Региональная конкурентоспособность: предметы конкуренции и методы оценки
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (61), Январь 2005
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Молочников Н.Р. Региональная конкурентоспособность: предметы конкуренции и методы оценки // Российское предпринимательство. – 2005. – Том 6. – № 1. – С. 19-24.
Аннотация:
Развитие региональной конкурентоспособности в России можно рассматривать как один из факторов экономического роста. Любой стране нужны конкурентоспособные регионы. Понимание сущности региональной конкуренции (межрегиональной, а также своеобразного соревнования между городами как местами концентрации экономического и интеллектуального потенциалов регионов) становится все более актуальной задачей в корпоративном взаимодействии регионов любой страны.
Ключевые слова: инвестиционный потенциал региона, межпредпринимательское корпоративное взаимодействие, региональная конкурентоспособность, врп на душу населения
Развитие региональной конкурентоспособности в России можно рассматривать как один из факторов экономического роста. Любой стране нужны конкурентоспособные регионы. Понимание сущности региональной конкуренции (межрегиональной, а также своеобразного соревнования между городами как местами концентрации экономического и интеллектуального потенциалов регионов) становится все более актуальной задачей в корпоративном взаимодействии регионов любой страны.
«Конкурентоспособность региона – это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику» [1].
«Конкурентоспособность региона можно рассматривать как «продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и, в первую очередь, рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами» [2].
Вместе с тем конкурентоспособность региона – это система, состоящая из таких элементов как конкурентный потенциал региона, факторы и условия формирования конкурентной среды, эффективность использования ресурсов, конкурентные преимущества, конкурентные стратегии хозяйствующих субъектов, государственные и рыночные механизмы управления экономическим потенциалом региона для более полного удовлетворения потребностей человека.
Р.А. Фатхутдинов называет следующие группы факторов, определяющих конкурентные преимущества региона:
1) конкурентоспособность страны, в которую входит регион;
2) природно-климатические, географические, экологические и социально-экономические параметры региона;
3) предпринимательская и инновационная активность в регионе;
4) уровень соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
5) уровень международной интеграции и кооперирования региона [3].
К основным факторам региональной конкурентоспособности и национальной экономики можно отнести природные ресурсы, инвестиционный потенциал, уровень доходов населения.
В качестве предметной среды в конкуренции могут выступать:
‑ население;
‑ предприятия (организации);
‑ малый бизнес;
‑ инвестиции в инфраструктуру;
‑ произведенный валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения и т.д.
При этом каждый предмет конкуренции характеризуется соответствующими ключевыми факторами конкурентоспособности региона. Так, например, к таким факторам по предмету конкуренции, характеризующему население, следует отнести природно-климатические условия, уровень заработной платы и систему социальной поддержки населения, культурную среду и систему высшего образования, экологическое благополучие и др.
Развитие конкурентоспособности региона (как и страны в целом) осуществляется по четырем стадиям: конкуренция на основе факторов производства ‑ инвестиций –нововведений – богатства. Следует также отметить, что региональная и, в целом, «национальная конкурентоспособность во многом зависит от уровня развития кластеров отдельных отраслей» [4].
Эффективным методом привлечения инвестиций является региональный маркетинг, который следует рассматривать как разновидность территориального маркетинга в виде комплекса маркетинговых мероприятий, проводимых для нескольких объединивших свои усилия городов в рамках одного региона в форме сетевых национальных организаций – союзов, ассоциаций. При этом за счет стратегической региональной экономической политики интересы региона сочетаются с повышением его инвестиционной привлекательности и качества региональной среды, что и составляет сущность активного применения маркетингового подхода.
Успешному привлечению инвестиционных ресурсов способствуют такие ключевые факторы, как профильность региона; доля частного сектора; уровень развития малого бизнеса; государственные гарантии привлечения инвестиций; создание законодательно-правового механизма защиты инвестиций; поддержка перспективных корпоративных структур; развитие отраслей, играющих роль «связующего звена»; создание специализированного регионального органа для координации инвестиционной деятельности и т.д.
В свою очередь эффективность развития региональной конкурентоспособности зависит от проводимой региональной политики как системы «целей и действий, реализующих интересы государства в отношении регионов и собственные интересы последних методами и способами, учитывающими природу и вектор современной региональной динамики, в структуре внутрирегиональных связей и отношениях трансрегионального обмена» [5]. При этом задачи обеспечения воспроизводственной целостности страны невозможно решить «без создания подлинно рыночного единого и целостного, однородного экономического пространства» [6].
Оценка уровня конкурентоспособности регионов определяет их имидж в межрегиональном и международном пространстве и [7]может быть выполнена на основе следующих методологических подходов:
1) методом активного четырехуровневого позиционирования (определение места и роль региона в различных системах со следующими уровнями, укрепляющими его позиции: внутренний, межрегиональный (макрорегиональный), национальный и международный);
2) ранговым методом (определение места (ранга) региона в системе сопоставляемых регионов);
3) оценкой потенциалов региона – ресурсного, экспортного, качества жизни, финансового, экологического и организационного;
4) оценкой величины и динамики ВРП на душу населения.
Относительно первого метода следует отметить, что внутреннее позиционирование региона осуществляется посредством опросов и анкетирования, в ходе которых определяется значимость региона, его конкурентные преимущества для определенных целевых групп.
Межрегиональный уровень позиционирования предполагает сопоставимый анализ показателей развития, различные региональные рейтинги, экспертные оценки, конкурсы среди регионов и входящих в их состав территориальных образований.
При национальном уровне позиционирования выполняется сопоставимый анализ основных показателей развития в национальном масштабе, различного рода национальные рейтинги регионов. При этом уточняется позиция региона (или крупнейших городов) в национальном масштабе.
К методам международного позиционирования, как правило, относят интернациональные рейтинги по различным характеристикам и сферам развития, международные конкурсы, конференции, выставки, ярмарки, фестивали, специальные международные научные исследования.
Ранговый, второй метод оценки региональной конкурентоспособности предполагает выбор группы нескольких показателей, наиболее ярко характеризующих конкурентоспособность территории в конкретном временном периоде и отражающих тенденции развития региона.
Основными характеристиками третьего метода ‑ ресурсного потенциала региона ‑ являются природные ресурсы и географическое положение, земельные и человеческие ресурсы, основной капитал региона.
В формировании экспортного потенциала региона следует выделить внешние факторы (глобальная конкуренция; межрегиональная конкуренция внутри страны по выходу на внешний рынок; государственная региональная политика) и внутренние (уровень экономического развития региона и емкость внутреннего рынка; экономико-географическое положение (что корреспондирует с характеристиками ресурсного потенциала)).
К основным характеристикам потенциала качества жизни следует отнести уровень социальной защиты, безопасности проживания и развития градостроительства; качество культурной среды; коммунальные услуги.
Финансовый потенциал определяют профицит бюджета, степень бюджетной задолженности, надежность финансовой сферы, параметры инвестиционного климата.
Характеристиками экологического потенциала являются качество воды и воздуха, состояние окружающей среды, экологическая устойчивость.
Основными характеристиками организационного потенциала выступают политическая стабильность в регионе, эффективность структур регионального и муниципального управления и др.
Четвертый метод – оценка ВРП на душу населения – это такой же масштабный фактор региона, как и его территория, численность населения, заселенность, индексы промышленного производства и показатели, отражающие инвестиционную активность региона.
На наш взгляд, такие методические подходы, как ранговый метод, оценка потенциалов региона и оценка ВРП, являются разновидностью позиционирования региона. Одновременно с этим методические подходы – метод активного позиционирования, оценка потенциалов региона, оценка ВРП – заканчиваются определением ранга региона в системе сопоставляемых регионов. При этом ВРП рассматривается как результирующий показатель региональной конкурентоспособности.
* Под регионом здесь и дальше понимается не группа ближайших стран, а «часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения». Словарь иностранных слов.-18-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1989. ‑ С. 431.
[1] Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. - М.: Юристъ, 1999. ‑ С. 30.
[2] Шеховцева Л.К. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ // Прогнозирование и стратегия развития Особой экономической зоны России: Межвузов. сб. научн. труд. – Калининград: Калининградский университет, 2000. ‑ С. 20-32.
[3] Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело. ‑ С. 141.
[4] Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. ‑ С. 173.
[5] Колесников Ю., Овчинников В. Экономическая реформа и региональная стратификация экономики. Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов. – Калининград: 1993. ‑ С. 91.
[6] Джаримов А. Регион в едином рыночном пространстве России (на материалах Республики Адыгея). – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1995. ‑ С. 23.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:04:12