Архитектура построения и оценка инновационного потенциала региона
Литвиненко И.Л.1
1 Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 40
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 7 (Июль, 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23815968
Цитирований: 40 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Вопрос формирования и развития региональной инновационной системы (РИС) как ключевого элемента трансформации национальной инновационной системы поставлен во главу угла на уровне власти, научных и образовательных кругов. Важность данного процесса осознают и бизнес-структуры. Для создания прочного и в тоже время адаптивного фундамента долгосрочного развития РИС особое значение имеет проблема построения и оценки инновационного потенциала региона в контексте деформации экономических парадигм.
Ключевые слова: инновации, региональная инновационная система, инновационный потенциал региона, инновационность региона, архитектура инновационного потенциала региона
Введение
Современное развитие мирового хозяйственного комплекса характеризуется переходом ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.
На данный момент в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики [1].
Как следствие, важной составной частью государственной социально-экономической политики на текущий момент является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Создание эффективной инновационной системы России, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающую взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран, должно основываться на имеющихся в руках государства и регионов силе и средствах. Именно регионы России имеют на сегодняшний день значительный нереализованный потенциал.
В условиях современной России регионы представляют собой новый субъект экономических отношений на уровне мирохозяйственных связей, становясь участником рынка товаров и услуг, как равноправный субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями, участвует в мировой и государственной системе интеграции производства и процессе всемирного разделения труда как системообразующая интеграционная единица. Это подтверждается и тем, что сегодня стратегической целью экономической политики России является обеспечение роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе изменения пропорций воспроизводства и модернизации производственного аппарата, а также осуществление структурных реформ в направлении развития конкурентоспособной среды, совершенствование корпоративного управления и реструктуризация предприятий для повышения их устойчивости и эффективности.
В этой связи исследование проблематики формирования и оценки инновационного потенциала региона как ключевого индикатора развития региональной инновационной системы, выбранное в качестве цели настоящей работы, является на текущий момент одним из самых актуальных. Анализ литературы по теме исследования включал в себя изучение актуальных публикаций отечественных и зарубежных авторов (Александрова, Салмина, 2008; Нестерова, 2012; Buesa, Heijs, Pellitero, Baumert, 2006; Chen, Guan, 2011; Glebova, Kotenkova, 2014; Gerasimova, Mokichev, Mokichev, 2014; Gerstlberger, 2004; Hajek, Henriques, Hajkova, 2014; Kharchenko, Alpeeva, Ovcharova, 2014; Khayrullina, 2014; Keller, Markmann, Gracht, 2015; Kramer, Marinelli, Iammarino, Diez, 2011; Lau, Lo, 2015; Liu, Chen, 2012; Malle, 2013; Mattes, Huber, Koehrsen, 2015; Sleuwaegen, Boiardi, 2014; Vecchiato, Roveda, 2014; Weidenfeld, 2013; Zhao, Song, Zhu, Peng, Cai, 2013).
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, ᑊполучивший ᑊвоплощение в ᑊвиде ᑊнового ᑊили ᑊусовершенствованного ᑊпродукта, ᑊвнедренного на ᑊрынке, ᑊнового ᑊили ᑊусовершенствованного ᑊтехнологического ᑊпроцесса, ᑊиспользуемого в ᑊпрактической ᑊдеятельности, ᑊлибо в ᑊновом ᑊподходе к ᑊсоциальным ᑊуслугам. ᑊИнновация не ᑊобязательно ᑊдолжна ᑊбыть ᑊтехнической и ᑊвообще ᑊчем-то ᑊвещественным. ᑊНепременными ᑊсвойствами ᑊинновации ᑊявляются их ᑊновизна, ᑊпроизводственная ᑊприменимость (экономическая ᑊобоснованность), и ᑊона ᑊобязательно ᑊдолжна ᑊотвечать ᑊзапросам ᑊпотребителей.
ᑊСледует ᑊвыделить ᑊхарактерные ᑊсвойства ᑊинновации, ᑊотличающие ее от ᑊпростого ᑊновшества (рис. 1).
В ᑊсовременной ᑊэкономике ᑊроль ᑊинноваций ᑊзначительно ᑊвозрастает. ᑊОни ᑊвсе ᑊболее ᑊстановятся ᑊосновополагающими ᑊфакторами ᑊэкономического ᑊроста. ᑊРазвитие ᑊрегиона на ᑊоснове ᑊинноваций ᑊявляется ᑊважнейшим ᑊфактором ᑊего ᑊконкурентоспособности (Литвиненко, 2015; С. 136). В ᑊболее ᑊшироком ᑊсмысле ᑊконкурентоспособность ᑊрегиона ᑊможно ᑊпредставить ᑊкак ᑊсовокупность ᑊустойчивых ᑊотношений в ᑊобласти ᑊсоциально-экономического ᑊразвития ᑊрегиона во ᑊвзаимодействии с ᑊдругими ᑊрегионами, ᑊпозволяющими ᑊсоздать ᑊновые ᑊкомбинации ᑊпродуктов, ᑊотраслей и ᑊсфер ᑊэкономической ᑊдеятельности. ᑊЭти ᑊкомбинации, в ᑊсвою ᑊочередь, ᑊнаправлены на ᑊформирование и ᑊпродвижение ᑊинновационных ᑊпродуктов и ᑊновых ᑊвидов ᑊдеятельности ᑊдля ᑊрегиона, ᑊобеспечивая, ᑊтаким ᑊобразом, ᑊего ᑊинновационное ᑊлидерство и ᑊконкурентоспособность.
ᑊРисунок 1. ᑊВзаимосвязь ᑊэлементов, ᑊопределяющая ᑊотличительные ᑊчерты ᑊинновации
Примечание: 1- ᑊинновации.
ᑊИсточник: ᑊсоставлено ᑊавтором.
ᑊКак ᑊследствие, ᑊинновационность ᑊрегиона ᑊпредставляет ᑊсобой ᑊего ᑊспособность к ᑊсамообновлению, ᑊадаптации к ᑊизменениям и ᑊгенерированию ᑊпродуктов ᑊнаучно-технического ᑊпрогресса. ᑊМировой ᑊопыт ᑊпоказывает, ᑊчто ᑊустойчивое ᑊразвитие ᑊпроизводства и ᑊподдержание ᑊего ᑊконкурентоспособности в ᑊдолгосрочной ᑊперспективе ᑊзависит не ᑊстолько от ᑊресурсных ᑊвозможностей, ᑊсколько от ᑊинноваций.
ᑊПроведенный ᑊавтором ᑊанализ ᑊпоказал, ᑊчто ᑊРоссия ᑊнаходится в ᑊгруппе ᑊстран, не ᑊвовлеченных в ᑊосновной ᑊтехнологический ᑊобмен, ᑊобладая ᑊпри ᑊэтом ᑊбогатейшими ᑊзапасами ᑊприродных ᑊресурсов. ᑊБолее ᑊтого, ᑊопасность ᑊзаключается в ᑊдальнейшем ᑊусилении ᑊсырьевого ᑊсектора ᑊэкономики и «стерилизации» ᑊфинансовых ᑊресурсов, ᑊполучаемых ᑊгосударством от ᑊэкспортной ᑊпродажи ᑊэнергоносителей и ᑊизымаемых из ᑊоборота ᑊвместо ᑊинвестирования в ᑊинновационно-активные ᑊсекторы.
ᑊСреди ᑊзадач ᑊрегиона, ᑊкоторые ᑊопределяют ᑊособенности ᑊстратегического ᑊуправления ᑊинновациями, ᑊвыделим ᑊследующие (рис. 2).
Прежде ᑊвсего, ᑊэто ᑊвоздействие ᑊоказывается ᑊчерез ᑊкадровую ᑊсоставляющую и ᑊсистему ᑊобразования. ᑊВажнейшей ᑊинтеллектуальной ᑊпредпосылкой ᑊповышения ᑊуровня ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊявляется ᑊразвитый ᑊвузовский и ᑊнаучный ᑊсектор ᑊрегиона (Атоян, Жиц, 2003; С. 195).
Рисунок 2. ᑊЗадачи ᑊстратегического ᑊуправления ᑊинновациями на ᑊуровне ᑊрегиона
Источник: ᑊсоставлено ᑊавтором.
ᑊ В ᑊразвитии ᑊданного ᑊвопроса ᑊостановимся на ᑊопределении «инновационный ᑊпотенциал ᑊрегиона», ᑊкоторый ᑊявляется ᑊспособностью ᑊрегиона ᑊпривлекать ᑊресурсы с ᑊцелью ᑊего ᑊинновационного ᑊразвития. ᑊСовокупность ᑊрегиональных ᑊинновационных ᑊсистем ᑊобъединены ᑊединой ᑊцелью (устойчивое ᑊразвитие ᑊстраны) и ᑊдействуют в ᑊрамках ᑊгосударственной ᑊэкономической ᑊполитики и ᑊзаконодательства.
ᑊГоворя об ᑊинновационном ᑊпотенциале ᑊрегиона, ᑊзаметим, ᑊчто в ᑊэкономической ᑊлитературе ᑊсуществует ᑊмножество ᑊспособов ᑊтрактовки ᑊтакого ᑊпонятия, ᑊкак ᑊинновационный ᑊпотенциал, ᑊнапример:
- ᑊсовокупность ᑊразличных ᑊвидов ᑊресурсов, ᑊнеобходимых ᑊдля ᑊосуществления ᑊинновационной ᑊдеятельности [2];
- ᑊспособность ᑊсистемы к ᑊтрансформации в ᑊновое ᑊсостояние с ᑊцелью ᑊудовлетворения ᑊпотребностей (индивида, ᑊрынка и т.п.) (Кравченко, Кладченко, 2003);
- ᑊструктура, ᑊобъединяющая ᑊтри ᑊсоставляющие ᑊпотенциала: ᑊресурсную, ᑊвнутреннюю и ᑊрезультативную, ᑊкоторые ᑊсуществуют во ᑊвзаимодействии, ᑊпредполагают и ᑊобусловливают ᑊдруг ᑊдруга (Кокурин, 2001);
- ᑊвозможность ᑊсоздания ᑊновшеств, ᑊосуществления ᑊинноваций, ᑊготовность ᑊвоспринять ᑊнововведения ᑊдля ᑊпоследующего ᑊэффективного ᑊиспользования на ᑊуровне, ᑊсоответствующем ᑊмировому (Хогоева, 2011).
ᑊВеличина ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊявляется ᑊпараметром, ᑊпозволяющим ᑊрегиону ᑊоценить ᑊвозможности ᑊего ᑊинновационной ᑊдеятельности и ᑊопределить ᑊстратегию ᑊинновационного ᑊразвития. От ᑊсостояния ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊзависят ᑊуправленческие ᑊрешения по ᑊвыбору и ᑊреализации ᑊинновационной ᑊстратегии, ᑊвследствие ᑊчего ᑊнеобходима ᑊего ᑊкомплексная ᑊоценка (Матвейкин, Дворецкий, Минько, Таров, Чайникова, Летунова, 2012; С. 9-10). ᑊСпособствует ᑊформированию ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊстраны в ᑊцелом.
В ᑊмировой ᑊпрактике ᑊразработаны и ᑊприменяются ᑊразличные ᑊпоказатели, ᑊоценивающие ᑊуровень ᑊразвития ᑊинновационной ᑊдеятельности. ᑊМеждународными ᑊорганизациям ᑊразрабатываются ᑊсистемы ᑊпоказателей, ᑊпредназначенные ᑊдля ᑊопределения ᑊуровня ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊстраны (региона). ᑊКратко ᑊохарактеризуем ᑊнекоторые из ᑊэтих ᑊсистем (табл. 1).
ᑊТаблица 1
ᑊКлючевые ᑊсистемы ᑊоценки ᑊуровня ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊстраны (регионов), ᑊприменяемые в ᑊразвитых ᑊстранах
№ п/п
|
ᑊСистема ᑊоценки
|
ᑊОрганизация - ᑊразработчик
|
ᑊСуть
|
1
|
ᑊИндекс
ᑊнаучно-технического
ᑊпотенциала
|
ᑊВЭФ
|
ᑊСогласно
ᑊметодике,
ᑊвозможность
ᑊдостижения
ᑊустойчивого
ᑊэкономического
ᑊроста
в ᑊсреднесрочной
и ᑊдолгосрочной
ᑊперспективе
в ᑊравной
ᑊстепени
ᑊзависит
от ᑊтрех
ᑊкатегорий
ᑊпеременных:
ᑊмакроэкономической
ᑊсреды,
ᑊгосударственных
ᑊинститутов
и ᑊтехнологии.
|
2
|
ᑊСистема
ᑊпоказателей
ᑊоценки
ᑊинновационной
ᑊдеятельности
|
ᑊКомиссия ᑊевропейских ᑊсообществ (КЕС)
|
ᑊПрименяется
ᑊдля
ᑊсравнительного
ᑊанализа
ᑊуровня
ᑊразвития
ᑊинновационной
ᑊдеятельности
в ᑊстранах
ᑊЕвропейского
ᑊСоюза
(ЕС), а ᑊтакже
ᑊдля
их ᑊсопоставления
с ᑊпоказателями
ᑊСША
и ᑊЯпонии.
ᑊПредложенная
ᑊДиректоратом
по ᑊпредпринимательству
ᑊКЕС
ᑊсистема
ᑊинновационных
ᑊпоказателей
ᑊвключает
в ᑊсебя
16 ᑊиндикаторов,
ᑊразделенных
на ᑊчетыре
ᑊгруппы:
ᑊчеловеческие
ᑊресурсы;
ᑊгенерация
ᑊновых
ᑊзнаний;
ᑊтрансфер
и ᑊиспользование
ᑊзнаний;
ᑊфинансирование
ᑊинноваций,
ᑊрезультаты
ᑊинновационной
ᑊдеятельности.
ᑊОценка
ᑊинновационной
ᑊдеятельности
по ᑊпредложенной
ᑊметодике
ᑊпозволяет
ᑊсопоставить
ᑊуспехи
ᑊразличных
ᑊстран
и ᑊопределить
ᑊобласти,
ᑊкоторые
ᑊтребуют
ᑊдополнительных
ᑊусилий
со ᑊстороны
ᑊчастных
ᑊорганизаций
и ᑊгосударства.
|
3
|
ᑊПоказатели,
ᑊхарактеризующие
ᑊуровень
и ᑊдинамику
ᑊразвития
ᑊинновационной
ᑊэкономики
ᑊразвитых
и ᑊряд
ᑊразвивающих
ᑊстран
|
(ОЭСР)
|
В
ᑊметодике
ᑊпредставлены
ᑊследующие
ᑊпоказатели:
ᑊудельный
ᑊвес
ᑊвысокотехнологичного
ᑊсектора
ᑊэкономики
в ᑊпродукции
ᑊобрабатывающей
ᑊпромышленности
и ᑊуслугах;
ᑊинновационная
ᑊактивность;
ᑊобъем
ᑊинвестиций
в ᑊсектор
ᑊзнаний
(общественный и ᑊчастный);
ᑊразработка
и ᑊвыпуск
ᑊинформационного
и ᑊкоммуникационного
ᑊоборудования,
ᑊпрограммной
ᑊпродукции
и ᑊуслуг;
ᑊчисленность
ᑊзанятых
в ᑊсфере
ᑊнауки
и ᑊвысоких
ᑊтехнологий
и др.
|
4
|
ᑊЕвропейская
ᑊшкала
ᑊинноваций
|
ЕС
|
ᑊИменуемая
ᑊкак
«Европейский ᑊинновационный
ᑊбарометр»,
ᑊпредставляет
ᑊсобой
ᑊнаиболее
ᑊполную,
ᑊпостоянно
ᑊобновляемую
ᑊбазу
ᑊданных
о ᑊсостоянии
ᑊинновационной
ᑊдеятельности
на ᑊнациональных
и ᑊобщеевропейском
ᑊуровнях.
С ее ᑊпомощью
ᑊзаинтересованные
ᑊлица
ᑊполучают
ᑊаналитическую
ᑊинформацию,
ᑊстатистические
ᑊданные
об ᑊинновационных
ᑊпроцессах,
ᑊсведения
о ᑊмерах
по ᑊреализации
ᑊинновационной
ᑊполитики
и ᑊосновных
ᑊинновационных
ᑊтрендах
в ЕС. ᑊTrend ᑊChart ᑊслужит ᑊсредством ᑊраспространения
и ᑊобмена
ᑊположительным
ᑊопытом
в ᑊобласти
ᑊинновационной
ᑊполитики.
|
ᑊ
Таблица 2
ᑊСистемы ᑊоценки ᑊуровня ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов, ᑊприменяемые в РФ
№
п/п |
ᑊСистема ᑊоценки
|
ᑊОрганизация-разработчик
|
ᑊСуть
|
1
|
ᑊСовокупный
ᑊинновационный
ᑊпотенциал
ᑊрегионов
|
ᑊРейтинговое ᑊагентство «Эксперт»
|
ᑊСовокупный
ᑊинновационный
ᑊпотенциал
ᑊрегиона
ᑊформируется
из ᑊвосьми
ᑊчастных
ᑊпотенциалов,
ᑊкаждый
из ᑊкоторых
в ᑊсвою
ᑊочередь
ᑊхарактеризуется
ᑊцелой
ᑊгруппой
ᑊпоказателей.
ᑊДоля
ᑊинновационного
ᑊпотенциала
в ᑊсовокупном
ᑊпотенциале
ᑊрегиона
ᑊхарактеризует,
ᑊкакую
ᑊчасть
ᑊинновационный
ᑊпотенциал
ᑊрегиона
ᑊзанимает
в ᑊсовокупном
ᑊпотенциале
ᑊкаждого
ᑊрегиона.
ᑊСоответственно,
ᑊчем
ᑊбольше
ᑊдоля,
ᑊтем
ᑊвыше
ᑊинновационный
ᑊпотенциал.
|
2
|
ᑊИндекс
ᑊинновационности
ᑊрегионов
ᑊРоссии
|
ᑊПроект ᑊНИСП
|
ᑊВключает
в ᑊсебя
ᑊследующие
ᑊпоказатели:
- ᑊдоля ᑊнаселения, ᑊпроживающего в ᑊкрупных ᑊгородах; - ᑊчисленность ᑊстудентов ᑊгосударственных ᑊвузов; - ᑊдоля ᑊзанятых в ᑊнауке от ᑊзанятых в ᑊсфере ᑊуслуг; - ᑊВРП в ᑊсфере ᑊуслуг на ᑊдушу ᑊнаселения; - ᑊВРП в ᑊнауке и ᑊнаучном ᑊобслуживании на ᑊдушу ᑊнаселения; - ᑊуровень ᑊинтернетизации ᑊрегиона. |
3
|
ᑊАнализ
ᑊперспектив
ᑊтехнологического
ᑊразвития
ᑊрегионов
ᑊРоссии
в ᑊрамках
ᑊпроведения
ᑊнаучно
-технического ᑊфорсайта
РФ
|
ᑊПроект ᑊЦСР «Северо-Запад»
|
ᑊВключает
в ᑊсебя
ᑊследующие
ᑊпоказатели:
- ᑊпоказатели ᑊкачества ᑊчеловеческих ᑊресурсов ᑊдля ᑊинновационных ᑊразработок; - ᑊпоказатели ᑊсоздания ᑊновых ᑊзнаний; -показатели ᑊраспространения и ᑊприменения ᑊновых ᑊполученных ᑊзнаний; -показатели ᑊвывода ᑊинновационной ᑊпродукции на ᑊрынок. |
4
|
ᑊСравнительный
ᑊанализ
ᑊметодик
|
ᑊПроект ᑊBRUIT
|
ᑊПредставляет
ᑊсобой
ᑊнаиболее
ᑊполную,
ᑊпостоянно
ᑊобновляемую
ᑊбазу
ᑊданных
о ᑊтенденциях
ᑊинновационной
ᑊполитики
в ЕС. С ее ᑊпомощью
ᑊзаинтересованные
ᑊлица
ᑊполучают
ᑊаналитическую
ᑊинформацию
ᑊполитики
и ᑊосновных
ᑊинновационных
ᑊтрендах.
|
ᑊ
Европейские ᑊстраны ᑊнакопили ᑊдовольно ᑊбогатый ᑊопыт ᑊмежстрановых ᑊсопоставлений ᑊуровня ᑊинновационного ᑊразвития. ᑊЗаметим, ᑊчто ᑊназванные ᑊсистемы ᑊпоказателей ᑊнаправлены ᑊпреимущественно на ᑊоценку ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊразвитых ᑊстран. ᑊПоэтому ᑊими не ᑊучтен ᑊряд ᑊфакторов, ᑊхарактерных ᑊдля ᑊразвивающихся ᑊрынков (Алексеев, 2009; c. 256).
В ᑊРоссии ᑊиспользуются ᑊотечественные ᑊметодики (табл. 2).
Так, ᑊоценка ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов ᑊприводится в ᑊматериалах ᑊежегодных ᑊисследованиях ᑊнационального ᑊрейтингового ᑊагентства «Эксперт РА» (табл. 3). Ее ᑊсуть - ᑊопределить ᑊранги ᑊрегионов по ᑊинновационному ᑊпотенциалу.
Таблица 3
ᑊПеречень ᑊрегионов РФ с ᑊнаивысшей ᑊоценкой ᑊинновационного ᑊпотенциала в 2012-2014 гг.
ᑊРегион
|
ᑊДоля ᑊинновационного
ᑊпотенциала
в ᑊсовокупном
ᑊпотенциале
ᑊрегиона,
ᑊпроценты
| ||
2012
|
2013
|
2014
| |
ᑊНижегородская ᑊобласть
|
20,0
|
25,2
|
23,7
|
ᑊКалужская ᑊобласть
|
17,0
|
22,6
|
21,3
|
ᑊМосковская ᑊобласть
|
16,8
|
22,0
|
19,1
|
ᑊТомская ᑊобласть
|
16,9
|
21,7
|
22,0
|
ᑊНовосибирская ᑊобласть
|
14,0
|
18,6
|
19,2
|
ᑊСанкт-Петербург
|
14,0
|
16,3
|
21,1
|
ᑊВладимирская ᑊобласть
|
12,6
|
15,3
|
14,2
|
ᑊВоронежская ᑊобласть
|
12,1
|
15,2
|
15,0
|
ᑊМосква
|
12,0
|
15,2
|
13,5
|
ᑊУльяновская ᑊобласть
|
9,0
|
14,4
|
14,6
|
ᑊТульская ᑊобласть
|
10,0
|
14,3
|
13,9
|
В ᑊроссийской ᑊэкономической ᑊлитературе ᑊсуществуют ᑊразличные ᑊметодологические ᑊподходы (простые и ᑊкомплексного ᑊхарактера) к ᑊоценке ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона с ᑊточки ᑊзрения ᑊего ᑊспособности ᑊформировать ᑊинновационно-активную ᑊэкономику. ᑊКак ᑊправило, ᑊдля ᑊоценки ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊпредлагается ᑊиспользовать ᑊряд ᑊпоказателей, ᑊхарактеризующих ᑊего ᑊразличные ᑊкомпоненты. ᑊПри ᑊэтом ᑊприменяются ᑊразличные ᑊподходы ᑊдля ᑊрешения ᑊпроблемы ᑊсопоставимости ᑊиспользуемых ᑊпоказателей.
ᑊПроведенный ᑊавтором ᑊанализ ᑊпредлагаемых ᑊметодик ᑊроссийскими ᑊучеными ᑊдал ᑊследующие ᑊрезультаты.
ᑊТак, ᑊПогодина Т.В. ᑊпредлагает ᑊиспользовать ᑊфункциональную ᑊмодель ᑊоценки ᑊинновационной ᑊактивности и ᑊконкурентоспособности ᑊрегионов с ᑊиспользованием ᑊсистемы ᑊстатистических ᑊпоказателей, в ᑊкачестве ᑊкоторых ᑊприняты:
- ᑊвнутренние ᑊзатраты на ᑊисследования и ᑊразработки в ᑊпроцентах к ᑊВВП ᑊили ᑊВРП (показатель Х1);
- ᑊдоля ᑊзанятых ᑊисследованиями и ᑊразработками в ᑊпроцентах к ᑊобщему ᑊчислу ᑊзанятых (Х2);
- ᑊдоля ᑊосновных ᑊфондов ᑊисследований и ᑊразработок в ᑊобщей их ᑊстоимости (Х3);
- ᑊзатраты на ᑊтехнологические ᑊинновации в ᑊпроцентах к ᑊВВП ᑊили ᑊВРП (Х4).
ᑊТаким ᑊобразом, ᑊфункциональная ᑊмодель ᑊрейтинга ᑊинновационной ᑊактивности и ᑊконкурентоспособности ᑊрегионов ᑊвыглядит ᑊследующим ᑊобразом:
R = 0,3 Х1 + 0,2Х2 + 0,2Х3 + 0,3Х4, (1)
ᑊгде R - ᑊинновационная ᑊактивность и ᑊконкурентоспособность ᑊрегионов (Погодина, 2004; C. 18).
К ᑊдостоинствам ᑊэтого ᑊметода ᑊможно ᑊотнести ᑊотносительную ᑊнесложность ᑊрасчетов. ᑊНедостатками ᑊпредлагаемой ᑊмодели ᑊявляется то, ᑊчто, во-первых, в ᑊней ᑊиспользуется ᑊограниченный ᑊкруг ᑊпоказателей; во-вторых, ᑊмодель ᑊсформирована на ᑊоснове ᑊобщих ᑊзакономерностей ᑊразвития ᑊинновационной ᑊактивности.
ᑊЗаусаев В.К., ᑊБыстрицкий С.П., ᑊКриворучко Н.Ю. ᑊдля ᑊкомплексной ᑊоценки ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона ᑊпредлагают ᑊиспользовать ᑊряд ᑊпоказателей, ᑊсоставляющих ᑊпять ᑊгрупп:
- ᑊмакроэкономические (валовой ᑊрегиональный ᑊпродукт; ᑊчисленность ᑊэкономически ᑊактивного ᑊнаселения; ᑊсреднедушевые ᑊдоходы и т.п.);
- ᑊинфраструктурные (количество ᑊорганизаций, ᑊиспользующих ᑊкоммуникационные и ᑊинформационные ᑊтехнологии, ᑊчисло ᑊстраховых ᑊорганизаций и т.п.);
- ᑊправовые (местные ᑊзаконы, ᑊрегулирующие ᑊинновационную ᑊдеятельность, ᑊпредоставляющие ᑊналоговые и ᑊиные ᑊльготы ᑊсубъектам ᑊинновационной ᑊдеятельности);
- ᑊкадровые (численность ᑊработников, ᑊзанятых в ᑊсфере ᑊнауки, ᑊисследованиями и ᑊразработками и т. п.);
- ᑊэкономические (объем ᑊинновационной ᑊпродукции по ᑊстепени ᑊновизны; ᑊвнутренние ᑊтекущие ᑊзатраты на ᑊисследования и ᑊразработки и т.п.) (Заусаев, Быстрицкий, Криворучко, 2005; С. 44).
К ᑊдостоинствам ᑊрассматриваемой ᑊметодики ᑊотносится то, ᑊчто ᑊавторы ᑊиспользовали ᑊметод ᑊэкспертных ᑊоценок, ᑊвывели ᑊкоэффициент ᑊзначимости ᑊкаждого ᑊпоказателя. ᑊПоложительной ᑊстороной ᑊданной ᑊметодики ᑊявляется и то, ᑊчто ᑊотбирался ᑊнаилучший ᑊпоказатель, а ᑊостальные «взвешивались» с ᑊмаксимальным ᑊзначением, ᑊполучая ᑊсоответствующее ᑊзначение в ᑊдолях ᑊединицы. ᑊИнтегральная ᑊоценка ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона ᑊполучалась ᑊпутем ᑊсуммирования ᑊзначений ᑊвсех ᑊпоказателей по ᑊрегиону.
ᑊОднако, ᑊнесмотря на ᑊотмеченные ᑊдостоинства, ᑊданная ᑊметодика ᑊимеет и ᑊнедостатки:
- во-ᑊпервых, ᑊдля ᑊоценки ᑊинновационного ᑊпотенциала не ᑊиспользуются ᑊпоказатели ᑊсостояния и ᑊиспользования ᑊосновного ᑊкапитала;
- во-вторых ᑊвообще не ᑊвключены ᑊпоказатели ᑊинформационно-коммуникационных ᑊтехнологий.
ᑊРяд ᑊавторов ᑊдля ᑊанализа ᑊинновационного ᑊразвития ᑊрегиона ᑊиспользуют ᑊметод ᑊсуммы ᑊмест, ᑊпредусматривающий ᑊпоследовательный ᑊрасчет ᑊпоказателей. ᑊТак, ᑊОреховским П. ᑊбыли ᑊиспользованы ᑊследующие ᑊпоказатели:
- ᑊперсонал, ᑊзанятый ᑊисследованиями и ᑊразработками (чел.);
- ᑊвнутренние ᑊзатраты на ᑊисследования и ᑊразработки (тыс. ᑊруб.);
- ᑊпоступление ᑊпатентных ᑊзаявок и ᑊвыдача ᑊохранных ᑊдокументов и т.д. (Ореховский, 2007).
Из ᑊперечня ᑊпоказателей ᑊвидно, ᑊчто ᑊдля ᑊанализа ᑊиспользуются ᑊразличные и не ᑊсовсем ᑊсопоставимые ᑊпоказатели, ᑊпредставленные в ᑊабсолютных ᑊединицах. ᑊПри ᑊтаком ᑊподходе ᑊанализируемые ᑊрегионы ᑊдолжны ᑊбыть ᑊпрактически ᑊидентичными, ᑊиначе ᑊсравнение ᑊбудет ᑊнекорректным. ᑊВсе ᑊэто ᑊвместе ᑊвзятое ᑊпредопределяет ᑊнекоторую ᑊнеточность ᑊопределения ᑊинновационного ᑊразвития ᑊрегионов.
В ᑊнашей ᑊстране ᑊшироко ᑊиспользуется ᑊоценка ᑊсостояния ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов, ᑊоснованная на ᑊвычислении ᑊинтегрального ᑊпоказателя. ᑊОснову ᑊего ᑊсоставляют ᑊэкспертные ᑊоценки ᑊряда ᑊхарактеристик, в ᑊтом ᑊчисле и ᑊкачественные ᑊпоказатели (например, ᑊзаконодательные ᑊусловия ᑊдля ᑊинвесторов), и ᑊмакроэкономические ᑊпоказатели (Луковцева, 2012; С. 3).
В ᑊрамках ᑊметода ᑊэкспертных ᑊоценок ᑊопределяются ᑊзначения ᑊбазовых ᑊпоказателей ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов за ᑊанализируемый ᑊпериод, а ᑊзатем ᑊрассчитываются ᑊинтегральные ᑊпоказатели ᑊисходя из ᑊзначений ᑊбазовых ᑊпоказателей и их ᑊвесов, ᑊопределяемых ᑊгруппой ᑊэкспертов. ᑊДля ᑊисследования ᑊпроизводится ᑊкорректировка ᑊзначений ᑊвесов ᑊбазовых ᑊпоказателей, т. е. ᑊрассчитываются ᑊпоказатели, ᑊкоторые ᑊнаиболее ᑊточно ᑊоценивают ᑊинновационный ᑊпотенциал ᑊрегиона.
На ᑊпервом ᑊэтапе ᑊоцениваются ᑊзначения ᑊбазовых ᑊпоказателей ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов на ᑊосновании ᑊданных ᑊФедеральной ᑊслужбы ᑊгосударственной ᑊстатистики.
На ᑊвтором ᑊэтапе ᑊрассчитываются ᑊинтегральные ᑊпоказатели ᑊисходя из ᑊзначений ᑊперечисленных ᑊпоказателей и их ᑊвесов. ᑊДля ᑊопределения ᑊвеса ᑊкаждого ᑊбазового ᑊпоказателя, ᑊиспользуемого ᑊпри ᑊрасчете ᑊкомплексного ᑊинтегрального ᑊпоказателя, ᑊприменяется ᑊметод ᑊэкспертной ᑊоценки. ᑊВесовые ᑊкоэффициенты ᑊвыражаются в ᑊбаллах, ᑊзначения ᑊварьируют в ᑊпределах от 1 до 10 ᑊбаллов (1 балл ᑊсоответствует ᑊнаименьшей ᑊзначимости ᑊпоказателя, 10 - ᑊнаибольшей).
ᑊОпределение ᑊвесовых ᑊкоэффициентов ᑊбазовых ᑊпоказателей ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов ᑊосуществляется с ᑊдопущением ᑊвозможности ᑊпоследующей ᑊсвертки ᑊоцениваемых ᑊпоказателей в ᑊединый ᑊинтегральный с ᑊиспользованием ᑊследующей ᑊформулы:
(2)
ᑊгде 𝑎𝑘𝐴 – ᑊагрегированная ᑊоценка ᑊвесового ᑊкоэффициента, ᑊпринадлежащего k-му ᑊбазовому ᑊпоказателю; L – ᑊчисло ᑊэкспертов, ᑊучаствующих в ᑊоценке; 𝑎𝑘𝑙 - ᑊвесовой ᑊкоэффициент, ᑊприсвоенный k-му ᑊбазовому ᑊпоказателю l-м ᑊэкспертом.
ᑊРасчет ᑊинтегральных ᑊпоказателей в ᑊсвою ᑊочередь ᑊвключает в ᑊсебя ᑊследующие ᑊэтапы:
1. ᑊПриведение ᑊбазовых ᑊпоказателей ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊотдельного ᑊрегиона в ᑊсопоставимый ᑊвид ᑊпутем их ᑊнормирования ᑊотносительно ᑊсредних ᑊзначений по ᑊвсем ᑊрегионам РФ. ᑊДля ᑊкаждого ᑊбазового ᑊпоказателя ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона ᑊрассчитывается ᑊсреднее по ᑊРоссии ᑊзначение по ᑊформуле:
(3)
ᑊгде 𝑋kRF 𝐹 – ᑊсреднее по РФ ᑊзначение k-го ᑊбазового ᑊпоказателя;
Q – ᑊчисло ᑊрегионов;
𝑋𝑘𝑖 – k-й ᑊбазовый ᑊпоказатель i-го ᑊсубъекта РФ.
ᑊВсе ᑊбазовые ᑊпоказатели ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона ᑊделятся на ᑊдве ᑊгруппы. К ᑊгруппе A ᑊотносятся ᑊбазовые ᑊпоказатели, ᑊсвязанные ᑊобратной ᑊзависимостью с ᑊкомплексным ᑊинтегральным ᑊпоказателем, в ᑊрасчете ᑊкоторого ᑊони ᑊучаствуют. В ᑊметодике ᑊоценки ᑊинновационного ᑊпотенциала к ᑊпоказателям ᑊгруппы A ᑊотносится ᑊтолько ᑊодин ᑊбазовый ᑊпоказатель – ᑊстепень ᑊизноса ᑊосновных ᑊфондов ᑊпредприятий и ᑊорганизаций. К ᑊгруппе B ᑊотносятся ᑊвсе ᑊостальные ᑊбазовые ᑊпоказатели, ᑊкоторые ᑊсвязаны ᑊпрямой ᑊзависимостью с ᑊинтегральным ᑊпоказателем. ᑊНормирование ᑊбазового ᑊпоказателя ᑊгруппы A ᑊпроизводится по ᑊследующей ᑊформуле:
𝑋𝑘 =−(𝑋𝑘/𝑋𝑘𝑅𝐹 ). (4)
ᑊНормирование ᑊбазовых ᑊпоказателей ᑊгруппы B ᑊпроизводится по ᑊследующей ᑊформуле:
𝑋𝑘 =𝑋𝑘/𝑋𝑘𝑅𝐹. (5)
В ᑊформулах (4) и (5):
𝑋𝑘 – ᑊнормированный ᑊотносительно ᑊсреднероссийского k-й ᑊбазовый ᑊпоказатель;
𝑋𝑘 – k-й ᑊбазовый ᑊпоказатель.
2. ᑊОпределение ᑊзначений ᑊинтегральных ᑊпоказателей (ИП) на ᑊоснове ᑊсоответствующих ᑊнормированных ᑊбазовых ᑊпоказателей и ᑊвесовых ᑊкоэффициентов:
(6)
На ᑊоснове ᑊиспользования ᑊбазовых ᑊпоказателей ᑊинновационного ᑊпотенциала по ᑊформулам, ᑊаналогичным ᑊформулам (4) и (5), ᑊрассчитываются ᑊнормированные ᑊпоказатели 𝑋𝑘, ᑊкоторые ᑊзатем ᑊперемножаются на ᑊсоответствующие ᑊзначения ᑊвесовых ᑊкоэффициентов (Бахтизин, Акинфеева, 2010).
ᑊРезультат ᑊиспользования ᑊприведенных ᑊоценок ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегионов РФ за 2013 г. по ᑊприведенной ᑊвыше ᑊметодике ᑊпредставлен на ᑊрисунке 3.
ᑊРисунок 3. ᑊИнновационный ᑊпотенциал ᑊрегионов в РФ по ᑊитогам 2013 г.
В ᑊразвитие ᑊвышесказанного ᑊотметим, ᑊчто ᑊинновационный ᑊпотенциал ᑊрегиона ᑊпредставлен ᑊресурсами, ᑊмобилизованными на ᑊдостижение ᑊинновационной ᑊцели и ᑊорганизационным ᑊмеханизмом. ᑊКак ᑊструктурный ᑊэлемент ᑊэкономического ᑊпотенциала он ᑊблизок к ᑊпонятию «научно-технический ᑊпотенциал». ᑊФункциональная ᑊнаправленность ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊзаключается в ᑊсоздании ᑊусловий, ᑊпри ᑊкоторых ᑊнаиболее ᑊполно ᑊреализуются ᑊдругие ᑊпотенциалы: ᑊтрудовой, ᑊприродно-ресурсный, ᑊфинансовый, ᑊинформационный.
В ᑊданном ᑊконтексте ᑊнеобходимо ᑊвыделить ᑊследующие ᑊосновные ᑊфакторы, ᑊвоздействующие на ᑊрегиональный ᑊинновационный ᑊпотенциал, ᑊформирующие ᑊего ᑊмасштабы и ᑊзадающие ᑊнаправления ᑊего ᑊиспользования (рис. 4).
Согласно ᑊмнению ᑊавтора, ᑊинновационный ᑊпотенциал ᑊрегиона ᑊнаиболее ᑊполно ᑊсостоит из ᑊсистемы ᑊследующих ᑊвзаимодействующих и ᑊвзаимозависимых ᑊпотенциалов (рис. 5).
Научно-технический ᑊпотенциал ᑊтесно ᑊсвязан с ᑊресурсным ᑊблоком, ᑊопирается на ᑊнего. ᑊПоскольку ᑊпоявление ᑊизобретений, ᑊновшеств, ᑊинновационных ᑊпрограмм ᑊневозможно ᑊбез ᑊвзаимодействия ᑊлюдей, ᑊоборудования и ᑊтехнологий, ᑊфинансовых ᑊресурсов, а ᑊтакже ᑊинформации.
ᑊЦентральными ᑊкомпонентами ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊявляются ᑊего ᑊуправленческое и ᑊорганизационное ᑊзвено. ᑊИменно от ᑊправильных, ᑊсвоевременных ᑊуправленческих ᑊрешений ᑊзависит, ᑊбудут ли ᑊраскрыты ᑊвозможности ᑊпредприятия по ᑊсозданию ᑊвостребованной ᑊконкурентоспособной ᑊпродукции.
В ᑊэтой ᑊсвязи в ᑊструктуру ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊвнесен и ᑊпотребительский ᑊсегмент, ᑊгде ᑊоценивается, ᑊнасколько ᑊданная ᑊновация ᑊнужна ᑊпотребителю и ᑊбудет ли ᑊона ᑊиметь ᑊвозможность ᑊдальнейшего ᑊраспространения и ᑊиспользования.
Инновационная ᑊкультура ᑊрассматривается ᑊкак ᑊготовность ᑊпредприятия, ᑊперсонала, ᑊруководящего ᑊзвена ᑊвоспринимать ᑊполучение ᑊновшества, ᑊпереводить их в ᑊнововведения, ᑊучитывать ᑊнеудачи и ᑊадаптироваться к ᑊизменениям ᑊокружающей ᑊсреды, ᑊпронизывает ᑊвсе ᑊкомпоненты ᑊинновационного ᑊпотенциала.
ᑊ
ᑊЧто ᑊкасается ᑊкадрового ᑊпотенциала, ᑊнеобходимо ᑊучитывать ᑊтакже ᑊквалификацию ᑊработников, ᑊсистему ᑊобучения и ᑊповышения ᑊквалификации на ᑊпредприятиях ᑊпромышленности; возрастную ᑊструктуру ᑊкадров, ᑊсистему ᑊоплаты ᑊтруда, ᑊмотивацию (оценка ᑊсреднего ᑊуровня ᑊзаработной ᑊплаты ᑊнаучно-технических ᑊспециалистов по ᑊотношению к ᑊсреднему ᑊуровню ᑊзаработной ᑊплаты в ᑊпромышленности ᑊрегиона). На ᑊосновании ᑊхарактеристик ᑊпоказателей ᑊможно ᑊсделать ᑊвыводы о ᑊтехнологичности ᑊпромышленности ᑊрегиона, ᑊсостоянии ᑊего ᑊвоспроизводственного ᑊбазы (рис. 6).
Заключение
ᑊИнновационный ᑊпотенциал ᑊрегиона не ᑊсводится к ᑊпростой ᑊсумме ᑊуказанных ᑊпотенциалов. По ᑊсути, ᑊданный ᑊпотенциал ᑊявляется ᑊсистемой, ᑊобладающей ᑊэмерджентными ᑊсвойствами. ᑊКомплексная ᑊоценка ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона ᑊпредполагает, во-первых, ᑊсуществование ᑊобоснованной и ᑊнаучно ᑊвыверенной ᑊсистемы ᑊпоказателей, во-вторых, ᑊналичие ᑊстатистической ᑊбазы. ᑊСамое ᑊглавное, ᑊпоказатель ᑊинновационного ᑊпотенциала не ᑊтолько ᑊпредопределяет ᑊдальнейшее ᑊразвитие ᑊрегиона, но и ᑊхарактеризует ᑊстепень ᑊготовности ᑊрегиона к ᑊсозданию, ᑊосвоению и ᑊраспространению ᑊразного ᑊтипа ᑊнововведений, к ᑊреализации ᑊрезультатов ᑊинновационной ᑊдеятельности.
ᑊФункцией ᑊрегиональных ᑊорганов ᑊуправления в ᑊданном ᑊслучае ᑊявляется ᑊполноценная ᑊадекватная ᑊреализация ᑊэтих ᑊсвойств ᑊобеспечение ᑊвзаимосвязей ᑊмежду ᑊпредприятиями, ᑊвысшей ᑊшколой и ᑊнаучными ᑊучреждениями, ᑊфинансово-кредитными ᑊинститутами, ᑊорганами ᑊуправления ᑊобластью (Шляхто, 2007).
Рассматривая ᑊинновационный ᑊпотенциал ᑊрегиона, ᑊнеобходимо ᑊучитывать ᑊего ᑊоткрытость по ᑊотношению к ᑊвнешней ᑊсреде, ᑊадаптивность к ᑊбыстроизменяющимся ᑊусловиям ᑊвнешней ᑊсреды и ᑊразвитию ᑊновых ᑊинформационных ᑊтехнологий, ᑊспособствующих ᑊформированию ᑊновой ᑊмодели ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊрегиона в ᑊусловиях ᑊинформационного ᑊобщества.
ᑊ
Таким ᑊобразом, ᑊможно ᑊотметить, ᑊчто ᑊпроблема ᑊформирования ᑊэкономической ᑊсущности ᑊинновационного ᑊпотенциала ᑊявляется ᑊсложной, ᑊмногоаспектной и ᑊнуждается в ᑊдальнейшем ᑊизучении. ᑊПолученные в ᑊходе ᑊисследования ᑊрезультаты ᑊявляются ᑊосновой ᑊдля ᑊполной ᑊхарактеристики ᑊинновационного ᑊпотенциала и, ᑊкак ᑊследствие, ориентированы помочь в выработке конкретных научно-практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию.
[1]Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики // ИНТЕРФАКС-ЦЭА.
[2] Официальный сайт «Финам».
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:53:28