Формирование диагностической карты научно-образовательного пространства региона: опыт Санкт-Петербурга
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Введение
Непрерывный мониторинг и формирование актуальной базы данных для оценки состояния и управления развитием научно-образовательного пространства территории и его влияния на инновационно-инвестиционную деятельность и инновационное развитие экономики – все это обязательные условия для эффективного принятия решений на уровне исполнительной власти, корпоративной политики и взаимодействия государства, бизнеса и научно-образовательного сообщества.
В работах российских авторов можно встретить результаты исследования инновационной деятельности и реализации потенциала в экономической, интеллектуальной сферах отдельных территорий (примеры работ Бабич С.Г. и Ушаниной А.О. [1], Земцова С.П. и соавторов [3], Шалаевой Л. В [7]), а также вопросов разработки и применения методических подходов к оценке инновационных систем (исследования Куприянова С.В и соавторов [4], монография под ред. Г.Н. Прозументовой, Л.В. Весниной [2] и др.). В зарубежных работах встречаются исследования по определению инновационных экосистем и научно-образовательного потенциала территории (статьи Караяннис, Э.Г. и Кэмпбелл, Д.Ф.Дж. [8]), по применению методов мониторинга инноваций (работа Фагерберг, Й. и Срхолец, М. [9]). Отдельно можно отметить исследования по определению роли университетов в современных инновационных экосистемах (пример работы Герреро М., Урбано Д. и Файоль А. [10]) и цифровой трансформации научно-исследовательского пространства (статья Юу Ю., Боланд Р.Дж. и Лютинен К. [11]).
Цель исследования состоит в определении содержания и условия формирования диагностической карты научно-образовательного пространства региона с учетом длинного цикла жизненного пути новаций и результатов интеллектуальной деятельности, формируемых в научно-исследовательской среде с учетом востребованности на рынке и доступности технологии создания инноваций.
Научная новизна работы состоит в разработке оригинального подхода к проведению диагностики достигнутого состояния трех направлений инновационной составляющей территории – научно-инновационного пространства с результатами его трансформации, инновационно-инвестиционной деятельности агентов региональной экономической системы и инновационного развития региональной экономики с учетом типовых показателей оценки, используемых в международной практике статистического учета.
Гипотеза, сформулированная авторами, заключается в утверждении, что для реализации управляемого процесса трансформации и учета положительных и отрицательных тенденций в научно-инновационном пространстве региона и оценки его влиянии на инновационно-инвестиционную деятельность и инновационное развитие региональной экономики необходимо внедрение системы постоянного мониторинга процессов и результатов их реализации в этой сфере, основанного на предлагаемом авторами алгоритме диагностики по следующим основным направлениям формирования и воспроизводства научно-образовательного потенциала региона: гуманитарные и общественные науки, экология и природопользование, химия и новые материалы, медицина и биология, транспортная отрасль региона, туризм. Сквозным направлением, определяющим общий тренд в современном инновационном пространстве, выделим информационную безопасность в научной сфере.
Методология исследования включает применение типовых методов сравнительного анализа, индикативного метода и системного подхода к включению отобранных критериев и целевых показателей в структуру содержания диагностической карты научно-инновационного пространства. Интеграция социально-экономических, инновационных, научных, отраслевых направлений оценки позволила сформировать единый каркас системы научного мониторинга в целях повышения эффективности стратегического планирования и управления территорией.
Теоретические основы формирования диагностической карты
Несмотря на наличие разных направлений формирования и воспроизводства научно-образовательного потенциала территории, для построения диагностической карты требуется разработать алгоритм диагностики по единой структуре, которая гибко адаптируется под особенности каждого направления оценки. Это позволит системно оценивать научно-инновационное пространство региона и результаты его трансформации, выявлять узкие места и формировать стратегию развития на основе полученных результатов оценки. Для того, чтобы набор критериев, индикаторов и целевых показателей, закладываемых в основу диагностики, был достижимым по всем этапам реализации алгоритма оценочных действий, необходимо определить доступные базы данных по показателям инновационного развития региональной экономики с учетом всех запланированных направлений.
Диагностическая карта представляет собой ядро и форму системы научного мониторинга трансформации научно-инновационного пространства (НИП), логика формирования диагностической карты определяется корреляцией между тремя «базами» оценки:
- научно-образовательный потенциал (НОП) и процессы его формирования и воспроизводства;
- инновационно-инвестиционная деятельность (ИИД) участников экономической деятельности;
- инновационное развитие российской экономики (ИРРЭ) на уровне региона.
На рис. 1 визуализированы характеристики объекта и предмета диагностики, закладываемые в основу алгоритма формирования диагностической карты и ее содержательного ядра.
Рисунок 1. Объект и предмет диагностики научно-образовательного пространства региона
Источник: составлено авторами.
Дополняя теоретическую базы диагностической карты, представим характеристику основных терминов:
- научно-образовательный потенциал (НОП) территории – как совокупность интеллектуальных, материально-технических и институциональных ресурсов региона, обеспечивающих генерацию знаний, подготовку кадров и внедрение инноваций при наличии необходимых технологий, инструментов и механизмов для таких действий. Он отражает способность территории развивать науку, образование и технологии для решения социально-экономических задач, повышения конкурентоспособности и устойчивого развития.
Рисунок 2. Основные компоненты научно-образовательного потенциала территории
Источник: составлено авторами.
При оценке научно-образовательного потенциала территории необходимо различать два процесса:
1) формирования НОП территории – как стратегический процесс создания и развития интеллектуальных, инфраструктурных и институциональных ресурсов региона, направленный на обеспечение конкурентоспособности, инновационного роста и устойчивого социально-экономического развития. Закладывается фундамент для перехода региона к экономике знаний. Для этого необходимо:
- осуществлять стратегическое планирование достижения приоритетных направлений и конкурентных преимуществ региона, разработать «дорожную карту» по их достижению;
- создание (или восстановление) необходимой инфраструктуры для реализации научно-образовательных проектов, инициатив, исследования;
- создание условий для развития человеческого потенциала;
- обеспечение условий для привлечения необходимых объемов финансовых средств, включая частные и бюджетные инвестиции.
2) воспроизводство НОП территории – это процесс непрерывного обновления и развития, приращения интеллектуальных, материальных и институциональных ресурсов региона, направленный на сохранение конкурентоспособности, подготовку квалифицированных кадров и эффективную генерацию инноваций, создание экосистемы, где знания, технологии и кадры циклически обновляются и окупаются. Также актуальна адаптация к новым вызовам внешней среды (западные санкции, результаты НИОКР в других странах и т.п.).
Под инновационно-инвестиционной деятельностью (ИИД) будем понимать системную, непрерывную и эффективную по результатам интеграцию финансовых вложений и инновационных процессов в экономике региона, когда формируются условия для притяжения инвестиций, поддержки инноваций и управления этими процессами с максимальной отдачей для государства и других участников.
Инновационное развитие региональной экономики (ИРРЭ) подразумевает наличие процессов системного внедрения научных знаний, решений, результатов в хозяйственную деятельность каждого предприятия и отраслей экономики территории, способствующих инновационному росту, эффективному ресурсному планированию, росту конкурентоспособности территории на рынках ресурсов и товаров, услуг, а также качеству и безопасности жизни населения.
Методические основы построения диагностической карты научно-образовательного пространства
Для обеспечения жизнеспособности и результативности диагностической карты необходимо в методических основах учесть фактор доступа к базам данных. Данное условие привело к необходимости начинать оценку с формирования базы данных по результатам инновационного развития региональной экономики (база 3).
Для каждого направления оценки определяются доступные для экспертной оценки сборники Росстата, официальные материалы органов исполнительной власти, ведомственно связанные с каждым направлением. Полученные результаты существенно повлияют на важный этап формирования диагностической карты – подбор критериев диагностики, соответствующих им индикаторов и целевых показателей. В таблице 1 представлена общая характеристика состава критериев оценки, индикаторов и целевых показателей для дальнейшей диагностики. Такие системы формируются для каждого направления оценки (гуманитарные и общественные науки, экология и природопользование, химия и новые материалы, медицина и биология, транспортная отрасль региона, туризм). На целевые показатели оказывает влияние содержание государственных документов стратегического планирования – от национальных целей до конкретных показателей государственных программ и проектов региона.
Таблица 1. Система критериев, индикаторов и целевых показателей диагностической карты научно-инновационного пространства региона
БАЗА 1 - научно-образовательный потенциал (НОП)
|
БАЗА 2 - инновационно-инвестиционная деятельность (ИИД)
|
БАЗА 3 - инновационное развитие региональной экономики (ИРРЭ)
| |
Формирование НОП
|
Воспроизводство НОП
| ||
КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ – признаки, по которым проводится оценка
состояния (результатов) – ЧТО ИЗМЕРЯЕМ?
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНДИКАТОРЫ ДИАГНОСТИКИ – конкретные метрики – КАК ИЗМЕРЯЕМ?
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦЕЛЕВЫЕ
ПОКАЗАТЕЛИ - плановые значения индикаторов - К ЧЕМУ СТРЕМИМСЯ?
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рис.3 представлен базовый алгоритм формирования диагностической карты научно-образовательного пространства на примере Санкт-Петербурга в соответствии с планом исследования по государственному заданию. [1]
Рисунок 3. Основные этапы алгоритма формирования диагностической карты научно-образовательного пространства региона
Источник: составлено авторами.
Внутри этих оценок авторами предусмотрено:
- детализация критериев оценки по всем трем базам, составляющим основу диагностической карты (научно-образовательного потенциала, инновационно-инвестиционной деятельности и инновационного развития экономики региона) с учетом корреляции между ними;
- детализация индикаторов оценки с учетом: их корреляции между базами; фактора времени, необходимого для формирования условий для достижения целевых показателей.
Также важным шагом в формировании диагностической карты можно считать определение диапазона значений (шкалу) критериев для интерпретации результатов оценки по указанным сценариям (табл.2).
Таблица 2. Распределение значений критериев по шкалам оценки
Сценарии
диагноза НИП:
|
Критерии
и результаты оценки (шкала)
| |||
Научно-образовательный
потенциал (НОП)
|
Инновационно-инвестиционная
деятельность (ИИД)
|
Инновационное
развитие российской экономики (ИРРЭ)
| ||
Оптимистичный – успешно развивающееся
|
|
|
| |
Пессимистичный – слабо развивающееся
|
|
|
| |
Средний – по шкале от мин до максимума
|
|
|
| |
Кризисный – не развивающийся и деградирующий
|
|
|
|
При этом целевые показатели можно рассматривать как верхнюю границу шкалы оценки с точки зрения лучшего в достижении значения критерия оценки.
Интегральная оценка научно-инновационного пространства территории
Так как одной из целей построения диагностической карты является измерение результатов трансформации научно-инновационного пространства (НИП) региона, это должно быть учтено в методологии диагностики объекта оценки.
Под трансформацией НИП региона будем понимать процесс структурных и функциональных изменений в системе взаимодействия науки, образования, бизнеса и государства, направленный на адаптацию к глобальным вызовам, цифровизацию, повышение конкурентоспособности региона и формирование устойчивой инновационной экосистемы. Это подразумевает, в том числе, перестройку институциональных связей, обновление инфраструктуры, внедрение новых цифровых платформ и изменение нормативной базы для ускоренного развития наукоемких отраслей.
К современным трендам таких изменений, требующих стимулирования, формирования, обеспечения, можно отнести:
- активную цифровую интеграцию цифровых технологий в исследовательские процессы, в управление инновациями, в их производство;
- расширяющуюся гибридизацию взаимодействия университетов, научных центов и бизнес-структур, государственно-частного партнерства в сфере НИОКР;
- глокализацию на уровне региона, когда уникально сочетаются глобальные тренды в устойчивом развитии, цифровизации, финансовом рынке, и локальные потребности и возможности отдельной территории с учетом ресурсной обеспеченности, отраслевой специализации;
- устойчивое технологическое развитие, когда внедряемые цифровые технологии обладают признаками экологической ответственности и безопасности на всех стадиях своего жизненного цикла – от производства до утилизации.
Главной задачей научного мониторинга трансформации научно-инновационного пространства региона является оценка уровня достижения целевых показателей по каждому анализируемому направлению развития. На рис.4 представлен общий алгоритм интегральной оценки НИП региона и его трансформации.
Рисунок 4. Алгоритм интегральной оценки научно-инновационного пространства (НИП) региона
Источник: составлено авторами.
Расчетная база диагностической карты включает:
1) Для каждого направления оценки (по формуле средней арифметической простой осуществляется) расчет сводного индекса по критериям оценки НОП, ИИД, ИРРЭ и НИП региона (IНИП i):
где
(1) –
сводный индекс по критериям оценки НОП региона;
(2)
–
сводный индекс по критериям оценки ИИД региона;
(3)
–
сводный индекс по критериям оценки ИРРЭ региона;
(4)
–
сводный индекс по критериям оценки НИП региона.
Значения весов распределяются с учетом вклада каждой составляющей оценки НИП (способом бета-распределения).
Для демонстрации расчета составных
сводного индекса представим пример –
сводный индекс по критериям оценки НОП региона для гуманитарных и общественных
наук (одного из направлений формирования диагностической карты):
Таблица 3. Шаблон расчета составных
сводного индекса на примере
для гуманитарных и
общественных наук на примере Санкт-Петербурга
Критерии
оценки
|
Индикаторы
оценки
|
Значения
индикаторов в динамике
|
iотч/баз
|
| |
Базисный
период
|
Отчетный
период
| ||||
1. Научно-технологическая инфраструктура региона
|
1.1. Количество объектов
научно-технологической инфраструктуры
1.2. Количество университетских лабораторий мирового уровня |
116
2 |
123
3 |
Для
каждого индикатора:
|
|
2.
Объем финансирования в % от ВРП
|
2.1. Доля бюджетного
финансирования НИОКР в % от ВРП регионе
2.2. Доля частных инвестиций в НИОКР региона от общего объема финансирования |
4,0% 3,5% |
5,2% 5% | ||
3. Кадровое обеспечение
|
3.1.
Количество научных кадров (исследователи)
3.2. Количество докторов и кандидатов наук |
36
046 чел.
2206 доктора наук 6869 кандидаты наук |
37 444
чел.
2155 доктора наук 6700 кандидаты наук |
В
результате расчета индивидуальных индексов по примеру из таблицы 3 можно
получить следующий результат расчета для
гуманитарных и общественных наук:
=1,183
2) Сводный интегральный показатель определяется также через усреднение полученных значений IНИП всех направлений диагностики:
3) Оценка трансформации НИП по каждому направлению:
- с учетом подобранных критериев оценки – для каждого из них рассчитывается значение этого показателя по линейной шкале (методом линейного масштабирования):
где
xmin – минимальное значение целевого показателя по критерию оценки за анализируемый период;
xmax – максимальное значение целевого показателя по критерию оценки (плановое);
xj – фактическое значение целевого показателя на дату оценки (значение индикатора за анализируемый период).
Если xmin
будет равно 0 в силу
отсутствия данного показателя в перечне достигнутых в анализируемом
пространстве, то формула расчета примет
вид:
- интегральный показатель трансформации НИИ по каждому направлению:
4) Сводный интегральный показатель трансформации НИП
5) Мониторинг будет включать в себя два трека:
1) отслеживание
и оценка изменений и
по
шаблону оценки (табл.4).
Таблица 4. Шкала оценки изменений интегральных показателей
Интегральные
показатели
|
На
01.01.20__ года
|
На
01.01.20__ года
|
Отклонение
|
Интерпретация
|
Направление
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее значение по территории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) мониторинг трансформации по шаблону в таблице 5:
Таблица 5. Шкала оценки трансформации научно-инновационного пространства региона
Интегральные
показатели
|
На
01.01.20__ года
|
На
01.01.20__ года
|
Отклонение
|
Интерпретация
|
Направление
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Направление 6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее значение по территории
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для наглядности возможно представление полученных результатов на графике, в приоритете – лепестковая диаграмма, обеспечивающая наглядность различий в полученных результатах научного мониторинга по каждому из направлений диагностики в динамике.
Заключение
Понимая под научным мониторингом совокупность методов, инструментов, технологий и процессов непрерывного наблюдения, сбора, обработки, анализа и интерпретации данных, характеризующих направления и результаты трансформации научно-инновационного пространства региона в триаде «научно-образовательный потенциал – инновационно-инвестиционная деятельность – инновационное развитие экономики региона».
Качество мониторинга с точки зрения получения достоверной, актуальной информации, имеющей высокую ценность для принятия управленческих решений в области стратегического планирования и управления регионом, обеспечивается через формирование и наполнение данными для расчета диагностической карты научно-инновационного пространства по ключевым направлениям оценки с упором на проблему информационной безопасности в обозначенных процессах.
Разработанный методический подход к формированию такой диагностической карты отвечает требованиям доступности и достаточности используемых критериев, индикаторов и целевых показателей, полноты выбранных направлений диагностики с учетом эмпирического объекта – Санкт-Петербурга и СЗФО в том числе.
[1] Тема 0240-2019-0001 «Разработка теории трансформации научно-инновационного пространства Санкт-Петербурга в контексте инновационного развития российской экономики с учётом теоретико-методологических основ устойчивого технологического развития региона на основе инновационно-инвестиционной деятельности и воспроизводства и формирования научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга»
Страница обновлена: 16.07.2025 в 12:18:18