На какую экономическую модель переходит Российская Федерация, отказавшись от капитализма?

Ситников Е.В.1, Шушунова Т.Н.1, Вакуленко В.Ф.1
1 Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49860699
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены основные причины отказа России от капитализма и перехода к «разумному консерватизму», и что он может из себя представлять, какие могут быть его основные черты и особенности, что нужно скорректировать в сложившейся экономической системе для того, чтобы соответствовать менталитету, опыту и традициям народов, проживающих на территории нашей страны, содействуя ее развитию в быстро меняющемся мире противостояния и конкуренции. Большинство подходов ряда стран неприемлемы для России, у нас другой нормативный и реальный уровни социальной поддержки, другие условия. Руководство страны отдает себе отчет, что ранее осуществленный переход на новую экономическую систему не оправдал значительной части надежд. В экономическом соревновании мы отстаем и находимся в роли догоняющих, а в условиях пандемии, острого военного противостояния со странами НАТО на Украине, усиления конкурентной борьбы на торговых рынках, новыми вызовами для рынков труда и социальной сферы РФ следует внести в проводимый курс заметные корректировки для укрепления положения страны в складывающемся новом многополярном мире. Финансовая системы Запада англо-саксонского типа не прижилась на территории нашей страны. Экономическая политика государства не может быть признана эффективной, так как объективно не учитывает многие обстоятельства и условия деятельности. Фактически руководством страны признается невозможность справиться с нарастающими проблемами, что приводит сначала к отказу от либерального капитализма, а затем и капитализма. Проанализированы результаты, которые достигла Россия по ряду ключевых экономических показателей, отражающихся прежде всего на уровне и качестве жизни. Рассмотрены основные направления совершенствования рыночной экономики и возможные действия в условиях угроз и вызовов современности и формирующегося нового миропорядка. Определены вопросы, которые могут быть поставлены в приоритеты ввиду их актуальности при возрастании геополитических, военных, пандемийных, финансовых, экономических и демографических рисков, так как успешное экономическое развитие России невозможно без их решения.

Ключевые слова: капитализм, разумный консерватизм, экономическая модель, собственность и капитал, социальное государство, денежно-кредитная политика, планирование экономического и социального развития, организация и управление научно-технологическим комплексом, региональное развитие

JEL-классификация: P11, P17, O21, E52



Введение. Президент Российской Федерации В.В. Путин выступая на пленарном заседании клуба «Валдай» с программной речью, отметил, что «социально-экономические проблемы человечества обострились до степени, при которой в минувшие времена случались потрясения всемирного масштаба: мировые кровопролитные войны, мировые катаклизмы. Все говорят о том, что существующая модель капитализма – а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран – исчерпала себя, в ее рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий. Повсеместно, даже в самых богатых странах и регионах, неравномерное распределение материальных благ ведет к усугубляющемуся неравенству, прежде всего неравенству возможностей – и внутри обществ, и на международном уровне. А все эти проблемы, конечно, грозят нам существенными, глубокими общественными расколами». В этой ситуации В.В. Путин объявил, что, формируя свои подходы, Россия будет придерживаться «разумного консерватизма» [5]. Чем же конкретно вызван отказ от ранее провозглашенного и реализуемого в нашей стране строительства капитализма? Ведь реальная, а не теоретическая капиталистическая экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности, в ней никогда не было полной свободы предпринимательства и фактического равенства, даже декларируемого законом, что видно на примере неравных условий конкуренции. Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты – сословные привилегии; государственная собственность; ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков; таможенные барьеры; антимонопольные правила. Часть из них является наследием предыдущих эпох, часть – следствием развития самого капитализма [8]. Кроме того, в мире существует много вариантов капиталистических систем с большим и успешным опытом построения социального государства, с более учитываемыми их национальными особенностями [14] (Mityakov, Ladynin, 2022), методами построения социально-общественной формации. В то же время уже построенные после Второй мировой войны финансовые, экономические и политические институты дают серьезные сбои, не позволяют развивающимся странам выйти на доминирующие позиции в мире, приводят их к необходимости развивать альтернативные системы выживания в хаотическом многополярном мире.

Основные причины принятия этого решения. С 1990-х годов прошлого века после распада СССР в России проводится в жизнь новый экономический курс – отхода от командно-административной, плановой социалистической экономики к либеральной капиталистической рыночной экономике. Рассмотрим, каких результатов достигла Россия за этот период по ряду ключевых экономических показателей, влияющих, прежде всего, на уровень и качество жизни.

Динамика валового внутреннего продукта. Прежде всего, остановимся на динамике темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП) (рис. 1).

Рисунок 1. Темпы роста ВВП России с 1991 г. по 2021 г., в %

Источник: [2, 17].

Если не принимать во внимание трудный период перехода России на рыночную экономику в 1991–1998 годах, то можно отметить два года с резким падением и отрицательным значением ВВП в 2009 году на более чем 7% в связи с мировым финансовым кризисом и в 2015 году на 2% после известных событий, связанных с вхождением Крыма в состав России. Также наблюдались максимум роста (10% в 2000 году) и минимумы (0,7% в 2014 г. и 0,2% в 2016 г.). Вслед за падением ВВП в 2020 году на 3,0%, связанным с пандемией коронавируса, в 2021 году отмечен рост в 4,7% благодаря восстановлению экономической активности и увеличению российского экспорта с высокими ценами на ресурсы. В период с 1990 по 2018 год более высокие темпы прироста ВВП (по ППС в %), чем у России, равные 390%, были в КНР – 2162, Индии – 872, Сингапуре – 728. И здесь не следует отмечать только низкий первоначальный уровень. Некоторое утешение заключается в том, что за аналогичный период темпы роста ВВП составили: в США – 244, Бразилии 237, Еврозоне – 200, в том числе в Германии – 189 и Японии – 124 [13, 19] (Mingazov, 2022). Ранее прогнозировался экономический рост России в 2022–2024 годах на уровне 3% [1] (Akhapkin, 2021). Предполагалось осуществить это путем увеличения инфраструктурных инвестиций. Однако с началом специальной военной операции на Украине и новых жестких санкций, по первому официальному прогнозу ЦБ, ожидается падение ВВП в 2022 году на 8–10%, в 2023 году – на 0–3%, и только в 2024 году будет возможен рост на 2,5–3,5% [24].

Инфляция и низкие темпы роста как результаты либеральной бюджетной и денежно-кредитной политики ЦБ. Конечно, инфляция проявляется во всех странах мира, даже в развитых: в ФРГ инфляция в 2021 году превысила 5%, в США – более 6%. Не избежала этой участи и Россия, где инфляция составила в 2021 г. около 8,4%. Продовольственные товары подорожали на 10,62%, рост цен на непродовольственные товары составил 8,58%, услуги – 4,98% [18]. ЦБ РФ прогнозирует в 2022 году инфляцию в диапазоне 18–23% и ее снижение до 5–7% только в 2023 году [25]. И это притом, что в нашей стране уровень доходов населения заметно ниже, чем в развитых странах. При этом необходимо учитывать возможное ускорение инфляции, что принуждает ЦБ продолжать повышение ключевой ставки для сохранения макроэкономической стабильностии, ухудшает условия для последующего экономического роста. Следует отметить, что с самого начала перехода на рыночную экономику ЦБ борется с инфляцией с помощью ключевой ставки и все безуспешно. При этом неважно, укрепляется или падает рубль к доллару, но цены неизменно растут.

Основным направлением бюджетной и денежно-кредитной политики, реализуемой уже более 8 лет Правительством и главой ЦБ, является не политика экономического роста (прежде всего, ВВП), а жесткая денежно-кредитная политика с инфляционным таргетированием, контролем за денежной массой и денежным предложением для сохранения макроэкономической стабильности. Таким образом, ЦБ управлял инфляцией и ростом номинальной денежной массы, которые в конечном итоге и определили рост ВВП страны. Последний, по сути, зависит именно от этих двух показателей – инфляции (роста цен) и скорости роста денежной массы. Ускорение роста ВВП в 2021 году связано с восстановительными процессами после пандемии. Как только восстановление закончится, темпы роста экономики возвратятся на путь, предписанный Центробанком. Это видно из проекта очередного документа ЦБ «Основные направление единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023–2024 годов». Несмотря на критику главой ЦБ на XVIII Международном банковском форуме «Банки России – XXI век» в Сочи отдельных банков, осуждение порочной практики взимания высоких комиссий по платежам, низких ставок по кредитам с оформлением страховки, удорожающей кредит, ситуация в этой сфере не меняется.

Социальное государство. Как известно, по Конституции российское государство является социальным государством (гл. 1, статья 7), под которым понимается такая модель или политика, использующая перераспределение материальных благ для обеспечения достижения каждым гражданином достойного уровня жизни (достаточный уровень реальных доходов, широкий спектр социальных благ, включающих постоянную занятость, достойное жилье, квалифицированное медицинское обслуживание, высокий уровень образования, разнообразные услуги в сфере социального обслуживания различных категорий населения), социальной поддержки группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также при необходимости сглаживать социальные различия [6] (Ilyin, Morev, 2018). При этом государство не пытается взять все функции по обеспечению и развитию гражданина на себя, а создает условия для его постоянного саморазвития и самосовершенствования. Ниже рассмотрим выполнение обязательств социального государства по наиболее важным позициям.

Изменение доходов населения. Росстатом определены реально располагаемые денежные доходы населения России в 1991–2020 гг., в % к уровню 1991 г. Максимальный уровень денежных доходов был в 2013 году (чуть ниже 140% к уровню 1991 года) [10] (Lev, 2015), в последующие годы шло постоянное снижение доходов, и в 2020 году этот уровень составлял немногим более 120% к уровню 1991 года [24]. Данные по реальным доходам россиян, просчитанные к предыдущему году на рисунке 2, также подтверждают в основном этот факт за исключением 2021 года, когда реальные располагаемые доходы россиян, рассчитанные по новой методике, измененной в 2019 году, увеличились на 3,1%.

Рисунок 2. Реальные доходы россиян к предыдущему году, %

Источник: данные Росстата [3, 16] (Gordievich, Ruzanov, 2020).

В 2022 году не ожидается сильного увеличения доходов, и по итогам года ожидается рост в 1,7% [16]. На уровень реальных доходов населения, как известно, больше всего влияет динамика номинальной заработной платы, размер теневых доходов, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и рост цен. Ниже рассмотрено влияние изменений в экономике на реальные доходы и жизненный уровень населения. Изменение доходов населения не коррелировалось с изменением темпов роста ВВП. Еще в начале 2010-х годов рост доходов населения увеличивался. В 2013 году среднемесячный доход населения составил 25 928 рублей (810 $), средняя заработная плата – 29 792 рубля (940 $). Реальные доходы в 2010–2013 гг. выросли на 16%. Однако в связи с финансово-экономическим кризисом в 2014 году впервые реальные доходы населения снизились (на 0,7%). В 2015 году реальные доходы населения продолжили снижение на 3,2%, в 2016 году – на 6%, в 2017 году – на 2%. В 2019 году отмечен рост на 1,7%, а в 2020 году реальные доходы населения России снизились на 3,6% к 2019 г., в 2021 г. возросли на 3,1% [13] (Mingazov, 2022). Несмотря на восстановление экономики и рост ВВП во втором полугодии 2020 г., а также в целом за 2021 год, это незначительно отражается на личном благополучии людей, в особенности с низким уровнем оплаты труда.

Общефедеральный минимальный размер оплаты труда в России (МРОТ) привязан не к изменению цен, а к величине медианной (средней) заработной платы. С 1 января 2021 года он составляет 42% медианной заработной платы – это 12 792 рубля (до уплаты подоходного налога) и 11 129 рублей (после вычета налога в 13%). На такие деньги трудно выжить. Правда, по этому вопросу премьер-министр РФ М.В. Мишустин на заседании правительства сообщил, что зарплата 3 млн россиян вырастет в 2022 году после увеличения минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 13,6 тыс. рублей, а в проекте федерального бюджета на 2022–2024 годы предусмотрен поэтапный рост расходов на выполнение обязательств перед гражданами [15]. Закон о повышении МРОТ с 1 января 2022 года подписан, прожиточный минимум для трудоспособного населения теперь составит 13 793 рубля, для пенсионеров – 10 882 рубля, для детей – 12 274 рубля. От нового уровня прожиточного минимума будет зависеть размер пособий и социальных выплат.

Заметное влияние на жизненный уровень оказывает также рост цен в связи с инфляцией, определенный вклад в нее вносят мировые процессы через импорт дорожающей продукции. Но основной причиной, как отмечалось ранее, ее роста являются структурные несовершенства экономики, влияние пандемии и политика отечественного ЦБ.

Рост смертности и ухудшение демографической ситуации. В 2020 году также очень резко выросла смертность (скорее всего, из-за пандемии) – на 17,9%, до 2,124 млн человек [23] (Khamer, 2020). В первом квартале 2021-го умерло еще 583,7 тыс., что на 26,9% больше, чем годом ранее [4].

Большинство россиян умирают до достижения пенсионного возраста. Необходимо укрепить здравоохранение, в первую очередь первичное его звено. Эксперты правительства уверены, что пенсионную реформу никто отменять не будет, поскольку она ведет к экономии бюджета. Первые результаты Всероссийской переписи населения 2021 года будут уточняться в течение всего 2022 года. Скорее всего, из-за смертности всех групп населения и уменьшения рождаемости мы увидим не совсем благополучную демографическую ситуацию.

Усиление социального неравенства. Усиление социального неравенства обеспечил целый ряд последовательных действий:

1. В 2001 году была отменена прогрессивная ставка налогообложения НДФЛ, которая составляла 12%, 20% и 30% соответственно. Серьезных объяснений по причинам отмены прогрессивной шкалы дано не было. А возврат справедливой прогрессивной системы налогообложения неизменно отклоняется правящей партией «Единая Россия» [11] (Lev, Bolonin, Leshchenko, 2022).

2. В 2002 году была ликвидирована Единая тарифная сетка (ЕТС) по оплате труда, что способствовало расслоению населения России по уровню доходов.

3. В 2004 году, невзирая на массовые протесты населения, через «монетизацию» были отменены практически все серьезные льготы времен СССР.

Ухудшению положения людей с низкими доходами способствовали:

- рост в почти 18 раз объема платных услуг населению – в период с 2000 по 2019 год;

- стоимость коммунальных услуг (за этот же период в пересчете на 1 метр квадратный) возросла в 23 раза.

На ухудшение уровня, качества жизни и рост смертности заметно повлияли следующие факторы:

- в 2020 году на здравоохранение каждого россиянина было выделено (из государственного бюджета и из различных страховых фондов) более чем в тридцать раз меньше, чем выделено в США на здравоохранение каждого американца;

- результаты «оптимизации» российской системы здравоохранения: с 2000 по 2015 год количество больниц сократилось в 1,96 раз, количество поликлиник снизилось на 14%. На сегодняшний момент более 19 тысяч российских населенных пунктов не имеют на своих территориях даже фельдшерских пунктов [20].

По данным Международной консалтинговой компании Knight, в России на конец 2020 года проживали 103 человека с состоянием не менее миллиарда долларов. Россия занимает по этому показателю пятое место в мире. По сравнению с 2015 годом в России появилось 14 новых долларовых миллиардеров. Прирост составил 15,7% – против 20,2% у США, 113,6% – у материкового Китая и 12,7% – у Германии. Судя по данным рейтинга Bloomberg Billionaires Index, совокупное состояние главных богачей России выросло на 1,37 миллиарда долларов за январь 2021 года [21].

Подводя итоги по основным показателям, прежде всего по ВВП (ППС), а также отдельным показателям, характеризующим изменение уровня жизни в РФ за почти 30-летний период построения капитализма в России, следует отметить низкие темпы их роста, в особенности в последнее десятилетие, по сравнению с другими быстро развивающимися странами, несмотря на некоторые успехи в восстановлении военно-оборонного потенциала и ряде отдельных областей. Курс доллара с 1999 года по 2022 год возрастал с 20 до 78 руб., что является следствием политики, сделавшей «деревянный» рубль, по словам либералов, конвертируемым, но постоянно слабым, как вся российская экономика. При этом временами его курс может стабилизироваться и даже немного укрепляться, но главным трендом остается ослабление национальной валюты. Из-за высоких налогов, чрезмерного административного давления, дефицита квалифицированных кадров в отдельных регионах и санкций прямые иностранные инвестиции в страну в 2020 году снизились в 4 раза, и в 2021 году ситуация не улучшилась. В России наблюдается, с одной стороны, низкий экономический рост, сопровождаемый снижением уровня доходов населения, а с другой – увеличение неравенства в распределении доходов, что создает угрозу экономической безопасности.

Налицо отсутствие основ традиционной рыночной экономики с соответствующей покупательной способностью населения, попытками ее улучшения и кардинального реформирования всех основных элементов системы. При этом ослабляются позиции государственников, что поддерживается определенными кругами на Западе, так как им нужна Россия как сырьевой придаток, а не конкурент на промышленных и финансовых рынках. К сожалению, стоит отметить и то, что у российских граждан и организаций проявляется все более растущее обоснованное неодобрение:

- проводимой социально-экономической политики, не обеспечивающей темпов экономического роста для решения хронических проблем страны и теряющей позиции в мировой экономике;

- используемой экономической модели с низкой эффективностью хозяйственной деятельности, включая необходимость роста производительности труда, повышение конкурентоспособности продукции с добавленной стоимостью, а не сырья, топлива и металлов, со снижением доверия между различными звеньями экономической системы;

- деятельности ЦБ, обеспечивающего относительную макроэкономическую стабильность без выхода в отдельные периоды даже на средние мировые темпы экономического роста и не проводящего необходимых мер в банковской системе по контролю над инфляцией. Макроэкономическая стабильность не может быть стратегической и даже тактической целью длительное время. Реализация такого целевого критерия неизбежно приведет к поражению в конкурентной борьбе;

- отечественной банковской системы, работающей в значительной мере не на собственный рынок и национальные компании реального сектора, а на спекуляции и зарубежную экономику;

- собственной национальной валюты как источника ценности за вложенный труд под влиянием постоянно растущей инфляции, от чего растут цены. Резкое изменение курса рубля также не способствует росту экономики и стабильности;

- судебной системы, непрозрачной, не гарантирующей права собственников и инвесторов, а также граждан от посягательства криминалитета, коррупции и самоуправства чиновников. Принцип «равенства всех граждан перед Законом» не соблюдается. Борьба с коррупцией остается лишь на словах [15]. Конфискация имущества у лиц, виновных в коррупционных преступлениях, истоки которых кроются в товарно-денежных отношениях и социальном устройстве власти, применяется крайне редко и выборочно;

- социальной системы с провалом пенсионной реформы, низким уровнем и качеством жизни в результате растущей инфляции, демографической деградацией населения.

Все это оказывает влияние на выполнение ряда конституционных прав российских граждан.

Что делать при переходе от капитализма на «разумный консерватизм»? Отказ от капитализма в РФ, приводящего к серьезным проблемам в экономике, отвергаемого все более увеличивающейся частью населения из-за ущемления его конституционных прав, не позволяющего решить основные проблемы современного развития России с учетом возрастающих геополитических угроз, глобальных вызовов, нескончаемых санкций [7] (Kazantsev, 2022), необходимость перехода к новому технологическому и мирохозяйственному укладу, повышению эффективности производства и уровня жизни, с диалектической точки зрения, естественный процесс – старое должно уйти и дать простор новому. Однако все это осуществляется в условиях ожесточенного противостояния различных точек зрения не только на выборы направлений развития, но и какими способами, ресурсами будет осуществляться социально-экономическое развитие страны, методами контроля за деятельностью реализующих социально-экономические программы и планы развития и ответственностью за их выполнение.

Поэтому Президентом РФ В.В. Путиным сознательно не даны четкие понятия и определения, какой «разумный консерватизм» предлагается строить, права на это делегируются новой элите и всему активному сообществу, формирующему и реализующему экономико-социальную политику страны с тем, чтобы на основе подготовленных предложений сформулировать возможные действия с последующими проработками по повышению эффективности рыночной модели экономики с учетом рисков и последствий от принимаемых решений. Для повышения эффективности работы горизонтальной и особенно вертикальной ветвей власти и в целом по стране необходимо повышение ответственности, так как без этого не будет обеспечено решение поставленных задач. Следовательно, необходимо усиление контролирующих функций реформируемыми органами с использованием современных цифровых и информационно-коммуникационных технологий.

Предлагаемая президентом – это не старая или ныне действующие общественно-экономические формации, такие как феодализм, капитализм, социализм, а только «идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам, где за главную цель принимается сохранение традиций общества, его институтов и морали» [9].

Успех нового курса будет зависеть, прежде всего, от использования новой экономической модели и изменений в ней отношений к собственности, социуму, ухода от ограничений западной валютно-финансовой системы, проведения новой денежно-кредитной политики, а также нацеленности на достижения в научно-технологической сфере и их коммерциализацию.

Необходимость перехода на новую экономическую модель в России. Президент России на Давосском форуме 2021 г., проводившемся в дистанционном формате, справедливо отметил недостатки либеральной экономической политики, не позволяющей обеспечить необходимые темпы экономического роста, а теперь в связи с пандемией также и сохранение жизненного уровня большинства населения нашей страны. Им было указано на целесообразность перехода на новую экономическую модель, в которой экономические и административные инструменты стимулируют рост и развитие, но, к сожалению, практически мало что сделано для этого. Можно только отметить успехи в оборонной сфере и проведение более интенсивной инвестиционной политики в области фармацевтики и транспортных коммуникаций. Но этого мало. Нужно заметно увеличить долю инвестиций в основной капитал, сделать это выгодным для инвесторов и акционеров предприятий, использовать более доступный кредит с низким его процентом, освободить от налогов часть прибыли, направляемой на развитие. Также нужно очень много сделать в социальной политике, где в последние годы были допущены ряд ошибок (пенсионная реформа, значительный рост цен, неправильная политика в области здравоохранения и реальный уход от бесплатной медицинской помощи, рост смертности и ухудшение демографической обстановки, увеличивающийся разрыв между богатством и нищетой, резкое снижение уровня и качества жизни). Но уйти от сложившейся неинновационной модели роста непросто. И к реальному формированию новой экономической модели, без которой невозможно решение этих проблем, так и не приступили. Ситуацию осложнили необходимость проведения специальной военной операции на Украине и работа отраслей экономики в мобилизационном режиме. Необходимо обратить особое внимание на рост ВВП, повышение реальных доходов граждан, устранение дисбаланса и социального неравенства, а также снижение безработицы, в особенности в отдельных регионах страны. Важно поставить под более жесткий контроль критически важные для страны отрасли, предприятия в топливно-энергетическом комплексе, инфраструктуре, обслуживающей население и банки, ограничить льготные условия для вывода капитала за рубеж рядом компаний и банков. В связи с начавшимся распадом мировой финансовой системы на валютные зоны, разрывом и переформатированием части сложившихся в мире устойчивых торгово-экономических связей и производственно-технологических цепочек необходимо укрепить финансовую систему и нацелить ее на работу в реальном секторе. В противном случае неизбежными становятся жесточайший контроль высокорентабельных предприятий, изъятие сверхдоходов и даже национализация ряда предприятий, полученных их собственниками практически бесплатно в ходе залоговых аукционов и приватизации. Механизм частичного изъятия сверхдоходов и постановка под жесткий контроль этих предприятий должны осуществляться гласно, последовательно, в несколько этапов, чтобы не нарушить финансирование национальных программ и мероприятий социальной политики.

Новая экономическая модель не может быть успешно реализована без трансформации отечественной финансовой системы и без понимания сложившихся трендов и возможных грядущих изменений в мировых финансах, и прежде всего в финансах США и ЕС. Американская финансовая [12] (Leshchenko, Khazaliya, 2021) и в меньшей степени европейская пирамиды, созданные для ограбления периферийных стран на системной и регулярной основе, в последнее время испытывают значительные бюджетные трудности, проблемы с инфляцией и не могут найти источники и инструменты решения этих проблем внутри своих стран. По-прежнему предыдущие долги покрываются за счет наращивания общей суммы долга путем эмиссии. Ничем не обеспеченные эмиссионные доллары и евро уходят в периферийные страны, а взамен США и ключевые страны ЕС получают из них реальные экономические блага. Применяемые инструменты борьбы с инфляцией (ставка рефинансирования, ссудный процент и другие) в конечном итоге замкнут порочный круг и приведут к очередному глобальному кризису. Наиболее дальновидные иностранные специалисты, предвидя предстоящую серьезную финансовую трансформацию, крах бумажных денег, усиление потенциала валют других ранее периферийных стран, а также золота, для сохранения своего могущества переходят в цифровую форму и криптовалюты, объективно считая, что уменьшенная валютная зона доллара не сможет сохранить его прежние позиции в мире.

Учитывая эти обстоятельства, а также заморозку значительной части ЗВР страны, усиление внешних ограничений по работе отдельных банков, переход на продажу части сырьевых ресурсов за рубли, финансовые изменения в стране должны быть ускорены. ЦБ РФ начато движение в направлении, более отвечающем современным условиям (ограничения на валютных рынках, запрет на выплаты дивидендов офшорным компаниям и процентов по валютным кредитам, обязательная продажа 80% валютной выручки экспортерами, снижение ключевой ставки с 17% до 14%), что позволило частично компенсировать потери ЗВР и обеспечить профицит платежного баланса. Валюта необходима под реальные потребности страны и продолжение военной операции на Украине. Отечественный рубль в этих условиях должен обладать устойчивостью и стабильностью, необходима его отвязка от доллара США и рекомендаций МВФ. Важна его обеспеченность ЗВР, находящимися на территории России, товарной массой, представляющей первоочередную рыночную ценность, он должен сохранять и улучшать паритет покупательной способности. В связи с тем, что экспортная цена на нашу сырьевую экспортную продукцию в значительной степени формируется по котировкам зарубежных бирж, важно создание ряда национальных бирж по специализированным товарам или значительное усиление работы действующих бирж, следует рассмотреть возможное увеличение представительства россиян на зарубежных биржах. В условиях ограничения объемов инвестиций из-за рубежа, работы российской экономики в мобилизационном режиме необходима не только двухсекторная планово-рыночная экономика, но и соответствующая ей двухконтурная валютно-финансовая система, проработки по которой важно ускорить.

Роль государства в новой экономической модели должна увеличиться, что основано на необходимости активного его участия в установлении порядка на рынке, реализации усовершенствованного механизма регулирования, а также повышении эффективности государственной собственности. При этом неизбежно совершенствование элементов во всех основных формах государственного регулирования: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и административной. При новых санкциях и угрозах для нашей страны возможно вынужденное ослабление связей с мировой экономикой и глобальными финансами, и новая экономическая модель должна учитывать необходимость работы в этих условиях, причем даже относительно длительное время в мобилизационном режиме, в особенности в период военных действий на Украине. Создавая механизмы новой промышленной политики, необходимо уточнение конфигурации госпредприятий с обеспечением рыночных и квазирыночных механизмов, организация координации, в том числе научной и промышленной политики, коммуникация с бизнесом, прозрачность и подотчетность, сокращение контрольно-надзорного давления.

Возможные изменения по отношению к собственности. Какие черты «разумного консерватизма» проявятся в будущем, можно проследить по ключевым моментам в любой экономической системе и, прежде всего, по отношению к собственности и свободе предпринимательства. Поддерживая курс государственников, руководство страны может поставить гораздо более сложные задачи, чем было ранее, усилить ответственность в решении ключевых проблем развития страны и при необходимости ввести ряд дополнительных требований для большого бизнеса и федеральных банков по вопросам научно-технологического развития, создания новых рабочих мест, более требовательного отношения к безопасности производств и персонала, экологии, а также по изменению ситуации в социальной сфере, прежде всего связанные с доходами и повышением жизненного уровня работников на предприятиях и в организациях. Эти проблемы назрели давно и являются предметом острых обсуждений в обществе, Государственной Думе, Совете Федерации и Правительстве. При этом в крайних случаях при невыполнении этих жизненно важных для страны требований могут быть рассмотрены предложения по перераспределению собственности, в первую очередь полученной по залоговым аукционам, а возможно, национализации, которая практически уже началась только по приватизированным средним и мелким предприятиям. Учитывая, что многие государственные компании с их ресурсами лишь частично принадлежат государству и значительная доля собственности принадлежит частным и зарубежным структурам, необходимо на законодательном уровне рассмотреть вопросы государственно-частного партнерства и при необходимости внести положения, закрепляющие и защищающие государственную собственность. При этом государственно-частное партнерство как организационно-правовая форма наряду с существующими может рассматриваться в числе основных в предстоящий период. Для решения этой задачи возможен также более мягкий вариант «национализации» ряда предприятий, чтобы избежать полного вывода финансовых ресурсов из страны, сохранения возможности собственникам частных предприятий, оставшимся в России, участвовать в экономической деятельности. В первую очередь к ним могут относиться компании, получившие доступ к крупнейшим ресурсам страны в результате залоговых аукционов и чековой приватизации, не выполняющие требований научно-технологического развития, национальной безопасности и охраны труда работников, экологии и климатологической повестки, а также условий социального государства. Для этого их собственность может быть передана в рамки государственно-частного партнерства с контрольным пакетом государства. Как известно, НК «Юкос» за ряд нарушений в свое время была переведена под управление НК «Роснефть», стали государственными «Башнефть» и «Башкирская содовая компания». Это будет неполная национализация таких и подобных им компаний, а перевод в переходный период с сохранением части собственности в состав компаний со статусом ГЧП, где частный сектор будет находиться под контролем не только федеральных налоговых органов, но государственного ядра ГЧП. Важным предварительным условием мягкой национализации является также возвращение находящихся в офшорах активов этих компаний и передача контрольного пакета государству. Проблему пересмотра собственности нужно увязывать с необходимостью повышения эффективности и решения других первоочередных задач, очень осторожно, в разовых единичных случаях без привязки к массовому пересмотру результатов приватизации, без ажиотажа и возможности рисков нежелательных событий по результатам технических и финансовых аудитов, экспертных расчетов и заключений Аналитических центров Правительства и Счетной Палаты.

Частичное изъятие доходов у экспортеров, борьба с выводом капитала из страны. Низкие темпы экономического роста и социальное неблагополучие в нашей стране сопровождаются ростом международных резервов, достигнувшим уровня 620 млрд долл., и чистым оттоком капитала за 10 лет с учетом банков – 603,9 млрд долл, без учета банков – 394,6 млрд долл. [22]. В настоящее время в связи с ростом инфляции и цен эксперты и правительство пришли к мысли о частичном изъятии сверхдоходов у экспортеров и переадресации доходов на помощь населению, а также развитие экономики России. Для этого необходим определенный механизм изъятия сверхприбылей и перевод предприятий на родину из иностранной юрисдикции, в которой находится большинство этих предприятий. Непосредственно с вопросами собственности и в тесной увязке с ними начато и будет продолжено рассмотрение вопросов вывода капитала из-за рубежа, что приводит к потере Россией значительной части финансовых средств, полученных от эксплуатации отечественных сырьевых, топливно-энергетических и трудовых ресурсов. Предложение президента возвращать деньги в страну из офшоров на весьма выгодных условиях по амнистии не сработало. Руководство правительства еще раз дало понять офшорным олигархам, что нужно делиться с государством своими доходами. В 2018 году на встрече с РСПП было предложено создать механизм, позволяющий изымать у сырьевых экспортеров часть доходов, получаемых ими за счет ослабления рубля и роста цен на их продукцию. Механизм не был выработан, а найти эффективный способ наращивания инвестиций (не в ущерб бизнесу) так и не удалось. Но тема не закрылась и продолжилась в этом году. Уже принято решение с 2022 года повысить налог на добычу полезных ископаемых практически в три раза. По словам первого вице-премьера А. Белоусова, это позволит повысить бюджет на 100 млрд руб. Министерство финансов разработало соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Правительством предложена и начала реализовываться в 2021 году новая офшорная политика для борьбы с выводом капитала из РФ с пересмотром договоров с рядом офшорных стран (Кипр, Люксембург, Мальта, Лихтенштейн, Нидерланды) и решением вопросов о двойном налогообложениии, принятии новых ставок на вывод дивидендов. Один из богатейших людей России В.О. Потанин первым понял необходимость в современных условиях вывода бизнеса из офшора и перевел с Кипра на о. Русский свою компанию «Интеррос Капитал», через которую он владеет 31,5% «Норникеля». Вскоре за ним последуют другие, чтобы стать национально ориентированными предпринимателями, но для этого необходимы более четкие гарантии защиты интересов бизнеса.

Совершенствование организации, управления и финансирования научно-технологического развития. Учитывая основные тренды в глобальном производстве, включая перераспределение экономического потенциала между макрорегионами, рост Четвертой промышленной революции, появление подрывных технологий и ускорение технологического обновления, усиление глобальных вызовов устойчивого развития, рост геополитической напряженности, необходима трансформация промышленной политики в России. Для перехода экономики нашей страны на новый шестой технологический уклад необходим переход к проактивному подходу к научно-технологическому развитию, поиск новых источников роста на основе трансформации роли государства в промышленной политике. Пересмотр целей промышленной политики связан с ростом общественных и экологических вызовов, торговых войн, технологических изменений и устойчивого развития в условиях фрагментации глобальной торговой системы и повышения роли глубоких региональных интеграционных блоков. Обеспечению экономической безопасности будет способствовать выход за пределы производственных отраслей в результате трансформации производственных цепочек, кастомизации, цифровизации, учет в промышленной политике горизонтальных и вертикальных связей производств с другими секторами в экономике, размывание границ между промышленной, конкурентной, торговой политикой и интеграция их в структурную политику.

Заключение

Как известно, социальные гарантии обеспечиваются путем государственного регулирования экономики (прежде всего, за счет крупного бизнеса) и успешной работы налоговых органов. Поэтому успех в социальной политике может быть обеспечен главным образом сильной экономикой и трансформацией подходов социального перераспределения: использованием более соответствующих российским традициям и применимым к нашим условиям новым мировым трендам в этой области. Социально ориентированное государство – это не прихоть, а необходимость, о чем у нас прописано в Стратегии социально-экономического развития. При этом отсутствуют программы субсидирования расходов малообеспеченных граждан, нет социального страхования отдельных профессиональных групп граждан. Также в России нет сильных профсоюзов и оппозиции в парламенте, способных контролировать выполнение мер социальной защиты. По социальной сфере необходимо развитие с государственной поддержкой, прежде всего, базовых ее составляющих: здравоохранения, образования, культуры, системы социального обеспечения и социальной защиты семей, жилищно-коммунального хозяйства. Очень важно снизить число бедных и их долю в численности населения не только за счет перераспределения и введения прогрессивной шкалы подоходного налога, а главным образом за счет экономического роста и развития. Все должно быть направлено на повышение уровня и качества жизни, устранение демографических перекосов. Необходимо учитывать, что российское государство не может выполнять только функции социального государства, необходима и реализация многих других функций, в том числе повышение эффективности, конкурентоспособности и защиты государства в условиях угроз и вызовов, требующие значительных средств.


Источники:

1. Ахапкин Н.Ю. Промышленное производство в условиях пандемии коронавируса: динамика и структура // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 6. – c. 67-80. – doi: 10.52180/2073-6487_2021_6_67_80.
2. ВВП России. Irsepi.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://irsepi.ru/glossary/kapitalizm (дата обращения: 24.04.2022).
3. Гордиевич Т.И., Рузанов П.В. Уровень жизни и динамика доходов населения // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2020. – № 1. – c. 127-135. – doi: 10.25206/2542-0488-2020-5-1-127-135.
4. Естественная убыль населения РФ за I квартал выросла в 2 раза в годовом сравнении. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/764229 (дата обращения: 24.04.2022).
5. Заседание дискуссионного клуба «Валдай». Администрация Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president /transcripts/comminitymeetings/66975 (дата обращения: 24.04.2022).
6. Ильин В.А., Морев М.В. «Российская Федерация - социальное государство»? Оценка 25-летних итогов реализации статьи 7 Конституции РФ // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2018. – № 6. – c. 9-25. – doi: 10.15838/esc.2018.6.60.1.
7. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
8. Капитализм. Институт развития социально-экономических проектов и инициатив. [Электронный ресурс]. URL: http://irsepi.ru/glossary/kapitalizm (дата обращения: 24.04.2022).
9. Консерватизм – как идеология, модель поведения или словесный глянец. Berg-man.livejournal.com/. [Электронный ресурс]. URL: https://berg-man.livejournal.com/1636388.html (дата обращения: 24.04.2022).
10. Лев М.Ю. Особенности реализации государственной ценовой политики: социально-экономический аспект // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 5. – c. 139-149.
11. Лев М.Ю., Болонин А.И., Лещенко Ю.Г. Налоговое администрирование как механизм укрепления экономической безопасности налоговой системы государства // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 525-546. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114626.
12. Лещенко Ю.Г., Хазалия И.Д. Валютная стоимость американского доллара как ключевой фактор обеспечения национальной безопасности США // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 291-308. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.111881.
13. Мингазов С. МВФ ухудшил прогноз восстановления мировой экономики на ближайшие годы. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/finansy/463091-mvf-uhudsil-prognoz-vosstanovlenia-mirovoj-ekonomiki-na-blizajsie-gody (дата обращения: 24.04.2022).
14. Митяков Е.С., Ладынин А.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 473-490. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114409.
15. Мишустин анонсировал увеличение минимального размера оплаты труда. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/politics/mishustin-anonsiroval-uvelichenie-minimalnogo-razmera-oplaty-truda.html (дата обращения: 24.04.2022).
16. Реальные доходы россиян выросли максимально за 8 лет. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/09/02/2022/6203d6ea9a794707737026bc (дата обращения: 24.04.2022).
17. Российская экономика рекордно выросла в 2021 году. Journal.open-broker.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://journal.open-broker.ru/research/ekonomika-rf-rekordno-vyrosla-v-2021-godu (дата обращения: 01.05.2022).
18. Росстат подтвердил оценку инфляции в РФ за 2021 год на уровне 8,4%. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/815069 (дата обращения: 01.05.2022).
19. Росстат уменьшил оценку падения ВВП РФ в 2020 году до 3,0%. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/759094 (дата обращения: 24.04.2022).
20. Совещание по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения. Администрация Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61340 (дата обращения: 24.04.2022).
21. Состояние самых богатых россиян выросло на 38 миллиардов долларов. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/12/01/sostoianie-samyh-bogatyh-rossiian-vyroslo-na-38-milliardov-dollarov.html?utm_source= yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 24.04.2022).
22. Стогней А. Сбежавшие миллиарды. Сколько денег Россия потеряла за последние 10 лет. Thebell. [Электронный ресурс]. URL: https://thebell.io/sbezhavshie-milliardy-skolko-deneg-rossiya-poteryala-za-poslednie-10-let (дата обращения: 24.04.2022).
23. Хамер Г.В. Уровень смертности в России: состояние и меры по ее снижению // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 3-2(42). – c. 91-99. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-10268.
24. ЦБ дал первый официальный прогноз по глубине рецессии. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/04/2022/ 626bc2939a7947ebdf90a9f1 (дата обращения: 01.05.2022).
25. ЦБ РФ в 2022 году прогнозирует инфляцию в диапазоне 18-23%. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/838687 (дата обращения: 01.05.2022).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:04