Факторы, влияющие на развитие Программы долгосрочных сбережений в Российской Федерации

Логвинова И.Л.1,2, Кириллова Н.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
С 1 января 2024 года в Российской Федерации начала действовать Программа долгосрочных сбережений. Данная программа призвана решить ряд задач как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Законодательно установлено, что участие в данной программе граждан РФ осуществляется на добровольных началах. Следовательно, успешность развития Программы долгосрочных сбережений зависит от финансового поведения потенциальных участников данной программы, которое, в свою очередь, формируется под воздействием ряда факторов экономического и внеэкономического характера. В статье выявляются факторы, влияющие на финансовое поведение граждан нашей страны в отношении Программы долгосрочных сбережений; определяются факторы, развитие которых можно корректировать в сторону формирования интереса граждан к данной программе и повышения спроса на финансовый продукт, предлагаемый в рамках этой программы

Ключевые слова: Программа долгосрочных сбережений, потребительское поведение граждан, финансовое поведение граждан, финансовая грамотность, доверие российских граждан к финансовым институтам

JEL-классификация: G21, G28, Е52, E58



Введение

С 1 января 2024 года в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2023 N 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» начала действовать Программа долгосрочных сбережений (далее - ПДС) [21]. Основное содержание изменений, внесенных в законодательство Российской Федерации в соответствии с указанным законом, состоит в том, что государство создало условия для осуществления гражданами страны долгосрочных сбережений в негосударственных пенсионных фондах (далее – НПФ). Гражданин, заключивший с НПФ договор долгосрочных сбережений, называется в соответствии с законодательством участником Программы долгосрочных сбережений, а НПФ – оператором указанной программы. В рамках ПДС гражданам страны предлагается накопительно-сберегательный финансовый продукт, Суть этого продукта можно обобщенно и коротко описать следующим образом: участник регулярно вкладывает средства на свой счет в НПФ в течение длительного времени (как правило, 15 лет), а затем может получить накопленное либо в виде регулярных платежей, либо в виде единовременного платежа.

Государство установило ряд условий, привлекательных для участников ПДС, в частности, государственное софинансирование по взносам в рамках данной программы, возможность формирования сбережений за счет средств материнского капитала, обязательное страхование средств каждого участника ПДС на сумму 2,8 млн. рублей.

Право на получение участником периодической выплаты по договору долгосрочных сбережений может быть реализовано при наличии хотя бы одного из следующих условий: достижение возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин); истечение 15 лет с наиболее ранней даты заключения договора, а также в случае «особых жизненных ситуаций» (их перечень утвержден в законодательном порядке).

Программа долгосрочных сбережений призвана решить ряд задач как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. В частности, при её успешном осуществлении государство получит значительный объем так называемых «длинных денег», т.е. дополнительный инвестиционный ресурс. В то же время, каждый участник ПДС будет создавать сам для себя накопления, которые можно будет использовать как дополнительной источник средств к существованию при достижении возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин), а также в случае потери кормильца или тяжелой болезни участника Программы; если же участник заключит договор по Программе долгосрочных сбережений в достаточно молодом возрасте (например, в 30 лет), то он сможет получать выплаты в рамках данной программы ранее достижения указанного выше возраста. Следовательно, выплаты по ПДС будут способствовать решению определенных социальных задач. В связи с этим успешное развитие ПДС имеет большое значение как для каждого гражданина страны, каждого домохозяйства, так и для государства в целом.

По данным Банка России по состоянию на 22 ноября 2024 года количество договоров, заключенных по Программе долгосрочных сбережений составило 2,2 млн, сумма привлеченных средств по этим договорам — 145,5 млрд рублей [13].

Ожидаемые объемы развития ПДС прозвучали в выступлении заместителя председателя ЦБ РФ В. Чистюхина: «Участниками программы долгосрочных сбережений, запущенной в этом году, к 2030 году могут стать не менее 9 млн россиян…Мы хотели бы верить, что в программе долгосрочных сбережений будет сконцентрировано не менее 1,2 трлн. руб.» [3].

Очевидно, что на развитие ПДС влияет финансовое поведение потенциальных участников данной программы, которое, в свою очередь, формируется под воздействием ряда факторов экономического и внеэкономический характер. Представляется, что выявление этих факторов важно для определения их возможной динамики, а также средств влияния на их развитие в направлении, обеспечивающем успешное развитие ПДС.

Объектом исследования является финансовое поведение российских граждан в отношении Программы долгосрочных сбережений.

Предмет исследования – факторы, влияющие на формирование спроса российских граждан на финансовый продукт в рамках Программы долгосрочных сбережений

Цель исследования – выявление факторов, влияющих на финансовое поведение граждан Российской Федерации в части формирования спроса на финансовый продукт в рамках Программы долгосрочных сбережений.

Научная новизна состоит в выявлении динамики факторов, влияющих на формирование спроса на финансовый продукт в рамках Программы долгосрочных сбережений и возможностей влияния на формирование такого спроса путем формирования динамики выявленных факторов, благоприятной для формирования спроса на указанный продукт.

Гипотеза исследования: для формирования устойчивого спроса на финансовый продукт в рамках Программы долгосрочных сбережений необходимо обеспечить динамику факторов, положительно влияющую на такой спрос.

Методология исследования основана на комплексном и системном подходе к анализу процессов и явлений; использовались методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, классификации и группировки.

Финансовое поведение и факторы, влияющие на него

Финансовое поведение можно рассматривать как частный случай потребительского поведения. Факторы, влияющие на потребительское поведение граждан Российской Федерации в различных секторах рынка, исследуются в различных отечественных публикациях. В частности, исследуется потребительское поведение граждан нашей страны на рынке товаров и услуг в целом [15], и в более узком контексте - на рынке социальных услуг [16]; а также особенности финансового поведения населения [10].

Понятие «финансовое поведение» различными авторами определяется по-разному [1], [4], [19]. Можно, однако, выделить общее в этих определениях: финансовое поведение - это «особый вид экономического поведения, связанный с действиями населения на рынке финансовых услуг; предусматривает мобилизацию, перераспределение и инвестирование денежных ресурсов населения» [10, C-37].

Различные авторы выделяют различные факторы, определяющие финансовое поведение населения, и по-разному классифицируют данные факторы. Так, по мнению Е.Ю. Сушко, факторы, влияющие на поведение населения на рынке финансовых продуктов и услуг, делятся на личностные (способности) и внешние (возможности). К личностным относится финансовая грамотность (финансовые установки, знания и навыки) и социально-демографические характеристики (пол, возраст, семейное положение, род занятий и т.п.); к внешним – инфраструктурные возможности (наличие финансовых организаций, доступа к информации и т.п.), территория проживания и финансовые возможности (уровень дохода, необходимость улучшения жилищных условий и т.п.) [19 ].

Другой российский исследователь, В.В. Литвинова, делит факторы, влияющие на финансовое поведение человека, на внешние и внутренние [11]. «Внешние факторы, определяющие финансовое поведение, следующие: культура, доступ к финансовым консультациям (советам), демография, экономическая среда и развитие финансовой системы» [11, C.233]. В свою очередь, «внутренние факторы, определяющие финансовое поведение, делятся на интеллектуальные, социально-демографические и личностно-психологические» [11, с.231].

Первый и второй варианты классификации содержат схожие факторы, влияющие на финансовое поведение населения. Так, оба автора называют социально-демографические факторы, доступ к информации (доступ к финансовым консультациям), финансовую грамотность (культуру). В остальном указанные классификации дополняют друг друга. Представляется, что экономическая среда и личностно-психологические факторы, указанные В.В. Литвиновой, в определенных ситуациях могут играть не менее существенную роль для формирования финансового поведения российских граждан, чем финансовые возможности, указанные Е.Ю. Сушко. Хотя, на основе результатов проведенного социологического исследования Е.Ю. Сушко делает вывод, что «уровень финансовой грамотности в большей степени влияет на стратегии принятия человеком сберегательных и кредитных решений, чем размер его доходов, традиционно рассматривающийся в качестве ключевой детерминанты финансового поведения» [19, c.681].

В то же время, ни в одной из представленных классификаций не указывается такой фактор, как доверие населения - к государству и к финансовому институту, который предлагает определенный финансовый продукт, или к конкретному финансовому продукту.

Основные факторы, влияющие на развитие Программы долгосрочных сбережений в Российской Федерации

Финансовое поведение российских граждан в контексте их отношения к участию в Программе долгосрочных сбережений – это частный случай финансового поведения, а именно – финансовое поведение по отношению к конкретному финансовому продукту. При этом, сберегательное поведение рассматривается как одна из составляющих ответственного финансового поведения [6].

Необходимо, прежде всего, отметить: законодательство устанавливает, что каждый гражданин принимает решение об участии в ПДС добровольно и самостоятельно. В связи с этим успех внедрения данной программы непосредственно зависит от финансового поведения каждого конкретного гражданина. Говоря об особенностях ПДС, российские исследователи отмечают, что «в отличие от участия в корпоративных пенсионных программах гражданину придется осознать целесообразность участия в программе и самостоятельно выбрать оператора программы» [21].

Самостоятельное принятие решения о вступлении в договорные отношения с НПФ - оператором в Программе долгосрочных сбережений - является новым экономическим действием для значительной части потенциальных участников Программы. Говоря о возможном опыте взаимодействия с НПФ в предыдущие годы, эксперты отмечают: «участие граждан в формировании накоплений в НПФ не всегда носит осознанный характер. Как правило, крупные организации практикуют формирование негосударственных пенсий для своих работников в НПФ путем участия в корпоративных пенсионных программах. Подобное участие не требует от гражданина самостоятельного выбора НПФ, изучения нюансов той или иной пенсионной программы. Сам пенсионный фонд и соответствующую программу за гражданина выбирает работодатель. От гражданина требуется только принять решение присоединится к данной программе или нет (в данном случае решение зачастую принимается в зависимости от массовости участия других работников)» [21, c.170].

Можно сказать, что Программа долгосрочных сбережений определенным образом конкурирует с другими способами сбережения и накопления.

В ряде публикаций, несмотря на название, ПДС позиционируется только как программа пенсионного обеспечения. Так, В.В. Уткин и О.И. Юстус считают Программу долгосрочных сбережений новым финансовым инструментом в сфере пенсионного страхования и пенсионного обеспечения [20]. Исходя из такого подхода, авторы указывают в качестве финансовых продуктов, конкурирующих с ПДС, «действующую государственную пенсионную программу, негосударственные пенсионные программы» [21, c.173]. С таких же позиций рассматривают ПДС В.А. Ковалев и И.В. Балынин [9]. Между тем, в рамках ПДС выплаты смогут в будущем получать участники, достигшие 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины), то есть люди, еще не достигшие пенсионного возраста, установленного в настоящее время в нашей стране. Кроме того, если участник заключит договор в рамках данной программы в достаточно молодом возрасте, например, в 30 лет, он сможет получить выплаты, по истечение 15 лет с момента вступления в программу, то есть в возрасте 45 лет. Понимание ПДС только как инструмента дополнительного пенсионного обеспечения сужает ее смысл. Присутствие в названии рассматриваемой программы термина «сбережение» характеризует ее экономический смысл: длительное сбережение российским гражданином средств, которые могут быть использованы в будущем на разнообразные цели. «Сбережения – это накопленные средства, которые входят в состав доходов граждан, но не используются в целях потребления, а откладываются для будущих покупок» [17, c.155]. Являясь инструментом сбережений, ПДС вступает в конкуренцию с другими инструментами и способами сбережения, существующими в отечественной экономике. В современной экономической ситуации продукты ПДС конкурируют с такими инструментами сбережения как, например, банковские депозиты или владение объектами недвижимости (квартиры, дача и т.п.).

Успешное развитие Программы долгосрочных сбережений обусловлено в целом, теми же факторами, которые влияют на финансовое поведение граждан в целом, конкретизированными в отношении продуктов данной программы.

Представляется, что такие факторы можно разделить на три группы:

- привлекательность условий Программы долгосрочных сбережений;

- личностные факторы, влияющие на решение граждан РФ об участии в ПДС;

- доверие граждан РФ к государственным гарантиям, предоставляемым по ПДС.

Привлекательность условий программы ПДС выделяет Е.Л. Чеклаукова (называя это сильными сторонами программы) [24]. В целом оглашаясь с данным автором, уточним привлекательные стороны данной программы, к которым, по нашему мнению, можно отнести следующие её условия:

- софинансирование государством долгосрочных инвестиций граждан;

- ежегодный налоговый вычет для участников;

- возможность инвестирования по ПДС средств пенсионных накоплений, сформированных у граждан, работавших в 2002–2014 годах, за счет отчисления работодателей в размере 6% от заработной платы работников («заморожены» в 2014 году); средств материнского капитала;

- гарантированное государством страхование средств каждого участника ПДС на сумму 2.8 млн. руб.;

- возможность досрочного получения выплаты при возникновении «особой жизненной ситуации»;

- передача средств, накопленных в рамках ПДС, по наследству.

Следует отметить, что государство усилило привлекательность ПДС ранее, чем через год после начала её действия. С 13 июля 2024 года срок, в течение которого будет производиться государственное софинансирование вложений граждан по этой программе, увеличен с 3 до 10 лет (Федеральный закон от 13.07.2024 N 177-ФЗ) [23]. Следовательно, можно сказать, что данный фактор имеет положительную динамику, он развивается в направлении, усиливающем интерес граждан РФ к Программе долгосрочных сбережений.

Положительная динамика данного фактора может быть продолжена за счет расширения перечня «особых жизненных ситуаций», при которых будет возможно досрочное получение средств, вложенных в ПДС. Предлагаются, например, включить в данный перечень такие ситуации, как покупка первого жилья, оплата образования детям, установление инвалидности [9]. Представляется, что к этому перечню можно добавить также такие ситуации, как тяжелая болезнь близкого родственника (отец, мать, дети, внуки), утрата жилья в результате пожара.

Личностные факторы, как известно, оказывают существенное влияние на сберегательное поведение граждан, и в этом смысле их влияние на принятие решения об участии в ПДС не является исключением. Такие факторы можно подразделить на три подгруппы:

-социально-демографические (пол, возраст, семейное положение);

-личностно-психологические (психологический тип личности, предопределяющий склонности и поведенческие особенности);

культурно-образовательные (общий уровень образования, уровень культуры, уровень финансовой грамотности, опыт взаимодействия с финансовыми институтами, способность критически оценивать информацию о финансовой деятельности физических лиц). На социально демографические и лично-психологические факторы влиять невозможно, а вот культурно-образовательные факторы можно развивать и совершенствовать.

В Российской Федерации развитию последней подгруппы факторов уделяется значительное внимание. Так, с 2017 г. по 2023 г. работа в этом направлении велась в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы» [18].

С 1 января 2024 года вступила в действие «Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» [14]. В данной стратегии дается трактовка следующих важных терминов:

«финансовая грамотность – основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения финансового благополучия и управления финансовыми рисками;

финансовая культура – ценности, установки и поведенческие практики граждан в финансовой сфере, зависящие от воспитания, уровня финансовой грамотности, опыта принятия финансовых решений, уровня развития финансового рынка и общественных институтов;

основы финансово грамотного поведения - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности» [14].

Утверждено, что целью Стратегии «является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества» [14]. Проводится большая работа для достижения поставленной цели.

Данные «Всероссийского обследования населения по потребительским финансам» за 2020 и 2022 годы свидетельствуют, о том, что показатель финансовой грамотности статистически значимо и положительно связан с показателем ответственного финансового поведения. При этом общий уровень образования тоже значимо и положительно коррелирует с ответственным финансовым поведением [2].

По состоянию на февраль 2024 г. 70% россиян демонстрируют высокий или средний уровень финансовой грамотности, 30% – низкий [7].

Финансовая грамотность является одним из обстоятельств, формирующих доверие граждан РФ к государственным гарантиям, предоставляемым по ПДС. Но есть и другие обстоятельства, влияющие на этот фактор. Так, говоря о факторах, влияющих на потребительское поведение, Н.Ф. Солдатова отмечает, что «доверие потребителя является частью культуры потребления, проявляется в форме культурной экономической традиции и относится к национальной идентичности» [15]. Важность проблемы распределения рисков и финансовые последствия между государственными структурами, бизнесом и населением, отмечает Н.В. Кириллова [1]. [8]. Российские ученые отмечают также, что в Российской Федерации принцип взаимного финансового доверия и сотрудничества государства и общества имеет конституционную основу, но не встроен пока в систему принципов финансового права [25].

В настоящее время в нашей стране уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам не очень высок. По данным Всероссийского обследования домохозяйств, проведенного Банком России в 2022 году, 37,5% респондентов не участвовали в НПО по причине недоверия к их деятельности [2]. В то же время, государство законодательно закрепило определенные финансовые гарантии специально для участников Программы долгосрочных сбережений, оператором по которой являются негосударственные пенсионные фонды. Такие гарантии (обязательное страхование инвестиций граждан в ПДС в сумме 2,8 млн.рублей, государственное софинансирование) могут оказать существенное влияние на рост доверия потенциальных участников данной программы к деятельности НПФ именно по этой программе.

Динамика факторов, влияющих на развитие Программы долгосрочных сбережений

Факторы, обусловливающие успешное развитие Программы долгосрочных сбережений, могут развиваться как в направлении, увеличивающем интерес граждан к ПДС, так и в направлении, снижающем этот интерес. Эти факторы тесно взаимосвязаны; их влияние на развитие Программы долгосрочных сбережений может быть разнонаправленным.

Так, «главную роль в системе формирования доверия населения финансовым институтам играет информированность граждан об их деятельности» [20]. Повышение уровня такой информированности граждан о ПДС (также, как и о многих других финансовых продуктах), может быть достигнуто в рамках мероприятий по повышению финансовой грамотности, а также путем рекламирования в средствах массовой информации.

Выше говорилась об условиях ПДС, привлекательных для граждан. Такие условия широко рекламируются, при этом замалчивается информация об ограничении применения данных условий. В рекламе предпочитают не упоминать информацию о дифференциации объема государственного софинансирования в зависимости от среднемесячного дохода участника программы; об ограниченном перечне особых жизненных ситуаций, при которых есть возможность досрочно забрать свои средства из программы без потери дохода; о том, что при извлечении средств ПДС ранее установленного срока, в сложных жизненных ситуациях, не указанных в законодательстве, участник не получит средства в виде софинансирования от государства или переведенные в программу из накопительной части пенсии, а также будет вынужден вернуть налоговые вычеты. Замалчивание такой информации в рамках широкой рекламной кампании не способствует укреплению доверия потенциальных участников ПДС к этой программе, а также может способстсвовать снижению доверия к НПФ, в ходе взаимодействия с которыми гражданин будет поставлен в известность о перечисленных выше обстоятельствах.

Повышение финансовой грамотности приобретает особую важность в контексте развития Программы долгосрочных сбережений. Российские ученые отмечают, что «обязательность долгосрочного (минимальный срок участия в программе составляет 15 лет) личного финансового участия предполагает наличие у гражданина навыков текущего и стратегического финансового мышления. В равной степени, лицу необходимы компетенции, позволяющие оценить экономические риски и выгоды вложений, учесть их налоговые и прочие юридические последствия, результатом чего будет являться осознанная готовность гражданина принять такие риски либо избежать их в случае отказа от участия в программе. В связи с этим вопрос повышения финансовой грамотности населения на сегодняшний день как никогда актуален» [21, с.171]

Исследование показателей, характеризующих уровень финансовой грамотности населения Российской Федерации регулярно проводится различными российскими организациями. В частности, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) публикует на своем официальном сайте данные, характеризующие динамику индекса финансовой грамотности граждан Российской Федерации [7]. Данный индекс отражает способность человека к разумному управлению личными финансами. Этот показатель измеряется в диапазоне от 1 до 21 балла.

В 2024 году индекс финансовой грамотности россиян составил 12,77 баллов. Это значит, что относительно 2022 года значение индекса не изменилось; а относительно 2018 года (когда это значение было равно 12,12 балла) выросло на 5,3%. [7]

В 2024 году по сравнению с 2022 годом доля россиян, имеющих установку на сберегательное поведение возросла на 4 п.п.; доля россиян, стремящихся строить финансовые планы - на 3 п.п., доля россиян, стремящихся вовремя оплачивать свои счета – на 4 п.п.. Эти цифры говорят о положительной динамике развития финансовой грамотности россиян, что является благоприятным обстоятельством для развития Программы долгосрочных сбережений [7].

В то же время в 2024 году по сравнению с 2022 годом доля россиян, которые могут правильно рассчитать проценты по вклады, уменьшилось на 2 п.п. (в 2024 году она составила 46%). За тот же период доля тех, кто внимательно следит за состоянием своих финансов снизилась на 3 п.п. и в 2024 году составила 75%; доля тех, кто демонстрирует потребительское отношение к деньгам и считает, что их нужно не капитализировать, а тратить (возросла на 2 п.п. и в 2024 году составила 56%. Такая динамика указанных показателей является неблагоприятной для развития Программы долгосрочных сбережений [7].

Таким образом, динамика одной части показателей, характеризующих финансовое поведение россиян и уровень их финансовой грамотности, благоприятна для развития ПДС, в то время, как динамика другой части показателей неблагоприятна. В этой связи важное значение для формирования исключительно положительной динамики факторов, формирующих финансовую грамотность населения и, следовательно, влияющих на формирование спроса на участие в Программе долгосрочных сбережений, имеет работа, проводимая в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года».

Заключение

Программа долгосрочных сбережений, которая начала действовать в Российской Федерации с 1 января 2024 года, имеет важное значение. Российские исследователи отмечают, что «для сглаживания негативных тенденций в обществе необходима четкая, продуманная государственная политика, направленная не только на повышение уровня жизни россиян, но и на реализацию сберегательного потенциала населения для инвестиционных целей» [10, c.39]. Представляется, что Программу долгосрочных инвестиций можно рассматривать в качестве одного из инструментов реализации такой политики. Данная программа призвана стать источником дополнительного финансового обеспечения граждан в пенсионном возрасте, а также инструментом накопления гражданами средств для решения важных социальных задач в будущем периоде (например, приобретение недвижимости, оплата обучения детей, оплата, в случае необходимости, дорогостоящего лечения и т.п.). Важно также, что для российской экономики средства участников этой программы будут являться источником дополнительных инвестиционных ресурсов («длинные деньги»).

Участие в ПДС граждан РФ осуществляется исключительно на добровольной основе. В связи с этим важно проводить мероприятия, которые способствуют возникновению интереса к этой программе у граждан нашей страны. В частности, такими являются мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения. Причем здесь имеет место взаимное влияние. С одной стороны, повышение финансовой грамотности является важным фактором, способствующим тому, что граждане будут принимать решение об участии в Программе долгосрочных сбережений. С другой стороны, российские эксперты считают, что Программа долгосрочных сбережений сама является инструмент повышения финансовой грамотности [5, c.121].

Успешность данной программы зависит от доверия граждан к государству и к российским негосударственным фондам, которые являются операторами в рамках данной программы, что, в свою очередь, связано с информированностью потенциальных участников программы обо всех её условиях. В связи с этим большое значение приобретает работа по добросовестному информированию граждан о таких условиях. Такая работа ведется, но её результат проявятся на сразу. Заместитель директора департамента инвестиционных финансовых посредников Банка России В. Красинский, говоря внедрении Программы долгосрочных сбережений, отметил: «Полагаем, что на активную разъяснительную кампанию может уйти как минимум два года» [12].

Таким образом, в настоящее время проводится работа по развитию ряда факторов, формирующих интерес к Программе долгосрочных сбережений, в направлении, благоприятном для развития данной программы.

[1]


Источники:

0. Соловьева Е. А. Анализ факторов потребления и сбережения и их влияние на экономический рост страны // Финансово-экономическая аналитика в системе управления современными социально-экономическими процессами : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., г.Самара, 23 марта 2023 г. / Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), Каф. экономики инноваций ; под общ. ред Н. М. Тюкавкина. - Самара, 2023. - С. 155-159
1. Воробьев Ю. М., Ворошило В. В. Финансы домашних хозяйств в финансовой системе государства. / монография. - Симферополь: ИД «Ариал», 2020. – 232 c.
2. Всероссийское обследование домохозяйств по потребительским финансам. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ec_research/vserossiyskoeobsledovanie-domokhozyaystv-po-potrebitel-skim-finansam/ (дата обращения: 20.10.2023).
3. В ЦБ рассказали о развитии Программы долгосрочных сбережений к 2030 году. [Электронный ресурс]. URL: https://monocle.ru/2024/01/16/v-tsb-rasskazali-o-razvitii-programmy-dolgosrochnykh-sberezheniy-k-2030-godu/ (дата обращения: 15.11.2024).
4. Дудинец Л.А., Голуб Г.Г. Финансовое поведение домохозяйств и его детерминанты // Социально экономические проблемы современного периода. – 2019. – № 2. – c. 42–47.
5. Дюльдина С.А., Ерешко Н.О. Программа долгосрочных сбережений в системе экономической безопасности как инструмент повышения финансовой грамотности населения // Актуальные проблемы экономической безопасности государства и бизнеса: Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Новосибирск, 2024. – c. 117-123.
6. Зверева В., Синяков А., Шелованова Т. Финансовая грамотность и ответственное финансовое поведение российских домохозяйств. Серия докладов об экономических исследованиях. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/StaticHtml/File/162512/wp_132.pdf (дата обращения: 01.12.2024).
7. Индекс финансовой грамотности россиян – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/ (дата обращения: 17.11.2024).
8. Кириллова Н.В. Новая страховая культура // Формирование страховой культуры: финансовое просвещение и ответственны бизнес: Сборник трудов XXV Междунар.науч.-практ. Конф. (г.Москва, 4 июня 2024 г.) / Всероссийсукий союз страховщиков; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; отв. Ред. Е.В. Злобин, Н.В. Кириллова, А.А. Цыганов. – М : Прометей. Москва, 2024. – c. 62 – 66.
9. Ковалев В.А., Балынин И.А. Предложения по совершенствованию Программы долгосрочных сбережений граждан в контексте привлечения длинных денег в экономику // Экономика и инновации: Сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2024. – c. 72-76.
10. Кононцева Н.В. Особенности финансового поведения домашних хозяйств в условиях негативной макроэкономической ситуации (кризисов) // Научные записки НГУЭУ. – 2022. – № 4. – c. 37 – 40. – url: https://nsuem.ru/upload/iblock/5dd/Научные%20записки_4_2022-37-40.pdf.
11. Литвинова В. В. Финансовое поведение человека и определяющие его факторы // Журнал экономической теории. – 2020. – № 1. – c. 230-237. – doi: 10.31063/2073-6517/2020.17-1.19.
12. Маркелов Р. Минфин и Банк России ответили на популярные вопросы о новой программе долгосрочных сбережений. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/08/01/nakopitelnyj-podschet.html (дата обращения: 15.11.2024).
13. Программа долгосрочных сбережений. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/RSCI/activity_npf/program/ (дата обращения: 15.11.2024).
14. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р
15. Солдатова Н.Ф. Классификация факторов влияния на потребительское поведение в новых экономических условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 1393–1404.
doi: 10.18334/epp.12.4.114411
16. Солдатова Н.Ф. Дифференциация потребительского поведения на рынке социальных услуг // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 2. –С. 615–628. doi: 10.18334/ce.17.2.117245
17. Соловьева Е. А. Анализ факторов потребления и сбережения и их влияние на экономический рост страны // Финансово-экономическая аналитика в системе управления современными социально-экономическими процессами : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., г.Самара, 23 марта 2023 г. / Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева (Самар. ун-т), Каф. экономики инноваций ; под общ. ред Н. М. Тюкавкина. - Самара, 2023. - С. 155-159
18. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-[Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCcL4PA.pdf (дата обращения 01.12.2024). С.3
19. Сушко Е. Ю. Финансовое поведение населения и его детерминанты // Финансы и кредит. — 2017. — № 12. — С. 670–682. [Электронный ресурс] URL: https://www.fin-izdat.ru/journal/fc/detail.php?ID=70761 (дата обращения 01.12.2024)
20. Трутенко Е.В., Конищев Е.С. Исследования доверия населения к финансовым институтам: актуальные проблемы и особенности оценки. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(1):140-145. doi: 10.26794/2226-7867-2024-14-1-140-145
21. Уткин В.В., Юстус О.И. Программа долгосрочных сбережений граждан как инструмент финансовой солидарности государства и общества // Интерес вчера, сегодня и навсегда...Сборник научных работ. Выпуск 3. Тверь: Тверской государственный университет, 2024. С.167-174. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=63620875&pff=1 (дата обращения 01.2.2024)
22. Федеральный закон от 10.07.2023 N 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49514 (дата обращения 01.12.2024)
23. Федеральный закон от 13.07.2024 N 177-ФЗ (ред. от 29.10.2024) О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480722/ (дата обращения 01.12.2024)
24. Чеклаукова Е.Л. Сильные и слабые стороны Программы долгосрочных сбережений. Современные технологии и научно-технический прогресс. 2024. № 11. С. 385-386.. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=gmxwar (дата обращения 01.12.2024)
25. Юстус О.И. Некоторые аспекты трансформации принципов финансового права в условиях санкционного давления // Система финансового права в условиях цифровой трансформации экономических отношений: доктрина и правовая реальность: Материалы Междунар. научно-практ. конференции. М., 25 ноября 2022 г. М.: РГУП, 2023. 488 с (с. 225-232). [] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=fzwmck (дата обращения 01.12.2024)

Страница обновлена: 13.03.2025 в 11:21:23