Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки

Путятина Л.М.1, Арсеньева Н. В.1
1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)

Цитировать:
Путятина Л.М., Арсеньева Н. В. Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 563-572. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100002.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676125
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье анализируется современное понятие инновационный потенциал предприятий машиностроения. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к инновационному развитию предприятий, которое обеспечивает им неоспоримое конкурентное преимущество в будущем. Количество внедренных инноваций, как правило, приводит к развитию предприятий на другом качественном уровне. В работе обосновывается важность количественной оценки инновационного потенциала машиностроительных предприятий с учетом развития их материально технической базы и опыта внедрения различных перспективных проектов. Анализируются показатели, используемые для его оценки и тенденции их изменения для определения их инновационной активности. Рассматриваются методические аспекты комплексной оценки инновационного потенциала машиностроительного предприятия на основе использования реальных количественных показателей предприятия, а также бального метода комплексной экспертной оценки с учетом разработанных критериальных уровней

Ключевые слова: инновационный потенциал предприятия, инновационная активность, виды инноваций, показатели, используемые для оценки инновационного потенциала, эффективность использования инновационного потенциала предприятия

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Широкое распространение инноваций в производственной сфере в значительной степени определяет их коммерческий успех и конкурентные преимущества в перспективе как на внутреннем рынке, так и в мире [1] (Shatrakov, 2013).

Курс на инновационное развитие экономики преобразует достижения научно-технического прогресса в реальное появление новых товаров, технологий, оборудования, материалов и т.д. [6] (Afuah, 2014).

В мировой экономической литературе термин «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Существуют определенные различия в определении инноваций в экономической и управленческой литературе, но большинство авторов рассматривают нововведения с точки зрения экономического применения, означающего создание новых ресурсов или использование уже имеющихся новым способом. Б. Санто определяет инновацию как общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае если инновация ориентирована на экономическую выгоду и прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [5] (Santo, 1990).

Машиностроительные предприятия как объект исследования являются основой развития промышленности страны в целом, поскольку имеют: развитую материально-технической базу производства; значительное разнообразие технологических процессов; большой ассортимент выпускаемой продукции; опыт внедрения широкого спектра инноваций [3] (Khrustalev, 2016).

В настоящее время под инновационным потенциалом предприятия понимается его способность разрабатывать и внедрять различные нововведения. Данный термин все еще остается малоизученным, и нет стандартных методик, позволяющих оценить его количественно. Авторами статьи предложен методический подход к оценке инновационного потенциала предприятий машиностроительной отрасли. Каждая отрасль имеет свою специфику, и поэтому оценка инновационного потенциала предприятий различных отраслей промышленности требует учета специфических особенностей той или иной отрасли.

Определение и анализ инновационного потенциала предприятий имеет большое значение при их сравнении для: отрасли (при распределении госзаказов); инвесторов (при альтернативном использовании вкладываемых средств); партнеров, вступающих в совместные инновационные проекты.

Методология оценки инновационного потенциала

Методологически комплексную оценку инновационного потенциала машиностроительного предприятия целесообразно проводить на основе балльного метода экспертной оценки с учетом разработанных критериальных уровней, которые могут изменяться или дополняться в зависимости от задач исследования (табл. 1).

Использование балльного метода экспертной оценки оправдано с точки зрения того, что все используемые показатели имеют разную размерность и оценить их в совокупности невозможно. Балльный метод достаточно прост; он позволяет использовать количественную оценку и эффективен с точки зрения получаемых выводов. Влияние каждого показателя на уровень инновационного потенциала отражено при рассмотрении каждого из них. При этом общая тенденция, например роста показателя, соответственно, в той или иной степени отражается на росте инновационного потенциала.

Комплексный анализ инновационного потенциала предприятия в общем случае целесообразно проводить по следующей методике:

1. Определение цели и задач оценки инновационного потенциала предприятий, например: проследить динамику показателей внедрения инноваций; провести сравнительную оценку инновационного прогресса с основным конкурентом или с отраслевыми лидерами и т.д.

Однако сравнение предприятий целесообразно использовать среди тех, которые близки по какому-либо критерию, например численности работающих, величине активов и других.

2. Обоснование наиболее важных показателей для оценки инновационного потенциала рассматриваемых предприятий.

3. В данном случае предлагается оценивать инновационный потенциал предприятий по уровням: высокий, средний, низкий.

4. В случае если значение определенного показателя предприятия попадает в оценку, соответствующую высокому уровню, ему присваивается 15 баллов, среднему уровню – 10 баллов, низкому уровню – 5 баллов (табл. 1).

5. Рассчитывается сумма баллов, набранных по предприятию в целом, и на основании таблицы 3 ему присваивается уровень инновационного потенциала по аналогичным с показателями уровням: высокий, средний, низкий.

Таблица 1

Распределение показателей и инновационного потенциала предприятия по критериальным уровням


п/п
Название показателя
Условные обозначения
Единицы
измерения
Оценка по уровням
Высокий
(15 баллов)
Средний
(10 баллов)
Низкий
(5 баллов)
1.
Годовое количество внедренных новых товаров

nнов

шт.

> 5

2 ÷ 5

< 2
2.
Доля новых товаров в общем объеме товарного производства
Дн
%

> 20

10 ÷ 20

< 10
3.
Доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости производства

Дтехн

%

> 20

10 ÷ 20

< 10
4.
Доля внедренного нового оборудования и инструментов

Добн

%.

> 15

5 ÷ 15

< 5
5.
Доля новых конструкционных материалов
Дматн
%
> 10
5 ÷ 10
< 5
6.
Уровень механизации и автоматизации основных/ вспомогательных работ

Умех

%

> 30

10 ÷ 30

<10
7.
Среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости выпускаемой продукции

Ксртр

%

> 20

10 ÷ 20

< 10
8.
Уровень компьютеризации планово-учетных работ
Уком
%

> 70

50 ÷ 70

< 50

Балльная оценка показателя
Б
б/р
15
10
5

Суммарная балльная оценка инновационного потенциала предприятия по уровням
Б
б/р
> 90
70 ÷ 90
<70
Источник: составлено авторами.

В практических расчетах можно использовать следующую систему показателей, определяющих инновационный потенциал предприятия:

1. Годовое количество внедренных новых товаров (nнов). Поскольку разработка и внедрение новых товаров может осуществляться достаточно неритмично в зависимости от различных объективных и субъективных факторов, целесообразно определять этот показатель по внедренным товарам (nнов) в рассматриваемом периоде времени.

Поскольку новые товары могут отличаться между собой сложностью производства, стоимостью и значимостью в общем объеме товарного производства, то целесообразно рассматривать также следующие показатели.

2. Доля новых товаров в общем объеме товарного производства на предприятиин) в текущем периоде, которая рассчитывается следующим образом:

,

где:

– объем новой товарной продукции, произведенной в текущем году

( млн руб.);

– общий объем товарной продукции, произведенной в текущем году

( млн руб.).

Чем больше доля новых товаров и их модификаций, которые ежегодно осваивает предприятие, тем выше его инновационный потенциал.

3. Доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости годового производства ( ), которую можно определить:

,

где:

– общая трудоемкость продукции, при производстве которой использовались новые технологии в текущем году (чел./час.);

– общая трудоемкость выпущенной продукции за год (чел./час.).

Увеличение доли внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости производства повышает инновационный потенциал рассматриваемого производства и предприятия в целом.

4. Доля внедренного нового оборудования в производство ( ) в общей стоимости всего оборудования, которая определяется по следующей формуле:

,

где:

– стоимость нового оборудования, используемого в производстве в текущем году (тыс. руб.);

– общая стоимость всего оборудования, используемого в производстве в текущем году (тыс. руб.).

Увеличение доли внедренного нового оборудования в производство повышает уровень его технической оснащенности и, соответственно, инновационный потенциал рассматриваемого предприятия.

5. Доля новых конструкционных материалов, используемых в производстве продукции ( ), в общей стоимости используемых материалов, которая определяется по формуле:

,

где:

– стоимость новых материалов, используемых в производстве продукции в текущем году по смете затрат на производство (тыс. руб.);

– общая стоимость материалов, используемых в производстве в текущем году (тыс. руб.).

Увеличение доли новых конструкционных материалов в производстве повышает качество и надежность изготавливаемых изделий.

6. Уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных работмех) определяет возможности предприятия по снижению трудоемкости производства продукции и длительности ее производственного цикла. Он определяется следующим образом:

,

где:

, – общая трудоемкость вспомогательных работ, определяемая исходя из производственной программы предприятия, соответственно, выполняемая механизированным способом и общая (час, н/час).

Чем выше уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных работ, тем выше организационно-технологический потенциал предприятия и, соответственно, его инновационный потенциал.

7. Среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости выпускаемой продукциисртр) характеризует инновационные и технологические возможности по совершенствованию производства различной продукции и, соответственно, снижению ее трудоемкости и себестоимости.

Для производства машиностроительных предприятий это очень важный показатель, так как в различные периоды времени существуют товары, у которых есть резервы снижения трудоемкости их производства за счет использования новых технологий, материалов и т.д., и товары, производимые длительный период времени, у которых трудоемкость не может быть дальше снижена. Поэтому целесообразно определять средний коэффициент снижения трудоемкости в исследуемый период времени по отношению к этому показателю в предыдущем периоде по всей номенклатуре выпускаемой продукции по следующей формуле:

,

где:

, – трудоемкость производства i-го товара, соответственно, в плановом и базисном периодах (час, н/час);

– объем производства i-го товара в исследуемом периоде (шт.);

К – номенклатура выпускаемой продукции.

Чем выше значение этого показателя, тем эффективнее внедрение инноваций и, соответственно, выше инновационный потенциал предприятия.

8. Уровень компьютеризации планово-учетных работком) является важным показателем, определяющим оперативность и качество информационной базы производства на предприятии. Он рассчитывается по формуле:

,

где:

, – количество рабочих мест сотрудников, занимающихся планово-учетными работами, соответственно, компьютеризированных и всего на предприятии.

Чем выше уровень компьютеризации планово-учетных работ, тем быстрее обрабатывается учетная информация, тем выше уровень качества управления производством и, соответственно, выше инновационный потенциал при постоянном внедрении прогрессивных программных продуктов.

В таблице 2 приводятся рассмотренные оценочные показатели для анализа инновационного потенциала конкретного машиностроительного предприятия, расположенного в Московской области, среднесписочная численность которого составляет 3670 человек.

Данные показатели целесообразно оценивать в динамике по годам для наиболее полной картины их изменения и получения определенного вывода об изменении инновационного потенциала предприятия. Также в таблице 2 отражена положительная динамика показателей, которая увеличивает инновационный потенциал предприятия в процессе своего развития.

Таблица 2

Оценочные показатели для определения инновационного потенциала предприятия


п/п
Название показателя
Условные
обозначения
Единицы измерения
Динамика по годам
Положительная тенденция изменения в динамике
1 год
2 год
3 год

1.
Годовое количество внедренных новых товаров

nнов

шт.

2

4

6

­ +
2.
Доля новых товаров в общем объеме товарного производства

Дн

%

20

30

35

­ +
3.
Доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости производства

Дтехн

%

10

15

25

­ +
4.
Доля внедренного нового оборудования и инструментов
Добн
%.
5
25
8

­ +
5.
Доля новых конструкционных материалов

Дматн

%

6

8

10

­ +
6.
Уровень механизации и автоматизации основных/
вспомогательных работ

Умех

%

25

30

35

­ +
7.
Среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости выпускаемой продукции (сварочных конструкций)

Ксртр

%

15

20

22

­ +
8.
Уровень компьютеризации планово-учетных работ
Уком
%
30
40
60
­ +
Источник: составлено авторами.

В качестве примера проведем расчет уровня инновационного потенциала рассматриваемого предприятия на конкретных цифрах, приведенных в таблице 3.

Таблица 3

Расчетные данные для определения инновационного потенциала предприятия

Показатели
1 год
2 год
3 год
в натуральных единицах
в баллах
в натуральных единицах
в баллах
в натуральных единицах
в баллах
1.nнов
2
10
4
10
6
15
2.Дн
20
10
30
15
35
15
3.Дтехн
10
10
15
10
25
15
4.Добн
5
10
15
10
8
5
5.Дматн
6
10
8
10
10
10
6.Умех
25
10
30
10
35
15
7.Ксртр
15
10
20
10
22
15
8.Уком
30
5
40
5
60
10
Итого

75

80

100
Изменение



+ 6,7 %

+25 %
Уровень инновационного потенциала предприятия
Средний уровень инновационного потенциала
Средний уровень инновационного потенциала
Высокий уровень инновационного потенциала
Источник: составлено авторами.

По результатам расчетов, приведенных в таблице 3, можно сделать следующие выводы:

1. В первом году рассматриваемого периода все показатели имеют средний уровень инновационной активности и сам инновационный потенциал можно отнести к среднему уровню.

2. Во втором году сами показатели несколько выросли, однако остались в пределах среднего уровня, как и сам инновационный потенциал. Его рост в комплексной оценке составил 6,7 %.

3. В третьем году все показатели имели определенный рост и были отнесены к высокому уровню. В данном случае 5 показателей из 8 вышли на высокий уровень по своим значениям, так как получили в соответствии с критериальной таблицей по 15 баллов.

4. В комплексной оценке рост инновационного потенциала в конце периода составил 25 % по отношению к предыдущему году и был отнесен к высокому уровню.

В данном случае можно констатировать инновационную активность предприятия за рассматриваемый период времени.

Заключение

Инновационное развитие экономики любого государства преобразует достижения научно-технического прогресса в реальное появление новых товаров, технологий, оборудования, материалов и т.д. Любые инновации в промышленности обеспечивают конкурентные преимущества предприятий и отраслей в масштабах мировой конкуренции [2] (Arseneva, Pavlova, 2017).

В настоящее время каждое предприятие имеет определенный опыт внедрения инноваций, т.е. имеет определенный инновационный потенциал, под которым при самом общем подходе следует понимать способность разрабатывать и внедрять различные инновации, обеспечивающие ему техническое и экономическое превосходство.

Показателями, определяющими инновационный потенциал предприятия, являются [4] (Putyatina, Barsova, Orlova, 2017):

· годовое количество внедренных новых товаров;

· доля новых товаров в общем объеме товарного производства на предприятии;

· доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости годового производства;

· доля внедренного нового оборудования в производство и другие.

Методологически комплексную оценку инновационного потенциала машиностроительного предприятия предлагается проводить на основе балльного метода экспертной оценки с учетом разработанных критериальных уровней, что обеспечивает простоту расчетов и эффективность полученных результатов.

Предложенные методические наработки позволяют увеличивать или сокращать количество используемых показателей и совершенствовать критериальные уровни их оценки в соответствии с уровнем развития отрасли, промышленности или отдельного предприятия.

Расчеты и анализ изменения инновационного потенциала предприятий позволяют:

· проследить уровень инновационного развития предприятий в отрасли;

· определить лидеров инновационного развития на основе их активности;

· участвовать в тендерах на выполнение особо ответственных государственных заказов;

· обоснованно принимать решение о сотрудничестве в рамках выполнения крупных инновационных проектов межотраслевого уровня.


Источники:

1. А.Ю. Шатраков Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий: моногр. / А.Ю. Шатраков. - М.: Экономика, 2013. - 728 c.
2. Арсеньева Н.В., Павлова Ю.В. Современные подходы к стратегическому управлению инновациями на предприятиях машиностроения // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 7. - №4. - С. 218-221.
3. Б.Б. Хрусталев Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями / ред. В.Д. Дорофеев, Б.Б. Хрусталев, Г.В. Семенова, и др.. - М.: Пенза: Приволжский дом знаний, 2016.- 260c.
4. Путятина Л. М., Барсова Т. Н., Орлова О. В. Исследование основных аспектов инновационной политики предприятия в отечественной промышленности//Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2017. - № 1. - С. 35-38
5. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
6. Afuah A. Business Model Innovation: Concepts, Analysis, and Cases AZW EPUB MOBI PDF. Routledge, 2014. 376 p.
7. Archibald R.D., Archibald S.C. Leading and managing innovation: what every executive team must know about project, program and portfolio management PDF. 2nd ed. — CRC Press, 2016. — 216 p.
8. Arsenieva, N.V., Putyatina, L.M., Barsova, T.N., Golov, R.S. (2019). Modern problems of diversification of the activities of high-tech enterprises in the context of economic growth. Revista Amazonia Investiga, Vol 8,No 24, 353-362
9. Gassmann Oliver, Frankenberger Karolin, Sauer Roman. Exploring the Field of Business Model Innovation: New Theoretical Perspectives PDF. Palgrave Macmillan, 2016. — 126 p.

Страница обновлена: 23.03.2024 в 11:26:57