Естественный «отбор»: стратегия слияния и поглощения предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гречухин Р.А. Естественный «отбор»: стратегия слияния и поглощения предприятий // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 89-94.
Аннотация:
Для того, чтобы преуспеть в современном быстроменяющемся мире, мире информационных технологий, глобализации рынков, транснациональных корпораций, коренных структурных преобразований, компании необходимо быть гибкой и ясно понимать свои стратегические цели, регулярно пересматривать стратегию своего развития. В последнее время стратегический менеджмент занимает все большее место в управлении предприятиями, а сделки по слияниям и поглощениям все чаще рассматриваются как предпочтительная стратегия корпоративного развития.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, сделки слияния и поглощения
Для того, чтобы преуспеть в современном быстроменяющемся мире, мире информационных технологий, глобализации рынков, транснациональных корпораций, коренных структурных преобразований, компании необходимо быть гибкой и ясно понимать свои стратегические цели, регулярно пересматривать стратегию своего развития. В последнее время стратегический менеджмент занимает все большее место в управлении предприятиями, а сделки по слияниям и поглощениям все чаще рассматриваются как предпочтительная стратегия корпоративного развития.
Тема слияний и поглощений обычно вызывает жаркие дискуссии. Сталкиваются абсолютно противоположные точки зрения на целесообразность и эффективность подобной стратегии развития компании: от взгляда, что слияния - это способ быстрого повышения результативности деятельности предприятия, до убеждения, что все сделки по слияниям и поглощениям отражают лишь властные инстинкты менеджеров, что в дальнейшем только снижает результативность деятельности предприятия.
Нередко можно встретить негативные комментарии к сделкам по слияниям и поглощениям, в которых заявляется, что определенные финансово-промышленные группы захватывают, «отбирают» чужие предприятия. Действительно, неразборчивость в методах и использование не совсем законных способов проведения сделок в нашей стране сформировали отношение к этому явлению, как к «захвату». Но как бы то ни было, такое явление существует и активно используется стратегами корпоративного строительства. Попробуем проанализировать феномен слияний и поглощений с позиции стратегического менеджмента и разобраться, в чем же состоят объективные причины таких сделок и в чем заключена их экономическая сущность.
Слияния и поглощения – это общее название для сделок, в результате которых приобретается контроль над другим предприятием либо путем объединения примерно равных бизнесов, когда образуется новая компания (слияние), либо когда более крупная компания интегрирует в свою структуру бизнес меньшей компании (поглощение).
Различают три типа слияний и поглощений предприятий:
‑ горизонтальные (объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства);
‑ вертикальные (объединение через покупку компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта). Другими словами, это расширение компанией-покупателем своей деятельности либо на предшествующих производственных стадиях вплоть до источников сырья, либо на последующих - до конечного потребителя;
‑ конгломератные (объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности). Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе.
Если в 1960-70-е годы в мире наиболее распространены были слияния и поглощения конгломератного типа, то на протяжении последних пятнадцати лет доля горизонтальных слияний и поглощений явно превалирует, а удельный вес вертикальных слияний и поглощений не превышает от общего количества 10% [2].
Сделки, связанные со слиянием и поглощением компаний, естественны для рыночной экономики. В условиях закрепленных прав собственности, открытости информации и конкуренции смена собственников компаний неизбежна. По статистике в периоды структурных изменений, промышленных кризисов и подъемов, инфляции, технологических революций, когда происходит существенная организационная перестройка экономики и переоценка ее активов, экономическая система временно выходит из равновесия, и количество таких сделок увеличивается.
Целью для поглощения становятся, в первую очередь, привлекательные и недооцененные активы компании. Причины недооценки могут быть как внутренние, так и внешние. Хотя если компания просчиталась или не смогла подготовиться к новым внешним условиям, то с известным допущением эта причина также может быть отнесена к внутренней. Так, «естественным» образом появляются желающие избавиться от обесценивающегося актива и желающие его купить. Приобрести компанию и ее активы стремится тот, кто считает, что может их лучше использовать, то есть более эффективная структура, «более сильный».
Стремление к расширению масштабов деятельности является неотъемлемой чертой любого бизнеса. Крупные компании постоянно стремятся изыскивать дополнительные источники расширения своей деятельности. И это естественно. Есть множество способов для расширения, однако в целом ряде случаев сделки по слияниям и поглощениям являются более предпочтительными с позиции эффективности. Основное преимущество таких сделок, по сравнению с созданием нового предприятия или расширения масштабов действующего, заключается в скорости и экономии времени, что в условиях развитых информационных и телекоммуникационных технологий, быстрой смены внешних условий или правил игры становится решающим фактором успеха. «Непрерывное изменение внутренней и внешней среды обусловливает постоянное изменение и корректировку стратегии компании. В эпоху Интернета экономическая среда меняется так быстро, что многие компании пересматривают стратегию ежеквартально» [3].
Выделяют три группы мотивов сделок по слиянию и поглощению [4].
Первая группа – «мотивы уменьшения оттока ресурсов»: а) получение экономии на издержках благодаря эффекту масштаба; б) централизация отдельных функций; в) сокращение административных расходов; г) ликвидация дублирования функций; д) объединение НИОКР; е) получение дорогостоящих технологий; ж) более дешевый доступ к информации; з) уменьшение стоимости кредита.
Вторая группа –мотивы увеличения/стабилизации притока ресурсов: а) диверсификация бизнеса; б) мотив монополии; в) повышение кредитоспособности; г) взаимодополнение ресурсов.
Третья группа – «нейтральные по отношению к движению ресурсов мотивы»: а) разница между рыночной и балансовой/ликвидационной стоимостями; б) защита от поглощения; в) эгоистические мотивы менеджеров.
Следует отметить, что одним из наиболее часто приводимых доводов в пользу стратегии слияния и поглощения является экономия на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию. За ним по популярности следует аргумент, заключающийся в возможности экономии от сокращения административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата. Сравнительно меньшее значение имеет экономия на масштабах производства (снижение текущих издержек производства), хотя она также весьма существенна.
Слияния и поглощения предприятий являются одной из важных стратегий развития компании. Эта стратегия позволяет компаниям быстро приобрести портфель «экономико-географических активов» (который превратился в один из ключевых источников конкурентного преимущества в условиях глобализации экономики), новые технологии, достичь синергетического эффекта за счет снижения издержек вследствие экономии на масштабе, возможность приобрести недооцененные активы. Также к преимуществам стратегии слияний и поглощений нужно отнести то, что при этом происходит ослабление конкуренции, происходит быстрая «покупка» доли рынка.
Использование такой стратегии значительно повышает гибкость компании, ее способность оперативно реагировать на новые условия. Но за гибкость нужно платить – такая стратегия развития дороже и более рискованна по сравнению с другими, например, с эволюционным расширением масштабов действующего бизнеса.
Стратегия роста, ориентированная на слияния и поглощения связана со значительными финансовыми затратами. Сделки связаны с высокими рисками (полностью предусмотреть все последствия сделки невозможно). В случае неверной оценки стоимости компании и рыночной ситуации возможны значительные потери. Кроме того, существует сложность интеграции компаний, особенно, если они действуют в разных сферах.
Фактический результат от сделки слияния или поглощения часто отличается от ожидаемого. Во многих случаях эксперты высказывают опасения, что компании столкнутся с серьезными трудностями при интеграции своих операций, и объединение не решит проблем, стоящих перед обеими компаниями. То есть негативные последствия могут перекрыть положительный эффект.
По данным Mergers & Acquisitions Journal 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные бизнес-единицы.
Итак, сделки по слиянию и поглощению обусловлены естественными причинами, стратегия слияний и поглощений имеет ряд достоинств, но из-за высоких рисков запланированные цели могут быть не достигнуты. Поэтому, несмотря на скорость проведения большинства сделок по слияниям и поглощениям, необходимо тщательно просчитывать основные эффекты и результаты от их реализации.
В последние годы в России наблюдается повышенный интерес к слияниям и поглощениям предприятий. Это связано с большими доходами от экспорта и структурными изменениями национальной экономики. Согласно исследованию, проведенному компанией Ernst & Young, объем внутрироссийских сделок по слияниям и поглощениям в 2003 году вырос на 45 % и достиг $12,9 млрд. Отдельные компании скопили значительные средства и стремятся вложить их в другие отрасли. Так, например, в пищевой промышленности, сельском хозяйстве, розничной торговле и других отраслях наблюдается только начало концентрации производств и еще есть значительный резерв для укрупнения. Кроме того, очевидно, что российским компаниям не удастся избежать тенденции к укрупнению капитала, если они хотят быть конкурентоспособными как на локальном, так и на международном уровне.
Однако отсутствие тщательной научной проработки задач слияния и поглощения предприятий, а также значительного опыта в данной области в нашей стране являются причинами неудач при их реализации. Использование же не всегда цивилизованных методов в дальнейшем будет сдерживать применение этого инструмента для эффективного достижения стратегических целей компаний.
Источники:
2. Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний: характеристика современной волны //Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 1.
3. Томпсон-мл., Артур, А., Стрикленд III, А., Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.
4. Анализ основных мотивов слияний и поглощений //Менеджмент в России и за рубежом, 2001. № 5.
5. Слияния и поглощения для реструктуризации и повышения прибыльности бизнеса. Андрей Маршак, ИК "Атон", http://www.e-xecutive.ru/analytics/article_936
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:58:57