Эволюция подходов к оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в XXI веке
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 7 (Июль 2025)
Введение
В условиях нарастающей турбулентности, характеризующейся усилением внешних и внутренних вызовов развития национального пространства – геополитической нестабильностью, демографическими сдвигами, социально-экономической дифференциацией территорий Российской Федерации, возрастающими требованиями к прозрачности публичной власти – процесс институционализации оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти (далее – ОИВ) субъектов Российской Федерации предопределяет необходимость в разработке новых адаптивных подходов, характеризующихся с одной стороны – способностью оперативно реагировать на внешние вызовы современного этапа развития, с другой стороны – способностью учитывать и удовлетворять внутренние потребности территорий, включая ключевые социально-экономические, инфраструктурные и демографические запросы [1-3].
В этой связи актуальность исследования определяется необходимостью в совершенствовании системных элементов оценки эффективности деятельности публичных органов власти, направленных на преодоление барьеров и поступательное развитие территории России.
Методологическая основа исследования представляет из себя совокупность принципов системного, сравнительного и структурно-функционального анализа, объединяющего в себе правовые, методологические и социальные измерения.
Цель исследования – проведение комплексного сравнительного анализа пяти этапов институционализации оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для выявления системообразующих проблем и выработки адаптивных рекомендаций, отвечающих современным вызовам и национальным целям развития российского пространства.
Научная новизна исследования состоит в систематизации и критическом осмыслении эволюции (ключевых этапов) институционализации оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ, в частности:
– на основе принятых нормативно-правовых актах и особенностях исторического развития социально-экономического пространства Российской Федерации определены ключевые вехи процесса институционализации оценки эффективности деятельности публичной власти субъектов РФ;
– сформулированы ключевые направления совершенствования системы оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, адаптированные к современным внешним и внутренним трендам и основанные на переосмыслении исторически сложившихся практик.
Нормативно-правовое регулирование оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в XXI веке
Начало XXI века в Российской Федерации сопровождалось глубинными трансформациями экономической, социальной и административной сфер, обусловленными растущим разрывом между запросами (потребностями) общества и фактическим уровнем эффективности работы государственных институтов, что ограничивало темпы социально-экономического развития. В этих условиях приоритетным становится перестройка структуры исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, сопровождаемая формализацией и институционализацией процедур оценки её эффективности и качества функционирования [4, 5].
Основываясь на приятых нормативно-правовых актах и особенностях исторического развития социально-экономического пространства Российской Федерации, авторами исследования определены ключевые вехи развития процесса институционализации оценки эффективности ОИВ субъектов Российской Федерации (рис. 1).
Рисунок 1. Эволюция подходов оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ
Источник: составлено авторами
Этап 1 (2003-2006 гг.). Формирование нормативно-правового фундамента процесса оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На региональном уровне процесс институционализации оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов Российской Федерации начался с принятием двух важнейших документов – Указа Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. №824 [1] и Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2005 г. №1789-р [2]. Указом Президента РФ и Распоряжением Правительства РФ были определены приоритетные направления развития государственного направления, в частности – четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти, необходимость в разработке эффективных мехнизмов взаимодействия межжду органами исполнительной власти, повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, повышение эффективности и результативности деятельности органов власти на всех уровнях и др.
В результате, сформированные приоритетные направления развития государственного управления заложили основу для дальнейшей практической реализации процесса оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов Российской Федерации.
Этап 2. Практическая реализация приоритетного направления «Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» в 2007-2011 гг.
В результате проведенных административных реформ, практическая реализация процесса институционализации оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приобрела детализированный контур в результате принятия Указа Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. №825 [3]. Указом Президента РФ были определены задачи утверждения методики оценки, перечень соответствующих показателей, а также сформирована единая форма доклада руководителей исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Количество показателей, предназначенных для сбора и анализа, составляло 48 ед. [4], часть из которых являлись комплексными – иными словами – «разворачивались» в отдельные индикаторы нижнего уровня.
В целях исполнения Указа Президента РФ №825 Правительством РФ [5] был разработан перечень дополнительных показателей, количество которых составляло 118 ед. Дополнительные показатели были признаны отразить текущие достижения работы ОИВ в сфере экономики, образования, строительства, транспортной отрасли, охраны окружающей среды и пр.
В результате к концу первого десятилетия XXI оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ приобрела статус инструмента контроля, способного сравнивать достигнутые показатели социально-экономического развития территории, тем самым мотивируя органы власти принимать конкретные решения и мероприятия по развитию региона.
Несмотря на наличие комплексного подхода к оценке, сформированное нормативно-правовое регулирование процесса оценки подверглось критике со стороны экспертного общества.
Во-первых, разработанный и в последствие дополненный и уточненный перечень показателей характеризовался чрезмерным объемом к мониторингу и оценке, что, в свою очередь существенно затрудняет анализ социально-экономического развития и достигнутых результатов при комплексном рассмотрении ситуации территории конкретного региона России.
Во-вторых, уникальность субъектов РФ, обусловленная экономическими, социальными, геостратегическими и природными особенностями и приоритетами развития, оставалась без внимания.
В-третьих, сформированный перечень показателей характеризовался несоответствием между отдельно взятыми индикаторами и реальными возможностями ОИВ субъектов РФ повлиять на них [4].
В-четвертых, существенным недостатком являлось отсутствие показателя, характеризующего мнение населения (удовлетворенность населения) о деятельности органов государственной власти субъектов РФ [6].
В результате наличия конкретных предпосылок к совершенствованию процесса оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ нормативно-правовое регулирование претерпело существенные изменения.
Этап 3. Совершенствование оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2012-2017 гг.
Указом Президента РФ от 21.08.2012 г. №1199 [6] были учтены несовершенства прошлой системы оценки эффективности деятельности публичной власти. Так, с выходом нового указа количество оцениваемых показателей значительно снизилось – с 48 до 12 показателей, которые затрагивали аспекты развития экономики, социальной среды и человеческого капитала, инфраструктуры и пр.
В целях исполнения Указа Президента РФ Правительством Российской Федерации были приняты ряд документов [7], в ходе которых были сформированы дополнительные показатели и механизм оценки эффективности. В результате проведенной работы система оценивания состояла из двух крупных блоков (Рисунок 2).
Рисунок 2. Система оценивания эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Указ Президента РФ №1199
Источник: составлено авторами
Как можно заметить из Рисунка 2 система оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов РФ претерпела переход от количественных показателей к качественным:
– учтен аспект мнения населения о деятельности органов государственной власти;
– учтены индивидуальные особенности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
– оценка производится путем сравнительного анализа объективных и субъективных оценок по стратегическим направлениям социально-экономического развития субъекта РФ.
Важнейшим позитивным изменением данного этапа принято считать учет индивидуальных особенностей развития региона, что, в свою очередь, интерпретируется экспертным сообществом как шаг на пути к улучшению системы оценивания эффективности деятельности исполнительной власти в регионе [1-4].
Несовершенство нормативно-правового регулирования, обозначенного на втором этапе, было преодолено, сформирован эффективный механизм оценки. Однако недостатки сформированной на 3 этапе системы все же имелись. К перечню несовершенств авторами исследования отнесено:
1. Имеющийся «перекос» в соотношении двух блоков – экономического развития (50%) и развитие человеческого капитала (30%) при оценке удельного веса совокупного показателя, что, в свою очередь противоречит основополагающей цели – повышение социальной эффективности;
2. Необходимость в доработке методики проведения опросов мнения населения, в частности:
– заниженный удельный вес блока опроса населения в совокупном показателе (20%), что предопределяет вывод о недостаточной ориентации системы оценки на потребителя [7];
– отсутствие пограничного значения в числе опрашиваемых граждан, проживающих на территории субъекта РФ [5];
3. Необходимость в дальнейшем совершенствовании наименований и методик расчета перечня оцениваемых показателей [8];
4. Необходимость в дальнейшей проработке регионального блока ввиду следующих недостатков:
– формирование экспертных групп, анализирующих и оценивающих деятельность ОИВ субъектов РФ, из государственных служащих подведомственных органов территории, что, в свою очередь, формирует опасность в снижении объективности и искажению результатов мониторинга;
– выбор ограниченного числа индивидуальных показателей (в количестве двух единиц) представляется результатом либо эмпирического подхода, основанного на практическом опыте, либо ориентированного на подбор индикаторов, удобных преимущественно с точки зрения отчетности. Более вероятным представляется второй вариант, поскольку передача полномочий по определению целей и приоритетов на уровень исполнения противоречит принципам стратегического управления и снижает эффективность контроля за результатами деятельности.
В последующие годы в систему оценки эффективности деятельности региональных органов власти вносились различные изменения и дополнения, в частности – Указ Президента РФ от 14.11.2017 г. №548 [8] и Постановление Правительства РФ от 19.04.2018 г. № 472 [9], которые дополнили социальный блок и определили механизм предоставления оценки жителей деятельности публичной власти региона, тем самым уравновесив экономическое развитие и социальное развитие дополнительными индикаторами, в частности:
– разработан и апробирован механизм общественной оценки деятельности ОИВ субъектов РФ;
– осуществляется исследование, направленное на регистрацию гражданами факторов, способствующих их личностному и профессиональному развитию, а также на измерение удовлетворённости качеством государственных услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;
– ведётся мониторинг доли населения, сталкивающегося с коррупционными проявлениями в регионе;
– анализируется динамика реального среднемесячного заработка и другие социально-экономические показатели.
Этап 4. Развитие системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях реализации национальных целей в 2018-2024 гг.
Следующий качественный виток развития государственного управления начинается в 2018 году с изданием Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10]. Во исполнение данного поручения Президентом России был издан Указ от 25.04.2019 г. №193 [11], содержащий обновленный перечень показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России.
Изданный указ предусматривает комплексное изменение системы оценки со смещением акцентов в сторону зоны ответственности должностных лиц за социально-экономическое развития субъекта РФ. Изменяется и процедура рассмотрения и оценки результатов проделанной работы (рис. 3 и рис. 4).
Рисунок 3. Механизм взаимодействия органов государственной власти при оценке эффективности деятельности ОИВ субъекта РФ
(Указ Президента РФ №548)
Источник: составлено авторами
Рисунок 4. Механизм взаимодействия органов государственной власти при оценке эффективности деятельности ОИВ субъекта РФ
(Указ Президента РФ №193)
Источник: составлено авторами
В результате проведенных изменений появились новые сторонние автономные участники взаимодействия, выступающие в качестве полноценных субъектов процедур оценки эффективности – начиная с разработки методик расчета показателей заканчивая формированием докладов о достигнутых значений оцениваемых значений.
Указ Президента РФ № 193 институционализировал распределение «зон ответственности» между основными государственными структурами:
– контроль за показателем 1 возложен на Администрацию Президента Российской Федерации;
– функции по мониторингу и анализу показателей 2-15 делегированы Правительству РФ совместно с рабочими группами Государственного Совета РФ.
В результате сформированный механизм взаимодействия органов государственной власти при оценке эффективности отвечал требованиям прозрачности и объективности в отношении всех процессов, включая утверждение прогнозных значений на плановый период.
Дальнейшее совершенствование механизма оценки было реализовано посредством издания Указа Президента РФ от 04.02.2021 г. №68 [12], которым уточнены требования к перечню представляемых документов и срокам их предоставления. В соответствии с данным нормативным актом, функции по планированию контролируемых показателей и подготовке докладов об их достижении были в полном объёме возложены на Правительство Российской Федерации. При этом в остальной части модель межведомственного взаимодействия осталась без существенных изменений.
Существенные изменения претерпел перечень предоставляемых к оценке и анализу показателей эффективности:
– впервые проводится оценка показателя «Уровень доверия к власти»;
– предпринимаются первые шаги по осуществлению мониторинга и оценки показателей, относящихся к сфере научно-технологического развития, пусть и в преимущественно о посредственной форме (показатель – «количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики»);
– проводится оценка производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики. В условиях необходимости перехода от сырьевой модели к инновационной экономике, данный показатель приобретает стратегическое значение, позволяя оценивать эффективность структурных реформ, уровень диверсификации экономики и результативность государственной политики в сфере модернизации производства и развития человеческого капитала, что, в свою очередь, представляет собой в конечном счете позитивный структурный экономический сдвиг.
Указом Президента РФ от 04.02.2021 г. №68 в систему оценки эффективности деятельности органов государственной власти включён новый показатель – «цифровая зрелость», что, в свою очередь, отражает возрастающее значение процессов цифровизации в публичном управлении и способствует стимулированию внедрения современных информационных технологий, повышению прозрачности, оперативности и качества предоставляемых государственных услуг.
Таким образом, на четвёртом этапе развития системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ зафиксированы значимые институциональные и методологические трансформации. Обновление и расширение системы индикаторов включает как традиционные социально-экономические параметры, так и метрики, отражающие приоритеты цифровизации, научно-технологического развития и общественного доверия. Усилена роль качественных характеристик управления за счёт вовлечения граждан в оценочные процедуры. Институционализированны новые субъекты с экспертной автономией, обеспечивающие независимость оценки. Разграничение компетенций между ключевыми федеральными структурами и регламентация процедур способствовали росту управляемости, согласованности и эффективности мониторинга.
Этап 5. Система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях реализации новых майских указов Президента РФ (2024 г. – по настоящее время).
По завершению реализации комплексных мероприятий по социально-экономическому развитию национального пространства 7 мая 2024 года Указом Президента Российской Федерации №309 определяются национальные цели развития государства на период до 2030 года с перспективой до 2036 года [13]. Спустя полгода после издания Указа Президента Правительством Российской Федерации издается Распоряжение от 28.12.2024 г. №4146-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года» [14]. В результате эти два документа формируют прочную основу нормативно-правового обеспечения для проведения оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности ОИВ субъектов РФ.
Во многом данный тезис подтверждается новым перечнем показателей оценки эффективности, отраженный в Указе Президента РФ №1014 [15].
1. Приоритет на сбалансированное пространственное развитие территорий Российской Федерации.
Новый показатель – «Доля автомобильных дорог крупнейших городских агломераций и автомобильных дорог регионального значения (включая дороги, отнесенные к опорной сети автомобильных дорог), соответствующих нормативам» – приобретает особую значимость в контексте пространственного развития Российской Федерации: наблюдается смена акцентов – с учета локального транспортного обеспечения на обеспечение целостности и сбалансированности транспортного каркаса страны, что, в свою очередь, способствует более эффективной интеграции территорий и устойчивому социально-экономическому развитию регионов [9-11]. Расширение содержания показателя находится в русле положений обновлённой Стратегии пространственного развития Российской Федерации, в частности, акцента на формирование сети опорных населённых пунктов и повышение их транспортной доступности.
Помимо развития транспортного каркаса страны вводится новый показатель – «Качество среды для жизни в опорных населённых пунктах». Введение данного индикатора подчёркивает стремление к созданию благоприятной социальной и инженерно-технической инфраструктуры в малых и средних центрах – опорных точках сети территориального развития – и способствует укреплению их роли в качестве локальных центров экономической активности и социальной интеграции. Тем самым происходит трансформация критериев оценки эффективности власти: от фокусировки на «точечных» мегаполисах к формированию сбалансированной пространственной модели, в которой качество среды жизни становится ключевым фактором устойчивого развития всей территории Российской Федерации [12].
Сформулированный подход к оценке эффективности отражает переход от преимущественно количественного анализа к многоаспектной модели, включающей параметры пространственной организации, качества среды и степени территориальной интеграции. Комплексный характер оценки соответствует концепции сбалансированного развития, ориентированного на укрепление системы региональных центров и опорных населённых пунктов. Введение расширенного набора индикаторов усиливает адаптивный потенциал публичного управления, позволяя учитывать демографические, социальные и технологические аспекты устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
2. Социальная ориентированность показателей, отвечающих современным вызовам и целям сбалансированного развития человеческого капитала.
При проведении анализа нового перечня показателей к оценке авторами выявлена социальная ориентированность показателей. Так, включение показателя «удовлетворенность участников специальной военной операции условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства» демонстрирует готовность адаптировать систему оценки к актуальным социальным вызовам и особенностям отдельных групп населения [7].
3. Ориентация проводимых работ на потребителя (граждан РФ).
Продолжающаяся тенденция ориентации на потребителя – населения субъектов Российской Федерации – отмечается и в методическом изменении показателей. Так, часть долевых показателей заменяются на показатели удовлетворенности (например, изменение показателя «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» на новый показатель оценки «Удовлетворенность граждан условиями для занятий физической культурой и спортом») [3].
4. Патриотизм, как фактор оценки.
В новом перечне показателей отчётливо проявилась тенденция учёта патриотического аспекта в оценке деятельности органов власти. В частности, формулировка «Условия для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности» свидетельствует о включении в систему метрик элемента гражданской идентичности. Данный подход отражает государственную стратегию по формированию у молодёжи чувства национальной принадлежности и готовности к служению обществу, а также служит инструментом измерения эффективности образовательных и культурно-воспитательных программ субъектов Российской Федерации в выработке ценностей, необходимых для укрепления социального единства и защиты национальных интересов.
5. Упор на доход населения.
Авторами исследования отмечен усиленный акцент на доходном измерении благосостояния граждан: наряду с сохранением индекса роста реального среднедушевого денежного дохода населения введён показатель «Темп роста дохода в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства». Данное нововведение свидетельствует о переходе от монолитного анализа средних доходов к дифференцированному изучению доходности трудовой активности в приоритетном для экономического развития сегменте – секторе МСП.
6. Расширение контекста применения понятия «Цифровая зрелость».
В новом перечне показателей происходит существенное расширение и детализация критерия «цифровая зрелость»: если ранее он ограничивался оценкой готовности органов власти субъектов РФ и организаций сферы здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства к использованию отечественных ИТ-решений, то теперь охватывает всю систему государственного и муниципального управления, ключевые отрасли экономики и социальной сферы, что, в свою очередь, свидетельствует о признании цифровой трансформации универсальным драйвером повышения эффективности работы исполнительных органов власти и конкурентоспособности регионов.
В результате проведенного анализа авторами исследования выделены следующие особенности 5 этапа:
– ярко выраженный переход от локального развития территорий к сбалансированному пространственному развитию страны, поддержке, укреплению и развитию опорных населенных пунктов;
– социальная ориентация рассматриваемых показателей, направленных, в первую очередь, на конечного потребителя – жителей;
– постепенный переход и замещение количественных показателей качественными;
– учет текущих социальных вызовов, в частности – помощь гражданам, участвующих в специальной военной операции, оценка мониторинга проводимых работ по укреплению традиционных семейных ценностей и повышению рождаемости и пр.;
– уточнение экономических показателей, демонстрирующие реальное экономическое развитие территории и населения, проживающего в регионе.
В результате сформированных особенностей 5 этапа развития системы оценки эффективности деятельности ОИВ субъектов Российской Федерации, авторами исследования определены пути совершенствования, в частности:
1. Необходимость в разработке отдельных параметров проведения оценки удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимость разработки отдельных параметров проведения оценки удовлетворённости деятельностью ОИВ субъектов Российской Федерации обусловлена необходимостью обеспечить статистическую значимость, репрезентативность и прозрачность результатов социологических исследований, что, в особенности важно в условиях перехода от количественных показателей (т.е. объективных индикаторов социально-экономического развития) к качественным (удовлетворенность населения). В частности, представляется необходимым введения минимального порога выборки, установление нормы и определение инструментов обратной связи, введение норм квотирования по ключевым демографическим и социально-экономическим характеристикам ввиду необходимости обеспечения представительности различных групп населения и минимизации искажения [1, 4].
2. Необходимость включения показателей, определяющих научно-технологическое развитие субъектов РФ.
Необходимость введения дополнительных показателей, характеризующих научно-технологическое развитие субъектов Российской Федерации, обусловлена стремлением обеспечить комплексную оценку готовности региональных экономик к инновационному росту и достижению технологического суверенитета страны в целом [13-15]. В современных условиях глобальной конкуренции и ускоренной цифровизации экономики именно регионы выступают очагами формирования и адаптации передовых технологических решений, что требует наличия адекватных инструментов мониторинга их научно-технологической активности. Включение соответствующих параметров в систему оценки позволяет раскрыть потенциал междисциплинарных связей между наукой и производством, а также выявлять зоны торможения технологического обновления. Более того, целенаправленный анализ научно-технологического развития создаёт основу для выработки региональных стратегий, направленных на диверсификацию экономической структуры, повышение экспортного потенциала и укрепление национальной безопасности. В совокупности, интеграция такого блока показателей в систему оценки эффективности деятельности ОИВ станет ключевым шагом на пути формирования устойчивой инновационной экосистемы и обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
3. Необходимость включения в перечень индикаторов, отражающих особенности развития новых регионов Российской Федерации.
Необходимость разработки и интеграции в систему оценки эффективности деятельности ОИВ специальных индикаторов, отражающих специфику социально-экономического положения новых субъектов Российской Федерации, обусловлена уникальными условиями их развития, вызванными последствиями вооружённого конфликта, необходимостью восстановления базовой инфраструктуры, преодоления гуманитарных последствий и интеграции в правовое и административное пространство РФ [16, 17].
В отличие от большинства субъектов РФ, новые территории функционируют в условиях посткризисной трансформации, что требует принципиально иных методологических подходов к оценке эффективности деятельности региональных органов власти. Традиционные метрики без должной адаптации не в полной мере отражают динамику восстановительных процессов и не учитывают форс-мажорный характер исходных условий. В этой связи целесообразным представляется формирование специального блока индикаторов, направленных на мониторинг темпов и качества восстановления территорий, включая: уровень восстановления объектов жизнеобеспечения (жилищный фонд, здравоохранение, транспортная инфраструктура), доступ к основным государственным услугам, степень социальной адаптации и интеграции населения, объёмы бюджетной поддержки и внешних инвестиций.
Выводы
Проведённый анализ ключевых этапов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации свидетельствует о поступательной институциональной эволюции механизмов мониторинга и стратегического управления. От первоначальных попыток административной реформы начала 2000-х годов система трансформировалась в более зрелую модель, ориентированную на достижение национальных целей до 2036 года. Этапы нормативного развития сопровождались как положительным институциональным накоплением, так и выявлением методологических ограничений, требовавших корректировки подходов.
Ранняя стадия характеризовалась формалистским подходом с преобладанием количественных метрик и недостаточной управляемостью, в то время как последующие этапы демонстрируют тенденцию к оптимизации индикаторной базы, дифференциации региональных условий и институционализации гражданского участия. Современный этап укореняет принципы стратегического управления, уделяя особое внимание пространственному развитию, социальному благополучию, технологическому суверенитету и цифровой трансформации.
При этом сохраняются вызовы, связанные с необходимостью балансировки между унификацией методик и учётом территориальной специфики, а также с обеспечением достоверности при использовании субъективных критериев оценки. В рамках совершенствования системы оценки обоснованы следующие направления:
· разработка специализированных параметров оценки удовлетворённости граждан деятельностью ОИВ субъектов РФ, с акцентом на качественные (субъективные) индикаторы;
· интеграция показателей научно-технологического развития регионов, направленных на достижение технологического суверенитета;
· адаптация системы индикаторов к спецификам новых субъектов Российской Федерации.
Совершенствование данных направлений позволит ОИВ субъектов РФ эффективнее реагировать на демографические, социальные и экономические вызовы, обеспечивая устойчивое развитие и повышение качества жизни населения в соответствии с долгосрочными стратегическими целями государства.
[1] Указ Президента РФ от 23.07.2003 №824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43462/ (дата обращения: 03.05.2025)
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р (ред. от 10.03.2009) «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259/ (дата обращения: 03.05.2025)
[3]Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 №825 (ред. от 13.05.2010) «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_69366/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 03.05.2025)
[4] С учетом изменений и дополнений.
[5] Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 №322 (ред. от 04.09.2012) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87047/ (дата обращения: 03.05.2025)
[6] Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 №1199 (ред. от 16.01.2015) «Об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134290/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 05.05.2025)
[7] В частности – Постановление Правительства РФ №28 от 25.01.2013 г.; Постановление Правительства РФ №168 от 28.02.2013 г.; Постановление Правительства РФ №358 от 22.04.2013 г.; Постановление Правительства РФ №794 от 10.09.2013 г.
[8] Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2017 №548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282702/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 05.05.2025)
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 №472 (ред. от 19.04.2018) «Об осуществлении мер по реализации государственной политики в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296443/ (дата обращения: 09.05.2025)
[10] Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 09.05.2025)
[11] Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323451/ (дата обращения: 09.05.2025)
[12] Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 №68 (ред. от 09.09.2022) «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375984/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 09.05.2025)
[13]Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_475991/ (дата обращения: 10.05.2025)
[14] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2024 №4146-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_495567/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 10.05.2025)
[15] Указ Президента РФ от 28.11.2024 №1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_491669/e383af0739d7ea9110d8075d0a8474baf5ab1f94/ (дата обращения: 10.05.2025)
Страница обновлена: 15.05.2025 в 14:36:56