Методический инструментарий оценки успешности цифровой трансформации предприятий в условиях транзитивности экономики

Пудовкина О.Е.1, Иваев М.И.2, Сафронов Е.Г.3
1 Самарский государственный экономический университет (Сызранский филиал)
2 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Россия, Самара
3 Самарский государственный технический университет, Россия, Самара

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760173

Аннотация:
В статье исследуется вопрос важности цифровой трансформации предприятий, который может, в буквальном смысле, стать триггером к успеху в интерпретации современного, динамичного рынка и адаптации к его быстрым внешним изменениям, что подтверждает актуальность исследования. Авторами систематизированы теоретические положения в области цифровой трансформации предприятий и выделены ключевые этапы, которые будут определять стратегические контуры цифровой трансформации, связанного с запуском следующего инновационно-технологического цикла. Основным результатом исследования является структурирование определения цифровой трансформации предприятия, представляющего собой переход от традиционного к целостному, преобразующему подходу цифрового преобразования. Авторами сформированы перспективы использования возможностей цифровизации, в том числе его цифровой реструктуризации, для дальнейшего освоения им принципа управления по результатам, совершенствования его эффективности. Разработан методический инструментарий оценки успешности цифровой трансформации, основанный на комплексной анализе всех компонентов деятельности предприятия. В заключение статьи авторами установлено, что разработанный инструментарий позволит улучшить систему оценивания цифровой трансформации. Сформированные выводы по имплементации результатов исследования будут способствовать научным изысканиям, направленным на реализацию программ структурных преобразований в управлении предприятием.

Ключевые слова: цифровизация, предприятие, трансформация, диагностический инструментарий, цифровое развитие

JEL-классификация: L26, M11, M21, O31, O33



Введение

В настоящее время цифровая трансформация представляет собой один из наиболее важных и перспективных вызовов для модернизации предприятий. Цифровые технологии широко используются в экономической и социальной сферах [11, с. 20]. Применение эффективных технологий и принятия правильных решений, предлагаемых в процессе цифровой трансформации, является приоритетом развития в условиях глобальных вызовов.

Индустрия 4.0 играет фундаментальную роль в повышении конкурентоспособности предприятий с помощью использования новых технологий и цифровых приложений, которые помогают улучшить управление, эффективность, устойчивость процессов производства и распределения на различных организационных уровнях. Четвертая промышленная революция, в отличие от предыдущих, развивается, во-первых, не линейными, а скорее экспоненциальными темпами; во-вторых, она основана на цифровой революции и сочетает разнообразные технологии, вызывающие беспрецедентные изменения парадигм в экономике, бизнесе, социуме, в каждой отдельной личности. Она изменяет не только то, «что» и «как» мы делаем, но и то, «кем» мы являемся. И, в-третьих, она предусматривает целостные внешние и внутренние преобразования всех систем по всем странам, компаниям, отраслям и обществу в целом [1, с.11]. Цифровая трансформация — это изменения в бизнес-модели компании, товарах или организационных структурах. Одним из атрибутов цифровой экономики является качественная, инновационная трансформация, прежде всего, методов и моделей управления организациями практически любых отраслей экономики [4, с. 415].

Сейчас немаловажным фактором помимо качества и необходимости самой трансформации является еще и время ее внедрения, ведь жизненный цикл технологий сокращается, а значит, и их внедрение и подстройка процессов внутри организации должны происходить стремительно [3, с. 4253].

Слова "цифровизация" и "цифровая трансформация" часто используются как взаимозаменяемые. В исследовании зарубежного автора [12, с.1103] подчеркиваются различия. Цифровизация заключается в применении цифровых технологий к процессам. Наиболее широким термином является цифровая трансформация, которая охватывает всю организацию, а не только конкретную функцию или деятельность. Это ориентированная на клиента стратегическое преобразование компании, которое использует цифровые технологии. Внедрение цифровых технологий подразумевает повсеместную трансформацию, обусловленную цифровой информацией.

Выбор в пользу цифровой трансформации приводит к технологическим, организационным и культурным изменениям, которые ускоряют рост бизнеса. Эти изменения необходимы для сохранения конкурентоспособности на рынке и гибкой организационной архитектуры. Успешное внедрение цифровой трансформации требует наличия отдельной стратегии для цифровизации ресурсов, пересмотра операций, товаров и процессов, и создания нового бизнес-режима, как было отмечено в исследовании зарубежных авторов [13, с. с.907].

Эта стратегия должна выходить за рамки функционального мышления, чтобы целостно охватить как возможности, так и риски цифровой трансформации и поддержать организацию в процессе цифровых преобразований на пути к цифровой трансформации.

Следует отметить, что цифровые технологии позволили изменить бизнес-модель ведения бизнеса, создать новые цифровые стартапы, внедряющие новые технологии в свой бизнес-процесс или бизнес-операции. Примерами такой трансформации являются онлайн-предприятия, способные взаимодействовать с клиентами и заинтересованными сторонами через новые информационные каналы, соединять многочисленные требования и высоко персонализированные предложения, использовать социальные сети для аутсорсинга деятельности или тестировать потенциал бизнес-идеи. Однако, несмотря на комплексное исследование многих вопросов в области цифровой трансформации бизнеса российских предприятий, часть из них остаются недостаточно изученными. Так, не нашли отражения проблемы, связанные с интегрированным управлением цифровыми преобразованиями, с созданием методического инструментария оценки успешности цифровой трансформации. Необходимость теоретического и методического решения указанных проблем позволили подтвердить актуальность исследования, сформулировать его основную цель.

Научная новизна работы определяются оригинальностью методологического подхода к исследованию успешности уровня цифрового развития, что позволяет научно аргументировать комплексный анализ всех компонентов деятельности предприятия, а также внести научно-практические рекомендации по их совершенствованию.

Цель исследования

Целью исследования является систематизация теоретических положений в области цифровой трансформации и разработка методического инструментария к анализу успешности цифровых преобразований российских компаний.

Материалы и методы исследования

Исследовательские задачи были решены на основе применения совокупности научных методов. Теоретической и методической базой изучения явлений и процессов выступили: системный анализ и синтез. Основополагающим методом исследования выступил форсайт-метод, суть которого состоит в анализе сценариев и выработки перспектив применения цифровых изменений. Кроме того, анализ был дополнен горизонтальным сканированием, включавшим обзор литературы, которое было применено к выявлению технологических этапов цифровой трансформации. Данный метод дал возможность определить наиболее функциональные информационные ресурсы, необходимые для проводимого исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Сложно дать точное и однозначное описание столь распространенного явления, которое уходит корнями в постоянно меняющийся и динамичный цифровой мир. В своем исследовании Миргалеева И.В., Шамсутдинова М.Р., Богданов А.А. под цифровой трансформацией понимает изменение всех процессов бизнеса с использованием современных цифровых технологий [5, с.26]. Павлюкевич Е.А., Поначугин А. В. дает определение следующим образом «это цифровая трансформация бизнеса путем пересмотра бизнес стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода, целей и т. д. путем принятия цифровых технологий [8, с. 15]

Как отмечает Строев В.В. интеграция цифровых решений дает возможность повысить уровень производительности труда, а также оптимизировать группы затрат связанные с процессом производства товаров, включая оптимизацию применения имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов [7, с. 286]. Таким образом, основная цель цифровой трансформации сводится к экономии затрат, достижению конкурентных преимуществ, непрерывности и эффективности ведения бизнеса [2, с. 52].

Ключевой момент цифровой трансформации, который является общим для всех организаций, по мнению Орцхановой М.А., Китиевой М.И., Полонкоевой Ф.Я., заключается в трансформации способа ведения бизнеса и создании новой ценности [6, с. 588].

На наш взгляд, цифровая трансформация — это многогранный путь с различными целями в зависимости от отрасли и уровня цифровой зрелости. Цифровая трансформация — это не про технологии, она связана с видением генерального управляющего и тем, как члены организации представляют себе ее будущее.

Исследования показали, что существуют этапы прохождения цифровой трансформации (рисунок 1).

Рис. 1 Этапы цифровой трансформации*

Источник: составлено авторами

Как видим из рисунка 1, выделяют 4 этапа цифровой революции. Мы находимся на 4 этапе, который проявляется в развитии искусственного интеллекта и машинного обучения. Очевидно, что для реализации идеологии построения новых систем этапа 4 Web необходимо реализовывать направления успешной цифровой трансформации. На наш взгляд, они включают следующие виды:

- цифровое совершенство;

- инновационное совершенство;

- совершенствование экосистемы бизнеса;

- устойчивое совершенство;

- совершенство человеческого капитала.

Остановимся кратко на специфики каждого из видов. Цифровое совершенство представляет собой реализацию слагаемых, таких как цифровая культура, клиентоцентичность, гибкость, цифровое мышление. Надо отметить, что сегодня больше внимание акцентировано на технологические вопросы, но вопросы, связанные с интеграцией этих цифровых технологий в управление, остаются без внимания. Простой цифровизацией бизнес-процессов задачи по цифровому совершенству не решаются.

Инновационное совершенство представляет собой разработку инновационной программы с учетом ценностей компании и их влиянием на бизнес, а также поэтапную реализацию плана.

Совершенствование экосистемы бизнеса представляет собой эффективное сотрудничество между взаимодополняющими организациями и заинтересованными сторонами.

Устойчивое совершенство представляет собой сочетание трех измерений: экономическое, экологическое и социальное измерение. Сбалансированный подход к развитию этих трех измерений приводит к устойчивому развитию бизнеса.

Совершенство человеческого капитала рассматривается в контексте формирования цифровых компетенций при принятии управленческих решений.

Таким образом, видим, что для успешных цифровых преобразований бизнеса российских компаний необходимо сбалансированное сочетание основных слагаемых цифровой трансформации.

Кроме того, процесс "цифровой трансформации" [9] включает в себя переосмысление и перепроектирование каждой сферы деятельности организации используя возможности цифровых технологий. Это прогрессивный процесс, направленный на инновацию организации во многих ее функциях, от разработки стратегии до реальных производственных процессов и маркетинговой деятельности, включая новые и более эффективные модели вовлечения и новые инструменты анализа данных. Для получения заметного и положительного эффекта, цифровая трансформация должна быть применена ко всем процессам и операциям, в противном случае результаты будут не очень заметными.

На основе анализа научных исследований [12,13] авторами сформирован методический инструментарий успешности цифровой трансформации, который содержит три основные проекции: целеполагание, действия и результаты цифровых преобразований (рисунок 2).

На рисунке 2 видим, что авторами выделены критерии, которые относятся к блокам. Данные критерии охватывают все аспекты деятельности организации и задача организации разложить свою деятельность по «полочкам» на их основе. При этом создается полная картина работы предприятия. В этом и есть уникальность инструментария. Анализ по всем составляющим позволяет дать оценку всей организации в целом, всех областей ее деятельности, всех процессов. Методический инструментарий позволяет оценить готовность и уровень развития цифровых технологий, готовность к цифровой трансформации. Особенно ценно, что вопросы цифровизации невозможно реализовать без оценки успешности реализации всех аспектов деятельности, как говорилось выше в статье. Как раз и этот инструментарий разработан для того, чтобы все учесть, все аспекты функционирования компании, все подходы рассматривать во взаимосвязи с остальными областями. Например, как связаны процессы цифровой трансформации с развитием персонала или с стратегическим развитием и т.д.

Рис. 2 Методический инструментарий оценки успешности цифровой трансформации*

Источник: составлено авторами

Таким образом, авторский методический инструментарий позволяет получить комплексную характеристику работы предприятия и позволяет проанализировать причинно-следственные связи между различными аспектами и процессами. Это диагностический инструмент, с помощью которого можно прослеживать улучшения.

Далее рассмотрим четыре компонента качества цифровой трансформации, которые наиболее известны и обсуждаются в современной литературе (рис. 3). Они были тщательно проанализированы в соответствии с современным уровнем техники и представлены для того, чтобы объяснить, какие шаги, вероятно, должны быть предприняты предприятием для достижения успешности в контексте цифровой трансформации своих систем и бизнес-процессов.

Рис. 3 Компоненты качества цифровой трансформации

Источник: составлено авторами

Отметим, что IT изменения представляет собой способность управлять и использовать массивные и быстрые потоки информации — это то, что отличает компании в сегодняшней конкурентной среде. Современная IT архитектура — это то, что позволяет компании реагировать на изменения рынка и опережать конкурентов.

По этим причинам цифровая трансформация обычно начинается с модернизации IT -инфраструктуры компании. Некоторым предприятиям требуется лишь простая модернизация, например, увеличение мощности серверов, внедрение беспроводного и мобильного оборудования или других интеллектуальных устройств. Для других компаний, в частности, к примеру, для органов государственного управления, это начало для больших перемен. Обновление IT-инфраструктуры даст более эффективные инструменты для обслуживания клиентов и снизит стоимость обслуживания.

Оцифровка работы представляет собой использование цифровых инструментов для оптимизации, упрощения и рационализации существующих бизнес-процессов. Оцифровывая операции, организации могут повысить уровень автоматизации и оптимизировать работу человека. Эти инструменты могут быть более продвинутыми, такими как искусственный интеллект, 5G и IOT. На начальном этапе это может означать замену аналоговых видов деятельности цифровыми, но чаще это означает реструктуризацию организации и системы. Чтобы выполнить этот шаг, компания должна управлять по-новому всеми процессами для лучшего обслуживания клиентов. Следует подчеркнуть, что настоящий вызов заключается не в принятии технологий в рамках отдельных бизнес-функций, а в способности применять интегрированный подход, который охватывает всю цепочку создания стоимости и ведет к обновлению управления отношениями со всеми заинтересованными сторонами, такими как поставщики, партнеры и клиенты.

Цифровой маркетинг представляет собой разработку и внедрение обновленной стратегии и новой тактики, чтобы удовлетворить запросы потребителей и сохранить конкурентоспособность. Чтобы быть успешными, маркетинговые стратегии должны устанавливать связи "один на один" с каждым клиентом, используя возможности больших данных и цифровизации. Это современная парадигма маркетинга, которая позволяет повысить удовлетворенность клиентов, тем самым увеличивая их практическую ценность.

Также в функции цифрового маркетинга входит продвижение брендов через различные формы цифровых медиа. Включает в себя интернет-продажи, продвижение бренда и профилирование клиентов. Отдача от инвестиций такова: снижение затрат на привлечение клиентов, генерация ценных данных, которые могут быть использованы для приобретения новых клиентов и лучшего обслуживания существующих, и своевременное вмешательство в ситуацию с клиентами, которые могут уйти.

Отметим, что, когда компания выполнит все задачи, она будет готова к новым возможностям для венчурного бизнеса. Компоненты 1, 2 и 3 могут быть использованы для разработки инноваций, чтобы протестировать новые источники роста, создать новые бизнес-модели, новые продукты, новые услуги и новые виды сотрудничества.

Подведем итог, путь цифровой трансформации — это круговой процесс, в котором, достигнув 4-го этапа, нельзя останавливаться, а нужно начинать все сначала, чтобы постоянно совершенствовать свои ресурсы и оставаться конкурентоспособными, завоевывать новые доли рынка.

Более того, на наш взгляд, считаем целесообразным и обоснованным решением дополнить структуру компонентов еще одним – цифровое обучение. Аспект подготовки и обучения персонала цифровым навыкам является основой всего процесса, потому что никогда не будет успешна цифровая трансформация, если не будут подготовлены сотрудники компании к переходу к качественным изменениям.

Таким образом, разделение на 4 компонента качества цифровой трансформации можно считать эффективным для компаний, если, по мнению авторов, добавить пятый компонент - обучение рабочей силы, так как индустрия 4.0 требует от персонала постоянного развития новых знаний и способностей для создания инноваций и разработки улучшений.

Выводы

Инновационное развитие современной экономики невозможно без цифровизации, что обусловливает целесообразность комплексного исследования методических аспектов оценки уровня цифрового и инновационного развития экономических систем [10, с.603].

Становление цифровой экономики формирует необходимость проведения масштабных и динамичных реформ в производственной деятельности предприятий. Предложенный методический инструментарий оценки успешности цифровой трансформации позволяет исследовать имеющийся у предприятия потенциал для осуществления глубинных изменений, а также своевременно выявлять ресурсные проблемы и организационно-управленческие риски, препятствующие трансформации компании и достижению долгосрочных целей развития.

Данное исследование восполнило пробел в контексте отсутствия методического инструментария оценки успешности цифровых преобразований. Статья может помочь исследователям, ученым и практикам разработать новые научные предложения.


Источники:

1. Горелов Н.А., Литун К.В. Научно-технологическая матрица формирования общества знания и цифровой экономики: методологический аспект // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 9-20.
2. Измайлов М.К. Изменение ценностей и ориентиров управления промышленными предприятиями в рамках цифровой трансформации // Beneficium. – 2022. – № 4(45). – c. 51-58.
3. Крюков В.В., Разумова Ю.В., Солдатова Л.С. Проектное управление цифровой трансформацией как условие устойчивого развития компаний // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4251-4264. – doi: 10.18334/ce.16.11.116531.
4. Мартынов Л.М. Трансформация систем менеджмента в цифровой экономике как область управленческих инноваций // Управленческий учет. – 2022. – № 3. – c. 414-419.
5. Миргалеева И.В., Шамсутдинова М.Р., Богданов А.А. Управление рисками компании в процессе ее цифровизации // Вестник Российского университета кооперации. – 2022. – № 3. – c. 26-31.
6. Орцханова М.А., Китиева М.И., Полонкоева Ф.Я. Цифровая трансформация предприятий как основное условие в повышение эффективности функционирования субъектов хозяйствования // Управленческий учет. – 2022. – № 1-3. – c. 584-589.
7. Павлюкевич Е.А., Поначугин А. В. Цифровая экономика промышленных предприятий // Информационные технологии в управлении и экономике. – 2022. – № 1. – c. 15-22.
8. Строев В.В. Разработка методических рекомендаций для определения уровня эффективности проведения мероприятий в сфере цифровых преобразований на наукоемких предприятиях // Вестник Академии знаний. – 2022. – № 49. – c. 285-291.
9. Устинова Л.Н., Вирцев М.Ю., Шакирова А.И. Цифровизация экономических систем: проблемы и перспективы // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/ce.17.3.117436.
10. Фалько А.И., Сомина И.В. Международные практики оценки цифровизации как детерминанты инновационного развития экономики: исследование на основе индексного метода // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 595-606.
11. Чапрыгина А.Д., Агафонова В.В. Влияние цифровизации на налоговую систему государства // Вестник молодых ученых Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 2. – c. 20-23.
12. Bloomberg Jason Digitization, digitalization, and digital transformation: confuse them at your peril // Forbes. – 2018. – № 29. – p. 1102-1109.
13. Singh Anna, Klarner Patricia, Hess Thomas How do chief digital officers pursue digital transformation activities? The role of organization design parameters // Long Range Planning. – 2020. – № 53(3). – p. 907-913.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:38