Прогнозирование методом сценариев и критерии оценки предприятия при инвестировании инновационным оборудованием

Николаев П.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3) за 2011 год

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16541522
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В настоящий момент одним из важных препятствий для инвестирования в промышленные предприятия Российской Федерации является невозможность правильно оценить и спрогнозировать результаты инвестирования, и тем сложнее предсказать результат при использовании нетипичных методов инвестирования, таких, как инвестирование инновационным оборудованием. В связи с этим необходимо предложить методологию, учитывающую специфику нетрадиционных методов инвестирования для создания благоприятной инвестиционной атмосферы в РФ.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, прогнозирование, инвестирование, критерии оценки, инновационное оборудование



На сегодняшний день очень остро стоит вопрос о прогнозировании результатов инвестиционных проектов, динамики развития предприятия с учетом различных факторов развития — как внутренних, так и внешних. Особенно это важно при прогнозировании результатов таких проектов, как инвестирование инновационным оборудованием. Для учета факторов, влияющих на процесс, в этом случае рекомендуется использовать метод стратегического управления — метод «сценариев будущего» или «сценарный» метод [1].

Принципиально, сценарий — это некое описание, в данном случае описание происходящего в будущем, состоящее из событий, логически взаимосвязанных между собой, последовательностей действий и шагов, ведущих к прогнозируемому состоянию системы в будущем. Как правило, создаваемые сценарии представляют собой детализированное описание, в котором содержаться различные оценки по показателям, определяющим качество реализуемого процесса.

Для организаций, для их подразделений, для различных макро- и микроэкономических факторов, для рынков могут быть разработаны сценарии развития. Такой метод может быть очень полезен, когда необходимо выбрать цели организации, ее миссию, определить глобальную стратегию развития. Нужно учитывать, что метод сценариев наиболее эффективен для прогнозирования в диапазоне от 10 до 20 лет, когда появляется большое количество возможностей, о наличии которых изначально не строилось даже предположений.

Основная задача, стоящая перед прогнозированием по методу сценариев — показать картины будущего организации [2]. Альтернативность выбора — основополагающий принцип стратегического управления — всегда должен использоваться при прогнозировании. В связи с этим при прогнозировании разрабатывается несколько сценариев, что позволяет объективно оценить последствия выбора того или иного варианта дальнейшего развития компании.

Наиболее часто встречаются два типа сценариев:

В первом случае используется описание шагов или действий, ведущих к описываемому (прогнозируемому) состоянию организации и факторов, влияющих на процесс.

Во втором случае основным принципом является прогнозирование последствий при достижении или не достижении требуемого уровня развития

Для того чтобы создать сценарий развития и предсказать будущее организации необходимо провести точный и глубокий анализ ситуации текущей, чтобы динамика развития оказалась корректной. Естественно, что на развитие организации влияют некие факторы, более того, значение факторов может меняться по всему рассматриваемому временному горизонту.

При использовании инвестирования инновационным оборудованием должны быть сделаны специальные прогнозы и рассмотрены предложения экспертов.

В итоге, необходимо разработать большое количество различных сценариев, которые вместе будут представлять собой логическую картину, при этом они не должны быть взаимоисключающими.

Для прогнозирования результатов инвестирования оборудованием методом сценариев необходимо выполнить следующие шаги:

  • Определить показатели, индицирующие изменения в процессе функционирования компании-заемщика, проанализировать фактическое состояние объекта инвестирования, выявить характеристики объекта и определить, какая дополнительная информация может быть необходима.
  • Определить факторы, влияющие на объект инвестирования, структурировать эти факторы, выяснить направление воздействия и силу этих факторов.
  • Определить существующие тенденции в развитии предприятия, рассмотреть динамику отдельных факторов, влияющих на предприятие, выявить факторы, имеющие явную негативную тенденцию.
  • Определить области и факторы с неявным развитием.
  • Разработать возможные альтернативные сценарии развития после инвестирования инновационным оборудованием, проверка сценариев на непротиворечивость друг другу и логику.
  • Выбор критериев отбора сценариев развития
  • Отбор нескольких вариантов развития по выбранным критериям, их проверка на высокую степень вероятности, разнообразие и устойчивость.
  • Прогноз развития отобранных сценариев — выявление возможных альтернатив с учетом всего временного горизонта, определение факторов и событий, которые могут существенно повлиять на ход развития объекта инвестирования.
  • Разработка окончательного варианта сценария. Поиск методов снижения риска возможных потерь, оценка отклонения сценариев от изначально предполагавшегося результата, внесение корректировок, окончательная формулировка сценария.
  • Разработка стратегии развития согласно выбранному сценарию (стратегические планы, планы развития, текущие планы, предполагающиеся программы и проекты).
  • Для того, чтобы оценить динамику развития предприятия при инвестировании инновационным оборудованием, следует применять следующие показатели [4]:

    Первым показателем является интенсивность развития — это показатель, демонстрирующий изменения в динамике развития компании за период около года, он выражается в процентах и определяет динамику развития компании заемщика внутри своей отрасли. Если интенсивность развития менее 100%, то это означает, что, несмотря на инвестиции, предприятие отстает в своем развитии от отрасли в целом. Если же показатель более 100%, то развитие проходит успешно и в зависимости от значения, возможно, даже опережает другие предприятия отрасли [4].

    Вторым важным фактором является коэффициент внутренней конкуренции предприятия, который показывает, насколько большие (в процентном отношении) происходят изменения на предприятии.

    Кризисный барьер — это обобщенный показатель оценки отрасли. Данный показатель вводится для того, чтобы осуществлять сравнительную интерпретацию показателей состояния предприятия.

    Показатель, на основании которого создается диагностическая модель предприятия, — это коэффициент кризисоустойчивости. Этот коэффициент всегда должен быть более 0, таким образом, значение равное единице означает отсутствие изменений, значение менее единицы означает стагнацию ситуации на предприятии и низкую кризисоустойчивость. Значение же больше единицы, в свою очередь, означают улучшение ситуации на предприятии и повышение уровня кризисоустойчивости.

    Оценочные показатели предприятия

    Оценочные показатели состояния предприятия являются самым большим блоком и включают в себя множество других факторов, разбитых на подгруппы.

    Показатели, характеризующие финансовое и коммерческое состояние компании, включающие в себя:

  • Возраст компании — время активной деятельности на рынке
  • Оценка коммерческой репутации — это показатель, характеризующий историю взаимодействия компании с другими организациям в вопросах коммерции на протяжении всего времени активной деятельности компании
  • Уровень финансового состояния компании
  • Внутренняя норма рентабельности
  • Норма прибыли
  • Сроки окупаемости инвестиций инновационным оборудованием
  • Кредитная репутация заемщика на протяжении всего периода деятельности компании
  • Соответствие международным стандартам отчетности
  • Показатели, характеризующие производственный потенциал компании
  • Развитость производственной сети — указывает на количество производственных предприятий, находящихся в собственности компании или являющихся ее партнерами
  • Возможности наращивания поставок сырья и материалов, обеспечивающих рост производства, наличие сырьевой базы
  • Подтвержденная возможность создания инфраструктуры, обеспечивающей расширение производства
  • Логистическая доступность предприятия
  • Показатели, характеризующие степень развития сети сбыта компании
  • Количество филиалов компании в других городах и странах — это показатель, указывающий на потенциальную возможность охвата рынка сила компании без потери средств при привлечении дистрибьюторов и т.д.
  • Развитость сбытовой сети указывает на количество дистрибьюторов и компаний-партнеров
  • Показатели, характеризующие административный и человеческий потенциал компании [3]
  • Уровень квалификации и специализации сотрудников, а также возможность привлечения высококвалифицированного персонала в регионе
  • Компетентность руководства компании
  • Уровень использования процессного подхода в управлении компанией
  • Наличие административных ресурсов на региональном уровне
  • Уровень инициативности компании указывает на готовность оперативно реагировать на необходимость изменения в структуре компании, готовность участвовать в государственных и тендерных программах и пр.
  • Достаточно ясно, что все показатели имеют различное значение для процесса и влияют на него по-разному. В связи с этим необходимо для каждого из перечисленных показателей определить весовой коэффициент, который будет означать удельный вес конкретного показателя в деятельности предприятия в целом. Как правило, значения коэффициентам присваиваются от 0 до 1, и чаще всего весовые коэффициенты являются константами в своей отрасли.

    Согласно предложенной методологии можно определить и спрогнозировать изменение динамики развития предприятия, наиболее часто встречающимися сценариями являются «пессимистический», «вероятный», «оптимистический», которые зависят от изменения факторов и их влияния на предприятие.

    Следует отметить, что количество предоставляемого оборудования в рамках инвестиций инновационным оборудованием для каждого предприятия может значительно различаться, так как кроме факторов, выраженных количественно, таких как обороты предприятия, объем финансовых ресурсов, и пр., существуют не менее значимые показатели, которые являются первостепенными для инвестора при оценке инвестиционной привлекательности — это репутация компании-заемщика, сроки его деятельности на рынке и квалификация руководителей.

    По этой причине представленная методология и является более приемлемой по сравнению с другими методами оценки предприятий, так как она более адаптирована к реалиям российского бизнеса. Использование метода прогнозирования при инвестировании инновационным оборудованием может значительно увеличить доходность акционерного капитала без существенного повышения уровней рисков, позволит более четко оценить ресурсы и инвестиционную привлекательность предприятия.


    Источники:

    1. Нуриев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - Н90 М.: Издательская группа Норма-ИНФРА, 1998. - 572 с.
    2. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. - М.: Экономика; Дело, 1992. – 510 с.
    3. Буров В.П., Галь В.В. Бизнес – план инновационного проекта. ЦИПК, 1998.
    4. Коршунова Е.Д., Николаев П.В. Инвестирование инновационным оборудованием: актуальность, проблемы, преимущества. М., 2010.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:33