Инновационное развитие экономики региона на основе активизации инвестиционно-строительного комплекса (на примере Республики Татарстан)
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (48), Декабрь 2010
Цитировать:
Зайнуллина Д.Р. Инновационное развитие экономики региона на основе активизации инвестиционно-строительного комплекса (на примере Республики Татарстан) // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 109-114.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341423
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Проанализированы причины возникновения кризисных явлений в частности в инвестиционно-строительном комплексе. Очевидно, что требуется новая модель финансового управления проектами. Эту ситуацию необходимо использовать для становления инновационной экономики региона. Экономическое развитие Республики Татарстан во многом зависит от эффективности функционирования инвестиционно-строительного комплекса. Решение поставленных вопросов на данном этапе невозможно без активного вмешательства государства.
Ключевые слова: инновационная активность, инновационная экономика, инвестиционная политика, строительство, экономическое развитие, Республика Татарстан, строительная отрасль, экономика региона, механизм рынка
Начавшиеся в России процессы социальных и экономических преобразований разрушили централизованную плановую систему пользования достижениями научно-технического прогресса в производстве. Распад советского государства, резкое уменьшение количества государственных заказов на разработки и исследования, сокращение финансирования науки – всё это снизило инновационную активность, разорвало связь науки с производством, способствовало распаду отраслевой науки.
Успешного перехода к системе науки и технологии, основанной на принципах рыночной экономики, несмотря на глубину произошедших изменений, так и не удалось достичь. Также это не привело и к созданию новых продуктивных партнерских отношений между наукой и производством, которые могли бы стать источником развития динамичной инновационной экономики.
Переоснащение отраслей
Основой для формирования и осуществления стратегии инновационного прорыва, без которого в настоящее время невозможно существование цивилизованного конкурентоспособного государства, является инновационно-технологическое переоснащение отраслей народного хозяйства. Скорость и эффективность развития сферы инноваций зависят от проводимой инвестиционной политики, благодаря которой должны обеспечиваться условия, способствующие инновационному развитию. Создание инфраструктуры, благоприятной для функционирования инновационной сферы, может быть наилучшим способом стимулирования инноваций.
Строительная отрасль – одна из самых приоритетных, так как решает основные проблемы, связанные с аспектом воспроизводства экономики и жилищным строительством. От состояния строительного комплекса зависят перспективы модернизации экономики, технического перевооружения отраслей, возможности экономического развития.
Несмотря на то, что за годы реформ строительный комплекс стал одним из немногих динамично развивающихся в экономике, произошёл разрыв хозяйственных связей между участниками комплекса.
Согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долларов роста ВВП, поэтому фундаментальные достижения в науке официально признаны в качестве основы экономического развития.
Инновационная способность для процветания на мировой арене играет доминирующую, а порой, и решающую роль. Для компаний инновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях, для стран – способность эффективно использовать инновации не только для достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение и защита окружающей среды), но и для повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, ключ к постоянному улучшению уровня и качества жизни.
Переход к экономике инновационного типа
Понятно, что единственный способ восстановления и развития экономического потенциала страны – переход к экономике инновационного типа, развитие инновационной активности.
Необходимо извлечь из опыта стран с инновационной экономикой высокую инновационную активность экономики, достигаемой ведущей ролью государства на научно-техническом рынке (определение национальных приоритетов) и активным воздействием государства на процесс инновационного развития посредством системы экономического стимулирования.
Что же касается Республики Татарстан, то соответственно стратегии социально-экономического развития республики планируется в полном объеме создать фундамент инновационной экономики в ближайшие годы.
По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», в составе Приволжского федерального округа республика имеет самый высокий инвестиционный потенциал, она является наиболее безопасным регионом для иностранных инвесторов – рейтинг 2В, «средний потенциал – умеренный риск».
Татарстан – один из лидеров по критерию патентной активности, но его результативность, которая измеряется уровнем интенсификации производства, недостаточно высока. Положение региона по данным стратегическим параметрам является двойственным: с одной стороны, доля инновационно активных организаций в общей численности предприятий более чем в два раза превышает средний по Российской Федерации уровень, с другой – их вклад в промышленное развитие пока недостаточен. [3]
Государство и инновации
Роль государства состоит в создании условий, благоприятствующих инновационной деятельности в целях ее активизации в промышленности республики. Важной задачей финансового обеспечения науки Республики Татарстан является не только рост внутренних затрат на НИОКР, но и планомерность объемов финансирования всех отраслей науки.
Необходимо создать и запустить механизмы развития современного рынка промышленной и интеллектуальной собственности, создать информационную базу инноваций, для поиска объектов технологий и производства, обеспечивающих инновационный процесс, обучить инновационному менеджменту персонал предприятий, продвигать собственные инновационные технологии и продукты в другие субъекты Федерации, и в страны ближнего и дальнего зарубежья. [3]
Достижение таких стратегических целей, как доминирование в регионе, мировое лидерство в определённой сфере, определяется качеством инновационной политики. Объектами анализа инновационной деятельности являются национальная или региональная экономика, комплексы и отрасли, а предметами – сами инновационные новшества.
За последние десять лет предметная область инновационной политики изменилась. Страны с инновационной экономикой своим опытом показали недостаточность установки на стимулирование нововведений с помощью направления финансовых и информационных потоков в отдельные центры роста. Они осуществили переход к целенаправленной поддержке всех этапов процесса нововведений в народном хозяйстве на основе инновационных стратегий или доктрин. [1]
В таких условиях особую значимость и ценность имеет обобщение, систематизация и анализ организационно- управленческих новшеств, основных для развития взаимосвязанных отраслей, составляющих инвестиционно- строительный комплекс.
Строительный комплекс
Инвестиционно-строительный комплекс представляет по своей структуре совокупность организационно-экономических образований (организаций, предприятий, отраслей), а по функциям – методы хозяйствования, с помощью которых реализуются инвестиции.
Названный комплекс рассматривается как фактор развития экономики региона. В его рамках осуществляется организационная, финансовая, экономическая, производственная, инновационная деятельность физических и юридических лиц по накоплению финансов с целью их эффективного использования в процессе воспроизводства основных фондов.
Улучшение или ухудшение условий для инвестиций, иностранных и национальных, непосредственно связано с инвестиционно-строительным комплексом. Структура комплекса в условиях перехода к инновационной экономике, действия федеральных и региональных властей, решения руководства предприятий и организаций, пути инновационного развития, используемые для повышения конкурентоспособности комплекса на мировом рынке, имеют непосредственное влияние на увеличение или уменьшение инвестиций в экономику региона.
В настоящий момент основная проблема развития экономики страны и в том числе Татарстана – теоретическое обобщение разработки принципов развития инновационной экономики, на основе которых впоследствии можно будет строить инновационную политику.
Вывод
Для последующего результативного построения успешной целостной инновационной системы необходимо принятие ряда мер по следующим направлениям:
• формирование технико-технологической базы для разработки наукоемких технологий и высокотехнологичной продукции и внедрение их в производство в виде промышленных округов, технопарков и технополисов;
• объединение организационных структур и ресурсов, имеющихся в Татарстане, их концентрация на основных направлениях развития сферы инноваций;
• использование частного капитала для финансирования проектов технологического переоснащения сфер производства, повышение уровня спроса на инновации;
• создание прогрессивного технологического строя и привлекательного инновационного пространства;
• региона с помощью создания инновационной инфраструктуры, осуществления ресурсно-кредитной, институциональной, тарифной, налогово-бюджетной и таможенной политики на федеральном уровне;
• привлечения механизмов страховой защиты для сокращения рисков при реализации инновационных проектов, и другие меры по уменьшению транзакционных издержек инновационных процессов;
• использование научно-технического потенциала Республики Татарстан в процессе инноваций.
Источники:
2. Ивантер В.В., Комков Н.И. (редакторы). Проблемы и перспективы технологического обновления российской экономики. – М.: МАКС Пресс, 2007
3. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.
4. Финансовый контроль. – 2004. – № 12 (37).
5. Научные записки НГУЭУ. – 2009. – № 1.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:29:11