Совершенствование системы управления процессом обновления оборудования на основе лизинга (на примере производителей нефтепромыслового оборудования в Тюменской области)
Куракин В.И.1
1 Западно-Сибирская лизинговая компания, Россия, Тюмень
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Цитировать:
Куракин В.И. Совершенствование системы управления процессом обновления оборудования на основе лизинга (на примере производителей нефтепромыслового оборудования в Тюменской области) // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – С. 335-344. – doi: 10.18334/vinec.10.1.41540.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676100
Цитирований: 3 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье поднимается проблема поиска партнёров при реализации инновационных проектов. Определено, что на первом этапе инновационных преобразований, важно установление баланса целей между участниками. Большинство проектов внедрения инноваций на машиностроительных предприятиях России направлены на стратегические цели временных конкурентных преимущества или повышения качества. Для достижения этих целей предлагается совершенствовать процедуру лизинга. Последовательный выкуп оборудования посредством лизинга не позволяет решить проблему качества выпускаемой продукции, так как для этого необходимо заменить большую часть оборудования одновременно. Предлагается циклический механизм процесса обновления нефтепромыслового оборудования, который разработан на основе сочетания финансового и оперативного лизинга
Ключевые слова: инновации, лизинг, партнёрство, нефтепромысловое оборудование, обновление и модернизация оборудования
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Переход на инновационный уровень развития экономики невозможен без инфраструктурного обеспечения и поддержки инновационной активности. Инновационная активность, в свою очередь, позволяет предприятию искать формы обновления и модернизации оборудования, стимулирует переход с количественного сценария производства продукции на качественный [7] (Panova, 2015). Важным элементом обеспечения процесса обновления оборудования является создание партнерских сетей.
Партнерами могут быть финансовые, научные институты, инвесторы и прочие субъекты бизнеса, заинтересованные в развитии инноваций. В России созданы различные институты поддержки инновационного развития, функционирующие с разной степенью эффективности [9] (Tishchenko, 2019).
Целью исследования, промежуточные результаты которого приведены в данной статье, является оценка потенциала взаимодействия субъектов инновационного процесса в зависимости от вида инновационных преобразований и способов их финансирования.
Цели партнеров в инновационных проектах обновления и модернизации оборудования
В современных условиях процессы кооперации и интеграции тесно связаны с инновационной составляющей деятельности субъектов хозяйствования [1, с. 90] (Abakumova, 2017).
При поиске партнеров и создании партнерских сетей для проведения инновационных проектов необходимо определение целей партнеров. Установление баланса целей важно именно на первом этапе инновационных преобразований.
Так, например, партнера, ориентирующегося на цель «создание временных конкурентных преимуществ», сложно использовать для долгосрочных проектов. В таблице 1 представлены общие цели внедрения инноваций на промышленных предприятиях России и возможные партнеры в проектах такого типа.
Таблица 1
Стратегические цели инновационных преобразований
№ п.п.
|
Стратегическая
цель
|
Вид
инновационных преобразований
|
Возможные
партнеры
|
1.
|
Долгосрочные конкурентные преимущества
|
Оптимизация системы управления и производственной
системы
|
Поставщики
|
2.
|
Долгосрочные конкурентные преимущества
|
Внедрение передовых улучшающих производственных
технологий
|
Финансовые организации, органы местной
государственной власти
|
3.
|
Временное конкурентное преимущество
|
Улучшение отдельных частей процесса, отдельных
участков работ
|
Потребители, поставщики
|
4.
|
Снижение затрат, повышение качества продукции
|
Модернизация или замена устаревшего оборудования
|
Финансовые организации, органы местной
государственной власти
|
5.
|
Выпуск продукции взамен импортной (импортозамещение)
|
Разработка прототипа, выпуск пробного образца,
пробный маркетинг, разработка ценовой политики
|
Финансовые организации, органы местной
государственной власти
|
Если рассмотреть проекты внедрения инноваций на машиностроительных предприятиях России, то большинство из них направлены на стратегические цели временных конкурентных преимуществ или повышения качества. Цели достижения долгосрочных конкурентных преимуществ ставятся редко. Кроме того, инновации, внедряемые в деятельность машиностроительных предприятий, должны отвечать требованиям мировых стандартов качества [8, с. 145] (Ponomarev, Ponomareva, Zhigit, 2019).
Цепочка ценностей между партнерами «производитель – поставщик» при разработке долгосрочных преимуществ – одна из самых сложных в силу большого периода времени, необходимого для осуществления такого партнерства.
Привлечение партнеров финансовых организаций и органов местной государственной власти более целесообразно, исходя из прозрачности целей, а именно: у финансовых партеров – получение прибыли, у органов государственной власти – развитие региона, повышение его имиджа.
Существующий во всех видах бизнеса выбор между коммерческими и стратегическими интересами предполагает использование дифференцированного подхода к масштабированию значений целевых показателей с учетом отраслевой специфики.
Например, государственным предприятиям, от которых зависит обороноспособность страны и достижение технологического преимущества, необходимо ставить долгосрочные стратегические цели, формировать видение. Вертикально интегрированные предприятия при разработке инноваций ориентируются на решение проблем своей сети, относительно автономные предприятия могут фокусироваться только на достижении коммерческих целей, но достижение этих целей также может способствовать инновационному развитию.
В таблице 2 представлена группировка предприятий – производителей нефтепромыслового оборудования Тюменской области по типу проводимых изменений.
Таблица 2
Типы проводимых изменений на машиностроительных предприятиях Тюменской области
№ п.п.
|
Наименование
предприятия
|
Количество
проектов реорганизации
|
Тип
инновационных изменений
|
1.
|
ООО «Завод геологоразведочного оборудования
и машин»
|
3
|
Временное конкурентное преимущество
|
2.
|
Завод «Нефтемаш»
|
4
|
Временное конкурентное преимущество
|
3.
|
Завод «Сибнефтемаш»
|
6
|
Временное конкурентное преимущество
|
4.
|
Завод «Сибнефтегазмаш»
|
2
|
Временное конкурентное преимущество
|
5.
|
Завод «Нефтепроммаш»
|
н.д.
|
|
6.
|
ООО НПО «СибБурМаш»
|
н.д.
|
|
7.
|
Экспериментальный завод ТюменНИИгипрогаз
|
8
|
Долгосрочное конкурентное преимущество
|
8.
|
ООО «Югсон-Сервис»
|
5
|
Долгосрочное конкурентное преимущество
|
9.
|
ОАО "ГЕОТРОН"
|
н.д.
|
|
10.
|
АО «ТОЭЗГП»
|
2
|
Временное конкурентное преимущество
|
11.
|
ООО «ИПФ Вектор»
|
2
|
Временное конкурентное преимущество
|
12.
|
ООО «Статор»
|
н.д.
|
|
Основными целями модернизации заводов Тюменской области, как и по России в целом, являлись организационные изменения, связанные с изменением организационно-правовой формы и сменой собственников.
Модернизацию оборудования и освоение новых видов продукции также нельзя назвать инновационным процессом, поскольку эти изменения были связаны объективными причинами, связанными с политической ситуацией в стране (закрытие заводов в Чеченской республике, разрыв связей с Украиной и прочими).
Исключение составляет Экспериментальный завод ТюменНИИгипрогаз, который сразу создавался для испытания опытных образцов оборудования и функционировал как опытная площадка при научно-исследовательском институте. На этом заводе в 1999 г. была создана первая в мире одноцеховая установка комплексной подготовки газа. В настоящее время данная компания входит в структуру ПАО «Газпром».
Мы не приводим в исследовании иностранные заводы Baker Hughes, ООО «Бентек» и Schlumberger, которые построены для удовлетворения нужд головных предприятий. Данные заводы соответствуют мировым стандартам и выпускают конкурентоспособную продукцию.
Выявлено, что кроме непосредственного производства оборудования, некоторыми предприятиями применяются организационные и маркетинговые инновации. Машиностроение, являясь одной из крупнейших отраслей материального производства, особенно сильно зависит от продуктовых инноваций [10, с. 614] (Shukh, 2014). Так, например, ООО «ИПФ Вектор» кроме проектирования, изготовления и сдачи блочных узлов учета нефти осуществляет сбыт оборудования посредством предоставления его на основе лизинга.
Лизинг как механизм внедрения инноваций
Для разного типа инноваций нужны свои механизмы и, соответственно, инструменты. Основной причиной, обусловливающей низкую инвестиционную активность в реальном секторе, является в первую очередь отсутствие финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов [2, с. 614] (Burlakova, Skvortsova, 2018). Недоступность финансовых ресурсов, прежде всего кредитных или инвестиций, полученных на других условиях, отмечают многие авторы [2, с. 614; 6, с. 4–6; 9] (Burlakova, Skvortsova, 2018; Makoveev, 2014; Tishchenko, 2019). Внутри предприятия возможны улучшающие инновации, прорывные же инновации, носящие принципиальную новизну, в большинстве случаев приходят извне. Часто почти невозможно наладить инновационную деятельность в условиях массового производства. Важное значение имеет взаимодействие с клиентом и расширение инновационного поля в сторону удовлетворения их потребностей.
Для удовлетворения потребностей потребителей нефтепромыслового оборудования ключевыми факторами успеха являются: скорость выполнения их заказа и возможность поставки небольшими партиями. Модернизация оборудования при этом – процесс длительный, требующий долгосрочных инвестиций.
Последовательный выкуп оборудования посредством лизинга не позволяет решить эту проблему, так как часто необходимо заменить большую часть оборудования одновременно.
По нашему мнению, целесообразно объединение финансового и оперативного лизинга с использованием достоинств каждого. Механизм обновления нефтепромыслового оборудования на основе лизинга представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Системы управления процессом обновления нефтепромыслового оборудования на основе лизинга
Источник: составлено автором.
Предлагаемый нами механизм предполагает оформление оборудования, отданного в лизинг в виде залога под открытие кредитной линии.
Механизм циклический, а именно покупка нового оборудования по кредитной линии и передача его в лизинг до окончания срока лизингового договора, позволяет предприятиям-лизингополучателям заменить сразу несколько видов оборудования.
Лизингодатель имеет постоянные оборотные средства для обновления парка оборудования, которое может быть объектом сдачи в лизинг. Цикл представлен на рисунке 2.
Рисунок 2. Цикл лизингового процесса обновления нефтепромыслового оборудования
Источник: составлено автором.
Циклический механизм процесса обновления нефтепромыслового оборудования возник как ответ на неудовлетворенную потребность клиентов в одновременной замене оборудования.
Заключение
Разработанный механизм позволяет создать условия успешного функционирования и развития бизнеса в виде способности предпринимательских структур создавать и практически использовать нововведения или инновации [4, 5] (Karpenko, 2014; Kuznetsov, 2013), в данном случае – посредством создания партнерских сетей. Традиционный подход, предусматривающий последовательный выкуп оборудования посредством лизинга, не позволяет решить проблему качества выпускаемой продукции (услуг), для этого необходимо заменить большую часть оборудования одновременно.
Источники:
2. Бурлакова А.П. Скворцова Г.Г. Инвестиционное обеспечение инновационного обновления основного капитала //Вопросы инновационной экономики Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4 (52). С. 609-620.
3. Газман В. Д. Лизинг: финансирование и секьюритизация. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2011. – 469 с.
4. Карпенко О.А. Источники финансирования инновационной деятельности предприятия // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 7. – С. 40-47.
5. Кузнецов Д. В. Эффективная система лизингового финансирования: проблемы и предпосылки формирования : монография / Д. В. Кузнецов; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. – 104 с.
6. Маковеев В.Н. Инструменты активизации инновационных процессов в машиностроении региона// Вопросы территориального развития, 2014, Выпуск 4 (14), С.3-11
7. Панова Е.А. Методика оценки устойчивости инновационного развития промышленного предприятия с использованием интегрального показателя // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 12. – С. 1527-1540. – doi: 10.18334/ce.9.12.2133
8. Пономарев В.М., Пономарева С.В., Жигит А.А. Внедрение и стратегическое планирование инноваций в машиностроительных промышленных предприятиях Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2019, № 4 – с.144-150
9. Тищенко Т.В. Анализ деятельности российских институтов развития по стимулированию инноваций // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 1. – С. 105-114. – doi: 10.18334/ce.13.1.39731
10. Шух Н.С. Особенности продуктовых инноваций на рынке машиностроения //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 3 (52). С. 80-83
11. Официальный сайт завода «Нефтемаш» http://www.hms-neftemash.ru/
12. Официальный сайт завода ООО «Гром» http://zavodgrom.ru/
13. Официальный сайт завода «Сибнефтегазмаш» http://sibngm.ru/
14. Официальный сайт завода «Сибнефтемаш» http://www.sibneftemash.ru
15. Официальный сайт завода «Нефтепроммаш» http://www.npm72.ru/ru/main/
16. Официальный сайт завода ООО НПО «СибБурМаш» https://www.sibburmash.ru/
17. Официальный сайт завода Экспериментальный завод ТюменНИИгипрогаз http://tyumenniigiprogaz.gazprom.ru/
18. Официальный сайт компании «Шлюмберже» http://www.slb.ru/
19. Официальный сайт завода ООО «Бентек» https://www.bentec.com/ru/
20. Официальный сайт завода ООО «Югсон-Сервис» http://www.yugson.ru/
21. Официальный сайт завода ОАО "ГЕОТРОН" http://geotron.ru/ru/
22. Официальный сайт завода АО «ТОЭЗГП» http://www.tzgp.ru/index.php/ru/
23. Официальный сайт завода ООО «ИПФ Вектор» http://ipfvektor.ru/
24. Официальный сайт завода ООО «Статор» http://www.ctatop.ru/
25. Официальный сайт завода ООО «Сибнефтеоборудование» http://www.sibno.ru/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:34:31