Объектно-адаптивный подход к цифровой трансформации предприятий инвестиционно-строительной сферы

Кисель Т.Н.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Цифровизация и цифровая трансформация экономики являются в настоящее время ключевым трендом развития экономики как на национальном, так и на мировом уровне. В России этот тренд поддерживается на государственном уровне. Результаты проведения планомерной работы по цифровой трансформации экономики можно оценить на основе положения России в различного рода рейтингах, оценивающих эффективность и степень охвата стран цифровизацией. Так, например, Россия включена в рейтинг NRI (The Network Readiness Index (NRI) индекс, который формируется ежегодно на базе исследования, направленного на измерение степени готовности стран использовать возможности ИКТ) с 2010 г. В данном рейтинге наша страна заняла 80 место. В дальнейшем Россия последовательно улучшала свой рейтинг, доведя его до 38 места в 2023 году (из 134 оцениваемых стран) [25], что в целом позволяет положительно оценить государственную политику в области цифровизации экономики

Следует отметить, что уровень проникновения цифровых технологий в деятельность предприятий различных отраслей существенно отличается. Интересно, что строительная отрасль (более широкое понятие, включающее всех участников инвестиционно-строительных проектов – инвестиционно-строительная сфера, ИСС), несмотря на колоссальную информационную насыщенность современных инвестиционно-строительных проектов (ИСП) и значительные возможности обработки данной информации средствами информационно-коммуникативных технологий, в России остается аутсайдером процессов цифровизации. Например, согласно данным статистического отчета НИУ ВШЭ (совместно с Минцифры РФ и Росстатом) за 2023 год, практически по всем показателям оценки строительство занимает последние или предпоследние места среди оцениваемых отраслей (оценивалось 14 отраслей) [4, 5]. При этом ИСС занимает в российской экономике значимое место – ее доля в ВВП равна по результатам 2023 года 5% [15], а доля занятого населения составляет по результатам 2022 года 9,2% от общего объема занятых [24]. Это означает, что повышение эффективности отрасли на основе внедрения цифровых технологий может иметь общеэкономическое значение. Кроме того, необходимо учитывать, что государство является заказчиком и инвестором множества инвестиционно-строительных проектов.

Для обеспечения цифровой трансформации российской инвестиционно-строительной сферы в 2021 г. был принят отраслевой документ – «Стратегическое направление в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.» [16], определяющее необходимость внедрения в практику деятельности предприятий ИСС целого ряда цифровых технологий, ключевой из которых являются технологии информационного моделирования (ТИМ). Внедрение ТИМ в целом можно считать важнейшим направлением цифровизации ИСС.

По данным исследований, применение ТИМ позволяет значительным образом сократить сроки строительства, расход строительных материалов, обеспечивая при этом сокращение расходов и повышение экономической эффективности инвестиций [22]. Однако существует ряд препятствий внедрению ТИМ. К ним относятся высокая стоимость внедрения (включающая закупку оборудования, программного обеспечения, обучение сотрудников), дефицит квалифицированных кадров, отсутствие требований от заказчиков и инвесторов о применении ТИМ, сложность самостоятельного внедрения при высокой стоимости услуг консультантов по внедрению [12].

Анализ научной литературы по вопросам внедрения ТИМ показал, что управленческие аспекты внедрения ТИМ не нашло должного отражения в трудах ученых. Так, наиболее широко представлены примеры реализации различных ИСП с применением ТИМ (по сути отдельные кейсы), технические аспекты ТИМ, также достаточно широко представлены научные статьи, посвященные преимуществам применения ТИМ, аспекты применения ТИМ при проектировании, вопросы применения ТИМ непосредственно на этапе строительства и эксплуатации рассмотрены в меньшем количестве источников. Одним из наиболее известных авторов, продвигающих внедрение ТИМ в России и выпустившим целый ряд трудов по вопросам внедрения, включая организационно-управленческие аспекты, является В. Талапов [20]. В свой монографии он представил общий порядок внедрения, определил преимущества для различных участников ИСП. Отдельные особенности внедрения и применения ТИМ в крупных организациях отмечены в статьях А. Казанцева [9]. Некоторые аспекты внедрения ТИМ в практику деятельности организации ИСС представлены в публикациях ряде публикаций:

- Перцева А.Е. и др. [13] в вопросах внедрения делают акцент на сравнении программных комплексов, применяемых проектными организациями при проектировании, не затрагивая непосредственно процесс организации внедрения;

- Смирнов Н. В. И др. [18] очень укрупненно описывают этапы внедрения ТИМ. Представленная укрупненная этапность работ не дает возможность понять их конкретного содержания;

- Ильин Е.А., а также Рашев В.С. и д.р описывают особенности применения ТИМ на примере отдельного вида инженерных систем, описывая как этап проектирования, таки затрагивая этап монтажа [3, 17], не углубляясь в конкретные этапы и мероприятия, а также особенности выполняемых задач, говоря скорее о преимуществах и препятствиях внедрения ТИМ;

- Тимирханов Л.М. описывает вопросы эффективного управления зданием на основе применения ТИМ, то есть исследует этап эксплуатации информационной модели [21]. При этом также не отражена специфика внедрения ТИМ и его применения на этапе эксплуатации, речь идет в основном о преимуществах применения ТИМ.

Анализ широкого круга источников позволяет сделать вывод о том, что организация внедрения ТИМ описана авторами недостаточно. Не представлены подходы, методы и инструменты цифровой трансформации предприятий ИСС посредством внедрения ТИМ. Отсутствие таких походов, методов и инструментов следует трактовать как наличие научной проблемы, которая, в свою очередь порождает проблему практического характера: отсутствуют научно обоснованные практически ориентированные рекомендации по внедрению ТИМ, в связи с чем процессы внедрения идут недостаточно эффективно. Необходимость решения указанных проблем, а также сложность внедрения ТИМ и низкие темпы внедрения на российских предприятиях ИСС, несмотря на высокий потенциал повышения производственной и экономической эффективности деятельности, определяют актуальность представленного исследования.

Гипотезу исследования мы формулируем следующим образом: рациональная организация внедрения ТИМ на предприятии может быт основана только на основе подходов, методов и инструментов, учитывающих специфические особенности предприятия, в том числе его вид деятельности, определяющий серьезные различия в используемых инструментах ТИМ, глубине преобразований, а также формируемых в итоге результатах.

Исходя из проблем и гипотезы исследования сформулируем его цель. Целью данного исследования является обоснование применения объектно-адаптивного подхода к управлению цифровой трансформацией предприятий ИСС, направленной на внедрение ТИМ. Для достижения цели выделены следующие основные задачи:

- определить теоретические аспекты и концептуальные основы выбора направлений и мероприятий цифровой трансформации предприятий ИСС;

- обосновать методологические аспекты объектно-адаптивного подхода в процессах цифровой трансформации предприятий ИСС;

- предложить организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода.

Объектом исследования являются предприятия ИСС различных видов деятельности, находящиеся в процессе цифровой трансформации, направленной на внедрение ТИМ. Предметом – процессы реструктуризации и цифровой трансформации предприятий ИСС, направленные на внедрение ТИМ с учетом вида деятельности предприятия и выполняемых им функций в рамках ИСП. Для последовательного достижения задач и цели исследования автором применяются методы анализа и синтеза, сравнения, аналогии, абстрагирования и идеализации.

Основная часть

Исходя из того, что цифровая трансформация по содержанию проводимых мероприятий представляет собой процесс реструктуризации, ключевой особенностью которой является акцент на внедрение цифровых технологий, для формирования научно обоснованных подходов к цифровой трансформации следует выделить ключевые компоненты управления процессом цифровой трансформации предприятий ИСС:

1. Определение свойств объекта цифровой трансформации.

Эффективность любых управленческих решений, процессов управления определяется полнотой и качеством информации об объекте и его окружении. Соответственно, при формировании теоретических аспектов цифровой трансформации необходимо более точно определить объект управления и на этой основе выделить его существенные для процесса реструктуризации свойства.

Так, в самом общем смысле объектом реструктуризации в условиях перехода на цифровое строительство являются предприятия ИСС. Однако состав предприятий ИСС крайне разнороден и включает всех участников ИСП на всех этапах жизненного цикла объекта строительства, выполняющих на каждом из этапов свои функции: инвесторы, девелоперы, заказчики, застройщики, технические заказчики, архитекторы, проектировщики, генеральные подрядчики, подрядчики, эксплуатирующие организации и многие другие. При этом одна и та же организация может заниматься одновременно несколькими видами деятельности и выполнять несколько функций в рамках одного ИСП, например, совмещать функции заказчика и застройщика или проектировщика, генерального подрядчика, подрядчика и эксплуатирующей организации.

Результаты исследований, проведенных автором в составе различных исследовательских групп [6, 12], а также дополнительного анализа собранных в ходе проведенных исследований данных, отраженные публикациях [7, 8], показывают, что вид деятельности организации оказывает значительное влияние на организационные вопросы внедрения цифровых технологий, в том числе ТИМ. Это объясняется тем, что в рамках ИСП различные участники не просто выполняют различные функции на этапах ИСП, но и используют в процессе выполнения своих функций различные технологии, в том числе различное ПО, их сотрудникам требуются, соответственно, различные цифровые компетенции, организации имеют различного вида взаимосвязи с контрагентами, связанные с передачей/обменом данными. Это приводит к однозначному выводу о том, что при организации цифровой трансформации предприятий ИСС нужно учитывать не только их отраслевую принадлежность, но и вид деятельности, функции, выполняемые при реализации ИСП. Соответственно, подходы, методы и инструменты цифровой трансформации должны быть адаптированы для каждого вида организаций, учитывать их специфику. Совершенно очевидно, что цифровая трансформация для организации проектировщика и эксплуатирующей организации будет иметь различное содержание по всем составляющим: активы, кадры, финансы, бизнес-процессы и т.д.

По результатам проведенного анализа объекта цифровой трансформации следует сделать вывод о сложности объекта исследования, поскольку ИСС представлена разнородными предприятиями, выполнение каждым из которых своих функций в рамках ИСП приводит к его реализации от первого (прединвестиционный) до последнего (ликвидационный) этапа жизненного цикла.

2. Определение условий проведения цифровой трансформации, определяющих готовность предприятия ИСС к реструктуризационным преобразованиям.

При принятии решения о проведении организационных изменений – реструктуризации, направленной на переход предприятия ИСС на цифровое строительство важно учитывать ряд факторов внутренней и внешней среды, которые во многом определяют степень готовности к такого рода преобразованиям, а, соответственно, обуславливают и механизмы проведения реструктуризации:

- какие именно преобразования и где необходимо осуществить;

- сколько для этого потребуется ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

- какой период времени займут преобразования;

- в каком порядке необходимо проводить преобразования.

3. Конкретизация функций управления процессом цифровой трансформации предприятий ИСС.

Классические функции управления, выделенные А. Файолем в его труде «Общее и промышленное управление» в 1916 году остаются актуальными и в наши дни и включают такие функции как планирование, организация, координация, мотивация и контроль [23]. Применительно к процессу организационных изменений в форме реструктуризации, в том числе цифровой трансформации указанные функции нуждаются в некотором уточнении – определении их значения и содержания не только в процессе управления предприятием в целом, а именно в процессе преобразований при переходе на ТИМ.

1) реализация функции планирования в рамках цифровой трансформации предполагает выполнение широкого спектра задач, к которым относятся: анализ текущей ситуации; определение целей и задач цифровой трансформации; определение необходимых ресурсов; определение стратегии реструктуризации; составление плана реструктуризации;

2) реализация функции организации предполагает уточнение и конкретизацию информации и действий, предпринятых на этапе планирования, и включает составление графиков работ с учетом ограничений по ресурсам, графика финансирования, поиск источников ресурсов при обнаружении их дефицита, матриц ответственности;

3) реализация функции координации в процессе реструктуризации, направленной на цифровую трансформацию, по сути, не отличается от координации операционной деятельности предприятия и может включать работы, связанные с управлением совместной деятельностью подразделений в процессе цифровой трансформации – для этих целей может быть создано специальное подразделение;

4) реализация функции мотивации имеет важное значение, так как напрямую связана с уровнем сопротивления изменениям, которое в свою очередь способно заметно снизить эффективность внедрения инновационных технологий и замедлить процесс внедрения, сделать его менее эффективным;

5) реализация функции контроля предполагает организацию мониторинга процесса реструктуризации на основе определенных плановых показателей и осуществление итогового контроля по окончании преобразований для определения степени достижения целей и задач цифровой трансформации.

4. Определение принципов управления процессом реструктуризации предприятий ИСС в условиях перехода на цифровое строительство.

Принципы проведения реструктуризации были исследованы многими учеными, занимающимися изучением данного процесса. Так, например, Э.В. Маймина выделила целый ряд принципов, разделив их на общенаучные, целевого назначения, планирования реструктуризационных мероприятий, инновационно-инвестиционного развития и результативности [10]; И.И. Мазур и В.Д. Шапиро выделяют принципы рациональной организации структуры и функций предприятия в процессе проведения реструктуризации [11].

Проанализировав подходы различных исследователей, представим перечень наиболее значимых принципов реструктуризации предприятий ИСС в условиях перехода на цифровое строительство, которые можно разделить на 2 основные группы – общие, характерные для всех видов реструктуризационных преобразований, вне зависимости от их масштаба, и специфические, характерные для масштабных преобразований в случае цифровой трансформации:

1) общие принципы: научности, системности, адаптивности, рациональности, экономической эффективности, непрерывности деятельности, инновационности, измеримости;

2) специфические: принцип комплексности, вовлеченности (участия), сбалансированности ресурсов, постепенности.

5. Определение критериев эффективности цифровой трансформации предприятий ИСС.

Данный компонент управления процессом цифровой трансформации предприятий ИСС является завершающим. Графически весь комплекс компонент управления процессом цифровой трансформации предприятий ИСС представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Ключевые компоненты управления процессом цифровой трансформации предприятий ИСС(составлено автором)

В результате применения ТИМ формируются результаты (эффекты) как качественного, так и количественного характера (взаимосвязаны между собой: качественные результаты во многих случаях определяют возникновение количественных).

К результатам (эффектам) качественного характера следует отнести те из них, которым сложно или невозможно дать количественную оценку. К качественным эффектам относятся: высокое качество проекта, повышение точности планирования и прозрачности, слаженная командная работа, обеспечение единого видения целей проекта всеми его участниками, параметрическая увязка элементов информационной модели, визуализация проекта (формирование 3D- модели), удобство накопления и хранения информации о проекте и др.

К результатам (эффектам) количественного характера относятся те из них, которые можно с достаточной точностью определить количественно (при наличии соответствующей системы учета как до внедрения ТИМ, так и после). К ним относятся: сокращение продолжительности проектирования и формирования рабочей документации, сокращение количества запросов на информацию и запросов на изменения; сокращение количества коллизий, сокращение сроков строительства, сокращение затрат на строительство; рост показателей прибыли, рентабельности по проекту, снижение срока окупаемости и т.д. Указанные результаты (эффекты) внедрения ТИМ могут быть использованы в качестве критериев эффективности внедрения.

Выделенные компоненты управления, включающие конкретизацию объекта управления, определение принципов, функций и критериев эффективности управления процессом цифровой трансформации, в совокупности представляющие собой ее теоретические аспекты, дают возможность перейти к обоснованию выбора направлений и мероприятий реструктуризации. Выбор направлений и мероприятий реструктуризации осуществляется с опорой на несколько аспектов:

1. Оценка готовности предприятия ИСС к цифровой трансформации, которая может проводиться с использованием общеизвестных методов анализа внутренней внешней среды организации – таких как SWOT-, PEST-, PESTLE-, ПРиМ-анализ, анализа цепочки создания стоимости и 5 сил М. Портера.

2. Характеристика вида деятельности организации. Предприятия ИСС, участвующие в реализации ИСП, как уже было отмечено, могут выполнять в рамках проекта различные функции – они подразделяются по видам работ, при этом некоторые из предприятий выполняют только один вид работ, а другие могут выполнять целый комплекс работ. Выполняемые в рамках работы над ИСП функции определяют специфику подходов, методов и инструментов внедрения ТИМ и соответствующих преобразований. Для дальнейших целей исследования участников ИСП можно классифицировать по укрупненным группам, характеризующим специфику их деятельности. Классификация участников ИСП на укрупненные группы по специфике деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация участников ИСП на укрупненным группы по специфике деятельности (составлено автором)

Участник ИСП
Специфика деятельности
Название укрупненной группы
Проектировщики
Формирование проекта
Проектировщики (Пр)
Архитекторы
Инвесторы
Принятие ключевых решений и управление проектом
Девелоперы (ДО)
Девелоперы
Заказчики
Генеральный подрядчик
Организация, непосредственное проведение работ на объекте, контроль
Исполнители (Исп)
Подрядчики /субподрядчики
Застройщик
Технический заказчик
Эксплуатирующие организации
Эксплуатацию объекта
Эксплуатирующие организации (ЭО)

Такое условное разделение будет использовано далее для формирования и обоснования траекторий цифровой трансформации предприятий ИСС различных видов деятельности.

3. Третьим аспектом, который, по мнению автора, необходимо учитывать при оценке состояния предприятия ИСС, и во многом определяющим выбор направлений и мероприятий цифровой трансформации, является масштаб организации.

На основании изложенного, обоснована необходимость определения при выборе направлений и мероприятий цифровой трансформации исходного состояния предприятия по трем ключевым направлениям: готовность предприятия ИСС к цифровой трансформации, вида деятельности (с ориентацией на условно выделенные группы предприятий по специфике выполняемых ими функций), масштаб организации.

Соответственно, научно обоснованная организация процесса внедрения ТИМ должна учитывать вид деятельности, масштаб и готовность к цифровой трансформации предприятий ИСС. Это означает, что разрабатываемые подходы, методы и инструменты реструктуризации предприятий ИСС в условиях перехода на цифровое строительство должны быть адаптивными по отношению к особенностям реструктурируемого предприятия.

Рассматривая адаптивный подход к управлению, исследователи [14, 19] определяют его, прежде всего, как управление с ориентацией на изменение параметров системы и внешней среды, которые не являются известными заранее и могут возникать случайно в зависимости от действия множества факторов.

Мнение автора к определению адаптивного подхода в процессе реструктуризации и цифровой трансформации предприятий ИСС состоит в обоснованном выборе целесообразных вариантов управленческих решений по организации процесса реструктуризации, направленных на цифровую трансформацию предприятий ИСС, включая внедрение ТИМ с целью формирования конкурентоспособности на стратегическую перспективу.

Такой подход позволяет выделить из множества объектов – предприятий ИСС – конкретный объект с присущими данному объекту свойствами, и определить стратегию реструктуризации (цифровой трансформации) данного объекта как комплекс действий, необходимых для достижения цели – перехода на цифровое строительство с применением ТИМ на всех этапах жизненного цикла ИСП. Такой подход к исследованию и управлению в научной литературе называется объектно-ориентированным. Объектно-ориентированный подход рассматривается как один из способов работы со сложными системами и процессами, к которым можно отнести отрасль, регион, проект и даже организацию [1, 2], поскольку позволяет выделить в рамках сложной системы различные объекты, изучить их, в том числе во взаимосвязях с прочими объектами.

Таким, образом, предлагаемый автором подход к формированию методов и инструментов реструктуризации и цифровой трансформации предприятий ИСС, направленной на переход на цифровое строительство, обладает признаками как адаптивного, так и объектно-ориентированного подхода, что позволяет определить его как объектно-адаптивный подход.

Сформулируем основные методологические положения объектно-адаптивного подхода к управлению процессами цифровой трансформации предприятий ИСС;

- в качестве объекта выделяется конкретное предприятие ИСС, принимающее участие в реализации ИСП, находящееся в процессе цифровой трансформации и внедрения ТИМ (на любом из этапов от принятия решения до его реализации и получения результатов) с присущими ему свойствами;

- в качестве классов выделяются предприятия различных видов деятельности. Исходя из обоснованной ранее классификации участников ИСП на укрупненные группы по специфике деятельности, в качестве классов рассматриваются укрупненные группы объектов (см. табл.1)– проектировщики, девелоперы, исполнители, эксплуатирующие организации;

- в качестве признаков объекта определяются его существенные свойства, характеризующие его текущее положение и определяющие методы и инструменты реструктуризации и цифровой трансформации – готовность предприятия ИСС к цифровой трансформации, масштаб организации и ее вид деятельности;

- в качестве действий объекта, направленных на внедрение ТИМ, может быть выделено множество операций на пути цифровой трансформации.;

- действия объекта включают не только мероприятия и операции, направленные на цифровую трансформацию, но и на обеспечение операционной деятельности;

- различные объекты, являющиеся представителями различных классов, взаимодействуют друг с другом в процессе реализации ИСП;

- поведение объектов, связанное с развитием – цифровой трансформацией – во многом определяется требованиями окружающей среды, прежде всего, заказчика и ориентируется на тот уровень внедрения, который требуется заказчиком;

- объект (предприятие ИСС) является сложной системой, состоящей из множества компонент, каждый из которых может в рамках отдельного исследования рассмотрен как объект (второго уровня). Наиболее существенными с точки зрения обеспечения процесса цифровой трансформации компонентами, требующими целенаправленных управленческих воздействий, являются технико-технологические активы предприятия, кадры, финансы, производственные и вспомогательные процессы, в том числе взаимоотношения с контрагентами, позиционирование на рынке и др.

Описанный и обоснованный объектно-адаптивный подход к управлению процессами цифровой трансформации предприятий ИСС отличается необходимостью учета специфических характеристик предприятия-объекта, с учетом его ключевых признаков и компонент при отборе методов и инструментов проведения преобразований, обеспечивающих адаптивность подхода реструктуризации к специфике объекта.

Определение методологических положений объектно-адаптивного подхода к управлению процессами цифровой трансформации предприятий ИСС дает возможность перейти к решению последней и наиболее значимой задачи данного исследования - разработке организационно-экономического механизма реструктуризации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода.

В ходе разработки организационно-экономического механизма выполнены работы по дифференциации содержания мероприятий по внедрению ТИМ с учетом вида деятельности предприятия, то есть применен объектно-адаптивный подход. Отмеченная дифференциация мероприятий не означает наличия принципиальных отличий в порядке этапов внедрения ТИМ, а касается скорее различий в содержании работ, проводимых в рамках отдельных мероприятий, и касается только тех этапов и мероприятий, для которых это необходимо. В случае, если этап внедрения и включенные в него мероприятия не имеют серьезной специфики, связанной с видом деятельности, дифференциация не проводится.

Организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода состоит из 4-х блоков (рисунки 2-4).

Первым блоком организационно-экономического механизма цифровой трансформации является информационно-аналитический блок. Данный блок включает работы по формированию стратегии цифровой трансформации. Кроме того, в рамках этого блока проводится организационное собрание с коллективом для информирования о внедрении ТИМ.

Вторым блоком организационно-экономического механизма является ресурсообеспечивающий блок, в рамках которого организуются работы по оснащению предприятия всеми необходимыми ресурсами для внедрения ТИМ, а именно оборудованием, программным обеспечением и подготовленными кадрами.

Рисунок 2 – Организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода. Информационно-аналитический и ресурсообеспечивающий блоки (составлено автором)

Рисунок 3 – Организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода. Организационный блок (составлено автором)

Рисунок 4 – Организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода. Реализационный блок (составлено автором)

Следующим блоком организационно-экономического механизма является организационный блок. В его рамках проводится выделение групп сотрудников для организации дальнейшей работы. Далее следует процесс реализации пилотных проектов. В процессе реализации пилотных проектов производится распределение/ перераспределение обязанностей сотрудников по выполнению работ, отрабатываются новые (измененные) бизнес-процессы, появляются новые роли, что позволяет по итогам их реализации провести организационную и производственную реструктуризацию. В организациях появляются новые должности, не характерные для реализации проектов традиционным способом – ТИМ-менеджер, ТИМ-координатор и ТИМ-автор и др.

На основе информационно-аналитической, ресурсообеспечивающей и организационной деятельности (представленных соответствующими блоками организационно-экономического механизма) формируются предпосылки для реализации целей и задач стратегии цифровой трансформации: проводится поэтапный мониторинг промежуточных результатов и по окончании реализации стратегии – их итоговая оценка. При этом для каждой группы предприятий формируются различные эффекты.

Представленный организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС обладает как научной, так и практической значимостью в связи с тем, что:

- впервые сформирован и системно представлен порядок действий предприятий ИСС при переходе на ТИМ, отличающихся учетом видов деятельности предприятий на основе объектно-адаптивного подхода;

- является основой для разработки принятия обоснованных управленческих решений в процессе цифровой трансформации предприятий ИСС, направленной на переход на ТИМ.

Заключение

Переход российских предприятий ИСС на цифровое строительство является определяющим и абсолютно необходимым элементом цифровой трансформации предприятий ИСС. Она затрагивает все подсистемы управления: техническую, технологическую, организационную, экономическую и социальную. Уникальность условий реструктуризации требует выработки уникальных походов, методов и инструментов на всех этапах управленческого цикла с учетом факторов внешней и внутренней среды предприятия, а также специфики инвестиционно-строительной сферы. Отсутствие в научной литературе таких обоснованных подходов к цифровой трансформации предприятий ИСС, направленной на внедрение ТИМ, стало обоснованием актуальности и сутью научной проблемы, выявленной автором.

В ходе ее решения, в соответствии с поставленными задачами исследования были получены следующие научные результаты:

1. Определены теоретические аспекты цифровой трансформации и концептуальные основы выбора направлений и мероприятий цифровой трансформации предприятий ИСС. В результате проведенного исследования были выявлены и обоснованы принципы реструктуризации предприятий ИСС в условиях перехода на цифровое строительство, которые разделены автором на 2 группы. Первая из них включает общие принципы, характерные для всех видов реструктуризации вне зависимости от ее масштабов, а также специфические принципы, характерные для масштабных преобразований. Обосновано, что выбор направлений и мероприятий цифровой трансформации должен опираться на 2 определяющих аспекта – текущее состояние предприятия и целевое состояние. При этом текущее состояние предприятия ИСС в условиях цифровой трансформации может быть определено на основе трехфактрной модели, включающей определение готовности предприятия ИСС к цифровой трансформации, вид деятельности (с ориентацией на условно выделенные группы предприятий по специфике выполняемых ими функций), а также масштаб организации.

2. Сформулированы методологические основы объектно-адаптивного подхода к цифровой трансформации предприятий ИСС. Данный подход основан на совместном применении адаптивного и объектно-ориентированного подхода к управлению процессами цифровой трансформации предприятий ИСС. Объектно-адаптивный подход к управлению процессами цифровой трансформации предприятий ИСС отличается необходимостью учета специфических характеристик предприятия-объекта при отборе методов и инструментов проведения цифровой трансформации, направленной на внедрение ТИМ.

3. Сформирован организационно-экономический механизм цифровой трансформации предприятий ИСС на основе объектно-адаптивного подхода, отличающийся учетом особенностей организации процесса внедрения ТИМ на предприятиях различных видов деятельности, системно и в едином формате представляющий порядок действий предприятий ИСС при переходе на ТИМ, что позволяет сделать вывод о его как научной, так и практической значимости.

Таким образом, заявленная цель исследования, состоявшая в обосновании применения объектно-адаптивного подхода к управлению цифровой трансформацией предприятий ИСС, направленной на внедрение ТИМ, достигнута за счет последовательно решенных задач. Полученные автором результаты обладают элементами научной новизны, теоретической и практической значимости, и во многом способствуют повышению активности процессов внедрения ТИМ на предприятиях ИСС за счет представления адаптированного к видам предприятий порядка действий по проведению цифровой трансформации.


Страница обновлена: 23.12.2024 в 15:43:01