Прогнозирование методом сценариев и критерии оценки предприятия при инвестировании инновационным оборудованием
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (3) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16541522
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В настоящий момент одним из важных препятствий для инвестирования в промышленные предприятия Российской Федерации является невозможность правильно оценить и спрогнозировать результаты инвестирования, и тем сложнее предсказать результат при использовании нетипичных методов инвестирования, таких, как инвестирование инновационным оборудованием. В связи с этим необходимо предложить методологию, учитывающую специфику нетрадиционных методов инвестирования для создания благоприятной инвестиционной атмосферы в РФ.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, прогнозирование, инвестирование, критерии оценки, инновационное оборудование
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о прогнозировании результатов инвестиционных проектов, динамики развития предприятия с учетом различных факторов развития — как внутренних, так и внешних. Особенно это важно при прогнозировании результатов таких проектов, как инвестирование инновационным оборудованием. Для учета факторов, влияющих на процесс, в этом случае рекомендуется использовать метод стратегического управления — метод «сценариев будущего» или «сценарный» метод [1].
Принципиально, сценарий — это некое описание, в данном случае описание происходящего в будущем, состоящее из событий, логически взаимосвязанных между собой, последовательностей действий и шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию системы в будущем. Как правило, создаваемые сценарии представляют собой детализированное описание, в котором содержаться различные оценки по показателям, определяющим качество реализуемого процесса.
Для организаций, для их подразделений, для различных макро- и микроэкономических факторов, для рынков могут быть разработаны сценарии развития. Такой метод может быть очень полезен, когда необходимо выбрать цели организации, ее миссию, определить глобальную стратегию развития. Нужно учитывать, что метод сценариев наиболее эффективен для прогнозирования в диапазоне от 10 до 20 лет, когда появляется большое количество возможностей, о наличии которых изначально не строилось даже предположений.
Основная задача, стоящая перед прогнозированием по методу сценариев — показать картины будущего организации [2]. Альтернативность выбора — основополагающий принцип стратегического управления — всегда должен использоваться при прогнозировании. В связи с этим при прогнозировании разрабатывается несколько сценариев, что позволяет объективно оценить последствия выбора того или иного варианта дальнейшего развития компании.
Наиболее часто встречаются два типа сценариев:
В первом случае используется описание шагов или действий, ведущих к описываемому (прогнозируемому) состоянию организации и факторов, влияющих на процесс.
Во втором случае основным принципом является прогнозирование последствий при достижении или не достижении требуемого уровня развития
Для того чтобы создать сценарий развития и предсказать будущее организации необходимо провести точный и глубокий анализ ситуации текущей, чтобы динамика развития оказалась корректной. Естественно, что на развитие организации влияют некие факторы, более того, значение факторов может меняться по всему рассматриваемому временному горизонту.
При использовании инвестирования инновационным оборудованием должны быть сделаны специальные прогнозы и рассмотрены предложения экспертов.
В итоге, необходимо разработать большое количество различных сценариев, которые вместе будут представлять собой логическую картину, при этом они не должны быть взаимоисключающими.
Для прогнозирования результатов инвестирования оборудованием методом сценариев необходимо выполнить следующие шаги:
Первым показателем является интенсивность развития — это показатель, демонстрирующий изменения в динамике развития компании за период около года, он выражается в процентах и определяет динамику развития компании заемщика внутри своей отрасли. Если интенсивность развития менее 100%, то это означает, что, несмотря на инвестиции, предприятие отстает в своем развитии от отрасли в целом. Если же показатель более 100%, то развитие проходит успешно и в зависимости от значения, возможно, даже опережает другие предприятия отрасли [4].
Вторым важным фактором является коэффициент внутренней конкуренции предприятия, который показывает, насколько большие (в процентном отношении) происходят изменения на предприятии.
Кризисный барьер — это обобщенный показатель оценки отрасли. Данный показатель вводится для того, чтобы осуществлять сравнительную интерпретацию показателей состояния предприятия.
Показатель, на основании которого создается диагностическая модель предприятия, — это коэффициент кризисоустойчивости. Этот коэффициент всегда должен быть более 0, таким образом, значение равное единице означает отсутствие изменений, значение менее единицы означает стагнацию ситуации на предприятии и низкую кризисоустойчивость. Значение же больше единицы, в свою очередь, означают улучшение ситуации на предприятии и повышение уровня кризисоустойчивости.
Оценочные показатели предприятия
Оценочные показатели состояния предприятия являются самым большим блоком и включают в себя множество других факторов, разбитых на подгруппы.
Показатели, характеризующие финансовое и коммерческое состояние компании, включающие в себя:
Согласно предложенной методологии можно определить и спрогнозировать изменение динамики развития предприятия, наиболее часто встречающимися сценариями являются «пессимистический», «вероятный», «оптимистический», которые зависят от изменения факторов и их влияния на предприятие.
Следует отметить, что количество предоставляемого оборудования в рамках инвестиций инновационным оборудованием для каждого предприятия может значительно различаться, так как кроме факторов, выраженных количественно, таких как обороты предприятия, объем финансовых ресурсов, и пр., существуют не менее значимые показатели, которые являются первостепенными для инвестора при оценке инвестиционной привлекательности — это репутация компании-заемщика, сроки его деятельности на рынке и квалификация руководителей.
По этой причине представленная методология и является более приемлемой по сравнению с другими методами оценки предприятий, так как она более адаптирована к реалиям российского бизнеса. Использование метода прогнозирования при инвестировании инновационным оборудованием может значительно увеличить доходность акционерного капитала без существенного повышения уровней рисков, позволит более четко оценить ресурсы и инвестиционную привлекательность предприятия.
Источники:
2. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. - М.: Экономика; Дело, 1992. – 510 с.
3. Буров В.П., Галь В.В. Бизнес – план инновационного проекта. ЦИПК, 1998.
4. Коршунова Е.Д., Николаев П.В. Инвестирование инновационным оборудованием: актуальность, проблемы, преимущества. М., 2010.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:33