Левчегов О.Н., Крылова А.Д. Налоговый механизм интенсификации креативной деятельности в ГЧП-проектах и особых экономических зонах: организационный и финансово-правовой аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2847-2856. – doi: 10.18334/epp.11.12.114095.
10. Тищенко Е.С., Клейменова Ю.А. Влияние налогообложения на результаты деятельности хозяйствующего субъекта и его оптимизация // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 8. – c. 1979-1988. – doi: 10.18334/epp.11.8.112462.
11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 22.05.2023).
12. Мишустин заявил, что налоговая реформа поможет снизить неравенство в обществе. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2024/04/03/1029656-nalogovaya-reforma-pomozhet (дата обращения: 24.03.2024).
13. Песков разъяснил суть налоговых инициатив Путина в послании. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://amp.rbc.ru/rbcnews/rbcfreenews/65e1a7329a794764a338dc8b (дата обращения: 25.03.2024).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:04:32