Возможности эффективной репатриации капиталов на основе финансовой амнистии

Духаев А.Д.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (65), Май 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Духаев А.Д. Возможности эффективной репатриации капиталов на основе финансовой амнистии // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 5. – С. 8-12.

Аннотация:
Одним из значимых факторов активизации инвестиционных процессов в предпринимательской деятельности является репатриация, т.е. возвращение капиталов (в том числе вложенных за рубежом) для наращивания внутренних инвестиций. Это возможно путем финансовой амнистии собственников капитала.

Ключевые слова: инвестиции, капитал, инвестиционный процесс, финансовые амнистии, репатриация



Одним из значимых факторов активизации инвестиционных процессов в предпринимательской деятельности является репатриация [1], т.е. возвращение капиталов (в том числе вложенных за рубежом) для наращивания внутренних инвестиций [2]. Это возможно путем финансовой амнистии собственников капитала.

Анализ мирового опыта проведения финансовых амнистий показывает, что государство может добиться увеличения своих доходов за счет трех амнистируемых источников. Это:

1. Крупные неучтенные доходы, оставшиеся в национальной экономике, но циркулирующие в рамках ее теневого сектора. Амнистия вводится в данном случае для того, чтобы увеличить текущие поступления от налогов, и для того, чтобы уменьшить масштаб нелегальной экономической активности, а также с целью роста будущих налоговых доходов.

2. Выплата задолженности теми, кто неумышленно недоплатил налоги, но не поставил в известность соответствующие органы, боясь наказания за уклонение от их уплаты.

3. Собственно вывезенный капитал. По различным экспертным оценкам, средства, вывезенные российскими гражданами за границу, ‑ реальный, значительный по объему и внутренний по своей природе источник инвестиций в российскую экономику. Его потенциал (отток капитала оценивается десятками миллиардов долларов ежегодно на протяжении многих лет) значительно превышает полученные Россией официальные кредиты международных финансовых организаций. По нашему мнению, государственная программа репатриации капитала может быть целесообразной, даже если удастся вернуть только 5% вывезенных средств.

Реальность репатриации капиталов в российскую экономику определяется внешними и внутренними политико-экономическими условиями. В качестве основного внешнего условия выступает наблюдающееся в последнее время изменение отношения международного сообщества (и, следовательно, западных банковских структур) к российскому капиталу в целом. Именно сейчас, в условиях развернувшейся на Западе борьбы с «отмыванием» преступных доходов, под самое пристальное внимание зарубежных правоохранительных органов попадают практически все крупные капиталы российского происхождения и капиталы из оффшорных зон. Даже если капитал получен абсолютно законным путем, арест и замораживание счетов на период проведения расследования способны причинить значительный ущерб владельцам этих капиталов. Таким образом, ужесточение на международном уровне борьбы с «отмыванием» средств, полученных преступным путем, образно говоря, подталкивает вывезенный капитал к возвращению в Россию.

К внутренним условиям следует отнести, прежде всего, наметившуюся в нашей стране политическую стабильность, повышающую привлекательность российской экономики для потенциальных инвесторов. Сегодня им все труднее игнорировать более высокий уровень прибыльности от вложения в российскую экономику, чем в западных странах. Кроме того, собственники вывезенного из России капитала лучше знают специфику российского бизнеса, нежели зарубежного, имеют более полное представление именно о российском законодательстве, располагают существенно более обширными связями в среде отечественных предпринимателей. В конечном счете, на развивающихся рынках, к которым относится и российский, всегда больше незанятых ниш.

Несмотря на сочетание внешних и внутренних аргументов в пользу репатриации российского капитала, он пока не спешит вернуться на родину. Причина в том, что чаще всего этот капитал был либо получен в результате совершения экономического преступления, либо нелегально вывезен из страны, и возвращение такого капитала в Россию повлечет за собой неблагоприятные правовые последствия для его владельца.

Следовательно, возврат вывезенного российского капитала возможен только «в обмен на его прощение», то есть при обязательной финансовой амнистии. При этом под амнистией должно пониматься полное или частичное освобождение от ответственности за любые экономические правонарушения, предоставляемое в обмен на возврат во внутренний экономический оборот изъятых из него средств, где бы они ни находились. Налоговая амнистия – освобождение от ответственности за неуплату налогов, предоставляемое в случае добровольного погашения задолженности.

Анализ опыта иностранных государств в вопросе репатриации капитала позволяет утверждать, что финансовая амнистия может быть успешной при соблюдении нескольких обязательных условий. Она должна:

‑ восприниматься обществом как разовая мера. Многие страны, многократно проводившие налоговую амнистию, столкнулись с тем, что после первой амнистии все последующие давали незначительный результат или вообще не имели успеха;

‑ проводиться одновременно с укреплением существующей системы контроля за исполнением законов и пересмотром системы сборов налогов. Общество необходимо убедить в том, что после проведения амнистии уклонение от уплаты налогов, успешно практиковавшееся ранее, станет невозможным;

‑ являться составной частью пакета налоговых реформ. Амнистия может дать дополнительные доходы в бюджет, но государство должно решать более фундаментальные экономические проблемы, которые, возможно, и породили практику уклонения от уплаты налогов. В ином случае амнистия может интерпретироваться просто как признак неспособности правительства обеспечить исполнение налогового законодательства.

Говоря о концепции создания правовых основ для возврата капитала в Россию, следует отметить несколько принципиальных моментов. Как показывает практика, российский капитал, вывезенный за границу, с точки зрения законности источника его происхождения создавался:

1) в результате деятельности, которая являлась преступной в соответствии с уголовным законодательством СССР и перестала считаться таковой после проведения политических и экономических реформ (валютные операции, спекуляция, нарушения государственной монополии внешней торговли и др.);

2) в процессе деятельности, которая признавалась прежним уголовным законодательством и признается современным уголовным законом РФ преступной и влечет за собой уголовную ответственность (криминальная деятельность);

3) в результате нелегальной деятельности, которая не признавалась и не признается действующим российским законодательством преступной, но влечет за собой наступление административной ответственности, ответственности за нарушение налогового, таможенного, валютного законодательства;

4) в результате легальной деятельности с последующим незаконным вывозом этого капитала за границу.

Различная степень общественной опасности правонарушений в сфере ведения экономической деятельности позволяет утверждать, что способы выведения капитала из легального оборота могут получить различную правовую оценку. Это автоматически влечет за собой и различные правовые последствия, возникающие как по отношению к предмету правонарушения (финансовым средствам, выведенным из легального оборота), так и по отношению к субъекту правонарушения (физическому или юридическому лицу, нарушившему законодательство в сфере осуществления предпринимательской деятельности).

Криминальный капитал, связанный с тяжкими преступлениями (убийство, терроризм, торговля оружием, наркотиками, похищение людей), разумеется, не может претендовать на перевод его в легальную экономику через государствен­ную программу, направленную на репатриацию капитала, а его собственник, естественно, не подлежит амнистии.

Следовательно, амнистия должна распространяться исключительно на экономические преступления средней тяжести. В перечень составов преступлений, подпадающих под экономическую амнистию, очевидно, могут быть включены только преступления в экономической сфере и преступления против интересов службы в коммерческих организациях, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ, не превышает нескольких лет лишения свободы.

Очевидно также, что для того, чтобы программа по репатриации российского капитала была выгодной не только для собственников капитала, но и для государства и российского общества в целом, амнистия не должна быть безусловной. Иными словами, в акте об амнистии, помимо перечня амнистируемых преступлений, должны быть четко раскрыты условия, при выполнении которых собственник капитала, полученного преступным путем, не подлежит уголовной ответственности.

[1] Репатриация – от лат. repatriare ‑ возвращение на Родину

[2] Большой экономический словарь – М.: Книжный мир, 2002, С. 634


Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:14