Моделирование цифровой трансформации исполнительных органов государственной власти (на примере Свердловской области)
Городнова Н.В.1, Шаблова Е.Г.1
, Щербинина И.В.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Аннотация:
В условиях стремительного прогресса цифровых технологий происходят серьёзные изменения моделей и стратегий развития, значительно расширяются и совершенствуются системы управления. Информатизация и цифровая трансформация в современных реалиях являются одними из приоритетных направлений государственной политики, служат поступательному движению экономики страны в целом.
Актуальность исследования цифровой трансформации органов государственной власти в России, с фокусом на региональный уровень, обусловлена комплексом факторов, в частности, стратегическим императивом государства, необходимостью решения проблемы повышения эффективности государственного управления и качества жизни, а также наличием ряда системным барьеров и рисков.
Цель исследования – разработка экономико-правового инструментария цифровой трансформации исполнительных органов государственной власти и оценка его эффективности (на примере Свердловской области).
Научная новизна заключается в углублении теории, анализе элементов цифровой трансформации, прогнозировании, обосновании эффективности, а также развитии категориального аппарата. Разработана экономико-правовая централизованная модель цифровой трансформации исполнительных органов государственной власти Свердловской области в целях оценки и планирования изменений. Исследование вносит вклад в развитие теории и практики цифровой трансформации государственного управления на региональном уровне.
Сделан вывод о практической реализуемости предложенной модели и положительном эффекте от реализации разработанных в ходе исследования мер по позиционированию Свердловской области как лидера цифровой трансформации.
Результаты работы могут быть полезны экспертам в области инновационных технологий, а также государственным органам власти, реализующим проекты цифровой трансформации российской экономики.
Ключевые слова: государственное управление, цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, моделирование
JEL-классификация: M30, M38, O32, L86
Введение. Актуальность темы исследования определяется жизненной необходимостью успешной цифровой трансформации государственного управления для будущего России, наличием существенных препятствий на этом пути, потребностью в глубоком анализе региональной практики для выработки эффективных решений и высокой практической востребованностью таких исследований органами власти и обществом. Информатизация, цифровизация и цифровая трансформация в современном мире приобрели глобальный характер, заняв лидирующие позиции во всех отраслях ведущих стран мира, имея при этом государственную направленность, а также всестороннюю нормативную и финансовую поддержку. Процессы цифровизации и цифровой трансформации меняют традиционные подходы к государственному управлению, что требует адаптации законодательства и регулирования.
Основными аспектами указанной проблемы являются следующие: традиционное законодательство не учитывает специфику цифровых технологий; низкий уровень цифровой трансформации государственных услуг, их недостаточная автоматизация или доступность в режиме офлайн; необходимость защиты персональных данных и внедрения государственных мер от кибератак; внедрение электронного документооборота и цифровых подписей, проблемы внедрения единых стандартов для электронных документов; барьеры и перспективы применения алгоритмов искусственного интеллекта, больших данных и других сквозных технологий; сложности межведомственной координации и открытости данных.
Цель исследования – разработка экономико-правового инструментария цифровой трансформации исполнительных органов государственной власти и оценка его эффективности на примере Свердловской области.
Научная новизна реализована через углубление теории, анализ элементов цифровой трансформации, прогнозирование, моделирование, обоснование инноваций и развитие категориального аппарата. В частности, выявление и анализ элементов цифровой трансформации в контексте деятельности исполнительных органов государственной власти, разработка централизованной экономико-правовой модели цифровой трансформации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в целях оценки и планирования изменений.
Исследовательская гипотеза: 1) централизация управления цифровой трансформацией исполнительных органов государственной власти (на примере Свердловской области) обеспечивает значительное повышение эффективности, безопасности и «цифровой зрелости»; 2) в целях успешной цифровой трансформации необходимо обеспечить баланс между развитием технологий, защитой прав граждан и эффективностью государственных решений.
Проведён комплексный анализ практики цифровизации в Свердловской области, выявлены ключевые проблемы и потенциал развития. Прогнозируется положительный эффект от реализации предложенных рекомендаций.
Основная часть.
Современный процесс цифровизации и цифровой трансформации экономики и всех сфер деятельности компаний и учреждений включают разработку программного обеспечения, его поставку, донастройку и адаптацию, выполнение различного рода работ, применяющихся при реконструкции (модернизации) действующих бизнес-процессов, создании инновационных «умных» технологий и инструментов, мехатроники, автоматизированного и роботизированного оборудования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также систем и алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) [1; 7].
Развитие ИКТ, цифровых технологий (ЦТ), и IT-инструментария приводят к появлению многообразия связей между экономическими агентами, промышленными предприятиями, органами государственной власти, учреждениями и организациями, социально-экономическими системами, социальными платформами, государством (законодателем) и обществом в целом [3]. Описываемый процесс сопровождается экспоненциальным ростом числа связей взаимодействия, накоплению колоссальных объёмов информации, что, бесспорно, приводит к усложнению интеграционных взаимосвязей, последствия которого ещё предстоит оценить [13]. Обозначенные ожидания требуют от участников высокой скорости адаптации в цифровой среде.
В данном исследовании под цифровой трансформацией следует понимать процессы построения принципиально новой системы взаимодействия между участниками, базирующуюся на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), которые позволяют выявлять качественно новые возможности и цифровой потенциал интеграции организаций и ведомств в цифровую среду, что способствует построению цифровой экономики. Базовыми направлениями цифровой трансформации являются сквозные технологии, в том числе искусственный интеллект, внедрение электронного документооборота, организация системы объективного мониторинга, повышение эффективности управленческих решений в условиях цифровой среды и т.п. [7; 11].
Цифровая трансформация Свердловской области направлена на достижение высокой степени «цифровой зрелости» основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования безопасной среды для жизни, обеспечения доступности и системного расширения возможностей [9].
Активное включение бизнеса и органов государственной власти в сферы ИКТ, а также создание необходимой среды, способствуют повышению значимости предложений, связанных с разработкой и внедрением информационных и технологических продуктов (использование компьютеров и компьютерных сетей, укрепление государственного научно-технического потенциала, увеличение спроса на отечественные информационные продукты и программное обеспечение, повышение объёмов инвестиций в информационную и компьютерную сферу, другие различные отрасли экономики, и т.д.). [9; 10].
Информатизация и цифровая трансформация в настоящее время выступают в качестве тренда эффективного развития как в общемировом, так и в российском разрезе исследования [5; 6]. Конкретизация отдельных аспектов цифровой трансформации отражается в различных административных решениях субъектов исполнительной власти, как на федеральном [1], так и на региональном уровнях (к примеру, в Стратегии развития информационного общества в России [2]).
В целях реализации Стратегии была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», одобренная распоряжением Правительства [3]. Одновременно был принят ряд документов, которые затрагивают различные аспекты цифровизации государственного управления. Наиболее полно предназначение, цели и задачи цифровизации государственного управления изложены в подпрограмме «Информационное государство» [4] (части программы «Информационное общество»). Указанная подпрограмма, во-первых, содержит соответствующее государственное управленческое решение, во-вторых, обладает всеми признаками нормативно-правового акта управления, в-третьих, носит комплексный характер (в частности, реализуется федеральный проект «Цифровое государственное управление» [5] в соответствии с Постановлением Правительства [6]). Среди первостепенных мероприятий следует отметить развитие информационного общества; расширение и эксплуатация электронного правительства; выполнение ряда федеральных проектов, таких как «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление».
Подпрограммой предусмотрен переход на предоставление государственных услуг в электронно-цифровом виде, а также электронное взаимодействие в процессах реализации государственных функций. В целом положительно оценивая подпрограмму необходимо отметить ряд её узких мест. Прежде всего, обращает на себя внимание некоторую «размытость» элементов по различным позициям подпрограммы, которые, по сути, составляют содержание одного мероприятия.
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» реализуется в рамках государственной программы «Информационное общество». Федеральный проект направлен на достижение национальной цели цифровой трансформации, которая определена Указом Президента РФ от 21 июля 2021 г. [7] Ключевой целевой показатель – увеличение к 2030 году доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.
В рассматриваемом проекте государством предусмотрена цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы на период до 2036 года. Для реализации национальной цели «Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» установлены следующие целевые показатели и задачи:
а) достижение к 2030 году «цифровой зрелости» государственного и муниципального управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, предполагающей автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учётом ускоренного внедрения технологий обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта [7; 8];
б) формирование рынка данных, их активное вовлечение в хозяйственный оборот, хранение, обмен и защита;
в) увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность качественного высокоскоростного широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе с использованием сетей (инфраструктуры) спутниковой и мобильной связи, с учётом роста пропускной способности магистральной инфраструктуры, до 97% к 2030 году и до 99% к 2036 году;
г) обеспечение в 2025-2030 годах темпа роста инвестиций в отечественные решения в сфере информационных технологий вдвое выше темпа роста валового внутреннего продукта;
д) переход к 2030 году не менее 80% российских организаций ключевых отраслей экономики на использование базового и прикладного российского программного обеспечения в системах основных производственных и управленческих процессов;
е) увеличение к 2030 году до 95% доли использования российского программного обеспечения в государственных органах, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50%;
ж) увеличение к 2030 году до 99% доли предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме и др.
Таким образом, к 2030 году уровень готовности государственных органов эффективно использовать цифровые технологии в целях улучшения качества работы и предоставления услуг гражданам должен достигать не менее 99%.
Несмотря на масштабные федеральные и региональные программы цифровой трансформации, в целях достижения ключевых показателей «цифровой зрелости» государственного управления к 2030 году необходимо преодолеть основные системные барьеры такие, как низкая цифровая грамотность населения, дефицит квалифицированных IT-кадров, технологическое отставание отечественного оборудования и программного обеспечения, разрозненность информационных систем на региональном уровне [6; 14].
В целях совершенствования бюджетного планирования в сфере развития связи и информационных технологий принято Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 г. № 1050-ПП [8]. Кроме того, законом Свердловской области от 07.12.2023 г. № 128-ОЗ [9] предусмотрено финансирование государственной программы Свердловской области «Информационное общество Свердловской области», субъектами Российской Федерации утверждены региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления [10].
Губернатором Свердловской области утверждена Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Свердловской области [11]. В региональные стратегии включены 6 направлений цифровой трансформации такие, как здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. Также регионы включили в региональные стратегии проекты, соответствующие приоритетам развития экономики региона (промышленность, строительство, физическая культура и спорт, сельское хозяйство и др.).
Функции реализации Стратегии цифровой трансформации возложены на Министерство цифрового развития и связи Свердловской области, в частности, утверждена Государственная программа «Информационное общество Свердловской области», нацеленная на решение задач развития сферы информационных технологий и связи Свердловской области.
Развитие и модернизация современной инфраструктуры создают условия для повышения доступности государственных и муниципальных услуг, увеличения доли граждан, удовлетворённых качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, а также создания сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок.
В целях реализации государственной программы и региональных проектов необходимо решение следующих задач:
1) цифровизация процессов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций органами государственной власти [15];
2) достижение высокой степени «цифровой зрелости» основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [15];
3) создание необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения доступа к широкополосной сети «Интернет» социально значимых объектов, а также эффективного и безопасного использования онлайн-сервисов [15];
4) повышение уровня защищённости государственных информационных систем и ресурсов [14; 15];
5) оказание содействия в доведении информации о действующих конкурсных отборах на получение государственной поддержки в форме грантов из средств федерального бюджета до заинтересованных организаций и предприятий, реализующих проекты по цифровой трансформации в сфере информационных технологий, расположенных на территории Свердловской области;
6) повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путём развития и внедрения информационных и платформенных решений [5; 15];
7) применение ИТК в деятельности органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области [10; 15];
8) повышение качества государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг [2];
9) обеспечение эффективной работы прикладных компонентов и сервисов Регионального фрагмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Свердловской области.
Достижение целей государственной программы планируется обеспечить путём организации взаимодействия ответственного исполнителя с федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти Свердловской области.
Следует выделить ключевые аспекты цифровой трансформации органов государственной власти в России, с акцентом на Свердловскую область, в частности:
1. Общероссийский контекст: сущность цифровой трансформации заключается в переходе к новой системе взаимодействия на базе ИКТ, открывающей широкие возможности интеграции в цифровую среду; сквозные технологии, электронный документооборот, мониторинг, обучение управлению в цифровой среде; использование инноваций.
2. Цели и драйверы – достижение национальной цели «Цифровая трансформация» (Указ Президента № 474); повышение качества жизни, появление новых профессий и рабочих мест, сокращение цифрового неравенства, рост рентабельности, общий экономический рост; повышение эффективности государственного управления и качества услуг.
3. Ключевые проблемы на уровне РФ: уровень цифровой грамотности (около 71%) [12]; отставание в технологиях (слабое развитие отечественного оборудования); средний уровень дефицита IT-кадров, который составляет примерно 50% [13]; безопасность данных (недостаточное правовое регулирование); барьеры в робототехнике: выделение 11-ти ключевых проблем (в частности, кадры, технологии, программное обеспечение, инфраструктура, финансы, господдержка); социальные риски (безработица, дифференциация регионов, зависимость от импорта).
4. Государственное управление цифровой трансформацией: реализация национальной программы «Цифровая экономика РФ», федерального проекта «Цифровое государственное управление» (цель: к 2030 году 95% массовых социально значимых услуг должны предоставляться в электронном виде); электронное правительство: доступ к услугам онлайн, автоматизация процессов, открытость власти, участие граждан; регионального проекта «Информационная безопасность» (обеспечение защищённости инфраструктуры).
К приоритетным задачам исполнительных органов государственной власти Свердловской области следует отнести:
- достижение «цифровой зрелости» отраслей и государственного правления;
- цифровизацию услуг и функций [14];
- развитие инфраструктуры (к примеру, повсеместное внедрение широкополосного интернета);
- повышение информационной безопасности [8];
- поддержку курса импортозамещения (разработку отечественного программного обеспечения и оборудования);
- развитие IT-технологий в здравоохранении (к примеру, внедрение электронных медицинских карт);
- автоматизацию системы налогообложения;
- повышение качества и доступности услуг.
Ключевой проблемой является значительный разрыв между амбициозными целями (95% электронных услуг к 2030 г.) и текущими реалиями (низкая цифровая грамотность, кадровый дефицит, технологическое отставание, региональная дифференциация, социальные риски).
Успех цифровой трансформации зависит от синхронного прогресса по всем направлениям: технологическому, кадровому, нормативному и инфраструктурному, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В качестве подтверждения приоритетности направления информатизации и цифровой трансформации могут служить объёмы финансового обеспечения государственной программы Свердловской области «Информационное общество Свердловской области».
На рисунке 1 представлена динамика объёмов финансового обеспечения государственной программы «Информационное общество Свердловской области» по годам.
Рисунок 1 – Объём финансового обеспечения реализации государственной программы «Информационное общество Свердловской области», в тыс. руб.
Источник: построено авторами по: Постановление Правительства Свердловской области от 18.01.2024 г. № 20-ПП «О внесении изменения в государственную программу Свердловской области «Информационное общество Свердловской области», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 г. № 1050-ПП. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/6600202401190014 (дата обращения 23.06.2025)
Реализация региональной политики Свердловской области в сфере информатизации и цифровой трансформации имеет свои особенности [9; 12]. Основным источником финансирования рассматриваемой программы является областной бюджет. С целью формирования единой политики в сфере информационных технологий и дальнейшего развития информатизации и цифровой трансформации Губернатором Свердловской области было принято решение о переходе на централизованную модель управления в области информатизации, цифрового развития и информационной и в рамках данного перехода приняты соответствующие правовые акты.
Министерством цифрового развития и связи Свердловской области (Минцифры Свердловской области) по состоянию на сентябрь 2024 года полностью реализованы все мероприятия по переходу на централизованную модель управления в области информатизации исполнительных органов государственной власти Свердловской области (далее – ИОГВ СО) 1 и 2 очередей, утверждённые «дорожной картой». Завершение мероприятий по переходу на централизованную модель управления в области информатизации ИОГВ СО 3 и 4 очереди планируется до конца 2026 года.
Минцифры Свердловской области как орган, ответственный за цифровую трансформацию в централизованных органах, осуществляет формирование единой региональной политики в сфере информационной безопасности, развития информационных технологий и связи. В рамках этой деятельности проводится планомерная работа по обследованию состояния и функционирования ведомственных информационных систем, а также внедрению новых информационных продуктов.
В Свердловской области построена система обеспечения информационной безопасности, что позволило, несмотря на существенное увеличение количества атак на веб-ресурсы органов власти, их успешно отражать внедрёнными средствами защиты. Также в ходе централизации Министерства здравоохранения Свердловской области были достигнуты значительные результаты при реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении». Уровень цифровизации на текущий момент составляет 82,5%.
Необходимо отметить положительную динамику роста рейтинга цифровой трансформации Свердловской области. Согласно рейтингу руководителей цифровой трансформации Минцифры России по итогам 2023 года Свердловская область заняла 17 место среди субъектов Российской Федерации. Для сравнения, по итогам 2021 года Свердловская область занимала 74 место.
По данным рейтинга цифрового внедрения алгоритмов ИИ в регионах России Свердловская область по состоянию на апрель 2025 года занимает 7-е место, в рейтинге, оценивающем субъекты РФ по уровню внедрения цифровых технологий в ключевые отрасли экономики, органы государственной власти, муниципалитеты, а также по цифровой доступности государственных услуг для населения Свердловская область по итогам 2024 года находится на 6-м месте [14].
Достигнуть полученных результатов при высокой нагрузке удалось за счёт переданных вместе с полномочиями ставок от ИОГВ СО, а также, в большей степени, за счёт перераспределения имеющихся в Минцифры Свердловской области специалистов по задачам централизованных ИОГВ.
На рисунке 2 представлено графическое изображение централизованной экономико-правовой модели.
Рисунок 2 – Модель централизации исполнительных органов государственной власти Свердловской области
Источник: построено авторами по: Цифровизация государства. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/activity/czifrovizacziya-gosudarstva (дата обращения 26.06.2025)
Представленная визуальная схема чётко показывает архитектуру централизованной модели управления, роль Минцифры Свердловской области, процессы в ИОГВ и обратную связь через результаты, представленные ниже.
Формализованный подход в виде системы уравнений выделяет ключевые переменные состояния системы (уровень централизации C, кадровый потенциал K, эффективность E, безопасность S, цифровизация проектов Dsec, рейтинг R) и наиболее важные причинно-следственные связи между ними, подчёркивая решающую роль эффективного перераспределения кадров (α ≈ 1). Данная модель позволяет не только описать текущее состояние, но и прогнозировать результаты завершения 3-4 очередей централизации (C(t) = 1).
Модель можно представить как систему взаимосвязанных параметров и функций, описывающих состояние и динамику системы [4]:
1. Уровень централизации (C):
C(t) ∈ [0, 1] – доля ИОГВ, перешедших на централизованную модель к моменту времени t;
C(t) = C1,2 • H(t – t0) + (C3,4 – C1,2) • H(t – t1) • (t – t1)/(t2 – t1) (1)
(для t1 ≤ t ≤ t2),
где C1,2 = 1 – (1-2 очереди завершены к t0 = сент-2024);
C3,4 = 1 – (цель для 3-4 очередей к t2 = дек-2026);
t1 – начало реализации 3-4 очередей (условно янв-2025);
H(t) – функция Хевисайда (ступенчатая функция).
C(t) = 1 при t ≥ дек-2026.
2. Кадровый потенциал (K):
K = Kminцифр + α • KИОГВ, (2)
где Kminцифр – исходный кадровый потенциал Минцифры СО;
KИОГВ – кадровый потенциал, переданный от централизуемых ИОГВ;
α ∈ [0, 1] – ключевой коэффициент эффективности перераспределения (α ≈ 1 в данном случае, так как основной прирост эффективности достигнут за счёт перераспределения имеющихся специалистов Минцифры). Это главный фактор успеха «при высокой нагрузке».
3. Эффективность функционирования ИОГВ (E):
E(t) = E0 + β • C(t) • f(K), (3)
где E0 – базовый уровень эффективности до централизации;
β > 0 – коэффициент влияния централизации на эффективность;
f(K) – монотонно возрастающая функция, отражающая влияние сконцентрированного кадрового потенциала K на эффективность (например, f(K) = log(K) или f(K) = Kγ, 0 < γ < 1). Учитывает синергию централизации кадров.
4. Уровень защищённости / устойчивости к кибератакам (S):
S(t) = S0 + δ • C(t) • IСОИБ, (4)
где S0 – базовый уровень защиты (разрозненный);
δ > 0 – коэффициент эффективности централизованной системы обеспечения информационной безопасности (СОИБ);
IСОИБ – индекс зрелости/мощности внедренной централизованной системы обеспечения информационной безопасности.
5. Уровень цифровизации отрасли/проекта (Dsec) – на примере здравоохранения СО:
Dздрав(t) = Dздрав_0 + η • Cздрав(t) • g(ресурсы_проекта), (5)
где Dздрав_0 – исходный уровень цифровизации (до проекта / централизации);
η > 0 – коэффициент скорости цифровизации в рамках централизованного подхода;
Cздрав(t) – уровень централизации управления ИТ в здравоохранении (часть C(t));
g(ресурсы_проекта) – функция, зависящая от выделенных ресурсов на проект (включая кадры K).
6. Оценка рейтинга цифровой трансформации (R):
R(t) = R0 + λ1 • C(t) + λ2 • E(t) + λ3 • Dздрав(t) + λ4 • S(t) + ε, (6)
где R0 – базовый рейтинг Свердловской области (74 позиция в 2021 году);
λ1, λ2, λ3, λ4 > 0 – весовые коэффициенты, показывающие вклад каждого фактора (централизация, эффективность ИОГВ, цифровизация ключевых проектов, безопасность) в рейтинг;
ε – случайная составляющая / другие факторы.
Значительный рост R(t) с 74 позиции (2021, C ≈ 0) до 17 места (2023, C = C1,2 ≈ 0.5) подтверждает положительную зависимость R от C, E, Dздрав, S.
Ключевые взаимосвязи формальной модели могут быть описаны следующим образом:
- централизация C(t) является драйвером изменений;
- кадровый фактор K с высоким α – критический ресурс, определяющий возможность реализации централизации (C(t)) и её эффективность (E(t), Dsec(t)) без пропорционального роста общей численности;
- централизация C(t) напрямую и через концентрацию ресурсов (K) повышает E(t), S(t), Dsec(t);
- рост E(t), S(t), Dsec(t) (особенно заметных проектов, например, здравоохранение) напрямую улучшает интегральный показатель успеха – Региональный рейтинг R(t).
Введём ключевые параметры: общее количество ИОГВ: N = 18;
Централизовано на 2024 год: N1 = 10N1 = 10
Ожидают централизации до 2026 года: N2 = 8N2 = 8;
Прогноз рейтинга цифровой трансформации: используем зависимость от уровня централизации C и роста цифровизации здравоохранения D:
R(t) = R2021 + λ⋅C(t)⋅ln;(D(t))R(t) = R2021 + λ⋅C(t)⋅ln(D(t)), (7)где R2021 = 74R2021 = 74 (базовый рейтинг);
D(t) = 0.825 D(t) = 0.825 – (уровень цифровизации здравоохранения на 2024 г.);
Λ = 45λ = 45 (калибровочный коэффициент, подобранный исходя из роста до 17 места в 2023 при C = 0.556).
Прогноз на 2026 год (C = 1.0, D ≥ 0.9):
R2026 = 74 + 45⋅1.0⋅ln(0.9) ≈ 74 + 45⋅(−0.105) ≈ 74−4.7 ≈ 69.3R2026 = 74 + 45⋅1.0⋅ln(0.9) ≈ 74 + 45⋅(−0.105) ≈ 74−4.7 ≈ 69.3.
Рейтинг улучшается при уменьшении значения (17 место – в 2023 г.; 74 –в 2021 г.). Прогнозируемое место в рейтинге топ-10: 69.3 → ~8-9 место. Итоговые расчётные показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Прогнозные показатели цифровой трансформации Свердловской области
Период
|
Уровень централизации
|
Централизовано Министерств
|
Прогноз рейтинга
|
Сентябрь 2024 г.
|
55.6%
|
10
из 18
|
17
(факт 2023 г.)
|
Декабрь 2025 г.
|
80.3%
|
14–15
из 18
|
~12–14
|
Декабрь 2026 г.
|
100%
|
18
из 18
|
8-9
(топ-10 РФ)
|
Разработанная модель и полученные результаты расчётов позволяют спрогнозировать следующее: к концу 2026 года все 18 министерств должны функционировать в централизованной модели; рост уровня централизации до 100% позволит Свердловской области войти в топ-10 рейтинга цифровой трансформации РФ.
Переход на централизованную модель управления в области информационной безопасности Свердловской области позволил получить следующие результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Переход на централизованную экономико-правовую модель управления в области информационной безопасности Свердловской области
До внедрения экономико-правовой модели
|
После внедрения экономико-правовой модели
|
Наличие
кадрового дефицита для надлежащего обеспечения информационной безопасности
|
Сокращение расходов бюджетных средств
за счёт централизованной поставки средств защиты информации |
Несоблюдение
норм информационной безопасности
|
Единая политика в части разработки нормативных правовых актов,
принятие которых способствует готовности к проверкам регулирующих
государственных органов
|
Отсутствие
профильного образования сотрудников Минцифры Свердловской области
|
Повышение профессионализма сотрудников
|
По
результатам проверок регулирующих государственных органов в 2024 году
выявлены грубые нарушения обработки сведений, составляющих государственную
тайну, а также информации обрабатываемой в государственных информационных
системах
|
По
результатам проверок регулирующих государственных органов в 2024 году в
централизованных ИОГВ Свердловской области грубых замечаний не выявлено
|
По данным Минцифры Свердловской области общая экономия по закупкам операционных систем составляет 537,815 млн. руб., сокращение затрат на офисный пакет редакторов файлов – 23,112 млн. руб., экономия на приобретении класса ИТ-решений (Application Performance Monitoring – APM) в медицинских учреждениях г. Екатеринбурга – 178,44 млн. руб [15].
Правовое обеспечение цифровой трансформации в Свердловской области представляет собой развивающуюся систему, включающую стратегическое планирование, детальное регулирование процессов, создание институтов и внедрение конкретных цифровых инструментов. В качестве ключевых задач на будущее необходимо отметить преодоление межведомственных барьеров через совершенствование правовых механизмов координации, развитие систем работы с большими данными, обеспечение актуальности нормативной базы и повышение эффективности обратной связи с гражданами и бизнесом. Опыт Свердловской области иллюстрирует общероссийский тренд, где право выступает одновременно и инструментом, и объектом цифровой трансформации государственного управления. Обозначенная сфера является предметом наших дальнейших исследований.
Основные выводы
В настоящее время складывается уникальная ситуация, которая позволяет при ограниченности времени, финансовых и человеческих ресурсов ставить глобальные задачи и достигать значительных результатов путём скоординированных действий при переходе на качественно новый подход во многих сферах деятельности.
Исследование актуально в силу жизненной необходимости цифровой трансформации исполнительных органов государственной власти РФ, наличия множества препятствий на этом пути, потребности в глубоком анализе, особенно региональной практики, и высокого спроса на результаты со стороны власти и общества.
На основе проведённого анализа разработан экономико-правовой инструментарий цифровой трансформации исполнительных органов государственной власти Свердловской области, где центром управления становится Минцифры Свердловской области. Ожидаемый к концу 2026 года рост уровня централизации до 100% позволит Свердловской области войти в топ-10 рейтинга цифровой трансформации России.
В ходе исследования на конкретном региональном кейсе была подтверждена гипотеза, которая носит прикладной характер. Модель доказала свою эффективность и подтвердила целесообразность её масштабирования на другие регионы страны.
[1]Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление»: утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28 мая 2019 г. № 9. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72302270/ (дата обращения 24.06.2025)
[2]Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (дата обращения 24.06.2025)
[3]Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708/ (дата обращения 25.06.2025)
[4]Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»: утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 (ред. От 23.05.2024 № 658). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://base.garant.ru/70644220/ (дата обращения 24.06.2025)
[5]Паспорт Федерального проекта «Цифровое государственное управление», утв. Президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, Протокол от 28 мая 2019 г. № 9. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72302270/ (дата обращения 24.06.2025)
[6]Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 356-24 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313» (в ред. от 09.11.2021 № 1922). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72216572/ (дата обращения 24.06.2025)
[7]Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения 25.06.2025)
[8]Постановление Правительства Свердловской области от 18.01.2024 г. № 20-ПП «О внесении изменения в государственную программу Свердловской области «Информационное общество Свердловской области», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 г. № 1050-ПП. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/6600202401190014 (дата обращения 23.06.2025)
[9]Закон Свердловской области от 07.12.2023 г. № 128-ОЗ «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/6600202312130011 (дата обращения 23.06.2025)
[10]Перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № Пр-2242 по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64859/print (дата обращения 24.06.2025)
[11]Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Свердловской области 29 декабря 2023 г. №: 01-01-40/115. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.midural.ru/documents/abolished/31281/ (дата обращения 24.06.2025)
[12]Индекс цифровой грамотности-2023 от НАФИ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=175279 (дата обращения 26.06.2025)
[13]Каков реальный уровень дефицита IT-кадров? – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=172684 (дата обращения 26.06.2025)
[14]Министерство цифрового развития и связи Свердловской области – итоги-2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://d-russia.ru/ministerstvo-cifrovogo-razvitija-i-svjazi-sverdlovskoj-oblasti-itogi-2024.html (дата обращения 28.06.2025)
[15]Отчёт о ходе реализации госпрограммы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/documents/otchyot-o-hode-realizaczii-gosprogrammy (дата обращения 25.06.2025)
Источники:
2. Асалиева З.А., Седова Н.В. Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 12. – c. 7161-7176. – doi: 10.18334/epp.14.12.122130.
3. Городнова Н.В. Цифровая трансформация: возможности применения сквозных технологий в проектах цифрового инжиниринга // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1. – c. 173-192. – doi: 10.18334/vinec.13.1.116394.
4. Дробкова О.С., Дроговоз П.А. Применение экономико-математической модели оценки уровня интеграции предприятий промышленного комплекса // Креативная экономика. – 2023. – № 1. – c. 165-182. – doi: 10.18334/ce.17.1.116675.
5. Дынник Д.И. Цифровизация системы государственного управления: проблемы и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2021. – № 4(33). – c. 46-54.
6. Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С., Кипервар Е.А. Цифровое государственное управление: вероятные риски и новые возможности // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2223-2242. – doi: 10.18334/ce.14.10.110882.
7. Попова А.В. Этические принципы взаимодействия с искусственным интеллектом как основа правового регулирования // Правовое государство: теория и практика. – 2020. – № 3(61). – c. 34-43. – doi: 10.33184/pravgos-2020.3.4.
8. Разгильдиев Б.Т. Искусственный интеллект и профилактика его общественной опасности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. – № 5(142). – c. 154-164. – doi: 10.24412/2227-7315-2021-5-154-163.
9. Рязанцева М.В. Цифровая трансформация государственного управления // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6951-6962. – doi: 10.18334/epp.14.11.122116.
10. Сафин Н.В. Совершенствование проектного управления в органах государственной власти Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 9. – c. 4827-4838. – doi: 10.18334/epp.14.9.121576.
11. Солдатенко Д.М. Искусственный интеллект: прошлое, настоящее и будущее // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. – № 9. – c. 127-134. – doi: 10.24412.2072-8042-2020-10096.
12. Тлембаева Ж.У. О некоторых подходах к правовому регулированию искусственного интеллекта // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. – 2021. – № 2(65). – c. 61-74. – doi: 10.52026/2788-5291_2021_65_2_61.
13. Трофимова Т.В., Ломовцева А.В. Цифровые технологии в обеспечении деятельности органов государственной власти // Креативная экономика. – 2019. – № 2. – c. 261-270. – doi: 10.18334/ce.13.2.39914.
14. Устинова Л.Н., Вирцев М.Ю., Шакирова А.И. Цифровизация экономических систем: проблемы и перспективы // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 921-934. – doi: 10.18334/ce.17.3.117436.
15. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Жевняк О.В. Региональное регулирование промышленного интернета вещей на примере Свердловской области // Креативная экономика. – 2022. – № 9. – c. 3435-3454. – doi: 10.18334/ce.16.9.116244.
Страница обновлена: 27.07.2025 в 21:48:34
Modeling the digital transformation of executive authorities (on the example of the Sverdlovsk region)
Gorodnova N.V., Shablova E.G., Shcherbinina I.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 8 (August 2025)
Abstract:
With the rapid progress of digital technologies, major changes in development models and strategies are taking place, and management systems are being significantly expanded and improved. Informatization and digital transformation in modern realities are among the priorities of state policy, as they provide the progressive development of the country's economy as a whole.
The relevance of the study of the digital transformation of public authorities in Russia, with a focus on the regional level, is due to a number of factors, in particular, the strategic imperative of the state, the need to solve the problem of improving the efficiency of public administration and quality of life, as well as f a number of systemic barriers and risks.
The article aims to develop economic and legal tools for digital transformation of executive authorities and to evaluate its effectiveness (on the example of the Sverdlovsk region).
The article examines the theory, analyzes the elements of digital transformation, forecasts and justifies effectiveness, and develops the categorical apparatus. In order to assess and plan changes, an economic and legal centralized model of digital transformation of the executive authorities of the Sverdlovsk region has been developed. The research contributes to the development of theory and practice of digital transformation of public administration at the regional level.
The conclusion about the practical feasibility of the proposed model and the positive effect of the implementation of the measures developed during the study to position the Sverdlovsk region as a leader in digital transformation is made.
The research results can be useful to experts in the field of innovative technologies, as well as to public authorities implementing projects for the digital transformation of the Russian economy.
Keywords: public administration, digitalization, digital transformation, digital maturity, information and communication technology, artificial intelligence, modeling
JEL-classification: M30, M38, O32, L86