Regional economic policy: a methodological approach to selecting key development priorities based on innovation diagnostics
Smirnov M.Yu.1
1 Тверской государственный технический университет
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The article introduces a methodology for tracking regional socioeconomic development through the lens of the innovation climate and ongoing institutional transformation. Based on previous studies, the article proposes a two-tier diagnostic framework: the computation of the Integral Regional Innovation Capacity (IRIC) Index and the Coefficient of Diversification of Innovation Activity (CDIA). These metrics are synthesized in a matrix model that categorizes regions into six states and reveals critical spatial and sectoral imbalance risks. A vector of policy responses is specified for each cell and is grouped into five domains: finance and investment, infrastructure and technology, regulation, human capital, and socioeconomic environment. An accompanying set of performance metrics enables ex-post evaluation of interventions and monitoring of progress toward target development trajectories. The findings provide an analytical basis for recalibrating regional economic policy, stimulating corporate innovation, and securing sustainable growth. This toolkit can be integrated into existing strategic planning frameworks to enhance the collaborative efforts of economic stakeholders during the long-term transition to an innovation-driven development path.
Keywords: regional economic policy, innovation-driven development, innovation potential, innovation activity, economic growth, regional risk, economic resilience, innovation climate
JEL-classification: O30, O31, O32
Введение
В последние годы развитие мировой экономики переживает период системных вызовов и рисков утраты устойчивого развития. Происходят мировые кризисные потрясения, включая пандемию, от которой экономика многих стран оправляется до сих пор. Ограниченность ресурсов и усиливающаяся цикличность мировой нестабильности, рост внешних рисков, геополитическая фрагментация, санкционная политика и тарифные ограничения становятся новой вехой, на фоне которой социально-экономическое развитие требует не просто адаптации, а фундаментальной трансформации. Современное социально-экономическое развитие Российской Федерации характеризуется рядом масштабных вызовов и угроз, оказывающих существенное влияние на динамику региональных социально-экономических комплексов. Особую значимость приобретает проблема устойчиво-сохраняющейся зависимости российской экономики от экспорта сырья и минеральных ресурсов, что, в свою очередь, обусловливает её уязвимость к колебаниям мировых цен и создает риски для долгосрочной макроэкономической стабильности. В этих условиях возрастает актуальность государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности и обеспечение территориального развития на основе внутренних ресурсов и технологического суверенитета. При этом, важным аспектом является необходимость организации комплексного мониторинга инновационного развития регионов, включающего оценку агрегированных показателей развития и выявление отстающих векторов в системе факторов.
В условиях санкционного давления и внутреннего структурного давления особенно остро встаёт вопрос: как оценить инновационное развитие региона и отразить в этом вклад социума? Как понять, какие направления развития наиболее перспективны? И как построить механизмы, позволяющие перейти из текущего положения к качественно-новому социально-экономическому развитию? Именно эти вопросы и формируют контур актуальности данного исследования, которая заключается в предоставлении инструмента, позволяющего одновременно оценивать текущее состоянии инновационного развития через потенциальную способность региональной экономики к инновационному росту в условиях ограниченности научно-технологических, финансовых, регуляторных и инфраструктурных ресурсов и отраслевую вовлечённость в инновационные процессы, чтобы в дальнейшем диагностировать направления политики, которые сконцентрированы на обеспечении социально-экономического развития. Учитывая геополитическую ситуацию и сужение внешних рынков, особую значимость приобретает опора на внутренние возможности.
Проблематика инновационного развития регионов широко освещена в научной литературе: исследования Е.А. Ляшенко, А.Д. Жуковского, С.Г. Пьянковой [11], Е.А. Рожиной, И.О. Зверева [16], Л.С. Валинуровой, О.Б. Казаковой, Н.А. Кузьминых [1], М.Н. Кох, Ю.В. Гедзь, Л.В. Сурженко [9], Ц. Цуй, М.В. Подшиваловой [23], С.А. Савченкова, Александровой Д.Д. [17], а также И.Р. Низамовой [14], и многих других авторов подчёркивают институциональные, финансовые, сетевые, кадровые, инфраструктурные и оценочные аспекты. Совокупность этих работ подтверждает, что для действенной региональной инновационной политики необходим комплексный учёт всех перечисленных факторов — именно на этой логике базируются предлагаемые в статье механизмы оценки и стимулирования инновационного развития.
Несмотря на наличие разнообразных подходов к оценке инновационного развития, остаётся научный пробел, связанный с отсутствием комплексных инструментов, позволяющих одновременно учитывать уровень инновационного потенциала и степень отраслевой диверсификации. Существующие модели, как правило, не отражают пересечений этих параметров, слабо учитывают прикладной аспект адаптации предприятий и недостаточно опираются на экосистемную природу регионального инновационного пространства, что ограничивает возможности выстраивания направлений инновационной политики на основе результатов диагностики. В связи с изложенными проблемами цель настоящего исследования заключается в разработке матричной карты, позволяющей зафиксировать положение региона в координатах "инновационный потенциал — коэффициент инновационной диверсификации", идентифицировать наименее устойчивые сочетания параметров и на этой основе определить направления корректировки и проектирования механизмов региональной инновационной политики в рамках векторной модели развития. Гипотеза исследования заключается в том, что соотношение уровня инновационного потенциала и степени инновационной диверсификации региона отражает текущее положение инноваций внутри социально-экономического комплекса, в качестве которого выступает региональный уровень экономической системы, и позволяет определить потенциальные векторы её движения. Формирование матричного блока на данной основе открывает возможность для перехода от формального мониторинга к содержательному управлению инновационным развитием, направленному на устранение пространственных и отраслевых диспропорций, усиление структурной эффективности и формирование устойчивой модели социально-экономического роста.
Научная новизна исследования. Разработана методика выбора и обоснования ключевых направлений региональной экономической политики, ориентированной на обеспечение инновационного развития региона. В качестве инструментальной базы разработана матричная модель «инновационный потенциал × инновационная диверсификация», которая дает возможность классифицировать регионы по состоянию инновационного климата, выявлять структурные дисбалансы и риски, и опираясь на это, формировать направления экономической политики. Учет рисков при выборе направлений обеспечивает дополнительно позволяет формировать мероприятия по стимулированию инновационной активности бизнеса, и повышению устойчивости социально-экономического развития регионов.
Основная часть
Экономическая мысль на протяжении столетий указывала на необходимость сбалансированного развития. В трудах А. Смита, Дж. Ст. Милля, Ф. Листа, Й. Шумпетера и других представителей классической и институциональной школ последовательно подчеркивалась идея о том, что рост не может быть устойчивым без учёта структурных ограничений, институционального качества и способности к воспроизводству новых знаний [8, 13, 20, 22]. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева [19] дополнительно акцентировала: каждая технологическая эпоха имеет собственный жизненный цикл, и фаза кризиса — это не конец, а начало нового витка. Многие ученые, рассуждая над тенденциями развития мировой экономики, отмечают нахождение на траектории перехода от пятого к шестому длинному циклу. Это означает не только усиление турбулентности, но и появление окна возможностей, прохода к новому рывку ускоренного развития, характеризующегося способностью к воспроизводству инновационного капитала и адаптации к новым глобальным условиям [15].
История демонстрирует, что те, кто успевал встроиться в новую технологическую реальность до её окончательного формирования, становились лидерами экономического развития [12]. Именно поэтому критически важно, чтобы российская экономика, и особенно её региональный уровень, не осталась на периферии будущего уклада [3].
Для России, где на протяжении десятилетий доминировала модель экспортно-сырьевого типа, переход к инновационно-ориентированной траектории — это не просто желаемая задача, а стратегическая необходимость. Он требует преодоления институциональной инерции, снижения зависимости от колебаний мировых рынков, и, что особенно важно, формирования внутренней инновационной среды. Такой переход невозможен без социально-экономических комплексов: именно они становятся пространствами реализации национальных приоритетов и проектов, местом концентрации научно-кадрового капитала, платформами для кооперации государства, бизнеса и общества [4, 18].
Устойчивость, адаптивность, технологическая независимость — всё это сегодня не абстрактные термины, а конкретные ориентиры, задаваемые приоритетами государственной научно-технологической политики. В числе таковых — технологический суверенитет, обеспечение научного лидерства, развитие критически важных технологий, создание цепочек добавленной стоимости на территории страны и стимулирование внедрения инноваций в гражданские отрасли.
До конца 2024 года нормативной основой пространственного выравнивания выступала Стратегия пространственного развития Российской Федерации [10, 21]. Несмотря на то, что в 2025 году она утратила юридическую силу, её цели — выравнивание возможностей регионов, учет территориальных особенностей, поддержка точек роста — по-прежнему актуальны.
Следует отметить, что само понятие «инновации» обладает исключительно широким смысловым полем [5], охватывающим как высокотехнологичные разработки и научно-исследовательскую деятельность, так и более тонкие формы творческого поиска, приводящие к появлению новых продуктов, процессов и управленческих решений. Именно эта многомерность и делает инновации столь значимыми, и одновременно столь трудными для системного наблюдения и анализа [7]. Инновации — это не результат в чистом виде, а прежде всего процесс. Процесс сложный, многоступенчатый, развернутый во времени и пространстве, в котором во взаимодействие вступают институциональные механизмы, кадровый потенциал, уровень технологической зрелости, организационные формы и средовые условия [2]. Это процесс, в котором зарождаются идеи, проходят этапы научной проработки, превращаются в прикладные решения и, в конечном итоге, обретают форму продукта [6]. Причём под продуктом следует понимать не только материальное выражение — новое устройство, программу, технологию, но и результат интеллектуального труда, который прошёл путь от абстрактной гипотезы до социально востребованного решения.
Именно такой подход — процессуальный, а не исключительно результативный, позволяет рассматривать инновации как динамическую систему, подверженную колебаниям, рискам, неравномерности и накоплению эффектов.
Отсюда вытекает важное следствие: для корректного понимания и оценки инновационного развития необходимо фокусироваться не только на конечных результатах, но и на логике движения — на том, как система работает, как факторы взаимодействуют, какие из них сдерживают, а какие стимулируют процесс. Без этого невозможно построить жизнеспособную систему диагностики и тем более — эффективную политику в сфере инноваций.
Дополнительную сложность создаёт тот факт, что инновационный процесс во многом определяется качественными параметрами — состоянием институциональной среды [11], кадровым потенциалом, характером взаимодействия между наукой, бизнесом и властью, уровнем восприимчивости общества к технологическим изменениям [1]. Эти параметры не поддаются прямому количественному измерению, что делает традиционные инструменты оценки недостаточно чувствительными к реальным трансформациям. Значительная часть инновационной активности, особенно в среде малого и среднего бизнеса, остаётся вне официальной статистики. Более того, исследовательское сообщество сталкивается с ограниченностью доступа к необходимым массивам данных: во многих случаях отсутствует детализация по регионам, по секторам, по уровням реализации инноваций.
В совокупности эти обстоятельства подчеркивают необходимость формирования методологического подхода, способного учитывать высокий уровень неопределённости, структурную неоднородность территорий, нелинейный характер взаимосвязей между параметрами инновационного развития. Такой подход должен быть адаптивным, устойчивым к неполноте данных, способным работать в условиях разрыва между измеримым и реально происходящим, и одновременно — достаточно прагматичным для того, чтобы стать рабочим инструментом стратегического анализа и управления на региональном уровне. Таким подходом выступает разработанная в рамках исследования векторная модель, которая обеспечивает целостную диагностику инновационного климата, выявление внутренних дисбалансов и определение приоритетных направлений для стратегического управления развитием региона.
В данном контексте авторская методика состоит из двух ключевых этапов:
1) Проведение комплексного анализа состояния инновационного климата региона;
2) Определение векторов инновационного развития для обеспечения мультипликативного эффекта региональной экономической системы и достижение устойчивого экономического роста в условиях действующих вызовов.
На первом этапе проводится оценка инновационного потенциала региона по разработанному автором методу (IRIC Index). Расчет уровня инновационного потенциала производится на основе процесса дефаззификации, применяя метод центроида и коэффициент вероятности нечетких множеств.
Расчет IRIC Index осуществляется по Формуле 1:
(1)
где gi = 0,9–0,2 × (i-1);
g – коэффициент вероятности нечетких множеств;
j – номер столбца;
i – номер строки;
m – количество факторов.
ji– уровень принадлежности параметра Xj нечетким
подмножествам Li.
После расчета происходит интерпретация результатов, полученных в процессе расчета, а также идентифицируются отклонения и факторы, оказывающие негативное воздействие на инновационный потенциал региона и, как следствие, на устойчивое экономическое региональное развитие. Разграничение нечетких множеств значений уровня инновационного потенциала региона: если 0 ≤ IRIC Index ≤ 0,4, то региону характерна инновационная инертность; если 0,4 <IRIC Index ≤ 0,7, то в регионе формирующийся инновационный потенциал; если 0,7 <IRIC Index ≤ 1, то инновационный потенциал в регионе ¾ оптимальный.
а также проводится оценка инновационной диверсификации региона (CDIA). В целях проведения оценки «инновационной диверсификации региона» автором разработан показатель CDIA (Coefficient of Diversification of Innovation Activity). Его расчет основывется на модифицированном индексе Херфиндаля-Хиршмана (Формула 2).
(2)
где CDIA- коэффициент инновационной диверсификации региона;
S ср,i - средняя скорректированная доля отрасли i по показателям.
Если значение показателя CDIA>0, то диверсификация признается слабой, если показатель принимает значение CDIA≤ 0,25, то диверсификация – оптимальная.
Данные показатели были предложены и рассмотрены автором в исследованиях ранее.
Для выбора ключевых направлений инновационного развития региона необходимо провести анализ степеней принадлежности факторов IRIC Index к уровням лингвистических переменных. Факторы, которые имеют наибольшую степень принадлежности к уровню «высокий», показывают зоны, где инновационная система располагает достаточной поддержкой и ресурсами, их следует укреплять в виде конкурентных преимуществ. Показатели, имеющие напротив принадлежность к уровням «средний» и «низкий», обозначают уязвимые места, требующие модернизации и усиления мер поддержки.
Сопоставление данных групп факторов создаёт основную базу для выбора приоритетных направлений инновационного развития и достижения экономического роста региона. Основные ресурсы концентрируются на устранении «проблемных мест», в то время как сильные стороны выступают опорными точками для ускорения дальнейшего эффективного инновационного роста.
Расчёт коэффициента инновационной диверсификации – CDIA (Coefficient of Diversification of Innovation Activity) выступает инструментом для стратегической навигации. Он количественно показывает, насколько широко инновационная активность распределяется по различным отраслям экономики и, соответственно, выявляет риск уязвимости к внешним шокам. Если инновации концентрируются лишь в одной или нескольких отраслях, регион уязвим к структурным кризисам и возможным вызовам недоступности внешних ресурсов. Таким образом, оценка диверсификации позволяет выявить, какие области нуждаются в стимулировании новых технологических инициатив, а где следует укреплять и масштабировать действующие инновационные решения.
Сформированные на основе оценки диверсификации аналитические выводы образуют основу для научно-обоснованной селекции приоритетных направлений инновационного развития, обладающих потенциалом обеспечения экономического роста региона, устойчивости его хозяйственной системы и нивелирования возможных рисков.
Следующий этап методики — разработанный инструментарий по диагностике текущего состояния инновационного климата. Автором предлагается матричная карта, содержащая шесть квадрантов (Рисунок 1). По горизонтальной оси отражается уровень инновационной диверсификации региона (CDIA), а по вертикальной — уровень инновационного потенциала (IRIC Index).
Так выявление положения региона на матричной карте, позволяет определить возможные угрозы для дальнейшего экономического развития и, соотнеся их с приоритетами целями, сформировать направления инновационной политики и комплекс мероприятий, направленных на их нивелирование.
Рисунок 1. Графическая модель представления текущего состояния инновационного климата региона
Источник: составлено автором.
Далее необходимо представить описание квадрантов матричной модели (Таблица 1) для того, чтобы точно понять состояние инновационного климата региона, а также риски, которые потенциально могут возникнуть на пути его сбалансированного экономического развития.
Таблица 1 – Интерпретация квадрантов матричной модели
Квадрант
матрицы
|
Характеристика
|
Риск
|
1. Диверсификация
- оптимальная, инновационная инертность
|
Развитие
инновационных процессов неудовлетворительное ввиду нехватки ресурсов.
Недостаточное взаимодействие отраслей экономики не дает синергетического
эффекта от деятельности предприятий.
|
Нехватка ресурсов
для инновационного развития, слабая адаптивность к технологическим
изменениям.
|
2. Диверсификация
- оптимальная,
инновационный потенциал - формирующийся |
В экономике
региона умеренный инновационный потенциал, распределение ресурсов по отраслям
– оптимальное. Действующие инновационные направления нивелируют риск
концентрации инноваций и улучшают адаптивность.
|
Риски снижения
отраслевой конкурентоспособности, риск потери финансовых ресурсов и
невозможности дальнейшего внедрения инноваций в отрасли.
|
3. Инновационный
потенциал - оптимальный, Диверсификация - оптимальная.
|
Равномерное
распределение инноваций и потенциала по отраслям, среда - благоприятна для
устойчивого экономического роста укрепления конкурентных преимуществ.
|
Утрата
инвестиционных ресурсов для поддержания инновационной инфраструктуры, потеря
контроля над управлением ресурсами в многовекторном инновационном развитии.
|
4. Диверсификация
- слабая; инновационная инертность.
|
Недостаточное
ресурсное обеспечение региона для устойчивого инновационного развития, при
концентрации инноваций в нескольких отраслях.
|
Риск
технологического отставания, потери конкурентоспособности, уязвимость к
внешним шокам, риск снижения экономического роста.
|
5. Инновационный
потенциал - формирующийся, диверсификация – слабая.
|
Возможности
экономического роста - умеренные, сосредоточение инноваций в нескольких
стратегических отраслях экономики региона, структура экономики –
узкоориентированная.
|
Слабая
адаптивность к технологическим изменениям, риск структурных кризисов, риск
стагнации при внешнем давлении.
|
Продолжение Таблицы 1
6. Инновационный
потенциал –оптимальный, диверсификация – слабая.
|
Сконцентрированность
ресурсов в ключевых инновационно-активных отраслях. Зависимость экономики от
их эффективности. Низкая адаптивность к структурным изменениям.
|
Риск утраты
инновационной активности при технологических сдвигах, риск падения спроса в
основных инновационных отраслях, риск ограниченности инновационных
возможностей для отраслей, из-за концентрации капитала.
|
Таким образом, проведенный анализ помогает трансформировать диагностические выводы в общую систему адресных действий. Смысл модели заключается в том, чтобы не просто отразить состояние, но и выявить динамический вектор развития: как и куда может двигаться регион в зависимости от внутренней структуры, ограничений и возможностей. Важно подчеркнуть, что именно такое сочетание (диагностика + траектория) позволяет выйти на уровень векторной модели формирования механизмов инновационного развития, учитывающей реальное положение региона и направляющей усилия на приоритетные действия.
Векторы коррелируют с блоками индикаторов, использовавшихся на этапе диагностики инновационного потенциала региона, и представлены пятью ключевыми направлениями:
1. Финансово-инвестиционный вектор: направлен на расширение инструментов для финансирования инноваций. Ключевая задача — обеспечить доступ предприятий и университетов к стабильным финансовым ресурсам, необходимым для создания и коммерциализации инновационных решений.
2. Инфраструктурно – технологический вектор: концентрируется на развитии научно-исследовательской и производственно-технологической инфраструктуры. Ключевая задача — ускорение разработок и внедрения технологий во все отрасли экономики региона.
3. Регуляторно-административный вектор: ориентируется на снижение институциональных барьеров. Ключевая задача — создание благоприятного нормативно-правового обеспечения и эффективной модели по взаимодействию региональной власти с субъектами инновационной деятельности.
4. Кадрово-образовательный вектор: определяет развитие человеческого капитала путем создания программ подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов. Обеспечения поддержки исследовательских команд и внедрение образовательных учреждений в инновационные цепочки.
5. Социально-экономический вектор: концентрируется на формировании благоприятной социокультурной и предпринимательской среды и активизирует позитивное восприятие населением инновационной экономики.
В общем взаимодействии данные векторы формируют модель, позволяющую трансформировать выявленные ограничения в направления инновационной политики для нивелирования возможных негативных последствий от наступления рисков, что позволит обеспечить устойчивое развитие региональной экономики в условиях внешних ограничений.
Для наглядности векторную модель можно визуализировать следующим образом (Рисунок 2).
Рисунок 2. Визуализация векторной модели.
Источник: составлено автором.
Основу модели составляет вектор стратегических целей развития (Вектор N), направляющий координацию действий региональных властей, финансовых институтов, бизнес-структур и научных организаций. В рамках модели мероприятия группируются по двум направлениям: мероприятия, реализуемые внутри отдельных подсистем (например, развитие инфраструктуры, поддержка инвестиций, стимулирование научных исследований), и мероприятия, направленные на усиление взаимодействия между элементами системы (например, создание консорциумов, развитие механизмов государственно-частного партнёрства, интеграция научных разработок в реальный сектор). При этом для обеспечения управляемости процесса предложен комплекс мероприятий и метрик для оценки эффективности модернизируемой политики (Таблица 2).
Таблица 2 – Мероприятия в рамках векторной модели региональной инновационной политики и система метрик для оценки их эффективности.
Мероприятие
|
Показатели эффективности
|
Методы проверки
|
Формулы для проверки
|
Финансово-инвестиционный вектор
| |||
Формирование страхового
фонда для компенсации рисков
|
Количество застрахованных проектов,
объем привлеченных инвестиций на инновационную деятельность.
|
Отчеты о страховых
выплатах, анализ привлеченных инвестиций через сравнение инвестиций до и
после создания фонда
|
Эффективность фонда =
(Успешные проекты / Общие проекты) × 100%; Привлеченные инвестиции =
Σ(инвестиции с поддержкой фонда)
|
Выделение Грантов и
субсидии для НИОКР
|
Количество новых патентов,
рост проектов НИОКР
|
Мониторинг числа патентов,
анализ отчетности предприятий
|
Патенты/НИОКР = (Патенты /
Общие проекты НИОКР) × 100%
|
Предоставление
возможностей льготного кредитования
|
Объем выданных кредитов и
доля успешных инновационных проектов
|
Банковская отчетность и
сравнение возврата кредитов
|
Средняя ставка = (Выданные
кредиты / Проценты) ; Успешные проекты = (Возврат / Общие кредиты)
|
Формирование венчурного
фонда
|
Число стартапов,
получивших инвестиции и возврат инвестиций
|
Анализ отчетов фонда,
мониторинг возврата инвестиций
|
Рост стартапов = (Новые
стартапы / Инвестиции) × 100%
|
Налоговое реинвестирование
|
Объем реинвестированных
средств и прирост объема НИОКР
|
Анализ налоговой
отчетности и сравнение данных о НИОКР
|
Эффект от льгот =
(Реинвестированные средства / Льготы) × 100%
| |
Инфраструктурно-технологический вектор
| ||||
Инвестирование в
оборудование и строительство
|
Рост числа технопарков и
инкубаторов и количество резидентов
|
Инвентаризация
инфраструктуры и анализ числа резидентов
|
Рост резидентов = (Текущие
резиденты - Прошлые резиденты)
| |
Создание платформ
трансфера технологий
|
Число реализованных
технологий и объем выручки от трансферта технологий
|
Мониторинг сделок через
цифровую платформу и финансовую отчетность
|
Реализация технологий =
(Реализованные инновационные технологии / Всего технологий) × 100%
| |
Достижение цифровизации
инфраструктуры
|
Число подключенных
объектов и уровень использования цифровых инструментов
|
Анализ отчетов платформы и
опросы участников
|
Уровень использования =
(Используемые объекты / Общие объекты) × 100%
| |
Создание тренингов и
образовательных программ
|
Число обученных
сотрудников и уровень удовлетворенности работодателей по опросам
|
Отчеты образовательных
организаций и опросы бизнеса
|
Кадры/Результаты =
(Обученные сотрудники / Проекты) × 100%
| |
Регуляторно-правовой вектор
| ||||
Создание
нормативно-правовых актов
|
Число принятых актов и
сокращение времени на согласование
|
Сравнение нормативной базы
и анализ данных о процессах согласования
|
Время согласования =
(Среднее время до внедрения / Общее время разработки)
| |
Создание системы
тестирования технологий
|
Количество пилотных
проектов и число внедренных
|
Отчеты о результатах
тестирования и анализ внедрения технологий
|
Внедрение проектов =
(Внедренные решения / Всего пилотных решений) × 100%
| |
Кадрово-образовательный вектор
| ||||
Разработка и
интеграция программ дополнительного образования
|
Количество
выпускников по дополнительным программам, доля трудоустроенных
|
Отчет
образовательных учреждений, мониторинг рынка труда
|
Эффективность =
(Трудоустроенные выпускники программы / Выпускники программы) × 100%
| |
Продолжение Таблицы 2
Создание и
внедрение исследовательских стажировок для студентов университетов и молодых
ученых
|
Количество
участников в стажировках и их вовлеченность в инновационные проекты
|
Отчеты научных
центров, оценка количества участников, вовлеченных в инновационные проекты
|
Успех стажировки =
(Количество участников стажировок, занятых в проектах / Общее количество
участников) × 100%
|
Социально-экономический вектор
| |||
Развитие
инновационного предпринимательства
|
Количество
созданных стартапов, выживаемость созданных стартапов
|
Регистрационные
данные, мониторинг жизненного цикла
|
Уровень
Выживаемости стартапов = (Стартапы действующие/Всего зарегистрированные) ×
100%
|
Создание программ,
направленных на улучшение качества жизни
|
Индексы качетсва
жизни насленеия,
индексы качества городской среды |
Опросы населения,
мониторинг качества жизни, официальная статистика
|
Индекс улучшения =
(Индекс текущий / Индекс базовый) × 100%
|
Программы по
поддержке социальной устойчивости работников
|
Численность
работников, которым оказалась поддержка, уменьшение темпов текучести кадров
|
Анализ отчетности
организаций, мониторинг программ поддержки
|
Эффективность
поддержки = Количество, работников, получивших поддержку/Всего работников) ×
100%
|
Возможность реализации векторной модели является сугубо прикладным механизмом социально-экономического развития региона. В условиях ограниченных ресурсов, о которых шла речь выше по тексту, уровни иерархической системы хозяйствования взаимодействуют для достижения поставленной цели — синергетического эффекта в виде нивелирования структурных ограничений, оптимизации распределения ресурсов, необходимых для выстраивания и реализации инновационных процессов, адаптации региональной экономики к внешним вызовам. Такое взаимодействие должно создать предпосылки для мультипликативного эффекта, основанного на кооперации субъектов научно-образовательной, производственной и управленческой сфер. Кроме того, на уровне компании создание инновационной продукции с высокой добавленной ценностью служить не только для получения прибыли отдельных предприятий и укрепления конкурентных позиций, но и инструментом для широких целей, таких как обеспечение вовлечения в процессы пространственного развития, стимулирование технологической модернизации отраслей и укрепление институциональной базы региональной экономики. Инновационная активность компаний, таким образом, становится важнейшим звеном в реализации общей стратегии сбалансированного социально-экономического развития территорий.
Заключение
Проведённое исследование подтвердило, что комплексная оценка инновационного развития региона, основанная на синхронном учёте интегрального индекса инновационного потенциала и коэффициента отраслевой диверсификации инновационной активности, позволяет не только диагностировать текущие дисбалансы и риски в двух проекциях (региональной и отраслевой), но и формировать содержательную политику их преодоления. Матричная карта «IRIC Index × CDIA» классифицирует территории по шести состояниям, задаёт векторные траектории перехода к целевым зонам развития и позволяет ранжировать инструменты государственной поддержки с учётом их эффективности и рискоустойчивости. В условиях новой инновационной реальности ставка на концентрацию научно-технологического развития в отдельных центрах, таких как Москва, приводит к росту системных рисков и социально-экономических дисбалансов, снижая устойчивость национальной экономики. Сбалансированное распространение инновационной активности позволяет не только снизить эти риски, но и активизировать внутренние источники роста за счёт вовлечения региональных потенциалов, повышения адаптивности и расширения внутреннего рынка высокотехнологичных решений. При этом современные макроэкономические условия: дефицит федерального бюджета, сокращение инвестиций в науку и образование, отток капитала и кадров, деградация региональных экономик объективно усложняют реализацию любых инновационных моделей. Однако именно векторная модель, основанная на принципах целевой концентрации ресурсов, адаптивности и управляемой кооперации, становится в данных условиях безальтернативной стратегией. Она позволяет минимизировать издержки структурных трансформаций, удерживать регионы в орбите национальной стратегической повестки и выстраивать реалистичные сценарии инновационного роста даже в условиях резкого ограничения возможностей, сохраняя основу для суверенного и устойчивого социально-экономического развития страны.
References:
Dektyareva A.V. (2023). Life cycle of innovations and stages of innovative projects. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (6(82)). 75-79.
Dolgikh E.A., Parshintseva L.S. (2024). Assessment of the innovative development of Russian Federation regions. Finansy i upravlenie. (3). 37-56. doi: 10.25136/2409-7802.2024.3.71213.
Furs S.P., Fedoseev A.A. (2022). Josef Schumpeter’s concept as an example of interdisciplinary approach development within social knowledge framework. Kultura i bezopasnost. (2). 13-18. doi: 10.25257/KB.2022.2.13-18.
Glazev S.Yu., Kosakyan D.L. (2024). State and prospects of 6th technological mode in Russian economy. Ekonomika nauki. 10 (2). 11-29. doi: 10.22394/2410-132X-2024-10-2-11-29.
Gubanov S.S. (2016). System prerequisites for economic recovery of Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (1(43)). 34-38. doi: 10.15838/esc/2016.1.43.2.
Gulevskaya Yu.A. (2017). Classification scheme of innovations. Creative economy. 11 (3). 325-346. doi: 10.18334/ce.11.3.37666.
Kokh M.N., Gedz Yu.V., Surzhenko L.V. (2022). Susceptibility to innovation of an employee in an organization: the psychological aspect of the problem. Mir nauki/ Pedagogika i psikhologiya. 10 (4).
Kozyrev V.M. (2012). Adam smith: his role in the economics. Vestnik RMAT. (2–3). 48-58.
Leksin V.N. (2024). Development as a key evaluative concept of spatial system transformation. The Baltic region. 16 (3). 4-20. doi: 10.5922/2079-8555-2024-3-1.
Lyashenko E.A., Zhukovskiy A.D., Pyankova S.G. (2023). Institutional aspects of the region’s innovative potential influence on the innovation activity results. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya). 15 (4). 673-700. doi: 10.17072/2218-9173-2023-4-673-700.
Morylyov A.S., Tolmachev O.M. (2024). Technological patterns and the nature of their replacement. Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosvescheniya. Seriya: Ekonomika. (2). 17-26. doi: 10.18384/2949-5024-2024-2-17-26.
Myasoedov A.I. (2020). Risks of increasing protectionism in the global economy. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 6 (2). 65-77. doi: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-6.
Nizamova I.R. (2016). Incentives for innovation activity enhancement. The Review of Economy, the Law and Sociology. (2). 89-93.
Privalov N.G. (2021). De integro about the «regime of civilized cooperators». The Economic Revival of Russia. (2(68)). 165-173. doi: 10.37930/1990-9780-2021-2-68-165-171.
Rozhina E.A., Zverev I.O. (2023). Empirical analysis of the impact of innovations on economic diversification in russian regions. Management in modern systems. (4(40)). 61-71. doi: 10.24412/2311-1313-40-61-71.
Savchenkov S.A., Aleksandrova D.D. (2024). Commercialization of the results of intellectual activity through the creation of small innovative enterprises in Russian universities. Ekonomika. Pravo. Innovatsii. (3). 12-18. doi: 10.17586/2713-1874-2024-3-12-18.
Silvestrov S. (2008). Dead ends of the export-raw materials model of development. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (1). 84-90.
Skufina T.P. (2007). Regional development of Russia in the context of global processes. Spatial Economics. (4). 26-39.
Tkachenko A.A. (2019). The role of the spatial development strategy in improving the life quality in Russian regions. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(60)). 11.
Tsuy Ts., Podshivalova M.V. (2024). A quantitative assessment of Russia's innovation infrastructure. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 18 (3). 152-166. doi: 10.14529/em240311.
Valinurova L.S., Kazakova O.B., Kuzminyh N.A. (2023). Triple helix in esg models for municipal development. Perm University Herald. ECONOMY. 18 (4). 355-373. doi: 10.17072/1994-9960-2023-4-355-373.
Velmisova D.V. (2023). The problem of innovative development: sociological analysis. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal «Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovyh issledovaniy». (2). 39-46. doi: 10.24412/1994-3776-2023-2-39-46.
Страница обновлена: 02.06.2025 в 20:22:36