Opredelenie napravleniy povysheniya effektivnosti investitsionno-stroitelnyh proektov na osnove vnedreniya innovatsionnyh resheniy
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 6 (June 2025)
Введение
В современных условиях инвестиционно-строительные проекты играют ключевую роль в обеспечении экономического роста, модернизации инфраструктуры и повышении качества городской среды. Эффективность их реализации зависит от множества факторов, среди которых особое значение приобретает внедрение инновационных решений. Однако на практике внедрение инноваций в строительстве происходит неравномерно и зачастую встречает значительные барьеры на разных стадиях жизненного цикла проекта. Согласно статистическим данным Росстата, уровень инновационной активности предприятий инвестиционно-строительной сферы остается одним из самых низких в сравнении с другими экономическими отраслями. За период с 2019 по 2023 годы показатель инновационной активности предприятий инвестиционно-строительной сферы значительно уступал среднестатистическому уровню инновационной активности по всем отраслям экономики России. В частности, по данным Росстата, данный показатель по строительной отрасли колебался в пределах 3,6-4,5%, тогда как среднеотраслевой уровень инновационной активности предприятий достигал 9,1-11,9% [14]. Это свидетельствует о необходимости проведения детального анализа факторов, препятствующих внедрению инноваций, и разработки целевых механизмов повышения эффективности инвестиционно-строительных проектов.
В последние годы вопросы внедрения инновационных решений в целях повышения эффективности инвестиционно-строительных проектов активно исследуются в научной литературе. Так, ряд исследований посвящен изучению механизмов внедрения технологических инноваций. В частности, А. А. Алексеев рассматривает структурные особенности механизма технологических инноваций в строительстве, выделяя этапы их формирования и внедрения [3; 4; 5]. Автор акцентирует внимание на необходимости интеграции инновационных технологий в проектирование и реализацию строительных объектов, что способствует повышению их эффективности. М. К. Измайлов продолжает эту тему, анализируя современные тенденции развития механизма технологических инноваций в инвестиционно-строительной сфере. В его работе особое внимание уделено статистическому анализу взаимосвязи между инвестициями и результативностью внедрения технологий [9].
А. А. Маркин в своей работе анализирует виды и классификацию инноваций в строительстве, что позволяет систематизировать существующие подходы к внедрению новых технологий и оценить их влияние на эффективность строительных процессов [13].
Фундаментальный вклад в изучение инновационной деятельности в строительной отрасли внес коллектив авторов под руководством А. Н. Асаула, рассмотрев концепции инновационного развития, классификацию инноваций и их влияние на эффективность строительного производства. Особое внимание уделено вопросам управления инновационными проектами, что имеет важное значение для исследования инвестиционно-строительных проектов [10].
Аспекты управления инновационным развитием строительного комплекса рассматриваются в работе Г. Ф. Токуновой [15; 16]. Автор предлагает методологию управления развитием строительного комплекса на основе кластерного подхода, подчеркивая значимость координации действий различных участников инвестиционно-строительных проектов для успешного внедрения инновационных решений. В свою очередь, Т. Х. Аблязов, С. П. Ширшиков и В. В. Виноградова в своей монографии рассматривают коммерциализацию инноваций в строительстве, предлагая механизмы интеграции инновационных разработок в экономическую деятельность предприятий отрасли [1].
Исследования, посвященные актуальным тенденциям развития инвестиционно-строительной сферы, представлены в работе М. А. Плахотниковой, А. Ю. Анисимова, М. А. Сусловой и Е. Д. Суслова [2]. В их статье проанализированы основные вызовы и перспективы инновационного развития строительного комплекса, включая вопросы государственной поддержки, привлечения инвестиций и модернизации производственных мощностей. Важные аспекты механизма внедрения инноваций подробно рассмотрены Д. А. Завариным, который изучает методы управления инновационными процессами и анализирует барьеры, препятствующие их эффективному применению в строительстве [7; 8].
Современные подходы к управлению инновационной деятельностью в строительстве на основе цифровых технологий изложены в работе И. Д. Карпушкина [11]. Автор исследует инструментарий цифровизации, включая искусственный интеллект, большие данные и Интернет вещей, которые позволяют повысить прозрачность, прогнозируемость и управляемость строительных проектов. Вопрос развития инновационного потенциала строительной отрасли рассматривает А. М. Кушнир, акцентируя внимание на формировании благоприятных условий для стимулирования инновационной активности в промышленности строительных материалов [12].
Одной из последних публикаций, посвящённых вопросам инновационного развития в строительной отрасли в условиях современной экономической нестабильности, является статья П. Р. Беккера, С. В. Горбунова и Д. В. Хавина «Роль инноваций в строительстве в период турбулентной экономической ситуации» [6]. Авторы акцентируют внимание на ключевых вызовах, с которыми сталкивается отечественная экономика, в частности на санкционном давлении, оказывающем существенное влияние на все хозяйствующие субъекты страны с 2023 года. В статье подчёркивается, что строительный комплекс является одной из наиболее уязвимых отраслей, что обусловливает необходимость выработки дополнительных мер стимулирования инновационной активности как на государственном уровне, так и на уровне отдельных компаний. Особое внимание уделяется роли инноваций в поддержании устойчивости и конкурентоспособности строительных организаций в условиях внешнеэкономических ограничений.
Несмотря на обширную научную базу, посвященную различным аспектам инновационного развития инвестиционно-строительной сферы, большинство исследований рассматривают инновации либо с технологической, либо с экономической точки зрения. В то же время остается недостаточно изученным вопрос комплексного анализа причин слабой интеграции инноваций на всех стадиях жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов. Особенно слабо раскрыта организационно-управленческая составляющая внедрения инноваций, включающая вопросы распределения ответственности, согласованности действий участников проекта, а также адаптивности управленческих структур к инновационным изменениям. В имеющихся работах отсутствует целостный подход к разработке направлений повышения эффективности ИСП, учитывающий как специфику каждого этапа их реализации, так и особенности организационно-управленческой среды. Это и определяет необходимость дальнейших исследований, направленных на выявление системных барьеров и разработку эффективных механизмов внедрения инновационных решений в разрезе стадий жизненного цикла проектов.
Цель исследования: определить причины недостаточного внедрения инновационных решений на различных этапах жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов и разработать направления повышения их эффективности с учетом технологических и организационно-управленческих факторов.
Задачи исследования:
1. Провести обзор научной литературы и статистических данных по реализации инвестиционно-строительных проектов, с целью выявления современных тенденций и проблем их эффективности;
2. Определить ключевые барьеры, препятствующие внедрению инновационных решений на разных стадиях жизненного цикла ИСП;
3. Разработать направления внедрения инновационных решений в строительстве в разрезе стадий жизненного цикла ИСП, учитывающие технологические, экономические и организационно-управленческие аспекты.
Объект исследования – инвестиционно-строительные проекты (ИСП) как сложные многоэтапные процессы, включающие предынвестиционный этап, инвестиционный этап (проектирование и строительство) и постынвестиционный этап (эксплуатация).
Предмет исследования – причины недостаточного уровня внедрения инновационных решений на различных стадиях жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов и направления повышения их эффективности за счет адаптации современных технологий и управленческих подходов.
Гипотеза (планируемый результат): низкий уровень внедрения инноваций на разных стадиях жизненного цикла ИСП обусловлен сочетанием организационно-управленческих, экономических и технологических барьеров. Системный анализ этих причин позволит разработать целевые направления повышения эффективности инвестиционно-строительных проектов за счет адаптации инновационных решений к каждому этапу их жизненного цикла.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели в исследовании будут использованы общенаучные методы – анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение. В качестве методологической основы применяются системный, процессный и ситуационный подходы, обеспечивающие комплексное рассмотрение причин и условий внедрения инноваций в инвестиционно-строительные проекты на всех этапах их жизненного цикла.
Результаты исследования
В целях более глубокого понимания текущего состояния инновационной активности в инвестиционно-строительной сфере необходимо обратиться к анализу статистических данных. Согласно статистическим данным Росстата, уровень инновационной активности предприятий инвестиционно-строительной сферы остается одним из самых низких в сравнении с другими экономическими отраслями. За период с 2019 по 2023 годы показатель инновационной активности предприятий инвестиционно-строительной сферы значительно уступал среднестатистическому уровню инновационной активности по всем отраслям экономики России. Если средний уровень инновационной активности по стране вырос с 9,1% в 2019 году до 11,3% в 2023 году, то в строительной отрасли аналогичный показатель увеличился лишь с 3,6% до 4%, оставаясь более чем в два раза ниже среднего значения (рис. 1).
Рисунок 1. Уровень инновационной активности предприятий инвестиционно-строительной сферы в сравнении со среднестатистическим показателем по всем отраслям экономики России за 2019-2023 гг., в %
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики РФ
Это происходит на фоне значительного роста затрат на инновационную деятельность инвестиционно-строительных организаций, динамика которых отражена на рис. 2.
Рисунок 2. Динамика затрат на инновационную деятельность инвестиционно-строительной сферы РФ за 2019-2023 гг., млн. рублей
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики РФ
Наибольший прирост затрат наблюдался в 2023 году, когда объем средств, направленных на инновационную деятельность, увеличился почти в четыре раза по сравнению с 2022 годом. Этот скачок, вероятно, обусловлен реализацией крупных национальных проектов, усилением государственной поддержки и привлечением дополнительных инвестиций. Однако столь резкая динамика указывает не на устойчивую тенденцию, а скорее на краткосрочные усилия, вызванные внешними факторами, такими как изменения в государственной политике, рост санкционного давления, обострение внешнеэкономических рисков и необходимость адаптации к новой экономической реальности, включающей ограничение доступа к зарубежным технологиям, перераспределение инвестиционных потоков и усиливающееся импортозамещение.
Проведённый анализ статистических данных подтвердил наличие серьёзных проблем в сфере инновационного развития инвестиционно-строительной сферы. Несмотря на единичные всплески активности, в целом отрасль демонстрирует нестабильность в объемах инвестиций в инновации и низкий уровень системного внедрения новых решений. Это указывает на необходимость рассмотрения инновационной деятельности не как разрозненных эпизодов, а как непрерывного управляемого процесса, охватывающего весь жизненный цикл инвестиционно-строительного проекта.
Инновационная деятельность в инвестиционно-строительных проектах, как правило, реализуется поэтапно и имеет свою специфику на каждой стадии жизненного цикла проекта – от концептуального обоснования до стадии эксплуатации объекта. Для обеспечения системного подхода к управлению инновациями целесообразно рассматривать внедрение инновационных решений в логике жизненного цикла проекта. Схематично последовательность основных этапов процесса внедрения инноваций представлена на рис. 3.
Рисунок 3. Основные этапы процесса внедрения инноваций в ИСП в разрезе стадий жизненного цикла проекта
Источник: авторский рисунок
Каждая стадия жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта обладает своими особенностями, определяющими характер и возможности внедрения инновационных решений. На предынвестиционном этапе важнейшую роль играет стратегическое планирование и формирование концепции проекта, где закладываются основы инновационного потенциала. Этап проектирования определяет технические параметры и возможности интеграции новых технологий. В процессе строительства реализуются заложенные в проект инновации, а на этапе эксплуатации оценивается их фактическая эффективность и влияние на жизненный цикл объекта.
Однако успешная реализация инноваций на каждом из этих этапов требует не только наличия технологических решений, но и соответствующих организационно-управленческих условий, методической и нормативной поддержки, а также компетенций участников проекта. На практике именно эти аспекты зачастую оказываются недооценёнными, что приводит к снижению общего инновационного эффекта и препятствует достижению запланированных результатов.
На основании проведённого анализа научной литературы удалось структурировать основные причины, препятствующие внедрению инноваций на различных этапах жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов. Эти причины различаются по своему характеру и сфере проявления, что позволяет их классифицировать в зависимости от стадии реализации проекта. Обобщённые результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Причина отсутствия внедрения инноваций по этапам ИСП
Этап жизненного цикла ИСП
|
Причина отсутствия внедрения инновации и получения
инновационного продукта
|
Предынвестиционный
этап
Формирование концепции |
-
отсутствие Государственного регулирования внедрения инноваций в
строительстве;
- отсутствие оценки экономической эффективности внедрения инновации; |
Инвестиционный
этап
Проектирование |
-
отсутствие информации о возможных к применению инновациях;
- отсутствие возможности учета применения инновации в сметных расчетах; - отсутствие компетенций проектировщика по подтверждению возможности применения инновации; - отсутствие учета примененных инноваций в проектной документации; - риски по «отрицательному заключению» органов экспертизы в части примененных инноваций в проектной документации; |
Инвестиционный
этап
Строительство |
-
отсутствие инновации в проектной документации;
- отсутствие материальной и технической базы для реализации инновации; - высокая вероятность замены инновационных решений, заложенных в проекте на «удобные и традиционные»; |
Постывестиционный
этап
Эксплуатация |
-
отсутствие контроля за безопасной и нормативной эксплуатацией строительного
объекта;
- отсутствие возможности оценки экономической эффективности инновационной продукции; - отсутствие инструментов для анализа технических параметров инновационного продукта |
Детализированное изучение представленных факторов показало, что значительная часть барьеров имеет организационно-управленческую природу. Это указывает на необходимость совершенствования механизмов управления инновационной деятельностью, а также институциональной среды, обеспечивающей поддержку и сопровождение инноваций в строительстве. Устранение выявленных барьеров возможно лишь при условии создания эффективных механизмов стимулирования и сопровождения инновационной деятельности, согласованных с этапами реализации инвестиционно-строительных проектов. С учетом выявленных проблем разработан комплекс направлений по повышению эффективности ИСП на основе внедрения инновационных решений, представленный на рис. 4.
Рисунок 4. Направления повышения эффективности ИСП на основе внедрения инновационных решений в разрезе стадий жизненного цикла проекта
Источник: авторский рисунок
На предынвестиционном этапе важнейшим направлением является оценка инновационного потенциала ИСП, включающая анализ существующих возможностей для применения инновационных решений, прогнозирование перспективных направлений инновационного развития, а также предварительная оценка экономической эффективности их внедрения. Отсутствие такого анализа на ранних стадиях приводит к неопределенности в выборе инноваций, сложностям их обоснования и повышению рисков на последующих этапах реализации проекта. Разработка системы методик оценки инновационного потенциала позволит создать объективные критерии для включения инноваций в проект.
На этапе проектирования ключевым направлением является выбор инновационного решения для применения в ИСП, включая архитектурно-строительные решения, конструктивные элементы, строительные технологии и материалы, а также разработку новых инновационных решений, адаптированных под конкретные условия проекта. Немаловажным аспектом является интеграция инновационных решений в проектную документацию, что требует соответствующей регламентации, методического обеспечения и нормативного сопровождения. Этап проектирования является критически важным для внедрения инноваций, поскольку на данном этапе закладываются технологические и экономические параметры будущего строительства, определяющие эффективность всего жизненного цикла объекта.
На этапе строительства основное внимание уделяется реализации инновационных решений, заложенных в проектной документации. Важным направлением повышения эффективности этого этапа является обеспечение материально-технической базы, необходимой для применения инновационных технологий, а также контроль за соблюдением проектных решений, предотвращение замены инновационных решений на традиционные из-за удобства или экономии средств. Успешное внедрение инноваций в строительстве приводит к созданию инновационной продукции, обеспечивающей улучшенные эксплуатационные характеристики, снижение затрат на последующую эксплуатацию и повышение экологической устойчивости объектов.
На этапе эксплуатации осуществляется проверка фактических показателей качества, надежности и долговечности инновационной продукции на соответствие ранее заявленным параметрам. Одновременно проводится оценка экономической эффективности внедренных решений, включающая анализ эксплуатационных затрат, энергопотребления, расходов на техническое обслуживание и ремонт. Внедрение систем мониторинга и цифровых инструментов анализа на данном этапе позволяет не только обеспечить объективную оценку эффективности инноваций, но и формировать эмпирическую базу данных, необходимую для последующего совершенствования инновационной политики в строительной отрасли.
В целом, повышение эффективности инвестиционно-строительных проектов через внедрение инновационных решений требует последовательного и системного подхода, ориентированного на устранение барьеров и создание благоприятных условий для инновационного развития.
Для реализации предложенных направлений необходимы действенные инструменты, способные обеспечить поддержку инновационной активности на всех стадиях жизненного цикла проекта. Особое значение приобретает использование механизмов, интегрирующих научный потенциал, экспертную оценку и практическое сопровождение инновационных решений. В этом контексте перспективным и уже зарекомендовавшим себя инструментом становится механизм научно-технического сопровождения (НТС), обладающий возможностями для комплексного включения инновационных решений в инвестиционно-строительные проекты.
Данный механизм представляет собой комплекс работ научно-исследовательского, методического, экспертного и контрольного характера, выполняемых специализированными научно-исследовательскими организациями в процессе изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, сноса (демонтажа) зданий и сооружений для обеспечения их качества, надежности, механической безопасности, функциональной пригодности и долговечности. Основной целью НТС является обеспечение высокого уровня качества, надежности, механической безопасности, функциональной пригодности и долговечности строительных объектов, что соответствует задачам повышения инновационного потенциала ИСП. НТС может быть использован как механизм подбора и внедрения инноваций, однако для этого необходима разработка и обоснование соответствующих методических подходов и инструментов.
На сегодняшний день выделяются несколько ключевых видов НТС:
- научно-техническое сопровождение изысканий, включающее контроль за проведением инженерно-геологических, геодезических и иных изыскательских работ, направленных на оценку условий строительства и выбор оптимальных проектных решений;
- научно-техническое сопровождение проектирования, обеспечивающее разработку проектных решений с учетом передовых инженерных достижений, а также оценку их соответствия нормативным требованиям и эксплуатационным характеристикам;
- научно-техническое сопровождение строительства, направленное на контроль за реализацией проектных решений, корректировку технических параметров, внедрение передовых строительных технологий и материалов;
- научно-техническое сопровождение реконструкции, эксплуатации и демонтажа, включающее мониторинг технического состояния объектов, разработку мероприятий по их модернизации и безопасному сносу.
Несмотря на высокий потенциал использования механизма НТС в контексте повышения эффективности и технологической модернизации инвестиционно-строительных проектов, на данный момент не разработаны методические подходы и инструменты, позволяющие применять его в качестве механизма целенаправленного внедрения инноваций. В этой связи представляется актуальной разработка новых видов НТС, ориентированных непосредственно на инновационные аспекты проектирования и реализации строительных объектов. В качестве перспективных направлений следует выделить:
- научно-техническое сопровождение инновационных материалов, направленное на исследование, сертификацию и контроль за внедрением новых строительных материалов с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
- научно-техническое сопровождение инновационных конструктивных решений, обеспечивающее разработку и внедрение передовых конструктивных систем, включая адаптивные и энергоэффективные конструкции.
- научно-техническое сопровождение инновационных технологий, ориентированное на использование цифровых технологий, автоматизированных систем управления строительными проектами, роботизированного строительства и прочих современных инженерных решений.
- научно-техническое сопровождение коррупционно-уязвимых материалов, что позволит минимизировать влияние коррупционных факторов на выбор строительных материалов и технологий, а также повысить прозрачность закупочных процедур.
Для эффективного применения механизма НТС в качестве инструмента внедрения инновационных решений на этапе проектирования необходимо разработать детализированные методические рекомендации и регламентирующую документацию. Эти меры позволят повысить уровень инновационной активности в строительной отрасли, снизить риски применения устаревших решений и обеспечить комплексное развитие инвестиционно-строительных проектов с учетом современных требований к эффективности, экологичности и безопасности строительных объектов.
Заключение
В ходе проведённого исследования был выполнен всесторонний анализ проблем и перспектив повышения эффективности инвестиционно-строительных проектов на основе внедрения инновационных решений. На основе обзора научной литературы и анализа статистических данных были выявлены ключевые тенденции и ограничения, сдерживающие инновационное развитие в строительной отрасли.
Особое внимание было уделено этапам жизненного цикла инвестиционно-строительных проектов, в рамках которых структурированы основные барьеры, препятствующие интеграции инноваций. К числу таких барьеров отнесены технологические ограничения, экономические риски, а также организационно-управленческие проблемы, характерные для каждой стадии – от предынвестиционной до эксплуатационной.
На основе системного подхода разработаны направления внедрения инновационных решений в строительстве, адаптированные к каждой стадии жизненного цикла ИСП. Учитывая специфику проектной, строительной и эксплуатационной деятельности, предложены меры, обеспечивающие преодоление барьеров и повышение результативности инвестиционно-строительных проектов.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к оценке причин слабой интеграции инноваций на всех этапах жизненного цикла ИСП и в обосновании целенаправленных механизмов повышения их эффективности. В частности, предложено использовать механизм научно-технического сопровождения в качестве инструмента поддержки инновационных решений, а также обоснована необходимость разработки новых его видов, ориентированных на сопровождение инновационных процессов в строительстве.
Результаты исследования могут быть использованы при формировании стратегий инновационного развития строительной отрасли, разработке нормативных и методических документов, а также в практике управления инвестиционно-строительными проектами.
1.
Страница обновлена: 07.05.2025 в 12:32:49