Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки
Путятина Л.М.1, Арсеньева Н. В.1
1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676125
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируется современное понятие инновационный потенциал предприятий машиностроения. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к инновационному развитию предприятий, которое обеспечивает им неоспоримое конкурентное преимущество в будущем. Количество внедренных инноваций, как правило, приводит к развитию предприятий на другом качественном уровне.
В работе обосновывается важность количественной оценки инновационного потенциала машиностроительных предприятий с учетом развития их материально технической базы и опыта внедрения различных перспективных проектов. Анализируются показатели, используемые для его оценки и тенденции их изменения для определения их инновационной активности.
Рассматриваются методические аспекты комплексной оценки инновационного потенциала машиностроительного предприятия на основе использования реальных количественных показателей предприятия, а также бального метода комплексной экспертной оценки с учетом разработанных критериальных уровней
Ключевые слова: инновационный потенциал предприятия, инновационная активность, виды инноваций, показатели, используемые для оценки инновационного потенциала, эффективность использования инновационного потенциала предприятия
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Широкое распространение инноваций в производственной сфере в значительной степени определяет их коммерческий успех и конкурентные преимущества в перспективе как на внутреннем рынке, так и в мире [1] (Shatrakov, 2013).
Курс на инновационное развитие экономики преобразует достижения научно-технического прогресса в реальное появление новых товаров, технологий, оборудования, материалов и т.д. [6] (Afuah, 2014).
В мировой экономической литературе термин «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Существуют определенные различия в определении инноваций в экономической и управленческой литературе, но большинство авторов рассматривают нововведения с точки зрения экономического применения, означающего создание новых ресурсов или использование уже имеющихся новым способом. Б. Санто определяет инновацию как общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду и прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [5] (Santo, 1990).
Машиностроительные предприятия как объект исследования являются основой развития промышленности страны в целом, поскольку имеют: развитую материально-технической базу производства; значительное разнообразие технологических процессов; большой ассортимент выпускаемой продукции; опыт внедрения широкого спектра инноваций [3] (Khrustalev, 2016).
В настоящее время под инновационным потенциалом предприятия понимается его способность разрабатывать и внедрять различные нововведения. Данный термин все еще остается малоизученным, и нет стандартных методик, позволяющих оценить его количественно. Авторами статьи предложен методический подход к оценке инновационного потенциала предприятий машиностроительной отрасли. Каждая отрасль имеет свою специфику, и поэтому оценка инновационного потенциала предприятий различных отраслей промышленности требует учета специфических особенностей той или иной отрасли.
Определение и анализ инновационного потенциала предприятий имеет большое значение при их сравнении для: отрасли (при распределении госзаказов); инвесторов (при альтернативном использовании вкладываемых средств); партнеров, вступающих в совместные инновационные проекты.
Методология оценки инновационного потенциала
Методологически комплексную оценку инновационного потенциала машиностроительного предприятия целесообразно проводить на основе балльного метода экспертной оценки с учетом разработанных критериальных уровней, которые могут изменяться или дополняться в зависимости от задач исследования (табл. 1).
Использование балльного метода экспертной оценки оправдано с точки зрения того, что все используемые показатели имеют разную размерность и оценить их в совокупности невозможно. Балльный метод достаточно прост; он позволяет использовать количественную оценку и эффективен с точки зрения получаемых выводов. Влияние каждого показателя на уровень инновационного потенциала отражено при рассмотрении каждого из них. При этом общая тенденция, например роста показателя, соответственно, в той или иной степени отражается на росте инновационного потенциала.
Комплексный анализ инновационного потенциала предприятия в общем случае целесообразно проводить по следующей методике:
1. Определение цели и задач оценки инновационного потенциала предприятий, например: проследить динамику показателей внедрения инноваций; провести сравнительную оценку инновационного прогресса с основным конкурентом или с отраслевыми лидерами и т.д.
Однако сравнение предприятий целесообразно использовать среди тех, которые близки по какому-либо критерию, например численности работающих, величине активов и других.
2. Обоснование наиболее важных показателей для оценки инновационного потенциала рассматриваемых предприятий.
3. В данном случае предлагается оценивать инновационный потенциал предприятий по уровням: высокий, средний, низкий.
4. В случае если значение определенного показателя предприятия попадает в оценку, соответствующую высокому уровню, ему присваивается 15 баллов, среднему уровню – 10 баллов, низкому уровню – 5 баллов (табл. 1).
5. Рассчитывается сумма баллов, набранных по предприятию в целом, и на основании таблицы 3 ему присваивается уровень инновационного потенциала по аналогичным с показателями уровням: высокий, средний, низкий.
Таблица 1
Распределение показателей и инновационного потенциала предприятия по критериальным уровням
№
п/п |
Название
показателя
|
Условные
обозначения
|
Единицы
измерения |
Оценка по уровням
| ||
Высокий
(15 баллов) |
Средний
(10 баллов) |
Низкий
(5 баллов) | ||||
1.
|
Годовое количество внедренных новых товаров
|
nнов |
шт. |
> 5 |
2 ÷ 5 |
< 2 |
2.
|
Доля новых товаров в общем объеме товарного
производства
|
Дн
|
%
|
> 20 |
10 ÷ 20 |
< 10 |
3.
|
Доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей
трудоемкости производства
|
Дтехн |
% |
> 20 |
10 ÷ 20 |
< 10 |
4.
|
Доля внедренного нового оборудования и инструментов
|
Добн |
%. |
> 15 |
5 ÷ 15 |
< 5 |
5.
|
Доля новых конструкционных материалов
|
Дматн
|
%
|
> 10
|
5 ÷ 10
|
< 5
|
6.
|
Уровень механизации и автоматизации основных/
вспомогательных работ
|
Умех |
% |
> 30 |
10 ÷ 30 |
<10 |
7.
|
Среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости
выпускаемой продукции
|
Ксртр |
% |
> 20 |
10 ÷ 20 |
< 10 |
8.
|
Уровень компьютеризации планово-учетных работ
|
Уком
|
%
|
> 70 |
50 ÷ 70 |
< 50 |
|
Балльная оценка показателя
|
Б
|
б/р
|
15
|
10
|
5
|
|
Суммарная балльная оценка инновационного потенциала
предприятия по уровням
|
Б∑
|
б/р
|
> 90
|
70 ÷ 90
|
<70
|
В практических расчетах можно использовать следующую систему показателей, определяющих инновационный потенциал предприятия:
1. Годовое количество внедренных новых товаров (nнов). Поскольку разработка и внедрение новых товаров может осуществляться достаточно неритмично в зависимости от различных объективных и субъективных факторов, целесообразно определять этот показатель по внедренным товарам (nнов) в рассматриваемом периоде времени.
Поскольку новые товары могут отличаться между собой сложностью производства, стоимостью и значимостью в общем объеме товарного производства, то целесообразно рассматривать также следующие показатели.
2. Доля новых товаров в общем объеме товарного производства на предприятии (Дн) в текущем периоде, которая рассчитывается следующим образом:
,
где:
– объем новой товарной продукции, произведенной в текущем году
( млн руб.);
– общий объем товарной продукции, произведенной в текущем году
( млн руб.).
Чем больше доля новых товаров и их модификаций, которые ежегодно осваивает предприятие, тем выше его инновационный потенциал.
3. Доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости годового производства ( ), которую можно определить:
,
где:
– общая трудоемкость продукции, при производстве которой использовались новые технологии в текущем году (чел./час.);
– общая трудоемкость выпущенной продукции за год (чел./час.).
Увеличение доли внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости производства повышает инновационный потенциал рассматриваемого производства и предприятия в целом.
4. Доля внедренного нового оборудования в производство ( ) в общей стоимости всего оборудования, которая определяется по следующей формуле:
,
где:
– стоимость нового оборудования, используемого в производстве в текущем году (тыс. руб.);
– общая стоимость всего оборудования, используемого в производстве в текущем году (тыс. руб.).
Увеличение доли внедренного нового оборудования в производство повышает уровень его технической оснащенности и, соответственно, инновационный потенциал рассматриваемого предприятия.
5. Доля новых конструкционных материалов, используемых в производстве продукции ( ), в общей стоимости используемых материалов, которая определяется по формуле:
,
где:
– стоимость новых материалов, используемых в производстве продукции в текущем году по смете затрат на производство (тыс. руб.);
– общая стоимость материалов, используемых в производстве в текущем году (тыс. руб.).
Увеличение доли новых конструкционных материалов в производстве повышает качество и надежность изготавливаемых изделий.
6. Уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных работ (Умех) определяет возможности предприятия по снижению трудоемкости производства продукции и длительности ее производственного цикла. Он определяется следующим образом:
,
где:
, – общая трудоемкость вспомогательных работ, определяемая исходя из производственной программы предприятия, соответственно, выполняемая механизированным способом и общая (час, н/час).
Чем выше уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных работ, тем выше организационно-технологический потенциал предприятия и, соответственно, его инновационный потенциал.
7. Среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости выпускаемой продукции (Ксртр) характеризует инновационные и технологические возможности по совершенствованию производства различной продукции и, соответственно, снижению ее трудоемкости и себестоимости.
Для производства машиностроительных предприятий это очень важный показатель, так как в различные периоды времени существуют товары, у которых есть резервы снижения трудоемкости их производства за счет использования новых технологий, материалов и т.д., и товары, производимые длительный период времени, у которых трудоемкость не может быть дальше снижена. Поэтому целесообразно определять средний коэффициент снижения трудоемкости в исследуемый период времени по отношению к этому показателю в предыдущем периоде по всей номенклатуре выпускаемой продукции по следующей формуле:
,
где:
, – трудоемкость производства i-го товара, соответственно, в плановом и базисном периодах (час, н/час);
– объем производства i-го товара в исследуемом периоде (шт.);
К – номенклатура выпускаемой продукции.
Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее внедрение инноваций и, соответственно, выше инновационный потенциал предприятия.
8. Уровень компьютеризации планово-учетных работ (Уком) является важным показателем, определяющим оперативность и качество информационной базы производства на предприятии. Он рассчитывается по формуле:
,
где:
, – количество рабочих мест сотрудников, занимающихся планово-учетными работами, соответственно, компьютеризированных и всего на предприятии.
Чем выше уровень компьютеризации планово-учетных работ, тем быстрее обрабатывается учетная информация, тем выше уровень качества управления производством и, соответственно, выше инновационный потенциал при постоянном внедрении прогрессивных программных продуктов.
В таблице 2 приводятся рассмотренные оценочные показатели для анализа инновационного потенциала конкретного машиностроительного предприятия, расположенного в Московской области, среднесписочная численность которого составляет 3670 человек.
Данные показатели целесообразно оценивать в динамике по годам для наиболее полной картины их изменения и получения определенного вывода об изменении инновационного потенциала предприятия. Также в таблице 2 отражена положительная динамика показателей, которая увеличивает инновационный потенциал предприятия в процессе своего развития.
Таблица 2
Оценочные показатели для определения инновационного потенциала предприятия
№
п/п |
Название показателя
|
Условные
обозначения |
Единицы измерения
|
Динамика по годам
|
Положительная тенденция изменения в динамике
| ||
1 год
|
2 год
|
3 год
|
| ||||
1.
|
Годовое количество внедренных новых товаров
|
nнов |
шт. |
2 |
4 |
6 |
+ |
2.
|
Доля новых товаров в общем объеме товарного
производства
|
Дн |
% |
20 |
30 |
35 |
+ |
3.
|
Доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей
трудоемкости производства
|
Дтехн |
% |
10 |
15 |
25 |
+ |
4.
|
Доля внедренного нового оборудования и инструментов
|
Добн
|
%.
|
5
|
25
|
8
|
+ |
5.
|
Доля новых конструкционных материалов
|
Дматн |
% |
6 |
8 |
10 |
+ |
6.
|
Уровень механизации и автоматизации основных/
вспомогательных работ |
Умех |
% |
25 |
30 |
35 |
+ |
7.
|
Среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости
выпускаемой продукции (сварочных конструкций)
|
Ксртр |
% |
15 |
20 |
22 |
+ |
8.
|
Уровень компьютеризации планово-учетных работ
|
Уком
|
%
|
30
|
40
|
60
|
+
|
В качестве примера проведем расчет уровня инновационного потенциала рассматриваемого предприятия на конкретных цифрах, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
Расчетные данные для определения инновационного потенциала предприятия
Показатели
|
1 год
|
2 год
|
3 год
| |||
в натуральных единицах
|
в баллах
|
в натуральных единицах
|
в баллах
|
в натуральных единицах
|
в баллах
| |
1.nнов
|
2
|
10
|
4
|
10
|
6
|
15
|
2.Дн
|
20
|
10
|
30
|
15
|
35
|
15
|
3.Дтехн
|
10
|
10
|
15
|
10
|
25
|
15
|
4.Добн
|
5
|
10
|
15
|
10
|
8
|
5
|
5.Дматн
|
6
|
10
|
8
|
10
|
10
|
10
|
6.Умех
|
25
|
10
|
30
|
10
|
35
|
15
|
7.Ксртр
|
15
|
10
|
20
|
10
|
22
|
15
|
8.Уком
|
30
|
5
|
40
|
5
|
60
|
10
|
Итого
|
|
75
|
|
80
|
|
100
|
Изменение
|
|
|
|
+ 6,7 %
|
|
+25 %
|
Уровень инновационного
потенциала предприятия
|
Средний уровень инновационного потенциала
|
Средний уровень инновационного потенциала
|
Высокий уровень инновационного потенциала
|
По результатам расчетов, приведенных в таблице 3, можно сделать следующие выводы:
1. В первом году рассматриваемого периода все показатели имеют средний уровень инновационной активности и сам инновационный потенциал можно отнести к среднему уровню.
2. Во втором году сами показатели несколько выросли, однако остались в пределах среднего уровня, как и сам инновационный потенциал. Его рост в комплексной оценке составил 6,7 %.
3. В третьем году все показатели имели определенный рост и были отнесены к высокому уровню. В данном случае 5 показателей из 8 вышли на высокий уровень по своим значениям, так как получили в соответствии с критериальной таблицей по 15 баллов.
4. В комплексной оценке рост инновационного потенциала в конце периода составил 25 % по отношению к предыдущему году и был отнесен к высокому уровню.
В данном случае можно констатировать инновационную активность предприятия за рассматриваемый период времени.
Заключение
Инновационное развитие экономики любого государства преобразует достижения научно-технического прогресса в реальное появление новых товаров, технологий, оборудования, материалов и т.д. Любые инновации в промышленности обеспечивают конкурентные преимущества предприятий и отраслей в масштабах мировой конкуренции [2] (Arseneva, Pavlova, 2017).
В настоящее время каждое предприятие имеет определенный опыт внедрения инноваций, т.е. имеет определенный инновационный потенциал, под которым при самом общем подходе следует понимать способность разрабатывать и внедрять различные инновации, обеспечивающие ему техническое и экономическое превосходство.
Показателями, определяющими инновационный потенциал предприятия, являются [4] (Putyatina, Barsova, Orlova, 2017):
· годовое количество внедренных новых товаров;
· доля новых товаров в общем объеме товарного производства на предприятии;
· доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости годового производства;
· доля внедренного нового оборудования в производство и другие.
Методологически комплексную оценку инновационного потенциала машиностроительного предприятия предлагается проводить на основе балльного метода экспертной оценки с учетом разработанных критериальных уровней, что обеспечивает простоту расчетов и эффективность полученных результатов.
Предложенные методические наработки позволяют увеличивать или сокращать количество используемых показателей и совершенствовать критериальные уровни их оценки в соответствии с уровнем развития отрасли, промышленности или отдельного предприятия.
Расчеты и анализ изменения инновационного потенциала предприятий позволяют:
· проследить уровень инновационного развития предприятий в отрасли;
· определить лидеров инновационного развития на основе их активности;
· участвовать в тендерах на выполнение особо ответственных государственных заказов;
· обоснованно принимать решение о сотрудничестве в рамках выполнения крупных инновационных проектов межотраслевого уровня.
Источники:
2. Арсеньева Н.В., Павлова Ю.В. Современные подходы к стратегическому управлению инновациями на предприятиях машиностроения // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 7. - №4. - С. 218-221.
3. Б.Б. Хрусталев Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями / ред. В.Д. Дорофеев, Б.Б. Хрусталев, Г.В. Семенова, и др.. - М.: Пенза: Приволжский дом знаний, 2016.- 260c.
4. Путятина Л. М., Барсова Т. Н., Орлова О. В. Исследование основных аспектов инновационной политики предприятия в отечественной промышленности//Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - № 1. - С. 35-38
5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
6. Afuah A. Business Model Innovation: Concepts, Analysis, and Cases AZW EPUB MOBI PDF. Routledge, 2014. 376 p.
7. Archibald R.D., Archibald S.C. Leading and managing innovation: what every executive team must know about project, program and portfolio management PDF. 2nd ed. — CRC Press, 2016. — 216 p.
8. Arsenieva, N.V., Putyatina, L.M., Barsova, T.N., Golov, R.S. (2019). Modern problems of diversification of the activities of high-tech enterprises in the context of economic growth. Revista Amazonia Investiga, Vol 8,No 24, 353-362
9. Gassmann Oliver, Frankenberger Karolin, Sauer Roman. Exploring the Field of Business Model Innovation: New Theoretical Perspectives PDF. Palgrave Macmillan, 2016. — 126 p.
Страница обновлена: 24.11.2024 в 06:39:50