Построение системы управления гетерогенными структурами.
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (66), Июнь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Тенденции развития мировой и отечественной экономики диктуют необходимость использования новых форм построения и организации бизнеса. Особо значима данная проблема для транснациональных корпораций, холдингов и других подобных им объединений, имеющих в своем составе разнообразные по «свойствам» бизнесы, подразделения или направления и определяемые как гетерогенная (разнородная) структура данных союзов. В связи с этим, на первое место выходит решение вопроса о принципах и подходах управления подобными структурами, а также способах (технике) их построения для обеспечения поставленной цели (миссии).
Ключевые слова: корпорации, система управления, холдинги, гетерогенная структура
Тенденции развития мировой и отечественной экономики диктуют необходимость использования новых форм построения и организации бизнеса. Особо значима данная проблема для транснациональных корпораций, холдингов и других подобных им объединений, имеющих в своем составе разнообразные по «свойствам» бизнесы, подразделения или направления и определяемые как гетерогенная (разнородная) структура данных союзов. В связи с этим, на первое место выходит решение вопроса о принципах и подходах управления подобными структурами, а также способах (технике) их построения для обеспечения поставленной цели (миссии).
Какие из известных объединений можно отнести к объектам, обладающим свойством гетерогенности с точки зрения управления, и в чем проявляется или может проявляться гетерогенность? На наш взгляд, к числу структур, обладающих подобной неоднородностью, можно отнести следующие объединения.
‑ картели;
‑ консорциумы;
‑ сетевые организации.
‑ альянсы;
‑ группы (различных видов: промышленные, финансовые и т.д.);
‑ финансово-промышленные группы;
‑ тресты.
Можно выделить три основных контура (Рис. 1).
1. Правовой контур – это структура связи на основе прав собственности и/или заключенных соглашений.
2. Ресурсный контур (чаще всего финансовый) – это структура связей на основе перетока/перераспределения ресурсов: материальных, финансовых и информационных потоков.
3. Управленческий контур ‑ структура функциональных связей в части управленческой деятельности.Рис. 1. Контуры связи в гетерогенной системе
Цементирующим элементом всегда выступает некая общая цель (миссия) объединения. В некоторых случаях может добавляться еще и четвертый контур ‑ идеологический (структура связей на основе эмоциональной составляющей). Таким образом, исходя из данной модели, для обеспечения устойчивого функционирования объединения можно выделить следующие организационные задачи:
1. Установление цели объединения.
2. Формирование (привлечение) необходимых структурных элементов (и управление необходимым разнообразием элементов).
3. Обеспечение необходимых связей между элементами.
4. Поддержание целостности связей на протяжении всего периода достижения целей.
5. Управление связями как потоками в системе (обеспечение необходимых характеристик потоков).
Одним из способов обеспечения единства разнородных контуров управления является повышение действенности «идеологического» контура (т.е. проецирование миссии на элементы объединения для создания требуемой «картины мира»), что может быть достигнуто за счет введения единого центра (управленческого или идеологического).
Еще одним из наиболее важных и, самое главное, востребованных на практике вопросов является управление развитием бизнеса (компании). Этот вопрос актуален для организаций любых форм собственности: коммерческих, некоммерческих и т.д. Развитие бизнеса связано со способами и формами интеграции организации в соответствующее предпринимательское пространство. При этом основным критерием, на наш взгляд, определяющим пути и способы интеграции, является критерий степени гетерогенности целевой структуры. Отнесение организации к гомогенной (однородной) или гетерогенной основывается на оценке степени независимости отдельных структурных элементов друг от друга и степени схожести/различия преследуемых целей. В качестве примеров гетерогенных коммерческих структур можно привести холдинг (полностью независимые элементы) и диверсифицированную корпорацию (разнонаправленные бизнесы в рамках одного юридического лица).
К числу основных моделей создания/образования гетерогенных иерархических структур относятся:
‑ основание;
‑ слияние (присоединение, поглощение);
‑ делегирование по договору;
‑ разделение;
‑ выделение.
То есть сложная организация может образовываться за счет концентрации (вертикальной или горизонтальной интеграции, диверсификации) внутренних резервов или внешних ‑ за счет «размывания» границ организации (аутсорсинга), т.е. различной степени кооперации, а также за счет «виртуализации» деятельности ‑ посредством комбинирования бизнес-функций сторонних организаций.
Есть несколько основных путей образования структуры организаций:
‑ когда какой-то элемент включается в сферу интересов (влияния) исходной организации или же входит составной частью в нее (группа, диверсифицированная организация, холдинг и т.п.), т.е. используются механизмы основания, слияния/поглощения, интеграции;
‑ когда отдельные элементы, наоборот, выводятся из исходной организации (группа, холдинг, объединение, союз и т.п.) с использованием механизмов делегирования, разделения, выделения;
‑ когда объединяются нескольких независимых элементов (картель, сетевая/виртуальная организация и т.д.) с использованием механизмов присоединения, делегирования по договору и т.п.
В любом случае, основным выступает вопрос общности/различия целей и определения периода, в течение которого подобная общность может прослеживаться/отсутствовать. Отсюда следует, что необходимо проведение стратегического анализа, основанием для которого должно стать выявление связующих контуров и общих бизнес-процессов, осуществляемых в организации.
Страница обновлена: 07.10.2024 в 21:31:38