Государственное регулирование туризма в России: современные тенденции и перспективы

Кучумов А.В.1, Еремичева П.Ю.1, Богданов И.Ю.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается государственное регулирование туристической отрасли в России. Авторы подчеркивают важность развития внутреннего туризма, как альтернативы зарубежным поездкам, а также его значительный вклад в экономику страны. Исследование включает анализ статистических данных, показывающих рост туристических поездок и вклад туристского сектора в валовой внутренний продукт. В работе отражены инструменты государственной поддержки, такие как налоговые льготы и программы субсидирования, а также роль государственно-частного партнерства в развитии туристической инфраструктуры. Авторы выделяют ключевые национальные проекты, направленные на поддержку туризма, и подчеркивают необходимость стратегического планирования на различных уровнях — от федерального до местного. В результате исследования выявлены закономерности в стратегировании развития туристического сектора, что позволяет определить его, как приоритетное направление для дальнейшего экономического роста и повышения его конкурентоспособности.

Ключевые слова: государственное регулирование в туризме, туризм, стратегирование, туристский сектор, государственное управление, стратегическое развитие

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



Введение

Туристский комплекс России развивается стремительными темпами, что обусловлено мультипликативным эффектом, повышением экономической и территориальной доступности туристского продукта в стране в связи с тем, что внутренний туризм послужил альтернативой поездкам за рубеж. Туризм стал одним из образующих секторов экономики, учитывая его влияние на рост доходной части регионального бюджета, повышение его роли в развитии смежных отраслей, популяризацию нишевых видов туризма, распространение социально-культурных трендов и т.д.

Вклад статьи проявляется в систематизации знаний о современных тенденциях и перспективах развития туристической отрасли в России. Исследование включает анализ статистических данных, что позволяет выявить закономерности в стратегическом планировании и определить туризм, как приоритетное направление для экономического роста. Статья освещает инструменты государственной поддержки, такие как налоговые льготы и программы субсидирования, а также роль государственно-частного партнерства в развитии туристической инфраструктуры. Цель статьи заключается в анализе государственного регулирования туристической отрасли в России, с акцентом на развитие внутреннего туризма как альтернативы зарубежным поездкам. Авторы подчеркивают важность туристского сектора для экономики страны, выделяя его значительный вклад в валовой внутренний продукт и рост доходной части региональных бюджетов.

Научная новизна статьи заключается в разработке новых подходов к стратегическому планированию в туристическом секторе, учитывая не только экономические, но и социальные и культурные аспекты, что позволит более полно оценить влияние туризма на развитие регионов и страны в целом.

Авторская гипотеза сформулирована следующим образом: «Эффективное государственное регулирование и поддержка туристической отрасли в России, основанные на принципах государственно-частного партнерства, способствуют не только росту туристических потоков, но и устойчивому экономическому развитию регионов».

Материалы и методы исследования

Вопросы определения специфики государственного регулирования развития туристского комплекса в России в разное время находили отражение в трудах ученых. В качестве особенно ценных работ, рассмотренных в процессе исследования, стоит выделить статьи авторов Зигерн-Корн Н.В. [6], Коваленко В.В. [7], Леонидовой Е.Г. [10], Магеррамовой Ф.Э. [11], Балашова А.И. [11], Романова Г.М. [20], Ветитнев А. М. [20], Диманш Ф. [20]. В числе ресурсов, использованных в процессе аналитической работы важно отметить официальный ресурс Российского Союза Туриндустрии (РСТ), сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат), интернет-портал Правительства Ленинградской области.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе написания статьи применялся ряд таких методов, как:

- систематический анализ;

- статистический анализ;

- онтологический анализ;

- конкретизация;

- формализация.

Результаты исследования

Эксперты подчеркивают, что 2024 год стал рекордным с точки зрения результатов статистических исследований, т.к. количество туристских поездок в России составило порядка 92 млн [1]. Были проанализированы значения показателя доли добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП Российской Федерации (рис. 1).

Рис. 1 – Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии в ВВП Российской Федерации

Источник: составлено авторами по [19]

Туризм, как сектор экономики вносит значительный вклад во внутренний валовый продукт в связи с тем, что деятельность по продаже услуг, инфраструктурный рост и развитие кадрового потенциала определяют положительные изменения в значении показателей по многим другим отраслям и секторам, которые являются весомой частью национальной экономики (таможенный сектор, транспорт и логистика, промышленность, культура и искусство и т.д.).

Безусловно, в настоящий период времени особое значение обретает вопрос развития внутреннего и въездного туризма в стране в силу переориентации политики ведения программ, связанных с поддержкой комплекса в силу непредсказуемой динамики геополитической обстановки в мире.

Рис. 2 – Количество въездных туристских поездок в России

Источник: составлено авторами по [12; 17; 18] [2], [3]

Анализируя показатель въездных туристских прибытий, следует заметить, что динамика его изменений за последний период сравнительно позитивная. Однако, несмотря на этот факт, туристский сектор в своем прогрессивном росте не достиг докризисных показателей, сравнительно с тем же 2019 годом.

Отсюда следует, что поддерживающая роль туризма в контексте экономического развития территорий позволяет определять его в качестве одного из приоритетных секторов для дальнейшего развития. В этой связи стоит говорить не только о конкурентоспособности государства на международной арене, но и о стимулировании движения денежных потоков в пределах государства и привлечении дополнительного дохода.

Несомненно, большое значение в современной России уделяется туристскому потенциалу территорий, стратегическому развитию через национальные проекты, объединению государства с частным сектором, переориентации политики относительно ведения туристской деятельности и организации функционирования смежных отраслей (рис. 3).

Рис. 3 – Схема формирования эффекта влияния инициатив на развитие туризма

Источник: составлено автором

В настоящее время наблюдается активизация широкого перечня инструментов государственной поддержки туризма. Среди них и льготное налогообложение отдельных категорий предприятий, и создание программ субсидирования и софинансирование [4]. Исходя из тенденции расширения инструментария государственного регулирования в туризме, стоит подчеркнуть тот факт, что в России обеспечение поддержки во многом зависит от уровней реализации соответствующих мероприятий, и соответственно, от государственных организаций, на которые возлагается ответственность (табл. 1).

Табл. 1 – Уровневое деление развития туристского комплекса в России


Уровни развития туризма
Описание
I
Национальный (федеральный) уровень
Общестрановой уровень обеспечения поддержки развития туристского комплекса, который определяется разработкой национальной политики, касающейся сектора, планов и программ, категоризацией территорий
II
Региональный уровень
Стратегическое планирование развития регионального туристского комплекса через разработку планов по совершенствованию инфраструктуры, образования и т.д. с учетом локальных особенностей
III
Муниципальный (местный )уровень
Реализация мер по созданию условий для благоприятного развития туристской деятельности в границах муниципалитетов
IV
Локальный уровень
Уровень, который характеризуется деятельностью туристских организаций, чьи продукты и маркетинговые меры позволяют поддерживать востребованность регионов
Источник: составлено автором по [4; 11]

Повышение интереса со стороны государственных структур к решению проблемы поддержки и продвижения отечественного туристского комплекса вполне естественно. Преимущественно это связано с вопросами экономической безопасности, которые затрагивают национальные, общественные и территориальные потребности. Данное заключение подтверждено многочисленными национальными проектами, которые разработаны и функционируют, напрямую или косвенно, подчеркивая инициативы по благоустройству территорий, улучшению и доступности условий проезда, развитию кадрового, технического потенциала и т.п.. Так например, среди ряда проектов следует отметить [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]:

I. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» (2019 – 2030 гг.). Проект, который влияет на развитие доступной и безопасной среды для путешествий за счет обновления и развития туристской индустрии в регионах, повышения доступности услуг, совершенствования клиентского сервиса, составления карты объектов и др. Отчасти эксперты приписывают к результатам реализации данного проекта тот факт, что за 2024 год число путешествий по России увеличилось до 72,76 млн, что значительно превышает показатели за 2020 год.

II. Национальная программа «Больше, чем путешествие» (с 2022 г.). Проект, который реализуется при частичной государственной поддержке со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Данная программа сформирована с целью осуществления поощрения участников и победителей конкурсных программ, олимпиад и иных проектов, развития кадрового потенциала отраслей, входящих в туристский комплекс. Удалось выявить, что в рамках проекта на 2023 год около 145 тыс. участников отправились в поездки по стране.

III. Национальный проект «Культура» (2019 – 2024 гг.). Проект, в рамках которого осуществляется финансирование и организационная поддержка творческих инициатив, структур в области культуры.

IV. Национальный проект «Образование» (2019 – 2024 гг.). Проект, представленный в комплексе программ, ряд которых определяется мероприятиями по организации образовательных курсов, созданию центров, реализации инициатив по обучению, обмену опытом и сотрудничеству между представителями индустрии туризма и сервиса.

V. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (2018 – 2024 гг.). Данный проектный комплекс включает льготное кредитование, которое может коснуться туристско-рекреационных объектов, грантовые программы, благодаря которым реализуется строительство новых туристских предприятий, разработка сервисов, поддержка нишевых видов туризма. Так, за первое полугодие 2023 года объем льготного кредитования предприятий туристского комплекса увеличился практически до 26 млрд руб.

Несомненно, государственный сектор заинтересован в развитии туризма, т.к. экспорт туристского продукта в перспективе повлияет на установление партнерских взаимоотношений с дружественными государствами в контексте рассматриваемого вопроса, упрощение выхода российских компаний на внешний рынок, привлечение иностранных инвестиций. Так, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. № 2129-р (далее – Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года), является основным документом, определяющим перспективы осуществления регулирования усиления позиций отечественного туристского комплекса [3]. Документ отражает основные положения в рамках проблемы комплексного развития внутреннего и въездного туризма, создания условий для реализации и продвижения качественного, конкурентоспособного туристского продукта.

В частности удалось выявить, что уровень продвижения туристского комплекса проявляется через популяризацию нишевых видов деятельности, что подчеркивается и в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Далее представлен рисунок, отображающий последовательность этапов поддержки развития узконаправленного туризма в регионах России (рис. 4).

Рис. – Алгоритм принятия решений о поддержке нишевых видов туризма в регионах России

Источник: составлено автором по [1; 7; 20]

Исследуя представленную схему, важно отметить, что в разные периоды времени на национальном уровне профессиональным туристским сообществом поднимаются вопросы развития отдельных туристских направлений. С одной стороны, это касается организации стратегических сессий, форумов и выставок, в рамках которых обсуждаются проблемы поддержки конкретных регионов с недостаточно раскрытым потенциалом. С другой стороны, подобные мероприятия стимулируют рост интереса к отдельным видам туризма, сфокусированным вокруг смежных секторов экономики (промышленный туризм, автомобильный туризм, гастрономический туризм и т.п.). В качестве положительного опыта стоит выделить [13; 14; 16]:

I. Формирование официального документа «Концепция развития автомобильного туризма и малых объектов размещения в Ленинградской области». Концепция отражает основные преимущества, недостатки, задачи, инструменты и методы, исследованные специалистами в контексте решения проблемы создания условий для развития направления в регионе. На период 2023 года на территории Ленинградской области зафиксировано порядка 23 активных проектов в формате государственно-частного партнерства, объем инвестиций в которые составил около 25 млрд руб.

II. Проведение стратегической сессии «Промышленный туризм» в 2024 г., которая была инициирована Российским Союзом Туриндустрии (РСТ). В результате сессии были определены компетенции ведущих органов и министерств с точки зрения разработки и продвижения политики развития промышленного туризма в регионах. В числе основных структур, на которых были возложены обязательства по контролю за становлением направления, Министерство промышленности и торговли, Министерство экономического развития, Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Министерство труда и социальной защиты и т.д.

Несмотря на социально-культурные тренды в обществе, порождающие акцентуацию внимания на нишевом туризме, что в совокупности позволяет своевременно актуализировать туристские продукты и формировать более эффективный механизм управлений на конкретный период времени, отмечаются и недостатки. Разный уровень развития туризма в ряде регионов является частью неравномерного экономического развития, которое со временем усиливается, несмотря на попытки государственных структур повлиять на установление сбалансированности за счет узконаправленных видов туристской деятельности [5; 8].

Следовательно, с течением времени представители государственных структур и профессиональные сообщества стараются подходить к решению вопроса развития туризма в Российской Федерации более планомерно. Так например, в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и государственной программы «Развитие туризма» был разработан стратегический документ – мастер-план.

В основе документа находится комплексный подход, сочетающий пространственное планирование и отражение отличительных особенностей регионов. В совокупности, деятельность в рамках данной программы контролируется и осуществляется проектным офисом ООО «ПроГород» и Министерством экономического развития Российской Федерации, которое выступает в качестве заказчика. Проект предполагает исследование потенциала российских регионов, разработку методических рекомендаций, туристских схем и т.п. [13], [14].

Принципиальное отличие стратегического разграничения территорий по уровневому признаку в условиях мастер-плана туристского развития от традиционного восприятия зонирования с соответствующими целями в том, что объектная и предметная составляющие определяются особенностями туристского комплекса и территорий [6]. Кроме того, эксперты определяют макрорегиональный уровень помимо федерального. Специфика в том, что этот уровень объединяет 12 макрорегионов с наиболее явным туристским потенциалом14.

Таким образом, в результате проведения данного исследования, удалось составить список характерных черт современного уровня развития отечественного туристского комплекса в парадигме государственного регулирования (табл. 2).

Табл. 2 – Основные черты стратегического подхода к государственному регулированию развития отечественного туристского комплекса


Основные черты
Характеристика
I
Поддержка тенденций разработки региональных стратегических карт развития
Исследование и документирование специфики рассматриваемых территорий, ресурсного обеспечения, потребностей и проблем, которые в дальнейшем определяют направления пространственного и туристского развития
II
Разработка концепций и мастер-планов развития территорий
Аналитика и переоценка данных, раскрывающих специфику территорий и их ресурсности, определение их достаточности для комплексного развития и формирование информационной базы под концепции и планы с учетом доступных инструментов и подходов, иных методологических знаний
III
Инфраструктурное развитие в качестве основного параметра оценки эффективности
Такие государственные инициативы, как «Развитие туризма» (до 2030 г.), предполагают, что в основе стратегирования туризма лежит становление и расширение возможностей туристских макротерриторий, во многом за счет поддержки предпринимательских и общественных инициатив
IV
Мониторинг и учет трендовых течений
Социально-культурные тренды определяют современные тенденции развития туристского комплекса, т.к. они формируются, исходя из потребностей общенационального или ограниченного общественного толка
V
Анализ внутренней и внешней сред
Данный аспект раскрывается через учет опыта соседних регионов и зарубежных дестинаций, а также исследование перспективности подключения потенциала косвенно связанных с туризмом отраслей и секторов
Источник: составлено автором по [2; 9; 10; 15]

Заключение

В результате данного исследования, следует отметить, что в статье были проработаны основные аспекты, характеризующие современный уровень развития отечественного туристского комплекса. Среди особенностей, выявленных в процессе анализа, удалось выделить то, что государственная политика с течением времени становится более эффективным инструментом развития туристской сферы. Государственная поддержка сферы туризма в России ориентирована на раскрытие кадрового, технологического и инфраструктурного потенциала, что прослеживается в смещении фокуса на более актуальные ее формы, в числе которых государственно-частное партнерство, поддержка специализированных программ (акселераторов, профильных проектов и т.д.), субсидирование.

Естественно, что направленность государственных структур к комплексному подходу в осуществлении стратегирования развития туристского сектора в дальнейшем положительно отразиться для представителей индустрии в совершенствовании нормативно-правовой базы, расширении и улучшении цифровой инфраструктуры, сотрудничестве с государственными организациями с целью достижения положительного синергического эффекта.

[1] Правительство России // Дмитрий Чернышенко: 2024 – рекордный по числу туристических поездок по России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/53924/ (дата обращения: 23.01.2025).

[2] Центр правовой защиты и социально-культурной адаптации мигрантов «РОСМИГРАНТ» // Более 15 млн иностранцев посетили РФ в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://росмигрант.рф/press-center/news/novosti/bolee-15-mln-inostrantsev-posetili-rf-v-2023-godu/ (дата обращения: 24.01.2025).

[3] Национальные проекты РФ // Туризм и индустрия гостеприимства. Чернышенко: в 2021 году Россию посетили 5 млн иностранных туристов. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/chernyshenko-v-2021-godu-rossiyu-posetili-5-mln-inostrannykh-turistov/ (дата обращения: 24.01.2025).

[4] РБК Компании // Какова роль государственного финансового регулирования в развитии туризма. [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/news/ZQj5hSaYA3/kakova-rol-gosudarstvennogo-finansovogo-regulirovaniya-v-razvitii-turizma/ (дата обращения: 25.01.2025).

[5] Национальные проекты РФ // Туризм и индустрия гостеприимства. Инициативы проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm/ (дата обращения: 25.01.2025).

[6] Больше, чем путешествие. [Электронный ресурс]. URL: https://morethantrip.ru/?ysclid=m69ss937vt386286489 (дата обращения: 25.01.2025).

[7] Правительство России // Национальный проект «Культура». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/842/events/ (дата обращения: 25.01.2025).

[8] Правительство России // Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/833/events/ (дата обращения: 25.01.2025).

[9] Правительство России // Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/864/events/ (дата обращения: 25.01.2025).

[10] Национальные проекты РФ // Малый и средний бизнес развивает туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/malyy-i-nbsp-sredniy-biznes-razvivaet-turizm/ (дата обращения: 25.01.2025).

[11] Национальные проекты РФ // Нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства»: итоги работы в цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/natsproekt-turizm-i-industriya-gostepriimstva-itogi-raboty-v-tsifrakh/ (дата обращения: 25.01.2025).

[12] Министерство экономического развития Российской Федерации // В первом полугодии втрое увеличился объем льготного кредитования туризма по нацпроекту МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/v_pervom_polugodii_vtroe_uvelichilsya_obem_lgotnogo_kreditovaniya_turizma_po_nacproektu_msp.html (дата обращения: 25.01.2025).

[13] Национальные проекты РФ // Мастер-план по развитию туризма в РФ подготовят к декабрю 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/news/master-plan-po-razvitiyu-turizma-v-rf-podgotovyat-k-dekabryu-2022-goda/ (дата обращения: 24.01.2025).

[14] Ассоциация туроператоров // Туристический мастер-план России до 2035 года. Что о нем известно. [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/node/50176 (дата обращения: 24.01.2025).


Источники:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24.11.1996 (с изм. на 18.04.2018)
2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» (с изм. от 16.12.2024 г.)
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035» от 20.09.2019 г. № 2129-р
4. Стратилатова И.И. Планирование туризма на региональном и местном уровнях. / Электронный образовательный ресурс для студентов направлений подготовки 43.03.02 Туризм. - Набережные Челны: НЧИ К(П)ФУ, 2018. – 73 c.
5. Еремичева П.Ю., Кучумов А.В. Краткий анализ тенденций и проблем в развитии туристского потенциала Камчатского края // Устойчивое развитие технологии сервиса, услуг гостеприимства и общественного питания: Материалы XIII Международной студенческой научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2024. – c. 33-42.– url: https://elibrary.ru/download/elibrary_67886665_19383370.pdf.
6. Зигерн-Корн Н.В. Мастер планирование как инструмент развития туристских территорий. / Монография: Пространственное развитие регионов России: формирование новых подходов в условиях глобальных вызовов. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2024. – 192-203 c.
7. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2012. – № 2. – c. 68-75. – url: https://istina.ipmnet.ru/publications/article/714970/.
8. Кучумов А.В., Волошинова М.В., Еремичева П.Ю. Нишевый туризм как способ нивелировать неравномерное развитие туризма в регионах России // Проблемы современной экономики. – 2023. – № 4(88). – c. 161-164.
9. Кучумов А.В., Еремичева П.Ю. Роль государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2024. – № 4. – c. 287-294. – doi: 10.29025/1994-7720-2024-4-287-294.
10. Леонидова Е.Г. Стратегический подход к развитию туризма в контексте моделирования структурных изменений экономики региона // Управленческое консультирование. – 2019. – № 12(132). – c. 133-141. – doi: 10.22394/1726-1139-2019-12-133-141.
11. Магеррамова Ф.Э., Балашов А.И. Система государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации // International Journal of Professional Science. – 2019. – № 5. – c. 56-64. – url: http://scipro.ru/article/09-05-2019.
12. Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию (Росстат). Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/other/statistika/chislo-vezdnykh-turistskikh-poezdok-inostrannykh-grazhdan-v-rossiyskuyu-federatsiyu-rosstat/ (дата обращения: 23.01.2025).
13. Проектам ГЧП в сфере туризма в Ленобласти – зеленый свет. Официальный сайт Правительства Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/68475/ (дата обращения: 25.01.2025).
14. Концепция развития автомобильного туризма и малых объектов размещения в Ленинградской области. Официальный сайт Комитета по культуре и туризму Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://travel.lenobl.ru/ru/deiatelnost/koncepciya-razvitiya-avtomobilnogo-turizma-i-malyh-obektov-razmesheniy/ (дата обращения: 25.01.2025).
15. Туризм в России: перспективы и вызовы. Контекст, главные тренды и предложения. Официальный ресурс аудиторско-консалтинговой организации «Kept». [Электронный ресурс]. URL: https://assets.kept.ru/upload/pdf/2024/06/ru-russian-tourism-kept-survey.pdf (дата обращения: 25.01.2025).
16. Резолюция стратегической сессии Российского Союза Туриндустрии «Промышленный туризм» от 16.04.2024 г. Rst.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rst.ru/assets/files/docs/rezolyuciya_promyshlennyj_turizm_2024_1.pdf?ysclid=m2kg0gxnl99172495 (дата обращения: 25.01.2025).
17. Туризм. Въездные и выездные туристские поездки. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 23.01.2025).
18. Туризм в России. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ps/tourism/ (дата обращения: 23.01.2025).
19. Статистический бюллетень Росстата к Всемирному дню туризма. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2024.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
20. Romanova G., Vetitnev A., Dimanche F. Health and Wellness tourism. Health and Wellness tourism. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/302140629_Health_and_Wellness_Tourism (дата обращения: 24.01.2025).

Страница обновлена: 12.03.2025 в 20:43:00