Цифровые технологии в банковском секторе КНР

Бекова Л.А.1
1 МГИМО МИД России

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется трансформация банковской системы КНР под влиянием глобальных процессов цифровой трансформации. Освещены наиболее важные аспекты развития банковского сектора страны в условиях цифровизации, проблемы и задачи, которые решаются кредитно-финансовыми институтами. В функционировании экономики КНР выявлена позитивная роль банковского сектора, не только опирающегося на современные возможности, предоставляемые цифровизацией, но и пользующегося государственной поддержкой. Раскрыты причины проблем применения финтеха в банковском секторе Китая – неоднородность и дестабилизация в связи с несистемным характером внутрирегионального развития. Сделан вывод о связи степени дальнейшего развития банковской системы и экономики страны с уровнем цифровой трансформации финансовой сферы

Ключевые слова: банки, цифровизация, банковская система, КНР, Китай, цифровой юань, цифровые технологии

JEL-классификация: G21, G28, Е52, E58



Введение

Банковский сектор традиционно играл важную роль в экономиках практически всех стран. Сегодня, по мере усиления степени цифровизации мировой экономики, роль коммерческих банков усиливается в связи с необходимостью обеспечения финансовыми ресурсами инновационного сектора экономики, характеризующегося более высокой степенью рисков, которым подвергаются как кредиторы, так и заемщики. Поэтому важно исследовать вопросы применения FinTech данными элементами банковской системы. Тем более что традиционные коммерческие банки становятся конкурентами технологических компаний, уже довольно длительное время активизирующими свою деятельность на мировом финансовом и фондовом рынках. [10] (Zvonova et al., 2019b)

КНР активно включилась во многие глобальные процессы – и торговые [5] (Tkachenko et al, 2021), и финансовые [16] (Khmyz, 2024), активно развивая национальную экономику [14] (Wu, 2020) и укрепляясь на мировой арене [20] (Han, 2021). Исследование практических аспектов функционирования институтов банковского сектора КНР, возможностей применения ими финансовых технологий и изменения их роли в условиях цифровизации экономики актуальны не только с научной точки зрения, но и позволяют определить наиболее перспективные направления развития банковского сектора, подчеркнуть необходимые для эффективной работы банковских институтов условия. Целью данной статьи является анализ роли банковского сектора в функционировании экономики КНР по мере нарастания использования цифровых технологий. Объектом исследования выступает банковская система Китая, предметом исследования является трансформация банковского сектора Китая в условиях цифровизации экономики.

Данное исследование будет полезно участникам внешнеторговых и финансовых отношений, контрагентам китайских участников рынка и широкой аудитории. Полученные результаты способствуют улучшению понимания механизмов функционирования банковского сектора КНР. Научная новизна предопределена исследованием новейших тенденций в банковском секторе Китая и заключается в выявлении этих тенденций и их оценке, в т.ч. с учетом интересов российских контрагентов.

При анализе исследуемой темы использовались такие исследовательские методы, как анализ научных источников, статистический анализ данных, графический анализ, описание и классификация.

Структура банковской системы КНР

Система банковских институтов КНР является важной экономической составляющей страны. Правительством был выбран курс по централизации банковской системы с одновременной либерализацией выполняемых функций. Однако особенностью является высокая степень контроля со стороны государства. В отличие от банковского сектора других стран, система банков Китая имеет более сложную структуру, поскольку состоит из трех уровней.

Первым уровнем в китайском банковском секторе выступает Народный банк Китая (НБК). Он обладает широтой выполняемых функций в экономике страны, является ее важнейшим регулятором, сопоставимым с центральными банками других государств. За Народным банком Китая закреплены такие функции как проведение денежно-кредитной политики, регулирование обращения денежных средств внутри страны, а также осуществление корректировки деятельности коммерческих банков в случае необходимости. Особую важность для Китая, как крупнейшего экспортера мира, имеет поддержание стабильного курса юаня, что и должен обеспечивать НБК . [21] (Bank of China, 2025) Однако НБК имеет куда более значительное влияние на кредитный рынок, нежели центральные банки других стран. [9] (Zvonova et al., 2019a) Помимо таких методов регулирования, как проведение операций на открытом рынке, изменение ключевой процентной ставки и изменение нормы обязательного резервирования, Национальный банк Китая осуществляет более целенаправленное регулирование деятельности коммерческих банков, что обусловлено коммунистической направленностью политического устройства Поднебесной. Однако НБК не является единственным элементом первого уровня банковского сектора. На одной ступени с ним располагаются несколько банков, имеющих стратегически важное значение для КНР.

В банковскую систему КНР входят четыре крупнейших коммерческих банка, принадлежащих государству. Они определяют расчетно-кредитную политику совместно с НБК, но в отличие от НБК используют рыночные механизмы. В связи с узкой специализацией деятельность данных банков локализована преимущественно в конкретной отрасли народного хозяйства, а их «сферы ответственности» обособлены. В четверку крупнейших входят следующие банки: «Банк Китая», «Торгово-промышленный банк Китая», «Сельскохозяйственный банк Китая», «Народный строительный банк Китая». Эти банковские институты Китая являются важнейшей составляющей, так как составляют конкуренцию иностранным банкам. Поэтому можно сказать, что банковский сектор КНР выступает инструментом, укрепляющим позиции станы в мировом сотрудничестве.

Анализируя данные, представленные в таблице 1, стоит обратить внимание на то, что занимающие первые места таблицы четыре крупнейших банка Китая обладают также крайне высокой, конкурентноспособной доходностью.

Таблица 1. Крупнейшие банки мира, 2025 г.

Название
Активы, трлн ам. долл.
Industrial and Commercial Bank of China
5,5
China Construction Bank
4,8
Agricultural Bank of China
4,4
Bank of China
4,2
Mitsubishi UFJ Financial Group
3,3
JPMorgan Chase & Co.
3,2
HSBC Holdings
3
BNP Paribas
2,9
Bank of America
2,8
Crédit Agricole Group
2,6
Источник: составлено автором по данным в [22] (Offshore-pro, 2025)

По масштабам банки КНР сопоставимы с кредитно-финансовыми институтами США, Японии, Великобритании и других стран с развитой экономикой, что способствует ускоренному развитию страны. Поэтому можно заключить о высокой конкурентоспособности банковского сектора КНР.

Вторая ступень банковской системы КНР характеризуется крайне высокой степенью диверсификации. Однако для обобщения можно обозначить следующие основные группы:

· крупные акционерные коммерческие банки;

· финансовые и лизинговые компании;

· компании по управлению активами и инвестиционные организации;

· банки в зависимости от административно-территориального деления (городские, сельские, провинциальные).

Финансовые институты, расположившиеся на третьем уровне банковского сектора, имеют меньшую значимость среди остальных, направлены на обслуживание частных инвесторов, небольших компаний. Третий уровень включает:

· кооперативы в сфере кредитования сельского хозяйства и городской экспансии;

· почтовые отделения связи.

Функциональной особенностью банковской системы Китая является наличие ограничений для коммерческих и городских кооперативных банков по некоторым операциям, касающимся приобретения производственных активов, передела и участия в собственности. В частности, на территории страны банкам запрещается:

· заниматься поручительскими инвестициями;

· проводить операции с акциями компаний;

· осуществлять вложения в недвижимость не для собственных нужд;

· участвовать в капитале небанковских организаций и предприятий.

В 2024 г. в стране были проведены многочисленные банковские консолидации. [13] (Tokareva, 2025) Порядка 300 малых сельских банков и кооперативов влились в более масштабные структуры. Всего в стране свыше 3,5 тыс банковских структур.

Современные тенденции цифровизации банковского сектора КНР

На современном этапе банковский сектор в Китае стремительно развивается, а тенденция к нарастающему расширению финансовой цифровизации в последние годы вызвана пандемией коронавируса, ставшей вызовом [12] (Sokolinskaya et al., 2020) для экономик стран всех ступеней развития.

Предпосылки цифровизации банков в КНР были созданы благодаря сочетанию административно-правовых условий, высоких технологических возможностей и сформированной национальной инфраструктуры, экосистемы. Особую роль играют коммерческие банки, ускоряющие процесс цифровой трансформации, поскольку внедряют инновационные инструменты, способствующие росту эффективности операций и повышению качества услуг. Около 75% банков Китая [6] (Kazantsev et al., 2020) разрабатывают или уже разработали свои планы по внедрению тех или иных цифровых инструментов.

Благодаря благоприятной административно-правовой среде, созданной властями, у китайских банков расширился спектр возможностей внедрения современных цифровых технологий. [3] (Vdovin, 2022) Аппарат управления направил силы и на законодательную констатацию приоритетности цифровизации банковско-финансовой сферы, отмеченной в национальных Планах развития финансовых технологий на 2019–2021 гг. [24] (PBC, 2019), 2022-2025 гг. [25] (PBC, 2012) и Механизме регулирования инноваций в сфере финансовых технологий.

В дополнение Народный банк Китая выпустил ряд нормативных правил и стандартов для ужесточения регулирования финансовых интернет-платформ и укрепления защиты от рисков финансовых технологий. Сегодня приоритетом для дальнейшей работы в финансовом секторе КНР выступает реализация «Плана развития финансовых технологий на 2022–2025 годы». Он включает восемь стратегических направлений, имеющих важное значение в контексте улучшения управления финансовыми технологиями и комплексного формирования цифровых возможностей.

На основе выбранного курса стала меняться банковская система КНР: в широкое использование вошли такие технологические направления, как большие данные [7] (Kopteva, 2023), облачные вычисления [15] (Fu, 2023), искусственный интеллект [1] (Alekseeva, 2022) и блокчейн в банковской сфере [8] (Kochergin, 2022). Их целью является сбор и обработка финансовой информации, построение моделей ценообразования и рисков, а также оценка кредитных рисков. Однако не только банковские услуги, но и их финансовые показатели, включая стоимость, скорость, надежность обслуживания, транзакции, операции и т. д., могут быть улучшены при помощи новых технологий. В результате создаются новые финансовые продукты и услуги, которые будут отличаться высокой операционной эффективностью.

Одной из главной из главных производных технологических нововведений явилась разработка собственной цифровой валюты Китая – цифрового юаня. Цифровой юань (Digital Currency Electronic Payment, DCEP) активно внедряется в банковскую систему КНР. Он был разработан Народным банком Китая в 2014 году, [11] (Rasponamarev, 2021) однако был включен в тестовые проекты лишь в 2020 году. [18] (Chizhova, 2022) В начале 2021 года шесть крупнейших банков Китая начали тестировать цифровой юань, а затем к ним присоединились более ста финансовых организаций и партнеров. На конец июня 2021 года уже было открыто более 20,8 миллионов кошельков для физических лиц и более 3,5 миллионов корпоративных кошельков, через которые были проведены транзакции на сумму примерно 5,4 миллиарда долларов США.

Цифровой юань быстро расширяет свои возможности: активно ведется работа над расширением до отслеживания распределения государственного финансирования, что поможет в борьбе с хищением и коррупцией. [8] (Kochergin, 2022). Личная информация будет запрашиваться властями только в случае подозрительных транзакций, и процедура будет проводиться строго в соответствии с законом. На июль 2022 года уже более 4,7 миллионов торговых точек принимали платежи в цифровой валюте, а общее число цифровых кошельков превышало 265 миллионов. Сделки осуществляются в различных городах и провинциях.

Многие финансисты считают, что Китай станет первой страной, которая полностью переведет всю свою валюту на разрешенный блокчейн, ведь Народный Банк Китая начал работу над цифровым юанем еще в 2014 году, и всего за семь лет Китай разработал концепцию и провел 10 тестов системы. Китайским госслужащим зарплаты начисляются в цифровых юанях.

Необходимость и перспективы финтеха в КНР

Хотя цель развития банковской системы любой страны - обеспечение стабильности финансовой системы государства, оптимизация распределения финансовых ресурсов между субъектами денежно-кредитных отношений, повышение эффективности функционирования банковских подсистем, банковская система каждой страны является уникальной, поскольку призвана соответствовать ее политическим, экономическим, идеологическим принципам. Роль банковской системы в первую очередь определяется ее типом. В ряде стран центральный банк обладает полнотой функций, поскольку осуществляет денежно-кредитную политику, устанавливает ключевую ставку, норму обязательного резервирования, а также является кредитором в последней инстанции. Однако он не является ветвью власти, осуществляет обособленную от нее регулирующую деятельность. Совершенно иным образом действует Народный банк Китая, основным акционером которого выступает непосредственно государство. Так, НБК является органом исполнительной власти, за которым закреплена задача осуществления денежно-кредитного регулирования. В связи с этим степень участия в деятельности коммерческих банков значительно выше, а рекомендации и требования со стороны НБК носят скорее обязательный характер, хотя и не всегда официально закрепленный.

В этой связи низкая степень дифференциации банковского сектора других стран является ее основным недостатком. Отсутствуют специализированные банки, обособленные инвестиционные кредитно-финансовые институты, которые были бы важным дополнением банковской системы и позволили бы ей развиваться ускоренными темпами. Необходимо расширение не только коммерческих функций, но смежных, благодаря которым банки могли бы выполнять больший спектр задач, повышающих инвестиционную активность в стране. Пока коммерческие банковские институты таких стран являются довольно автоматизированными. Коммерческие банки в Китае, напротив, имеют крайне важное значение, выполняя огромный спектр услуг, являются важной составляющей экономического развития.

Специфичное функционирование коммерческих банков Китая порождает и такое различие между банковскими секторами стран, как уровень международной экспансии. [23] (Yin et al., 2023) Китайские банки активно расширяются за пределы Китая, в то время как банки других стран имеют более ограниченное международное присутствие, и им понадобится время, чтобы расширить спектр экономического сотрудничества с другими странами в системе финансов.

Анализ банковской системы КНР позволяет сделать вывод, что наиболее важным, глобальным направлением являются финансовые технологии. Все больше расширяется спектр применения технологий больших данных, открытые коды программ, искусственный интеллект, блокчейн в поддержании национальной валюты. Страна стремится повысить эффективность за счет снижения трансакционных издержек, создания и внедрения инновационных продуктов и услуг, автоматизации некоторых процессов.

Китай особенно активно применяет новые технологии, является ведущим инвестором в финтех. Именно поэтому уровень внедрения превышает 80%. [4] (Goryan, 2022) Финтех продолжает играть весомую роль в развитии, и отмечается необходимость накопительного внедрения технологий с целью прорыва в развитии. Основной проблемой применения финтеха в банковском секторе Китая выступает его неоднородность, дестабилизация в связи с несистемным характером внутрирегионального развития. Возник финансовый разрыв между крупными финансовыми институтами и небольшими региональными банками, тормозящий применение финтеха в КНР. Тогда как в развитых странах цифровая институциализация высока. [17] (Khmyz, 2021)

С целью стабилизации финтеха Правительство КНР приняло решение вести контроль за осуществлением плана, что значительно отличается от прежнего подхода, когда финансовые технологии применялись банками свободно. Соблюдается принцип государственного лицензирования финансовых учреждений, что позволяет проводить рациональный мониторинг над крупнейшими игроками рынка.

В целом, процесс конвергенции финтеха в КНР проходит весьма успешно: проводится активная диверсификация банковских институтов, специализация проводимых операций, повышаются качество и оперативность финансовых услуг. Однако особое внимание уделяется правовому регулированию финтеха в КНР, в связи с чем были приняты Закон о безопасности данных [19] (Data Security, 2021), Закон о защите личной информации [26] (Personal, 2021) и Закон о кибербезопасности [27] (Cyber, 2016). Вышеперечисленные правовые акты позволяют регулировать деятельность в развивающейся сфере финансовых технологий, ведь кража данных представляет наибольшую опасность в цифровой среде.

Китайский опыт цифровой финансовой трансформации может оказаться полезным для РФ. У нас тоже расширяется сфера применения финтеха, хотя и не столь высокими темпами, особенно в сравнении с Китаем. Однако можно сказать, что на современном этапе банковская система РФ постепенно адаптируется, что наиболее ярко выражается в создании финансовых экосистем, имеющих положительную перспективу развития и влияния на экономику в целом. Рассматривается и возможность создания единого платежного пространства стран ЕАЭС [2] (Aleshina et al., 2021), в связи с чем страны активно сотрудничают в вопросе исследования новых возможностей финтеха, его практического применения. Первостепенными задачами, в соответствии с которыми и будет преобразовываться банковский сектор РФ, выступают обеспечение информационной безопасности, электронизация, диверсификация финансовых услуг, повышение надежности платежных систем. Выполнение поставленных задач в совокупности со специализацией деятельности коммерческих банков, расширением деятельности финтех-компаний позволит банковскому сектору России выйти на новый уровень развития, стать конкурентноспособным игроком на мировой арене.

Выводы

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что в целом банковский сектор имеет важное значение в функционировании финансовой системы Китайской Народной Республики, выступая одним из способов модернизации экономики, перехода к ее развитому типу. Центральный банк является единым институтом, выполняющим регулятивные функции. НБК КНР принадлежит государству, действует в прямом согласовании с проводимой правительством политикой.

Исследование роли коммерческих банков позволяет сделать вывод, что данные финансовые институты являются основным источником долгосрочного развития для финансовой системы страны. Но для эффективного сосуществования коммерческих банков с другими элементами банковской системы необходима специализация их деятельности, экспансия на международном уровне, в противном случае потенциал данных составляющих не реализуется в полной мере.

Банковская система КНР является дифференцированной. Ориентир функционирования отводится на коммерческую деятельность банков, инвестиционную активность. Крупнейшие банки КНР стимулируют ведение деятельности в различных секторах. Их активность крайне высока и отличается широтой выполняемых функций. Небанковские институты играют незначительную роль в связи с особенностями менталитета и устройства в КНР: правительство не выступает органом, всецело обеспечивающим нуждающиеся слои населения.

Происходит цифровая трансформация банковской системы КНР, переход к финтеху. Постепенно внедряются новые технологии, расширяется спектр предоставляемых услуг, для лучшего перехода совершенствуются цифровые валюты стран. В целом, банковская система является одним из наиболее надежных источников развития в долгосрочной перспективе.


Источники:

1. Алексеева С.А. Искусственный интеллект в инвестиционно-финансовых процессах и моделях // Финансовая жизнь. – 2022. – № 3. – c. 100-103.
2. Алешина А.В., Михайлов К.С., Падалко А.П. Финтех (fintech) и новые вопросы регулирования // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 4. – c. 112-119.
3. Вдовин А.Н. Банковский сектор Китая: цифровизация как катализатор развития и ответ на вызовы // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 783-806.
4. Горян Э.В. Национальная концепция развития финтеха: опыт Китайской Народной Республики // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2022. – № 3. – c. 129-138. – doi: 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-3/129-138.
5. Ткаченко А.А. Евразийский вектор китайской инициативы «Пояс и Путь»: территориально-экономические и правовые аспекты. - М.: КУРС, 2021. – 272 c.
6. Казанцев А.А., Киселев Д.В. Текущее состояние банковского сектора в Китае // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 6. – p. 528-533.
7. Коптева Н.П. Индустрия Больших данных: Государственная политика Китая в области регулирования Больших данных // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 11. – c. 226-231. – doi: 10.47643/1815-1337_2023_11_226.
8. Кочергин Д.А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля // Russian Journal of Economics. – 2022. – № 1. – p. 51-78. – doi: 10.21202/2782-2923.2022.1.51-78.
9. Звонова Е.А., Эскиндаров М.А. Международный кредит. - М.: Кнорус, 2019. – 432 c.
10. Звонов Е. А., Эскиндаров М. А. Международный финансовый рынок. - М.: Юрайт, 2019. – 453 c.
11. Распонамарев Д.П. Зарубежный опыт внедрения криптовалют (США, КНР и Уругвай) // Финансовая экономика. – 2021. – № 6. – c. 234-238.
12. Соколинская Н.Э., Зиновьева Е.А. Банковский сектор до и после пандемии // Финансовые рынки и банки. – 2020. – № 6. – c. 81-86.
13. Токарева А. Китай проводит крупнейшую в истории банковскую консолидацию. Frank Media. 12.02.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://frankmedia.ru/192223 (дата обращения: 23.03.2025).
14. У Ю. Участие Китая в международной экономической системе: исторические этапы и современная стратегия // Национальная безопасность / nota bene. – 2020. – № 3. – p. 1-14. – doi: 10.7256/2454-0668.2020.3.32810.
15. Фу Т. Цифровые технологии в финансовом секторе Китая // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 5. – c. 62-65.
16. Хмыз О.В. Макроэкономические и финансовые аспекты цифровой трансформации в КНР // Экономические науки. – 2024. – № 4. – c. 476-481. – doi: 10.14451/1.233.476.
17. Хмыз О.В. Цифровая институциализация на глобальном, международном и национальном уровнях // Вестник Тверского государственного университета. – 2021. – № 1. – c. 31-40. – doi: 10.26456/2219-1453/2021.1.031–040.
18. Чижова М.К. Криптовалюты и цифровые валюты центральных банков // Банковское дело. – 2022. – № 6. – c. 62-67.
19. Data Security Law of the People’s Republic of China. 2021. June, 10. [Электронный ресурс]. URL: https://digichina.stanford.edu/work/translation-data-security-law-of-the-peoples-republic-of-china/ (дата обращения: 23.03.2025).
20. Han A.S. Chinese fintech companies and their going out strategies // Journal of Internet and Digital Economics. – 2021. – № 003. – doi: 10.1108/JIDE-07-2021-003.
21. Main Business of Bank of China. Bank of China. 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.boc.cn/en/aboutboc/ab1/200808/t20080814_1601739.html (дата обращения: 23.03.2025).
22. 0
23. Top 10 Banks in the World: The Largest and Most Influential Global Banks in 2025. Offshore-pro. 2025. January, 28. [Электронный ресурс]. URL: https://www.offshore-pro.com/top-10-largest-banks-in-the-world/ (дата обращения: 23.03.2025).
24. Yin Y., Hongxin M., Wu Zh., Yue A. How Does China Build Its Fintech Strategy? A Perspective of Policy Evolution // Sustainability. – 2023. – № 10100. – doi: 10.3390/su151310100.
25. 中国人民银行印发《金融科技(FinTech) 发展规划(2019—2021年》[PBC FinTech Development Plan (2019—2021)]. 2019-08-22. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pbc.gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/3878634/index.html (дата обращения: 23.03.2025).
26. 人民银行印发《金融科技发展规划(2022-2025年)》[China’s Fintech Development Plan for 2022-2025] 2022-01-05. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2022-01/05/content_5666525.htm (дата обращения: 23.03.2025).
27..习近平:解放思想改革创新奋发进取真抓实干 在中国式现代化进程中开创云南发展新局面 [Personal Information Protection Law of the People’s Republic of China] 2021-08-04. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/index.html (дата обращения: 23.03.2025).
28. 习近平:解放思想改革创新奋发进取真抓实干 在中国式现代化进程中开创云南发展新局面 [Cybersecurity Law of the People\'s Republic of China] 2017-11-07. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/index.html (дата обращения: 23.03.2025).

Страница обновлена: 31.03.2025 в 18:05:59