Критерии отбора инновационных разработок в агропромышленном комплексе для первоочередного финансирования

Денисов В.И.1, Тулупов А.С.1
1 Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследованы возможности оценивания значимости направлений инновационного развития АПК в народном хозяйстве России, предложены принципы их ранжирования в соответствии со спросом на производимые средства производства с инновационными характеристиками, предъявляемым потребителями инновационной продукции – предприятиями АПК. Обоснована необходимость государственной финансовой и организационной поддержки предприятий АПК в целях ускорения инновационного развития. Помощь государства в рассматриваемой области развития АПК должна предоставляться в дополнение или в русле традиционного спонсирования хозяйств II-ой сферы АПК, имеющего целью укрепление их экономического положения. Принцип отбора вариантов финансирования показан на примере расчета для групп предприятий АПК в областях Нечерноземной зоны Европейской части РФ.

Ключевые слова: инновационное развитие, агропромышленный комплекс, государственная поддержка

JEL-классификация: Q12, Q13, Q14, Q18, O31, O32



Введение

Решение проблемы научно-технологического обновления аграрно-промышленного хозяйства России вписывается в общий процесс поиска оптимального направления инновационного развития реального сектора экономики, в том числе сферы его материального производства.

В исследовании выбраны три ориентира инновационного развития АПК, относимые к числу наиболее важных (приоритетных) его целей:

а) повышение экономической эффективности производства АПК;

б) достижение высокого уровня экологической защиты и безопасности производства для людей, естественной среды и природных ресурсов, относящихся к категории трудновоспроизводимых средств производства;

в) гарантия ускоренного инновационного развития.

Все три цели тесно взаимосвязаны либо непосредственно, либо - через связующие этапы реализации общей программы инновационного развития. Таким образом, предусмотрено получение конкретных результатов. При этом инновационное развитие представляется не как самоцель, а как средство их получения.

Цели отличаются по специфике поставленных задач их достижения. Важно видеть неизбежные известные их противоречия по отношению друг к другу, не исключая при этом их общности в решении задачи общественного развития и соответствия общенациональным интересам.

Примеры таких противоречий известны. Их неизбежность свойственна законам функционирования сложных социально-экономических систем [7,9]. В исследуемой нами области инновационного развития АПК известна полярность интересов покупателя и продавца (потребитель-производитель) в отношении уровня цены реализации продукции; известны сложности совмещения целей интенсификации производства и соблюдения экологических норм, защиты не только здоровья людей, но и самого производства и его естественных ресурсов – земельных, водных, биоресурсов [2,4].

На схеме 1 показаны в общем виде цели и связи решений названных задач АПК.

Рис 1. Цели и связи решения задач АПК.

Источник: разработка авторов.

Отмечаются прямые и обратные связи результатов осуществления программы научно-технологической реконструкции АПК. Выделены области решений с наибольшим числом связей, среди которых доминируют блоки инновационного развития АПК и повышения качества жизни. А также – отдельные, но не менее важные решения – «Ускорение инновационного развития», когда время, отпущенное на создание конечного продукта, имеет статус необходимого стратегического ресурса. Важное значение имеет промежуточная цель – повышение качества управления производством и уровня его организации, тесно связанная с научно-технологическим развитием. Достижение этой цели обеспечивает эффективное использование производственных ресурсов с конечной целью получения максимального объема реализации продукции при минимуме затрат [1]. Не ставится задача оценивания престижности задач. Необходимы решения каждой из них.

Далее мы рассмотрим возможные подходы к решению поставленных задач.

Блок «Повышение экономической эффективности производства» на схеме 1 дает начало общему исследованию возможностей инновационного развития АПК и ожидаемых его результатов.

Решение задач инновационного развития возможно при финансовой поддержке государством предприятий АПК, осваивающих высокопроизводительные инновационные технологии. Привлечение частного и корпоративного капитала, а также импорт высокотехнологичных средств производства и продуктов в настоящее время затруднены в условиях научно-технической и экономической изоляции страны. Государственная финансовая поддержка инновационных разработок, особенно в реальном секторе, включающем аграрно-промышленное производство, может стать решающей в реализации социально-экономической программы импортозамещения, и в конечном счете – в достижении продовольственной безопасности.

Уровни инновационного развития хозяйствующих субъектов АПК

Одним из главных сопутствующих признаков активного инновационного роста является высокий уровень управления производством и его организации [12]. Результатом соответствия этим признакам является высокая экономическая эффективность производства.

Показатели, характеризующие эти параметры, взаимозависимы и могут быть выражены количественно.

В табл.1 показаны различия результатов производства по трем группам сельскохозяйственных предприятий в областях нечерноземной зоны Европейской части РФ, имеющих сходные природно-экономические условия хозяйствования – Калужская, Смоленская, Новгородская, Тверская, Владимирская, Рязанская, Тульская области [1] (предприятия «Хуторок», «Балтутино», «Роса», «Тропарево», «Рассвет», «Стан», «Малинки» и др.) Всего 286 хозяйств. Показатели рассчитывались для периода 2005-2022гг. в Центральном экономико-математическом институте РАН по статистическим данным, полученным от специалистов сельскохозяйственных департаментов администраций областного управления.

Признаком принадлежности хозяйств к группам являлось значение показателя стоимости основных средств производства, имеющих свойства высоко-производительных инновационных продуктов. Среди них учитывалось применение новейшей сельскохозяйственной техники (посевной, уборочной, техники переработки зерна, кормов и т.д.); использование новейших марок оборудования цехов переработки продукции, холодильников, торгового оборудования; освоение новых инженерных решений в работе ирригационно-мелиоративных систем; использование элитных семян растений и пород скота, биологических средств защиты растений, приборов электронного зондирования почвы, использование новых технологий кормопроизводства и т.д. Степени обеспеченности этими средствами увеличиваются от I–ой группы к III–ей.

Таблица 1

Сравниваемые показатели производства и инновационного развития по группам предприятий в среднем за 2000-2022 гг.


Показатели производства
Группы хозяйств
I
II
III
1
Средства производства с инновационными характеристиками, млн. руб. на 100 га сельхозугодий
1,3
2,8
4,3
2
Показатели, характеризующие качество управления и организации производства:

Запаздывание сроков уборки зерновых культур, % к требуемому сроку
15,5
17,0
0,0
Запаздывание сроков посева зерновых, % к требуемому сроку
2,3
1,9
0,0
Запаздывание сроков уборки картофеля, % к требуемому сроку
4,7
3,2
0,0
Запаздывание сроков посадки картофеля, % к требуемому сроку
8,1
2,6
4,0
Падеж крупного рогатого скота, % от численности поголовья
4,2
2,7
0,0
Падеж свиней, % от численности поголовья
6,4
1,8
2,0
Потери продукции растениеводства, % от урожая на корню
17,0
11,5
3,0
Потери продукции животноводства, % от живого веса
6,3
4,8
0,8
Текучесть кадров специалистов и работников в полеводстве и животноводстве, % уволенных от среднесписочного состава
10
6
5
3
Результативные показатели производства:

Валовой выпуск продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий, млн.руб.
18,6
21,0
23,9
Чистый доход на 100 га сельскохозяйственных угодий, млн.руб.
0,7
8,6
9,0
Рентабельность производства, %
3,9
5,7
5,9
Задолженность по кредитам, %
14,4
11,7
0,0

Источник: рассчитано авторами на основе данных сельскохозяйственных департаментов администраций областного управления, [10,11].

Признаком отнесения средства производства к категории инновационных продуктов являлось значительное повышение производительности труда по сравнению с использованием прежней техники, оборудования: увеличение выработки за смену (в гектарах – для тракторов, уборочных машин, сеялок, культиваторов и т.д.; в центнерах, тоннах, литрах и т.д. – для переработки продукции мясокомбинатов, молокозаводов, цехов переработки и т.д. [5]. Учитывались также удлинение срока службы, удобства, безопасности и комфортность рабочего использования средств производства.

Данные таблицы обнаруживают рост показателей экономической эффективности (п.3 в табл.1) при повышении качества управления и организации хозяйства (п.2), уровня освоенности высокопроизводительных средств производства, имеющих характеристики инновационных продуктов и технологий их использования (п.1). Зависимость экономических результатов от активности применения инноваций в производстве может быть не столь последовательна в стабильности и силе связи. Однако, она заметна. Можно предположить, что отклонения от тренда предполагаемой зависимости обусловлены действием других факторов – колебанием метеоусловий по годам исследуемого периода и областям, различием уровней организации производства и т.д.

Концептуально и методически правильным является учет ряда таких важных характеристик продвижения в инновационном развитии, как использование в хозяйственном управлении технологий прогнозирования внешнеэкономических условий, влияющих на динамику рынка продукции, средств производства [6]. Однако, вследствие малочисленности доступных наблюдений в практике обращений и использования такого рода помощи хозяйствам от специалистов в области разработки цифровых технико-экономических алгоритмов, учет распространенности такой практики пока затруднен.

Можно также с достаточной уверенностью заключить, что зависимость итоговых показателей хозяйственной деятельности от вовлеченности в инновационный процесс, отмеченная для сельскохозяйственного производства на значительной территории Европейской части Российской Федерации, характерна для предприятий АПК на всей ее территории.

Предметная область освоения высокопроизводительных технологий

Возвращаясь к анализу возможностей участия государства в финансировании инновационного развития предприятий АПК, необходимо определить потребности в конкретных видах средств производства, сырья, материалов, имеющих инновационные технологические и экономические характеристики. Важно также выявить возможности потенциальных производителей инновационной продукции в ее изготовлении, использовании конструкторских разработок, импорте технологий, готовых изделий и материалов.

В таблице 1 были показаны (верхняя строка) освоенные в настоящее время общие объемы средств производства с инновационными свойствами. Их расшифровка с использованием названных выше информационных источников показывает предметный перечень инновационных средств производства и их доли (по стоимости) в каждой группе (табл.2).

Таблица 2

Средства производства с инновационными характеристиками по группам предприятий в среднем за 2000-2020 гг., в % к общей сумме по стоимости


Средства производства с инновационными характеристиками
Группы хозяйств
I
II
III
I-я сфера АПК:
1
Тракторы, комбайны, сельскохозяйственные орудия
2,8
32
33





II-я сфера АПК:
2
Элитные семена
0
2
3
3
Элитные породы скота
4
4
4
4
Средства химической и биологической защиты, минеральные удобрения
6
3
1
5
Кормопроизводство
5
0
1
6
Осушительные системы
7
3
1
7
Орошение
1
3
2
8
Лаборатории искусственного климата
0
0
2
9
Электронное зондирование почвы
0
1
1
10
Селекционные исследования в растениеводстве
5
3
4
11
Селекционные исследования в животноводстве
0
3
4
III-я сфера АПК:
12
Оборудование цехов переработки продукции
12
14
15
13
Холодильные установки
4
5
6
14
Элеваторы, хранилища
4
5
3
15
Торговое оборудование
1
2
1
16
Энергетические установки
13
14
15
17
Высокопроизводительные птицефабрики
10
6
4

Источник: рассчитано авторами на основе данных сельскохозяйственных департаментов администраций областного управления, [10,11].

Состав и удельные веса разных инновационных средств производства примерно одинаковы по группам. Существенные различия наблюдались в абсолютных объемах (по стоимости) использования (табл.1). Если считать, что хозяйства заинтересованы в активном переходе на производство с использованием высокопроизводительных технологий при оказании государством финансовой помощи на их приобретение и освоение, то можно установить требующиеся дополнения (или замену в полном объеме) в обеспеченности этими средствами. Объемы таких дополнений должны быть пропорциональны запросам предприятий, возможностям частичной оплаты, вероятности успешного освоения технологий и т.д. (разные критерии отбора предприятий на финансирование их инновационного развития). И должны быть ограничены известной суммой выделяемых бюджетных средств.

Названные ориентиры установления получателей и размеров помощи не являются единственными. Их дополнением может быть оценивание вариантов использования приобретенных ранее - до покупки, или собственного изготовления средств производства. В частности, важными показателями являются нормативный срок службы технических средств, оборудования, время их приобретения и оставшийся срок пользования до выбытия [8].

Xij = Ti - Yij , (1)

где: Xij – оставшийся срок службы до выбытия средства производства i в хозяйстве j, лет;

Ti – нормативный срок службы средства производства i, лет;

Yij – год приобретения (освоения) средства i хозяйством j.

Известные значения вышеприведенных показателей по нормативам и фактическим данным для обследуемых хозяйств показывают существенные их (показателей) различия для разных инновационных средств производства. Заметно это разделение для двух категорий. Условно назовем их А и Б. А – технические средства производства: сельскохозяйственные машины и орудия, энергетические установки, погрузчики, элеваторы, оборудование цехов переработки продукции и т.д. Все они относятся к категории основных средств производства.

Б – различные виды, также инновационных, средств производства, относящихся как к основным, так и оборотным средствам: элитные породы скота, сорта семян и посадочного материала, средства защиты растений и т.д. (табл.2). Для них нет ограничения срока службы ввиду либо естественной непрерывной сменяемости биологических составляющих этих средств, либо – ежегодного приобретения и расходования средств (семена растений, удобрения и т.д.).

В каждой группе хозяйств различны как оставшиеся сроки службы Xi по предприятиям, так и объемы использования средств производства категории Аi. Выбытие из производства средства i требует его восстановления путем покупки за счет собственных финансовых ресурсов, либо – кредита. Таким образом, становится определенной зависимость предприятия j от государственной помощи в приобретении инновационного средства производства i. Данное обстоятельство должно учитываться при распределении фонда поддержки инновационного развития, чтобы предприятие j обеспечивалось финансовым ресурсом с учетом цены приобретаемого средства производства i и договорной суммы отчисления предприятием в соответствии с его участием в покупке.

В качестве примера подготовки данных для таких расчетов [2] рассмотрим таблицу 3.

Таблица 3

Оставшийся срок службы (лет) до выбытия основных средств производства [3] в группах хозяйств


Средства производства с инновационными характеристиками
Группы хозяйств
I
II
III
1
Тракторы, комбайны, сельскохозяйственные орудия
2
3
4
2
Энергетические установки
3
2
4
3
Оборудование цехов переработки продукции
3
4
5
4
Холодильники
4
6
8
5
Элеваторы, хранилища
5
8
9
6
Торговое оборудование
4
5
6
7
Птицефабрики
3
4
5

Источник: оценка проведена авторами на основе данных сельскохозяйственных департаментов администраций областного управления, [10,11].

Данные в таблице показывают наибольшую востребованность предприятий I-й и II-й групп в сельскохозяйственной технике, оборудовании цехов переработки продукции, технической и энергообеспечивающей оснащенности птицефабрик. Это может быть одним из аргументов установления первоочередности финансирования этих предприятий в двух группах в размере договорной суммы выплаты, пропорциональной стоимости недостающих технических средств уже по ценам инновационной продукции.

Другим критерием выбора финансируемых хозяйств среди общего их множества может стать вероятность выполнения заказа производителем инновационного продукта, вероятность экономически эффективного, грамотного его использования получателем. В нашем примере – предприятием II-й сферы АПК. Помощь государства в рассматриваемой области развития АПК должна предоставляться в дополнение или в русле традиционного спонсирования хозяйств II-ой сферы АПК, имеющего целью укрепление их экономического положения. Принцип отбора вариантов финансирования показан на примере расчета для групп предприятий АПК в областях Нечерноземной зоны [4] Европейской части РФ.

Критериями выбора также могут стать согласие покупателя – любого предприятия АПК на частичную оплату приобретения или собственного изготовления инновационного продукта – средства производства. Такое предприятие попадает в список первоочередного финансирования.

Но наиболее весомым аргументом в такого рода выборе должно стать число заявок от предприятий на получение (покупку) средства производства или их комплекса с инновационными характеристиками. Заявки должны быть собраны от предприятий группами экспертов и рассмотрены на экспертных советах, организуемых по отраслевому принципу.

Чтобы сделать предлагаемую схему выбора вариантов финансирования (определить победителей конкурса) более формализуемой, т.е. превратить схему в алгоритм, понадобится каждый признак (нуждаемость получателя в инновационном продукте; надежность производителя – вероятность выполнения заказа и т.д.) оценить по значимости (оценка полезности). Но и здесь – не обойтись без экспертов. Задача (модель) при этом не уйдет из класса (категории) комбинаторных задач, комбинаторных методов решения, близких методу решения задач посредством человеко-машинного диалога (имитационного моделирования).

Оценивание значимости заявок (на производство и на выкуп инновационного продукта) усиливает позицию многокритериального подхода к решению задачи выбора.

Выводы

Цели инновационного развития не ограничиваются общим, часто обозначаемым в научных разработках определением (хотя и верно формулируемым) – создание нового продукта, передача и абсорция знаний; переход на новую технологию, новые услуги в рамках концепции инновационного развития и т.д. Названные ориентиры являются идентичными. А главное – промежуточными, и лишь отчасти соответствуют общей цели общественного развития. На примере инновационного развития аграрно-промышленного производства России конкретизированы его конечные цели, где выход на тренд желаемых научно-технологических результатов предваряет достижение итоговых целей, среди которых - ощутимый вклад АПК в стабильное улучшение качества жизни, достижение продовольственной безопасности. Подразумевается при этом достижение промежуточных (сопутствующих) результатов, улучшающих макроэкономические показатели: рост ВВП, занятости; снижение инфляции. Особенно важно при инновационном развитии АПК замедление роста цен в наименее защищенном от рецессии сегменте – розничной торговле на продовольственном рынке.

Результаты научного исследования взаимосвязи уровней инновационного развития предприятий АПК и экономической эффективности их производства подтверждают наличие такой связи. Исследование проведено на обширной территории Центрального федерального округа, являющегося одним из крупнейших сельскохозяйственных районов Европейской части РФ, за период 2000-2022гг. Масштаб исследований позволяет признать достоверным вывод о наличии взаимосвязи конечных результатов хозяйствования, организации производства и уровня инновационного развития АПК.

Предложенный в данной работе принцип поэтапного государственного финансирования инновационного развития наиболее приоритетных видов продукции АПК и его средств производства с отбором вариантов финансирования на конкурсной основе учитывает объективное множество общественно значимых характеристик производителей, получателей, а также самой инновационной продукции. Такой подход позволяет оптимизировать расходование национальных ресурсов, в том числе – ресурса времени на производство и освоение инновационного продукта в условиях геополитических обострений и внешней экономической блокады страны.

[1] В данную выборку не вошла Московская область, сельское хозяйство которой отличается по условиям производства, специализации и результатам от других областей.

[2] В расчетах важен учет данных о суммах выделяемых общебюджетных и региональных средств поддержки на инновационное развитие и паритетных договорных долях участия между предприятием и фондом.

[3] Все технические средства производства, в том числе инновационные и устаревшие, приобретенные ранее.

[4] В общей сложности в Нечерноземье входят 32 субъекта федерации, в том числе 22 области, 6 республик, 1 край, 1 автономный округ и два города федерального значения.

Площадь составляет 2411,2 тыс. км². (https://руни.рф/Нечерноземье).


Источники:

1. Денисов В. И. Концептуальный взгляд на поддержку инновационной экономики аграрного хозяйства в России // Управление наукой: теория и практиканаукой: теория и практика. – 2020. – № 3. – c. 102-112. – doi: 10.19181/smtp.2020.2.3.6.
2. Денисов В.И., Тулупов А.С. Перспективы инновационного развития предприятий агропромышленного комплекса России // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 3. – c. 581-590. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121144.
3. Денисов В.И., Тулупов А.С. Инновационный подход к принятию решений народнохозяйственного уровня (на примере агропромышленного производства) // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 1. – c. 9-22. – doi: 10.18334/ppib.9.1.114330.
4. Денисов В.И., Тулупов А.С. Экономическая и социальная направленность возможного совершенствования аграрной политики в России // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 3. – c. 229-248. – doi: 10.18334/ppib.8.3.112256.
5. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность. - М.: Памятники исторической мысли, 2014. – 285 c.
6. Улин Б. Межрегиональная и международная торговля. / Монография. - М.: Дело, 2004. – 416 c.
7. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. - М.: Советское радио, 1969.
8. Самыгин Д.Ю., Барышников Н.Г., Мизюркина Л.А. Проектная модель развития аграрной экономики. Продовольственный аспект // Экономика региона. – 2017. – № 2. – c. 591-603. – doi: 10.17059/2017-2-23.
9. Федоренко Н. П., Майминас Е.З. К организации процессов принятия экономических решений // Вопросы экономики. – 1971. – № 3.
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.01.2025).
11. International Trade Centre. [Электронный ресурс]. URL: https://intracen.org (дата обращения: 05.01.2025).
12. Magrini M., Galliano D. Agglomeration economies, firms spatial organizational and innovation performance: some evidence from the French industry // Industry and Innovation. – 2012. – № 7. – p. 607-6300. – doi: 10.1080/13662716.2012.726809.

Страница обновлена: 07.04.2025 в 11:32:31