Информационная база мониторинга инновационного потенциала промышленного предприятия

Круглов А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (48), Декабрь 2010

Цитировать:
Круглов А.В. Информационная база мониторинга инновационного потенциала промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 78-81.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341417
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается значение мониторинга инновационного потенциала промышленных предприятий и особенности его информационного обеспечения. Особое внимание уделено вопросам анализа источников информации для оценки инновационного потенциала: проведен анализ действующих форм статистической отчетности и предложены показатели, которые необходимо получить через опрос компаний.

Ключевые слова: промышленные предприятия, мониторинг, инновационный потенциал



В настоящее время для многих промышленных предприятий возможность изменяться, а также изменять свою продукцию и поведение на рынке становится решающим фактором успеха. Поэтому значение инновационной составляющей в деятельности компаний возрастает и приводит к необходимости оценки собственных инновационных возможностей.

Мониторинг инновационного потенциала

Сложившиеся требования к формированию инновационной экономики обусловливают необходимость создания современной системы информационного обеспечения инновационной политики в целях оперативного учета и возможности государственной поддержки инновационного развития промышленных предприятий России. Подобной системой сбора информации может стать мониторинг инновационного потенциала промышленных предприятий, который представляет собой «эффективную комплексную систему оперативного наблюдения за состоянием сферы науки и инноваций в регионе, в промышленности в частности, и воздействующими на нее факторами» [2].

Осуществление мониторинга предполагает «специально организованную и постоянно действующую систему сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитиче ских обследований (опросы населения и т.п.) и оценки состояния, тенденций развития и остроты региональных проблем» [4].

Показатели мониторинга инновационного потенциала промышленного предприятия могут быть структурированы по 3 направлениям:

•характеристики развития предприятия и инновационные ориентиры;

• показатели инновационного потенциала предприятия;

• характеристики инновационной активности.

К первой группе показателей можно отнести: объем отгруженной продукции, долю предприятия во внутренне региональном продукте, величину налоговых отчислений, долю продукции, отгруженной за пределы региона, производительность труда, численность и структуру работающих, уровень конкурентоспособности, затраты на исследования и разработки, стоимость основных фондов, средний возраст оборудования, коэффициент обновления оборудования, объем инвестиций в основной капитал, объем и структуру нематериальных активов.

Вторая группа показателей включает: затраты на обучение сотрудников, наличие кафедр вузов и НИИ на предприятии, наличие инфраструктурных центров поддержки инноваций, количество законченных НИОКР, количество патентов, источники финансирования инновационной деятельности.

Третья группа показателей определяется через объем инновационной продукции, показатели новизны продукции, структуру затрат, объем и структуру инвестиций, направленных на создание инноваций, долю затрат на инновационную деятельность, уровень инновационной культуры, факторы, сдерживающие инновационную деятельность.

Цифры не молчат…

Если ряд показателей содержится в формах государственной статистической отчетности – форма №4-инновация, форма №1-вывоз, форма №2-наука, форма №11, форма №П-2, форма №1-предприятие, – то часть предложенных характеристик можно получить только при проведении мониторинга инновационного потенциала от самих промышленных предприятий. Назовем такие показатели мониторинговыми.

Рассмотрим целесообразность и необходимость введения мониторинговых показателей и их использование для оценки инновационного потенциала промышленных предприятий.

Так, доля предприятия во внутреннем региональном продукте призвана отразить значение предприятия для экономики региона. Величина налоговых отчислений показывает эффективность работы предприятия, прозрачность ведения бухгалтерии и призвана также отразить роль предприятия в экономике региона. Эти показатели могут служить индикатором для введения налоговых преференций органами власти для инновационноактивных пред приятий.

Кадровый потенциал предприятия отражает структуру персонала и уровень его квалификации (долю работников с высшим образованием). Инновационный потенциал предприятия характеризуется через кадры неоднозначно. Очевидно, что чем выше квалификация персонала, тем выше инновационный потенциал предприятия. При этом увеличение или снижение численности работающих может как положительно, так и отрицательно сказываться на потенциале предприятия. И здесь требуется знание не только информации о количестве работающих, но также половозрастной и профессионально-квалификационной структуры.

Необходимо рассматривать при этом кадровые изменения в совокупности с другими характеристиками деятельности предприятия. Так, снижение численности персонала может свидетельствовать как о снижении инновационного потенциала, в случае снижения объемов производства, так и об увеличении инновационного потенциала в случае сохранения прежних объемов производства или их роста. То есть при сокращении численности персонала возможно увеличение производительности труда, вызванное механизацией производства и/или повышением квалификационных характеристик персонала, что увеличивает инновационный потенциал предприятия.

Обратная ситуация, если численность персонала вырастет, то при увеличении объемов производства нельзя однозначно говорить об увеличении инновационного потенциала, так как это будет экстенсивным развитием, не связанным с инновационным, если не будет увеличение парка технологического оборудования. С другой стороны, рост персонала при неизменном объеме выпуска, будет информировать об увеличении затрат и сокращении инновационного потенциала.

Уровень конкурентоспособности может быть определен самим предприятием по градуированным оценкам: высокий, средний, недостаточныя о его положении на рынке, а, соответственно, и восприятии необходимости проведения инновационных преобразований.

Наличие структурных подразделений предприятия, выполняющих функцию генерации новых знаний и условий их применения на практике (филиалы отраслевых НИИ, заводские исследовательские лаборатории и другие подразделения, осуществляющие на постоянной основе научно-техническую деятельность), увеличивает инновационный потенциал предприятия.

Важнейшей характеристикой эффективности проводимых исследований является количество законченных НИОКР. Данный показатель характеризует инновации, доведенные до стадии производства, поэтому прямо влияет на величину инновационного потенциала предприятия.

Уровень инновационной культуры – показатель, указывающий на степень восприимчивости персонала к нововведениям, мотивацию к инновационной деятельности и др. Так как он является результатом субъективной оценки руководителями своего персонала, можно говорить о проблемах, которые сдерживают инновационное развитие предприятия и необходимости стимулирования персонала к инновационной деятельности.

Вывод

На основе данных государственной статистики невозможно комплексно оценить инновационный потенциал промышленных предприятий. Мониторинг, являясь действенным инструментом оценки инновационного потенциала промышленных предприятий, способен предоставить необходимую информационную базу для органов власти и предприятий, которая призвана не только оценить процессы, происходящие на предприятии, но и спрогнозировать характер и пути дальнейшего развития, как самого предприятия, так и территории, на которой оно функционирует.

Схема проведения мониторинга будет отличаться при его осуществлении по инициативе самого предприятия, организаций и объединений промышленных предприятий или органов власти различного уровня. Кроме того, на мониторинговые взаимодействия субъекта и объекта исследования будет накладывать отпечаток стадия жизненного цикла промышленного предприятия [1, 3].


Источники:

1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: учебное пособие. – Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
2. Мониторинг научно-технического и инновационного потенциала Тверской области: основные положения, методические материалы, условия проведения. – Тверь: Тверской ИнноЦентр, 2005.
3. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
4. http://studyspace.ru/regionalnayaekonomika./vopros-27.-monitoringi-tehnologii-monitoringa-v-menedzhmente.-suschnost-i-funk.html (дата обращения: 14.05.2010).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:13:53