Экспорт как драйвер преодоления импортозависимости в сфере машин, оборудования и транспортных средств
Андреева Е.Л.1, Ратнер А.В.2
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49225021
Аннотация:
Актуальность исследования продиктована важностью преодоления импортозависимости российской экономики. Цель: выявить на фоне высокой импортозависимости российской экономики по продукции машиностроения – её внутриотраслевую специфику, и предложить направления развития. В работе применялись статистические методы анализа: рассчитывалось по стране для продукции машиностроения в разрезе отдельных групп и позиций отношение импорта 2018-2020 гг. к производству и экспорту. Методом сравнения выявлялись ведущие по экспорту отдельных товаров федеральные округа страны и для них рассчитывалось отношение импорта к экспорту. В результате выявлено, что по большинству рассмотренных товарных групп и позиций импорт превышает производство и экспорт, но в некоторых случаях – наоборот. В частности, в отдельные годы производство превышает импорт по электровозам и вагонам, автомобилям, комбайнам, гусеничным тракторам, стиральным машинам и холодильникам, мощным электродвигателям. Ввод показателя экспорта в анализ позволяет выявить случаи успеха отечественной продукции относительно импортной, в дополнение к упомянутым: турбины паровые и газовые, железнодорожные транспортные средства в целом, суда в целом. Это подтвердило гипотезу: внутриотраслевые случаи движения в сторону преодоления импортозависимости существуют, и использование показателя экспорта вносит вклад в то, чтобы их увидеть.
Распределение среди округов отражает региональные центры относительного успеха в преодолении импортозависимости и в неоиндустриальной экспортной специализации. На базе анализа предложены направления снижения импортозависимости по продукции машиностроения и развития экспортной специализации. Результаты применимы в оценке уровня данных показателей страны и её макрорегионов для отдельно взятой категории товаров.
Ключевые слова: зависимость от импорта, оборудование и транспортные средства, производство, импорт и экспорт, ориентация на экспорт
Финансирование:
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20–010–00806.
JEL-классификация: F13, F14, F51
Введение. Импортозависимость российской экономики, в особенности по машинам, оборудованию и транспортным средствам (МОиТС), возникла еще в 1990-е годы. С этой проблемой была тесно связана сырьевая и узкая специализация экспорта. Ограничение рядом зарубежных стран отношений с российской экономикой (ввод санкций), начавшееся и усиливавшееся с 2014 г., обнажило существовавшую проблему, способствовав положительному восприятию экономическими сообществами страны мер по импортозамещению.
Ранее в рамках проекта уже была проанализирована динамика импортозависимости российского потребления в части МОиТС, а также динамика отношения импорта к производству и к экспорту в региональном разрезе. Анализ показал, что на фоне общей импортозависимости существуют региональные случаи успеха в ее преодолении, и ввод в анализ показателя экспорта помогает их увидеть. В частности, из 30 регионов, ведущих по объему производства МОиТС в 2020 г., только у 4 – отношение импорта к производству выше, чем в целом по стране (0,90), при этом у 9 регионов значения 2011–2020 гг. понизились и сохранились на низком уровне. Из 30 ведущих по объему экспорта МОиТС регионов только у 8 отношение импорта к экспорту выше, чем в целом по стране (4,4), при этом у 17 регионов значение в 2011–2020 гг. понизилось и сохранилось на низком уровне [21].
Но анализ был проведен для МОиТС в целом. Между тем регион (макрорегион) может производить и экспортировать одни МОиТС, а импортировать – другие. Кроме того, применительно к товарной структуре можно отметить методический нюанс статистического анализа: 1) в статистике данные Росстата, оценивающие объемы производства, и данные ФТС России, представляющие объем импорта, объективно измеряются различными классификаторами; 2) нелегко в случае товарных групп (2 знака ТН ВЭД) и тех позиций, которые включают очень различные субпозиции, – наглядно измерить отношение импорта к производству, так как производство публикуется в натуральном измерении, а импорт по упомянутой номенклатуре – в стоимостном. Это возлагает ожидания на показатель экспорта.
Это делает актуальной исследовательскую цель: выявить на фоне высокой импортозависимости российской экономики по МОиТС ее внутриотраслевую специфику и предложить направления снижения импортозависимости по МОиТС и развития экспортной специализации производства МОиТС.
Можно выдвинуть гипотезу: внутриотраслевая специфика преодоления импортозависимости российской экономики в части МОиТС существует, и ввод в анализ показателя экспорта вносит вклад в то, чтобы ее увидеть.
Обзор литературы. В литературе широко исследуется товарный разрез проблем как импортозависимости, так и экспортной специализации российской экономики в части продукции машиностроения.
1. Так, в части импортозамещения на примере отдельной отрасли анализируются зарубежные конкуренты российских производителей техники и прогноз производства [3, с. 72–74] (Astashova, Okolnishnikova, Gatilova, 2021, р. 72–74). Анализируются условия, при которых санкции стимулируют импортозамещение [11, с. 1677] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019, р. 1677). Оценивается емкость рынка отдельно взятой подотрасли машиностроения, но она не соотносится с импортом и производством [8, с. 186] (Vartanova, Osadchaya, 2018, р. 186). В публикации [6, с. 11–12] (Borisov, Pochukaeva, 2021, р. 11–12) спрос на МОиТС сравнивается с импортом и экспортом МОиТС, но лишь по продукции инвестиционного машиностроения в целом.
На примере анализа ряда подотраслей отечественного машиностроения по 2015 г. показано, что они не могли не только ориентироваться на экспорт, но и покрыть внутренний спрос [19, с. 81; 22, с. 27] (Odegov, Garnov, Loginova, 2018, р. 81; Rozhkov, Sukachev, Karpenko, 2017, р. 27). При этом импортозависимость может быть критичной даже в случае отдельных товарных позиций [16] (Litvinov, Savinov, Taranovskaya, 2021).
В региональном разрезе отмечается, что не всем регионам удается эффективно использовать специализацию [29, c. 54–55] (Rastvortseva, Snitko, 2020, р. 54–55). Сложно сохранять производство старопромышленным регионам [17, с. 41, 45–46] (Maltsev, Mordvinova, 2019, р. 41, 45–46).
2. Экспортная специализация исследуется в научной литературе, в т.ч. в увязке с импортозамещением [4, с. 16] (Bazhanov, Oreshko, Veselaya, 2020, р. 16). Отмечается, что в стратегиях развития МОиТС внимание уделяется не только импортозамещению, но и развитию экспорта [13, с. 139] (Korshunov, Kotovskaya, 2021, р. 139).
Отечественные производители нуждались в экспорте [23, с. 337; 30, с. 113] (Salikov, Isaenko, 2018, р. 337; Sokolov, Bazhanov, 2020, р. 113), в т.ч. вследствие импортных предпочтений российских потребителей [18, с. 1005–1006] (Novikov, Vasilyuk, Gurba, Kozenko, 2019, р. 1005–1006). Российский рынок был насыщен в большой части импортной техникой (пример – сельхозтехника [15, с. 52] (Kuzmin, Goryacheva, 2018, р. 52)). Когда же импорт ограничивался, росло не только производство, но и экспорт (пример – легковые автомобили [26, с. 28] (Stepanov, Pletnyov, 2022, р. 28)).
Экспорту может содействовать международное партнерство [12, с. 90] (Evtodeva, Danilin, 2018, р. 90). К 2021 г. установилась связка части экспорта российского машиностроения с поступившими иностранными инвестициями [9, с. 62] (Vershinin, Kirichek, 2021, р. 62), когда импорт замещается локализующимися производствами. Может переноситься и опыт организации бизнес-процессов [2, с. 54] (Andreeva, Glukhikh, Myslyakova, 2018, р. 54). Проведенный ранее авторами анализ позволил заключить, что в результате экспорт автомобилей зависим от импорта комплектующих. В литературе показано: конечный экспорт даже высокотехнологичной экономики может предполагать промежуточный импорт комплектующих [24, с. 75] (Sapir, Vasilchenko, 2021, р. 75).
Встречается и сопоставление экспорта с импортом и производством. Сопоставляется динамика производства и экспорта – в регионах с экспортно ориентированным машиностроением, но в относительно небольшом числе регионов [7, с. 323–324] (Borisov, Pochukaeva, Balagurova, Orlova, Pochukaev, 2020, р. 323–324). И наоборот, исследуются эффекты для экспорта от инновационно ориентированных инвестиций в производство [5, с. 386, 388, 390] (Borisov, Pochukaeva, 2020, р. 386, 388, 390). Соотнесение импорта с экспортом используется при построении интегрального индекса [14, с. 770–771] (Krivenko, Epaneshnikova, 2020, р. 770–771). Экспорт и импорт сравниваются, но по укрупненной структуре [10, с. 8–9] (Degtyarev, Makhmutov, 2020, р. 8–9). В частности, лишь в разрезе агрегированных товарных групп МОиТС и лишь в целом для России и в целом за диапазон лет [6, с. 11–12] (Borisov, Pochukaeva, 2021, р. 11–12).
Таким образом, товарное наполнение как импортозависимости, так и экспортной специализации страны в части МОиТС в литературе изучается, но лишь в укрупненном разрезе либо по выборочной подотрасли и выборочной группе регионов. При этом отмечается взаимное содействие между импортозамещением и развитием экспорта, и для ряда случаев – зависимость экспорта от импорта. В то же время соотнесение импорта с производством и экспортом МОиТС в товарном разрезе остается релевантным. Это актуализирует поставленную цель исследования.
Данные и методы. Анализ импортозависимости и случаев экспортной специализации российской экономики, согласно поставленной цели, осуществлялся путем расчета по стране для МОиТС в разрезе отдельных товарных групп и позиций – отношений «импорт/производство» и «импорт/экспорт» на основе данных 2018–2020 гг. (так как данные о производстве на момент проведения исследования были опубликованы только по 2020 г.). Данные о производстве брались из публикации Росстата, а об импорте и экспорте – из сервиса гибких статистических запросов ФТС России и информационной системы «Ru-Stat»: задание товаров осуществлялось по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Более подробно особенности взятия данных приведены в примечании к таблице 1. Среди результатов осуществлялся поиск наиболее импортонезависимых случаев. Товарные позиции сравнивались по данному критерию.
Методом сравнения выявлялись ведущие по экспорту отдельных товаров федеральные округа страны, и для них рассчитывалось отношение «импорт/экспорт», которое сравнивалось с общим по стране.
Результаты. Запланированное методическое обеспечение анализа было применено. Результаты анализа приведены в таблице 1. Особенности взятия данных, влияющие на интерпретацию результатов, приведены в качестве примечаний к таблице 1 (после нее). Пояснение и анализ таблицы размещены в разделе статьи «Обсуждение».
Таблица 1
Отношение российского импорта МОиТС* в разрезе отдельных групп и позиций к объему их производства и к объему экспорта (в т.ч. в федеральных округах), 2018–2020 гг.
Товарная группа / позиция (код ТН ВЭД
ЕАЭС)
|
Показатель
|
Россия
|
Федеральный округ – лидер экспорта 2020 г.
| |||||
2018
|
2019
|
2020
|
Округ – доля (в ряде случаев справочно:
следующий округ1)
|
2018
|
2019
|
2020
| ||
Механическое
оборудование (84), в т.ч.
|
И/Э2,
кратность
|
4,7
|
4,8
|
5,1
|
ЦФО
– 46% (ПФО – 28%)
|
5,2
|
5,5
|
6,7
|
Турбины паровые (8406)
|
И/Пр-во2,
дол./кВт3
|
6,6
|
18,0
|
6,2
|
УФО
– 29%
|
–
| ||
И/Э
|
0,1
|
0,5
|
0,6
|
0,1
|
0,2
|
0,3
| ||
Турбины газовые, кроме «турбо-» (8411 8(1+2))
|
И/Пр-во,
дол./кВт
|
205
|
160
|
243
|
ЦФО
– 57% (ПФО – 14%4)
|
–
| ||
И/Э
|
1,3
|
1,0
|
3,5
|
1,2
|
1,1
|
3,0
| ||
Компьютеры
и их части (847(1+330))
|
И/Пр-во
|
12
|
12
|
10
|
ЦФО
– 72% (СЗФО – 11%4)
|
–
| ||
И/Э
|
20
|
15
|
34
|
22
|
20
|
41
| ||
Холодильники
и морозильники (8418) (производство взято только по бытовым)
|
И/Пр-во5
|
0,7
|
0,7
|
0,9
|
ЦФО
– 71% (ПФО – 12%4)
|
–
| ||
И/Э
|
2,4
|
2,5
|
2,4
|
2,3
|
2,4
|
2,2
| ||
Машины стиральные (производство взято только по бытовым) (8450)
|
И/Пр-во5
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
ЦФО
– 83% (ПФО – 8%4)
|
–
| ||
И/Э
|
0,8
|
0,8
|
0,9
|
0,7
|
0,7
|
0,8
| ||
Рыхлители
и культиваторы (8432 29 10) (произв-во взято только по культиваторам)
|
И/Пр-во5
|
8,7
|
5,4
|
3,5
|
СФО
– 48%
|
–
| ||
И/Э
|
14
|
11
|
6
|
0,9
|
0,4
|
0,1
| ||
Комбайны зерноуборочные (8433 51)
|
И/Пр-во5
|
0,4
|
0,1
|
0,2
|
ЮФО
– 92%
|
–
| ||
И/Э
|
1,2
|
0,8
|
2,0
|
0,2
|
0,1
|
0,2
| ||
Станки
металлорежущие (845(8+9))
|
И/Пр-во5
|
16
|
13
|
15
|
ЦФО
– 53% (УФО – 16%4)
|
–
| ||
И/Э
|
18
|
16
|
15
|
25
|
23
|
16
|
Продолжение таблицы 1
| |||||||||
Товарная группа / позиция (код ТН ВЭД
ЕАЭС)
|
Показатель
|
Россия
|
Федеральный округ – лидер экспорта 2020 г.
| ||||||
2018
|
2019
|
2020
|
Округ – доля (в ряде случаев справочно:
следующий округ2)
|
2018
|
2019
|
2020
| |||
в
т.ч. токарные с ЧПУ (8458 11)
|
И/Пр-во5
|
3,6
|
4,0
|
1,9
|
ЦФО
– 77% (СЗФО – 16%4)
|
–
| |||
И/Э
|
19
|
37
|
28
|
68
|
36
|
23
| |||
Станки
деревообрабатывающие (8465)
|
И/Пр-во5
|
56
|
67
|
86
|
ЦФО
– 47% (СЗФО – 28%)
|
–
| |||
И/Э
|
30
|
25
|
25
|
37
|
22
|
27
| |||
Электрическое
оборудование (85), в т.ч.
|
И/Э
|
6,0
|
5,3
|
6,9
|
ЦФО
– 51% (ПФО – 16%)
|
8,1
|
6,2
|
9,9
| |
Электродвигатели
переменного тока многофазные от 750 Вт до 75 кВт (8501 52 (2+3))
|
И/Пр-во,
дол./шт.
|
756
|
815
|
795
|
ЦФО
– 46% (СЗФО – 24%4)
|
–
| |||
И/Э
|
8,0
|
7,3
|
9,4
|
8,7
|
6,2
|
10,1
| |||
Электродвигатели
переменного тока, многофазные, более 75 кВт (8501 53)
|
И/Пр-во5
|
0,76
|
0,85
|
0,78
|
СЗФО
– 34%
|
–
| |||
И/Э
|
2,4
|
2,0
|
2,5
|
0,6
|
0,9
|
1,4
| |||
Электрочайники
(8516 71)
|
И/Пр-во5
|
18
|
19
|
14
|
ЦФО
– 78% (СЗФО – 19%4)
|
–
| |||
И/Э6
|
8,0
|
8,6
|
7,8
|
7,4
|
7,9
|
7,5
| |||
Железнодорожные
МОиТС (86), в т.ч.
|
И/Э
|
0,6
|
1,1
|
0,9
|
ЦФО
– 55% (ПФО – 18%)
|
0,8
|
1,3
|
1,1
| |
Электровозы магистральные (8601 10)
|
И/Пр-во5
|
0,03
|
0,05
|
0,04
|
ЮФО
– 96%
|
–
| |||
И/Э
|
0,1
|
1,4
|
0,1
|
0,003
|
0,257
|
0,007
| |||
Вагоны пассажирские (8605) (И и Э – в т.ч. багажные)
|
И/Пр-во5
|
0,04
|
0,02
|
0,01
|
ЦФО
– 99%
|
–
| |||
И/Э
|
0,11
|
0,04
|
0,00
|
0,03
|
0,01
|
0,0005
| |||
Вагоны грузовые (8606) (Пр-во взято только по ширококолейным)
|
И/Пр-во5
|
0,03
|
0,08
|
0,05
|
ПФО
– 42%
|
–
| |||
И/Э
|
0,20
|
0,53
|
0,52
|
0,005
|
0,06
|
0,004
| |||
Прочий наземный
транспорт (87), в т.ч.
|
И/Э
|
5,6
|
5,1
|
5,3
|
ПФО
– 33%
|
2,0
|
1,4
|
1,3
| |
Тракторы
для с/х и лесного хоз-ва (8701 9(1+2+3+4+5)) (произв-во – только для с/х)
|
И/Пр-во5
|
3,1
|
3,7
|
3,2
|
СЗФО
– 82%
|
–
| |||
И/Э
|
9,2
|
10,9
|
11,1
|
2,5
|
2,9
|
2,5
| |||
Окончание таблицы 1
| |||||||||
Товарная группа / позиция (код ТН ВЭД
ЕАЭС)
|
Показатель
|
Россия
|
Федеральный округ – лидер экспорта 2020 г.
| ||||||
2018
|
2019
|
2020
|
Округ – доля (в ряде случаев справочно:
следующий округ2)
|
2018
|
2019
|
2020
| |||
Тракторы
гусеничные (8701 30)
|
И/Пр-во5
|
0,8
|
0,7
|
0,8
|
ЮФО
– 36%
|
–
| |||
И/Э
|
11,2
|
9,1
|
11,7
|
0,04
|
0,15
|
0,00
| |||
Автобусы
(из 8702
взяты
субпозиции, касающиеся автобусов)
|
И/Пр-во,
дол./шт.
|
340
|
198
|
769
|
ПФО
– 99%
|
–
| |||
И/Э
|
17
|
нет
Э
|
81
|
нет
Э; И в 2,7 раза больше Э 2020 г.
|
нет
Э и И
|
1,2
| |||
Автомобили
легковые (8703)
|
И/Пр-во5
|
0,19
|
0,20
|
0,19
|
ЦФО
– 46% (СЗФО – 32%)
|
–
| |||
И/Э
|
5,6
|
4,9
|
5,5
|
10,9
|
9,0
|
11,4
| |||
Автомобили
грузовые (8704)
|
И/Пр-во5
|
0,17
|
0,19
|
0,17
|
ПФО
– 57%
|
–
| |||
И/Э
|
1,7
|
2,0
|
2,0
|
0,4
|
0,3
|
0,2
| |||
Суда
(89), в т.ч.
|
И/Э
|
0,8
|
3,6
|
2,7
|
СЗФО
– 58%
|
0,3
|
2,4
|
0,9
| |
Прогулочные
или спортивные (8903)
|
И/Пр-во5
|
12,6
|
14,5
|
14,4
|
СЗФО
– 34%
|
–
| |||
И/Э6
|
7,5
|
1,9
|
5,9
|
4,3
|
3,0
|
5,0
| |||
Инструменты и
аппараты (90)
|
И/Э
|
3,8
|
4,0
|
5,5
|
ЦФО
– 64% (ПФО – 13%)
|
4,7
|
4,9
|
6,3
| |
*МОиТС – машины, оборудование и транспортные средства.
1Приведено в ряде случаев, и только тогда, когда лидирует ЦФО.
2И – импорт, Э – экспорт, Пр-во – производство. Размерность: число раз, если не приведено иное.
3Здесь и далее: для строки «Импорт/Производство» в случае отсутствия сопоставимого / опубликованного натурального выражения импорта – он брался в стоимостном выражении.
4Рассчитано на основе данных в стоимостном выражении из [1; 28].
5Рассчитано на основе данных в натуральном выражении из [20; 28].
6Превышение отношением «Импорт / Производство» – отношения «Импорт / Экспорт» – можно прокомментировать тем, что первое отношение рассчитано на основе натуральных значений импорта и производства, а второе – на основе стоимостных значений. Превышение может иметь место, к примеру, если международная средняя цена производимых страной изделий – выше, чем средняя цена ввозимых в страну изделий.
Цветом выделены позиции, где в целом по России импорт по крайней мере в один из рассматриваемых годов не превышал экспорт.
В случаях, где источник отдельно не приведен, рассчитано на основе данных о внешней торговле в стоимостном выражении и данных о производстве в натуральном выражении (кроме 8471 и 847330, по которым – в стоимостном) из [1; 20; 25].
Обсуждение. Характер публикуемых данных позволил рассчитать отношение импорта к объему производства только для отдельных товарных позиций, но не для групп. Для ряда товарных позиций успешным стал 2019 г.: соотношение улучшилось в пользу производства. Это культиваторы, токарные станки по металлу с ЧПУ, электрочайники, пассажирские вагоны. По наблюдавшейся величине соотношения рассмотренные МОиТС могут быть подразделены по трем категориям:
- наибольший успех в преодолении импортозависимости (где производство превышало импорт) из рассмотренных позиций наблюдается по электровозам (0,03–0,05) и вагонам (до 0,08); автомобилям, как легковым, так и грузовым (0,2); зерноуборочным комбайнам (0,1–0,4), гусеничным тракторам (0,7–0,8), стиральным машинам (0,2–0,3) и холодильникам (0,7–0,9), электродвигателям свыше 75 кВт (0,8–0,9) (табл. 1). Однако нужно отметить, что автомобили, стиральные машины и холодильники производились в т.ч. на иностранных локализованных в России производствах;
- в большей степени производство уступало импорту в случае рыхлителей и культиваторов (коэффициент – 3,5 в 2020 г., но производство взято только по культиваторам), токарных станков по металлу с ЧПУ (1,9 в 2020 г.), тракторов для сельского и лесного хозяйства (3,2 в 2020 г., но производство взято только для сельского хозяйства);
- наибольшее превышение со стороны импорта наблюдалось по компьютерам (коэффициент – 10 раз в 2020 г.), металлорежущим станкам в целом (наименьший коэффициент – 13 в 2019 г.), электрочайникам (14 в 2020 г.), прогулочным/спортивным судам (12,6 в 2018 г.), деревообрабатывающим станкам (56 в 2018 г.) (табл. 1).
Ввод в анализ показателя экспорта позволяет узнать соотношение между отечественными достижениями и размером импорта в масштабах товарных групп и большего числа отдельных позиций. По большинству товарных групп и рассмотренных позиций импорт превышает экспорт. Но в некоторых случаях – наоборот. Сюда относятся паровые турбины (коэффициент: 0,1–0,6); газовые турбины (1,0 в 2019 г.); стиральные машины (0,2–0,3); комбайны (1,0 в 2019 г.); железнодорожные МОиТС в целом (0,6 и 0,9 в 2018 и 2020 гг.), в т.ч. электровозы (0,1 в 2018 и 2020 гг.), вагоны пассажирские (0,00–0,11 в 2018–2020 гг.) и грузовые (0,20–0,53); суда в целом (0,8 в 2018 г.). Еще в ряде случае превышение импорта над экспортом – не выше двух раз. Сюда относятся газовые турбины (1,3 в 2018 г.); комбайны (1,2 и 2,0 в 2018 и 2020 гг.); электродвигатели свыше 75 кВт (2,0 в 2019 г.); железнодорожные МОиТС в целом (1,1 в 2019 г.), в т.ч. электровозы (1,4 в 2019 г.); грузовые автомобили (1,7–2,0 в 2018–2020 гг.) (табл. 1).
Часть этих наименее импортозависимых случаев, выявленных за счет ввода показателя экспорта, уже была идентифицирована через соотнесение импорта с производством. Вместе с тем выявились и новые случаи: турбины паровые и газовые, железнодорожные МОиТС в целом, суда в целом.
Для анализа региональной картины по каждой из товарных позиций были выявлены федеральные округа, ведущие по экспорту 2020 г., и для них оценено соотношение импорта и экспорта. Оно показало относительную степень импортозависимости и одновременно неоиндустриальной экспортной специализации (НЭС) округов. По большей части из рассмотренных позиций ведущим экспортером выступает ЦФО: по гр. 84 (46% экспорта страны 2020 г.), 85 (52%), 86 (55%), 90 (64%). Но другие округа тоже вносят весомый вклад, о чем свидетельствует то, что доля ЦФО незначительно превышает ½. По гр. 84 доля ПФО составила 28%, по гр. 85–86–16–18%, по позиции 8465 доля СЗФО составила 28%. Также другие округа лидируют по части из рассмотренных позиций: 8406 (УФО – 29% экспорта страны 2020 г.), 84322910 (СФО – 48%), 843351 (ЮФО – 92%), 850153 (СЗФО – 34%), 860110 (ЮФО – 96%), 8606 (ПФО – 42%), гр. 87 (ПФО – 33%), 87019(1+…+5) (СЗФО – 82%), 870130 (ЮФО – 36%), гр. 89 (СЗФО – 58%) (табл. 1).
Лидерство ЦФО можно объяснить не только размещением производств, но и тем, что столичный регион администрирует множество системообразующих производств страны, их сбыт и снабжение, а также множество чисто торговых потоков страны. ЦФО несет большую нагрузку не только по организации экспорта производств страны, но и по закупке импорта и распределению его по стране. Об этом свидетельствует то, что показатель «импорт/экспорт» во многих из рассмотренных случаях у ЦФО, несмотря на его лидерство в экспорте, не ниже (и даже выше), чем по стране в целом. Так, по компьютерам и их частям И/Э у ЦФО был 41 при 34 по стране в целом, по электрооборудованию – 9,9 при общестрановом 6,9, по железнодорожным МОиТС – 1,1 при общестрановом 0,9, по инструментам и аппаратам (гр. 90) – 6,3 при общестрановом 5,5. Исключение – лишь грузовые вагоны.
В этом плане другие федеральные округа отличаются от ЦФО: ведущая экспортная позиция МОиТС не привязана к ведущей импортной. Так, по культиваторам ведущий СФО имеет показатель И/Э 0,1 в 2020 г. при общестрановом 6; по комбайнам – ЮФО – 0,2 при общестрановом 2,0; по электродвигателям свыше 75 кВт – СЗФО – 1,4 при общестрановом 2,5; по электровозам – ЮФО – 0,007 при общестрановом 0,1; по наземному транспорту – ПФО – 1,3 при общестрановом 5,3; по сельхозтракторам – СЗФО – 2,5 при общестрановом 11,1; по гусеничным тракторам – ЮФО – 0,0 при общестрановом 11,7; по судам – СЗФО – 0,9 при общестрановом 2,7 (табл. 1).
Заключение
Итак, анализ опубликованной статистики показал, что на фоне высокой импортозависимости российской экономики по МОиТС существует внутриотраслевая специфика ее преодоления. В частности, хотя по большинству рассмотренных товарных групп и позиций МОиТС импорт превышает производство, но в некоторых случаях – наоборот (в отдельные годы: по электровозам и вагонам, автомобилям, комбайнам, гусеничным тракторам, стиральным машинам и холодильникам, электродвигателям свыше 75 кВт). Ввод в анализ показателя экспорта позволяет узнать соотношение между отечественными достижениями и масштабом импорта в разрезе товарных групп и большего числа отдельных позиций. Так, экспорт превышает импорт в отдельные годы по турбинам, стиральным машинам, комбайнам, железнодорожному оборудованию, судам. И еще в ряде случаев импорт превышает экспорт не более чем в 2 раза. Ввод показателя экспорта в анализ позволил выявить дополнительные случаи успеха отечественной продукции относительно импортной.
По большей части из рассмотренных товаров ведущим экспортером выступает ЦФО, но и другие округа тоже вносят весомый вклад. Очевидно, администрирование столичным регионом многих системообразующих производств и торговых потоков страны возлагает на ЦФО как экспортную, так и импортную нагрузку, в связи с чем И/Э у него выше, чем по стране в целом. Прочие округа – лидеры экспорта по своему товару имеют относительно низкий показатель И/Э. Это отражает региональные центры относительного успеха в преодолении импортозависимости и в НЭС, отражает потенциальные укрупненные направления развития НЭС российской экономики в региональном разрезе – каркас НЭС.
Таким образом, проведенный анализ отражает макрорегиональные центры относительного успеха в преодолении импортозависимости и в НЭС.
Это подтверждает предложенную гипотезу: в российской экономике есть внутриотраслевые случаи успеха в снижении импортозависимости, и использование показателя экспорта дополняет анализ этого, иллюстрируя наиболее импортонезависимые товарные позиции, которые в значительной степени относительно импорта страны объемах – не только производятся страной, но и имеют конкурентоспособность на внешнем рынке. Анализ соотношения импорта с экспортом предоставляет вторую «ступень» оценки успеха преодоления импортозависимости (отражает «усиленный» успех) – и одновременно оценивает степень экспортной специализации.
На базе анализа можно предложить направления снижения импортозависимости по МОиТС и развития экспортной специализации производства МОиТС:
- освоение производства моделей гражданской техники, производившейся в СССР: автомобилей, бытовой техники (стиральных машин), – без оснащения компьютерами, что снизит проблему зависимости данных производств от импорта полупроводников. Конкурентным преимуществом такой продукции, в т.ч. на рынках развивающихся стран, будет выступать ее долговечность (в т.ч. за счет упрощения оборудования), которой была известна техника СССР, а также более низкая цена (за счет отказа от компьютеров). Для изменения моделей выпускаемых двигателей с зарубежными комплектующими целесообразен прием предложений от опытных пользователей (с предоставлением действующего образца; возможно, за вознаграждение);
- содействие переориентации части ресурсов многочисленных производств автомобилей на производство сельхозтехники и станков (обоснование: производств автомобилей много – только по специнвестконтрактам с иностранным участием – 14; вместе с тем немалая часть легковых автомобилей эксплуатируется в городах не в режиме первостепенных товаров и может быть заменена общественным транспортом);
- содействие переориентации ресурсов производства телевизоров и электрочайников на производство более первостепенного электрооборудования, компьютеров для «умных» промышленных процессов (аргументация: станки и промышленные компьютеры более первостепенны; тогда как телевизоры заменяемы радиоприемниками);
- «машиностроительное освоение» азиатской части страны. Производство МОиТС 2020 г. преимущественно было обеспечено ЦФО, ПФО и СЗФО (в сумме – 81,0% от российского объема), тогда как на УФО, СФО и ДФО пришлось лишь 14,9% (соотношение экспорта МОиТС: 79,5% и 17,1%). Еще меньше пришлось на ЮФО и СКФО, однако они несут большую сельскохозяйственную нагрузку. При этом на ЦФО, ПФО и СЗФО приходится 57,8% общероссийской численности рабочей силы, тогда как на УФО, СФО и ДФО – 25,3% (2020 г.) (рассчитано по [1, 20, 21]).
Ограничение проведенного исследования в том, что отношение импорта к производству рассчитывалось на основе натуральных значений, а к экспорту – стоимостных.
Теоретическая значимость и новизна результатов анализа состоят в том, что они развивают методический аппарат оценки импортозависимости экономики посредством ввода в него сопоставления импорта с экспортом; а также развивают методический аппарат оценки уровня НЭС страны и ее регионов посредством ввода в него показателя импорта.
Результаты могут быть использованы в оценке как уровня импортозависимости, так и уровня экспортной специализации страны и ее макрорегионов для отдельно взятой товарной категории.
Источники:
2. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г. Бизнес-стратегии участия компании в предпринимательских экосистемах // Управленец. – 2018. – № 6. – c. 49-57. – doi: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-5.
3. Асташова Ю.В., Окольнишникова И.Ю., Гатилова О.Н. Маркетинговый анализ рынка технологического оборудования для отечественной лесозаготовительной промышленности // Вестник университета. – 2021. – № 6. – c. 70-76. – doi: 10.26425/1816-4277-2021-6-70-76.
4. Бажанов В.А., Орешко И.И., Веселая Л.С. Оценка экспортных возможностей машиностроения в России // Мир экономики и управления. – 2020. – № 1. – c. 5-19. – doi: 10.25205/2542-0429-2020-20-1-5-19.
5. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Инновационно-насыщенные инвестиции в машиностроении: внешнеэкономические эффекты // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2020. – № 18. – c. 380-394. – doi: 10.47711/2076-318-2020-380-394.
6. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Развивающее импортозамещение как следствие роста конкурентоспособности инвестиционной техники // Развитие территорий. – 2021. – № 2(24). – c. 10-18. – doi: 10.32324/2412-8945-2021-2-10-18.
7. Борисов В.Н., Почукаева О.В., Балагурова Е.А., Орлова Т.Г., Почукаев К.Г. Модель экспортно-ориентированного развития российского машиностроения // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2020. – № 18. – c. 316-326. – doi: 10.47711/2076-318-2020-316-326.
8. Вартанова М.Л., Осадчая Г.И. Пути реализации политики импортозамещения в рамках экономического сотрудничества со странами ЕАЭС // Государственный советник. – 2018. – № 3(23). – c. 10-15.
9. Вершинин А.А., Киричек М.О. Современное состояние и экспортная активность предприятий отечественного машиностроения // Электронная техника. Серия 1: СВЧ-техника. – 2021. – № 3(550). – c. 60-65.
10. Дегтярев А.Н., Махмутов А.Х. Перспективы развития экспортного потенциала Российской Федерации // Уфимский гуманитарный научный форум. – 2020. – № 1(1). – c. 15-26.
11. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
12. Евтодьева М.Г., Данилин И.В. Международная кооперация в гражданском авиастроении России в условиях санкций // Мировая экономика и международные отношения. – 2018. – № 8. – c. 88-96. – doi: 10.20542/0131-2227-2018-62-8-88-96.
13. Коршунов А.М., Котовская М.Г. Проблемы и перспективы развития судостроения в России // Эксплуатация морского транспорта. – 2021. – № 4(101). – c. 138-142. – doi: 10.34046/aumsuomt101/20.
14. Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. – № 3. – c. 765-778. – doi: 10.17059/ekon.reg.2020–3-7.
15. Кузьмин В.Н., Горячева А.В. Экспорт российской сельскохозяйственной техники: актуально или преждевременно? // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». – 2018. – № 5(87). – c. 51-56. – doi: 10.26897/1728‑7936‑2018‑5-51-56.
16. Литвинов Е.А., Савинов Ю.А., Тарановская Е.В. Импортозамещение в России: текущее состояние и перспективы // Международная экономика. – 2021. – № 5. – c. 324-334. – doi: 10.33920/vne-04-2105-01.
17. Мальцев А.А., Мордвинова А.Э. Ревитализация старопромышленных регионов: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 7. – c. 40-48. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-7-40-48.
18. Новиков А.А., Василюк Д.И., Гурба А.В., Козенко К.Ю. Перспективы импортозамещения на рынке дождевальной техники // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 4(49). – c. 184-189. – doi: 10.25683/VOLBI.2019.49.439.
19. Одегов Ю.Г., Гарнов А.П., Логинова Е.В. Задачи и перспективы развития отечественного станкостроения как ядра высокотехнологичного сектора экономики России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 4(100). – c. 79-86. – doi: 10.21686/2413-2829-2018-4-79-86.
20. Производство основных видов продукции в натуральном выражении. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/god17.htm (дата обращения: 21.02.2022).
21. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 21.02.2022).
22. Рожков А.А., Сукачев А.Б., Карпенко С.М. Импортозависимость в угольной промышленности и перспективы импортозамещения горно-шахтного оборудования // Горная промышленность. – 2017. – № 2(132). – c. 25.
23. Саликов Ю.А., Исаенко М.И. Концептуальный подход к развитию процесса активного импортозамещения // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2018. – № 1(75). – c. 335-340. – doi: 10.20914/2310-1202-2018-1-335-340.
24. Сапир Е.В., Васильченко А.Д. Тенденции развития экспорта промежуточных продуктов транспортного машиностроения как индикатор противостояния регионализма и глобализма в НАФТА // Теоретическая экономика. – 2021. – № 2(74). – c. 73-80.
25. Статистика внешнего сектора. Цб рф. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs (дата обращения: 21.02.2022).
26. Степанов Е.А., Плетнёв Д.А. Траектории экспортных стратегий предприятий российского транспортного машиностроения // Π-Economy. – 2022. – № 1. – c. 19-34. – doi: 10.18721/JE.15102.
27. Хрусталёв Е.Ю., Славянов А.С. Импортозависимость как угроза инновационному развитию отечественной промышленности // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – № 6(477). – c. 1000-1113. – doi: 10.24891/ea.17.6.1000.
28. Экспорт и импорт России по товарам и странам. Ru-Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://ru-stat.com/database (дата обращения: 13.04.2022).
29. Rastvortseva S.N., Snitko L.T. Regional specialization and agglomeration effects in the Russian economy // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2020. – № 3. – p. 46-58. – doi: 10.15838/esc.2020.3.69.4.
30. Sokolov A.V., Bazhanov V.A. Manufacturing industries in the Siberian macroregion under current challenges // Studies on Russian Economic Development. – 2020. – № 1. – p. 79-84. – doi: 10.1134/S1075700720010153.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:29