Мезоуровневый взгляд на оборонный сектор экономики: особенности диверсификации и ее оценка

Байдаров Д.Ю.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Изменения, происходящие в мировом сообществе – смена миропорядка, переход в новый технологический уклад, и сопровождающие его геополитические и геоэкономические вызовы, требуют внимательного и системного подхода к стратегии развития отечественной экономики. Это в значительной мере касается технологического развития, поскольку обладание технологиями и возможностями для их создания и использования определяет силу и самостоятельность государства, его возможность влиять на международные процессы.

В этом аспекте серьезное внимание должно уделяться эффективному использованию всех ресурсов государства. В частности, это относится к взаимодействию в целях развития возможностей оборонного и гражданского секторов экономики. Необходимость такого взаимодействия, интеграции секторов, сегодня активно рассматривают и внедряют государства-лидеры технологического развития – США, Китай, ряд европейских стран. Интересен опыт Китая, который более 50 лет назад на государственном уровне поставил задачу военно-гражданской интеграции, и с 2017 года – военно-гражданского слияния, с целью максимально эффективного использования национальных ресурсов и для усиления обороноспособности, и для технологического лидерства [21].

Анализ отечественного опыта взаимодействия оборонного и гражданского секторов экономики показывает на отсутствие в нем системного подхода. Вопросы передачи оборонных технологий в народное хозяйство были всегда как бы «вторым планом» деятельности военно-промышленного комплекса страны. В условиях доминирования в технологическом развитии оборонного сектора, что было характерно во второй половине ХХ века для ведущих технологически развитых государств [17], такая ситуация была достаточно объективна. Переход в новый технологический уклад, появление массовых, относительно недорогих гражданских технологий, которые находят использование и в оборонной промышленности, быстрое внедрение новых технологий в массовое гражданское производство, потребовало изменения сложившееся парадигмы взаимодействия оборонного и гражданского секторов – переход от относительно обособленного их существования, к активному взаимодействию [3]. Для этого необходимы не только практические действия, но и формирования необходимой научно-методологической базы. Автором выдвигается гипотеза, что такая база должна строиться на основе мезоэкономической системной парадигмы, а первым шагом к формированию широкой интеграции оборонного и гражданского секторов должно стать обоснование и организация процессов диверсификации в оборонном секторе, понимая, что эта задача уже поставлена и на высшем государственном уровне [16]. Цель статьи заключается в обосновании необходимости использования мезоэкономического подхода при исследовании оборонного сектора экономики и процессов его диверсификации. Задачи исследования: проанализировать выполнение оборонным сектором экономки функций мезоэкономического уровня; обосновать особенности диверсификации в оборонном секторе экономики, которые обусловлены его мезоэкономическим характером; оценить модель организации диверсификации в государственной корпорации «Росатом» с точки зрения рассмотренного подхода; дать предложения по методологическому инструментарию оценки процессов диверсификации в оборонном секторе.

Теоретический обзор

Мезоэкономический подход направлен на исследование объектов и процессов, находящихся между макроэкономикой (государством) и микроэкономикой (организацией). К таким объектам относятся отрасли экономики, крупные хозяйственные комплексы, включая и отрасли, и корпорации, закономерности их взаимодействия, в том числе, с процессами макроуровня и микроуровня [12, с.26]. К мезосистемам относят отрасли, а в институциональном плане, и государственные корпорации, включающие значительную оборонную составляющую – атомная и космическая [12, с.148-190]. Интерес к мезоэкономическому подходу, и теоретический, и практический, заключается в том, что подход основан на принципах системности и институциональности, позволяющих комплексно рассматривать механизмы, функционирующие и на микроуровне, и на мезоуровне, и оценивать их вклад в общий макроэкономический результат [13, с.235]. Такой подход видится эффективным при рассмотрении оборонного сектора экономики, процессов его диверсификации и взаимодействия с гражданским сектором. Он позволяет отойти от частного, микроэкономического рассмотрения данных процессов, которое достаточно широко распространено в отечественном научном поле (например, это можно проиллюстрировать определениями военно-гражданской интеграции, которые предлагают отечественные авторы [7]), и рассматривать оборонный сектор шире, например, как подсистему национальной экономики и национальной безопасности [20]. Именно на таком подходе основываются исследования автора с коллегами [3-5; 13], позволяющие дать комплексную оценку оборонному сектору экономики и процессам его диверсификации.

Методы и материалы

Методологической основой исследования является теория мезоэкономики, базирующаяся на системном [12, с.28] и институциональном подходах [13, с.12]. В первой части статьи рассмотрены институциональные особенности оборонного сектора экономики как системы мезоэкономического уровня, исходя из функций, свойственных этому уровню, выделенных в работах Г.Б. Клейнера [12, с.26,28,31; 11, с.44; 9]. Во второй части исследованы особенности диверсификации в оборонном секторе экономики, в том числе, на примере государственной корпорации «Росатом. В третьей части проведен анализ существующей методики оценки диверсификации в оборонном секторе и предложены подходы ее модернизации.

Отметим, что и в научном, и в общественно-политическом дискурсе, под диверсификацией деятельности организаций оборонного сектора чаще всего понимается производство оборонными организациями продукции гражданского назначения. Несмотря на то, что это в определенном смысле сужение классического понятия диверсификации, в целях настоящей статьи будем придерживаться такой же трактовки.

Особенности оборонного сектора экономики, как системы мезоэкономического уровня

Подход к исследованию оборонного сектора с позиций мезоэкономики позволяет рассматривать его как экономическую систему, взаимодействующую с другими системами того же уровня (гражданский сектор, система государственного оборонного заказа, система образования и пр.), встроенную в макросистемы (национальная экономика, национальная безопасность) и включающие в себя системы низшего уровня (в том числе, и мезосистемы) в виде отдельных холдингов, государственных корпораций, объединений и пр., в которые сегодня обычно объединены отрасли оборонной промышленности. Системный подход требует выделения, а значит, институциализации, элементов этих систем, связей между ними, управляющих воздействий и пр.

Такой подход к оборонному сектору обеспечивает учет как макро-, так и микрофакторов при постановке целей, выработке стратегий развития и пр. Мезоуровень в экономике выполняет ряд свойственных именно ему функций. Рассмотрим, как эти функции выполняются оборонным сектором, с акцентом на процессы его диверсификации

Организация взаимодействия экономических субъектов. Оборонный сектор обеспечивает взаимодействие мезоорганизаций [12, с.31], которые объединяют большинство оборонных предприятий страны - государственных корпораций («Ростех», «Росатом», «Роскосмос») и ряд холдингов («Алмаз-Антей» и пр.). Целями взаимодействия могут быть выполнение проектов национального масштаба, например, возрождение отечественной гражданской авиации, развитие Северного морского пути и пр., а также формирование отечественных технологических цепочек, с включением в эту деятельность не только оборонных, но и гражданских компаний.

К взаимодействию на мезоуровне необходимо отнести совместную деятельность организаций оборонного сектора с регионами присутствия. Учитывая, что организации оборонного сектора расположены практически во всех регионах страны, можно говорить, что они формируют «индустриальный каркас» страны, обеспечивают экономическую связанность регионов в рамках единых технологических цепочек, чем оказывают заметное влияние на пространственное развитие страны. Например, роль в таком взаимодействии госкорпорации «Росатом» подробно рассмотрена в работе [4, с. 257–276].

Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики. Конкурентоспособность экономики государства определяется конкурентоспособностью (лидерством на международном уровне) ее ведущих корпораций [5]. В России ведущими технологическими компаниями являются научно-производственные государственные корпорации, работающие в высокотехнологичных сферах («Ростех», «Росатом», «Роскосмос»). Они выпускают не только конкурентоспособную военную продукцию, но и гражданскую, которая используется в стране и постепенно выходит на мировые рынки. По некоторым направлениям, например, в сфере производства оборудования и строительства атомных электростанций, корпорации обеспечивают России ведущее место в мире [8].

Обеспечение общественного благосостояния. Основная общественная функция, которую выполняет оборонный сектор - обеспечение в экономической части обороноспособности страны.

Кроме этого, мезоэкономические организации, которые составляют основы оборонного сектора, создают и ряд других общественных и смешанных благ. Во-первых, выпуск государственными корпорациями гражданской продукции, работа по формированию максимально возможных технологических цепочек и созданию отечественных ключевых (критических) технологий, приводит к взаимодействию с большим количеством иных отечественных организаций, в том числе, малого и среднего бизнеса, что обеспечивает их заказами, следовательно, развивает технологические возможности страны, поддерживает рабочие места и пр. Во-вторых, они поддерживают местные и региональные власти, помогая создавать качественные условия жизни, прежде всего, в небольших городах во многих регионах страны. Такая деятельность объективно необходима, поскольку географическое расположение оборонных предприятий обуславливается задачами обеспечения обороноспособности, безопасности, логистики и пр., и в то же время, эти высокотехнологичные производства требуют квалифицированных кадров, для привлечения которых необходим соответствующий уровень условий жизни, создать который муниципальные власти часто объективно не могут. В-третьих, мезоорганизации оборонного сектора активно участвуют в развитии науки и образования [2, с.114-116].

Участие в стратегическом государственном планировании. Мезоэкономический уровень является основой стратегического планирования, поскольку включает в себя регионы, отрасли, мезоорганизации, системы образования, науки и пр., без участия которых невозможно осуществить планирование в области научно-технологического развития, производства, регионального развития и т.д. Важным является согласование стратегических планов, перспектив, показателей между разными мезоэкономическими системами, отсутствие которого (встречающееся, к сожалению, в отечественной практике [18]) приводит к невозможности достижения целей такого планирования. Деятельность оборонного сектора имеет традиционный опыт участия в государственном стратегическом планировании. В оборонной сфере она планируется на уровне Военной доктрины, Государственной программы вооружений, государственного оборонного заказа и пр., согласуется с другими направлениями государственной политики – бюджетной, научно-технологической и пр. Этот опыт должен стать базой для стратегического планирования в части выпуска оборонным сектором гражданской продукции. В данном аспекте к нему обязательно добавятся масштабные проекты технологического развития, например, уже упоминавшиеся развитие гражданской авиации, Северного морского пути, а также информационных технологий, критической инфраструктуры, новых источников энергии, новых материалов и пр.

Формирование институтов. Мезоэкономический подход позволяет подтвердить необходимость серьезного внимания к вопросам институциализации в оборонном секторе. Эта необходимость получила подтверждение с запуском и развитием процессов диверсификации. В условиях выполнения оборонным сектором своей основной функции – выпуска военной продукции, существующие институты, часть из которых является неформальной, но традиционно используемой, выполняли свои функции. С появлением новых задач, связанных со взаимодействием с гражданским сектором экономики, необходимости корректировки систем управления, принципов организации производства и пр., стали заметны системные проблемы, в том числе, отсутствие или недооформленность ряда ключевых институтов. К ним относятся сами понятия «оборонный сектор», «оборонно-промышленный комплекс», «продукция военного назначения», «продукция гражданского назначения», «продукция двойного назначения», «диверсификация» и пр., вопросы технологического трансфера, разные аспекты взаимодействия с гражданским сектором и выпуском гражданской продукции и т.д. [4, с. 117-131].

Диверсификация в оборонном секторе

Мезоэкономический уровень оборонного сектора подразумевает, что и процессы его диверсификации имеют мезоэкономический характер. То есть они должны иметь целевые задачи макроэкономического уровня, организовываться на уровне мезосистем, которые формируют планы для микроуровня - для конкретных организаций, организующих выпуск продукции. Такой подход задает общие требования к системе управления диверсификацией в оборонном секторе – она должна быть трехуровневой, иметь необходимое целеуказание и планирование, основанное на государственных приоритетах и возможностях конкретных организаций.

Остановимся подробнее на особенностях диверсификации в оборонном секторе экономики, которые поясняют необходимость мезоэкономического подхода и отличаются от часто встречающегося в научной литературе рассмотрения диверсификации, как задачи отдельного предприятия (например, [6]).

Прежде всего, оборонный сектор – это не рыночный сегмент экономики. Его основное назначение - создание общественных благ. На этом основано управление оборонным сектором, в том числе, со стороны государства, как единственного заказчика. Выпуск продукции гражданского назначения организациями оборонного сектора подразумевает иной подход к организации процесса управления – гибкость в принятии решений, ориентация в основном на коммерческие (частные), а не только общественные цели и т.д. То есть это внесение рыночных элементов в нерыночный сегмент экономики. Известно, что это сложная задача, требующая серьезной перестройки и организационных принципов, и менталитета. В то же время, ключевые решения в сфере диверсификации оборонного сектора должны приниматься государством, как его основным стейкхолдером и заказчиком общественных благ.

Выбор направлений диверсификации в оборонном секторе подчиняется двум основным принципам – они должны соответствовать потребностям государства, а также быть коммерчески эффективными. Исходя из этого, часто оборонные организации выпускают гражданскую продукцию, потребляемую в значительной степени государственным сектором или крупными холдингами. Такая направленность позволяет оборонным организациям работать в привычном режиме, близком по организации к гособоронзаказу (единственный или гарантированный покупатель), а государству – закрывать необходимые потребности, в частности, в плане импортозамещения. Играет роль и наличие у оборонных организаций таких компетенций, как умение работать с задачами государственного масштаба и бюджетными средствами. Такие заказы можно расценивать, как наработку опыта для оборонных организаций в работе с гражданской продукцией.

Выпуск гражданской продукции оборонными организациями должен учитывать возможности изменения государственного оборонного заказа (ГОЗ). С одной стороны – обеспечивать расширение выпуска гражданской продукции при его уменьшении, но при этом не допускать утери ключевых для оборонной продукции компетенций, технологий, оборудования; с другой стороны – не нарушать условия поставок гражданской продукции при увеличении гособоронзаказа. Такая дилемма требует особых организационных решений. Одним из них может служить наличие предприятий-«демпферов», которые участвуют в распределении гражданских заказов для оборонных организаций. Роль «демпфера» заключается в том, чтобы загрузить производство при снижении гособоронзаказа и предать гражданские заказы другим организациям при резком увеличении ГОЗ. Как будет показано ниже, такая модель работает в рамках холдинга (госкорпорации), то есть в системе мезоэкономического уровня.

В целом, не только модель предприятий-«демпферов», но и большинство работающих моделей диверсификации в оборонном секторе, которые обеспечивают долгосрочный устойчивый выпуск высокотехнологичной продукции, реализацию крупных проектов, формируются в рамках государственных корпораций [2, с. 76-100]. Диверсификация деятельности конкретных оборонных организаций встраивается в систему диверсификации в рамках госкорпорации.

Приведенные рассуждения подтверждают, что для реализации процесса диверсификации в оборонном секторе, не как краткосрочной кампании, а как процесса, лежащего в русле трансформации экономической модели государства с целями долгосрочного технологического развития и занятия лидерских позиций в мире, необходима единая общегосударственная система управления. Такая система предполагает как формирование специальной государственной политики на макроуровне, так и согласованных программ организационно-управленческих действий конкретных организаций на микроуровне. Важной задачей является институциональное оформление всех уровней этой системы и обеспечение эффективного взаимодействия между ее элементами. Пока можно отметить лишь некоторые формирующиеся части такой системы: управление процессами диверсификации оборонных организаций в государственных корпорациях; меры государственной поддержки выпуска оборонными организациями продукции гражданского назначения и пр.

В качестве примера рассмотрим модель организации диверсификации в государственной корпорации «Росатом». Традиционно в «Росатоме» направления работ в рамках диверсификации принято называть «новые бизнесы» или производство «новых продуктов». Она строится на следующих основных принципах (подробно рассмотрено в работе [4, с.143-152]):

Наличие трех уровней управления: 1) государственный, на котором формируются проекты и задачи федерального уровня, к реализации которых привлекается госкорпорация (например, развитие Северного морского пути, квантовые вычисления и иные информационные разработки и др.); 2) корпоративный, на котором производится декомпозиция и трансляция государственных и корпоративных задач на уровень дивизионов и организаций, осуществляется поддержка корпорацией научной, инновационной, инвестиционной деятельности входящих в нее организаций; 3) микроуровень – уровень конкретных организаций, на котором осуществляется производство продукции.

Встраивание процесса диверсификации оборонных организаций в общий процесс диверсификации в госкорпорации – использование компетенций и ресурсов оборонных организаций при реализации проектов диверсификации. Оборонные организации госкорпорации являются основными центрами компетенции корпорации по таким высокотехнологичным направлениям, как информационные технологии, автоматизированные системы управления (АСУ ТП), медицинская техника, лазерные технологии и пр. Однако им самим организовать полноценный выпуск готовой продукции сложно в связи с высокими дополнительными издержками, отсутствием полной технологической цепочки, часто – серийного производства и пр. Но в кооперации с другими организациями госкорпорации, а иногда, и внешними партнерами, имеющими эти возможности, организуются комплексные производства – от разработок до серийного выпуска готовой продукции.

Выпуск высокотехнологичной продукции, прежде всего, необходимой государству. Выше упоминались крупные государственные проекты, в которых участвует госкорпорация «Росатом». В их реализации также участвуют оборонные организации отрасли, прежде всего, как разработчики технологий. Помимо указанных необходимо отметить такие значимые с точки зрения импортозамещения направления (понимая, что задачи импортозамещения в высокотехнологичной сфере сегодня – это одно из ключевых направлений государственной промышленной политики), в которых участвуют оборонные организации, как АСУ ТП и электротехника, станкостроение, критическая инфраструктура, медицинская техника и пр.

Выпуск продукции с использованием имеющихся научных, технологических, производственных, управленческих компетенций госкорпорации. Акцентируем внимание именно на компетенции государственной корпорации, конкретнее – на способностях [10]. «Росатом», как и другие научно-производственные государственные корпорации, помимо научных, технологических, производственных компетенций, которые сосредоточены в конкретных организациях, имеет такие компетенции, как участие в выработке и реализации государственной политики [19], управленческие способности, реализованные и в основных сферах деятельности – корпорация является одним из мировых лидеров в своей сфере деятельности, и в выпуски новых продуктов, что подтверждается постоянным ростом экономических показателей (рис.1)

Рис.1. Общая выручка (в открытой части) и выручка от новых продуктов госкорпорации «Росатом» и стратегическая цель на 2030 год, млрд руб.

Составлено автором по отчетам госкорпорации «Росатом» за соответствующие годы. https://rosatom.ru/about/publichnaya-otchetnost/ (дата обращения 10.03.2025)

Трехуровневая система планирования в области новых бизнесов. Наиболее важные и долгосрочные направления, в реализации которых часто участвуют предприятия разных дивизионов, оформлены в «стратегические программы», которых сегодня в корпорации 16. Эти программы утверждаются на уровне госкорпорации, срок их реализации – от 5 лет. Направления, которые по объемам, перспективам или срокам «скромнее», чем стратегические программы, или находятся в начале своего развития, оформляются в виде «продуктовых стратегий», решения по ним принимают дивизионы госкорпорации (второй уровень управления). Срок таких стратегий – до 5 лет. Проекты, реализуемые одним предприятием оформляются в виде «бизнес-инициатив», их срок – от 1 года. Сегодня в «Росатоме» в целом реализуется 81 направление новых бизнесов [15].

Использование института предприятий-интеграторов, которые представляют собой отдельную организацию, имеющую компетенции в определенном направлении деятельности. Интегратор осуществляет общее руководство направлением нового бизнеса, поиск заказчиков, представление корпорации на рынке, распределение работ между организациями отрасли, в том числе, оборонными. Интегратор связывает оборонные организации с рынком, являясь не просто посредником, а организатором работ, обеспечивая загрузку оборонных организаций производством гражданской продукции, и одновременно беря на себя несвойственную для оборонных организаций функцию работы на рынке. Интегратор выполняет функцию организации-«демпфера».

Использование рассмотренных принципов показало свою эффективность: выручка Госкорпорации «Росатом» по новым продуктам, также как и общая выручка, ежегодно увеличивается (рис. 1).

Подходы к оценке диверсификации в оборонном секторе

Несмотря на развитие процессов диверсификации в оборонном секторе, остаются открытыми многие важные вопросы, связанные с оценкой этих процессов.

Оценка диверсификации деятельности любых крупных производственных организаций рассматривается экономистами уже более 50 лет. Есть известные модели Ансоффа, индексы Херфиндаля-Хиршмана, Берри и пр. [1]. Использование этого методологического аппарата для оценки диверсификации в оборонном секторе возможно, но имеет ограничения, поскольку не вполне удовлетворяет особенностям диверсификации именно в оборонном секторе, связанным с государственным участием в принятии решений, зависимости от гособоронзаказа (то есть от политики), объективными сложностями в выпуске продукции гражданского назначения.

Сегодня для оценки диверсификации в оборонном секторе применяется методика, основанная на измерении доли выпущенной высокотехнологичной продукции гражданского назначения в общем объеме выпуска оборонной организации [14]. Методика достаточно проста для применения, наглядна, имеет сравнимые плановые показатели на достаточно длительный период, что, безусловно, делает ее необходимым инструментом стратегического планирования. Простота и наглядность показателей обеспечивают, необходимую постановку и оценку целей политического уровня.

Для выстраивания качественного процесса планирования, выбора эффективных методов, способов, стратегий диверсификации, требуется более глубокая и детальная их оценка. В дополнение к существующим показателям, определяющим общий уровень диверсификации оборонных организаций, необходима оценка уровня экономической целесообразности диверсификации, дифференцированный подход к предприятиям, имеющим различную природу и функциональное назначение, учет влияния рисков, прежде всего, связанных с изменением гособоронзаказа, с невыполнением контрактных обязательств и пр. Особенность методологии оценки эффективности диверсификации должна основываться на согласовании экономических интересов оборонных организаций и государственных приоритетов, отражаемых гособоронзаказом.

В существующей методике есть отсылка к мезоуровню – расчет показателей для отраслей оборонной промышленности или для отдельных государственных корпораций («Росатом», «Роскосмос»), что подчеркивает необходимость и значимость систем этого уровня в осуществлении процессов диверсификации. Такой же подход должен быть и в более детальной методологии, в том числе, в отношении учета деятельности дочерних организаций, кооперационных связей между оборонными предприятиями ОПК, возникающими при производстве гражданской продукции, оценки влияния деятельности предприятий-«демпферов» и пр.

Обсуждение

Проведенный анализ позволяет сделать несколько выводов, которые могут быть полезны для принятия текущих управленческих решений, для подготовки необходимой нормативно-правовой базы, а также для развития научно-методологических подходов к исследованию и оборонного сектора, и процессов диверсификации в нем, и процессов интеграции оборонного и гражданского секторов

Во-первых, оборонный сектор и в практическом, и в теоретическом плане необходимо рассматривать как системный объект мезоэкономического уровня, что позволяет учитывать выполнение им как общественных, так и частных функций, обосновать институциональные изменения в оборонном секторе, необходимые для перехода к более широкой интеграции с гражданским сектором экономики.

Во-вторых, такой подход дает возможность системно подходить к процессам диверсификации в оборонном секторе, определять цели и стратегии деятельности в области производства гражданской продукции, при этом координируя их с производством оборонной продукции, формировать единую систему управления диверсификацией в оборонном секторе.

В-третьих, необходимо рассматривать государственные корпорации, объединяющие оборонные организации, как базовые мезоэкономические системы, интегрирующие достижения оборонного и гражданского секторов экономики. Они дают возможность вырабатывать необходимые институты взаимодействия секторов, создавать условия для привлечения к процессам интеграции не только входящие в них организации, но и иных, а также позволяют сохранять мощности и компетенции оборонных организаций при изменениях государственного оборонного заказа.

В-четвертых, выявлена необходимость расширения методологического инструментария оценки процессов диверсификации в оборонном секторе, в том числе, с учетом различной природы и видов деятельности оборонных организаций, влияния рисков, обусловленных изменением гособоронзаказа и пр. Эта задача требует отдельного глубокого исследования.

Заключение

Рассмотрение оборонного сектора и процессов его диверсификации на основе мезоэкономической парадигмы позволяет выстраивать системную согласованную политику в рассматриваемой области, на основании которой формируются стратегии и программы деятельности отдельных государственных корпораций и оборонных организаций, достраиваются необходимые институты. Такой подход позволяет организовать трехуровневую систему управления процессами диверсификации и разработать методологическую базу для оценки ее эффективности.

Создание единой системы диверсификации в оборонном секторе, то есть наработка и технологических, и управленческих компетенций в области производства и продвижения гражданской продукции, позволит перейти к системному взаимодействию и интеграции с гражданским сектором, что важно для развития отечественной экономики, обеспечения технологического суверенитета и технологического лидерства страны.


Страница обновлена: 01.07.2025 в 10:32:16