О социально-гигиеническом мониторинге на современном этапе

Иваненко А.В., Сафонова С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иваненко А.В., Сафонова С.Г. О социально-гигиеническом мониторинге на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 110-112.

Аннотация:
В условиях перехода к рыночной экономике государственный санитарно-эпидемиологический надзор продолжает оставаться важнейшим механизмом госуправления и контроля над обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, особенно в таких крупных городах-мегаполисах, каким является г.Москва. Более того, его роль и значимость многократно возрастают в связи с беспрецедентным ростом новых участников рынка и источников информации.

Ключевые слова: Москва, санитарно-эпидемиологическое благополучие, мониторинг



В условиях перехода к рыночной экономике государственный санитарно-эпидемиологический надзор продолжает оставаться важнейшим механизмом госуправления и контроля над обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, особенно в таких крупных городах-мегаполисах, каким является г. Москва. Более того, его роль и значимость многократно возрастают в связи с беспрецедентным ростом новых участников рынка и источников информации.

Укрепление роли государства в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения – основная функция Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, созданной в системе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В связи с этим, возникает необходимость в пересмотре и обосновании ключевых приоритетов государственного регулирования санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная проблема выходит на первый план и в связи с проводимой в настоящее время административной реформой федеральных органов, требующей, в первую очередь, надежной информационной поддержки.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организация проведения социально-гигиенического мониторинга является одним из приоритетных направлений в деятельности Службы как основной источник информации о процессах изменения в состоянии здоровья населения и среды его обитания.

Учитывая широкую гамму рыночных субъектов мегаполиса, деятельность которых несет в себе элемент угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию города, Центру госсанэпиднадзора в г. Москве для удерживания контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией в городе постоянно требуется своевременная и объективная информация о ней. Это диктует необходимость трансформировать и совершенствовать систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области создания технологий сбора, хранения и анализа информации о проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во всех сферах хозяйственной деятельности города.

Система организации проведения социально-гигиенического мониторинга в г. Москве затрагивает методические особенности контроля, технологию осуществления государственного регулирования безопасности для человека продукции, работ и услуг. В ряду важнейших приоритетов по данным оценки программы и концепции социально-гигиенического мониторинга, очевидно, социально-гигиенический мониторинг должен оставаться государственным инструментом по формированию и принятию адекватных решений в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в городе.

Следовательно, государство должно оставить за собой осуществление процессов регулирования и координации социально-гигиенического мониторинга в порядке проведения госсанэпиднадзора на основе действующего законодательства, прежде всего Федерального закона «О техническом регулировании».

Аналитические обобщения и экспертные оценки информации в системе социально-гигиенического мониторинга позволяют получать системные представления о ситуации для принятия оперативных управленческих решений и разрабатывать комплекс приоритетных, оптимизационных мероприятий профилактической и оздоровительной направленности. Эти соображения продиктованы тем, что только по унифицированным данным социально-гигиенического мониторинга можно дать оценку эффективности санитарно-противоэпидемических мероприятий в г. Москве. Сохранение государственного характера программы социально-гигиенического мониторинга в мегаполисе позволяет принимать своевременные корректные управленческие решения.

Управление эпидпроцессом и принятие адекватных решений по санитарно-эпидемиологическому контролю в крупном мегаполисе в полной мере возможно только с позиций государственного характера принятия управленческих решений на основе объективных баз данных, что продиктовано особенностями управления эпидпроцессом в современных рыночных условиях ведения хозяйства.

Цель и задачи ведения социально-гигиенического мониторинга для города в целом совпадают с функцией эпидемиологического надзора: сбор и передача информации – информационная подсистема; обработка и анализ информации, оценка риска здоровью – диагностическая подсистема; и, наконец, разработка целевых программ по охране здоровья населения, оздоровлению среды обитания и подготовка Государственных докладов – управленческая подсистема эпиднадзора.

В городе создан информационно-аналитический комплекс автоматизированных систем мониторинга инфекционной заболеваемости, позволяющий осуществлять детальное наблюдение за эпидемическим процессом ряда наиболее важных для Москвы инфекционных болезней.

Для дальнейшего развития системы социально-гигиенического мониторинга большое значение имеют наработанные документы и практический опыт ведения социально-гигиенического мониторинга, совершенствование информационно-аналитических баз данных и механизмов принятия корректирующих решений по данным анализа поступающей информации. Целесообразно учитывать положения Плана мероприятий на 2003-2006 гг. по выполнению распоряжения Правительства Москвы №1262-РП от 25.12.2000 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 №426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге».

План прошел длительный процесс согласования со всеми организациями-участниками системы социально-гигиенического мониторинга: Департаментами здравоохранения, образования, природопользования и охраны окружающей среды, потребительского рынка и услуг, продовольственных ресурсов Правительства Москвы, ГУ Московский ЦГМС-Р, ГПУ «Мосэкомониторинг», МосНПО «Радон», ГУП «Мосводоканал», Мосгоркомстат, Управлением Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по г. Москве и др.

В новый План вошли мероприятия:

‑ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

‑ предотвращения неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье москвичей;

‑ совершенствования научно-методического обеспечения социально- гигиенического мониторинга, в том числе улучшения Городского информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга;

‑ по участию в проведении НИР и НИОКР;

‑ по контролю и выполнению постановлений Правительства Москвы, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

‑ развития и внедрения информационных технологий при ведении системы социально-гигиенического мониторинга.

В настоящее время для Москвы создана единая автоматизированная информационно-аналитическая система социально-гигиенического мониторинга, обеспечивающая обмен данными о состояния среды обитания и здоровья населения между всеми организациями-участниками СГМ. Разработаны единые способы обработки и передачи информации для совмещения информационных потоков и создания единого информационного пространства.

АИС СГМ обеспечивает слежение за загрязнением атмосферного воздуха, которое осуществляется организациями различной ведомственной и государственной принадлежности. Информация о качестве атмосферного воздуха поступает в Центр госсанэпиднадзора в г. Москве, где формируется единый банк данных и проводится анализ и оценка ситуации.

Автомобильный транспорт продолжает оставаться наиболее мощным источником негативного воздействия на окружающую среду. По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы ежегодный вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет 83% или 900 тыс. тонн. Использование альтернативных видов топлива (диметилового эфира) для бензиновых двигателей, который на порядок меньше загрязняет воздух города, - одно из направлений, принятых Правительством Москвы по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга.

Развитие системы социально-гигиенического мониторинга позволило перейти к использованию международно-признанной методологии оценки риска здоровью населения от воздействия факторов окружающей среды, вплотную подойти к оценке стоимости ущерба. Использование данной методологии в практической деятельности дало возможность устанавливать достоверные причинно-следственные связи в системе «среда-здоровье», определять конкретные источники опасности.

Так, по результатам работы, проведенной в Северном административном округе, авиационно-строительный завод «Дукс» был выявлен как источник поступления в атмосферный воздух канцерогенного шестивалентного хрома. По предложению госсанэпидслужбы были разработаны мероприятия, направленные на предотвращение выбросов с содержанием шестивалентного хрома. Получен значительный гигиенический эффект.

В летний период 2002 г., когда в Москве сложилась неблагоприятная санитарно-экологическая обстановка, обусловленная загрязнением атмосферного воздуха от лесных пожаров, созданная система социально-гигиенического мониторинга явилась основой для наблюдения за неблагоприятными ситуациями. Подготовлены распорядительные документы Правительства Москвы на случаи возникновения неблагоприятных санитарных и экологических ситуаций.

Проведена оценка риска здоровью населения г. Москвы от выбросов 15 крупных ТЭЦ, размещенных на территории Москвы. Разработаны критерии и методы ранжирования опасности основных компонентов выбросов ТЭЦ с учетом суммарной годовой эмиссии, канцерогенного и неканцерогенного воздействия выбросов и численности населения, подверженного экспозиции.

По результатам ведения социально-гигиенического мониторинга в целях улучшения качества питьевой воды Правительством Москвы разработана и утверждена Программа мероприятий по обеспечению устойчивого водоснабжения Москвы на период до 2010 г., в ходе выполнения которой внедряются методы более глубокой очистки воды с применением мембранных технологий и озонирования.

В последние годы в Москве большое внимание уделяется гигиенической оценке качества и безопасности почвы. Активно решаются вопросы мониторинга загрязнения почв города на территориях повышенного риска - детских дошкольных и школьных учреждениях, селитебных территориях, территориях ЛПУ и др. Осуществляется мониторинг за грунтом, перемещаемым в ходе проведения строительных работ. Создана информационная база данных о состоянии загрязнения почвы в г. Москве.

Приведенное выше демонстрирует государственную значимость концепции и технологии ведения системы социально-гигиенического мониторинга для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и среды его обитания.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:57:40