Механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов
Вайвер Ю.М.1
1 ДорСтройИнвест
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929851
Аннотация:
В работе рассмотрено формирование оптимального механизма обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов в контексте эффективности взаимодействий субъектов соответствующего процесса.
Проанализированы особенности обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов. Предложена функциональная декомпозиция управления инвестиционно-строительными проектами. Уточнены полномочия и обязательства участников инвестиционно-строительного процесса. Актуализирована классификация рисков инвестиционно-строительных проектов в аспектемероприятий, направленных на их снижение.
В завершении исследования предложен адаптивный механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов, содержащийсоставляющие элементы-механизмы: организационно-управленческий, нормативно-правовой, финансово-бюджетный, инвестиционно-инновационный и страховой
Ключевые слова: механизм обеспечения,экономическаябезопасность, эффективность, инвестиционно-строительный проект, факторы взаимодействия
Ведение. Инвестиционно-строительные проекты могут быть чрезвычайно сложными и сопряжены с рисками, возникающие из различных источников. Подобные проекты по своей сущности динамичны и включают широкий спектр процессов, в которые активно вовлечено множество участников (субъектов) – частных лиц и организаций. В свою очередь, у участников с различным опытом и навыками формируются разные ожидания и интересы, что естественным образом создает проблемы, даже для самых опытных руководителей проектов и подрядчиков. Из чего следует, что анализ механизма обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов актуален в попытке эффективного достижения их полной реализации.
Цель исследования содержится в обосновании оптимального подхода к обеспечению экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов при эффективном взаимодействии субъектов в инвестиционно-строительном процессе.
Сформулированная цель обусловила решение следующих задач:
– проанализировать особенности обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов;
– обосновать оптимальный механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов в контексте эффективного взаимодействия субъектов соответствующего процесса.
Предмет исследования – механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов.
Объект исследования – организация взаимодействий субъектов, возникающая в инвестиционно-строительных проектах при обеспечении их экономической безопасности.
В качестве методологии исследования применялись общенаучные методы познания, институциональный подход и отдельные виды анализа (сравнительный, структурный, системный и др.).
Информационную базу составили: Федеральный закон РФ [1], российские [5; 8; 9; 12] и зарубежный источники [14] по теме исследования.
Практическая значимость исследования содержится в том, что его результаты могут быть применены в управлении инвестиционно-строительными проектами в целях обеспечения их экономической безопасности и эффективного регулирования процесса реализации, направленных на рациональное взаимодействие субъектов.
Особенности обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов. В современных условиях инвестиционно-строительные проекты сопровождаются множественными проблемами реализации, в связи с чем, большое внимание уделяется совершенствованию системы управления и обеспечению их экономической безопасности. Актуальность планирования, мониторинга создания затрат на строительство и эффективное взаимодействие участников процесса обусловлены постоянным и объективным влиянием риска потребности в инвестиционных ресурсах для завершения строительства. «В мировой практике подобный риск и методы управления инвестиционно-строительными проектами недостаточно изучены» [11]. Среди методологических проблем развития инвестиционно-строительных процессов в России следует выделить «неразвитость института финансово-экономической экспертизы и контроля за эффективностью и экономической безопасностью инвестиционно-строительных проектов» [7].
Российский опыт свидетельствует, что компании инвестиционно-строительных проектов функционируют в таких формах как проектная компания, компания-оператор, девелоперская компания и специализированный застройщик. В модели проектного финансирования, компания – это юридическое лицо, специально созданное для реализации инвестиционного проекта [8]. Устав такой компании (общества) содержит положение о том, что предметом деятельности указанного юр. лица является реализация соответствующего инвестиционного проекта. Основной целью создания компании является конкретное обособление имущества проекта, четкое направление и распределение этого имущества в целях реализации проекта и предоставления залога кредиторам.
Очевидно, что инвестиционно-строительные проекты соответствуют требованиям проектной модели финансирования в контексте долгосрочности, капиталоемкости, разделения рисков, целевого использования средств, что предполагает их специфические признаки реализации:
− технико-технологическое, экономическое, правовое обеспечение;
− возложение ответственности за конкретный риск на конкретного участника цепочки проекта с условием обеспечения эффективной деятельности;
− целевое обеспечение доходности проекта;
− приоритет инвестиционных потоков проекта над активами и др.
«Управление инвестиционно-строительным проектом представляет собой комплекс организационных и контрольных мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность и эффективное достижение целей на протяжении всего жизненного цикла проекта» [6]. То есть, в функции проектной компании входит коммуникация между субъектами инвестиционно-строительного процесса, координация и контроль реализации проекта, обеспечение целевого использования денежных средств, обеспечение экономической безопасности и эффективного осуществления проекта.
«Экономическая безопасность инвестиционно-строительного проекта заключается в свойстве проекта достигать целевой функции в заданных условиях при заданных ограничениях за определённый промежуток времени» [10]. Формализация инвестиционно-строительного проекта предполагает принятие стоимости в качестве базового показателя устойчивости в критериальном наборе показателей. «При формировании стоимости проекта следует различать его статус «до реализации» и «в процессе реализации», когда в соответствии с жизненным циклом проекта его показатели и параметры изменяются» [5].
Для жизнеспособности проектного финансирования необходимы гарантии финансовой устойчивости строительного проекта и выполнение договорных обязательств по распределению денежных потоков. В то же время существует потребность кредиторов (инвесторов) в предоставлении полной и достоверной информации о проекте, контроле и развитии договорных отношений для обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительного проекта. Условиями проектного кредитования (инвестирования) должны быть предусмотрены обязательства строительной компании, обеспечивающие банку контроль за технико-экономическими параметрами проекта, включая предварительное согласование с банком следующих аспектов:
− основных условий договора участия в долевом строительстве;
− внесение изменений в проектную документацию, влияющих на технико-экономические показатели проекта;
− изменения сроков строительства;
− в условиях кредитования должны быть предусмотрены положения, обеспечивающие контроль банка в отношении целевого использования денежных средств [12]:
− открытие проектной компанией расчетного счета в банке и осуществление расчетов только через него;
− согласование реестра платежей с банком до выдачи каждого транша кредитных средств с подтверждением объема и стоимости выполненных работ.
При этом, к перечню критериев, обеспечивающих устойчивость проектного финансирования, необходимо добавить субъективные критерии, такие как структура капитала и ликвидность активов строительной компании, оборачиваемость активов, показатели эффективности проекта.
На прединвестиционной стадии, обеспечение экономической безопасности должно основываться на финансовом моделировании и бюджетировании инвестиционно-строительного проекта. В результате формирования финансовой модели и разработки бюджета проекта определяются временные ряды финансовых показателей инвестиционно-строительного проекта. Оценку устойчивости финансовых показателей проекта необходимо осуществлять на основе анализа чувствительности, то есть оценки степени влияния ключевых факторов на результаты финансовых прогнозов на этапе планирования. К ключевым факторам чувствительности относятся исходные данные, допущения и ограничения финансовой модели, фактические значения которых в силу невозможности их точной оценки или присущей им волатильности могут существенно отклоняться от значений, заложенных в финансовой модели. К ним относятся:
− цены на готовую продукцию и тарифы на услуги;
− объем производства и продаж, загрузка производственных мощностей;
− задержки ввода объекта инвестирования в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;
− цены на основное сырье и материалы, топливо, рабочую силу; задержки платежей, продолжительность расчетного периода и др. [9].
Особенность экономико-математической сущности анализа устойчивости инвестиционно-строительного проекта заключается в оценке ожидаемого среднего отклонения определенного фактора, и полученного результата проектирования в случае отклонения переменной от базового значения. На основании выполненных расчетов осуществляется ранжирование факторов по степени значимости. В каждом случае оценивается возможность прогнозирования результативного показателя проекта от исходного параметра. Перечисленные операции, проводимые на прединвестиционной стадии, позволяют учесть основные принципы адаптивного управления, что в дальнейшем позволит разработать и внедрить систему мониторинга инвестиционно-строительных проектов.
Следовательно, экономическая безопасность инвестиционно-строительного проекта в контексте финансового моделирования и бюджетирования должна быть обеспечена совокупностью следующих параметров и показателей:
− выполнение нормативно-правовой базы;
− разработка регламентов финансовой модели и бюджета финансирования проекта с учетом отраслевого фактора;
− разработка методов оценки и обеспечения финансовой устойчивости проекта;
− формирование комплекса методов оценки и управления стоимостными параметрами проекта;
− методологическая разработка многокритериальной оценки эффективности проектов;
− внедрение адаптивной системы управления проектами, формирование базы проектного финансирования.
На этапе реализации инвестиционно-строительного проекта часто возникают непредвиденные обстоятельства, связанные с внешними и внутренними воздействиями/взаимодействиями между участниками процесса, что вызывает множественные отклонения параметров проекта от запланированных. На данном этапе проекта возможен перерасход бюджета проекта, что требует изменения структуры первоначального капитала и системы распределения рисков: пересмотр параметров кредитования, дополнительная эмиссия акций проектной компании, выпуск субординированного долга, смена инвесторов, и т. д.
В сложившейся российской практике управления инвестиционно-строительными проектами были выявлены факты недостаточной формализации системы управления, основные из которых: проблемы конфликта целей, сроков, ресурсов, отчетности и т. д. Учитывая национальную специфику, автором предлагается формализованная декомпозиция исследуемой системы управления (табл. 1).
Таблица 1. Функциональная декомпозиция управления
инвестиционно-строительными проектами
Функции
|
Ключевые
задачи
|
Декомпозиция
задачи
|
Учетная функция
|
Организация оперативного контроля и отчетности о ходе реализации
проекта
|
Определение целевых показателей проекта, ключевых критериев,
ориентиров
|
Организация системы сбора информации и отчетности
| ||
Сбор информации о фактических затратах на выполнение работ и
оценка текущего состояния проекта
| ||
Определение степени реализации проекта по показателям
| ||
Сравнение фактических затрат на выполнение работ с базовыми.
Анализ отклонений от бюджета и причины этих отклонений
| ||
Комплексный контроль расходов и инвестиционных средств,
выявление балансовых дисбалансов
| ||
Анализ факторов, влияющих на отрицательные и положительные
отклонения, и возможные последствия этих отклонений в проекте
| ||
Предварительный расчет стоимости будущих работ по проекту на
основании имеющейся актуальной информации
| ||
Корректирующие и прогнозирующие функции
|
Система перепланирования проекта и управления отклонениями
показателей проекта от сметных
|
Сбор и обработка запросов на изменение стоимостных параметров
проекта
|
Подготовка рекомендуемых корректирующих мероприятий по
устранению нежелательных отклонений показателей проекта
| ||
Прогнозирование состояния проекта по стоимости после реализации
управленческих решений относительно проектных изменений
| ||
Принятие решений по регуляторным воздействиям и изменениям в
проекте. Выполнение корректирующих действий по проекту для снижения
отклонений по стоимости
| ||
Изменение планов, процессов и процедур для предотвращения
возможных дальнейших отклонений от бюджета проекта
| ||
Информирование участников. Анализ и документирование внесенных
изменений. Формирование дат
|
Согласно функциональной декомпозиции (табл. 1), в системе управления инвестиционно-строительным проектом предлагается выделить внутренний и внешний контроль. В процессе внутреннего контроля исполнение соответствующих функций осуществляется субъектом создания добавленной стоимости (исполнителем). Задачей организации внутрипроектного контроля является определение потребности в исходных данных и их отчетности, формы и содержания отчетов, непосредственная организация процессов регулярного сбора и анализа информации. Следует подчеркнуть обязательную нормативно-методическую и практическую совместимость вышеуказанных процедур с обычной деятельностью экономического субъекта. Периодичность контрольных мероприятий определяется исходя из бюджетных периодов как подрядных работ, так и периодов общего бюджетирования, отчетности, бухгалтерского и управленческого учета компании. Формализация выбранной отчетности по проекту должна отражать состояние проекта в виде контролируемых учетно-аналитических показателей по сравнению с бюджетом на основе единых подходов и критериев.
Кроме того, необходимо создать систему документооборота и соответствующую функциональную структуру, так как стоимость любых изменений в проекте должна быть просчитана, согласована и задокументирована. В результате анализа собранных данных появляется возможность определить, соответствует ли текущая ситуация запланированной, если нет, то определить масштаб отклонений и их последствия.
Общий контроль со стороны проектной компании предполагает сопоставление фактически выполненных работ с поэтапным планом работ по каждому контракту. Для этого следует разработать регламент отчетности контрагента и форму для документирования изменений. Для ведения общего контроля за стоимостью инвестиционно-строительного проекта можно предложить составление реестра договоров по данному проекту с учетом общих контролируемых показателей и общей стоимости услуг. При необходимости возможна дифференциация этой стоимости по видам работ и сумме платежей с учетом объема принятых работ.
Участники инвестиционно-строительной деятельности имеют различные экономические интересы, что формирует специфические требования к контрольной оценке стоимости проекта. Для повышения эффективности реализации инвестиционно-строительных проектов целесообразно привлекать независимых профильных консультантов, выполняющих следующие функции:
− оценка достоверности ценовых факторов в сметной документации;
− надзор за ходом строительства на соответствие договорным и фактическим проектным показателям;
− проверка объемов и стоимости выполненных работ, предъявляемых к оплате строительно-монтажными организациями;
− предотвращение переплаты финансовых средств исполнителям работ на основе своевременного выявления:
− проверка стоимости строительных материалов, предъявленных к оплате в актах приемки;
− оценка объема инвестиций в незавершенное строительство;
− ведение учета объемов и стоимости некачественно выполненных строительно-монтажных работ, затрат на устранение дефектов и переделок.
В ходе реализации инвестиционно-строительного проекта поэтапно определяются результаты и отклонения от плановых показателей, разрабатываются мероприятия по управлению изменениями. При адаптивном управлении необходимо оптимизировать и тщательным образом скорректировать параметры инвестиционно-строительного проекта по достижению соответствующих его целей в текущем цикле управления, и восстановить устойчивость инвестиционно-строительного проекта. Способы воздействия на устойчивость инвестиционно-строительного проекта в соответствии с принципами адаптивного управления предполагают:
− снижение требований к целевой функции;
− увеличение ресурсообеспеченности, создание резервов и повышение взаимозаменяемости ресурсов;
− повышение степени маневренности;
− оптимизация структуры проекта.
Таким образом, рассмотрев особенности инвестиционно-строительных проектов, можно сделать вывод о том, что их экономическая безопасность содержится в безрисковом обеспечении этапов (инвестиционный замысел, финансовое планирование, бизнес планирование, управление реализацией проекта, проектирование, поставка оборудования и материалов, строительство, эксплуатация) инвестиционно-строительного процесса.
Механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов в контексте эффективного взаимодействия субъектов процесса. В данном разделе обоснуем тезис о том, что эффективное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного проекта является основой обеспечения его экономической безопасности. Выдвинутый тезис также может быть подтвержден результатами эмпирических исследований [2; 4; 14], свидетельствующими о том, что повышение уровня эффективности между субъектами инвестиционно-строительного проекта обеспечивает экономическую безопасность всего процесса за счет увеличения производительности и рационального использования ресурсов.
Для того, чтобы точнее определить эффективность взаимодействий участников инвестиционно-строительного процесса при обеспечении экономической безопасности, рассмотрим их полномочия и обязательства (табл. 2).
Таблица 2. Полномочия и обязательства участников
инвестиционно-строительного процесса
Участники инвестиционно-строительного
процесса
|
Полномочия и
обязательства участников
инвестиционно-строительного процесса |
Инвестор
|
Принимает решение о целесообразности реализации проекта после
изучения его инвестиционных возможностей, утверждает бюджет, обеспечивает проектирование и строительство финансовыми средствами |
Заказчик
|
Осуществляет управление и контроль над распределением финансов,
проектированием и строительством объекта в целом. В полномочия заказчика входит: технико-экономическое обоснование капитальных вложений, получение технических условий присоединения к инженерным сетям, получение заключения государственной экспертизы, утверждение стоимости строительства и, как результат, сдача объекта в эксплуатацию |
Застройщик
|
Обладает на праве собственности земельным участком. В случаях,
когда заказчик и застройщик не одно лицо, заказчик получает у застройщика
участок под застройку на условиях длительной аренды
|
Проектная компания
|
Проводит на основании заключенного договора с заказчиком изыскательские
работы, разрабатывает проектно-сметную документацию, формирует основные
архитектурные и конструктивные решения, подбирает оборудование, формирует
стоимость строительства, получает положительное заключение государственной
экспертизы, ведет надзор над строительством
|
Подрядчик
|
Выполняет работы по строительству объекта, согласно условиям
заключенного с заказчиком договора, и существующим строительным стандартам
|
Поставщики
оборудования
и материалов |
Обеспечивают поставку материалов и оборудования через заказчика
или напрямую подрядчику |
Собственник
|
Эксплуатирует объект, передаваемый ему заказчиком
|
В таблице 2 отражены базовые полномочия и обязательства участников инвестиционно-строительного процесса, которые, при определённых обстоятельствах будут зависеть от моделей взаимодействия, источников инвестиций (бюджетные/коммерческие), и схем взаимоотношений участников проектной деятельности:
– модель № 1 может применяться при создании объектов социальной инфраструктуры. Инвестором и собственником построенного объекта является государство в лице уполномоченных органов субъекта федерации или местного самоуправления. «Бюджетные инвестиции предоставляются победителям конкурсного отбора на условиях Федерального закона РФ № 44-ФЗ [1];
– модель № 2 реализуется в случае, если инвестором является коммерческая компания. Инвестиции в строительство объекта формируются за счет привлеченных финансовых ресурсов банков, частных инвесторов.
Далее, независимо от модели взаимодействий участников проекта, целесообразно уточнить, возникающие риски на каждом этапе взаимоотношений, разделив их на группы (табл. 3). Необходимые мероприятия по снижению степени воздействия рисков подробнее отражены в таблице 4.
Таблица 3. Классификация рисков инвестиционно-строительных проектов
Группа
|
Риски
|
Предполагаемые мероприятия по
снижению рисков |
I
|
Риск,
возникающий при
создании проекта |
Предупреждение
рисков: сбалансированный контракт между
участниками
|
II
|
Риск
непринятия проекта
|
Принятие,
смягчение рисков
|
Проектный
|
Смягчение,
принятие, предупреждение рисков
| |
Риск
отсутствия спроса
|
Принятие
рисков: предоставление гарантий
| |
III
|
Риск
изменения законодательства
|
Принятие
рисков или уклонение
|
Риск
потребности в инвестиционных ресурсах
|
Предупреждение,
передача рисков
| |
IV
|
Экологические
риски
|
Передача,
страхование/хеджирование
|
Административные
риски
|
Уклонение,
смягчение, принятие
|
Применив классификацию рисков инвестиционно-строительных проектов (табл. 3), на практическом примере разработки конкретного проекта можно сделать вывод о его пригодности.
Таблица 4. Мероприятия, направленные на снижение степени воздействия рисков при реализации инвестиционно-строительных проектов
Мероприятия
|
Предпринимаемые действия
|
Предупреждение
рисков |
Заключение
сбалансированного контракта между участниками, как значимого элемента
управления рисками инвестиционно-строительного
проекта
|
Смягчение рисков
|
Мероприятия,
направленные на снижение вероятности возникновения негативного события и его
последствий, путем создания резервов, диверсификации, объединения или
разделения риска с участниками
|
Уклонение от рисков
|
Устранение
вероятности наступления неблагоприятного события путем отказа от какого-либо
процесса или объекта, а также самого источника риска в процессе реализации
инвестиционно-строительного проекта
|
Передача рисков
|
Способ
избегания риска путем передачи ответственности за его управлением другому
участнику
|
Принятие рисков
|
Предоставление
гарантий – основной инструмент этого метода, который должен быть отражён в
контрактном соглашении
|
Страхование/
хеджирование |
Путем
страхования/хеджирования можно избежать последствий
ценового колебания, инфляции и других рисков со значительной вероятностью ущерба |
Отраженные в таблице 4, мероприятия по снижению степени воздействия рисков универсальны, и могут применяться любым участником в процессе реализации инвестиционно-строительных проектов.
Учитывая особенности политической обстановки в России, и предложенных: функциональной декомпозиции управления (табл. 1), классификации рисков (табл. 3) и мероприятий по их снижению (табл. 4), автором предлагается адаптивный механизм обеспечения экономической безопасности реализуемых инвестиционно-строительных проектов на территории российских регионов, который возможен лишь при соблюдении следующих принципов: инновационности, социально-ориентированного экономического развития и оптимальности пространственной организации на базе формируемого единого национального комплекса. То есть, адаптивный механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов должен содержать в себе следующие составляющие элементы-механизмы:
– организационно-управленческий механизм;
– нормативно-правовой механизм;
– финансово-бюджетный механизм;
– инвестиционно-инновационный механизм;
– страховой механизм.
Реализация адаптивного механизма приведет к более эффективному использованию человеческого, финансового, научно-технического, производственного потенциала, и будет способствовать нейтрализации множественных проблем между участниками процесса, а также снижению вероятности генерирования рисков экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов.
Заключение
На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы:
1. Макроэкономический базис современного инвестиционно-строительного процесса в России характеризуется значительным влиянием разнообразных рисков, связанных с экспоненциальным научно-техническим развитием, обуславливающим прогрессивные изменения как внутренних, так и внешних параметров реализации инвестиционно-строительных проектов, требующих адекватных подходов к обеспечению их экономической безопасности.
2. Строительная отрасль неоднородна и чрезвычайно сложна, поскольку существуют различные виды строительства, отличающихся друг от друга (например, жилищное, нежилое, дорожное, коммунальное, промышленное и т. д.). Инвестиционно-строительные проекты включают новое строительство, реконструкцию и снос (жилых и нежилых объектов), автомагистрали, мосты, туннели, путепроводы и др. Критерием успеха любого проекта является своевременное его завершение, в рамках определенного бюджета и требуемой производительности (техническое требование). Основными препятствиями для их достижения являются изменения в среде проекта (проблемы умножаются с масштабом проекта). Инвестиционно-строительные проекты подвержены воздействию неопределенной среды из-за таких факторов, как планирование, инвестирование, сложность проектирования и строительства, наличие различных групп заинтересованных сторон (собственник, консультанты, подрядчики, поставщики и т. д.), доступность ресурсов (рабочей силы, материалов, оборудования), факторов окружающей среды, законодательных норм и политической среды.
3. Обеспечение экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов возможно через эффективную координацию взаимодействий участников проекта. В связи с чем, автором предложен адаптивный механизм обеспечения экономической безопасности инвестиционно-строительных проектов в контексте составляющих его элементов: организационно-управленческого, нормативно-правового, финансово-бюджетного, инвестиционно-инновационного и страхового механизмов.
Источники:
2. Асаул А.Н., Заварин Д.А., Иванов С.Н. Основные препятствия развитию инновационной активности в инвестиционно-строительной сфере // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 4. – c. 180-184.
3. Белова Н. Е., Алиевская Н. В., Дроздова И. В. Алгоритм формирования эффективной команды инвестиционно-строительного проекта // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 5(29). – c. 261-273.
4. Владимирова И. Л., Вьюнов С. С. Анализ нормативно-правовой и методологической базы управления инвестиционно-строительными проектами в форме государственно-частного партнерства // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 12–16 апреля 2017 года / Под ред. В. И. Ресина. – Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова. Москва, 2017. – c. 14-21.
5. Вьюнов С.С. Управление стоимостью инвестиционно-строительного проекта в условиях государственно-частного партнерства. / дис. … канд. эк. наук: 08.00.05. - Москва, 2019.
6. Гапоненко Г. С. Особенности управления инвестиционно-строительным проектом методом системной динамики // Вестник науки. – 2023. – № 6(63). – c. 31-36.
7. Горбачевская Е. Ю., Шаравина О.И., Косинова Н.С. Особенности проведения экономических экспертиз инвестиционно-строительных проектов // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2019. – № 3. – c. 21-25.
8. Грушина О. В., Суходолов А. П., Шеломенцева Н. Н. Модель оценки влияния проектного финансирования строительства жилья на интересы его субъектов: застройщика, банка и населения // Финансовая экономика. – 2019. – № 12. – c. 427-434.
9. Караваева И. В., Лев М. Ю. Аномалии цен в условиях цифровизации российского рынка как фактор риска экономической безопасности // Финансовый бизнес. – 2019. – № 4(201). – c. 7-20.
10. Корнилова С.В. Рыночный механизм обеспечения эффективности инвестиционно-строительных проектов // Экономика и управление. – 2020. – № 11.
11. Кирдина М. В. Экономическая эффективность инвестиционно-строительных проектов // Академическая публицистика. – 2021. – № 4. – c. 276-283.
12. Лев М. Ю., Медведева М. Б., Лещенко Ю. Г. Оценка устойчивости коммерческого банка в аспекте экономической и финансовой безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 173-200.
13. Провоторов И. А., Кузьмин Е. А., Зимина Д.А. Управление рисками инвестиционно-строительных проектов: современные тенденции // Цифровая и отраслевая экономика. – 2021. – № 4(25). – c. 12-16.
14. Miozzo M., Dewick P. Networks and innovation in European construction: benefits from inter-organisational co-operation in a fragmented industry // International ournal of Technology Management. – 2004. – № 1. – p. 68-92.
Страница обновлена: 18.11.2024 в 19:42:59