Практические аспекты построения Авиационного Инновационного Кластера (АИК): подкластер НИИ

Арутюнов Ю.А., Коротаева О.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Арутюнов Ю.А., Коротаева О.В. Практические аспекты построения Авиационного Инновационного Кластера (АИК): подкластер НИИ // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 83-88.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038154
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена актуальная проблема инновационного развития предприятий в изменяющихся условиях при создании кластеров в России. В качестве примера построения кластерной структуры рассматривается авиационный инновационный кластер Национального Центра Авиастроения. Анализируется его влияние на деятельность научно-исследовательских предприятий.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, авиастроение, кластер, кластерная политика

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Первой попыткой формирования отраслевого кластера в России будет являться создание авиационного кластера Национального Центра Авиастроения (НЦА) в городе Жуковском. Создание подобного кластера влечет за собой ряд вопросов, связанных с тем, как должно строиться взаимодействие внутри кластера, как адаптировать авиационные предприятия к изменяющимся условиям. Решение этих и других вопросов затруднено по причине отсутствия достаточного опыта по формированию кластерных структур в России. [1]

Предлагаемая модель регионально-отраслевого авиационного кластера. Как показывает практика, построение кластерных механизмов является наиболее эффективной формой экономического развития. В их основе находится понятие «кластер» – совокупность взаимосвязанных групп и успешно конкурирующих фирм, которые образуют стержень всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках.

В развитых странах использование кластерного подхода к управлению экономикой уже имеет определенную историю. Так, полностью кластеризованы скандинавская и финская промышленность, ключевые промышленные кластеры в Германии (машиностроение, химия) и Франции (производство продуктов питания, косметики) сформировались еще в 50-60-е гг. прошлого столетия, в США больше половины организаций работают по следующей модели производства – предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциал. [2]

Основываясь на определении кластера, которое дал Майкл Портер в своей книге «The Competitive Advantage of Nations» [3], можно выделить 3 модели кластеров:

1) Отраслевой кластер – это группа географически отдаленных компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в одной отраслевой сфере и взаимодополняющих друг друга.

2) Региональный кластер – это экономическая агломерация фирм, работающих с синергетических эффектом в одной или нескольких родственных отраслях экономики, расположенных в одном регионе.

3) Регионально-отраслевой кластер – это группа компаний и взаимосвязанных с ними предприятий (образовательные учреждения, органы государственного управления и др.), расположенных на одной территории и принадлежащих одновременно к определенной отрасли хозяйствования и взаимодействующие с географически отдаленными предприятиями данной отрасли.

В общем случае, проанализировав организации, входящие в кластер, можно выделить 4 основные группы (так называемые «подкластеры») субъектов хозяйствования: научно-исследовательские предприятия (НИИ), предприятия малого и среднего бизнеса, образовательные учреждения и промышленные предприятия.

Создаваемый в Жуковском авиационный кластер НЦА можно трактовать как регионально-отраслевой: с одной стороны он направлен на повышение эффективности работы в авиационной отрасли, с другой стороны одной из задач НЦА является использование всего потенциала города и улучшение его экономического положения.

Таким образом, отраслевая составляющая данного кластера определяется спецификой деятельности в авиационной отрасли, где существует четко выстроенная «производственная» цепочка: НИИ↔ОКБ↔Завод.

Региональная же составляющая кластера обусловлена тем, что он создается на определенной территории и, как уже говорилось, одной из его задач является развитие всего города Жуковского. При этом взаимосвязь между «подкластерами» региональной специфики целесообразно основывать на так называемой «цепочки создания нового продукта», суть которой заключается в том, что процесс разработки нового продукта проходит в несколько стадий. [4].

Процесс создания нового товара или услуги требует согласованной работы различных типов субъектов хозяйствования на соответствующих этапах. Один из наиболее широко применяемых вариантов коммерциализации разработок на Западе представлен на рис. 1:

Рис. 1. Организации, работающие на разных этапах создания нового продукта

Исходя из этого, суть региональной составляющей кластера заключается в том, что инновационные разработки из подкластера «НИИ» переходит в подкластер «Инновационного малого и среднего бизнеса», где данные разработки доводятся до уровня готовой технологии. Далее уже готовая технология переходит в подкластер «Промышленных предприятий», где происходит ее массовое тиражирование. Предлагаемая модель регионально-отраслевого кластера НЦА представлена на рис. 2:

Рис. 2: Модель регионально-отраслевого авиационного кластера НЦА

Влияние создаваемого кластера на НИИ авиационной отрасли. Говоря о современном положении НИИ, можно сделать общий вывод, что на сегодняшний день во многих институтах существует ряд проблем, наиболее серьезной из которых является недостаточное финансирование: средств от заказов НИР часто не достаточно для содержания масштабной экспериментальной базы институтов, а средства, поступающие из государственного бюджета. Помимо проблем с финансированием остро стоит проблема нехватки квалифицированных кадров: молодежь идет работать в НИИ не очень охотно, а приход в год 30-35 молодых специалистов не компенсирует даже простое воспроизводство [5]. Авиационные исследовательские предприятия, как правило, имеют большое количество конверсионных разработок, которые могли бы быть успешно применены в гражданской сфере и приносили бы дополнительные инвестиции, но из-за сложностей на предприятиях, отсутствия необходимой инфраструктуры данные разработки не реализуются в полной мере.

Создание кластера будет способствовать улучшению ситуации на исследовательских предприятиях, так как кластерная политика включает в себя:

¾ ликвидацию барьеров для создания и реализации инноваций;

¾ привлечение инвестиций для построения инфраструктурных объектов;

¾ инвестирование в человеческий капитал.

Но самого главное, что в эффективно функционирующих инновационных кластерах ускоряется инновационный процесс, а участники кластера получают ряд существенных преимуществ таких, как повышение восприимчивости к инновациям, рационализация бизнеса, опережающий рост производительности и т.д. [6]

Но вместе с тем, при создании кластерной структуры существенно усилиться конкуренция между входящими в кластер предприятиями, которая может еще больше усугубить и без того тяжелое состояние НИИ. Для того чтобы этого не произошло, предприятию следует сформировать свою стратегию развития, которая позволит занять в кластере лидирующие позиции.

Развитие инновационной деятельности предприятия как способ адаптации НИИ к изменяющимся условиям. Принимая во внимание то, что ключевой задачей инновационного кластера является повышение инновационной активности предприятий и стимулирование создания и реализаций инноваций на рынке, лидирующие позиции в данной кластерной структуре сможет занять лишь та организация, которая способна осуществлять свою инновационную деятельность на достаточно высоком уровне.

Под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на коммерциализацию имеющихся знаний и технологий. Результатами инновационной деятельности могут быть совершенно новые товары или услуги, не имеющие аналогов, либо уже существующие товары, но с новыми качествами.

Таким образом, на сегодняшний день складывается такая ситуация, что только через развитие инновационной деятельности российские НИИ смогут адаптироваться к рыночным условиям и повысить свою конкурентоспособность на рынке. [7]

Для того чтобы правильно сформировать стратегию повышения эффективности инновационной деятельности, предприятию необходимо провести серьезный анализ внешней и внутренней среды, выделить наиболее серьезные проблемы как в инновационной деятельности, так и в повседневной хозяйственной деятельности компании. Также организация должна четко осознавать конечную цель: чего хочет добиться предприятие за счет развития инновационной деятельности, и какое положение оно стремиться занять на рынке.

На сегодняшний день большинство НИИ, расположенных на территории г. Жуковского, можно описать как «наемных исполнителей НИРовских заказов». Конечной целью развития инновационной деятельности организации можно считать переход в разряд «самостоятельного предпринимателя и разработчика». Данный переход будет способствовать притоку инвестиций и, тем самым, позволит решить наиболее серьезные проблемы НИИ: улучшить финансовое положение и привлечь квалифицированных специалистов. Подобная практика работы НИИ, а именно предложение и разработка научных проектов «под ключ» для конкретных заказчиков, широко распространена в Европе и США, где свыше 80% научных и опытно-конструкторских разработок финансируются за счет частных инвестиций.

Следующим этапом разработки стратегии развития инновационной деятельности после анализа внешней и внутренней среды и постановки цели является формирование оптимального «портфеля» мероприятий, который способствует развитию деятельности организации в выбранном направлении.

Таким образом, по результатам статьи можно составить алгоритм действий, которые необходимо предпринять НИИ для успешной адаптации к изменяющимся внешним условиям, связанным с созданием регионально-отраслевого кластера:

  • Проанализировать ситуацию создания кластерной структуры и построить ее модель.
  • Провести STEP- и SWOT-анализы и выявить проблемы в деятельности НИИ, представляющие реальные угрозы для успешной деятельности предприятия в кластере.
  • Сформировать «портфель» инновационных мероприятий, способствующих решению выявленных проблем НИИ
  • Оценить затраты на внедрение предлагаемых мероприятий в хозяйственную деятельность организации и составить план-график реализации сформированного «портфеля» проектов.

  • Источники:

    1. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой, статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_171.html.
    2. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. – №5.
    3. Michael Porter. The Competitive Advantage of Nations.
    4. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. – М.: АНХ, 2003.
    5. Чернышев С.Л. Мировое лидерство ЦАГИ бесспорно во многом // Авиапанорама. – 2008. – №5.
    6. Бирюков А.В. Преимущества современных инновационных кластеров // Транспортное дело России. – 2009. – №1.
    7. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры, Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regions.extech.ru/.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:06:32