Формирование направлений совершенствования процессной модели управления предприятиями по ремонту машин и оборудования

Павлов А.М.1
1 Университет Синергия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современное положение отрасли по ремонту машин и оборудования в значительной степени изменилось за последние пять лет. В сложившейся ситуации ключевую роль в повышении эффективности деятельности предприятий отрасли играет процессная модель управления, которая позволяет гибко реагировать на внешне вызовы и возможности. Однако, имеющаяся процессная модель управления сама нуждается в совершенствовании на основе оценки зрелости бизнес-процессов предприятий отрасли по ремонту машин и оборудования. Таким образом, исследования, связанные с поиском направлений совершенствования процессной модели управления предприятиями по ремонту машин и оборудования, являются актуальными и своевременными. Целью исследования является поиск и обоснование направлений совершенствования процессной модели управления предприятиями по ремонту машин и оборудования. Задачами исследования выступают: проведение компаративного анализа для выявления особенностей применения процессной модели управления в современных условиях; формирование методики выделения направлений совершенствования процессной модели управления на предприятиях отрасли по ремонту машин и оборудования; апробация предложенной методики. Методическая основа исследования включает: компаративный анализ источников, опрос, дерево целей, матричную диаграмму, метод Дельфи. Результатом исследования является обоснованные направления совершенствования процессной модели управления предприятиями по ремонту машин и оборудования. Автор делает вывод, что наиболее важными направлениями совершенствования процессной модели управления предприятиями по ремонту машин и оборудования являются: во-первых, оптимизация управленческих бизнес-процессов, связанных с планированием деятельности предприятия, и, во-вторых, тотальная автоматизация управленческих бизнес-процессов для повышения скорости прохождения управляющих воздействий и снижения количества нерациональных согласований.

Ключевые слова: отрасль по ремонту машин и оборудования; бизнес-процессы; процессная модель управления; зрелость бизнес-процессов; совершенствование бизнес-процессов

JEL-классификация: L62, L60, L64

Источники:

1. Акаев А.А., Девезас Т.К., Кораблёв В.В., Сарыгулов А.И. Критические технологии и перспективы развития России в условиях экономических и технологических ограничений // Пространство экономики. – 2024. – № 2. – c. 6-21. – doi: 10.18522/2073-6606-2024-22-2-6-21.
2. Артемьева С.И., Кублашвили Г.С., Зайцев А.Г. Алгоритм применения модели процессной зрелости для совершенствования бизнес-процессов организации // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2023. – № 3. – p. 138-146. – doi: 10.25206/2542-0488-2023-8-3-138-146.
3. Васильев Р.А., Кабиров Б.Р. Методика экспресс-оценки зрелости системы управления бизнес-процессами компании // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. – № 9-1(99). – c. 205-209. – doi: 10.23670/IRJ.2020.99.9.036.
4. Васильева Н.К., Тахумова О.В., Ефименко А.Е., Терещенко З.В. Реинжиниринг бизнес-процессов // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 2(55). – c. 25-28. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/reinzhiniring-biznes-protsessov-5.
5. Вотинов М.И., Пономарева С.В. Реинжиниринг бизнес-процессов промышленного предприятия, в условиях импортозамещения товаров и технологий двойного назначения // Журнал прикладных исследований. – 2024. – № 7. – c. 100-107. – doi: 10.47576/2949-1878.2024.7.7.013.
6. Голиницкий П.В., Антонова У.Ю., Гринченко Л.А., Видникевич С.Ю. Применение цифровых инструментов для совершенствования производственного процесса // Компетентность. – 2023. – № 5. – p. 32-37. – doi: 10.24412/1993-8780-2023-5-32-37.
7. Краковская И.Н., Корокошко Ю.В., Слушкина Ю.Ю. Цифровая зрелость промышленных предприятий: опыт оценки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2024. – № 3. – c. 433-459. – doi: 10.21638/spbu05.2024.305.
8. Кузьмин А.М. Матричная диаграмма // Методы менеджмента качества. – 2006. – № 9. – c. 27.
9. Курило И.Н. Совершенствование бизнес-процессов предприятия // Огарёв-Online. – 2020. – № 5(142). – c. 6. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-biznes-protsessov-predpriyatiya.
10. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Гринченко Л.А., Пупкова Д.А. Создание цифровой модели процесса комплектации и сборки для ремонтного производства // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. – 2023. – № 2(70). – c. 458-466. – doi: 10.32786/2071-9485-2023-02-54.
11. Низамутдинов И.К. Сущность и значение современной промышленной политики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2024. – № 4. – c. 216-237. – doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-59-4-10.
12. Пульман А.Л., Пузыревская А.А. Дельфи-метод экспертных оценок // Science Time. – 2021. – № 5(89). – c. 105-106. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/delfi-metod-ekspertnyh-otsenok.
13. Рыбасова М.В., Серова Е.И. Современные методы цифровизации деятельности предприятия // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2023. – № 4. – c. 247-261. – doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-11.
14. Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю. Процессы импортозамещения в промышленности России: теоретические и практические аспекты // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 1. – c. 43-57. – doi: 10.18184/2079-4665.2023.14.1.43-57.
15. Федорова Л.А., Шеменёв Н.Ю. Применение инструментов процессного подхода при распределении ответственности в организационной структуре управления наукоемким производственным предприятием // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 11-2. – c. 309-317. – doi: 10.17513/vaael.1952.
16. Plakhotnikova M., Sogacheva O., Androsova I., Simonenko E. Telecommunications Market Trends in the Digital Economy // Education Excellence and Innovation Management: A 2025 Vision to Sustain Economic Development during Global Challenge: Proceedings of the 35th International Business Information Management Association Conference (IBIMA). Seville, Spain, 2020. – p. 1913-1918.
17. Павлов А.М. Оценка лучших практик управления бизнес-процессами предприятий по ремонту машин и оборудования // Роль бизнеса в трансформации общества - 2024: Сборник тезисов студентов и аспирантов по итогам XIX Международного конгресса (международной научно-практической конференции). Москва, 2024. – c. 1013-108.
18. Павлов А.М., Анисимов А.Ю. Особенности механизма совершенствования бизнес-процессов предприятий по ремонту машин и оборудования // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2025. – № 2(140). – c. 205-221. – doi: 10.21686/2413-2829-2025-2-205-221.

Страница обновлена: 30.05.2025 в 22:05:42