Налоговые механизмы стимулирования финансового рынка

Грибкова Н.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время перед Россией стоит задача таким образом изменить механизмы своей экономики, чтобы они стимулировали и обеспечивали в финансовом отношении необходимую инвестиционную активность в реальном секторе производства товаров и услуг. При этом налоговому регулированию, наряду с другими экономическими рычагами, принадлежит важная роль в достижении требуемого уровня инвестиционной активности.

Ключевые слова: экономика России, налоговая политика, финансовый рынок России, инвестиционная активность, реальный сектор экономики



В настоящее время перед Россией стоит задача таким образом изменить механизмы своей экономики, чтобы они стимулировали и обеспечивали в финансовом отношении необходимую инвестиционную активность в реальном секторе производства товаров и услуг. При этом налоговому регулированию, наряду с другими экономическими рычагами, принадлежит важная роль в достижении требуемого уровня инвестиционной активности.

Не будет преувеличением сказать, что рост инвестиций является, пожалуй, главной задачей современной российской экономики. За годы реформ уровень инвестиций в реальный сектор экономики колебался в пределах 20% от вложений 1990 года [1]. С целью определения путей воздействия на инвестиции выделим возможные источники финансирования капиталовложений:

‑ собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвесторов (чистая прибыль, амортизационные отчисления, фонды организаций, страховые возмещения и др.);

‑ сбережения граждан;

‑ заемные финансовые средства (банковские кредиты, облигационные займы и др.);

‑ привлеченные финансовые средства инвесторов (средства, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы физических и юридических лиц в уставный капитал, средства пенсионных фондов);

‑ денежные средства, централизованные добровольными объединениями предприятий и финансово-промышленными группами;

‑ бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и возмездной основах;

‑ средства иностранных инвесторов (иностранных государств, юридических лиц и граждан).

Совершенствование инвестиционной направленности налогов как механизма экономического стимулирования заключается в выработке решений по реформированию налоговой системы для отдельных видов деятельности, являющихся неотъемлемой частью инвестиционного процесса, способствующих развитию благоприятного инвестиционного климата или участвующих в формировании инвестиционных ресурсов в российской экономике. К таким видам инвестиционной деятельности относятся операции на финансовом рынке, такие как: а) лизинговая деятельность; б) деятельность негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов; в) доверительное управление имуществом; г) рынок ценных бумаг.

Лизинговая деятельность. В условиях необходимости диверсификации банковских рисков при кредитовании капитальных вложений в производство и большей сегментации финансового рынка особая роль в стимулировании инвестиционного процесса принадлежит лизингу.

Лизинговая деятельность ‑ это способ инвестирования с помощью различных форм аренды. Достаточно сказать, что в США на лизинг приходится около трети инвестиций в оборудование [2]. В форме лизинга предприятие фактически получает ссуду на полную стоимость приобретаемого оборудования. Погашение же может происходить в гибких формах с учетом особенностей производства. Оно может осуществляться:

‑ в денежной или товарной (компенсационной) формах,

‑ по фиксированной или плавающей процентной ставке,

‑ в короткие или более продолжительные сроки.

В свою очередь, для банков, финансирующих лизинговую сделку, риск неуплаты текущих лизинговых платежей снижается, причем в значительной степени, поскольку предоставленное в лизинг оборудование не является собственностью арендатора и при нарушении договорных условий может быть передано банку в качестве компенсации.

Лизинг интересен также как способ привлечения иностранного капитала в страну, что способствует развитию производственной базы страны-реципиента, повышает занятость населения и т.д. В этом случае ключевым вопросом становится проблема содействия импорту капитала в форме лизинга: налогообложение, таможенная политика, учет и отчетность, обязательное страхование.

Согласно действующему налоговому законодательству РФ, факт совершения лизинговой операции создает налоговые обязательства по следующим основным налогам: а) НДС; б) налогу на имущество организаций; в) налогу на прибыль организаций. Эти налоги лизингодатель перекладывает на лизингополучателя, в связи с чем увеличивается процент комиссионного вознаграждения лизингодателю.

НДС на стоимость приобретаемого имущества начисляется дважды: первый раз – при покупке имущества, второй раз – в составе лизинговых платежей. При этом по лизинговым операциям, в отличие от кредитного договора, НДС начисляется при лизинговых платежах. Сумма, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется как разница между суммами НДС, уплаченными продавцу при приобретении лизингового имущества и предъявленными лизингополучателю («покупателю») при выплате им лизинговых платежей.

Учитывая имущество у себя на балансе, лизингодатель получает возможность при принятии объекта на учет предъявить НДС, уплаченный при приобретении объекта, к возмещению в полном объеме. Налог на имущество уплачивает тот субъект, на балансе которого оно находится. Ставка налога устанавливается в пределах 2,2% от остаточной стоимости основных средств. В свою очередь, сумма налога на имущество является затратами, уменьшающими налогооблагаемые доходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Действующий механизм налога на прибыль, по мнению автора, в отношении лизинга является стимулирующе направленным. Стимулирование капиталовложений в обновление основных производственных фондов действует следующим образом: применяя ускоренную амортизацию с коэффициентом не более 3, лизингодатель за счет быстрого списания затрат на приобретение имущества имеет возможность понизить лизингополучателю размер лизинговых платежей.

Списание амортизации имущества производится либо лизингодателем, либо лизингополучателем в зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество. В соответствии с российским законодательством, помимо общеустановленной амортизации ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех. При этом списание амортизации имущества не зависит от величины его возмещаемой стоимости в составе лизинговых платежей. В этом состоит налоговый эффект лизинга – налогооблагаемую прибыль можно уменьшить раньше, чем поступит амортизационная составляющая лизингового платежа.

Лизинговая компания, являясь профессиональным инвестором, вкладывает средства в целый ряд лизинговых проектов, реализуемых российскими предприятиями-производителями. Для осуществления инвестиционных проектов лизинговые компании, как правило, используют заемные средства. Поэтому в настоящее время лизинговым компаниям разрешено относить проценты по инвестиционным кредитам на себестоимость по специальным правилам в части установления повышенного соотношения (до 12,5 вместо 3-х кратного норматива, установленного для обычных заемщиков) контролируемой задолженности при расчете недостаточной капитализации, что является объективной необходимостью ведения лизинговой деятельности.

Учитывая специфику лизинговых сделок, следует отметить, что лизинговые компании нуждаются в долгосрочном финансировании на относительно стабильных условиях. В большинстве случаев предоставить такие кредитные ресурсы могут именно акционеры. Ограничение возможности акционеров кредитовать лизинговую компанию может привести к тому, что лизингодатели будут вынуждены погашать проценты по заемным средствам за счет чистой прибыли. Это автоматически приведет к увеличению стоимости лизинговых услуг и сделает их недоступными для российских товаропроизводителей.

Портфельные инвестиции. В условиях преобладания частной собственности и недостатка государственных финансовых ресурсов важно привлечение частных капиталов, являющихся альтернативой государственному финансированию. Институтом привлечения частных инвестиций организаций и граждан является финансовый рынок.

Механизм распределения финансовых ресурсов посредством финансового рынка обладает рядом преимуществ по сравнению с прямым кредитованием. Он, в частности, позволяет перераспределять финансовые ресурсы в пользу наиболее эффективных и прибыльных отраслей, предприятий и регионов. Устойчивый и развитый финансовый рынок дает возможность быстро мобилизовать необходимые ресурсы для осуществления инвестиций. Механизм налогового стимулирования портфельных инвестиций напрямую зависит от уровня налоговой нагрузки на реальный сектор экономики.

Для успешного развития финансового рынка уровень налогообложения прибыли, полученной от вложения в собственное производство, должен быть не ниже совокупного уровня налоговых изъятий при инвестировании в другие предприятия, составной частью которого является порядок налогообложения дивидендов. В налоговых системах развитых государств существуют два основных способа налогообложения прибыли акционерных обществ:

1. Однократное налогообложение распределяемой прибыли, при котором дивиденды облагаются один раз: либо в составе прибыли предприятия налогом на прибыль (доход), либо в составе доходов акционеров или у источника выплаты.

2. Двойное налогообложение дивидендов, когда суммы выплат по акциям облагаются как до распределения в составе дохода (прибыли) акционерного общества, так и в составе доходов акционера.

При рассмотрении этих способов можно констатировать, что усиление инвестиционной направленности налогообложения прибыли с неизбежностью вступает в противоречие с принципом справедливости налоговой системы. Очевидно, что единственно возможным представляется вариант, который создает предпочтительный налоговый режим для накопляемой прибыли предприятия.

Распределение части прибыли в виде дивидендов означает исключение финансовых средств из прямого инвестирования и их потребление акционерами. Поэтому с точки зрения построения инвестиционно-направленной налоговой системы применение механизма двойного налогообложения в отношении распределяемой прибыли является экономически оправданным. С другой стороны, двойное налогообложение дивидендов сдерживает развитие портфельных инвестиций, поскольку вложения в акции в этом случае становятся менее выгодными, чем получение дохода из других источников, например, в виде процентов по банковским вкладам.

[1] (1990 г. = 100%): 1991 г. – 85%; 1992 г. – 47%; 1993 г. – 37%; 1994 г. – 27%; 1995 г. – 25%; 1996 г. – 20%; 1997 г. – 19%; 1998 г. – 17%; 1999 г. – 18%; 2000 г. – 20%; 2001 г. – 23%; 2002 г. – 22,7%; 2003 г. – 22,9%.

Источник: Российский статистический ежегодник. – М.: Госкомстат, 2003. - С.664..

[2] Толкушкин А.В., Русанов И.Р., Суворов Д.В. Налоги в России и зарубежных странах. – М.: Финстатинформ, 1994. – С. 38.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 16:40:13